Слово на Святую Пасху. Святого Прокла, архиепископа Константинопольского Настоящее спасительное торжество столь чудно, что и обильнейший в слове вития не может изобразить величие оного, и многоречивейший язык, чувствуя свою неспособность достойно прославить благодеющую любовь Распятого, должен умолкнуть и признать свое бессилие. В самом деле, совершалось ли от начала веков что-либо подобное тому, что теперь мы созерцаем очами веры? Изобретало ли воображение, представлял ли ум, чувствовало ли сердце, изрекал ли язык, видело ли око, слышало ли ухо – что-либо подобное тому, что ныне даровано миру Иисусом Христом во плоти? Нет. Никогда еще солнце не зрело того, чтобы диавол был посрамлен кем-либо на древе, или во гробе. Никогда крест не избавлял твари от проклятия. Никогда цена искупления всего мира не полагалась в тридесять серебряников. Никогда страдания Невинного и Непричастного греху не были очищением грехов всего человечества. Никогда жизнь не висела на древе и во плоти зачатой без семени мужеского, не торжествовала победы над врагом. Никогда гроб не воспринимал в себя Низложителя смерти. Никогда небо не облекалось мраком в ясный полдень, чтобы не зреть жестокого поругания, причиненного Богу (которое, впрочем, коснулось одной Его плоти). Никогда земля не украшалась такою гробницею, которая соделалась вместилищем жизни. Но что я говорю? Это была не гробница, а брачный чертог: ибо Положенный во гробе не видел истления; Его нисшествие во гроб было брачным торжеством. Никогда природа в течение трех дней и трех ночей не произращала плода воскресения. Ибо Тот же, Кто во чреве Девы образовал Себе плоть, одному только Ему известным способом, Сам же и душу Свою, разлучившуюся с телом, паки соединил с ним, и воскресил Себя от мертвых в третий день. В первом случае, временем Своего рождения Он (Богочеловек) утвердил нашу веру в то, что Он есть человек, а во втором случае Своей властью над смертью доказал, что Он есть Бог . И Агнец, вземляй грехи мира ( Ин. 1:29 ), никогда не был бы заклан, если бы Бог не восприял образа раба, и Создатель непостижимым для нас образом не облекся в естество Своего создания так, чтобы плоть Его служила источником жизни, кровь – ценою искупления, дух – печатию даров Духа Святого.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Скачать epub pdf Память святого отца нашего Флавиана Исповедника, патриарха Цареградского Память 18 февраля Труды •  Послание Флавиана, архиепископа Константинопольского, ко Льву, папе города старого Рима, о заблуждениях нечестивого Евтихия •  Список с (изложения) веры Флавиана, епископа Константинопольского, написанного собственною его рукою и предложенного императору, по его требованию •  Послание Флавиана, архиепископа константинопольского, ко Льву, архиепископу святой римской церкви Святейший отец наш Флавиан был сначала сосудохранителем и пресвитером в святой, великой Константинопольской церкви 1451 ; потом, по преставлении святейшего патриарха Прокла , он за свою непорочную и богоугодную жизнь был возведен на патриаршеский престол. Это было в царствование Феодосия Младшего и сестры его Пульхерии . У царя был евнух, по имени Хрисафий, исполненный лукавства и злобы; мудрствуя еретически и зная, что Флавиан благочестив и твердо держится православной веры, Хрисафий не любил его и всячески противился поставлению святого на патриаршество. Когда же, несмотря на его противодействия, святой Флавиан был поставлен в патриарха, – Хрисафий стал изыскивать какой-нибудь повод, чтобы причинить зло патриарху. И был