В правом приделе Покровской церкви сохранились две интересные иконы. Первая икона с ростовым изображением благоверного князя Александра Невского имеет такую подпись: «В память чудесного спасения жизни государя императора Александра II от злодейского покушения во 2 день апреля 1879 года. Пожертвована служащими и воспитанниками IV Московской военной гимназии 1879 года августа 1 дня». Вторая икона – равноапостольных Кирилла и Мефодия с великомучеником Георгием Победоносцем в серебряной ризе. Внизу иконы можно прочесть следующие слова: «В память чудесного спасения 17 октября 1888 года государя императора Александра Александровича и его августейшей семьи. Сооружена усердием служащих и кадет 4 московского кадетского корпуса». 2 апреля 1879 года террористом Александром Соловьевым было совершено неудачное покушение на царя Александра II. Соловьев в 1870-х годах примкнул к числу революционеров, занимался агитацией среди крестьян. Попеременно работал кузнецом, учителем, волостным писарем. 2 апреля в десятом часу утра (в Светлый понедельник) Александр IInporyлubaлcя около Зимнего дворца, и неожиданно навстречу царю вышел человек в фуражке – революционер Соловьев. Он сделал три выстрела, но пули пролетели мимо цели. Царский телохранитель Карл-Юлиус Кох настиг стрелявшего и попытался сбить с ног, но Соловьев устоял и сделал четвертый выстрел. Пуля пробила пальто монарха, но не принесла вреда. Вот как описывал дальнейшие события публицист Альфред Кункль: «Собравшаяся толпа бросилась вместе с полицейским ловить стрелявшего. Одним из первых настиг Соловьева жандарм Кох, ударивший его обнаженной шашкой по спине. Падая, Соловьев произвел еще выстрел, а затем раскусил находившийся у него во рту орех с ядом, чтобы не достаться живым в руки своих врагов». Однако врачи спасли Соловьева, он предстал перед судом и 28 мая 1879 года был повешен на Смоленском поле в Петербурге. Вторая икона была написана в связи с крушением царского поезда 17 октября 1888 года у станции Борки под Харьковом, в которой едва не погиб следующий российский самодержец Александр III. Эта железнодорожная катастрофа произошла из-за технической неисправности пути. Не обошлось без жертв – при падении нескольких вагонов с высокой насыпи погибли и пострадали члены команды поезда и слуги. В память чудесного спасения семьи Александра III недалеко от места крушения был возведен величественный Храм Христа Спасителя, а по всей России стали возводить часовни и ставить в храмах специальные иконы. В память этого же события была написана Клинская икона Божией Матери, а также чтимый образ в Покровской церкви села Хомутово что неподалёку от подмосковного Щёлково.

http://sobory.ru/article/?object=07344

священника Леонида Прендковича (1874-1938), Алексея Серебренникова (1882-1937), протоиерея Бориса Ивановского (1897-1937), диакона Алексия Сенкевича (1875-1937), псаломщика Павла Соколова (1892-1938), псаломщика Алексия Скоробогатова (1889-1938), игумении Зосимовой пустыни Афанасии (Лепешкиной; 1883-1931), епископа Орловского Макария (Гневушева; 1858-1918), архиепископа Могилевского Павлина (Крошечкина; 1879-1937), епископа Екатеринбургского Аркадия (Ершова; 1878-1937), священника Анатолия Левицкого (1894-1937), священника Никандра Чернелевского (1880-1937), псаломщика Киприана Анникова (1875-1937), протоиерея Сергия Мечева (1892-1941), протоиерея Василия Смирнова (1870-1938); от Орловской епархии: протоиерея Георгия Коссова (1855-1928); от Саранской епархии: иеромонаха Михаила (Жука; 1872-1937), монахини Анастасии (Камаевой; 1879-1937), Иоанна Ломакина (1884-1937), Иоанна Милёшкина (1902-1937), Мавры Моисеевой (1875-1937), Иоанна Сельманова (1900-1937), иеромонаха Василия (Эрекаева; 1879-1937), священника Павла Ягодинского (1879-1937), псаломщика Василия Александрина (1872-1942), монахини Елены (Асташикиной; 1878-1937), Арефия Еремкина (1884-1937); от Уфимской епархии: иеромонаха Максима (Попова; 1876-1934) и псаломщика Киприана Яценко (1878-1935). СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных сношений, о положении приходов Московского Патриархата в Венгрии. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Преобразовать Венгерское православное благочиние в Венгерскую епархию с кафедрой в городе Будапеште. 2. Управление Венгерской епархией поручить епископу Венскому и Австрийскому Павлу с изменением его титула на " Венский и Будапештский " . 3. Утвердить Гражданский Устав Венгерской епархии Русской Православной Церкви. СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных сношений, о поступившем обращении православной общины Александро-Невского прихода в городе Копенгагене (Дания) и вновь образованной общины во имя Святителя Николая в городе Орхусе (Дания) о принятии их в юрисдикцию Русской Православной Церкви.

