Скачать epub pdf Христос с небес, срящите! Так оглашает нас св. Церковь , предуготовляя к одному из величайших празднеств своих в честь и славу рождества по плоти Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Для чего? Для того, без сомнения, чтобы великое торжество Церкви не прошло для нас туне, чтобы мы готовы были, в день явления Сына Божия во плотит не только предстать в храме Божием с хвалебными песнями в устах; но и приять Его Самого во внутреннее святилище души своей, чтобы Сам Господь пришел и вселился в нас; а для этого, очевидно, нужно – с нашей стороны не малое приготовление, а со стороны Церкви благовременное оглашение. Почему особенно с настоящего дня св. Церковь начинает призывать нас к достойному сретению грядущего с небес Господа? Потому, что днесь благоволения Божия преображение и человеков спасения проповедание, в храм Божий ясно Дева является, и Христа всем предвозвещает, говорит песнь Церковная; т.е., что настоящий день, как день избрания пресвятой Девы Марии в Матерь Сыну Божию, есть начало исполнения обетований Божественных о спасении человеков, есть как бы проповедь о грядущем Спасителе! Что делать нам, чтоб исполнить заповедь Церковную? Как уготовлять себя, ко сретению Господа? Так же, как уготовляли себя древние Праотцы, когда жили еще верой во грядущего Искупителя. Ибо спасение каждого из нас совершается так же, как совершилось спасение всего мира: что делал Бог для привлечения всех человеков к Сыну своему, то же делает и для привлечения каждого; каким путем приходили ко Христу другие, тем же самым можем прийти и мы. Потому-то св. Церковь и назначает пять седьмиц для размышления о том, что совершилось в мире в течение пяти тысячелетий, до пришествия Христова; для того и воспоминает в предпразднественные воскресные дни, всех ветхозаветных праведников, чтобы мы, подражая их вере, покаянию и благоговейному житию, явились готовыми во сретение Христу, как были готовы они. Споспешествуя сему благому делу, мы предлагаем здесь, по возможности, краткое сказание о том, как вседействующий Промысл Божий, или лучше Сам Единородный Сын Божий, иже вчера и днесь, тойже и вовеки, благоволивший, по определению Бога Отца, спасти падший род человеческий от греха, проклятия и смерти, предуготовлял человеков к спасительному пришествию Своему во плоти. Первое обетование о спасении падшего человека

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Muret...

Экзегетика мессианских текстов Ветхого Завета на примере пророчества Исаии об Эммануиле (Ис. 7:14–16) Источник 1. Герменевтический подход к толкованию ветхозаветных пророчеств Адекватное толкование ветхозаветного текста – проблема, с которой столкнулась христианская Церковь с самого начала своего существования. Первые христиане веровали во Иисуса Христа не столько будучи убежденными ветхозаветными пророчествами о Нем, сколько исходя из Его учения и дел – в частности, Его чудес и Его превышающего человеческое понимание воскресения из мертвых. Вера в воскресение Христово была центральным пунктом кредо ранних христиан, как это видно из послания святого апостола Павла к Коринфянам: «если Христос не воскрес, то вера ваша напрасна» ( 1Кор. 15:14 ). Евангельские события позволили современникам узнать в них исполнение пророчеств Ветхого Завета о пришествии Мессии-Христа. Эти пророчества носят несколько различный характер, позволяющий разделить их на две группы. Первую составляют пророчества, единственным буквальным содержанием которых является весть о будущих событиях, связанных с пришествием Мессии. Например, слова Михея о рождении Владыки Израиля в Вифлееме ( Мих. 5:2 ), которые, как видно из Евангелия, понимались иудеями периода позднего Второго храма в буквальном смысле, поскольку на вопрос Ирода Великого, где должен родиться Мессия, книжники, не колеблясь, ответили: «в Вифлееме Иудейском» ( Мф. 2:5–6 ). Предсказание Малахии ( Мал. 3:1 ) о приходе Илии перед пришествием Мессии многие иудеи отнесли к Иоанну Крестителю ( Мф. 11:10 ; Мк. 6:15 ). Непосредственно на время пришествия Мессии указывало благословение Иаковом своего сына Иуды ( Быт. 49:10 ) – это произойдет, когда цари из колена Иудова окончательно потеряют реальную власть, что случилось при Ироде Великом. Пророчество Даниила о семидесяти седминах также позволяло исчислить время прихода Мессии, причем точкой отсчета было начало восстановления Иерусалима ( Дан. 9:25 ). К прямым и непосредственным пророчествам относится и повествование Исаии о страданиях Слуги Господня (52:13–53:12).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

