Феодор, епископ гадарский, сказал: так как прочтенное послание святейшего и праведнейшего епископа Кирилла в содержании своем хорошо, благочестиво и сообразно с верою, изложенною св. отцами, сошедшимися в Никее, то и я принимаю его. Аиан, епископ сикамазонский, сказал: равно и я принимаю послание святейшего и праведнейшего епископа Кирилла, сообразное с православною верою, изложенною святейшими отцами нашими. Феодосий, епископ маставрский, из Азии, сказал: от начала и доныне я твердо содержал изложение веры св. отцов, сошедшихся в Никее, именно 318; верным остаюсь и согласному с ним посланию святейшего и боголюбезнейшего епископа Кирилла, которое он писал к благоговейнейшему епископу Несторию, и принимаю его, как согласное, по вышесказанному, с душеполезным учением отцов. Александр, епископ аркадиопольский, из Азии, сказал: согласно посланию боголюбезнейшего епископа Кирилла, единомысленному с верою, изложенною святыми отцами, собравшимися в городе Никее, т. е. 318, и я верую, и веровал, и желаю впредь так мудрствовать. Максим, епископ кумский, из Азии, сказал: послание святейшего и боголюбезнейшего отца нашего архиепископа Кирилла, согласное с православною верою, изложенною 318 святыми отцами, сошедшимися в Никее, я одобряю и принимаю, и исповедую, что эта вера православная. Феосевий (Феодосий), епископ приенский сказал: я содержу веру, изложенную 318 святыми отцами, которая от меня предана и святым Божиим церквам; равно принимаю и послание святейшего и боголюбезнейшего архиепископа Кирилла, писанное к благоговейнейшему Несторию, так как оно согласно с верою св. отцов, бывших в Никее. Евтропий, епископ евасский, сказал; сообразно вере 318 епископов, сошедшихся в Никее, и посланию боголюбезнейшего епископа Кирилла, согласному с нею, я веровал, верую и в этой вере желаю умереть. Евфалий, епископ Колофона азийскаго, сказал: вере св. отцов, сошедшихся в Никее, и согласному с нею посланию святейшего и благочестивейшего епископа Кирилла к благоговейнейшему Несторию, повинуюсь, одобряю и верую по сему преданию.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Светлейший комит Кандидиан сказал: когда прочитана была грамота, последовало всеобщее рукоплескание, так что я подумал было, что в точности исполнено будет все, предписанное благочестивейшими нашими императорами, – и возрадовался. Когда же после сего стал я убеждать, чтобы все покорились требованиям грамоты, никто не хотел меня выслушать; напротив, как досточтимейших епископов, посланных святейшим епископом Несторием, и тех, которые были с ними, изгнали они с бесчестием, так и меня, когда я с большею настойчивостию стал убеждать их, выгнали из своего собрания, на том основании, что я не имел права участвовать в их постановлениях. Они даже не дозволили прочитать увещание, посланное к ним благочестивейшими епископами, как известно это святейшим епископам, бывшим со мною, которые могут засвидетельствовать и о том, что сделано было мною в это время. Обо всем этом мы дали знать владыкам вселенной, объяснив, что мы дожидаем прибытия твоей святости и святейших епископов, находящихся при тебе. Боголюбезнейший архиепископ Иоанн сказал: пусть и нам прочитана будет благочестивая грамота. И когда святейшие епископы встали с своих мест, светлейший комит Кандидиан прочитал. – После сего благочестивейшие епископы вознесли молитвы о благочестивой их (императоров.) державе; за тем боголюбезнейший архиепископ Иоанн сказал: ясность благочестивой этой грамоты достаточна была для того, чтобы внушить