Должно на Бога надеяться и от Него чаять полезнаго. Котву надежды (Евр. 6, 19) в могущем спасать Боге утверди, и от Него ожидай избытия искушений в благопотребное время. Ибо, как говорит Апостол верен Бог, иже не оставит нас искуситися паче, еже можем, но сотворит со искушением и избытие (1 Кор. 10, 13). Слушай, что и еще говори Писание: — Скорбь терпение соделовает, терпение же искусство, искусство же упование. упование же не посрамит (Рим. 5, 3-5). Претерпевый до конца, той спасется (Мф. 24, 13). — В терпении вашем стяжите души ваша (Лк. 21, 19). — Всяку радость имейте братие моя, егда во искушения впадаете различна, ведяще, яко искушения вашея веры соделовает терпение: терпение же дело совершенно да имать, яко да будете совершенни и всецели, ни в чемже лишени. Иблажен муж, иже претерпит искушение: зане искусен быв приимет венец жизни, егоже обеща Бог любящим Его (Иак. 1, 2-4, 12). — Недостойни страсти нынешняго времени к хотящей славе явитися в нас (Рим. 8, 18). — Терпя потерпех Господа, и внят ми, и услыша молитву мою: И изведе мя от рова страстей, и от брения тины, и постави на камени нози мои, и исправи стопы моя: и вложи во уста моя песнь нову, пение Богу нашему (Пс. 39, 1-4). Пишет и блаженный Симеон Метафраст: «душа, ята будучи узами любви к Богу, ни во что вменяет страдания, но услаждается прискорбностями и цветет в злострадании. И когда ничего не страдает за Возлюбленнаго, тогда еще более мнится страдати. и бежит от утешения, как от муки». 17) О страхе Божием, что Он двояк: один новоначальных, другой совершенных. Не поленимся теперь помянуть и о двояком страхе Божием. так как святые отцы. в порядке добродетелей, страх Божий ставят после веры. О первом страхе Божием, — новоначальных. Знай же, возлюбленнейший мой, что страх Божий двояк: один новоначальных, а другой — совершенных. — О первом страхе так написано: начало премудрости страх Господень (Пс. 110, 10; Прит. 1, 7); приидите, чада, послушайте Мене, страху Господню научу вас (Пс. 33, 12); страхом Господним уклоняется всяк от зла (Прит. 15, 27), и идеже страх, ту заповедей соблюдение. — И преподобный Исаак говорит: «Страх Божий есть начало добродетели. Он почитается порождением веры, и сеется в сердце, когда ум отстранится от суетности мирской, чтобы собрать влающиеся мысли свои от разсеяния непрестанным углублением в будущее возустроение всяческих» (Сл. 1 сначала); также: «начало истинной жизни в человеке — страх Божий; а он не терпит пребывать в душе вместе с разсеянием мыслей» (тамже стр. 4); еще: «умудрись же в основание шествия своего положить страх Божий, и в немногие дни станешь у врат царствия, не кружась по пути» (тамже стр. 7).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

7). Именно о Божьей воле, относящейся к происходящим в мире событиям, говорится в Еф 1:11. Во-вторых, Божия воля это Его повеления, т.е. наставления, данные Им в Писании относительно того, как должны и как не должны поступать люди. Иногда это называют предписанием Его воли; именно в этом смысле о воле Божьей говорится в Рим 12:2, Еф 5:17, Кол 1:9, 1 Фес 4:3—6. Некоторые из этих требований коренятся в святом характере Бога, которому мы должны подражать: таковы принципы Десяти Заповедей и двух главных (Исх 20:1—17, Мф 22:37—40 ср. Еф 4:32—5:2). Другие требования являются просто божественными установлениями к этому разряду относятся обрезание, законы Ветхого Завета о жертвоприношениях и чистоте, а также крещение и Вечеря Господня, соблюдаемые и в наши дни. Но все заповеди того и другого характера являются одинаково обязательными для нашей совести; и в Божий план событий (Его предвечный замысел) уже включены «добрые дела» послушания, которые верующие должны будут совершить (Еф 2:10).    