3–10 Всевозможные опыты Екклесиаста. Он предавался разного рода удовольствиям и забавам. Слуги, служанки, домочадцы, скот – свидетельства его несметных богатств. 9 Здесь говорится о том, что он пользовался заслуженным уважением и слыл человеком справедливым и беспристрастным (о чем говорит последняя фраза). Он не отказывал себе ни в чем, будь то видимое (видимое для глаз) или невидимое (сердечные порывы, стремления к увеселениям). Но он испытывал лишь мимолетное удовлетворение, и не более того. В результате он приходит к тому же неутешительному выводу (11), что и ранее в своих рассуждениях о мудрости (ср. 2:11 с 1:17–18). Горькое разочарование подчеркивается характерной лексикой: суета, томление духа и нет… пользы. 2:12–23 Предопределенность всего. Рассмотрев проблему земного бытия (1:2–11) и тщетность мудрости и человеческих достижений (1:12–18; 2:1–11), Екклесиаст вплотную встает перед вопросом: есть ли у мудрости преимущество перед стремлением к увеселению? Отметив громадное превосходство мудрости над глупостью (как света над тьмою), он убеждается, что они равны перед всевластием смерти. Вторая половина ст. 12 гласит: «…что может сделать человек после царя, сверх того, что уже сделано?» (более детально см.: Eaton M. A. Ecclesiastes, TOTCIVP, 1983. Р. 68). Здесь звучит вопрос, смогут ли будущие цари прибавить что–нибудь к его выводам. Будущие правители столкнутся с теми же проблемами, которые вставали перед Екклесиастом. Какой совет можно им дать? Превыше всего царь нуждается в мудрости (см.: 3Цар. 3:5–28 ; Прит. 8:14–16 ). Всякий глупец печально знаменит своим злословием и злокозненными делами, для него греховность и нечестие – «забава» (см., напр.: Прит. 9:13–18; 10:23 ). Четкий ответ на этот вопрос дан в ст. 13–14а. Мудрость – качество первостепенной важности. Свет – метафора: мудрость освещает все вокруг и учит искусству жить. В ст. 14б–16 проблема рассматривается под другим углом зрения. Одна участь – смерть, она постигает и мудрого, и глупого (14б). Всевластие смерти уравнивает всех. Никто не может победить этого последнего врага (15). Мысль в ст. 16 идентична высказанной в 1:11 с той лишь разницей, что здесь речь идет об отдельной личности. Память человеческая слишком коротка, чтобы сохранить даже то, что достойно воспоминаний (см. также: 9:15).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

О глупости. В противоположность мудрому, глупый – это не просто не очень умный человек. Безумный – это не значит то, что у него ума нет, а безумный – это понятие, связанное с нечестием: «рече безумен в сердце своем: несть Бог» (Пс. 52:2) – вот главное безумство, которое может иметь человек, которое проявляется в его нечестии. Помните, Христос в Нагорной проповеди говорит: «…кто скажет (брату своему) “безумный”, подлежит геенне огненной» (Мф. 5:21). Поэтому, когда здесь речь где-нибудь идет о глупости, то нужно понимать, что глупость восходит как бы к самой сердцевине человеческой жизни, а именно к его самоопределению по отношению к Богу, в противоположении к мудрости библейской. И поэтому премудрость Божия совершенно непостижима для глупца. Казалось бы – это дар Божий и можно было бы дать его и глупцу, но поскольку глупец – это тот, кто отвращается от Бога в первую очередь, то, соответственно, таковой не может получить этот дар премудрости. «Ибо невежда говорит глупое, и сердце его помышляет о беззаконном, чтобы действовать лицемерно и произносить хулу на Господа, душу голодного лишать хлеба и отнимать питье у жаждущего» (Ис. 32:6). Кстати, вспомним, что «благоразумно» решившего расширить житницы богача Евангельская притча именует именно безумным. Но в раскрытии понятия глупости следует пойти дальше. Если олицетворением Премудрости в книге Притчей является добрая и благоразумная жена, то глупости – распутная женщина. «Когда мудрость войдет в сердце твое, и знание будет приятно душе твоей, тогда рассудительность будет оберегать тебя, разум будет охранять тебя, дабы спасти тебя от жены другого, от чужой, которая умягчает речи свои, которая оставила руководителя юности своей и забыла завет Бога своего. Дом ее ведет к смерти, и стези ее – к мертвецам; никто из вошедших к ней не возвращается и не вступает на путь жизни» (Прит. 2:10-11, 16-19). «Ибо мед источают уста чужой жены, и мягче елея речь ее; но последствия от нее горьки, как полынь, остры, как меч обоюдоострый; ноги ее нисходят к смерти, стопы ее достигают преисподней. Если бы ты захотел постигнуть стезю жизни ее, то пути ее непостоянны, и ты не узнаешь их» (Прит. 5:3-6).

