Когда человек сидит в безмолвии, то сердце его сохраняет благие помыслы, которые свет души. Потому и Писание говорит: иже хранит свои уста, – соблюдает свою душу ( Прит.13:3 ); и любобезмолвный Исаак учит: «паче всего возлюби молчание. Сперва насильно принуждай себя к молчанию, и от молчания со временем родится в душе удовольствие, которое насильно повлечет тебя к тому, чтобы пребывать в молчании. Если же начнешь сим образом жительствовать, то, не умею и сказать, сколько света воссияет тебе отсюда». Сказано: от многоглаголания не избежишь греха; щадяй же устне разумен будеши ( Прит.10:19 ). И Арсений Великий говаривал: «после бесед я часто раскаивался; а после молчания никогда». Апостол же Иаков возвещает: если кто из вас думает, что он благочестив и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие ( Иак.1:26 ). Он же еще говорит: кто не согрешает в слове; тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело ( Иак.3:2 ). Новое побуждение к безмолвию! Страсти телесные не уничтожаются и человек близким к Богу быть не может, пока совершенно не обезмолвится. «Рассказывал мне некто из собственного опыта, – так повествует преподобный Исаак Сирианин , – в которые дни имею беседу с кем-нибудь, в те съедаю по три или по четыре сухаря на день, и если стану принуждать себя к молитве, то ум мой не имеет дерзновения к Богу, и не могу устремить к нему мысли. Когда же разлучусь с собеседниками на безмолвие, первый день принуждаю себя съесть полтора сухаря, во второй один, а как скоро утвердится ум мой в безмолвии, усиливаюсь съесть один целый сухарь и не могу: ум же мой непрестанно с дерзновением беседует с Богом, хотя и не принуждаю к тому, и светозарность Божества не оскудевая, осиявает меня, и влечет видеть красоту Божественного света и веселится ею. Если же во время безмолвия приведется кому прийти и поговорить со мною хоть с час один, тогда уже невозможно мне не прибавить пищи, не оставить чего из правила, не расслабеть умом к созерцанию сего света. Вот видите, – в заключение говорит Исаак, – как прекрасны уединение и терпение (молчание) и какую силу доставляют они подвижникам! Блажен, кто пребывает в безмолвии ради Бога, – он всегда беседует с Богом».

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

или, например, в Китае... или во времена средневековой инквизиции... НО! КУДА СМОТРЕЛИ ИХ МУЖЬЯ?!?! У них вообще есть мужья? Это каким надо быть …, чтобы разрешить жене заниматься подобным непотребством?!?!?! И это имеючи малых детей... Откройте Библию: Добродетельная жена - венец для мужа своего; а позорная - как гниль в костях его. Прит.12:4 Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками. Прит.14:1 Казаки, имхо, правы - «Мы требуем от участниц этой постыдной акции публичных извинений. Считаем, что государство должно применить к ним и к тем, кто стоит за ними, всю силу и строгость закона. Только так мы сможем сохранить мир в обществе, уважение к памяти предков и религиозным чувствам православных граждан нашей страны. » (см. Открытое письмо атаманов ВКО) Stanislav 26 марта 2012, 23:25 Лариса, в храм они пишли одетыми в нормальную одежду поверх своих балахонов. Никакой аппаратуры у них не было. Было снято на видео, а потом наложен звук. Тут, видимо, охрана просто не готова была к таковому. Камеры должны были снять их входящими, т.к. что доказать их пребывание в Храме на этот момент, не будет сложно. Единственное, что непонятно, почему охрана их отпустила не дождавшись приезда полиции. Тогда, они бы не отрицали своё участие в этом беспределе. Лариса 19 марта 2012, 21:52 Странно, как группа ярко одетых девушек смогла пронести аппаратуру , установить около алтаря и , собственно, спеть, Почему их никто не остановил? Тут в храме не туда наступишь , уже со всех сторон шипение. Не слишком ли Храм Христа Спасителя теперь толерантен? Сергей 19 марта 2012, 17:10 жалко мне их.. Олег 18 марта 2012, 01:51 Эти несчастные дети безусловно просто марионетки. Мне их искренно жаль. Но за кощунство во святом месте призываю побивать камнями, не взывая к государству. Ибо Церковь у нас одна, а государства меняются на глазах. Заснул в одном - проснулся в другом Церковь отделена от государства и на территории церкви, прости Господи, правослувные могут совершать за подобные поступки свой суд, беря грех на душу.