Иногда бывает трудно, даже невозможно поверить, что повиновение Богу, создающее для нас, живущих в этом мире, дополнительные проблемы, является частью предопределенного Богом плана, цель которого прославление Его и наше собственное благо (Рим 8:28). Но мы прославляем Бога уже самой своей верой в то, что так оно и есть и что однажды мы увидим это собственными глазами, ибо Его премудрость превосходит все и никогда не бывает бессильной. Бог царствует: абсолютное всевладычество Божье    Утверждение Божьего абсолютного всевладычества, проявляемого Им в творении, провидении и благодати лежит в основе библейской веры и библейского прославления Видения Бога, сидящего на престоле, т.е. царствующего, встречаются в Писании постоянно (3 Цар 22:19, Ис 6:1, Иез 1:26, Дан 7:9, Откр 4:2 ср. Пс 10:4, Пс 44:7, Пс 46:9—10, Евр 12:2, Откр 3:21). В Писании последовательно проводится мысль, что Господь (Яхве) владычествует как Царь, осуществляя власть как над великим, так и над малым (Исх 15:18, Пс 46, Пс 92, Пс 95:10, Пс 96, Пс 98:1—5, Пс 145:10, Прит 16:33, Прит 21:1, Ис 24:23, Ис 52:7, Дан 4:31—32, Дан 5:21—28, Дан 6:26, Мф 10:29—31).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Говорить сие значит не славу и честь воздавать Господу, но бесславить и бесчестить Его. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца. Ибо Он вечен, как и Отец, и есть вечное Его Слово. Это мы увидим еще из следующего: если Бог есть Источник Премудрости и Жизни, и нарицается сими именами, как говорит чрез Иеремию: Мене оставиша Источника воды живы ( Иер. 2:13 ), и еще: Господи, вси оставляющии Тя да постыдятся, отступающии на земли да не напишутся, яко оставиша Источника живых вод Господа ( Иер.17:13 ), и в книге Варуха написано: оставили есте Источника Премудрости ( Вар.3:12 ): то следует Жизни и Премудрости быть не чуждыми, но свойственными сущности Источника, и не быть когда-либо лишенными бытия, но всегда иметь бытие. А Сын говорит: Аз есмь Живот ( Ин.14:6 ); и: Аз Премудрость вселих совет ( Прит.8:12 ). – Посему не нечествует ли, кто говорит: было, когда Сын не был? Это значит сказать: было, когда Источник был сух, без Жизни и Премудрости! Но такой источник уже не будет Источником. Не источающий из себя не есть уже Источник. Каких же несообразностей исполнено сие? – Бог творящим волю Его дает обетование, что будут они подобными Источнику, в котором не оскудеет вода, говоря чрез пророка Исаию: и насытишися, якоже желает душа твоя, и кости твоя утучняют, и будут яко вертоград напоенный, и яко источник, ему же не оскудеет вода ( Ис.58:11 ). Они же осиливаются хулить Бога, и нарицаемого и сущего Источника Премудрости, говоря: был Он некогда безводен и скуден собственною своею Премудростью. Но что говорят они, это ложно; истина же свидетельствует, что Бог есть вечный Источник своей Премудрости. А поскольку Источник вечен: то и Премудрости необходимо должно быть вечною; потому что ею все сотворено, как воспевает Давид: вся Премудростию сотворил еси ( Пс.103:24 ), и Соломон говорит: Бог Премудростию основа землю, уготова же небеса разумом. ( Прит.3:19 ). А сия Премудрость есть Слово, и как говорит Иоанн: вся Тем быша, и без Него ничто ничтоже бысть, еже бысть ( Ин.1:3 ); и сие Слово есть Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Plato...