http://sedmitza.ru/lib/text/429460/

В 1873 г. в Благовещенском кафедральном соборе была помещена икона святого мученика Авраамия Болгарского с частицей его мощей, присланная «по усиленной просьбе» казанского архиерея архиепископом Владимирским и Суздальским Антонием (А.И. Павлинским), вместе со «службою св[ятому] Авраамию Болгарскому, которая совершается во Владимире». Одновременно с этим архиепископ Казанский и Свияжский Антоний (Я./И./Г. Амфитеатров) вменил в обязанность Казанской духовной консистории предписать Благовещенскому кафедральному собору принять ряд мер к обеспечению должного почитания святого и его иконы, в том числе, чтобы таковая «употребляема была в обычных крестных ходах из кафедрального собора, в определённые дни, вместе с иконами - казанской божией матери и святителей казанских - Гурия, Варсонофия и Германа». с. 690] В 1878 г. в г. Казани - по поручению архиепископа Казанского и Свияжского Антония (Я./И./Г. Амфитеатрова) - был составлен и издан перевод краткого «Жития св[ятого] Авраамия, мученика Булгарского» на «крещёно-татарский», а в юбилейном 1879 г. - на чувашский язык (для ознакомления, по словам Е.А.Малова, «крещёных и некрещёных чуваш и татар с жизнию и мученическою кончиною Аврамия Болгарского»). Благодаря этому, а также другим немаловажным обстоятельствам, празднование 300-летия обретения чудотворной Казанской иконы Божией Матери обрело актуальное миссионерское звучание. 4 июля 1879 г. - в «Казанских губернских ведомостях» было помещено извещение, в котором сообщалось, что: «Казанское Епархиальное Начальство, по поводу имеющего исполниться 8-го июля сего 1879 года трёхсотлетия со времени явления в г. Казани чудотворной иконы Божией Матери, именуемой Казанской, предположив ознаменовать этот праздник особенно-торжественным Богослужением в Казанском первоклассном женском Богородицком монастыре, а также крестным ходом со св[ятыми] иконами и хоругвями из градских церквей вокруг означенного монастыря и молебствием с акафистом Богоматери, - долгом поставляет известить об этом благочестивых православных жителей г. Казани и вместе с тем пригласить их принять в означенном торжестве своё живое участие». с. 259]

http://ruskline.ru/analitika/2019/06/19/...