http://sedmitza.ru/lib/text/431351/

Если говорить об этом метафорически, в терминах астрономии, христианство является чем-то вроде скрытой планеты или темной звезды, чье существование необходимо утверждать, чтобы объяснить историческую траекторию раввинистического иудаизма. Иудейская экзегеза: Reshit =Тора   Ключевым текстом для идентификации Торы как действующего субъекта творения является GenR 1:1: Рабби Хошайя начал с толкования следующего стиха: «Тогда я была с ним как amon ; и я была наслаждением на каждый день (Прит. 8:30). Amon означает «домашний учитель» ( paidaggos ); amon означает «покрытый»; amon означает «спрятанный»; некоторые говорят, что amon означает «великий». Amon означает «домашний учитель», как вы читали, «Как omen (лелеющий отец) заботится о больном ребенке (Чис. 11:12). Amon значит «покрытый», как в этом стихе: « Ha’emunim (те, кто были покрыты) в бордовое» (Плач 4:5) Amon значит «спрятанный», как в стихе: «И он сокрыл ( omen ) Hadassah» (Есф. 2:7) Amon значит великий, как в этом стихе: «Лучше ли ты, чем No-Amon?» (Наум 3:8), который переводится в таргуме как «Лучше ли ты, чем Александрия Великая, которая находится среди рек?» В другом переводе слово amon означает ремесленник (uman). Тора провозглашает: «Я была рабочим инструментом (keli umanut) Святого, да будет Он благословен». В человеческой практике, когда смертный царь строит дворец, он делает это, опираясь не на свое собственное знание, но на знание ремесленника. Более того, ремесленник строит его, исходя не из своего собственного знания, но использует планы и диаграммы, которые позволяют ему понять, как нужно установить комнаты и двери. Так Святой, благословен Он, заглядывал в Тору (hayah mabbit baTorah) и сотворил мир. Вот почему Тора провозглашает: «В начале сотворил Бог» (Быт 1:1) — «начало (reshit) относится к Торе, как в стихе: «Господь создал меня началом­ (reshit) путей своих» (Прит. 8:22). Этот текст очень хорошо изучен, и на нем будет построен дальнейший анализ. Это толкование приписывается кесарийскому ученому III в.