http://pravoslavie.ru/52259.html

И мы читаем далее: «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?» ( Мф. 6:22–23 ). Что для нас есть светильник? Для кого-то его светильник – его собственный мир идей, фантазий, гипотез и заблуждений. Кто-то руководствуется идеями других людей. А кто-то ищет познания от Бога. В Книге Притч сказано: «ибо заповедь есть светильник, и наставление – свет, и назидательные поучения – путь к жизни» ( Прит. 6:23 ). Иными словами, всем нам необходимо руководствоваться Светом Божественного Откровения, это и будет означать «око твое… чисто… все тело твое будет светло». Подчиняя свою волю воле Создателя, мы начинаем удаляться от зла и совершенствоваться. Сама Божественная святость проявляет себя в мире как Божественный Свет, как слава Создателя, вот почему сами понятия святость и свет тождественны друг другу. Своей святостью Господь Бог как бы наполняет, освещает весь мир. Сказано: «…Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» ( Ис. 6:3 ). Слова «вся земля полна славы Его» означают: вся земля полна трисиятельной славы Его. Ап. Иоанн пишет о святости Божией: «…Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы. Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине; если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха» ( 1Ин. 1:5–7 ). Некоторые верующие жалуются, что они не могут все понять сразу. Наивные! Бог не даст нам сразу полноту Своего света в этой земной жизни, иначе мы ослепнем, и не только духовно, но и физически. Как ослеп Савл, будущий ап. Павел, когда свет с Небес осиял его. Сказано: «Стезя праведных – как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня» ( Прит. 4:18 ). Полный день для верующего наступит только тогда, когда угаснет для него сияние этой земной жизни и откроется свет жизни вечной. Как и сказано: «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» ( 1Кор. 13:12 ). Ап. Павел называл смерть приобретением. Он писал: «Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение» ( Фил. 1:21 ). Поэтому мы перед телами усопших зажигаем свечи. Они символизируют собою то, что для мертвого христианина угас свет этой жизни и воссиял свет Жизни Божественной.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

