Гермоген, епископ ринокурурский, сказал: один и тот же Св. Дух вещал о вере в отцах, бывших в Никее, и в душе и в языке святейшего и праведнейшего отца и архиепископа Кирилла, написавшего послание для исправления того, что нехорошо говорил в церквах благочестивейший Несторий. Посему и я, удивляясь сему согласию и имея одно с отцами мнение, полагаю совершенно одинаково со святейшим собором. Евоптий, епископ Птолемаиды, из Пентаполя, сказал: я удивляюсь согласию между посланием святейшего и боголюбезнейшего отца нашего и архиепископа Кирилла, написанным для исправления неправославных выражений благочестивейшего Нестория, и между символом святейших и богочестивейших отцов наших, собравшихся в Никее, и не сознавая никакого изменения в первом (противу последнего), наравне со всем собором принимаю его, как согласное с православною верою. Фиваммон, епископ коптский, из Фиваиды, сказал: прочитанное послание святейшего отца нашего Кирилла ни в чем не отступает от догматов, изложенных на соборе никейском, и равную с ними имеет силу к утверждению православного учения и низложению еретических мудрований: посему и я так верую и так исповедую. Зинон, епископ города Курия 168 на острове Кипре, сказал: так как определения святых отцов никейских вполне согласны с тем, что писал святейший отец наш архиепископ Кирилл, то и мы согласно с ними исповедуем ту же веру. Мартирий, епископ илистрский, сказал: с детства быв воспитаны в правилах никейского собора, мы надеемся сохранить их до конца (жизни). Выслушанное нами послание блаженнейшего архиепископа Кирилла мы находим согласным с теми святыми канонами, и уповаем до конца сохранить и соблюсти (в здравой вере) порученный нам народ. Исихий, епископ парийский, сказал: хотя я один здесь из моего округа, и пришел сюда по обету, впрочем не обинуясь исповедую ту же веру, которую предали святейшие и благочест-вейшие отцы, собравшиеся в Никее, и которую подтвердил святейший и боголюбезнейший Кирилл в своем послании к достопочтеннейшему Несторию. Елладий, епископ атрамитийский, сказал: принимаю изложение (веры) 318 святейших и боголюбезнейших отцов наших и послание блаженнейшего архиепископа Кирилла, и эту веру буду хранить (навсегда).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Кто научил тебя, о блаженный Иоанне, изглаголать сие? – Озеро Геннисаретское? но оно не преподает догматов. Рыболовство? но оно не богословствует. Заведей? но он не учен. Отечество? но оно не знатно. Иудеи? но они – преступники закона ( Рим. 2:27 ). Закон? но он был тению ( Евр. 10:1 ). Пророк Моисей? но он худогласен и косноязычен ( Исх. 4, 10 ). Царь Давид? но он червь, а не человек ( Пс. 21:7 ). Как же ты изглаголал: в начале бе Слово? Кто вознес тебя на толикую высоту? Кто дал таковые крылья твоему уму? Верою оставив землю, ты прошел воздух, перелетел надземные высоты, возвысился над небесами, миновал Архангелов, поравнялся с Серафимами, предстал Херувимскому престолу Господа, – воскрылившись верой, прогремел рождение недомыслимое, проповедал бытие непостижимое и возвестил о Боге – Слове безначальном, говоря: в начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово. Велика благодать, возлюбленные! Человек (трех локтей) восшел на небо умом и мыслями, вкупе со Словом, – и там очами веры зрел происшедшего бесстрастно из недр Отчих, и Бога, рожденного от Бога, – видел Духа Божия со Отцом и Сыном поклоняемого, Троицу во единице славимую, в трех Ипостасях разделяемую и естеством соединяемую. Евангелист превзошел и самых Серафимов, потому что они от блистания закрывают лица ( Ис. 6:2 ), а он, по благодати, изглаголал и рождение и бытие Бога – Слова. После того, сошедши с небес опять на землю, (Евангелист) сказал: Слово плоть бысть. Он видел таинство Божие, совершившееся без перемены и изменения, – видел Слово, на земле воплотившееся и небес не отступившее, – видел чрево пространнейшее неба, – видел Матерь безмужнюю и рождение безболезненное, –видел (Бога) рождаемого, как человека, – видел младенцем Того, Кто совершен прежде веков, – видел повиваемого пеленами Того, Кто властью разрешил (погребальные) пелены Лазаря ( Ин. 11:44 ). Он видел тварь, показавшую Творца, – видел в пещере очистительную жертву за мир, – видел тварь, носящую Творца, – видел питаемым Питавшего питающую, – видел в лоне матернем Того, Кто не оставил лона Отчего, –видел поклоняемым от волхвов Того, Кого прославляли Ангелы, – видел бежавшим плотью в Египет Того, Кто держит землю горстию ( Ис. 40:12 ), – видел крещаемым водой Того, Кто извел воды из земли. (Евангелист) видел Учителя преданным от ученика, – видел связанным Того, Кто не разрешил девства Матери, – видел представшим Пилату Того, Кто создал Пилата из брения, – видел увенчанного тернием Того, Кто увенчал землю цветами, – видел распятым на земле Того, Кто превознесен на небесах, – видел мертвым во гробе Того, Кто восставлял мертвых из гроба, – видел воскресшим Того, Кто предвозвестил воскресение, – видел сошедшим во ад Восшедшего на небеса: ад изблевал Того, Кого поглотил по неведению.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Он кроток, как агнец: против Него устремится волк с разверстыми челюстями, заскрежещет на Него зубами своими; однако не возможет поглотить непорочной плоти Его: ибо плоть Его не увидит нетления ( Пс. 15:10 ; Деян. 2:31 ). Агнец поразит волка, заставит кровожадного зверя изрыгнуть из чрева своего всех, содержимых им от начала мира, и изведет их из глубины ада, как Иону из чрева китова ( Ион. 2:14 ). Стекайтесь цари: ибо Царь славы облекается пеленами, как багряницей. Стекайтесь, князи: ибо Князь мира ( Пс. 9:6 ), уготовив Себе в девственном горниле оружие плоти, и закрепив оное неистленным Божеством, умертвил враждебного диавола. Стекайтесь, властелины: ибо властелина земного сменил Властелин небесный, у Которого благолепная колесница – Пресвятая Дева Мария, торжественное облачение – бессеменная плоть, драгоценные камни – жизни святых, маргареты неоцененные – многоценные предсказания пророков. Он не золото расточает, влекущее к невоздержанию, но изливает милосердие Свое, приобретающее нам спасение. Стекайтесь, граждане: ибо Судия живых и мертвых принял образ простого человека, облекся в одежду плоти человеческой, дабы уловить хищного диавола, скрывающегося в дубравах душ, и снять с него всеоружие. Чудная одежда! Дивное облачение! Необыкновенная ткань, превышающая все искусство человеческое! – Неискусобрачная Отроковица! отколе Ты прияла волну для исткания одежды, в которую облачился ныне Господь твари? Где обрела Ты орудие для составления нешвенного сего хитона? – Природа! выслушай слова мои, и открой мне тайну. „Для меня, говорит природа, чуждо искусство такого чудного составления. Я тку одежды, подлежащие тлению. Адам облекся в мою одежду – и обнажился, и от стыда покрыл себя листвием смоковным“. Для обновления-то истлевшей одежды сама Премудрость облеклась в одежду плоти, исткав ее в чертоге Девы орудием Божественного художества. Но для неверующих Иудеев я желаю вопросить и Деву. Скажи мне, неневестная Дева, как Ты соделалась Матерью, и пребыла Девою? Удостоверь Иудеев; загради уста неверным.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

И в сем торжестве (которое мы совершаем днесь) не все ли дивно, не все ли ново, не все ли полно величия, славы, благоговения? Что же, именно, чудного заключается в настоящем празднике? Но прежде, умоляю вас, слушайте меня с благоснисхожением: ибо слово мое, которым дерзаю возвестить вам и изъяснить тайны Божии, скудно и бессильно. Итак, что же чудного в нынешнем празднике? – Неизъяснимое таинство соединения Божества с человечеством: здесь рожденное не осквернилось нечистотами рождения; воплощение бесстрастно облекло во образ человеческий Того, Кто чужд всякого образа и вида чувственного. Чудное, поистине, рождение! Рожденный и имеет начало и не имеет начала: ибо по человечеству Он имеет начало, а