он весьма искусен в лукавых делах своих, потому что пользовался благорасположением царя и имел великую власть. Пользуясь своим влиянием на царя, Хрисафий скоро нашел повод к возбуждению неудовольствия последнего на святого патриарха. По свидетельству церковного историка Никифора 1452 , он научил царя послать к патриарху сказать, чтобы он, как новопоставленный патриарх, приготовил царю дар, достойный его царского сана. Тогда святейший Флавиан, изготовив хлебы из чистой муки, послал царю на благословение сей дар, поистине достойный рук царя. Хрисафий же отбросил сии хлебы, говоря, что патриарху надлежало прислать в дар царю не хлеб, но золото. Святейший патриарх отвечал чрез посланцев, что такого дара он не имеет. – Я не имею золота, – говорил он, – потому что презрел все сокровища мира сего. Разве дам что-нибудь из церковных сокровищ? Но церковное серебро и золото принадлежит Богу и никому не должно подавать его, кроме нищих, – что должно быть хорошо известно и самому Хрисафию.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Д.С. Бирюков Несторий. Несторий родился в г. Германикее, в Сирии. Данных о времени его рождения нет. В юности Несторий подвизался в монастыре св. Евпрепия в Антиохии. Он был учеником Феодора Мопсуестийского – знаменитого богослова, экзегета и мистагога Антиохийской школы. Со временем Несторий стал известен как подвижник и проповедник. По совету еп. Антиохийского Иоанна, в 428 г. имп. Феодосий II поставил Нестория во главе Константинопольской архиепископии. Вступив на Константинопольский престол, Несторий приступил к реформам, проявив особое усердие в борьбе с еретиками – арианами, македонианами, аполлинарианами, новацианами. Несторий решил умерить монашеское влияние на жизнь Константинополя, которое имело место во многом благодаря сестре Феодосия Пульхерии; он запретил монахам покидать монастыри без необходимости. Реформы, проводимые Несторием, расположили против него часть монашествующих и немалую часть императорского двора в Константинополе, хотя у части населения Константинополя, как и у имп. Феодосия, он пользовался поддержкой. Несторий испортил отношения с Пульхерией, в частности запретив ей причащаться в алтаре, что ранее было доступно ей как девственнице и сестре императора. Поводом к началу т. н. «несторианских споров» стал вопрос об именовании Девы Марии «Богородицей». Эти споры начались в Константинополе еще до назначения Нестория архиепископом. Спорившие стороны обратились к Несторию за разрешением спора: следует ли называть Марию «Богородицей» ( θεοτ σος) (здесь делается акцент на божественной природе Христа) или «человекородицей» ( νθροτ σος) (делается акцент на человечестве Христа). Позиция Нестория заключалась в том, что самое точное именование Марии – «Христородица» как указывающее на то, что Мария родила Христа – Бога и человека 248 . Тем не менее Несторий не осудил радикальных борцов с именем «Богородица», некоторые из которых дошли до того, что анафематствовали употребление этого имени. Это особенно настроило против Нестория св. Прокла (в то время – еп. Кизического, позже – Константинопольского), Евсевия Дорилейского, а затем св. Кирилла Александрийского и других противников взглядов Нестория. Не в последнюю очередь здесь имело место столкновение христологии Антиохийской и Александрийской школ. К тому же Несторий настроил против себя и Римскую Церковь в лице папы Целестина , потребовав в ходе переписи с ним объяснений по поводу осуждения пелагиан.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/knig...

