Прит. 8:27 говорит о присутствии Премудрости при «уготовлении Богом небес» и сообразно с 28 – 30 ст. – об участии в творении мира. В виду этого отожествление . 16б с таковым же выражением Прит. 8:27 не дает права ни на истолкование рассматриваемого стиха в духе Штира, ни на объяснение, предлагаемое иером. Фаддеем. Первое понимание недопустимо и потому, что вносит в 16 ст. тавтологию (с начала творения Я не говорил тайно, со времени существования земли был Богом откровения); возможность второго исключена приурочением «бытия там» к определенному моменту, обозначенному выражением «со времени существования ея»; ограниченное этим сроком «бытие там» не может считаться «предвечным существованием в Боге». В Пр. 8:27 употреблено в речи о премудрости. но при наличности в 8 ст. 138 пс. (евр. 139) не может считаться специальным термином, уместным лить в применении к ней одной. допустимо и, по отношению к Господу. И так как 16а несомненно содержит слова Ягве, то и его продолжение 16б является свидетельством Господа о Самом Себе, – о Своем отношении к Своим же словам. И действительно, судя по контексту, фраза: «с того времени, как это происходит», не может означать ничего иного, кроме: «с того времени, как происходит то, о чем Я говорил не тайно» 20 , т. е. со времени исполнения предсказания о призвании Кира 21 . С данного момента Господь «был там». И если гл. 8 ст.138 пс. говорит о вездеприсутствии Бога, как существа, содержащего в Своей власти человека и всем управляющего (47:10 ст.), то . 6б указывает, что Господь руководил ходом истории выступления Кира, направляя его к известным целям. В ст. 16в речь Ягве прерывается речью его посланника: Выражение соединено союзом и с дополнением при глоголе – местоименным суффиксом 1-го лица и потому, подобно ему, является объектом: «и ныне Господь Бог послал меня и Духа Своего». И этого вполне достаточно для того, чтобы не считать посланником 16в Раба Иеговы. Об отдельном посланничестве Раба Ягве и Духа Господня не может речи, так как Дух Господень пребывает на Нем (42:1, 59:21) пребывает, согласно выражению 11,2 «», постоянно.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Petr...

Это потому, что не занимающимся пустыми исследованиями и не увлекающимся хитросплетенными обманами мыслей более, чем радующимся истине, открывает (истину) Дух, так как ни в злохудожну душу не внидет ( Прем.1:4 ), ни с другой стороны дозволяет драгоценным жемчужинам валяться у ног свиней ( Мф.7:6 ), но со всею благосклонностью беседует с простейшими душами, как имеющими совершенно бесхитростное движение и отказывающимися от излишнего умствования, коему постоянно и случается изумляться ( Еккл.7:17 ) и вследствие извилистости уклоняться от прямого и царского пути, ибо ходит надеяся, иже ходит просто, по слову Соломона ( Прит.10:9 ). Если же святые евангелисты имеют весьма удивительную точность в писании, – ибо не они говорят, по слову Спасителя ( Мф.10:20 ), но Дух Отца в них, то со всею основательностью превыше удивления дол- —11— жен поставить писание Иоанна тот, кто обратит взор свой на возвышенность его созерцаний, на остроту его ума и на последовательное и согласное между собою изложение мыслей. В изъяснении божественных догматов они (евангелисты) конечно сходствуют друг с другом и, как бы отправившись от черты 13 , устремляются к одной цели, но (внешний) образ слова у них слагается несколько различный. Они представляются мне подобными тем, у коих есть повеление собраться в один город, но они не согласились идти одною и тою же большою дорогою. Так, другие евангелисты, как можно видеть это (в их евангелиях), с большою точностью ведут речь о плотском родословии Спасителя нашего и или по порядку низводят потомков Авраама до Иосифа 14 , или наоборот – возводят предков Иосифа до Адама 15 , – а блаженный Иоанн не очень много позаботился о сем, но посредством как бы пламенеющего и огненного движения ума решается касаться самих превышающих ум человеческий предметов и дерзает изъяснять неизреченное и несказанное рождение Бога-Слова. Знал он конечно, что слава Божия крыет слово ( Прит.25:2 ), что божеское достоинство превыше нашего разумения и слова и что свойства божественной природы крайне трудно выражать в слове и изъяснять.