им всякую благопристойность, хотя бы они и не принадлежали к священному чину. Но если по прочтении грамоты, как сказано вашею светлостию, все исполнилось смятения, и они причинили оскорбление как боголюбезнейшим епископам, так и твоей светлости: то мы, выслушав, грамоту с подобающим благоприличием и покорностию, изъявляем готовность исполнить предначертания боголюбезнейших наших императоров, если Бог поможет. Но прошу твою светлость поведать нам, не было ли еще чего сделано ими. Светлейший комит Кандидиан сказал: так как святость твоя желает знать все точно и в порядке, справедливым нахожу сказать тебе и о прочем. На следующий день, когда мне совершенно неизвестно было, что у них происходило, вдруг услышал я, что святейший епископ Несторий низложен ими; грамота о низложении его была выставлена публично, я сорвал ее, прочитал и отослал к благочестивейшим нашим императорам. Спустя немного я услышал, что даже публичные глашатаи ходят по площади и торжественно возвещают о низложении упомянутого святейшего епископа Нестория. Узнав об этом, я послал к ним запрещение – предпринимать чтобы то ни было сверх того, что предписано благочестивейшими наши императорами, и святейшим нашим епископам, которые не присутствовали в их собрании, внушил, чтобы они дожидались прибытия вашей святости.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Не так было в Понте и Асии. Так, когда около 426–427 гг. Сисинний Константинопольский назначил Прокла на Кизическую кафедру, так что тот становился митрополитом Геллеспонтским, это вызвало непреодолимое противодействие местных жителей, которые поставили своего собственного кандидата. Тем не менее, согласно Сократу, существовал закон, предписывавший не совершать архиерейских хиротоний без согласия Константинополя; однако создается впечатление, что это было частное постановление, вынесенное в пользу одного только Аттика (... ς A­ ττικω μνω εις πρσωπον παρασχεθντος) 1491 . Тем не менее на Халкидонском Соборе Диоген Кизический был одним из убежденных сторонников прав Константинополя в отношении хиротоний митрополитов 1492 . Его точку зрения не разделяли епископы провинции Асии, которые требовали соблюдения правил, ссылаясь, по-видимому, на правила, принятые Никейским, Антиохийским и Лаодикийским Соборами 1493 . Что касается Понтийского диоцеза, то там привилегии Константинополя в вопросе хиротоний не считались его формально утвержденными правами, доказательством тому служит отказ одобрить резолюцию со стороны Евсевия Анкирского и Фалассия Кесарийского 1494 . Существовал конфликт между двумя концепциями церковного устройства: согласно нормам древнего права, каждая провинция обычно имела автокефалию; исключениями, число которых было к тому же строго ограниченным, являлись Рим, Александрия и Антиохия. Согласно новому праву, нормы которого еще не получили официальной санкции, развивалась тенденция к широкому контролю со стороны основных кафедр над обширными областями. Этот процесс позднее привел к образованию патриархатов. Данное явление наблюдалось вокруг всех упомянутых кафедр, и непонятно, почему некоторые римско-католические ученые сосредоточили свою критику только на Константинопольской кафедре 1495 . В постановлении признавалась, таким образом, за архиепископом нового Рима юрисдикция, превосходящая митрополичью, в диоцезах Понта, Асии и Фракии, причем за митрополитами этих территорий сохранялись их прерогативы в отношении назначения епископов.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_lyuile/pr...