Поем, – говорит Евангелист, – Петра и Иоанна и Иакова, Господь взыде на гору высоку ( Лк. 9:28 ; ср. Мф. 17:1 ), на гору высокую, на которой Моисей и Илия беседовали со Христом, – на гору высокую, где закон и пророки беседовали с благодатью, – на гору высокую, где – Моисей, заклавший агнца пасхального ( Исх. 12:3 ) и окропивший кровию пороги еврейские – на гору высокую, где – Илия, попаливший жертву влажную огнем, – на гору высокую, где – Моисей, отверзший и заключивший пучины моря Чермного ( Исх. 14:21,27 ), – на гору высокую, где – Илия, отверзший и заключивший хранилища дождевые. Господь возшел на гору высокую, чтобы Петр, Иоанн и Иаков познали Того, Кому всяко колено поклонится небесных, земных и преисподних ( Флп. 2:10 ). Господь возшел на гору, взяв только трех: не взял всех, и не оставил всех, – не возбудил зависти к славе других, не почел недостойнейшими и не хотел опечалить девяти учеников. Нет, будучи праведен, Он праведно всех распоряжает: Он взирает на всех, как на одного, и не отторгает от взаимной любви тех, коих соединил любовью. Но поскольку будущий предатель, Иуда, был не достоин Божественного лицезрения и страшного оного видения: то Господь оставляет с ним прочих, чтобы (так как он не один был оставлен) предвосхитить у него всякое извинение впоследствии. Он взял троих, достаточных по закону свидетелей Преображения Своего, которые по духу представляли в лице своем и всех прочих, ибо Он говорит: соблюди их, Отче праведный, да и тии едино будут, якоже и мы едино есмы ( Ин. 17:11 ). Ибо Иуда, видя Андрея, Фому, Филиппа и других, оставленых вместе с ним под горой, и однако не ропщущих, не негодующих, не злословящих, напротив, радующихся, уверенных в том, что и они, отсутствующее, столькоже причастны благодати свыше, сколько и присутствующие Господу, – оставался бы совершенно неизвинителен, не будучи никогда отчуждаем ни от одного чуда. Такой поступок Господа особенно нужен был для Иуды, который, хотя ему вверен был и ковчежец, за дороговизну мира, безвинно вознегодовал на помазующую и имел дерзость продать Учителя врагам.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Скачать epub pdf Большой праздник – Вход Господень в Иерусалим 1 . В народе его называют еще Вербным Воскресеньем. Праздник этот очень древний. Первые упоминания о нем восходят уже к третьему – четвертому векам. Сохранились проповеди известных проповедников того времени – Мефодия Патарского (+311), Амвросия Медиоланского (+397), Иоанна Златоуста (407), Прокла, архиепископа Константинопольского (+446) и других 2 . Вообще, христианский праздник – не просто одно из торжеств, к которым мы привыкли в обыденной жизни. Это скорее созерцание и пища для ума и сердца 3 . Так и Вербное воскресенье делает из нас свидетелей и символических участников исторического события, которое описывают все 4 евангелиста – Матфей, Марк, Лука и Иоанн. Я думаю, что этот евангельский сюжет знают почти все. Помните, приближались последние дни земной жизни Иисуса, и Он решил идти в Иерусалим. Ученики привели Ему осленка, возложили на него свои одежды и посадили на него Своего Учителя. Собралось множество людей, которые кричали: «Осанна, т.