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Как соотносятся вера и разум? Часто критики христианства представляют веру как некритическое усвоение христианских догматов, что является ложным толкованием данного понятия. Скорее наоборот, Священное Писание призывает к вопросам веры подходить рассудительно: “…тогда рассудительность будет оберегать тебя, разум будет охранять тебя, дабы спасти тебя от пути злого, от человека, говорящего ложь” ( Прит.2:11–12 ); “…чтобы старцы были бдительны, степенны, целомудренны, здравы в вере, в любви, в терпении” ( Тит.2:2 ). Христианство не отвергает рассудок, оно призывает к трезвомыслию, к правильному отношению к вере, к догматике, к Богу и человеку. Например, св. Макарий Великий писал: “Кто хочет христианскую жизнь с великой точностью вести в совершенстве, тот обязан всеми силами позаботиться прежде всего о смысле и о рассудке души, чтобы, приобретши способность в точности различать доброе и худое, и во всяком случае распознавая, что в чистую природу привзошло несвойственного ей, жить нам правильно и непреткновенно, и чтобы, пользуясь рассудком, как глазом, быть нам в состоянии не сдружаться и не входить в согласие с внушениями порока, а чрез это, сподобившись божественного дара, сделаться достойными Господа” . Призыв Священного Писания и святых отцов к рассудительности не удивителен, ведь и слово “логос”, которым в Евангелии от Иоанна называется Иисус Христос ( Ин.1:1 ), в переводе с древнегреческого языка означает не только “слово”, но и “разум” . Отсутствие трезвомыслия приводит к легковерию, откуда один шаг до суеверия. Часто критики христианства приводят знаменитую фразу, приписываемую Тертуллиану : “Credo quia absurdum est” (Верую, ибо нелепо) чтобы доказать отсутствие совместимости в христианстве разума и веры. Нужно заметить, что эта фраза не передает христианскую позицию в данном вопросе, а является частным мнением одного человека . В завершение рассмотрения понятия “вера”, хочется еще раз напомнить, что вера не есть некритическое усвоение некоей информации, а есть  процесс единения христианина с Богом, который проявляет себя через преобразование всей природы человека и, в первую очередь, его нравственных установок.

http://sueverie.net/sueverie-kak-iskushe...

«Нравственные стремления человека отличаются свойствами, не позволяющими смешивать их с инстинктом. Нравственные понятия и чувствования способны быстро изменяться. И в современной жизни, и в истории мы видим примеры почти внезапного нравственного перерождения. Особенно многознаменательны в этом отношении изменения нравов дикарей под влиянием миссионерской проповеди. Из священно-исторических примеров достаточно помнить лишь случаи обращения и благодатного возрождения св. апостолов, и между ними в особенности ап. Павла. Между тем животные инстинкты вследствие указанной органической причины устойчивы и неизменны. Паук плетет свою паутину в наше время так же искусно, как и во дни Соломона ( Прит.30:24, 28 ). Если бы поэтому нравственные стремления человека были таким же инстинктом, как и прочие животные инстинкты, то изменяемость нравственных понятий и чувствований была бы совершенно невозможна». протоиерей Николай Стеллецкий Примечания: 1 Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. — М.: Учебная Литература, 1997. 2 Ламарк Ж. Б.  Философия зоологии. Т. 2. М.; Л., 1937. С. 325. 3 Чарльз Дарвин. Инстинкт//«Происхождение видов». 4 Гольдшмидт Е.С. Инстинкт как функциональная система, обеспечивающая психо-нейро-вегетативное единство человека//Векторы благополучия: экономика и социум. Спецвыпуск, 2015. С. 377–384. 5 Бисултанов М. СА., Ершова К.Д. Теория агрессии К. Лоренца//Вестник науки, Т. 2, 5 (14), 2019. С. 164–169. 6 Сериков А.Е. Дискуссия об инстинктах человека в психологии и этологии//Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Философия. Филология, 1, 2015. С. 65–87. 7 Григорий Дьяченко , прот. Инстинкты //Духовный мир. О бытии Божием. 8 Там же. 9 Там же. 10   Николай Иванов , прот . Инстинкт Вечной жизни //О смысле жизни. Богословские миниатюры/ 11 С.В. Посадский. Страсть и врожденный инстинкт //Основы духовной борьбы по учению Православной Церкви. Литература по теме Близкие понятия Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+

http://azbyka.ru/instinkt