I–III века. Борьба Церкви за сохранение сущности христианской религии. Для человека возможен только один путь познания Бога – через Его Откровение. Иными словами, мы можем познать Бога настолько, насколько Он нам Сам Себя открывает. Так, Бог открыл Себя людям через свои творения, через нравственный закон, который Он вложил в сердце каждого человека. Но Бог также открыл Себя и сверхъестественным образом Своему народу через пророков, которые возвестили, что Он самобытен, то есть Сам по Себе обладает бытием, в то время как все остальные существа суть Его творения, получающие от Него свое бытие. Наконец, Он открыл Себя в Своем превечном Слове – единственном Сыне Божьем, который воплотившись, то есть восприняв человеческое естество, явил уже совершенное Божественное Откровение. Эта полнота Откровения была дана человечеству с пришествием в мир Господа нашего Иисуса Христа. Некоторые из Его учеников записали Его речи, в которых раскрыто богооткровенное учение. В дальнейшем вместе с описанием Его земной жизни, Его чудес, искупительной смерти, Воскресения из мертвых, и вознесения на небо они составили четыре Евангелия (от греческого эвангелион – благая весть), признанных Церковью в качестве подлинного источника богооткровенной веры. Наряду с этим учение Господа нашего Иисуса Христа также возвещалось и другими Апостолами, некоторые из которых оставили свою весть о Христе в виде посланий поместным церквам или частным лицам, и эти послания, которыми в I–II вв. обменивались христианские общины в разных уголках Римской Империи, также вошли в Новый Завет. При этом истины веры – это всегда тайна, не поддающаяся рациональному объяснению. Более того, всякая попытка такого рода приводит к ереси, то есть к заблуждению, отвергаемому Церковью. Действительно, человеческим умом невозможно постичь, как Бог, один в Своем Существе, является Троичным в Лицах или как Божеское и человеческое естество соединились в Лице Богочеловека – Господа Иисуса Христа. Поэтому в рассматриваемые нами периоды истории Церковь стремилась оградить то, что составляет тайну веры, то есть то, что может постигаться только верою, от возможных толкований человеческого рассудка, являющих человеческие заблуждения, то есть ереси.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