е. спаси нас, Сын Давидов, благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев! Осанна в вышних!». Одни снимали с себя одежды и постилали их под ноги Иисуса, а другие резали финиковые ветки и ими постилали путь или потрясали в воздухе. Народ радовался и ликовал, а Господь скорбел. Уж Он-то знал, как переменчиво мнение этих людей, и что скоро они же вместо «осанна» будут вопить: «Распни, распни Его». Вот как замечательно описывает это настроение Спасителя святитель Димитрий Ростовский (+ 1709): «О люди! Как трость колеблется ветром, так и вы колеблетесь непостоянством! Ныне вы с пальмовыми ветвями оказываете мне почести, а через несколько дней обесчестите Меня. Ныне вы режете ветви с деревьев, а через несколько дней эти самые деревья вы будете рубить и тесать для креста Мне. Ныне вы подстилаете ветви под ноги, а через несколько дней вы возложите на хребет Мой палки, розги и бичи, избивая Меня и причиняя Мне многие раны. Ныне вы со славою встречаете Меня, а через несколько дней вы будете с ругательствами вести Меня на распятие. О непостоянство человеческое! О непрочность и скорая отмена чести и славы мира сего!» 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

Как дерзну я, нечистый человек, очистить Бога безгрешного? Как дерзну простереть руку свою на верх Содержащего вся? Как дерзну прикоснуться Тому, пред Кем трепещут полки ангельские? Как дерзну приступить к Тому, к Кому не смеют приближаться серафимы, почему и взывают со страхом: „свят, свят, свят! Воистину, исполнь небо славы Твоей и земля – чудес Твоих»! Как дерзну приступить к Неприступному, пред Которым трепещут херувимы и все вои горних Сил? Как дерзну крестить Творца естества? как дерзну крестить Того, Кого ужаснулось небо? Как дерзну крестить Того, пред Кем Иордан обратился вспять? Как дерзну крестить Того, Кого купина не могла зреть, (распалялась, а не сгорала)? Как дерзну крестить Того, Кого видев (насколько может видеть естество человеческое) Авраам нарек себя землею и пеплом? Как дерзну крестить Того, с Кем Иаков боролся, и ублажается как благословенный? Как дерзну крестить Того, Кого усрамился Иосиф сотворить беззаконие и стал учителем вселенной? Как дерзну крестить Того, Кого имея помощником Иисус Навин разрушил Иерихон до основания? Как дерзну крестить Того, Кого видев Исаия сам нарек себя окаянным, – Кого видев Иезекииль к земле припал? Как дерзну крестить Того, пред Кем трепетал Даниил, сподобившийся того великого видения? Как дерзну крестить Того, Кому угодив Енох был преставлен на место покоя? Как дерзну крестить Того, Кого видев небрегомого иудеями Илия утвердил небо железными ключами? Как дерзну крестить Того, ради Кого тот же Илия взошел на колеснице огненных коней? Как дерзну крестить Того, Кого умолив Елисей прешел Иордан посуху? Как дерзну крестить Того, Кому помолившись Сампсон челюстью сокрушил войско и, как чистый пред Богом, остался непобедимым? Как дерзну крестить Того, Кому помолившись Гедеон с малою дружиною разбил мадиамлян? Как дерзну крестить Того, Кому Давид, помолившись, убил Голиафа? Как дерзну крестить Того, Кого родила чистая Дева Мария, и по рождении пребывшая Девою (ибо Того, Кого святые мужи не могли достойно видеть, родила чистая девическая утроба, как восхотела)

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Слово на Вознесение Господа нашего Иисуса Христа. Святого Прокла, архиепископа Константинопольского Благословен Бог ! Естество созданное разделяется на небо и землю, но благодать, соединившая ныне разделение их, не позволяет мне видеть разделения. В самом деле, кто может сказать мне, что небо отличается от земных вещей, когда мой образ царствует и горе и долу?.. Впрочем, долу мы еще порабощены тлению и, изнывая во гробах, даем диаволу случай радоваться; когда же он взирает на небо, то отлагает радость, видя вверху корень, подающий воскресение мертвым внизу, – видя, что Преданный им на земле на крест, будучи облечен в наше тело, пребывает на небе. При виде этого диавол объемлется страхом, не разумея силы домостроительства. О, приобретение, родившееся для нас из утраты! Мы приобрели небо, потеряв рай. Низверженные до бездны адовой, мы после падения вознеслись на небо; уязвленные внутри рая, мы вне его нашли помощь врага; умерщвленные