http://bogoslov.ru/article/6168039

Всякому должно быть понятно, что житейское попечение происходит от недоверия Богу, от нежелания предать себя в руки Божии. А кому неизвестно, что неверие противно Богу? О, роде неверный! доколе терплю вам? – Господь говорил раз ученикам Своим. И из нас всякий любит, когда словам его верят, самый последний, и тот желает, чтобы ему верили; а знатный потому и обижается малейшим знакам неверия ему. Как же Господу Богу не должно быть противным, когда грешная тварь Его не имеет веры словам Его? Если, как сказано, не верующий Богу представляет Его лживым ( 1Ин.5:10 ), то как, значит, страшно не верить и, по неверию, не последовать учению Господню! Не напрасно Давид сказал пред Богом: далеко от нечестивых спасение; ибо они уставов Твоих не держатся ( Пс.118:155 ). Уже нам возвещено, что без веры невозможно угодить Богу ( Пс.118:155 ). А мы, тогда как родителям своим вполне верим, всякому небесчестному человеку доверяем, распискам даже, особенно засвидетельствованным властью, оказываем великую доверенность, почему-то Господу только и Его Евангелию, запечатленному Его кровью, не имеем настоящей веры, мало верим? Ибо живем не так, как Господь повелел жить, а беспокоимся и заботимся о многом. Потому-то и предстоит нам горе всем, пекущимся о временной жизни. Горе, как сказано, присовокупляющим дом к дому и имение к имению. Горе преданным земной печали! Хотя и веруют они в Господа Бога Спасителя, вера их, по слову истины, есть мертвая и бесовская; ибо и бесы, – сказано, – веруют и трепещут ( Иак.2:12 ). Как тело без души бывает мертво, так и вера без дел богоугодных есть мертва ( Иак.2:26 ). Все же, которые с мёртвою верою и мертвые духом, заблудились от пути истины, держатся беззаконных стезей и идут в погибель. Всякий из них постави, как сказано, при смерти дом свой, и при аде с земными деяния своя ( Прит.2:18 ). Божественная истина говорит ясно, что печаль мира сего производит смерть ( 2Кор.7:10 ); да и сама она ни что иное есть, как начало и зародыш вечных мук. Потому и Писание говорит: горе вам, люди нечестивые, – которые презирают закон Бога Вышнего. Когда рождаетесь вы, то рождаетесь на проклятие ( Сир.41:11, 12 ). О, в каком, значит, опасном положении находятся все, возлюбившие попечение века сего и суету мирскую! Все они, бедные, не добру предались, а злу, и во зле лежат, находя в суетных делах еще некоторое себе успокоение.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

2Цар.12:13 ), и он прославляет Господа, как своего покровителя, охраняющего его от скорби, окружающего радостями избавления и являющегося ежу уже не грозным судиею, карателем беззакония, а милостивым Отцом, готовым снисходительно вразумлять, руководить и оберегать нетвёрдого в путях божественных и склонного к погрешностям своего сына. Вместо устрашающих угроз наказания ( 2Цар.12:10–12 ), он слышит теперь в своём сердце кроткий, отеческий успокаивающий голос Господа: не бойся, если в удовлетворение оскорбленной правды, ты и должен будешь испытать некоторые горькие последствия своего грехопадения: не как гневный мститель Я буду наказывать тебя (ср. Пс.6:2 ), но, как соединяющий правду с благостью ( Пс.24:8 ), Я только отечески вразумлю тебя моими наказаниями (ср. Прит.3:11, 12 ; Пс.118:71 ), наставлю тебя на правый путь исполнения божественного закона, по которому тебе нужно идти (ср. Пс.24:4–5 ), буду руководить тебя на этом при, постоянно устремляя на тебя око Мое, т. е. бодрствуя над тобою всеведущим промыслом (ср. Пс.10:4 ), чтобы оберегать тебя от опасностей заблуждения ( Пс.138:23–24 , ср. 18:14) или уныния (ср. Пс.30:23; 142:7 ). Русск. пер. 7–8 ст. соответствует еврейскому, который был одинаков, и у составителя Таргума, и у бл. Иеронима; но слав.-грек.-лат. пер. в 7 ст. имеет некоторые, хотя не существенные, разности, которые можно объяснить другим чтением и сочетанием слов тогдашнего не пунктированного, безраздельного текста. Так: 70 толк. слова (миццар циттерени=от скорби охраняешь меня) относили, в качестве определения, к начальным словам ст. и, кажется, читали первое в ж. р. (митарат), а последнее (тецюрени), производя от (облагать, осаждать) и подразумевая перед ним (ср. Вул. quae circumdedit те), отчего и произошел пер: «Ты прибежище мое от скорби, обнимающей меня». В следующем, затем, полустишии: (ронне фаллет тесовевени) первое слово, стоящее во мн. ч. в сопряж. с вторым, переводчики отделяли в особое обращение к Господу, читая его в ед. ч. с суфф. 1-го лица (ронни)=радость моя; второе, вм.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