Как дерзну я, нечистый человек, очистить Бога безгрешного? Как дерзну простереть руку свою на верх Содержащего вся? Как дерзну прикоснуться Тому, пред Кем трепещут полки ангельские? Как дерзну приступить к Тому, к Кому не смеют приближаться серафимы, почему и взывают со страхом: „свят, свят, свят! Воистину, исполнь небо славы Твоей и земля – чудес Твоих»! Как дерзну приступить к Неприступному, пред Которым трепещут херувимы и все вои горних Сил? Как дерзну крестить Творца естества? как дерзну крестить Того, Кого ужаснулось небо? Как дерзну крестить Того, пред Кем Иордан обратился вспять? Как дерзну крестить Того, Кого купина не могла зреть, (распалялась, а не сгорала)? Как дерзну крестить Того, Кого видев (насколько может видеть естество человеческое) Авраам нарек себя землею и пеплом? Как дерзну крестить Того, с Кем Иаков боролся, и ублажается как благословенный? Как дерзну крестить Того, Кого усрамился Иосиф сотворить беззаконие и стал учителем вселенной? Как дерзну крестить Того, Кого имея помощником Иисус Навин разрушил Иерихон до основания? Как дерзну крестить Того, Кого видев Исаия сам нарек себя окаянным, – Кого видев Иезекииль к земле припал? Как дерзну крестить Того, пред Кем трепетал Даниил, сподобившийся того великого видения? Как дерзну крестить Того, Кому угодив Енох был преставлен на место покоя? Как дерзну крестить Того, Кого видев небрегомого иудеями Илия утвердил небо железными ключами? Как дерзну крестить Того, ради Кого тот же Илия взошел на колеснице огненных коней? Как дерзну крестить Того, Кого умолив Елисей прешел Иордан посуху? Как дерзну крестить Того, Кому помолившись Сампсон челюстью сокрушил войско и, как чистый пред Богом, остался непобедимым? Как дерзну крестить Того, Кому помолившись Гедеон с малою дружиною разбил мадиамлян? Как дерзну крестить Того, Кому Давид, помолившись, убил Голиафа? Как дерзну крестить Того, Кого родила чистая Дева Мария, и по рождении пребывшая Девою (ибо Того, Кого святые мужи не могли достойно видеть, родила чистая девическая утроба, как восхотела)

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Поэтому справедливо говорил блаженный (апостол) Павел: сия вся образи прилучахуся онем: писана же быша в научение наше, в них же концы век достигоша ( 1Кор. 10:11 ), т. е., все это происходило с ними – с иудеями, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков. Иудеи, очевидно, заблуждались, не разумевая истины: аще бо быша разумели, не быша Господа славы распяли ( 1Кор. 2:8 ); они, несчастные, не понимали, что прообразования и пророчества продолжаются до тех пор, пока не явилась Сама Истина. Ваятель, намереваясь отлить статую царскую из золота, серебра, или меди, предварительно изготовляет образец для нее (статуи) из глины, и, пока не совершит настоящей статуи из золота, серебра или меди, – до тех пор тщательно хранит образец глиняный, как необходимо для него нужный; когда же совершит подлинную статую, тогда уже разрушает глиняный образец, как бесполезный и ни на что ему не нужный. Таким образом, и иудеи, прежде чем явилась человекам Истина, по справедливости сохраняли образы, но по явлении Господа нашего Иисуса Христа, возвещавшего о Себе: Аз есмь свет миру, и истина, и живот, и воскрешение ( Ин. 8:12; 14:6; 11:25 ), – напрасно сохраняют образы, которые уже и не суть образы. Да престанут же (богопротивные) иудеи закалать бессловесное овча для искупления народа: ибо заклан таинственный Агнец, Сын Божий, вземлющий грехи мира ( Ин. 1:29 ), и искупивший нас от губителя. Да оставят они древний квас и приимут новое смешение истины; да престанут они вкушать горькое зелие: ибо Господь испил за нас желчь, чтобы растворить для нас сладостию, даруемые Им источники исцелений. Поэтому да празднуют с нами не в квасе злобы и лукавства, но в бесквасиих чистоты и истины ( 1Кор. 5:8 ), дабы и по исходе из этой жизни нам единодушно прославлять Господа славы, вместе с Ангелами, взывая: Господь воцарися, в лепоту облечеся ( Пс. 92:1 ). Ему слава, честь, и поклонение во веки веков. Аминь 49 . 