О множестве мельниц в Киеве. ПСН. как они неймут. ПСН. смущает сердце. Ср.: Прит. 6, 1. «Пес живый той благ паче льва мертва». Еккл. 9, 4. ПАМИД. что сором со двора. Гора то же, что берег (Berg!) и сухой путь; в летописях: ехать горою горним, сухим путем. Прибавл.: а ржи не купи. Слова Екатерины II, сходные с немецкой пословицей: Leben und leben lassen. «Как человек здоров, так мыслит живое, а как примет, ин ни до чего станет». Акты Археографической Экспедиции IV, Там же. I, 2, 1555. Т.е. Алкоран. КНП. где хотят, тут и сидят. ПСН. Жить на Москве, пожить и в тоске. ПСН. не о всех плакать. Святочная игра. См. Русские народные праздники И. Снегирева, III. «Русский Вестник», 1841 г., 1, стр. 31. Т.е. не надежны. В Воинском процессе Петра I, ч. II, 3 запрещается принимать в свидетели даже примирившихся врагов. Голбец , полати, досчаная настилка у печи, род чулана со входом в подполье и самое подполье с творилом. ПСН. не бывать в позоре. ПАМИД. в Персиде; враги то же, что овраги; так вражек вм. овражек . ПСН. в ровинах. Вероятно, относится к митрополиту Исидору, отступнику от православия в XV веке, или к Палладию, первому из русских доктору богословия в Риме, XVII в. Древне-Российская Вивлиофика, XVIII. ПАМИД. Жнут поле в пору. Жолна , дятел, picus. ПАМИД. Жук лезет в нору, узнав свою пору. ПСН. Жиравель. ПАМИД. Жаравль. Qui choisit, prend le pire. Тобольск.: За ученого двух неученых (или неучей) дают. Там же. За одного битого и т.д. Прит. 23, 4. Прибавл.: а за другом дружба. Петр I говорит: «Хотя по пословице “Бог высоко, а царь далеко”, однако у первого молитва, а у другого служба не пропадают». См. Достопамятные повествования и речи Петра I, изд. А. Нартова. Употребл.: За Божиим пойдешь, Божие и найдешь. Пекло , смола, неугасаючий огонь, ад. Памвы Берынды Лексикон Славенороссийский, 1655, в 4. Также: Вашим добром да вам же челом. «Иде же бо зависть и рвение, ту нестроение и всяка зла вещь». См. Ростопчина афишки в 1812 г. Петра I: «Кто за двумя зайцами гонит, ни одного не поймает». КНП. Кто за двумя зайцами погонится и т.д. δο πτκας δικων, οδτερον κυταλμβανει. Duos lepores insequens, neutrum capit. Qui poursuit deux lievres, à la fois, n’en prend aucun. Kto dwu zajcow goni, adnego nie uchwyci.

http://azbyka.ru/fiction/russkie-narodny...