Под премудростью разумеется Господь Иисус Христос (ср. 1Кор.1:24 ; Кол 2:2–3 ), Который построил дом ( Церковь – 1Тим.3:15 ; Евр.3:6 ; Мф.16:18 ), учредил семь столпов (семь таинств), принес Голгофскую жертву, установил таинство причащения и послал апостолов и их преемников звать в Свою Церковь «неразумных и скудоумных», т.е. не наученных истинам веры, смиренных, не превозносящихся своим умом (ср. Мф.11:25 ). Православные, как вступившие в Церковь Христову и принявшие ее учение, оставили свое «неразумие» ( Прит.9:6 ). Сектанты – «кощунники и нечестивые» ( Прит.9:7 ), потому что превозносятся своим разумом, глумятся над Церковью и ее таинствами и глухи к призыву Премудрости. 15) Православные, употребляя копье, вновь закалывают Христа. Копьем из просфоры вынимается часть, называемая Агнцем, крестообразно надрезывается, прободается, и этими действиями Церковь воспоминает голгофские события. Но эти воспоминания в действиях, подобно словесным воспоминаниям (напр. чтение о страданиях Спасителя из Евангелий), не есть выражения злобы на Господа Иисуса Христа, как говорят сектанты, и не имеют цели причинения Ему страданий, а служат для благоговейного «возвещения смерти Господней» (ср. 1Кор.11:26 ). 16) Зачем лжица при приобщении? Нужно приобщаться отдельно хлеба и вина (ср. Μф.26:26–27). Лжица употребляется для предосторожности во избежание пролития Святых Таин, по образу клещей, коими ангел взял уголь с жертвенника и коснулся уст пророка Исайи ( Ис.6:7 ). В таинствах нужно различать стороны существенные и несущественные, вечные и временные; способ приобщения является стороной несущественной в таинстве причащения. Неужели существо таинства может измениться при приобщении лжицею? По примеру апостолов, приобщившихся отдельно Тела и Крови, приобщаются преемники их (священнослужители Церкви); о порядке приобщения мирян в слове Божием ничего не сказано, и Церковь преподает ныне им Святые Дары лжицею. 224 17) Есть ли в Священном Писании заповедь о причащении младенцев? Есть. Господь сказал: «пейте от нее все» ( Мф.26:27 ). Церковь поступает по примеру Иисуса Христа, сказавшего: «пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне» ( Мф.19:14 ). Тогда приносили к Нему, чтобы Он возложил на них руки и помолился, а теперь приносят к «чаше Господней» для соединения с Ним ( Ин.6:56 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Свмч. Киприан Карфагенский , в одном из трактатов затрагивает эту тему: “Есть нечистые блудящие духи, которые, погрязши в мирских пороках и чрез пристрастие к земному отделившись от силы небесной, не престают — сами погибшие — губить, сами развратные — распространять разврат. Поэты знают их под именем демонов, и Сократ рассказывал, что он от демона получает наставления и управляется его произволом” (свмч. Киприан Карфагенский. Книга о суете идолов//Творения. М.: Паломник, 1999). «Правда мужей правыхъ избавитъ ихъ» ( Прит.11:6 ), «cnacehie же праведныхъ от­ Господа» ( Пс.36:39 ), — необходимым условием для спасения человека является праведность:  «Праведность ведет к жизни… плод праведника — древо жизни» ( Прит.11:19,30 ).  Праведность человека не в его внешнем совершенстве, сумме знаний и жизненном успехе, а в его отношении к Богу, богобоязненном поведении, в покаянии и готовности к смирению, в уповании на Бога:  «бýду непорóченъ съ Нимъ и сохранюся от­ бeззakóhiя мо­егó» ( Пс.17:24 )  — восклицает царь и пророк Давид. При этом, в отличии от внешнего формального благочестия, подлинной  «праведностью от Бога по вере» ( Флп.3:9 )  является праведность, сопряженная с верою, «поверил Авраам Богу, и это вме­нилось ему в праведность» ( Рим.4:3 ).  Жизнь праведника ведет ко спасению посредством его веры: не внешним  «законом даровано Аврааму, или семе­ни его, обетование — быть наследником мира, но праведностью веры» ( Рим.4:13 ). На протяжении своих посланий Апостол Павел многократно указывает на тщетность формальной человеческой праведности (вне веры), которая может даже противостоять познанию правды Божией, так иудеи: «не ра­зу­мея праведности Божией и усиливаясь по­ставить соб­с­т­вен­ную праведность, они не по­корились праведности Божией» ( Рим.10:3 ) . До Крестной жертвы Господа все человечество по смерти сходило в шеол, Спаситель при нисхождении вывел из узилища не все человечество, но  «из ада извлек   души святых » (прп. Ефрем Сирин. Толкование на книгу Второзаконие. 1. 34) (Предание об освобождении от уз ада именно верных отраженное в учении как Восточной, так и Западной Церкви не догматизированно в Восточной Церкви, как и не догматизированно, например, учение о творении Богом мира «из ничего», о тварности и бессмертии человеческой души, учение о мытарствах и т.д., подробне см. http://blagolub.livejournal.com/10243.html ) :

http://azbyka.ru/posmertnaya-zhizn-dushi...