Глава 1. Похвала филиппийским христианам за любовь к братьям-узникам и за твердость в вере. Поликарп и с ним пресвитеры – Церкви Божией в Филиппах: милость и мир от Бога Вседержителя и Господа Иисуса Христа, Спасителя нашего, да умножится вам. Я весьма сорадовался вам в Господе нашем Иисусе Христе о том, что приняли у себя образцы истинной любви, и как прилично было вам, проводили связанных священными узами, которые суть царское украшение для истинных избранников Бога и Господа нашего. Радуюсь также и тому, что твердый корень вашей веры, известный с первых времен, пребывает и доныне и приносит плоды, достойные Господа нашего Иисуса Христа, Который претерпел за грехи наши самую смерть, но Которого воскресил Бог , «расторгнув узы» ада ( Деян.2:24 ). Вы, " не видев... Его, веруете, и, веруя.., радуетесь радостию неизреченною и преславною» ( 1Пет.1:8 ), – каковой многие желают достигнуть, – зная, что вы спасены благодатью, не делами ( Еф.2:8–9 ), но по воле Божией чрез Иисуса Христа. Глава 3. Не по гордости пишу это. Павел – ваш учитель. Это пишу вам, братья, о праведности не по собственному притязанию, но потому, что вы сами вызвали на то меня. Ибо ни мне, ни другому, подобно мне, нельзя достигнуть мудрости блаженного и славного Павла, который находясь у вас, пред лицом живших тогда людей, ревностно и твердо преподавал слово истины, и после, удалившись от вас, писал вам послания. Вникая в них, вы можете получить назидание в данной вам вере, которая " есть матерь всех нас» ( Гал.4:26 ), за которою следует надежда и которой пришествует любовь к Богу, ко Христу и ближнему. Кто в них пребывает, тот исполнил заповедь правды. Ибо имеющий любовь далек от всякого греха. Глава 4. Будем избегать сребролюбия, и вразумлять самих себя, жен и вдов. Начало же «всех бед есть сребролюбие» ( 1Тим.6:10 ). Итак, зная, что «мы ничего не принесли в мир... и ничего не... вынесем /из него/» ( 1Тим.6:7 ), вооружимся оружиями правды, и будем сперва учить самих себя поступать по заповеди Господней; а потом учите и жен ваших, чтобы они пребывали в данной им вере, любви и чистоте, чтобы любили мужей своих со всею искренностью и всех других, равно со всем целомудрием, и детей будем воспитывать в страхе Божием; будем учить вдов, чтобы они здраво судили о вере Господней, предстательствовали непрестанно за всех, удалялись всякой клеветы, злоречия, лжесвидетельства, сребролюбия и всякого порока, и знали, что они – жертвенник Божий, что Бог все видит и от Него ничто не сокрыто, ни мысли, ни намерения, и никакие сокровенные чувствования сердца. Глава 5. Обязанности диаконов, юношей и дев.

http://azbyka.ru/otechnik/Polikarp_Smirn...

Глава I Надписание и приветствие (1–2). Благодарность, молитва и увещание апостола (3–7). Не должно стыдиться свидетельства о Христе (8–12). О сохранении вверенного Тимофею учения (13–14). Пример Онисифора (15–18). 2Тим.1:1 .  Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, по обетованию жизни во Христе Иисусе, 2Тим.1:2 .  Тимофею, возлюбленному сыну: благодать, милость, мир от Бога Отца и Христа Иисуса, Господа нашего. Апостол находился во время написания послания в узах. Тем не менее он нисколько не падал духом и продолжал считать себя «апостолом Иисуса Христа по воле Божией». Выражая это свое убеждение, он имеет в виду тех своих противников, которые, указывая на его стесненное положение, говорили: «какой же это апостол? Апостол должен быть всегда на свободе, чтобы проповедовать волю Пославшего его…», апостол на это заранее отвечает указанием на «волю Божию», которая, очевидно, ведет Павла особыми путями, даже путем стеснений, к достижению указанной для него цели. С другой стороны апостол указывает на то, что он имеет «обетование жизни во Христе Иисусе», т. е. надеется на то, что Христос при втором Своем пришествии на землю дарует ему вечную блаженную жизнь ( Кол 3:3–4 ; Гал 6:8 ). Поэтому-то он, не унывая, терпит всяческие страдания и лишения. 2Тим.1:3 .  Благодарю Бога, Которому служу от прародителей с чистою совестью, что непрестанно вспоминаю о тебе в молитвах моих днем и ночью, 2Тим.1:4 .  и желаю видеть тебя, вспоминая о слезах твоих, дабы мне исполниться радости, 2Тим.1:5 .  приводя на память нелицемерную веру твою, которая прежде обитала в бабке твоей Лоиде и матери твоей Евнике; уверен, что она и в тебе. Эти стихи лучше перевести так: «благодарность питаю я к Богу – Которому служу от прародителей – в чистой совести (т. е. не лицемерную, подлинную благодарность), поскольку ( ς неправильно переведено союзом: что) непрестанно воспоминаю о тебе в молитвах моих, днем и ночью желая видеть тебя», и далее – по русскому тексту. Этими словами апостол ободряет Тимофея, который, находясь в разлуке с своим учителем и руководителем, вероятно, впадал иногда в сомнения относительно успеха своей деятельности в Ефесе. Апостол помнит о его слезах, какие Тимофей проливал при расставании с ним, помнит о его нелицемерной вере, составляющей, так сказать, наследственное сокровище в душе Тимофея, и искренно благодарит Бога за своего любимого ученика.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