ДИМИТРИЙ Иванович Троицкий (1905-1937), свящ., сщмч, (пам. 21 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДИМИТРИЙ Степанович Чистосердов (1861-1919), прот., сщмч. (пам. 26 дек.- в Соборе всех святых Эстонской земли и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДИМИТРИЙ Михайлович Шишокин (1879-1918), сщмч., свящ. (пам. 27 сент., 4 окт.- в Соборе Казанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДИМИТРИЙ († авг. 1918), прмч. (пам. 25 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), инок Белогорского во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря ДИМИТРИЙ Михайлович Вдовин (1883 - 1942), мч. (пам. 10 апр., в Соборе святых Биробиджанской епархии и в Соборе исповедников и новомучеников Российских) ДИМИТРИЙ Емельянович Власенков (1880-1942), мч. (пам. 22 апр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДИМИТРИЙ Иванович Волков (1871-1942), мч. (пам. 19 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДИМИТРИЙ Михайлович Воробьёв (1879 - 1937), мч. (пам. 4 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ДИМИТРИЙ Васильевич Казамацкий (1871-1938), псаломщик., мч. (пам. 4 февр. и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДИМИТРИЙ Михайлович Морозов (1875-1937), мч. (пам. 26 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДИМИТРИЙ Иванович Рудаков (1879-1937), мч. (пам. 14 нояб., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДИМИТРИЙ Спиридонович Спиридонов (1871-1938), мч. (пам. 16 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДИМИТРИЙ Крючков (1874-1952), свящ, священноисп. (пам. 27 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДИМИТРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (нач. 50-х гг. XIII в.- 1294), св. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), кн. переяславский (1263-1294) и новгородский (1259-1293, с перерывами), вел. кн. Владимирский (1276-1294, с перерывами) ДИМИТРИЙ АНДРЕЕВИЧ (не позднее 1483 - не позднее 1544), св. кн. угличский (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), Прилуцкий

http://pravenc.ru/rubrics/122338_18.html

В епархии чтятся образ Пресв. Богородицы «Скоропослушница» в Михаило-Архангельском храме в с. Городище и икона сщмч. Макария Оренбургского в Никольском храме с. Н. Павловка Оренбургского р-на. Пользуется почитанием игум. Зосима (Карцев; † 1920) - основатель Николаевского мон-ря близ с. Покровка Новосергиевского р-на, к месту его подвига стекается множество паломников. Местночтимая святая Уфимской епархии прп. Зосима (Суханова) Еннатская, прожившая на территории совр. Оренбургской епархии более 30 лет, также широко почитаема в Оренбуржье за скорую помощь обращающимся к ней в молитве. Е. В. Банникова Архиереи Оренбургские и Уфимские епископы: Амвросий (Келембет; 13 нояб. 1799 - 25 мая 1806), Августин (Сахаров; 10 июня 1806 - 6 янв. 1819), архиеп. Казанский Амвросий (Протасов ; 11 дек. 1818 - 23 марта 1819, в. у.), свт. Иннокентий (Смирнов ; 2-22 марта 1819, на кафедру не прибыл), Феофил (Татарский (Кожемяченко); 23 марта 1819 - 19 мая 1823), архиеп. Казанский Амвросий (Протасов; 19 мая 1823 - 17 июня 1823, в. у.), Амвросий (Морев; 17 июня 1823 - 1 дек. 1828), Аркадий (Фёдоров; 3 февр. 1829 - 8 авг. 1831), Михаил (Добров; 27 сент. 1831 - 30 окт. 1835; 1838, май-сент. 1843, в. у.), Иоанникий (Образцов; 16 нояб. 1835 - 20 нояб. 1849), Иосиф (Кобыльский-Богословский; 20 нояб. 1849 - 27 авг. 1853), Антоний (Шокотов; 27 авг. 1853 - 17 марта 1858), архиеп. Казанский Афанасий (Соколов ; 17 марта 1858 - 15 июня 1858, в. у.), Антоний (Радонежский; 15 июня 1858 - 17 марта 1862; с 21 марта 1859 именовался Оренбургским и Уральским). Оренбургские и Уральские епископы: Варлаам (Денисов; 19 мая 1862 - 9 нояб. 1866), Митрофан (Вицинский; 9 нояб. 1866 - 23 мая 1879, с 1 апр. 1879 в сане архиепископа), Вениамин (Быковский ; 23 мая 1879 - 5 апр. 1882), Вениамин (Смирнов ; 5 апр. 1882 - 1 мая 1886), Макарий (Троицкий; 21 мая 1886 - 22 окт. 1895), Николай (Адоратский ; 22 окт. 1895 - 29 окт. 1896), Старицкий еп. Гавриил (Голосов ; 16 июня - 15 авг. 1896, в. у.), Тихон (Клитин ; 15 нояб.- 5 дек.