по Божеству – вечен и безначален. Тот, Который есть образ Отчей ипостаси ( Евр. 1:3 ), восприял человеческий образ, и, однако же, Троица не умножилась до четверицы. Две соединились природы, и однако же один родился Сын. Слово и плоть соединились неслиянно, и Тот, Который вчера родился по плоти, поколику есть от Отца – Бог, поколику от меня – человек. О, таинство страшное и чудное! Кто видал когда, чтобы царь облекся в одежду раба? или чтобы око смертного объяло зрением своим все солнце?... Когда же плоть, не изменяясь по существу, соединилась с Богом, – когда как не днесь? После того, как Св. Дева уготовила чрево Свое, Слово проникло чрез слух, и Дух Святой образовал живой храм; Всевышний уничижил Себя до зрака рабского, и Девственное чрево явило, наконец, оное таинство Божественного домостроительства. О, чрево, пространнейшее небес! О, плод, спасения сосуд. О, утроба, вместившая купно и вещество и Образователя!... О, таинство, существа коего изъяснить я не в силах! О, рождение, которое всем людям сообщило и радостно-торжественно возвестило не о начале Божия бытия, или изменении существа Его, – не об уменьшении Его могущества, не об отделении, наконец, Сына от вечного Родителя; но о существенном единении Бога и плоти, о благословенном плоде чрева, о пришествии Бога, о чуде, от века в Боге сокровенном, о разрешении от клятвы и уничтожении осуждения, о вечном существовании и купно о рождении по плоти от Девы – одного и того же Сына и, наконец, о поклонении, которое воздает Ему вся тварь! Ему слава и держава во веки веков. Аминь 65 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Его-то посредством коварных своих речей вздумал сделать ты отступником. Ты восхотел также развратить боголюбезный народ и рассеял множество отцов, живших в тишине уединения. Неудовольствовался ты погублением самого себя чрез богохульство, но распространил хульные мысли по всей вселенной. И вот исполнились на тебе слова: в делах руку своею увязе грешник ( Пс. 9, 17 ). Ты отлучил от общения святой клир пресвитеров и диаконов, которые обличали твое неблаговременное исступление, и (убеждали тебя), чтобы ты не мудрствовал согласно с Арием. И я теперь не падшего попираю, не утопающего погружаю, но низлагаю суетную ложь беззаконных замыслов. Кто видел, чтобы корабль, благополучно прибывший в спокойную пристань, потерпел крушение? Кто видел, чтобы боец, павший на месте боя, не вставал и не поправлялся? Но не простирали ли мы тебе руку помощи, когда ты пал и потерпел крушение в вере? Свидетелем сего да будет тебе почтенный и святой архиепископ великого Рима Келестин, который настойчиво просил тебя чрез письмо, чтобы ты отстал от суетного и бесполезного и ни на чем не основанного учения. (Да будет тебе свидетелем сего) и наше смирение, так как и мы в кратких посланиях убеждали тебя выслушать наши слова о Боге. Но ты не внял нашим убеждениям, облекшись, (так сказать), в некое бесчувствие и безумие, хвастаясь злом, как бы сильный, и имея в мыслях беззаконное. И замышляя коварство, соделался ты секирою, изощренною против тебя самого. И вот Бог, о котором ты зломудрствовал, низложил тебя и исторг твой корень от земли живых, потому что ты не умел размыслить о Боге. Но довольно сказанного нами в обличение его. Бог есть судия и мздовоздаятель каждому по делам его ( Рим. 2, 6 ). Что же касается до нас самих, будем благоговейно чтить и смиренно исповедовать единение (т. е. между Божеством и человечеством во Христе), повиноваться боголюбезнейшему императору, покоряться начальствам и властям, и со страхом и трепетом чтить и славить нераздельную Троицу, ублажая и приснодеву Марию, святой храм (Божества) и Ея Сына и непорочного жениха: ибо Ему слава во веки веков.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Никто не слушай меня, а сан» р. 350. 1060 Hom. 3. § 4. Георгий Алекс. пишет, что словами пастыря о Евтропии сильно оскорбились многие, обвиняя Златоустого в излишней строгости против Евтропия. Как ни странно, это обвинение, но об нем говорить и сам Златоустый, говоря о Евтропии. См. прим. 132. 