митрополит Никейский Феофан ФЕОФАН, малейший раб Иисуса Христа, Архиерейскою благодатью, по милости Божией, предстоятельствующий Святой Никейской Церковью, по обетованию жизни в Иисусе Христе, всем призванным Христом, в различных возрастах и родах, профессиях и гражданских состояниях, разделяющим ту же веру, и по благочестию славу и упование, обитающим в Никеи и в Пруссах и всех прилежащих областях вплоть до моря, которые сочислены к нашей словесной Пастве, возлюбленным во Святом Духе чадам нашего смирения, - благодать, милость, мир и любовь да умножатся вам в плавании в настоящей о Бозе жизни, и в житии безволненном и спокойном, в наслаждении и в неизглаголанной радости будущего бессмертия, которую Бог уготовал от сложения мира, для истинно любящих Его и усердно сохраняющим Его заповеди и законы. 1. Всегда благодарю Бога за вас, возлюбленные, слыша о том, что вы сохраняете веру в добродетели Божией - чистой и непоколебимой среди противящихся Евангелию Христову и храните с благодарением терпение ваше в различных искушениях и скорбях, благодаря чему приобретаете неувядаемый венец в Пришествии Господа нашего Иисуса Христа, когда Он приидет прославить неизреченной и божественной славой Своих верных рабов, воздать же отмщение в пламени огня тем, которые Его не знают и не слушают тех, которые проповедывают Его Евангелие. Всегда я поминаю вас в молитвах, молясь, чтобы Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа дал вам быть твердыми по внутреннему человеку, дабы вооруженные верой и надеждой, вы не изнемогли до конечного издыхания, вследствие ежедневно наносимых вам скорбей и искушений от бесов и неподобных злых людей. Я бы желал, чтобы вы знали, возлюбленные, что как еда и питие являются существеннейшими в настоящей, чувственной жизни (ибо без этого совершенно невозможно кому-либо прожить), так и всякая добродетель является свойственной и существеннейшей для жизни в Боге (ибо, подобно же, без нее невозможно кому-нибудь жить в духе по внутреннему человеку); наибольшая же из всех добродетелей - терпение в скорбях и выдержка.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/543/...