в том отношении, что выдает пророчество о Кире исполнившимся. Начальные слова 16 ст.: «приступите ко Мне, слушайте это: Я и сначала говорил не тайно», в виду существующей для них параллели в 19 ст. 45 гл., – она отмечена у LXX прибавкой к 16 ст. фразы 19 ст.: «οδ ν γς σκοτειν» – могли бы быть понимаемы в смысле указания вообще на прежние откровения Ягве. Но возможность подобного толкования исключается такими его выражениями, как – из начала и – явно во всеуслышание (ср. 2 Ц. 12, 12 – «тайно», т. е. так, чтобы никто не знал). Ссылка на предсказание, данное и составляет обычный способ доказательства принадлежности Ягве пророчеств о Кире (41:26; 43:9–10). В качестве откровения, данного «из начала», оно может быть усвоено только Ему, но не языческим богам, ибо они не имеют «прежних» предсказаний (41:26; 48:5); как сообщенное «не тайно», оно подтверждается в своей принадлежности Иегове показаниями свидетелей, на которые также не могут сослаться языческие боги (41:26; 43:9–10). Сообразно с этим и откровение 16 ст., охарактеризованное терминами и есть то же самое откровение о призвании Кира. В 48, 16а мы несомненно имеем речь Господа, но не Раба Ягве или пророка. Вторая часть 16 ст. (16б): «с того времени как это происходит», получает у экзегетов различный смысл в виду неодинакового понимания еврейских выражений и . Евальд, Штир, Чейн и иером. Фаддей считают суффикс при неопределенном наклонении суффиксом женского рода, почему – «со времени существования ея», т. е. земли (ст. 13), а фразу отожествляют с таковым же выражением Прит. 8:27 , в результате чего получается тожество субъекта 48. 16б с ипостасною Премудростью 16 . В настоящем случае она или отмечает факт своего предвечного существования в Боге 17 , или же свидетельствует о Себе, как Боге откровения 18 . Но суффикс женского рода при неопределенном наклонении не требует понимания в смысле: «со времени существования ее» – земли, так как в 41:30, и 45:21 и 46:11 он стоит в значении местоимения среднего рода. Его употребление с таким же значением в 16б подтверждается постановкою здесь же местоимения женского рода в смысле среднего 19 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Petr...

Ответ на возражение 4. Пол словами «сама по себе жизнь» и «сама по себе премудрость» Дионисий в одних случаях разумеет Самого Бога, в других – энергии, приданные самим по себе вещам, но никогда – имеющие самобытие вещи, о существовании которых учили древние. Раздел 4. Является ли Бог конечной причиной всего? С четвертым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что Бог не является конечной причиной всего. Ведь если кто действует ради достижения конечной цели, это означает, пожалуй, что он нуждается в этой цели. Но Бог не нуждается ни в чем. Следовательно, Ему не пристало действовать ради достижения конечной цели. Возражение 2. Далее, цель возникновения, форма возникшей вещи и действователь не могут быть одним и тем же, поскольку целью возникновения является форма возникшей вещи 11 . Но Бог суть первый действователь, производящий все вещи. Следовательно, Он не является конечной причиной всего. Возражение 3. Далее, все вещи желают [достигнуть] своей цели. Но не все вещи желают [достигнуть] Бога, ибо далеко не все они даже знают о Нем. Следовательно, Бог не является целью всех вещей. Возражение 4. Кроме того, конечная причина есть первая из причин. Таким образом, если Бог суть и действующая и конечная причина, из этого следует, что в Нем существуют «до» и «после», что невозможно. Этому противоречат следующие слова [Писания]: «Все сделал Господь ради Себя» ( Прит. 16, 4 ). Отвечаю: каждый действователь действует ради цели, в противном случае из действий действователя с равной вероятностью могло бы следовать все что угодно. Затем, цели действователя и объекта воздействия рассматриваются как одно и то же, но под различным углом зрения. Ведь то, что действователь предполагает сделать, и то, что объект воздействия предполагает воспринять, видится как одно и то же. Однако многие вещи одновременно являются и действователями, и объектами воздействия: [таким образом] они – несовершенные действователи, ибо даже и действуя, они предполагают нечто обрести.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