1065 Феодорит Н. Е. 5, 28, 29, 31. В другом сочинении Феодорит писал о Златоусте: «и другое сродство есть у тебя с апостолами: Ты первый воздвиг алтари у Скифов-Амаксобов, и тот, который едва сходил с коня; научился преклонять колени, стал повергаться на землю; не трогавшийся слезами пленников научился оплакивать грехи свои. Твой язык победил обольщения Магов, и необразованный народ Персидский возрастил молитвенные домы, – Вавилон более не стал чуждаться истинного Богослужения». Выписка Фотия из пятой Феодоритовой книги о Златоусте. Bibl. cod. 273, р. 1548, слова Прокла смотри в прим. 136. Если сам св. Златоуст говорил (см. зам. 124), что скифы, фракиане, сарматы славят Христа: то под фракиянами он конечно разумел не греков, которые и во Фракии давно славили Христа. Кто-ж эти фракиане? Моисей Хоренский (489) говорит: «страна фракиан лежит на восток от Далмации, близ Сарматии; во Фракии пять малых областей и одна большая, та самая, где семь славянских племен, и куда переселились готфы». Слова из его географии у Неймана Gesch. d. Armenisch. Litterat. s. 53, Lpz. 1836). Присовокупляя к сему то, что болгары в 5 в. застали в Мизии славян-христиан с цареградскими священниками (Assemani Calend. 2, 190) и что в готфском переводе Свящ. Писания (т.е. немецком, сделанном Ульфилою при императоре Валенте, когда некоторые из готфов сблизились с арианством) встречаются славянские слова (хлеб – hlaif и пр.), мы понимаем, что предметом Златоустовой заботливости были фракийские славяне, покоренные готфами. В 107 и 206 письмах Златоуст ясно говорит, что посылал епископа и пресвитеров в Готфию. См. зам. 180. 1066 К 400, а не к 401 г. относим путешествие св. пастыря; потому, что а) епископы, низложенные им, восстановлены в 404 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Церковь чтит память святителя Прокла, архиепископа Константинопольского 3 декабря, 2018. Новостная служба С юных лет все свое время он отдавал молитве и изучению Священного Писания 3 декабря. ПРАВМИР. Церковь отмечает память святителя Прокла, архиепископа Константинопольского. Святитель Прокл с юных лет все свое время отдавал молитве и изучению Священного Писания. Господь удостоил его великого счастья быть учеником святителя Иоанна Златоуста, который рукоположил его сначала в сан диакона, а затем в сан пресвитера. Святой Прокл был свидетелем явления апостола Павла святителю Иоанну Златоусту. От своего учителя святой Прокл получил глубокие знания Священного Писания, научился в совершенной форме излагать мысли. После изгнания и смерти святителя Иоанна Златоуста святой Прокл был рукоположен святым Патриархом Константинопольским Сисинием (426-427) в сан епископа города Кизика, но под влиянием еретиков-несториан паства изгнала своего святителя. Тогда святой Прокл вернулся в столицу и проповедовал Слово Божие в храмах Константинополя, укрепляя слушателей в православной вере, обличая еретиков. По смерти святителя Патриарха Сисиния святитель Прокл был возведен во архиепископа. Став Патриархом Константинопольским, управлял Церковью в течение двенадцати лет. Стараниями святителя Прокла при святом царе Феодосии II из Коман в Константинополь были перенесены мощи святителя Иоанна Златоуста. Константинопольская паства любила своего Патриарха за его подвижническую жизнь, за его заботу об обездоленных и за его проповеди. До наших дней дошли многие творения святителя. Наибольшей известностью пользуются направленные против несториан два слова святителя в похвалу Божией Матери и четыре слова на Рождество Христово, излагающие православное учение о Воплощении Сына Божия. Всеобщее уважение снискала деятельность святого Патриарха по устройству благочиния во всех церковных делах. Окруженный любовью и почетом, Прокл отошел ко Господу в преклонном возрасте. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-s...