О Таинстве Покаяния I. Православное учение о таинстве Покаяния Покаяние есть таинство, в котором верующий, искренно раскаявшись, исповедуя грехи свои пред духовным отцом – священником, молитвами и видимым разрешением последнего – невидимо получает разрешение, прощениево грехах от Самого Господа Иисуса Христа и, таким образом, снова становится чистым, безгрешным, каким вышел из купели крещения. Такое определение покаяния, как таинства, установлено Господом Иисусом Христом, Который проповедью о покаянии начал свое служение роду человеческому ( Мф.9:2 ; Лк. 7:47 ), обещал и апостолам, а в лице их и преемникам их –епископам и пресвитерам, – дать сию власть: «что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18:18; срав. Ин. 20:21–23 ). Изъясняя эти слова, св. Иоанн Златоуст говорит: «как царь, посылая правителей, дает им власть и заключать в темницу, и освобождать из темницы, так и Христос облекает учеников такою же властью..., именно – вязать и отпускать грехи» (Толк. на Иоанна 523 стр.). Так Господь положил в Церкви Своей основание власти – отпускать грехи, которая, как при самих апостолах, так и после них, всегда оставалась в Церкви, и всегда должна остаться в ней, пока будут грешники, т. е. до второго пришествия Христова, до дня судного. Таковыми люди, оказывается, всегда были и будут ( 1Ин. 1:8 ), – если бы доступа к св. причастию лишены были грешные люди, т. е. не было бы таинства покаяния, то некому было бы совершить и «преломление», и заповедь Господа об этом ( Лк. 22:19 ) была бы напрасной. Напротив, Господь явился на землю спасти не праведников, но грешников, так как не здоровые имеют нужду во враче, но больные ( Лк. 5:31–32 ). Сектанты утверждают, будто православная Церковь своею исповедью не только не удерживает злых людей от грехов, но даже потворствует им, так как, по сектантскому пониманию, каждый член православной Церкви может грешить, сколько ему угодно, и затем, после самых тяжких грехов, в ней может получить прощение. Неправильность такого сектантского мнения достаточно обнаруживается уже из того, что пастыри располагают правом не только прощать грехи, но и оставлять на них, связывать ( Ин. 20:23 , Мф. 18:18 ), что в потребных случаях пастыри и делают. Кроме того, высказываясь так, сектанты оскорбляют не только Церковь , но Самого Господа Иисуса Христа, так как Иисус Христос не только нам заповедал извинять и прощать все вины других (Мф. 6:14–15, 18:22),но Сам ради прощения пострадал и прощает людям все грехи. 1Ин. 1:7–9 . Еф. 1:7 . Кол. 3:13 . Согласно Писанию, православная Церковь научает,чтобы люди не согрешали, согрешающим же она указывает на даровавшеготаинство Ходатая Иисуса Христа ( 1Ин.2:1 ). II. Основания из слова Божия для православного учения о таинстве Покаяния

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Павел оставил Тита в Крите (Тит.1:5), как предстоятеля и епископа, чтобы он, обходя города, в каждом из них поставлял пресвитеров и в разных местах исправлял другие недостатки. Когда же Павел услыхал, что некоторые из обрезанных стали смущать умы язычников учением о соблюдении заповедей закона, - тогда он поспешил написать о том, по какой причине оставил его в Крите, дав при этом и наставление относительно обрезанных, коих надлежало остановить. Эти обрезанные, по причине корыстолюбия своего, развращали все дома и ради гнусного прибытка учили, чему не должно. А как и о Тите некоторые из возмутителей говорили, что он не был послан Павлом, то Павел и пишет ему и в послании показывает то полномочие, какое имел Тит уже и без послания. Также повелевает ему в послании - поставлять пресвитеров, назначать диаконов, заграждать уста обрезанных и все приводить в должный порядок, - и чтобы после, когда Апостол пришлет к нему послов (Артему и Тихика), он пришел к нему в Никополь, где находился Апостол (Тит.3:12). Вот об этом и тому подобном и пишет Апостол к Титу, говоря так: 1-2. Павел, раб Божий, и Апостол Иисуса Христа, по вере избранных Божиих, то есть по вере, ради которой избраны были Апостолы, и по познанию не греха и лжи, но по познанию правды и истины, - и надежде жизни, не преходящей, но вечной, которую обетовал праведный Бог прежде времен вечных, то есть от дней Авраама, возлюбленного Своего. 3. Явил же нам слово проповеди во времена свои, по домостроительству обетования, которое во всех (прежних) родах было сокровенно и никому не открывалось, нам же, Апостолам, открыто в пришествии Его, чтобы мы были проповедниками его. Итак, это Евангелие вверено мне было не от людей, но по повелению Бога Спасителя мира. 4. Титу возлюбленному сыну, не по плотскому рождению, ибо он язычник, а я еврей, - но по общению веры Божией, посредством коей я родил тебя от заблуждения к познанию истины. Благодать с тобою и мир от Бога Отца нашего за все, что ты совершаешь, - и от Господа Иисуса Христа, а не чрез Господа нашего Иисуса Христа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/894/...