Блажен, кто избран был делателем виноградника Христова; он достигнет дивного воздаяния, придет в созерцание неизреченной Божией благости; только пусть работает Господу со страхом и радуется пред Ним с трепетом, пусть хранит блаженную о Нем радость как сокровище Божественное. Если и безгрешному человеку было заповедано делати, как сказано, и хранити рай ( Быт.2:15 ); то нам ли, которые много согрешаем все, не должно трудиться, чтобы очистить сердце свое от всех суетных помышлений, которые суть мерзость пред Богом, и устроить в себе мысленный рай, – достигнуть созерцания весьма радостных и дивных свойств Христовых. И тому, кто водворил внутрь себя Царствие Божие, почил мир и радость во Святом Духе ( Рим.14:17 ), слово истины говорит: больше всего хранимого храни твое сердце ( Прит.4:23 ), потому что из него исходят источники жизни. Тем, которые не пришли в разум истины и Духа Утешителя не восприяли еще, Писание говорит: исполняйтеся духом, глаголюще себе во псалмех и песнех духовных, поюще в сердцах своих Господеви ( Еф.5:19 ). А людям, исполненным благодати и радости спасения, апостол вещает: духа не угашайте; молитесь во всякое время духом ( 1Фес.5:19 ; Еф.6:18 ). Или еще так сказано: непрестанно молитесь; всегда радуйтесь, за все благодарите ( 1Фес.5:16–18 ). Чтобы иметь понятие об этом блаженном состоянии, – непрестанной молитве, радости и благодарении, посмотрим на первозданного человека, о котором говорит Писание: и вдунул в него Бог дыхание жизни ( Быт.2:7 ); иначе сказать, внедрил в него Бог чувство вечной жизни; и от сего происходила в нем радость, непрестанное богохваление и благодарение. Но этот человек, когда не сохранил условие вечной жизни, был осужден на смерть – душевную скорбь и постоянную муку. Однако же Господь, – как говорил пророк Давид, – не до конца прогневается, ниже ввек враждует ( Пс.102:9 )... Он восхотел не смерти грешника, но еже обратится и живу быти ему ( Иез.33:11 ). И вот всем нам, отчужденным от жизни Божией, сказал Господь: аще кто не родится снова, не внидет в Царствие Божие ( Ин.3:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

102 Пс.39:7. В латинском переводе читается: «aures autum perficisti mihi»; чтение несогласное ни с еврейским текстом, ни с переводом 70, по которому это место приводится в Евр.10:9. Гарвей догадывается, что в тексте латинского перевода было оказано «perforasti», что совпадает с нынешним еврейским текстом. 103 Сего изречения нет в Св. Писании; но часть его (вторая) приводится у Климента Александрийского (Paed. III, 12). Массюет полагает, что Ириней и Климент за ним заимствовали его из Сир.39:14. Гарвей догадывается, что оно взято из апокрифического Евангелия Египтян. 104 Гарвей здесь видит намек на имя Иисуса (Иегова, Иошуа. Иегова спасение). 105 У Иоанна Дамаскина, который приводить в своих «Параллелях» это место Иринея, читается: «возвещая общение и единство и исповедуя воскресение плоти», но Грабе и Гарвей почитают это прибавление неуместным. 106 Эти слова взяты из книги Гермы «Пастырь». 107 Прит.8:27—31. Цитата не вполне точна. 108 Этот текст приводится выше в 6; по мнению Гарвея, настоящее чтение, согласное с Сирским текстом Евангелия, принадлежит самому Иринею, а прежнее — переводчику или переписчику, исправившему его по Вульгате. 109 По ошибке «памяти» вместо «двух». 110 Мф.21:31. О блуднице Раав и о значении красного говорят Климент Римский в своем аутентичном послании к коринфянам (гл. 12) и подробнее Юстин в «Разговоре с Трифоном» (гл. 111). 111 Рим.9:13; Мал.1:2. О том же см. в Послании Варнавы (гл. 13), а также у Юстина в «Разговоре с Трифоном». 112 См. подобное у Юстина в «Разговоре с Трифоном» (гл. 134). 113 См. выше, III.20:4. 114 Так понимает Гарвей текст латинского перевода id quod erat inoperatun conbitionis. 115 См. выше, III.12:10. 116 Это место в лат. тексте неисправно. 117 Предполагают, что здесь под пресвитером разумеется Поликарп или кто другой. 118 Т. е. язычникам до пришествия Христа. Эти слова идут еще от вышеупомянутого пресвитера и показывают, что он был языческого, а не иудейского происхождения. 119 Мф.13:11—16 и Лк.8:10, 10:23; Ис.6:10. Слова Исаии Ириней приводит не по тексту Евангельскому, а по пророческому.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3425...