Поэтому факт совершенства, неповрежденности и чистоты человеческого естества у Господа и несогрешившего Адама не говорит о совершенном тождестве их состояний» ( Леонов Вадим , свящ. Бог во плоти. Святоотеческое учение о человеческой природе Господа нашего Иисуса Христа. М., 2005. С. 98–99). 369 Предисловие, греческий текст и комментарий: ConstasN. Proclus. P. 193–211. Русский перевод: Святаго отца нашего Прокла, Архиепископа Константинопольскаго, Беседа о Воплощении Господа нашего Иисуса Христа//Христианское чтение. 1832. Ч. 48. С. 265–270. 370 Ср. у св. Григория Богослова : «Празднует и иудей, но по букве: ибо он, гоня закон телесный, в закон духовный не постиже ( Рим.9:31 ). Празднует и еллин, но телесно, сообразно со своими богами и демонами, из которых одни, по собственному признанию язычников, виновники страстей, а другие почтены богами за страсти; почему и празднование у них состоит в удовлетворении страстей, и грешить значит чтить бога, к которому под защиту прибегает страсть, как достохвальное дело. Празднуем и мы, но празднуем, как угодно Духу: а Ему угодно, чтобы мы говорили или делали что-либо подобающее. И праздновать – значит у нас приобретать для души блага постоянные и вечно обладаемые, а не преходящие и скоро гибнущие, которые, по моему рассуждению, мало услаждают чувство, а более растлевают его и вредят ему» (Свт. Григорий Богослов . Слово 11, 6//Святитель Григорий Богослов. Творения. Т. 1. М., 2007. С. 168–169). 372 Пантелеимон (Успенский) , иеромон. Христианская вера и жизнь как таинство//В память столетия (1814–1914) Императорской Духовной Академии: Сборник статей, принадлежащих бывшим и настоящим членам академической корпорации. Ч. I. Сергиев Посад, 1915. С. 551. 374 Критическое издание текста и комментарии см.: Constas N. Proclus of Constantinople. P. 212–214. Русский перевод: Святаго Прокла, Архиепископа Константинопольского, Слово на Рождество Господа 375 Русский перевод «Бесед» см.: Деяния Вселенских Соборов. Т. I. СПб., 1896. С. 479–495.0 самом Феодоте, первоначально бывшем другом Нестория, а затем ставшем его принципиальным противником, см.: De Nicola A. Teodoto di Ancira//Dizionario Patristico e di antichita Cristiana. Vol. II. Casale Monferrato, 1983. P. 3399–3400. 377 Критическое издание текста: Constas N. Proclus of Constantinople. P. 245–272. Русский перевод: Похвальное слово Пресвятой Богородице св. Прокла, архиепископа Константинопольскаго//Избранные слова святых отцев в честь и славу Пресвятой Богородицы. М., 1885. С. 9–13.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Прокл, в полном согласии с Никео-Цареградским символом, подчеркивает два рождения Бога Слова: по Божеству и по человечеству. Несторий, встретив этот вызов талантливого проповедника, вынужден был произнести как бы «встречную проповедь», которая сохранилась в латинском переводе Мария Меркатора 289 . Здесь он говорил, что тот, кто просто говорит (simpliciter dicit), что Бог родился от Марии, «проституирует догматы перед язычниками», делая христианскую веру предметом насмешек для них. Хотя признавая вместе с Проклом, что Христос не есть просто Бог или просто человек, Несторий отрицает два рождения Бога Слова, считая, что «рожденное человечество» (hiumanitatem generatem) сочеталось (coniunctum) с Божеством. По словам ересиарха, «мы исповедуем единое достоинство (ипат dignitatem) сочетания, но двоицу субстанций природ» (naturarum autem substantias duplices). Таким образом, противоположность догматических воззрений св. Прокла и Нестория в этих гомилиях обозначилась ясно и недвусмысленно. Известно, что догматические споры, возникшие первоначально в Константинополе, быстро