О первом страхе Божием – новоначальных. Знай же, возлюбленнейший мой, что страх божий двояк: один – для новоначальных, а другой – совершенных. О первом страхе так написано: Начало мудрости страх Господень ( Пс. 110: 10 ; Прит. 1: 7 ); Придите, дети, послушайте меня: страху Господню научу вас ( Пс. 33: 12 ); страхом Господним уклоняется всяк от зла ( Прит. 15: 27 ), и идеже страх, ту заповедей соблюдение. И прп. Исаак говорит: “Страх Божий есть начало добродетели. Он почитается порождением веры и сеется в сердце, когда ум отстранится от суетности мирской, чтоб собрать владеющиеся мысли свои от рассеяния непрестанным углублением в будущее возуустроение всяческих” (Сл. 1, с начала); также: “Начало истинной жизни в человеке – страх Божий; а он не терпит пребывать в душе вместе с рассеянием мыслей” (там же, с. 4); еще: “Умудрись же в основание шествия своего положить страх Божий, и в немногие дни станешь у врат Царствия, не кружась по пути” (там же, с. 7). О втором – совершенном страхе Божием. О втором или совершенном страхе Божием так сказано: Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его ( Пс. 111: 1 ); Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его! ( Пс. 127: 1 ); Бойтесь Господа, святые Его, ибо нет скудости у боящихся Его ( Пс. 33: 10 ); се тако благословится человек, бойся Господа ( Пс. 127: 5 ); Страх Господень чист, пребывает вовек ( Пс. 18: 10 ). Пишет и св. Петр Дамаскин : “Признак первого страха есть ненавидеть грех и гневаться на него, как гневается на зверя угрызенный им; а страха совершенного признак есть – любить добродетель и бояться превращения; ибо никого нет, кто бы был не превратен; почему в этой жизни, при всяком деле, должны мы всегда бояться падения” (Кн. 2, сл. 3, с. 14, в русском переводе). Посему и ты, разумно слыша сие, потщися вместе со всеми указанными выше добродетелями непрестанно держать в себе, как следует, и первый страх. Ибо он есть как бы сокровищехранилище всякого доброго деяния самое крепкое. Пребывая таким, ты всегда будешь иметь стопы свои направляемыми к деланию всех заповедей Господа нашего Иисуса Христа. простираясь же далее сим путем, приобретешь ты и совершенный страх, чистый, по любви к добродетелям и милости благого Бога нашего» (цит. по 77: 324, 325).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Падшие духи внушают новичку-оккультисту, что нет ни суда Божия, ни вечных мучений, а, напротив, все там легко и приятно. Поэтому обогащайся знаниями и впитывай подаваемую тебе силу. И, действительно, иногда в результате оккультных упражнений у человека якобы раскрываются необыкновенные способности - телепатия, ясновидение, способность " лечить биополем " или передвигать предметы на расстоянии (телекинез) и т.д. Но и это обман, а способности являются ни чем иным, как действием обольстивших его нечистых духов, и потому они очень опасны и вредны. Правда, чтобы не отпугнуть наивного новичка, бесы хитро скрывают свое присутствие и выдают себя или за безобидных блуждающих духов, или за безличную нефизическую энергию, разлитую в космосе или скрытую в самом человеке. Рано или поздно человек очень дорого расплачивается за свою доверчивость и стремясь к совершенству по их указке, скоро прочно запутывается в сетях демонических обольщений, повреждается часто неисцелимо Первые триста лет Церкви явили народам необоримую силу христианства. Языческий мир с великой яростью набросился на христиан, свирепо гнал их, мучая и убивая. Многократно ставилась государством задача тотального уничтожения христианства. При том, христиане верно служили императорам, не допуская только одного - воздавать кому-либо (или чему-либо) поклонения, подобающего единому Истинному Богу! И что же? Церковь ни с кем не борясь всех победила - через три века империя приняла Христианство, как главную и истинную основу своей жизни! Такова сила христианской премудрости. Она необорима, ибо премудрость эта от Бога, она говорит сама о себе: " к вам, люди, взываю я, и к сынам человеческим голос мой! Научитесь, неразумные, благоразумию, и глупые - разуму. Слушайте, потому что я буду говорить важное, и изречение уст моих - правда; ибо истину произнесет язык мой, и нечестие - мерзость для уст моих; все слова уст моих справедливы; нет в них коварства и лукавства... Примите учение мое, а не серебро; лучше знание, нежели отборное золото; потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею " (Прит., 8, 5-8). Предостерегая же тех, кто продолжает жить беспечно и легкомысленно, Премудрость, т.е., Слово Божие, говорит: " Я звала, и вы не послушались; простирала руку мою, и не было внимающего; и вы отвергли все мои советы, и обличений моих не приняли. За то и я посмеюсь вашей погибели; порадуюсь, когда придет на вас ужас; когда придет на вас ужас, как буря, и беда, как вихрь, принесется на вас; когда постигнет вас скорбь и теснота. Тогда будут звать меня, и я не услышу; с утра будут искать меня, и не найдут меня. За то, что они возненавидели знание и не избрали для себя страха Господня, не приняли совета моего, презрели все обличения мои; за то и будут они вкушать от плодов путей своих и насыщаться от помыслов их. Потому что упорство невежд убьет их, и беспечность глупцов погубит их, а слушающий меня будет жить безопасно и спокойно, не страшась зла " (Прит. 1, 24-33).

http://ruskline.ru/analitika/2007/10/06/...