Василия : Те смиренны духом, для которых, как сам Спаситель говорит, доступно будет царство небесное: блаженны, говорит, нищие духом, ибо таковых есть царство небесное. Не имеющий никакой гордости и не заботящийся о чем либо человеческом,—этот и сокрушен сердцем и смирен духом.   20. Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь. Господь попускает праведникам падать в скорби, чтобы посредством их они упражнялись в добродетели; но не оставляет их до того, чтоб они были побеждены скорбями от неперенесения их: прежде нежели побеждены, или совершенно освобождает их от оных, или дает им силу переносить их без печали до конца, так как и это победа, как мы сказали выше. Посему и Господь сказал: «в мире будете иметь скорбь; но ободритесь, Я победил мир» (Иоан.16,33); и Апостол: «отвсюду нам скорби, но мы не стесняемся» (2Кор. 4, 8), и еще: «верен Бог, который не попустит нам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и выход, чтоб вы могли понести» (1Кор. 10, 13)   Слова Божеств. Василия : Кто говорит, что скорбь не прилична праведнику, тот говорит ничто иное, как то, что борцу не приличен противуборник; а не вступающий в бой борец, какие случаи будет иметь к венцам?   21. Хранит Господь вся кости их, ни едина от них сокрушится. Почему пророк говорит это, когда кости многих мучеников сокрушились? На сие отвечаем словами великого Василия, что человеком называется не только внешний, то есть, тело, но гораздо более внутренний, т. е. душа; почему и внутренний человек имеет члены, одноименные с членами тела. В сем то смыслов написано: «заповедь Господа издали светла: она просвещает очи» (Пс.18, 9), то есть, душевные, умственные; также: «имеющий уши (чтобы) слышать, да слышит (Матф.11,15); еще: «уста свои я раскрыл и привлек дух» (Пс.118,131), также: «Зубы грешников Ты сокрушил» (Пс.3, 8); и еще: «чрево у меня болит» (Иер.4, 19), и о ногах: «Нога твоя да не преткнется» (Прит.3, 23), и подобное тому, называющее умственные силы душею. Таким образом и здесь— под костями, по словам великого Василия и Феодорита, должно понимать помыслы, утверждающее и поддерживающие душу, подобно тому, как кости дают твердость и опору телу. Господь хранит мысли праведных, чтоб они угодили Ему. Ни один из таковых помыслов их не сокрушится от насилия греха; почему и написано: «мысли праведных—суды» (Прит.12, 5)   О каковых говорит тот же Василий : У некоторых из мучеников гонители сокрушали голени и неоднократно пробивали и руки и головы, но кто скажет вопреки, что скончавшиеся в мученичества не были праведнее всех? Божеств. Кирилл так изъясняет: Костями в них, без сомнения, не называет телесные, но твердость или силы души при всяком добром и хорошем деле.... Итак, в любящих грехи и сладострасие можно видеть как бы сокрушенными кости души; а кости святых Господь хранит, так что ни одна из них не потерпит сокрушения. И Великий Афанасий : под костями также разумеет душевные силы, каковы: правда, терпение, благочестие и всякая, так сказать, добродетель.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=733...

Говорить сие значит не славу и честь воздавать Господу, но бесславить и бесчестить Его. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца. Ибо Он вечен, как и Отец, и есть вечное Его Слово. Это мы увидим еще из следующего: если Бог есть Источник Премудрости и Жизни, и нарицается сими именами, как говорит чрез Иеремию: Мене оставиша Источника воды живы ( Иер. 2:13 ), и еще: Господи, вси оставляющии Тя да постыдятся, отступающии на земли да не напишутся, яко оставиша Источника живых вод Господа ( Иер.17:13 ), и в книге Варуха написано: оставили есте Источника Премудрости ( Вар.3:12 ): то следует Жизни и Премудрости быть не чуждыми, но свойственными сущности Источника, и не быть когда-либо лишенными бытия, но всегда иметь бытие. А Сын говорит: Аз есмь Живот ( Ин.14:6 ); и: Аз Премудрость вселих совет ( Прит.8:12 ). – Посему не нечествует ли, кто говорит: было, когда Сын не был? Это значит сказать: было, когда Источник был сух, без Жизни и Премудрости! Но такой источник уже не будет Источником. Не источающий из себя не есть уже Источник. Каких же несообразностей исполнено сие? – Бог творящим волю Его дает обетование, что будут они подобными Источнику, в котором не оскудеет вода, говоря чрез пророка Исаию: и насытишися, якоже желает душа твоя, и кости твоя утучняют, и будут яко вертоград напоенный, и яко источник, ему же не оскудеет вода ( Ис.58:11 ). Они же осиливаются хулить Бога, и нарицаемого и сущего Источника Премудрости, говоря: был Он некогда безводен и скуден собственною своею Премудростью. Но что говорят они, это ложно; истина же свидетельствует, что Бог есть вечный Источник своей Премудрости. А поскольку Источник вечен: то и Премудрости необходимо должно быть вечною; потому что ею все сотворено, как воспевает Давид: вся Премудростию сотворил еси ( Пс.103:24 ), и Соломон говорит: Бог Премудростию основа землю, уготова же небеса разумом. ( Прит.3:19 ). А сия Премудрость есть Слово, и как говорит Иоанн: вся Тем быша, и без Него ничто ничтоже бысть, еже бысть ( Ин.1:3 ); и сие Слово есть Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Plato...