(1) Слова Божеств. Василия: Кто говорит, что скорбь не прилична праведнику, тот говорит ничто иное, как то, что борцу не приличен противуборник; а не вступающий в бой борец, какие случаи будет иметь к венцам? Пс.33:21 .  Хранит Господь вся кости их, ни едина от них сокрушится Почему пророк говорит это, когда кости многих мучеников сокрушились? (1) На сие отвечаем словами великого Василия, что человеком называется не только внешний, то есть, тело, но гораздо более внутренний, т. е. душа; почему и внутренний человек имеет члены, одноименные с членами тела. В сем то смысле написано: «заповедь Господа издали светла: она просвещает очи» ( Пс.18:9 ), то есть, душевные, умственные; также: «имеющий уши (чтобы) слышать, да слышит ( Матф.11:15 ); еще: «уста свои я раскрыл и привлек дух» ( Пс.118:131 ), также: «Зубы грешников Ты сокрушил» ( Пс.3:8 ); и еще: «чрево у меня болит» ( Иер.4:19 ), и о ногах: «Нога твоя да не преткнется» ( Прит.3:23 ), и подобное тому, называющее умственные силы душею. Таким образом и ЗДЕСЬ – под костями, по словам великого Василия и Феодорита, должно понимать помыслы, утверждающие и поддерживающие душу, подобно тому, как кости дают твердость и опору телу. Господь хранит мысли праведных, чтоб они угодили Ему. Ни один из таковых помыслов их не сокрушится от насилия греха; почему и написано: «мысли праведных – суды» ( Прит.12:5 ) (2). (1) О каковых говорит тот же Василий: У некоторых из мучеников гонители сокрушали голени и неоднократно пробивали и руки и головы, но кто скажет вопреки, что скончавшиеся в мученичестве не были праведнее всех? (2) Божеств. Кирилл так изъясняет: Костями в них, без сомнения, не называет телесные, но твердость или силы души при всяком добром и хорошем деле.... Итак, в любящих грехи и сладострастие можно видеть как бы сокрушенными кости души; а кости святых Господь хранит, так что ни одна из них не потерпит сокрушения. И Великий Афанасий: под костями также разумеет душевные силы, каковы: правда, терпение, благочестие и всякая, так сказать, добродетель.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

22:18–19), тот не должен покушаться вводить новое от себя, а должен довольствоваться тем, что прежде возвещено святыми. Итак, не крайнее ли безумие — отваживаться на то, что не принято ни в общем употреблении, ни в языке Писаний? Ибо, какой отец или какая мать, с благосердою и нежною любовью к своему детищу, будет называть его порождением, оставив обыкновенное приветствие: «сын мой», или «чадо»? «Чадо», сказано, «иди в виноград» (Мф. 21:28). И в другом месте: «Бог усмотрит Себе агнца» на заколение, «сын» (Быт. 22:8). Подобным образом говорит Исаак: «ты ли сын мой» (Быт. 27:24)? Еще: «наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его» (Прит. 3:11). Также: «сын мудрый радует отца» (Прит. 10:1). То же и во многих местах. Но нигде не видно, чтобы кто–нибудь называл дитя свое порождением; и это по той явной причине, что «сын» и «чадо»суть имена приличные существам одушевленным, а слово «порождение» редко к ним прилагается. Порождением можно назвать и выкидыш, еще не получивший образа; но он не достоин называться чадом. Порождениями именуется и плоды земные, но не чадами. «Не буду пить», сказал Господь, от порождения винограда «этого» (Мф. 26:29). А об одушевленных существах редко где найдем употребляемым это название; и где употребляется оно в этом смысле, там говорится, как всякий может видеть, о таком животном, которое предано на поругание и представляется в пример злости. Ибо сказано: «змеи, отродье змеиное!» (Мф. 23:33). Поэтому–то, думаю, и общее употребление речи находит это наименование низким, и божественное Писание явно отвращается от него, особенно в отношении к единородному Сыну Божьему. Писание не допускает даже и названия «чадо», так как в нем заключается много человеческого. Апостол повсюду именует Господа Сыном, а также и другими различными наименованиями прославляет Его, называя и Первородным (Рим. 8:29; Евр. 1:6), и Образом (2 Кор. 4:4), и Сиянием (Евр. 1:3); но избегает названия «порождение». Если же он, или кто другой из верховных проповедников слова, употребляет это выражение, то пусть Евномий докажет это, и мы позволим ему уничтожить все сказанное нами.