Но если надежды и чаяния избавления и спасения предъявляют Церкви Христовой и Нам – ее смиренному служителю, то и средства для спасения подобает искать и почерпать лишь в своей области. И Мы считаем, что средства для спасения Родины подобает искать и указывать не в тех или иных формах правления, не в тех или иных общегосударственных начинаниях, быть может важных, нужных и полезных, но находящихся вне Нашей области, которая вся не от мира сего, и, будучи прежде всего служителем Духа, Мы должны указывать иные, не земные, – высшие духовные начала: веру в Промысл Божий, сознание своей греховности, сознание людского бессилия, покаяние, любовь к ближним, прекращение раздоров, искренняя и горячая готовность, и не на словах только, а на деле, жертвовать всем дорогим ради спасения Родины, памятуя непреложность закона, что «праведность возвышает народ, а нечестие умаляет племена« ( Прит.14:34 ), что «семя свято – стояние мира» ( Ис.6:13 ) и что «праведные будут жить на земле, и непорочные пребудут на ней; а беззаконные будут истреблены и искоренены из нее« ( Прит.2:21–22 ). А посему в поучениях, обращениях и посланиях Наших звали Мы верных чад Наших к покаянию, к вере, любви, к прекращению междоусобной вражды, к прощению, а не к мщению. Звали и зовем к согласию классов, к тому, чтобы попытаться мирно сговориться друг с другом и принять участие в общем деле спасения Родины. Звали и зовем к насаждению реформ не путем насилия, а путем постепенного широкого нравственного влияния, просветления личности и перевоспитания общества на чисто христианских началах, без чего всякие реформы в конце концов сведутся на нет. Лишь на этих основаниях возможно спасение государства, ибо само несчастье, обрушившееся на Родину нашу, ниспослано нам за беззаконие наше, и доколе не вразумится русский народ, доколе в основание спасения своего не положит учения евангельского и не будет новую свою жизнь строить со Христом и во Христе, не отвратится от нас карающая десница Божия. И уже под безграничной милостью Божией всё глубже и глубже в сознание народа проникает убеждение в необходимости таких коренных нравственных реформ и такого очищения духа, а наша Святая Церковь становится поистине светильником в темном месте и пристанью для корабля, плывущего по бурному житейскому морю и для широких народных масс и для интеллигентских кругов, недавно еще чуждавшихся Церкви, а ныне, в лице лучших ее представителей, выступающих на работу церковную и зачастую почитающих великим счастьем принимать священный сан, становясь в ряды смиреннных служителей алтаря.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Скачать epub pdf Приветствую тебя, возлюбленный, с принятием благодати священства. Когда душа наша соприкасается с Божественною благодатью, она размягчается в обычном своем ожесточении, как воск делается мягким от действия огня. Думаю, что и твоя душа испытывает подобное состояние в эти священные и исключительные минуты твоей жизни, и пользуюсь этим, чтобы преподать тебе наставление в твоем новом служении. Ты же запечатлей его и преклони «не ухо только, но и сердце» к глаголам моим. Из многих предметов почитаю благовременным огласить слух твой указанием того, что требуется от тебя как священника. В своем новом сане ты вступаешь на прежнее знакомое тебе место, посему знаешь отчасти, что там потребно. Паству твою составляют греки, арабы, славяне. Многие годы обходились они без священника; прибывши сюда для снискания себе пропитания, хлеба насущного, они, быть может, мало помышляли о хлебе небесном, о «едином... на потребу» ( Лк.10:42 ). От сего сердце их не могло не одебелеть, и когда им было даровано духовное утешение в лице священника, быть может сердце их не достаточно разгорелось святым огнем и не было снедаемо любовью к Божественному. Они и знают, что Божия «Премудрость создала себе и среди них дом, заклала и для них своя жертвенныя... и уготовала трапезу» ( Прит. 9:1–2 ), но все же нужно еще звать их и «при дороге, и при вратех, и на вершине гор», звать, чтобы они «оставили свое безумие и предпочли знание Божественнаго чистому золоту» ( Прит. 8:2–3, 19 ). Что же? Будем ли тяготиться сим? Ведь мы «рабы премудрости», которых она для сей цели и посылает. «На се бо ныне и ты посылаешься ею». Посему благовествуй не только жаждущим сего, но тяготись «искать и не ищущих тебя и открываться не вопрошающим тебя и простирать руки к непослушным и непокорным» ( Ис. 65, 1–2 ). Другие нередко «обходят море и сушу, дабы обратить хотя одного» ( Матф. 23, 15 ). Ускори и ты на помощь и потщися на умоление всех, кои холодны к матери своей, святой церкви православной. Другую часть твоей паствы составляют воссоединившиеся от унии, живущие в Вилькенсоне.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Закрыть Священное Писание, Св. Отцы и документы Церкви об управлении государством Посвящается всем власть имущим в назидание событий 1917 и 1991 гг. Часть II 30.12.2021 829 Время на чтение 18 минут Фото: Из личного архива автора Продолжение, начало здесь .  ТРАКТОВКА ПРЕДПИСАНИЙ ДЛЯ ГОСУДАРСТВА И ЕГО СЛУЖАЩИХ. Подчинённые руководителя государства должны быть также достойными и верующими людьми: «Горе непокорным сынам, говорит Господь, которые делают совещания, но без Меня» (Ис. 30: 1). «Каков правитель народа, таковы и служащие при нем, и каков начальствующий над городом, таковы и все живущие в нем» (Сир. 10: 2). «Если правитель слушает ложные речи, то и все служащие у него нечестивы» (Сир. 29: 12). «Жертва нечестивых – мерзость пред Господом, а молитва праведных благоугодна Ему» (Прит. 15: 8). « Видел ли ты человека проворного в своем деле? Он будет стоять перед царями, он не будет стоять перед простыми» (Прит. 22: 29). Очень важные принципы управления государством Господь дает через пророка Иеремию. Как видели и ранее – важнейшее требование к власти – справедливость (Иер. 21: 11-12): «И дому царя Иудейского скажи: слушайте слово Господне: дом Давидов! так говорит Господь: с раннего утра производите суд и спасайте обижаемого от руки обидчика, чтобы ярость Моя не вышла, как огонь, и не разгорелась по причине злых дел ваших до того, что никто не погасит. Так сказал Господь: сойди в дом царя Иудейского и произнеси слово сие и скажи: выслушай слово Господне, царь Иудейский, сидящий на престоле Давидовом, ты, и слуги твои, и народ твой, входящие сими воротами. Так говорит Господь: производите суд и правду и спасайте обижаемого от руки притеснителя, не обижайте и не тесните пришельца, сироты и вдовы, и невинной крови не проливайте на месте сем. Ибо если вы будете исполнять слово сие, то будут входить воротами дома сего цари, сидящие вместо Давида на престоле его, ездящие на колеснице и на конях, сами и слуги их и народ их…» (Иер. 22: 1-4). Что мы видим – опять идёт предупреждение не только царю, но и слугам его « ты, и слуги твои» и праведном суде « производите суд и правду», справедливом отношении к гражданам в том числе самым не защищенным « не обижайте и не тесните пришельца, сироты и вдовы». При соблюдении этого Господь обещает успешное правление царю и его слугам.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/12/30/sv...