Обилием же темничных заключений он превзошел и Павла, ибо Павлу, переменявшему одно место на другое и раскрывавшему всю силу евангелия, приходилось быть под стражей с перерывами, а этого постигло одно и непрерывное заключение с того времени, как он вынужден был оставить кафедру, пока последний день не сменил его славно. Он укрепил в себе ревность к апостольской проповеди прочих учеников Слова, ясно раскрывая перед всеми живоначальные и богопреданные речения их таинственного учения. Уподобился он мученикам, подвергавшимся опасностям за истину, решившись вынести скорее всякое поношение, чем допустить что-либо недостойное истины. Ни в чем не уступал он знаменитым отцам, бывшим прежде славных соборов, – на них и после них, и блиставших во всём, посредством чего церковь обогатилась велелепным учением о Боге. Свято и благоприлично подражая всем во всём, на сколько это возможно, усердно молясь и усиленно занимаясь божественным, просветив свой ум чистым светом священства, он —82— вознес свою душу в жертву Первому и Великому Архиерею. 89 . Но так как, будучи человеком, должен он был выполнить требование природы, то через смерть принимает отрешение от тела к Богу, которое (отрешение) впрочем следует считать не смертью , а переходом к лучшей жизни и участи, где, из первородных на небесех написанных ( Евр.12:23 ) церковь составляя хор с песнями, празднует вечный праздник. Участвуя с ними в хоре и представляя в себе ангелоподобную чистоту святости, он удостоился одинакового с ними наследования обетований. Итак, после девятилетнего без одного месяца священного и незапятнанного патриаршествования, впадши в смертельную болезнь, он ясно видел приближение кончины. Но если он некогда боялся ее из опасения перед неожиданным и быстрым ее наступлением, то теперь принимал с великою радостью, воздавая благодарение Тому, Кто связует и дарует через разрешение освобождение от зол и снова связывает, следуя Своим праведным судам. В легкие и безболезненные дни своего возлежания он не прекращал наставлений, внушая приходящим удаляться от еретической смуты, по словам пророческим ( Прит.17:22 ), иссушающей кости души и губящей надежды преданных ей ( Прит.10:2811:7 ср.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Бог вселяет и единомысленныя в дом ( Пс. 67, 7 ); Он творит мать о чадах веселящуюся ( – 112, 9); Он созидает грады, возвышает Царства; Им Царие ко благу миллионов царствуют и сильные пишут правду; Им вельможи возвеличиваются и властители держат землю ( Прит. 8, 15. 16 ). От Господа пути наши исправляются. Все твердо и безопасно с Господом. Когда Господь близ нас, когда знаменается на нас милость и почивает благословение Его: тогда предприятия наши бывают успешны, дела благоплодны, взаимные отношения благоприятны. Тогда труд земледельца бывает сторично награжден, дело художника составляет приятный для него источник приобретения; промышленность, имея благоприятное течение, приносит обильные выгоды. Науки, искусства, сила воинская и вся общественная деятельность разширяются в своих успехах и совершенстве. Вождь и воин с готовностию идут на поле брани, потому что их зовет голос веры и Церкви, голос любви к Отечеству, и с неустрашимым мужеством становятся в ряды защитников Отечества. Так благопоспешество изливается на нас, на дела рук наших, на благоустроение частнаго и общественнаго благоденствия нашего, когда благословение Божие почивает на нас. Посему Божию содетельную и всесодержительную силу, и небесное свыше благословение надлежит привлекать и каждому в частности на все дела свои, которых мы, как бы они малы не были, своими силами без благословения Божия во благо устроить не можем; тем паче на дела общественныя, каковы суть дела правления и благоустроения, дела правды, милости и суда, касающиеся спокойствия и благосостояния многих. Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущий: аще не Господь, сохранить град, всуе бде стрегий ( Nc. 126. I ) Чем же привлекаем, на себя и на дела рук наших милость и благословение Божие? Тем же, чем благонравные и благопослущные дети привлекают любовь родительскую; привлекаем на себя милость и благословение Божие благочестием и страхом Божиим. Благочестие имеет от Бога обетование всех благ не токмо будущего, но и настоящего живота ( 1Тим.4:8 ) и страх Господень есть источник жизни ( Прит. 14, 27 ). Как щедрит Отец сынов: так щедрит Господь боящихся Его. Милость Господня от века и до века на боящихся Его ( Пс. 102:13, 17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Ответ на возражение 3. В тех таинствах, совершенство которых связано с использованием материи, таких как крещение, конфирмация и соборование, служителю надлежит исполнить некоторое телесное действие в отношении того, кто приемлет таинство. Но это таинство связано с использованием материи не извне, а той, которая принадлежит кающемуся, и потому как в Евхаристии священник усовершает таинство путем одного только произнесения слов над материей, точно так же и таинство отпущения усовершается просто словами, которые произносит священник над кающимся при отпущении. Впрочем, если бы со стороны священника и требовалось какое-то телесное действие, то более уместным знаком прощения грехов чрез кровь распятого Христа было бы не возложение рук, а используемое в Евхаристии крестное знамение, которое, однако, для этого таинства, как и для Евхаристии, не является сущностно необходимым. Раздел 5. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ЭТО ТАИНСТВО НЕОБХОДИМЫМ ДЛЯ СПАСЕНИЯ? С пятым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что для спасения это таинство не обязательно. Так, глосса на слова [Писания]: «Сеявшие со слезами...» и так далее ( Пс. 125, 5 ), говорит: «Не печалься, ибо наградой твоей добродетели будет мир». Но для покаяния необходима печаль, согласно сказанному [в Писании]: «Печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению» ( 2Кор. 7, 10 ). Следовательно, для спасения достаточно добродетели без покаяния. Возражение 2. Далее, [в Писании] сказано: «Любовь покрывает все грехи» ( Прит. 10, 12 ), и далее: «Милосердием и правдою очищается грех» ( Прит. 16, 6 ). Но это таинство как раз и предназначено для очищения греха. Следовательно, тот, кто имеет любовь, милосердие и правду, может получить спасение без таинства покаяния. Возражение 3. Далее, таинства Церкви зиждутся на учреждении Христа. Но в [евангелии от Иоанна] ( Ин. 8,3–11 ) читаем, что женщину, взятую в прелюбодеянии, Христос простил без покаяния. Следовательно, похоже, что для спасения покаяние не обязательно. Этому противоречат следующие слова Господа: «Если не покаетесь, все также погибнете» ( Лк. 13, 3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Такого же вдумчивого подхода ожидает от нас и слово наказание. В процессе образования и воспитания без него и в самом деле никак не обойтись; однако понимать его нужно не как истязание, а как дачу наказа, то бишь наставления. «…Кого любит Господь, того наказывает, и благоволит к тому, как отец к сыну своему» ( Прит. 3:12 ), наставляет нас Священное Писание. Словом, наказание есть не что иное, как важная органичная составляющая этого процесса. Как же мудро поведал об этом преподобный Амвросий Оптинский : «Ещё в Ветхом Завете сказано: Сын ненаказанный — скорбь отцу и печаль матери ( Прит. 17:25 ), то есть сын, не наставленный в страхе Божием и законе Господнем. В настоящее время многие родители детей своих учат многому, часто ненужному и неполезному, но нерадят о том, чтобы наставлять детей страху Божию, и исполнению заповедей Божиих, и соблюдению постановлений Единой Соборной Апостольской Церкви, отчего дети большею частию бывают непокорны и непочтительны к родителям, и для себя, и для отечества непотребны, иногда зловредны». Господи, до чего же современно! В упомянутой уже книге Н. Левитского читаем: «Приехал в Саров помещик Теплов с женою и двумя детьми, из которых старший сын особенно любил заниматься чтением священных книг. Ласково принял отец Серафим всю эту семью, всех благословил, причём старшего сына называл “сокровище моё” и давал наставление матери не торопиться учить детей наукам, а “приготовить душу-то их прежде”. — Какая заботливость отца Серафима о добром, христианском воспитании детей!» Минует около двух столетий — и православный американец, иеромонах Серафим (Роуз) , избравший своим небесным заступником и ходатаем преподобного и богоносного отца нашего, в одном из писем своему крестнику напишет удивительные слова-пророчества: «Не доверяй своему уму, он должен быть очищен страданиями, иначе он не выдержит испытания нашего жестокого времени. Я не верю, что “логичные” пребудут со Христом и Его Церковью в наступающие грозные времена, ибо будет слишком много “различных причин”, препятствующих этому. Те, кто доверяют своему разуму, убедят себя уйти». Слепые умом мудрецы

http://azbyka.ru/fiction/russkoe-solnce-...