http://pravenc.ru/text/2581499.html

Завершив образование, он оказался перед нелегким выбором. Александр Павлович мог принять сан и священствовать, ему очень хотелось нести людям слово Божие. Но не менее привлекательной была миссионерская деятельность. В то время, в конце 70-х гг. XIX в., у всех на памяти были недавние славные дела выдающихся миссионеров: епископа Оренбургского и Уральского Николая (Адоратского), долгие годы возглавлявшего православную миссию в Китае; основателя православной миссии в Японии архиепископа Николая (Касаткина) , позднее канонизированного Русской Церковью . В 1879 г. скончался митрополит Московский Иннокентий (Вениаминов) , который, будучи епископом Камчатским, принес свет Христов на далекие Алеутские острова, за что был также позднее прославлен в лике святых. Но был еще один путь, который влек молодого богослова, – библеистика, к тому времени получившая множество новых материалов от светской науки 20 . Окончив академию Александр Павлович не сразу получил назначение, за отсутствием свободных вакансий, 21 но он решил соединить, хотя бы на время, второй и третий пути. В июне 1879 года «по распоряжению высшего начальства, по увольнении от обязательной службы по духовно-учебному ведомству, вследствие изъявленного им желания», Александр Павлович, блестящий знаток языков, 7 июня 1879 г. был назначен на должность псаломщика в русской православной миссионерской церкви в Нью-Йорке. 22 Путешествие к месту службы и дальнейшая жизнь в Америке обогатили А.П. Лопухина массой новых впечатлений. Практически сразу по прибытии он пишет путевые заметки, наполненные живыми наблюдениями над жизнью малоизвестной русским Америки. В дальнейшем статьи по различным вопросам местной церковно-общественной жизни богослов публиковал в таких журналах как «Церковный вестник», «Православное обозрение», «Странник», «Берег» и т. д. Вместе с тем он участвовал в издании журнала «The Oriental Church Magazine» («Журнал Восточно-православной Церкви»), выходившем в свет в 1878–1880 гг. при русской церкви в Нью-Йорке. Журнал знакомил американцев с неведомой им церковной жизнью России, с религиозными чаяниями, с душой русского народа 23 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/zhizn-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВОСКРЕСЕНСКИЙ Григорий Александрович (23.01.1849, погост Чернейка Ржевского у. Тверской губ.- 23.03.1918, Сергиевский посад Дмитровского у. Московской губ.), историк Церкви, филолог-славяновед, специалист по истории библейских переводов. Род. в семье священника. Окончил Тверскую ДС, обучался в МДА (1868-1871), ученик А. В. Горского , оказавшего большое влияние на В. В 1871-1873 гг. под рук. И. И. Срезневского и В. И. Ламанского слушал курсы слав. филологии в С.-Петербургском ун-те. Тогда же начал собирать материалы для своих буд. трудов по текстологии НЗ. В 1873-1875 гг. работал в б-ках Берлина, Вены, Праги, Любляны, Загреба и Белграда. По материалам, собранным во время этой поездки, было опубликовано археографическое исследование «Славянские рукописи, хранящиеся в заграничных библиотеках: берлинской, пражской, венской, люблянской, загребской и двух белградских» (СПб., 1882). В 1875-1901 гг. преподавал в МДА, будучи приват-доцентом (1875), доцентом (1879), экстраординарным профессором (1883), ординарным профессором (1896), заслуженным ординарным профессором (1901) по кафедре рус. и церковнослав. языка с палеографией и историей рус. лит-ры. В 1878-1880 гг. преподавал рус. язык в Сергиевопосадской прогимназии. Член правления (1897-1902) и почетный член (1902-1918) МДА. В 1894 г. избран членом-корреспондентом имп. С.-Петербургской АН. Член совета братства прп. Сергия в МДА (1901-1910). В 1901 г. согласно прошению ушел за штат, но продолжал читать лекции до сер. 1905 г. Г. А. Воскресенский. Фотография. 10-е гг. ХХ в. Г. А. Воскресенский. Фотография. 10-е гг. ХХ в. Среди трудов В. наибольший интерес представляют исследования о происхождении и текстологии слав. новозаветных текстов. В 1879 г. удостоен степени магистра богословия за соч. «Древний славянский перевод Апостола и его судьбы до XV в.» (М., 1879) (рецензенты И. Д. Мансветов и В. О. Ключевский ). К изучению слав. Евангелия В.

