4. Наконец, мысль, что мир существует не от вечности, но создан во времени, или точнее, вместе со временем, ясно выражена: а) в словах Псалмопевца, обращенных к Богу: прежде даже горам не быти и создатися земли и вселенней, и от века и до века Ты ecu ( Пл. 89:3 ); б) в словах Сына Божия: и ныне прослави Мя Ты, Отче, у тебе Самаго славою, юже имех у тебе, прежде мир не бысть ( Ин. 17:5 ); и в) в словах того же Сына Божия, или Ипостасной Премудрости Божией, сказанных еще в Ветхом Завете: прежде век основа Мя, в начале, прежде неже землю сотворити, И прежде неже бездны соделати, прежде неже произыти источником вод, Прежде неже горам водрузитися, прежде же всех холмов раждает Мя ( Прит. 8:23–25 ). § 34. Как Бог сотворил мир Слово Божие выражается, что Бог сотворил мир – 1. Разумом и премудростью: Бог премудростию основа землю, уготова же небеса разумом ( Прит. 3:19 ; снес. Пс. 135:5 ), т.е. создал сообразно с теми высочайше премудрыми умопредставлениями Своими, в которых Он от века созерцал все Свои будущие создания: разумна от века суть Богови вся дела Его ( Деян. 15:18 ). 2. Волею, хотением, т.е. совершенно свободно, а не вследствие какой-либо необходимости: Бог наш на небеси и на земли, вся елика восхоте, сотвори ( Пс. 113:11 ); вся елика восхоте Господь, сотвори на небеси и на земли, в морях и во всех безднах ( Пс. 134:6 ). 3. Словом: и рече Бог: да будет свет, и бысть свет,... и рече Бог: да будет твердь посреди воды, и бысть тако,... и рече Бог: да соберется вода, яже под небесем, в собрание едино, и да явится суша, и бысть тако, и под. ( Быт. 1:3, 6, 9 и след.). Той рече, и быша: Той повеле, и создашася ( Пс. 148:5 ). Но под словом Божиим, – замечают св. отцы Церкви, – здесь не должно разуметь какой-либо членораздельный звук или слово, подобное нашему: это творческое слово знаменует только мановение или выражение всемогущей силы Божией, произведшее из ничтожества вселенную ( Ап. 4:11; Иер. 32:17 ). 4. Совершенно непостижимо для нашего разума: верую разумеваем совершитися веком глаголом Божиим, во еже от неявляемых видимым быти ( Евр. 11:3 ). § 35. В каком порядка Бог сотворил главные виды Своих творений

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Кстати, греки тоже пользуются еврейскими именами, например, свт.Иоанн Златоуст. - Вот имя Федот (т.е. Богом данный), так есть же русское имя Богдан. Назову я так сына, и он с детства будет знать, что он - дитя, данное Богом. И у него вопрос возникнет: «А кто такой Бог? А почему Бог дал вам меня?» И вот уже можно с ним говорить о Боге, о Христе, о Любви. А если сына зовут Федя, возникнут у него такие вопросы? Возможно. Но много позже. Ибо его имя ему ничего не говорит. Сусанна - почему так и не назвать Лилия? О. Владимир: - Когда мы приняли христианство, греки воспользовались этим и привнесли и свои имена. У нас сейчас продолжается та же традиция: когда крестим в Православие татар, казахов, башкир... то даём им имена по святцам, а ведь у них тоже есть свои имена. Был Толгат, стал Анатолий. Хотя это интересный вопрос: почему мы не можем сохранить человеку его имя, каким назвали родители? А может быть, он его прославит! И мы, если бы крестились именами предков, имели бы сейчас небесных покровителей со славянскими именами. Это проблемы, которые перед нами жизнь ставит, и мы должны дерзать их как-то решать. О.Игорь: За истекшее тысячелетие не только имена, но и библейские истины столь прочно вошли в наше сознание, что мы даже не задаёмся вопросами, откуда это. Мы активно пользуемся в общении друг с другом словами и целыми фразами из Священного Писания. Многие русские народные пословицы, поговорки, афоризмы, летучие фразы - этот кладезь народной мудрости - восходят в текстам Священного Писания. Например: «Кто не работает, тот не ест» - «В поте лица твоего будешь есть хлеб...» (Быт.3.19) ; «Друг познаётся в беде» - «Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастья» (Прит.17.17) ; «Кто сеет ветер - пожнёт бурю» - «Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (Рим.13.4) ; «Как аукнется, так и откликнется» - «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лк.6.31) ; «Пришла беда - открывай ворота» - «Беда за бедою: вся земля опустошается, внезапно разорены шатры мои, мгновенно - палатки мои» (Иер.4.20); «Шила в мешке не утаишь» - «Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано» (Мф.10.26); «Язык мой - враг мой» - «Язык глупого - гибель для него» (Прит.18.7), «Язык укротить никто из людей не может: это - неудержимое зло» (Иак.3.8)...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