Если люди не воспевают Господа, то воспевают Его все дела Его – на небе и на земле. «Аще сии умолчат, камение возопиют» ( Лк. 19.40 ). Поэтому Церковь часто, как бы за недостатком разумных, достойных певцов славы Божией на земле, взывает к делам Божиим: «вся дела Господня, Господа пойте и превозносите Его во вся веки» (Воскр. канон 7 гл., 8 песнь). Чтобы сердце наше искренно и пламенно обратилось к Богу, для этого нужно иногда растерзать его каким-нибудь горем; а без того оно больше лукаво и холодно. Как нива тогда только хорошо произращает семена, когда она удобрена и хорошо взрыта и взборождена, так и сердце наше тогда только приносит плод истинной молитвы и добрых дел, когда оно удобрено чтением слова Божия или писаний святых отцов, или собственными душеспасительными размышлениями, также – трудом телесным, или – растерзано каким-либо горем (взято из опыта). Во всем своем поведении и, особенно, в молитве к Богу старайся сделаться совершенно искренним, простосердечным и доверчивым сыном по отношению к Богу. Имей Его в мыслях и в сердце и взирай на Него так, как бы Он находился по правую руку твою. Малейшее лукавство или притворство сердца, сомнение о Богопреданных истинах, также разслабление и леность гони прочь от себя. «Тщанием не ленивы, духом горяще, Господеви работающе» ( Рим.12:11 ). Ни одно слово на молитве и во всей жизни да не вылетает из уст твоих без ведома твоего сердца и без ясного сознания. Сыновья любовь, доверчивость, искренность в молитве и во всей жизни есть величайшая, благоприятная жертва человека Богу. «Сыне, даждь ми твое сердце» ( Прит.23:26 ). Этого и хочет от нас вера Христова; этого-то и требует от нас Евангелие. «Аще не обратитеся и будете яко дети, не внидете в царство небесное» ( Мф.18:3 ). Отчего Спаситель удивлялся простосердечной, искренней вере, например, в сотнике и хананеянке? Оттого, что она была редкость в людях, между тем как ее-то Он и искал. Вспомним, как часто Он требовал веры от больных, как условия для исцеления недугов душевных и телесных. Человек пал от лукавой недоверчивости к Богу, т. е. отпечатлел в своей душе свойство самого диавола; приближение его к Богу, поэтому, должно быть непременно только чрез веру, чрез искреннюю доверчивость всему Божественному, всему домостроительству нашего спасения. Будь прост и незлобив, как дитя; веруй, чему повелевает веровать Церковь , и спасешься. «Благодатью есте спасены чрез веру» ( Ефес.2:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Православная Церковь преподает нам об этом следующее: «должно верить, что Бог.., будучи благ и преблаг, хотя Сам в Себе пресовершен и преславен, сотворил из ничего мир на тот конец, дабы и другие существа, прославляя Его, участвовали в Его благости» (Правосл. Исп. ч. 1, отв. на вопр. 8). След. Церковь признает побуждением к сотворению мира единственно бесконечную благость Творца, а целью мира, с одной стороны, славу Творца, а с другой – блаженство тварей. 