вышли за пределы столицы, вследствие чего потребовался созыв Вселенского Собора для решения спорных вопросов. На этом Ефесском Соборе 431 года св. Прокл, как «титулярный епископ», не участвовал. Низложение Нестория опять поставило на повестку дня избрание нового архиепископа Константинопольского. Свидетельство об этом оставил опять же Сократ 290 , который констатирует, что в столичной церкви «вследствие низложения Нестория происходило страшное смятение, потому что чрез его пустословие... народ разделялся, а клирики все единогласно провозглашали ему анафему». Затем «следовало рассуждение об избрании епископа, – и многие избрали Филиппа, а еще больше голосов было в пользу Прокла. Мнение стороны, избравшей Прокла, конечно, одержало бы верх, если бы не воспрепятствовали некоторые люди сильные, говоря, что церковное правило назначенного в какой-либо город епископа запрещает перемещать в другой. Эти слова приняты были как верные и заставили народ замолчать.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

НА ЛИТУРГИИ Блаженны гласа на 6 и предпразднства песнь 3-я на 4. По входе тропарь воскресен, и предпразднства, и храма святаго. Таже тропарь Григория. Кондак воскресен и храма. Слава, Григория. И ныне, предпразднства. Прокимен, Апостол, аллилуия, и Евангелие, и причастен, прежде воскресен, и потом святаго, служба преподобническая. Святаго же Прокла служба поется, егда разсудит екклисиарх. Святитель Прокл , архиепископ Константинопольский († ок. 446–447), с юных лет всё свое время отдавал молитве и Богомыслию. Господь удостоил его великого счастья быть учеником святителя Иоанна Златоуста (†407, память 13 ноября), который рукоположил его сначала в сан диакона, а затем в сан пресвитера. Святой Прокл был свидетелем чудесного явления святого апостола Павла святителю Иоанну Златоусту . От своего учителя святой Прокл получил глубокие духовные познания, любовь к постоянному чтению Священного Писания, умение в совершенной форме излагать мысли. После изгнания и смерти святителя Иоанна Златоуста святой Прокл был рукоположен святым Патриархом Константинопольским Сисинием (426427) в сан епископа города Кизика, но под влиянием еретиков-несториан паства изгнала своего святителя. Тогда святой Прокл вернулся в столицу и проповедовал Слово Божие в храмах Константинополя, укрепляя слушателей в Православной вере, обличая заблуждения еретиков, в частности Феодора Мопсуэтского. По смерти Патриарха Сисиния святитель Прокл стал его преемником и возглавлял Константинопольскую Церковь в течение двенадцати лет (434447). Стараниями архиепископа Константинопольского Прокла в 439 г. из Коман в Константинополь были перенесены мощи святителя Иоанна Златоуста . В период патриаршества святителя Прокла Византию постигло сильное землетрясение, продолжавшееся несколько месяцев. В Вифинии, Геллеспонте, Фригии рушились города, исчезали с лица земли реки, в безводных прежде местах возникали губительные наводнения. Константинопольцы во главе с Патриархом и императором выходили из города и совершали молебны о прекращении невиданного по силе бедствия. Во время одного молебна из толпы был невидимой силой поднят в воздух мальчик и унесен на такую высоту, где человеческий взгляд уже не мог его видеть. Затем, целым и невредимым, отрок был опущен на землю и рассказал, что там, в вышине, он слышал и видел, как ангелы, славя Бога, поют: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный». Весь народ запел трисвятую молитву, присоединив к ней: «помилуй нас» – и землетрясение прекратилось. Эту молитву Православная Церковь поет за Богослужением и до сего дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010