А кто, делая добро, остается без скорби, к тому удобно пристает дух гордости; потому и сказано: прежде сокрушения возносится сердце мужа ( Прит.18:12 ). Если трудишься в добром деле и не ощущаешь спокойствия в сердце, не удивляйся сему, но знай, что, пока не смирится душа, не получит воздаяния за труд. Добрые дела совершаются с печалью, а от печали бывает смирение; смиренным же Бог дает благодать. И воздаяние не за труд, но за смирение; и если смирения нет, то и труд бесполезен. Исполнение заповедей Господних приводит душу в смирение, однако ж за недостатком первого служит и последнее. Иной и худо делает, а за печаль ума достигает милости Божией; другой и под личиною добродетели противен Богу, если нет у него смирения. Тело утруждается при добрых и злых делах, а душа, как хочет, может и оправдаться и обвиняться по своей наклонности к смирению или гордости. Иному и пороки служат к смирению, а другого и дарования Божии ведут в осуждение и муку. Посему, если делаешь добро, и Бог подаст тебе утешение, – прилежно молись, чтобы дано было и смирение или же отнято воздаяние за труд, чтоб не послужило причиною погибели. Кто пожелал потрудиться в богоугодном деле и при том быть без скорби, тот еще не познал истины, которая гласит: в терпении вашем стяжите души ваши ( Лк.21:19 ). Ибо не благоволил Бог, чтобы возлюбленные Его утешались в сем веке, но паче восхотел, чтобы они здесь были лишени, скорбяще, озлоблени ( Евр.11:37 ), были в презрении, удалении от благ мирских и печальных мыслях. И невозможно, чтобы кто, проходя путем Божией правды, не встречал себе горести и злострадания, кои почитаются, по слову истины, Божиим дарованием, как говорит апостол Павел: даровася нам от Бога, не токмо еже в Него веровати, но и еще и по Нем страдати ( Фил.1:29 ). Посему все святые проводили время земной жизни со всяким смиренномудрием и многими слезами ( Деян.20:19 ). И Писание так гласит: якоже искушается в пещи серебро и злато, тако избранные сердца у Господа ( Прит.17:3 ). Ибо Божией премудрости угодно утруждать святых различными искушениями, содержа их до конца жизни в борении с грехом, чтобы взор их всегда был возводим к Богу Спасителю, Которого тогда только и можно познать должным образом, когда Он являет заступление Свое злостраждущей душе.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Блажен, кто избран был делателем виноградника Христова; он достигнет дивного воздаяния, придет в созерцание неизреченной Божией благости; только пусть работает Господу со страхом и радуется пред Ним с трепетом, пусть хранит блаженную о Нем радость как сокровище Божественное. Если и безгрешному человеку было заповедано делати, как сказано, и хранити рай ( Быт.2:15 ); то нам ли, которые много согрешаем все, не должно трудиться, чтобы очистить сердце свое от всех суетных помышлений, которые суть мерзость пред Богом, и устроить в себе мысленный рай, – достигнуть созерцания весьма радостных и дивных свойств Христовых. И тому, кто водворил внутрь себя Царствие Божие, почил мир и радость во Святом Духе ( Рим.14:17 ), слово истины говорит: больше всего хранимого храни твое сердце ( Прит.4:23 ), потому что из него исходят источники жизни. Тем, которые не пришли в разум истины и Духа Утешителя не восприяли еще, Писание говорит: исполняйтеся духом, глаголюще себе во псалмех и песнех духовных, поюще в сердцах своих Господеви ( Еф.5:19 ). А людям, исполненным благодати и радости спасения, апостол вещает: духа не угашайте; молитесь во всякое время духом ( 1Фес.5:19 ; Еф.6:18 ). Или еще так сказано: непрестанно молитесь; всегда радуйтесь, за все благодарите ( 1Фес.5:16–18 ). Чтобы иметь понятие об этом блаженном состоянии, – непрестанной молитве, радости и благодарении, посмотрим на первозданного человека, о котором говорит Писание: и вдунул в него Бог дыхание жизни ( Быт.2:7 ); иначе сказать, внедрил в него Бог чувство вечной жизни; и от сего происходила в нем радость, непрестанное богохваление и благодарение. Но этот человек, когда не сохранил условие вечной жизни, был осужден на смерть – душевную скорбь и постоянную муку. Однако же Господь, – как говорил пророк Давид, – не до конца прогневается, ниже ввек враждует ( Пс.102:9 )... Он восхотел не смерти грешника, но еже обратится и живу быти ему ( Иез.33:11 ). И вот всем нам, отчужденным от жизни Божией, сказал Господь: аще кто не родится снова, не внидет в Царствие Божие ( Ин.3:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

