«Благочестиваго корене пречестная отрасль». Часть 1 Протоиерей Сергий Садковский и его семейство Татьяна Пономарева Московская Петропавловская, на Новой Басманной, церковь. 1882 год. Источник: Найденов Н. А. Москва. Соборы, монастыри и церкви. Ч. IV: Местность за Земляным городом. М., 1883, N 51//temples.ru 5 октября 1909 года в Москве отмечалось 25-летие служения в священническом сане известного протоиерея, благочинного 3-го отделения Сретенского сорока (церкви от Лубянки до Преображенской площади), настоятеля храма Петра и Павла на Новой Басманной Сергия Максимовича Садковского . Поздравить юбиляра пришли прихожане и притч храма, духовенство благочиния, ректор Московской духовной академии епископ Волоколамский Феодор (Поздеевский; † 1937), специально приехавший из лавры поздравить юбиляра, ректор Вифанской духовной семинарии архимандрит Гавриил (Чепур, будущий епископ Челябинский и Троицкий; † 1933 в Сербии), некоторые студенты академии, в которой учился тогда старший сын отца Сергия, друзья по семинарии и академии. Накануне праздничного дня была совершена всенощная, которую возглавил отец Сергий с диаконом Алексеевского монастыря Сперанским и двумя другими диаконами, на литию и величание выходили преосвященный Феодор, архимандрит Гавриил и семь других священников. В день торжества службу возглавлял преосвященный в сослужении юбиляра и 14 других священников. Был приглашен знаменитый хор С.А. Солнцева. После литургии начались поздравления, а затем, уже на квартире Садковских, – трапеза, подарки, тосты. «Темна была утренняя заря юбиляра, зато теплым и радостным светом загорается начало его вечерней зари», – писал корреспондент Московских церковных ведомостей , описывая этот светлый юбилей, незаметно проявляя осторожность. Действительно, начало вечерней зари было светло, и казалось, что все личные беды позади, а впереди – плоды добродетельной жизни во Иисусе Христе, радость за благочестиво воспитанных детей, благодарный отклик прихожан, клира, духовенства благочиния за отеческое внимание к нуждам всех обращающихся, за доброе и сердечное отношение к сотрудникам и подчиненным, к своим чадам и домочадцам.

http://pravoslavie.ru/32555.html

Закрыть itemscope itemtype="" > «Милостив буди мне грешному» С 3 марта по 19 апреля - Великий пост 25.02.2014 507 Время на чтение 6 минут Ежегодно мы вступаем в Великий пост. Многие считают, что лучше один раз в жизни отпоститься 40 дней, вкладывая всю душу, все свои силы, прочувствовать до конца, так, как требует Церковь, - с сухоядением, причём один раз в день. И с чистой душой встретить Воскресение Господне. А последующие годы уже просто встречать Пасху с радостным сердцем. Ведь и Христос постился 40 дней только один раз в Своей жизни, а не каждый год. Над этими вопросами размышляет настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Старой Деревне протоиерей Фёдор ГУРЯК. - Первоначально Великий пост продолжался сорок часов. Это время в древней Церкви как раз обнимало собой период от смерти до Воскресения Христа. Это потом уже пост стал более продолжительным - четыредесятница (40 дней) и Страстная седмица - неделя перед самой Пасхой. Четыредесятница была установлена в честь сорокадневного поста Спасителя: Господь Иисус Христос «поведён был Духом в пустыню. Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни» , отвечая на все происки лукавого: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим» (Лк.4.1,2,4). А Страстная седмица - в воспоминание последних дней земной жизни, страданий, смерти и погребения Христа. Почему удлинился пост? В младенческие годы христианства Великий пост существовал как время для подготовки ко крещению. Крестопоклонная неделя - изнесение креста на середину церкви - это как раз отголосок первоначальной практики. Это время было использовано для подготовки оглашаемых. И ныне мы это видим, когда к Литургии Преждеосвященных даров добавляется ектения о иже ко просвещению - о тех, кто будет готовиться к принятию Крещения в Великую Субботу. С этого момента оглашаемые изучали Символ веры. А в день крещения было возвращение Символа веры , т.е. они должны были «сдать экзамен», рассказав наизусть основные положения веры. Также изучалась библейская история и основы нравственности. В нынешнем великопостном служении отголоски этой практики видны в чтении на вечерне книг Ветхого Завета - Бытия и Притч. В связи с прекращением института оглашения время Великого поста было переосмыслено в аскетическом духе: время Великого поста - это обновление веры, паломничество в глубь себя, искание смысла жизни. Для этого нужно отрешиться от всего внешнего, материального. И Церковь, как заботливая мать, подготавливает нас постепенно или поступенно : сначала подготовительные недели, чтение или пение Постной Триоди, начиная с Закхея с его желанием видеть Господа, когда он взобрался на смоковницу; затем мытарь и фарисей , через которых мы постигаем, что такое гордость и смирение; потом блудный сын - его возвращение на родину, а родина для нас - это единство с Богом; дальше - память о Суде и Прощёное воскресенье, дабы войти в Великий пост с миром в душе.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