Впрочем, не всякого должно и можно учить, как говорит Писание: не обличай злых, да не возненавидят тебя; ибо обличение нечестивому есть раны ему ( Прит.9:8, 7 ). У кого поступки злы, обхождения дерзки, тех людей должно оберегаться и избегать их, не давать им Божественного совета. Ибо, по слову апостола, душевный человек не приемлет то, что от Духа Божия ( 1Кор.2:14 ). Не требует мудрости муж скудоумный, зане паче водится безумием (Прич.18:2). И еще сказано: яко слепляяй черепья и возбуждаяй спящаго от глубокаго сна, тако учай безумнаго ( Сир.22:7 ). Посему с безумным не множи словес, уклонися от него, да не уныеши безумием его ( Сир.22:12, 14 ). И Господь Сам говорил ученикам Своим: вот Я посылаю вас, как овец среди волков, – и вы будьте мудры... ( Мф.10:16 ), не давайте святыни псам, и не бросайте жемчуга вашего пред свиньями, чтобы они не попрали его ногами и обратившись, не растерзали вас ( Мф.7:6 ). Под названием волков, псов, свиней разумеются люди, преданные злобе, пьянству и нечистоте; таким не следует преподавать слово Божие, которое дороже золота и честнее дорогих камней. Но дай, как сказано, наставление мудрому, и он будет премудрее; поучи праведного, – который любит Божию правду – и он приумножит знание ( Прит.9:9 ). А таких, которые говорят: мало ли что написано; где все исполнять! – таких что учить. Если и воплощенное Слово, Им же вся быша, не могло привести в познание истины народ жестокосердый; если и при виде чудес Сына Божия многие из людей говорили: кто может послушать Его, то не должно быть дивно, что есть и ныне много таких, которых нельзя вразумить. И о таких нет сомнения, что они не наследуют Царствия Божия, вне которого будут все псы, как сказано, и любодеи (Ср. Откр.22:15 ) – все пьяницы, досадители и малакии (Ср. 1Кор.6:10 ). Ибо все сии, которые закону Божию не покоряются, да и не слушают, не суть слуги Божии; они и ныне не имеют в себе жизни Божией по причине невежества и ожесточения сердца. Однако ж, несмотря на злобу и бесчувственность людей мира сего, которых вся забота только о здешней жизни, мы должны быть добрыми воинами Иисуса Христа и всевозможно стараться о распространении Царствия Божия на земле сей, где царствует еще дух мира сего и держит во власти своей великое множество людей, – всех сынов века сего.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Не все расположены по внутреннему настроению своего сердца принести эту жертву, какой требует от человека премудрость; для многих требования ее кажутся стеснительными и тягостными. Что же делают в этом случае нерасположенные сердцем к мудрости? Совсем оставляют внушения ее, притворяются непонимающими ее смысла, а иногда открыто восстают на нее своим разумом, усиливаются опровергнуть ее и представить как безумие. Отселе произошла та надменная, измышленная собственным разумом человеческим мудрость, которая не покоряется разуму Божию, которая хочет ниспровергнуть мудрость высшую и стать на ее место. Чем же оканчивается такое противление со стороны людей премудрости Божией? Какое выходит следствие из этой борьбы с нею их разума и самоизмышленной мудрости? «Погублю премудрость премудрых, говорит Господь, и разум разумных отвергну» ( 1Кор. 1:19 ). «Се, предложу вам моего дыхания речение, научу же вас моему словеси. Понеже звах, и не послушасте, и простирах словеса, и не внимасте… убо и Аз вашей