 БКОЦ. Ветхий Завет. Том III.  Иоанн Златоуст . К народу антиохийскому 12.3. С.143.  Отечник проповедника, 1163. Луг духовный. С.195.  Энциклопедия православной веры. Спб.: Летопись. — 2009, С. 613.  Там же.  De Serm. Dom. in Monte.  «Поношение» может соответствовать (информационно) реальности, оставаясь при этом греховным деянием, так как не ищет помощи для оступившегося человека, ввергая его душу в отчаяние и уныние. То есть, подобно клевете, нравственно недостойно имени христианина.  Не ходи переносчиком в народе твоем и не восставай на жизнь ближнего твоего. Я Господь  (Лев.19,16);  Скудоумный высказывает презрение к ближнему своему; но разумный человек молчит. Кто ходит переносчиком, тот открывает тайну; но верный человек таит дело  (Прит.11–13).  DeSerm. Dom. in Monte.  Свят. Григорий Великий.  Hom. IX in Ezech.   Фома Аквинский , Сумма теологии. II-II. 72, 3.  Энциклопедия православной веры. Спб.: Летопись. — 2009, С. 614.  Здесь со всею очевидностью показано, что оскорбление и поношение другого человека (как разновидность духовного убийства) является смертным грехом («подлежит геенне огненной»). скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Иоанна_ 4 апреля 2017, 10:47 Виктор, Господь не требует от нас 100%-го исполнения всех заповедей, Он вообще не требует от нас невозможного. И конечно, Он видит все наши обстоятельства, исходные данные, возможности каждого. Но видит и наши усилия, и подвиг, хотя бы малый. «БУДЬТЕ СОВЕРШЕННЫ, КАК СОВЕРШЕН ОТЕЦ ВАШ НЕБЕСНЫЙ» (Мф.5:48) - вот нам " техзадание " , и наше дело - ИСПОЛНЯТЬ его со всем усердием. А что получится - не нам судить, а Судье, не только Строгому, но и Милосердному.//Надежда, надо перестраивать свою жизнь НА ЕВАНГЕЛЬСКИЙ ЛАД, тогда придёт понимание, как бороться со своими страстями, и силы Господь даст. Это дело долгое, подвиг всей жизни. Вот замечательная подсказка: http://www.pravoslavie.ru/102366.html. Алёна 3 апреля 2017, 17:21 Виктор вы забыли о покаянии. Сейчас время Великого Поста. Читается молитва Ефрема Сирина. ... Ей Господи Царю, даруй мне зрети моя прегрешения....