1. Единственным побуждением или причиной, которая расположила Всевышнего создать вселенную, была Его бесконечная благость. Эту мысль Св. Писание а) предполагает в тех местах своих, где учит, что Бог есть Существо всесовершенное ( Пс. 144:3 ), всеславное ( Пс. 23:10 ), всеблаженное ( 1Тим. 1:11 ); что Он не нуждается ни в ком и ни в чем ( Деян. 17:25, 26 ), что Он от века существовал один без мира ( Пс. 89:3 ; Еф. 1:3–4 ), и след. мог бы также существовать и во веки веков, если бы Сам не соблаговолил произвести другие существа; б) Ясно выражает в тех местах, где, возводя взоры наши на самые творения Божии, восклицает: благ Господь всяческим и щедроты Его на всех делах Его ( Пс. 144:9 ), или призывает нас исповедовать Его милости, явленные в деле творения: исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его.... сотворшему небеса разумом: яко в век милость Его. Утвердившему землю на водах: яко в век милость Его. Сотворшему светила велия единому: яко в век милость Его ( Пс. 135:1, 5–7 ). 2. Целью сотворения мира служит прежде всего слава Божия. Св. Писание выражает эту мысль: а) в чертах общих, когда говорит, что Господь вся содела Себе ради ( Прит. 16:4 ), и что Его ради всяческая ( Евр. 2:10 ); б) яснее и прямее, когда свидетельствует, что небеса поведают славу Божию ( Пс. 18:1 ), и вся земля наполнена славы Господа Саваофа ( Ис. 6:3 ); в) со всею ясностью, когда заповедует нам: прославите убо Бога в телесех ваших и в душах ваших, яже суть Божия ( 1Кор. 6:20 ); аще ясте, аще ли пиете, аще ли ино что творите, вся во славу Божию творите ( 1Кор. 10:31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Притчи 3:4 «И будут тебе милости и почести от Бога и от людей» Римлянам 12:17 2Коринфянам 8:21 Наставления Господня, сын мой, не отвергай, от упреков Его не отвращайся. Ведь Господь порицает того, кого любит, как отец – драгоценного сына Над насмешниками Он посмеется, а кротким дарует милость. Прямо прокладывай свою дорогу, и все пути твои будут безопасны. Ненависть раздоры раздувает, а любовь загладит все грехи. Если праведнику на земле воздастся, то нечестивцу, грешнику – и подавно. Кто сеет несправедливость, пожнет беду, и сгинет бич его ярости. 2Коринфянам 9:7 Не гляди на вино, как оно алеет, как в чаше играет, да как пьется легко. Ефесянам 5:18 Он каждому воздаст по заслугам. Если голоден твой враг – дай ему хлеба, если жаждет – напои водой: так сгребаешь ты угли ему на голову, а тебя вознаградит Господь. Римлянам 12:20 Как пес возвращается к своей рвоте, так и глупец упорствует в своей дури. Мудрость и Иисус 682 Лука указывает, что, будучи ребенком, Иисус «исполнялся премудростью» (2:40:52). Из дальнейшего повествования становится понятно, что Иисус так же следовал традиционной для Израиля мудрости: «Жизнь человека не зависит от того, очень ли много у него всякого добра» ( Лк.12:15 ; Мф. 6:21 ); «Потому что где ваше богатство, там будет и сердце ваше» ( Лк.12:34 ); «А когда слепой ведет слепого, то оба угодят в яму» ( Мф.15:14 ); «Пока пшеничное зерно не умрет, упав в землю, оно так и останется – одиноким зернышком, а умрет – принесет большой урожай» ( Ин.12:24 ). Изречения Иисуса подобны притчам, ибо они предлагают нам два пути: путь жизни и путь смерти. «Входите через узкие ворота, потому что широки ворота погибели и просторна дорога, туда ведущая. И тех, кто идет по ней, много. Как тесны ворота жизни, узка туда дорога! И мало тех, кто находит ее» ( Мф.7:1314 ). Имя великого Соломона принято ассоциировать с мудростью. Иисус же представлен как Тот, кто «больше Соломона» ( Лк.11:31 ). Величие Иисуса можно объяснить в терминах самой литературы мудрости. Мудрость принадлежит Богу ( Иов.28 ; Прит.3:1920 ), а Иисус – это и есть Бог, пришедший к нам во плоти!