http://pravenc.ru/text/155328.html

«Чертогон»: Святочный рассказ Н.С. Лескова 135 лет назад Николай Семёнович Лесков (1831 – 1895) создал к святкам рассказ «Чертогон». Впервые рассказ был опубликован в рождественском номере ежедневной газеты «Новое время» от 25 декабря 1879 года под названием «Рождественский вечер у ипохондрика». 21 января, 2014 135 лет назад Николай Семёнович Лесков (1831 – 1895) создал к святкам рассказ «Чертогон». Впервые рассказ был опубликован в рождественском номере ежедневной газеты «Новое время» от 25 декабря 1879 года под названием «Рождественский вечер у ипохондрика». Вниманию читателей предлагается очередная работа доктора филологических наук Аллы Анатольевны Новиковой-Строгановой, посвященная творчеству классика русской литературы — Николая Семеновича Лескова. Святки  – святые вечера – в православной традиции и в русском народно-по­этическом сознании знаменуют торжество Солнца правды – Христа – над тьмой, победу над нечистой силой. Однако в наши дни сакральный смысл Святок многим либо неведом, либо намеренно попирается. И не секрет, что череда зимних праздников сегодня нередко превращается в бесовский пьяный разгул, безбожную вакханалию. Придя в чувство после такого гульбища иные, у кого ещё не атрофирована совесть, стыдятся самих себя, глаза не смеют поднять на окру­жающих. Душа мертвеет, холодеет, выстуживается. Бывает ей и студно, и стыдно; жаждет она и прощения, и очищения, изгнания разрушительного чужебесия. 135 лет назад Николай Семёнович Лесков (1831 – 1895) создал к святкам  рассказ «Чертогон». Впервые рассказ был опубликован в рождественском номере ежедневной газеты «Новое время» от 25 декабря 1879 года под названием «Рождественский вечер у ипохондрика». Сам писатель был доволен своим произведением и, отвечая на поздравления с праздником в письме к издателю и редактору «Нового времени» А.С. Суворину, с одобрением отозвался о святочном номере газеты в целом: «И Вас с праздником, мой старый коллега! слава Богу, хорош. Я его нетерпеливо ждал увидеть. Я, кажется, не хуже людей» . «Рождественский  вечер у ипохондрика» утверждает мысль «о превосходстве веры над неверием» (X, 653) и по законам жанра закономерно завершается обращением к празднику Рождества Христова.

http://pravmir.ru/chertogon-svyatochnyj-...