Одержимость бывает разная… Разной силы, разных степеней, разных видов. Но основа одна – самоутверждение, отрыв от Бога, от стихии единого центра. Описывая в одном из своих сочинений грядущего «сына погибели» – антихриста, философ Вл. Соловьев говорит: «он (антихрист) верил в добро, в Бога, в Мессию, но любил только себя.» В этом преимущественном «самолюблении» – путь отступления от Бога. И не напрасно Господь, призывая апостола Петра при Тивериадском море, спрашивал его: «Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они?” Возлюбить Бога «паче сих,» устремиться к Нему всем сердцем – вот путь христианской жизни и христианского подвига. И на этом пути, как это ни звучит странно, скорби и страдания – наши друзья. Они раскрывают нам убожество наших временных ценностей. Они, если мы умеем пользоваться ими, ведут и приближают нас к ценностям вечным. К вечно сияющей в небесах Божественной Любви ведет нас жизнь с ее «волчцами и терниями.» Но на этом пути больше всего надо остерегаться подмены служения Богу служением духу зла, лжи самоутверждения и потери простоты во Христе. Познай свои грехи, познай свою духовную нищету. Познай, что причина непонимания тобою предметов духовного мира не в них, а в тебе, и это смирение на многое откроет твои глаза и приведет тебя к вратам Царствия. Гнев Преподобный Максим Исповедник : – Когда ты оскорблен кем-нибудь, или в чем унижен, берегись помыслов гнева, дабы они, по причине этого оскорбления, отлучив тебя от любви, не переселили в область ненависти. Преподобный Феодор Эдесский : – Гневу и ярости не позволяй водворяться в душе Твоей; «раздражительный выказывает глупость» ( Прит. 14:29 ) “мудрость почиет в сердце разумного« ( Прит. 14:33 ). Преподобный Нил Синайский : – Гнев, – неистовая страсть, зверскою делает душу и заставляет уклоняться от дружелюбного собеседования. Молитва раздраженного – мерзостное курение, псалмопение гневливого – неприятный звук. Если твердое имеешь основание в любви, то ей паче внимай, нежели тому, что оскорбляет тебя.