49 Curs. Compl. Patrolog., edit. Migne, tom LXV, col. 795–800; cp. Bibliot. Patr. Concionat., tom IV, p. 80; Христ. Чтен. 1840 г., II, 56–61 стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Не Несторий, a Дорофей маркианопольский провозгласил, как утверждали, анафему тому, кто Св. Деву называет Богородицею. Несторий был сравнительно умерен в своих воззрениях. К тому же он выступил глубоким чтителем памяти св. Златоуста. Вот почему он, человек пришлый, встретил в Константинополе не одни только бурные протесты и пасквили, развешиваемые по улицам, а и сочувствие и даже рукоплескания, и это не смотря на то, что он нашел в Константинополе себе двух сильных противников в лице отстраненных претендентов на константинопольскую кафедру — Прокла, нареченного епископа кизикского, и ученого пресвитера константинопольского Филиппа, и скоро навлек на себя неблаговоление могущественной августы Пульхерии. Конечно, некоторые константинопольцы прервали церковное общение с своим епископом, но во всяком случае разрыв между ним и паствою никогда не принимал таких размеров, в каких описывает его победоносный противник Нестория, Кирилл александрийский. Самая борьба, поведенная Несторием, как показали последствия, не была бесцельна и лишена всякого основания. То правда, что подозрительный архиепископ расположен был выслеживать «аполлинарианскую гнилость» и в среде несомненно православной. Но в Константинополе были и ариане, которых тоже нельзя было игнорировать, и — главное — уже в эту пору в столице, в клире, монашестве и мирянах, можно было найти тех людей, которые 20 лет спустя, с поднятою головою, выступили защитниками монофиситства. Противником Нестория, учение которого состояло, таким образом, не из одних только заблуждений, был св. Кирилл александрийский. Нужно признать бесспорным, что он борьбу с Несторием повел из-за глубокого убеждения в неправославии учения последнего, что главным мотивом, побудившим его к этому, была преданность церковной истине. Он, как представитель одной догматической системы, противостал представителю другой догматики. Но этот догматический интерес был главным, преобладающим, но все же не единственным. Кирилл александрийский был истинным типом ревнителя не только в светлых, но и в теневых сторонах.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=114...

Я читал его епископам, клирикам и тем из народа, которые любят чтения. Но до сего времени я не давал его никому. Вероятно, с изданием этого слова, опять будут обвинять меня; потому что это сочинение составлено было мною прежде, нежели твое благочестие было избрано на архиепископию. III. Послание Нестория к Кириллу александрийскому, отправленное с пресвитером и монахом Лампоном. Боголюбивейшему и святейшему сослужителю моему Кириллу Несторий о Господе (желает) всякого блага. Нет добродетели сильнее христианской кротости. Она заставила нас в настоящее время послать это письмо с благоговейнейшим пресвитером Лампоном, после того как он много пересказал, нам о твоем благочестии, и так же много о нем слышал от других. Он так был настойчив, что вытребовал от нас это письмо: мы покорились силе этого мужа. Признаюсь, что я питаю глубокое благоговение к полной кротости всякого христианина, думая, что с нею всегда пребывает Бог. С нашей стороны, не смотря на то, что от твоего благочестия, надобно сказать ласковее, много сделано не по братской любви,– надобно было написать приветственное письмо в духе терпения и любви. Опыт покажет, каков будет для нас плод от настойчивости благоговейнейшего пресвитера Лампона. Приветствуем все, с тобою находящееся, братство – я и все, находящиеся со мною. IV. Благоговейнейшему и боголюбивейшему сослужителю Несторию Кирилл о Господе (желает) всякого блага. Некоторые своим