Ф. Ковалевским. При этом архимандрит Иаков изъяснял: «Кирилло-Белоезерская обитель будет очень утешена духовно, если Господь поможет ввести у мощей преподобного Кирилла акафистное чтение по примеру других именитых обителей наших. Печатные книжицы акафиста могли бы мы раздавать бесплатно в благословение приходящих богомольцев для душеполезного чтения: народ православный их так любит». Рассматривавший рукопись архимандрит Тихон 23 марта 1882 года доносил комитету, что акафист св. Кириллу Белоезерскому «содержит в себе прославления в последовательном порядке жизни и подвигов преподобного и написан языком ясным и сообразным с предметом; имеет также и назидательность и способен возбуждать молитвенное усердие в читателе или слушателе». Санкт-Петербургский духовно-цензурный комитет нашел, что акафист этот может быть одобрен к печати и должен быть представлен на благоусмотрение и разрешение Святейшего Синода. 13 апреля 1882 года за 335 комитетом было послано в Святейший Синод донесение с одобрительным отзывом об акафисте. Синод поручил рассмотреть акафист и дать о нем отзыв высокопреосвященному митрополиту Санкт-Петербургскому, который уведомил Святейший Синод, что препятствий к напечатанию сего акафиста нет. Синод определением 7 мая/4 июня 1882 года за 885 разрешил напечатание акафиста, о чем и послан был Санкт-Петербургскому духовно-цензурному комитету указ 7 июня 1882 года за 1853 222 . 69 Акафист Пресвятой Богородице в честь явления чудотворной Ее иконы Толгской В 1879 году настоятель Толгского первоклассного монастыря Ярославской епархии представил в Санкт-Петербургский духовно-цензурный комитет акафист Божией Матери в честь иконы Ее Толгской. Комитетом акафист был одобрен к напечатанию и представлен на благоусмотрение Синода, который определением 11/18 июля 1879 года разрешил акафист напечатать в самом ограниченном количестве экземпляров, о чем был послан Санкт-Петербургскому духовно-цензурному комитету указ от 18 июля 1879 года за 2555. Акафист был напечатан в количестве 500 экземпляров.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Богословский Иван, родился около 1851 г.; Вифанская духовная семинария (1866–1872 гг.). Отец : Трофим Евфимиев, диакон; Московская губерния, Московский уезд, село Озерецкое, церковь во имя свт. Николая Чудотворца (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2027, л. 18). Богословский Константин, родился около 1858 г.; Дмитровское духовное училище, Вифанская духовная семинария (1873–1879 гг.). Отец : Трофим Богословский, диакон; Московская губерния; Московский уезд, село Озерецкое, церковь во имя свт. Николая Чудотворца (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2067, л. 2). Богословский Павел, родился около 1855 г.; Рязанское духовное училище, Вифанская духовная семинария (1872–1879 гг.). Отец : Петр Богословский, диакон; Рязанская губерния, Рязанский уезд, село Солотча (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2067, л. 5). Богословский Сергей, родился около 1861 г.; Вифанская духовная семинария (1874–1880 гг.), Звенигородское духовное училище. Отец : Михаил Богословский († до 1880 г.), священник; Московская губерния, Можайский уезд, село Спасское, Галичино тож, Преображенская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2386, л. 18). Богоявленский Феодор, родился около 1852 г.; Дмитровское духовное училище, Вифанская духовная семинария (1868–1874 гг.). Отец : Павел Феодоров, священник; Московская губерния, Дмитров, Успенский собор (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2067, л. 19 об.). Борисоглебский Тимофей, родился около 1850 г.; Вифанская духовная семинария (1866–1872 гг.). Отец : Семен Абрамов, пономарь; Московская губерния, Московский уезд, село Спасское, Спасская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2027, л. 21). Булгаков Василий, Вифанская духовная семинария (1877–1879 гг.) (ЦГАМосквы, ф. 427, оп. 1, д. 2268, л. 5 об.). Буравцев Константин, родился около 1852 г.; Вифанская духовная семинария (1866–1872 гг.). Отец : Николай Александров, священник; Московская губерния, Дмитровский уезд, село Пересветово, церковь в честь иконы Божией Матери всех скорбящих Радосте (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2027, л. 8). Былов Владимир, родился около 1856 г.; Волоколамское духовное училище, Вифанская духовная семинария (1870–1876 гг.). Отец : Николай Васильев Былов († до 1874 г.), священник; Московская губерния, Волоколамск, Покровская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2157, л. 11; д. 2067, л. 15).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010