http://pravoslavie.ru/102317.html

8:29—30); или говорить, что Силы Божией некогда не было, что Слово Божие когда-то безмолствовало, или что в Боге когда-то не было и других свойств, которыми Сын познавается, и Отец означается (χαρακτηρζεται). Кто говорит, что нет «Сияния славы» (Евр. 1:3), тот отвергает бытие и первообразнаго Света, от котораго происходит Сияние. Если не всегда существовал «Образ Бога» (2 Кор. 4:4; Кол. 1:15), то, очевидно, не всегда существовал и Тот, чей это Образ. Если не существовало отображение (χαρακτρ) ипостаси Божией (Евр. 1:3), то вместе с этим отрицается и Тот, кто в Нем отображается. Отсюда можно видеть, что сыновство Спасителя нашего не имеет ничего обшаго с сыновством прочих существ. Как неизреченная Его ипостась, сказали мы, несравненно выше всех тварей, которым Он дал бытие, так и Его сыновство, по самой природе, сопричастное Божеству Отца, неизреченно выше сыновства людей, которые уже чрез Него получили усыновление Отцу небесному. Так как природа Его неизменна, то Он всесовершен и ни в чем не имеет нужды: а они, подлежа всякому изменению, имеют нужду в Его помощи: Да и в чем усовершаться Премудрости Божией? В чем получат приращение Само-Истине или Богу Слову? Как улучшаться истинной Жизни, истинному Свету? Если это не возможно, то во сколько раз еще неестественнее, чтобы Премудрости приражалась когда либо премудрость, чтобы Сила Божия соединялась с слабостию, Разум помрачался неразумием, к истинному Свету примешивалась тьма? Апостол прямо говори: «кое общение свету ко тьме; кое же согласие Христови с Велиаром» (2 Кор. 17:14—15)? А Соломон находит невозможным даже и представить, чтобы «след змея нашелся на камне» (Прит. 30:19), который, по учению Павла, «есть Христос» (1 Кор. 10:4). Между тем, люди и ангелы, творения Его, получили от Него благословение усовершаться чрез упражнение в добродетели и исполнение закона Божия, который удаляет их от грехов. Господь наш Иисус Христос есть Сын Отца по естеству, почему и приемлет от всех поклонение; а люди делаются сынами по усыновлению чрез Иисуса Христа, естественнаго Сына Божия, и при том тогда, когда, освободившись от духа работы, посредством добрых дел и самоусовершения, принимают духа сыноположения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2609...

Ответ . У вас, т. е. у штундистов и у всяких вообще вероотступников, не может быть не только мудрости, но и начала её, ибо началом мудрости служит страх Божий ( Притч. 1:7 ), – а где же он у них? Может ли быть большее бесстрашие, и, следовательно, и безумие, как отступление от Господа, источника Премудрости? Удаляющиеся от Господа – богаты не мудростью, а лукавством и неправдой, которых Дух Святой удаляется и уклоняется ( Прем. 1:9 ). Удаляющиеся от Господа, источника святости и чистоты – нечисты, и мудрость Божия достигается и приобретается только благодатной чистотой ( Сир. 51:28 ). Уклоняющиеся от единства веры, каковы есть штундисты ( Иуд. 1:19 ), люди душевные, плотские, а Дух Святой говорит, что «не имам пребывати во плоти во веки» ( Быт. 6:3 ), и не будет обитать в теле, порабощённом греху ( Прем. 1:4 ), и таков всякий, отвергшийся от Того, Кто поработил грех и освободил нас от него, – таков всякий, кто остаётся с Адамовым на себе проклятием, кто отверг страдания Христовы – эту Божию силу и Божию премудрость ( 1Кор. 1:18 ) и даже знак этих страданий – св. Крест. И знайте, что нет мудрости, нет разума и нет совета вне Господа ( Прит. 31:30 ). Наша христианская мудрость, как мудрость исходящая свыше, даруемая от Господа, и есть истинная мудрость: она чиста, мирна, скромна, сеет и подобные сему добродетели – послушание Богу и Церкви, милосердие и мир среди ближних ( Иак. 3:17–18 ); и что даёт противные сему плоды: разномыслие, разделение ( 1Кор. 1:10 ), зависть, сварливость, неустройство и всё худое, – это не есть мудрость от Бога исходящая, но земная и бесовская ( Иак. 3:15–16 ). Мы, православные, боимся её, и как бы красной она нам ни казалась, смотрим на неё, как на льщение от лукавого. Матерь – Церковь  – хорошо знает истинную мудрость, никогда не обманет чад своих и льстить не может. К ней мы льнём всем сердцем и на глас её бежим со всем рвением, затыкая крепко уши от разных чуждых ей учений ( Евр. 13:9 ). 8) Почему вы, православные, не придаёте цены нашим добрым делам?