суесловием, как слышу, хотят ослабить в твоем благочестии твое мнение обо мне, и это часто они делают, выискивая для этого то время, когда сановники составляют собрания, а иногда и потому, что этим надеются угодить твоему слуху. Они говорят такие оскорбительные слова, не потому, что они обижены мною, но потому, что были обличаемы мною к их же пользе: один за то, что притеснял увечных и бедных, другой за то, что обнажил меч на свою мать, а третий за то, что чрез свою служанку похитил у другого деньги, и всегда такой мучился подозрительностью, какой никто не пожелает самому злому врагу.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

   Несторий был фанатичен, но вероятно не более многих из своих собратий. Учение антиохийской богословской школы, которой самым блестящим представителем был Феодор, епископ мопсуэстийский, Несторий стал раскрывать и в Константинополе и довел его до известных крайностей, которые были, впрочем, даны в посылках Феодора. Но и здесь нужно сказать, что Несторий шел не впереди, а позади своих приверженцев, умеряя и сдерживая их порывы. Не он, а его пресвитер Анастасий первый бросил вызов константинопольскому населению проповедью против Θεοτκος. Не Несторий, а Дорофей маркианопольский провозгласил, как утверждали, анафему тому, кто Св. Деву называет Богородицею. Несторий был сравнительно умерен в своих воззрениях. К тому же он выступил глубоким чтителем памяти св. Златоуста. Вот почему он, человек пришлый, встретил в Константинополе не одни только бурные протесты и пасквили, развешиваемые по улицам, а и сочувствие и даже рукоплескания, и это несмотря на то, что он нашел в Константинополе себе двух сильных противников в лице отстраненных претендентов на константинопольскую кафедру – Прокла, нареченного епископа кизикского, и ученого пресвитера константинопольского Филиппа, и скоро навлек на себя неблаговоление могущественной августы Пульхерии. Конечно, некоторые константинопольцы прервали церковное общение с своим епископом, но во всяком случае разрыв между ним и паствою никогда не принимал таких размеров, в каких описывает его победоносный противник Нестория, Кирилл александрийский.    Самая борьба, поведенная Несторием, как показали последствия, не была бесцельна и лишена всякого основания. То правда, что подозрительный архиепископ расположен был выслеживать «аполлинарианскую гнилость» и в среде несомненно православной. Но в Константинополе были и ариане, которых тоже нельзя было игнорировать, и – главное – уже в эту пору в столице, в клире, монашестве и мирянах, можно было найти тех людей, которые 20 лет спустя, с поднятою головою, выступили защитниками монофиситства.    Противником Нестория, учение которого состояло, таким образом, не из одних только заблуждений, был св.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4058...

Прекрасно изрек (апостол) Павел: древняя мимоидоша, се быша вся нова ( 2Кор. 5:17 ). Новым соделалось небо, потому что Снисшедший с неба воспрославил его Своим вознесением. Новою соделалась земля, потому что освятил ее Своим снисхождением Тот, Кто родился плотью в яслях. Обновилось море: поскольку оно носило стопы Того, Кто не имел зачатия от семени мужеского и не носил тяжести греха (собственного). Обновился мир, потому что Господь освободил его от брани и даровал ему всесовершенный мир. Обновилось человеческое естество, потому что Господь омыл нечистоты его водою и попалил их огнем Святого Духа. Новое образовалось и служение Богу: ибо теперь уже не курится дым от сожигаемых жертв и не совершается обрезание, но сияет вера, которая хвалебными песнями словословит три лица во едином существе. Предвозвещая сии радостные события, пророк Исаия воскликнул: в день оный возсияет Бог в совете со славою на земли ( Ис. 4:2 ). В какой день скажи нам, Пророче Божий? – В тот день, когда Господь, восприяв на Себя плоть одному только Ему доведомым образом, совершит