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

Кто праздненъ, тотъ безъ дела и безъ пользы. Таковы пути всехъ техъ, которые не трудятся, но охотятся словами и воображаютъ себе, что это праведно и для нихъ полезно. Труды таковыхъ подобны вдовицамъ празднымъ и болтливымъ, которыя шатаются и обходятъ по домамъ (1 Тим. 5) въ болтливости своей, и охотятся словами праздными, и переносятъ изъ дома въ домъ въ многое безъ страха и вместе съ темъ, въ безстыдстве своемъ, говорятъ разныя слова, подъ предлогомъ О если бы они были учители истиннаго и были блаженны! Но они докучны, не понимая чего хотятъ, и утверждая чего нетъ, поелику хотятъ быть учителями и хвастаются того, что говорятъ, и торгуютъ во имя Христово. Это свойственно многимъ, но не подобаетъ рабамъ Они не слушаютъ говорящаго: пусть не будутъ учителями между вами, и не все будьте пророками. Кто въ слове не согрешаетъ, сей совершенъ мужъ, силенъ обуздати и поработити все тело свое 3, 1–2) и: если кто говоритъ, пусть говоритъ въ слове (1 Пет. 4, 11). И: если есть въ тебе преподай слово брату твоему, а если нетъ, положи руку твою на уста твои: ибо во время надо молчать, и во время говорить (Еккл. 3, 7). И опять говоритъ: кто говоритъ въ свое время, благо тому (Прит. 25, 11). И еще говоритъ: да будутъ речи ваши основаны во благодати (Кол. 4, 6). Дело человека — знать, какимъ образомъ предложить слово всякому человеку въ своемъ месте. Кто говоритъ что ни попадетъ на языкъ, тотъ всегда заводитъ и кто говоритъ слова, умножаетъ болезнь (Сир. 20, 8), и скорый губами своими падаетъ въ злая (Прит. 13, 3. 18; Еккл. 10, 12): ибо языка приводитъ гневъ, а неиспорченный (человекъ) хранитъ языкъ свой и соблюдаетъ душу свою въ животъ (Прит. 16, 26–27; 21, 23). Те, которые и благими словесы прельщаютъ сердца незлобивыхъ (Рим 16, 18), — ублажая ихъ, обманываютъ ихъ. Убоимся же определеннаго учителямъ: большее бо 3, 1) учители, которые учатъ и не делаютъ (Матф. 23, 4), которые носятъ имя Христово во лжи и выдаютъ себя за истинныхъ учителей, и ходятъ и бродятъ безразсудно и превозносятся и славятся въ плоти. Они — какъ тотъ слепецъ, который слепца водитъ, и оба падаютъ въ яму (Матф. 15, 14; Лук. 6, 39); они носятъ (Гал. 5, 10), поелику въ болтовне и своемъ учатъ пустому, мудрости душевной 3, 15), тщетному препретельныхъ словесъ мудрости (1 Кор. 2, 4), по воле началъ и властей воздушныхъ и духа, иже действуетъ въ сынехъ (Еф. 2, 2), по сего, а не по Христову (Кол. 2, 8). По складу речи познается человекъ. Однакожъ, если ты получилъ слово или случай или пророчества, или благословляй Бога, который помогаетъ всякому человеку и не завидуетъ, — Бога, говорю, который даетъ всякому человеку и не поноситъ 1, 5). Итакъ — даромъ, который ты получилъ отъ Господа, служи духовнымъ, пророкамъ, которые знаютъ, что слова, которыя ты говоришь, суть слова Господа, — и полученные дары, если они действительно у тебя есть, изрекай въ церкви, въ братьевъ во Христе, чтобъ эти дары были благими, изобильными и полезными людямъ Глава XII.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=694...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010