погибели посмеюся, порадуюся же, егда приидет вам пагуба, и егда приидет на вы внезапу мятеж, низвращение же подобно бури приидет, или егда приидет вам печаль и градоразорение, или егда найдет на вы пагуба. Будет бо егда призовете мя, Аз же не послушаю вас: взыщут мене злии и не обрящут. Возненавидеша бо премудрость, словесе же Господня не прияша: ниже хотеша внимати моим советом, ругахуся же моим обличением. Тем же снедят своих путий плоды, и своего нечестия насытятся» ( Прит. 1:23–32 ). Таков конец уклоняющихся от мудрости Божией и отвергающих ее советы! Отметая эти советы, человек думает расширить пути своей жизни, возвысить свое счастье, утвердить свой мир и блаженство; а того не примечает, что, действуя таким образом, он поставляет свой дом при смерти и стопы свои направляет к аду ( Прит. 2:18 ). Путь, которым идет он, не приводит к жизни, и пока остается на нем, является погибшим, совершенно умершим для других собратий своих, водящихся духом правого разума. В глазах их он хуже мертвеца, который скончался только для жизни временной, потерялся для этого света.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Plato...

Сол.2:12–20). Праведник называет себя «сыном Господа» – παδα κυρου (Прем. Сол.2:13), а его враги – «сыном Божиим» – υς θεο (Прем. Сол.2:18). Праведник причислен к сынам Божьим и святым (Прем. Сол.3:3; 5:5). В третьей части книги Премудрости (гл. 10–19), по жанру представляющей собой, по большей части, большой мидраш на тему спасения и избавления Израиля от египетского преследования, довольно часто присутствует тема сыновства (Прем. Сол. 12:7,19–20; 16:26; 18:4,13; 19:6). Можно сказать, что в книге присутствует своеобразный параллелизм: как праведник, описанный в 2–5 главах, страдавший, осужденный на смерть, а затем возвышенный и явившийся перед унижавшими его, причислен к сынам Божьим (Прем. Сол.5:5), так и весь народ Израиля, пройдя через гонения и преследования, явился сыном Божьим и получил спасение от врагов (Прем. Сол.18:13) 231 . Спасение оказывается возможным только благодаря Премудрости Божьей 232 . Совершенная праведность (λκληρος δικαιοσνη), согласно книги Премудрости, это знание Бога; признание власти Божией – корень (источник) бессмертия (ζα θανασας) (Прем. Сол.15:3). Бессмертна же и сама праведность (Прем. Сол.1:15). Мотив спасения в первой и в третьей частях книги связан с идеей бессмертия праведных и с мыслью о том, что человек был бессмертным до грехопадения: «Праведность бессмертна, а неправда причиняет смерть» (Прем. Сол.1:15); «Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего» (Прем. Сол.2:23). Подводя итог, можно сделать вывод о том, что в Лк.20:34–36 речь идет о разном понимании посмертной участи человека: саддукеи придерживаются, по видимому, точки зрения о том, что после смерти человек продолжает существовать лишь в потомстве, т.е. посредством воспроизведения, однако, такая ситуация возможна лишь в реальности «века сего», к которой принадлежат все люди. В некоторых греч. рукописях, а также в ряде старолатинских и сирийских переводов, в Лк.20:34 к γαμοσιν κα γαμσκονται «женятся и выходят замуж», добавлено γενννται κα γεννσιν «рождаются и рождают» 235 , что может помочь пониманию того, как саддукеи понимали цели брака.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ekzeget...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010