бесчисленные чудеса; когда Дева, не познавшая мужа, будет совершительницею таинства; когда милосердый и благопромыслительный о роде человеческом Бог , пребывая неизменным в существе Своем, соделается человеком; когда смерть испустит из челюстей своих Того, Кого поглотила, не ведая, Кто Он; когда гроб станет сокровищницею жизни и воскресения, и плоть источником свободы; кратко сказать, в тот день, когда Бог Слово, соделавшись человеком, распнется на кресте (ибо здесь будет страдать одна плоть Его, а Божество обладает Своим могуществом и властью). Но изъясни нам, Пророче, каким образом Бог воссияет для тех, которые живут на земли? Ужели под одеждою человеческого естества, ужели во плоти? – Так, око наше не могло бы снести блистания чистого Божества, и диавол не вступил бы с Ним в борьбу. Смерть трепещет перед Создателем и не может поглотить естества, непричастного тлению, ад ужасается Бога, непокровенного плотью. Да и как преисподней не вострепетать пред Тем, на Кого не смеют взирать и самые Херувимы? Вот почему Ему надлежало прикрыть Свое Божество плотью (не потому, впрочем, чтобы Сам Он имел какую-либо нужду в этом покрове, но потому, что в нем имела нужду наша человеческая немощь), чтобы сокрыть в Себе Мстителя за нанесенную нам обиду. Ему нужно было не покрывало Моисеево, коим заграждалась слава Божия от немощных очей израильтян ( Исх. 34:35 ), – не завеса, которая соткана была из разноцветных веществ ( Исх. 26:31 ), –не златая дщица, коею украшалась глава первосвященника ( Исх. 28:36 ), – не рукотворенные херувимы – сии дивные произведения искусства ( Исх. 25:18 ). Нет, Ему потребна была одежда овчая, чтобы ею, как приманкой, привлечь к Себе и поразить волка, жаждущего гибели человеческой.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

798. Письма Афродисию Пресвитеру, Знаменитейшему Дорофею, Зосиме Пресвитеру, Аффонию, Архонтию Правителю, Петру, Аполлонию Епископу, Авзопию Соправителю, Исидору Диакону, Аполлонию Епископу, Евтонию Диакону, Евдемону, Ермину Начальнику, Феопемпту Епископу, Ему же, ученикам некоего Пресвитера. 1835. III. 31. 799. Письма Палладию Диакону, Ему же, Кассиану Диакону, Антонию Схоластику, Феодосию Пресвитеру. 1837. I. 39. 800. Письма Ерминию, Дорофею, Иераку, Стратегию монаху, Иераку Пресвитеру, Авзонию Соправителю, Кассию Пресвитеру, Тимофею Схоластику, Зосиме и Марону. 1836. I. 52. 801. Письма Илие Диакону, Иераку Пресвитеру, Епимаху Чтецу, Ниламмону, Нилу, Анатолию Диакону, Ему же, Исаии, Феодору Схоластику, Евтонию Диакону, Петру Схоластику, Авзопию Соправителю, Тимофею Чтецу, Палладию. 1834. III. 40. 802. Письма Леонтию Епископу, Ему же, Палладию Диакону, Петру, Полихронию, Архонтию Пресвитеру, Алфину Иподиакону, Исидору Диакону, Ему же, Исаии воину, Силиниху, Иераку Диакону, Дионисию, Арпокре Софисту, Павлу. 1834. IV. 144. 803. Письма Дометию, Даниилу Пресвитеру, Епифанию Диакону. Дорофею знаменитому мужу, Ермину начальнику, Аполлонию земледельцу. 1836. IV. 158. 804. Письма Павлу, Кассиану Правителю, Герману Начальнику, Петру, Евангеллу, Петру, Аполлонию Епископу, Игнатию Градоправителю, Иераху Диакону, Павлу, Тимофею, Дорофею, Емилиану, Просихию Схоластику врачу, Серену, Евлогию, Евтонию Диакону, Приму, Луке знаменитому мужу. 1837. II. 141. 805. Письма Петру, Чтецу Киру, Пресвитеру Каллистию, Херемону, Евтонию, Пресвитеру Герону. 1837. III. 267. 806. Письма Диакону Иераку, Пресвитеру Зосиме, Пресвитеру Даниилу, Феогносту, Схоластику Киру, Геннадию, Пресвитеру Евстафию, Схоластику Феодору, Грамматику Офелию, Диакону Палладию, Олимпию и Исидору. 1837. IV. 151. Св. Прокла, Архиепископа Константинопольского †446 I. Слова: 807. На Рождество Господа нашего Иисуса Христа. 1838. IV. 265. 808. На Св. Богоявление. 1839. I. 34. 809. В неделю Ваий. 1839. I. 295. 810. Во Святый и Великий Четверток. 1840. II. 48.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010