возле древа жизни, мы исцелились возле древа христоубийства; потерпевшие кораблекрушение в пристани, мы ожили в волнах моря. Где – твое злодеяние, тиран? Тот крест, который ты воздвиг для Кормчего, был спасением для потонувшей природы и привел ее к пристаням небесным, освободив землю от скорби, в которую она (земля) была погружена прежде вознесения Господа, оплакивая свои тела. Ибо как небеса поведают славу Божию своим строением, прославляя премудрость (Создателя): также и земля плачет своими страданиями, как бы голосами, ибо для нее не было успокоения от несчастий. Она погребла уязвленного змием и, когда еще оплакивала его, постигает ее скорбь об Авеле; когда она оплакивала Авеля, то увидела другое убийство (совершенное) Ламехом ( Быт. 4:23 ); когда оплакивала это убийство, происходит всемирный потоп ( Быт. 7:23 ); затем она теряет своих детей в лице содомлян ( Быт. 19:28 ); потом старится под другими несчастьями. Как начало утешения, земля приняла Бога рожденного от Девы: когда Он (Господь) явился, земля узрела обетованного Избавителя; у Его колыбели ангелы воспевали песни, Он повелевает адом, о Нем свидетельствует Отец, на Него нисходит в виде голубя Дух Святой; и можно было видеть дивное чудо – Господа, крещаемого по плоти в Иордане от раба. Однако же, слава обратилась в скорбь, когда земля узрела распятого Благодетеля, увидела умерщвленную радость, увидела лежащий во гробе источник веселия... Солнце почувствовало сострадание к несчастиьям земли, с ней стало скорбить небо и, сняв блестящую одежду, облеклось, как во вретище, во тьму.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Церковь чтит память святителя Прокла, архиепископа Константинопольского 3 декабря, 2015. Новостная служба Господь удостоил его великого счастья быть учеником святителя Иоанна Златоуста 3 декабря. ПРАВМИР. Церковь отмечает память святителя Прокла, архиепископа Константинопольского. Святитель Прокл, архиепископ Константинопольский, с юных лет все свое время отдавал молитве и изучению Священного Писания. Господь удостоил его великого счастья быть учеником святителя Иоанна Златоуста, который рукоположил его сначала в сан диакона, а затем в сан пресвитера. Святой Прокл был свидетелем явления апостола Павла святителю Иоанну Златоусту. От своего учителя святой Прокл получил глубокие знания Священного Писания, научился в совершенной форме излагать мысли. После изгнания и смерти святителя Иоанна Златоуста святой Прокл был рукоположен святым Патриархом Константинопольским Сисинием (426 – 427) в сан епископа города Кизика, но под влиянием еретиков-несториан паства изгнала своего святителя. Тогда святой Прокл вернулся в столицу и проповедовал Слово Божие в храмах Константинополя, укрепляя слушателей в Православной вере, обличая злочестивых еретиков. По смерти святителя Патриарха Сисиния, святитель Прокл был возведен во архиепископа. Став Патриархом Константинопольским, управлял Церковью в течение двенадцати лет. Стараниями святителя Прокла при святом царе Феодосии II из Коман в Константинополь были перенесены мощи святителя Иоанна Златоуста. Константинопольская паства любила своего Патриарха за его подвижническую жизнь, за его заботу об обездоленных и за его проповеди. До наших дней дошли многие творения святителя. Наибольшей известностью пользуются направленные против несториан два слова святителя в похвалу Божией Матери и четыре слова на Рождество Христово, излагающие Православное учение о Воплощении Сына Божия. Всеобщее уважение снискала деятельность святого Патриарха по устройству благочиния во всех церковных делах. Окруженный любовью и почетом, Прокл отошел ко Господу в преклонном возрасте.

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-s...