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Bogdanov...

Отчего не внимаешь ты словам Господним, что Царствие Божие нудится, и только усиленные искатели достигают его ( Лк.16:16 ), что исполнение богоугодных дел с трудом достигается. Потщитеся, – говорит нам Господь наш, иначе сказать, постарайтеся, всеми силами потрудитесь внити сквозь тесные врата ( Лк.13:24 ), потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их ( Мф.7:74 ). Так Господь направляет нас на путь правды Своей, – внушает нам, хотя бы и прискорбно было, непременно исполнять Его повеления, какие Он заповедал, чтобы удалить нас от всяких случаев ко греху. И для этого возбуждает в нас веру, подкрепляет надежду, и, так сказать, влечет нас к Себе Своею любовью, то ободряя наградами, то устрашая казнями и другими средствами, какие премудрость и благость Его устроила для нашего спасения. Что же, если так желает Господь спасти нас, – вознерадим ли о таком Его попечении, пренебрежем ли Его советами? О, нет! Не должны мы оставлять без внимания слова Господни, презирать благие Его внушения, – и только слушать, но не следовать им. Се стою при дверех и толку, – говорит Господь слушателю своему, – аще кто услышит глас Мой, и отверзет двери, вниду к нему и вечеряю с ним ( Откр.3:20 ). Когда слышишь ты слово Господне, должен тотчас принять его к сердцу, ибо Дух Господень, которого глас ты слышишь теперь, приходит и уходит (Ср. Ин.3:8 ). Если кто бывает внимателен внушениям Господним, то Господь более и более прикасается к его сердцу Своею благодатию, пока не очистит постоянным дыханием Святого Духа от всех желаний греховных, и тогда в нем обитель Себе сотворит ( Ин.14:23 ). Но кто, по беспечности и бесчувственности своего сердца, не трогается словом Господним, не следует его повелениям, в том душа мертвеет, погашается в уме его всякая благая мысль и становится он неспособен ни к какому доброму делу. О таком уже сказано: нерадяй о своих путех погибнет ( Прит.19:16 ); не исцеляяй себе во своих делах, брат есть погубляющему себе самого ( Прит.18:9 ). Грустно смотреть на тебя, раболепствующий греху брат мой, когда приводится тебе слышать слово Господне и ты, подобно юноше, у которого было много стяжания благ земных, предаешься печали и нерешимости последовать пути Господню.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

О глупости. В противоположность мудрому, глупый – это не просто не очень умный человек. Безумный – это не значит то, что у него ума нет, а безумный – это понятие, связанное с нечестием: «рече безумен в сердце своем: несть Бог» (Пс. 52:2) – вот главное безумство, которое может иметь человек, которое проявляется в его нечестии. Помните, Христос в Нагорной проповеди говорит: «…кто скажет (брату своему) “безумный”, подлежит геенне огненной» (Мф. 5:21). Поэтому, когда здесь речь где-нибудь идет о глупости, то нужно понимать, что глупость восходит как бы к самой сердцевине человеческой жизни, а именно к его самоопределению по отношению к Богу, в противоположении к мудрости библейской. И поэтому премудрость Божия совершенно непостижима для глупца. Казалось бы – это дар Божий и можно было бы дать его и глупцу, но поскольку глупец – это тот, кто отвращается от Бога в первую очередь, то, соответственно, таковой не может получить этот дар премудрости. «Ибо невежда говорит глупое, и сердце его помышляет о беззаконном, чтобы действовать лицемерно и произносить хулу на Господа, душу голодного лишать хлеба и отнимать питье у жаждущего» (Ис. 32:6). Кстати, вспомним, что «благоразумно» решившего расширить житницы богача Евангельская притча именует именно безумным. Но в раскрытии понятия глупости следует пойти дальше. Если олицетворением Премудрости в книге Притчей является добрая и благоразумная жена, то глупости – распутная женщина. «Когда мудрость войдет в сердце твое, и знание будет приятно душе твоей, тогда рассудительность будет оберегать тебя, разум будет охранять тебя, дабы спасти тебя от жены другого, от чужой, которая умягчает речи свои, которая оставила руководителя юности своей и забыла завет Бога своего. Дом ее ведет к смерти, и стези ее – к мертвецам; никто из вошедших к ней не возвращается и не вступает на путь жизни» (Прит. 2:10-11, 16-19). «Ибо мед источают уста чужой жены, и мягче елея речь ее; но последствия от нее горьки, как полынь, остры, как меч обоюдоострый; ноги ее нисходят к смерти, стопы ее достигают преисподней. Если бы ты захотел постигнуть стезю жизни ее, то пути ее непостоянны, и ты не узнаешь их» (Прит. 5:3-6).