С сею мыслию согласны и последующие слова.   Земля убояся и умолча, Пс.75:10 .  внегда востати на суд Богу спасти вся кроткия земли Землею здесь называет каждого человека, которому сказано: земля ты и в землю отойдешь ( Быт. 3:19 ). А особенно называет землею человека мудрствующего о земном. Итак когда, говорит, Бог восстал на означенный всеобщий и последний суд, тогда все люди умолкли, потому что кончилось и прекратилось всякое дело их. Но Бог восстает, говорит, на суд, чтобы спасти всех кротких, то есть праведных; так как кротость есть особенное свойство праведника(1). (1) По словам Оригена , назвал кроткими земли, чтобы мы упражнялись в кротости еще находясь на земли, еще будучи в теле, и прекратили гнев – сию скверную страсть, противную ублажаемой кротости. Слова Афанасия: Те, которые подвергнутся наказанию, будут, говорит, вовсе безответны. Ибо (Бог) наперед сказал им о Божественном суде. А землею здесь называет всю человеческую природу, которая тогда и убоится, ибо когда наступит оный день, тогда не будет никого, кто бы не убоялся. Безыменного: Благоустройство души, сосредоточивающее силы ее, составляет добродетель; а бесчинное движение и мятеж есть порок. И Каин, будучи движим грехом, услышал: ты согрешил? Умолчи, и прекрати безрассудное стремление. Итак, поелику речение: умолчал, есть ограничение греха и восприятие правды; то, когда Бог восстал на суд, убоявшись умолчала земля, т.е. живущие на ней люди. Ибо страхом Господа устраняется всякий от зла ( Прит.15:27 ). А возвещение о суде показывает уже не долготерпение, но угрозу согрешающим, и поелику молчать значит быть кротким, то спасает кротких земли уже по восстании на суд. Пс.75:11 .  Яко помышление человеческое исповестся Тебе Это сказано о страхе жестокосердых и бесчувственных (людей). Тогда, говорит, то есть на суде, всякая мысль человеческая откроется пред Тобою – Судиею всех. Послушай, что о сем говорит и Апостол Павел: и мысли их то осуждают, то оправдывают одна другую, когда Бог будет судить тайные дела человеческие ( Рим.2:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Это ограничение видится в постепенности откровения новозаветных тайн в В. Завете. Отсюда в новозаветной истории Ветхого Завета нашему взору представляется «ряд картин, начертанных духом пророческим» 616 и постепенно открывающих царство благодати и славы как бы в отдельных рисунках, но объединенных тождеством божественной идеи, одна другую поясняющих и дополняющих и в заключительных по времени рисунках, представляющих почти новозаветное изображение этого царства, являясь конечно все-таки картинами, а не живыми действиями, что предлежало тому времени, когда пришел Христос, чтобы исполнить (закон и) пророков ( Мф. 5:17 ). Всю историю Нового Завета в Ветхом, сообразно новозаветному толкованию последнего, можно представить в четырех главных картинах: 1 . Явление вечного по Божеству Сына Божия, Господа и Творца мира, в мире в определенном времени и месте, как Сына Человеческого, предваренное пришествием вестника Его. 2 . Свойства явившегося Богочеловека и Его первые действия в мире и на мир. Он, как Пророк и Пастырь, облеченный силой свыше. 3 . Тайна искупления Богочеловеком мира. Его первосвященническое служение. 4 . Царство Христа. Основание, распространение и судьба этого царства 617 . 1) Явление вечного по Божеству Сына Божия, Господа и Творца мира, в мире в определенном времени и месте, как Сына Человеческого, предваренное пришествием вестника Его. Псал. 2:7 ; –109, 1. 3 (32:6; Прит. 8 ); –101, 26–28; Дан. 7:13 ; Быт. 3:15 ; Исаии 7:14; Быт. 13:15 ; и срод.; – 43:10; Числ. 24:17 ; Исаии 11:1; Дан. 9:24–27 ; Мих. 5:1 ; Мал. 3:1  (срав. Исаии 40:3). Как вы думаете о Христе? Спрашивает иудеев Сам Бог, явившийся во плоти ( 1Тим. 3:16 ); чей От Сын? Говорят Ему: Давидов. Говорит им: как же Давид в Духе, (ν πνεματι) называет Его Господом, когда говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? ( Псал. 109:1 ). Итак, если Давид называет Его Господом: как же Он – Сын ему? И никто не мог отвечать Ему ни слова (Мф. 22:42–46 сн. парал.). Из всего хода речи Господа очевидно, что она направляется к тому, чтобы из приведенного в ней ветхозаветного места вывести свидетельство о Божестве Мессии. «Так как иудеи на первый вопрос (чей Сын)? Его не дали правильного ответа; потому что назвали Его простым Человеком, то дабы опровергнуть их погрешительное мнение о Нем, приводит слова Давида, в которых Псалмопевец проповедует Его Божество» 618 . Следуя объяснению Господа (а не превратному иудейскому 619 ) и Апостолы толковали этот псалом о Христе вообще (сн. Деян. 2:34–35 ; 1Кор. 15:25 ; Евр. 1:13; 10:13; 5:6; 7:17,21 ) и в частности именно также о Божестве Его в Деян. 2:34–35 , как это очевидно из ст. 36, и в Евр. 1:13 , как это открывается из контекста.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