http://azbyka.ru/propovedi/sbornik-propo...

Нельзя обойти молчанием тот факт, что эта борьба за умножение потомства, как в случае Авраама, так и в истории Иакова, приведшая к отступлению от моногамии, была оплачена большой ценой – нарушением мира и нестроениями в семьях. Агарь после рождения Измаила стала презирать госпожу свою (Быт.16:4). Сарра выгнала ее, и та едва не погибла в пустыне с ребенком. Между сестрами Рахилью и Лией вспыхнула зависть, и началось соперничество. После рождения Неффалима Рахиль сказала: борьбою сильною боролась я с сестрою моею и превозмогла (Быт.30:8). В начале 1-й книги Царств (1:1-6) рассказывается о матери великого пророка Самуила Анне. Муж ее Елкана имел еще одну жену – Феннану, которая обижала Анну: та огорчала ее, а эта плакала и не ела (1Цар.1:7) Из этого видно, что в Библии нет никакого узаконения многоженства, а, напротив, показано, что это ведет к потере мира в отношениях. Некоторые иудейские цари имели много жен, но Священное Писание это никак не одобряет, потому что это противоречило закону. Пророк Моисей говорит о будущем царе: чтобы не умножал себе жен, дабы не развратилось сердце его (Втор.17:17). Господь обличил Соломона: за то, что так у тебя делается, и ты не сохранил завета Моего и уставов Моих, которые Я заповедал тебе, Я отторгну от тебя царство и отдам его рабу твоему (3Цар.11:11). Известно, что среди грехов Соломона, которые называет священный писатель, было многоженство. Библия говорит о моногамном браке как единственно возможной в нравственном отношении форме брачного союза: Источник твой да будет благословен; и утешайся женою юности твоей (Прит.5:18); Кто нашел [добрую] жену, тот нашел благо и получил благодать от Господа (Прит.18:23); Вы скажете: " за что? " За то, что Господь был свидетелем между тобою и женою юности твоей, против которой ты поступил вероломно, между тем как она подруга твоя и законная жена твоя (Мал.2:14). По библейскому учению, именно любовь к своей единственной жене может дать человеку земные радости и скрасить тяжесть жизненных трудов: Наслаждайся жизнью с женою, которую любишь, во все дни суетной жизни твоей, и которую дал тебе Бог под солнцем на все суетные дни твои; потому что это – доля твоя в жизни и в трудах твоих, какими ты трудишься под солнцем (Еккл.9:9).

http://pravoslavie.ru/6712.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010