Несторий. Послание к Целестину, папе Римскому Другое послание к Целестину (фрагмент) Послание к Кириллу, не одобренное всеми отцами, бывшими на святом соборе (фрагмент) Учение и анафемы, направленные против анафем Кирилла Св. Кирилл Александрийский (Г. И. Беневич) Св. Кирилл Александрийский. Двенадцать глав против тех, которые дерзают защищать мнения Нестория как правые (фрагмент) Св. Прокл, архиепископ Константинопольский (Г. И. Беневич) Беседа Прокла, епископа Кизического, говоренная в присутствии Нестория в Великой константинопольской церкви (фрагмент) Прокла, архиепископа Константинопольского, Томос к (пер. А. В. Муравьева) Св. Флавиан, архиепископ Константинопольский, и папа Римский Лев Великий о ереси Евтихия (Г. И. Беневич) Послание Флавиана, архиепископа Константинопольского, ко Льву, папе города старого Рима, о заблуждениях нечестивого Евтихия (фрагмент) Список с [изложения] веры Флавиана, епископа Константинопольского, написанного собственною его рукою и предложенного императору, по его требованию Послание Флавиана, архиепископа Константинопольского, ко Льву, архиепископу святой Римской Церкви (фрагмент) Окружное, или соборное, послание святейшего Льва, архиепископа города Рима, писанное к Флавиану, архиепископу Константинопольскому (против ереси Евтихия) (фрагмент) Севир Антиохийский (Т. А. Щукин) Севир Антиохийский. Первое послание к комиту Экумению о свойствах и (фрагмент) (пер. Т.А. Щукина) Второе послание к комиту Экумению о том же (отрывок) (пер. Т. А. Щукина) Пятое послание к Экумению, которое начинается словами: «Когда я прочитал послание, предназначенное для боголюбивого пресвитера (фрагмент) (пер. Т. А. Щукина) Послание к Евсевию Схоластику, которое начинается словами: «Так как ты возразил мне в своем (фрагмент) (пер. Т. А. Щукина) Послание к Марону, начинающееся словами: «Когда Нааман (фрагмент) (пер. Т. А. Щукина) Послание к Марону, которое начинается словами: «Когда несколько времени назад я получил письмо от вашей (фрагмент) (пер. Т. А. Щукина)

http://pravbiblioteka.ru/book/antologiya...

Беседа о воплощении Господа нашего Иисуса Христа. Святого Прокла, архиепископа Константинопольского Частые и разные торжества празднеств доставляют отраду жизни человеческой: придет праздничный день, и томительные заботы бедственной жизни сей превращаются в веселие. Известно, сколько мореплаватели, вытерпевшие многие бури, радуются, когда, оставив за собою волны враждебного моря, войдут в пристань, как в безопаснейшее лоно жизни: подобно сему и всякий человек, когда, после многоразличных беспокойств от ежедневных занятий, наступит праздничный день, – радуется ему, как дню успокоения от забот, как освобождению от трудов. Подлинно, праздничный день есть забвение печалей, утишение беспокойств, источник радостей, приобщение веселия, время молитвы, жатва для бедных, украшение Церкви, торжество градов, прекращение вражды, начало дружества, небо на земле. Но к чему много распространяться? – праздничный день есть плод воскресения, как о сем говорит Пророк: празднуй Иудо, праздники твоя: зане взыде от земли вдыхаяй в лице твое ( Наум. 1:15; 2:1 ). Много есть праздников, но не все они одинаково благотворны. Ибо одни из них установлены Богом, другие изобретены диаволом и из сих последних естественно одни служат к развращению душ, другие – к пресыщению чрева, иные, наконец, совершенно удаляют род человеческий от спасения. Вот, язычники торжествуют свои празднества, но так как они боготворят постыдные страсти и пороки, то почерпают из оных только нечистоту развращения, коею и сквернят себя. Иудеи также совершают свои праздники, но их бог – чрево, и праздники, по причине пресыщения, служат для них источником беззаконий. Они, когда в путешествии по пустыне совершали праздник, то тельцу златому покланялись ( Исх. 32:8 ), во время постов своих пресыщались ссорами и распрями ( Ис. 58:4 ); а в Иерусалиме, торжествуя праздничный же день, водрузили и крест для Господа. О, эти иудейские праздники! в них и веселие – заблуждение, и наслаждение – убийство. Но христианские торжества – божественны и чудны; это – источники и сокровищницы спасения. Так, первый наш праздник прославляет пришествие Бога к людям. За ним следующий изображает освящение вод и купель крещения. Третий благовествует погибель смерти, торжество креста, дар воскресения, свободу праотцев. Четвертый возглашает о вознесении Первенца нашего на небо и о сидении Его одесную Отца. Пятый трубным гласом воспевает сошествие Св. Духа и преизобильную росу благодати. Вот – праздники кои освятил Сам Господь: возрадуемся же и возвеселимся в оные!

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010