8 Св. вмч. Прокопия – паримии мученика Св. Прокопия Устюжского, Христа ради юродивого – паримии те же, что и преподобного. Явление Казанской иконы Пресвятой Богородицы – паримии Богородицы 10 Положение ризы Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа – паримии те же, что и 14 сентября. Прп. Антония Печерского – паримии преподобного 15 Успение св. блгв. равноап. вел. кн. Владимира – паримии те же, что и 21 мая 16 Память святых отец шести Вселенских Соборов – паримии свв. отцов 19 Открытие мощей прп. Серафима Саровского – паримии преподобного 20 Св. пророка Илии I – 3 Цар. 17 , 1–23 II – 3 Цар. 18, 1, 17–41, 44, 42, 45–46; 19, 1–16 III – 3 Цар. 19, 19–21; 4 Цар. 2 , 1, 6–14 23 Почаевской иконы Пресвятой Богородицы I – Быт. 28 , 10–17 II – Исх. 3 , 1–8 III – Иез. 43, 27; 44, 1–4 24 Свв. мчч. князей Бориса и Глеба – паримии мученика 25 При. Макария Унженского – паримии преподобного 28 Явление Смоленской иконы Пресвятой Богородицы – паримии Богородицы 30 Св. Иоанна воина – паримии мученика Август 1 На службу в храме Всемилостивого Спаса I – Прит. 3 , 11–18 II – Ис. 60 , 11–16 III – Прит. 9 , 1–11 2 † Св. Василия Блаженного – паримии юродивого 3 Прп. Антония Римлянина – паримии преподобного 6 Преображение Господне I – Исх. 24, 12–18 II – Исх. 33, 11–23; 34, 4–6,8 III – 3 Цар. 19, 3–9, 11–13, 15–16 13 Свт. Тихона, еп. Воронежского – паримии святителей 15 Успение Пресвятой Богородицы – паримии Богородицы 16 Перенесение Нерукотворенного образа Господа нашего Иисуса Христа I – Втор. 4, 1, 6–7, 9–15 II – Втор. 5 , 1–7, 9–10, 23–26, 28; 6 , 1–5, 13, 18 III – 3 Цар. 8 , 22–23, 27–30 21 Прп. Аврамия Смоленского – паримии преподобного 24 Перенесение мощей свт. Петра, митр. Московского – паримии те же, что и 21 декабря 26 Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы – паримии Богородицы 28 Обретение мощей преподобного Иова, игумена Почаевского – паримии преподобного 29 Усекновение главы Иоанна Предтечи – паримии общие Предтечи 30 Перенесение мощей св. блгв. вел. кн. Александра Невского

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010