http://sedmitza.ru/lib/text/431351/

8) Такова отличительная черта веры, преданной Отцами от Апостолов. Читающему же Писание должно уже самому испытывать и различать, когда говорит Оно о Божестве Слова, и когда о человечестве Его, чтобы, разумея одно вместо другого, не впасть в погрешность, чему подверглись ариане. Посему зная, что Господь есть Слово, знаем, что «вся Тем быша, и без Него ничтоже бысть» (Иоан. 1:3), и: «Словом Господним небеса утвердишася» (Псал. 32:6), и: «посылает Слово Свое, и исцеляет» (Псал. 106:20); и зная, что Он есть Премудрость, знаем, что «Бог Премудростью основа землю» (Прит. 3:19), и «вся Премудростью сотворил» есть Отец (Псал. 103:24); и зная, что Он Бог, веруем, что Он есть Христос; ибо Давид воспевает: «престол Твой, Боже, в век века: жезл правости жезл царствия Твоего. Возлюбил еси правду, и возненавидел еси беззаконие: сего ради помаза Тя, Боже, Бог Твой елеем радости паче причастник Твоих» (Псал. 44:7, 8); и у Исаии говорит сам о Себе: «Дух Господень на Мне, Егоже ради помаза Мя» (Ис. 61:1); и Петр исповедал: «Ты еси Христос, Сын Бога живого» (Матф. 16:16). Но зная также, что Господь сделался человеком, не отрицаем сказуемого о Нем по человечеству, например, что Он алкал, жаждал, был заушаем, плакал, спал, и наконец, приял за нас смерть на кресте. Ибо все это написано о Нем. А также не утаило, но изрекло Писание и это, свойственное человеку: «созда» ; потому что мы люди созданы и сотворены. Но как, слыша, что Господь алкал, спал, был заушаем, не отрицаем Его Божества, так, и когда слышим о Нем: «созда» , надлежит нам памятовать, что Он, сый Бог, создан как человек; потому что быть созданным так же свойственно человеку, как и все перечисленное выше, — алкать и тому подобное. 9) В добром также смысле сказано, но худо понимается еретиками, и другое изречение Писания. Именно, слова: «о дни же... или о часе никтоже весть, ни Ангели..., ни Сын» (Мк. 13:32), содержат в себе добрый смысл; еретики же из сказанного: «ни Сын» — заключают: «поскольку объявляет Себя незнающим, то Он — тварь». Но нет места такому заключению; да не будет сего! Как говоря: «созда Мя» (Притч. 8:22), сказал это по человечеству, так говоря: «ни Сын», и это изрек также по человечеству. И была основательная причина выразиться так. Поскольку, по написанному, сделался Он человеком, а людям так же свойственно не знать, как и алкать и прочее, потому что люди не знают, пока не услышат и не научатся; то, как сделавшийся человеком, и показывает человеческое неведение, во-первых в доказательство того, что имеет действительно человеческое тело, а потом и с тою целью, чтобы, имея в теле человеческое неведение, но от всего искупив и очистив, представить Отцу человечество совершенным и святым.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2562...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010