По той же причине человеческое имя «Иисус» стоит прежде наименования «Христос». Всякий раз, когда вначале обозначения персоны Спасителя стоит слово «Иисус», это означает, что акцент делается на Его Истинном Человечестве; а всякий раз, когда стоит в начале слово «Христос», акцент делается на Его Истинном Божестве. Например, в родословии Сына Божия по Евангелию от Луки слово «Христос» не упоминается ( Лк.3:23–38 ), там акцент смещен в сторону общечеловеческого происхождения Иисуса из Назарета, и само то родословие восходит к Адаму (первому человеку). Истинное Человечество Иисуса Христа освящает особенным образом нашу земную жизнь. Иногда мы слишком снисходительно относимся к этой временной жизни. Но ведь именно она и определяет нашу вечную будущность и только поэтому играет решающую роль в нашей с вами судьбе. Ценность этой земной жизни обусловлена еще и тем, что только в ней мы сподобляемся Святого Причастия. Само Причастие (Евхаристия) будет осуществляться только до Второго Пришествия Христова. Сказано: «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» ( 1Кор.11:26 ). Слова «доколе Он придет» и означают прекращение Таинства Евхаристии с приходом в этот мир Христа Спасителя. Только тогда, в Вечности мы сможем оценить то, что мы имеем теперь, на земле. Мы с трогательной грустью и восторгом будем вспоминать каждую Божественную литургию, в которой приняли участие, живя здесь, на земле. Те же самые Ангелы не причащаются, хотя и прислуживают на каждой Евхаристии (Литургии). Поистине, мы не должны пренебрегать духовными ценностями этого земного бытия. Здесь – наша духовная прародина. Рождение свыше возможно только в этой земной временной жизни. И все, что здесь (сегодня и сейчас) происходит, имеет вечное и непреходящее значение (и назначение). Истинное Человечество Христово помогает нам в этой земной и временной жизни приобщиться к Его Истинному Божеству в Вечности. Поэтому и сказано у Иеронима Блаженного: «А начал он с плотской стороны для того, чтобы через человека мы начали говорить о Боге» .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Апокалипсис (от греч. ποκλυψις — откровение, открытие): 1) название Книги, составленной евангелистом Иоанном Богословом, свидетельствующей, в значительной мере – в символической форме, о последних судьбах нашего мира, завершающей состав новозаветных канонических Книг; 2) условное обозначение событий последних времён, описанных в этой Книге. Юлиус Шнорр фон Карольсфельд. Агнец открывает книгу ( Откр.6:1-8 ). О чём сообщает книга «Апокалипсис»? В книге Апокалипсис описываются события, предшествующие Второму Пришествию Господа нашего Иисуса Христа на землю, которые, согласно ранее записанным пророчествам Библии , будут сопровождаться многочисленными катаклизмами и бедствиями (поэтому слово «апокалипсис» часто употребляют как термин, обозначающий катастрофу планетарного масштаба). Книга описывает также Второе пришествие Иисуса Христа и события после него. Почему книга Апокалипсис занимает в Новом Завете последнее место? Последнее место книги Апокалипсис в новозаветном корпусе в значительной мере обусловлено жанровым своеобразием и эсхатологической тематикой книги. Почему книга Апокалипсис называется также Откровением Иоанна Богослова? В рукописной традиции встречается множество вариантов её наименования. В самых ранних рукописях содержится краткое заглавие – Откровение Иоанна. Слово «Откровение» – эквивалент греческого слова ποκλυψις. Это слово входит в первый стих книги св. Иоанна Богослова: «Откровение (ποκλυψις) Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим , чему надлежит быть вскоре» ( Откр.1:1 ). Поскольку содержание Откровения и обстоятельства его восприятия были описаны ев. Иоанном Богословом, постольку данная Книга и называется Откровением Иоанна Богослова. Кому предназначалось (предназначается) Откровение? По большому счёту, Книга «Апокалипсис» адресована всей Церкви , хотя ближайшими адресатами принято считать 7 малоазийских Церквей, отмеченных в первых главах этой Книги. Когда была записана книга Апокалипсис?

http://azbyka.ru/apokalypsis

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010