http://predanie.ru/book/68862-tvoreniya/

Василия : Те смиренны духом, для которых, как сам Спаситель говорит, доступно будет царство небесное: блаженны, говорит, нищие духом, ибо таковых есть царство небесное. Не имеющий никакой гордости и не заботящийся о чем либо человеческом,—этот и сокрушен сердцем и смирен духом.   20. Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь. Господь попускает праведникам падать в скорби, чтобы посредством их они упражнялись в добродетели; но не оставляет их до того, чтоб они были побеждены скорбями от неперенесения их: прежде нежели побеждены, или совершенно освобождает их от оных, или дает им силу переносить их без печали до конца, так как и это победа, как мы сказали выше. Посему и Господь сказал: «в мире будете иметь скорбь; но ободритесь, Я победил мир» (Иоан.16,33); и Апостол: «отвсюду нам скорби, но мы не стесняемся» (2Кор. 4, 8), и еще: «верен Бог, который не попустит нам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и выход, чтоб вы могли понести» (1Кор. 10, 13)   Слова Божеств. Василия : Кто говорит, что скорбь не прилична праведнику, тот говорит ничто иное, как то, что борцу не приличен противуборник; а не вступающий в бой борец, какие случаи будет иметь к венцам?   21. Хранит Господь вся кости их, ни едина от них сокрушится. Почему пророк говорит это, когда кости многих мучеников сокрушились? На сие отвечаем словами великого Василия, что человеком называется не только внешний, то есть, тело, но гораздо более внутренний, т. е. душа; почему и внутренний человек имеет члены, одноименные с членами тела. В сем то смыслов написано: «заповедь Господа издали светла: она просвещает очи» (Пс.18, 9), то есть, душевные, умственные; также: «имеющий уши (чтобы) слышать, да слышит (Матф.11,15); еще: «уста свои я раскрыл и привлек дух» (Пс.118,131), также: «Зубы грешников Ты сокрушил» (Пс.3, 8); и еще: «чрево у меня болит» (Иер.4, 19), и о ногах: «Нога твоя да не преткнется» (Прит.3, 23), и подобное тому, называющее умственные силы душею. Таким образом и здесь— под костями, по словам великого Василия и Феодорита, должно понимать помыслы, утверждающее и поддерживающие душу, подобно тому, как кости дают твердость и опору телу. Господь хранит мысли праведных, чтоб они угодили Ему. Ни один из таковых помыслов их не сокрушится от насилия греха; почему и написано: «мысли праведных—суды» (Прит.12, 5)   О каковых говорит тот же Василий : У некоторых из мучеников гонители сокрушали голени и неоднократно пробивали и руки и головы, но кто скажет вопреки, что скончавшиеся в мученичества не были праведнее всех? Божеств. Кирилл так изъясняет: Костями в них, без сомнения, не называет телесные, но твердость или силы души при всяком добром и хорошем деле.... Итак, в любящих грехи и сладострасие можно видеть как бы сокрушенными кости души; а кости святых Господь хранит, так что ни одна из них не потерпит сокрушения. И Великий Афанасий : под костями также разумеет душевные силы, каковы: правда, терпение, благочестие и всякая, так сказать, добродетель.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=733...

Когда человек сидит в безмолвии, то сердце его сохраняет благие помыслы, которые свет души. Потому и Писание говорит: иже хранит свои уста, – соблюдает свою душу ( Прит.13:3 ); и любобезмолвный Исаак учит: «паче всего возлюби молчание. Сперва насильно принуждай себя к молчанию, и от молчания со временем родится в душе удовольствие, которое насильно повлечет тебя к тому, чтобы пребывать в молчании. Если же начнешь сим образом жительствовать, то, не умею и сказать, сколько света воссияет тебе отсюда». Сказано: от многоглаголания не избежишь греха; щадяй же устне разумен будеши ( Прит.10:19 ). И Арсений Великий говаривал: «после бесед я часто раскаивался; а после молчания никогда». Апостол же Иаков возвещает: если кто из вас думает, что он благочестив и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие ( Иак.1:26 ). Он же еще говорит: кто не согрешает в слове; тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело ( Иак.3:2 ). Новое побуждение к безмолвию! Страсти телесные не уничтожаются и человек близким к Богу быть не может, пока совершенно не обезмолвится. «Рассказывал мне некто из собственного опыта, – так повествует преподобный Исаак Сирианин , – в которые дни имею беседу с кем-нибудь, в те съедаю по три или по четыре сухаря на день, и если стану принуждать себя к молитве, то ум мой не имеет дерзновения к Богу, и не могу устремить к нему мысли. Когда же разлучусь с собеседниками на безмолвие, первый день принуждаю себя съесть полтора сухаря, во второй один, а как скоро утвердится ум мой в безмолвии, усиливаюсь съесть один целый сухарь и не могу: ум же мой непрестанно с дерзновением беседует с Богом, хотя и не принуждаю к тому, и светозарность Божества не оскудевая, осиявает меня, и влечет видеть красоту Божественного света и веселится ею. Если же во время безмолвия приведется кому прийти и поговорить со мною хоть с час один, тогда уже невозможно мне не прибавить пищи, не оставить чего из правила, не расслабеть умом к созерцанию сего света. Вот видите, – в заключение говорит Исаак, – как прекрасны уединение и терпение (молчание) и какую силу доставляют они подвижникам! Блажен, кто пребывает в безмолвии ради Бога, – он всегда беседует с Богом».

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Оказываешь ли милосердие ближним? Помогаешь ли им в нужде? Утешаешь ли их в горе и несчастии? Любишь ли их как самого себя? Еще в Ветхом Завете Господь внушал людям: Милость и истина да не оставляют тебя: обвяжи ими шею твою, напиши их на скрижали сердца твоего (Прит. 3, 3). Иисус Христос учит: Будьте милосерды, как и Отец ваш Милосерд (Лк. 6, 36). Господь обещает помиловать нас, если мы будем милосердны: Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут (Мф. 5, 7). Помни, что, благотворя бедным, ты благотворишь Самому Христу. Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяния его (Прит. 19, 17). На Страшном и праведном Своем Суде Господь скажет милостивым: Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне (Мф. 25, 34 - 36). Милостыня есть " царица добродетелей, весьма скоро возводящая на небо " , - говорит святитель Иоанн Златоуст. - Старался ли примиряться с враждующими и содействовал ли примирению находящихся во вражде? Крепко держи в памяти, что долг христианина - не только мириться с ближними в случае возникшей ссоры или вражды, но и других склонять к христианскому миру. Если возможно с вашей стороны, - говорит святой апостол Павел, - будьте в мире со всеми людьми (Рим. 12, 18). Все, которые водворяют мир среди людей, названы детьми Божиими: Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими (Мф. 5, 9). Вера Христова - религия примирения, и последователи ее должны быть поборниками мира. Как растение во время засухи, палимое лучами солнца, постепенно засыхает и наконец погибает, если его не освежит живительная роса и дождь, так и бедная душа христианина, подвергшись огню гнева и вражды против ближнего, умирает для жизни духовной, если ее не оживит чувство примирения и любви христианской. 128 Души наши понимают друг друга: злоба, еще не высказанная на словах, а таящаяся в сердце и лишь отражающаяся слегка на лице и в глазах, уже передается душе того, на которого я имею злобу, и другим заметна. Возмущаюсь я страстью - мое возмущение касается и сердца другого, происходит какой-то духовный перелив нечистого потока из одного духовного вместилища в другое.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2327...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010