О видах добродетелей. Часть 2 Целомудрие Джотто. Аллегория целомудрия Целомудрие – это уклонение от всякого рода блудных дел и отвержение всего того, что их провоцирует, в том числе блудных помышлений и мечтаний. До брака и вне брака целомудрие связано с хранением девства, а в браке – с хранением супружеской верности. Целомудрие заповедано Богом, сказавшим: «Не прелюбодействуй» (Исх. 20: 14) и «Не пожелай красоты [женщины] в сердце твоем» (Притч. 6: 25). В современной культуре, пожалуй, больше всего ополчаются именно против этой добродетели, именно ее больше всего осмеивают и стараются забыть. А между тем эта добродетель естественна для рода человеческого. Так, из девственной земли были созданы первые люди – Адам и Ева, девственными они были в раю, вплоть до изгнания; девственным рождается и ныне всякий человек; естественным образом целомудренны малые дети, чьей незлобивости умиляются взрослые. Нередко даже самые распущенные люди признают, что если бы пришла им серьезная мысль о браке, то они предпочли бы брак с девственной невестой. Даже самые развратные мужчины, как правило, хотят оградить своих дочерей от растления и власти блуда как можно дольше. Также нередко и закоренелые блудники признают супружескую верность как непременную составляющую идеального брака. Таким образом, даже самые пораженные блудной страстью люди, хоть и косвенно, исповедают высоту добродетели целомудрия. И даже в массовой культуре, замешанной на сексе, девство нередко считается символом нравственной чистоты. Но нравственное совершенство и чистота – это как раз то, к чему стремится любой настоящий христианин, и то, чего он достигает на пути исполнения заповедей Божиих и подражания Христу, Который Собственным примером учил целомудрию Своих учеников. Для христианина хранение целомудрия продиктовано естественным желанием сохранить в чистоте тело – храм Духа Святого, о чем говорит апостол: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий свят; а этот храм вы " (1 Кор. 3: 16–17).

http://pravoslavie.ru/29658.html

Разделы портала «Азбука веры» Богослужения Последование богослужений наряду Православный календарь Литургия Преждеосвященных Даров. 6-й час: Ис.5:16-25 Веч.: Быт.4:16-26; Притч.5:15-6:3 Тропари, кондаки, молитвы и величания Тропари и кондаки дня Тропарь, глас 1 Спаси, Господи, люди Твоя/и благослови достояние Твое,/победы на сопротивныя даруя//и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство. Кондак, глас 4 Вознесыйся на Крест волею,/тезоименитому Твоему новому жительству,/щедроты Твоя даруй, Христе Боже,/возвесели нас силою Твоею,/победы дая нам на сопостаты,/пособие имущим Твое оружие мира,//непобедимую победу. преподобному Венедикту Нурсийскому Кондак преподобному Венедикту Нурсийскому, глас 6 Благодатию Божиею обогатился еси,/делы же известил еси звание,/и явился еси, Венедикте, угодниче Христа Бога,/в молитвах и постех дарований Божия Духа исполнен,/и был еси недужным исцелитель,/и прогонитель врагом,//и заступник скорый душам нашим. Ин кондак преподобному Венедикту Нурсийскому, глас 4 Возгоревся рачением Горним и Святым Духом,/вся просветил еси, отче преподобне Венедикте священне,//непрестанно моли Христа Бога, преблаженне, о всех нас. святителю Феогносту, митрополиту Киевскому и всея Руси Тропарь святителю Феогносту, митрополиту Киевскому и всея Руси, глас 4 Измлада, преподобне, прилежно подвизався,/вся законы Божественныя познал еси,/храмов Божиих строитель,/и защитник паствы твоея явися,/Темже яко престола святителя Петра наследника,/и святителя великаго чтуще тя,/молим чада твоя, блаженне:/от всех бед избави нас/яже ко Христу молитвами твоими,//святителю Христов Феогносте, отче наш. благоверному князю Ростиславу (в Крещении Михаилу) Киевскому Тропарь благоверному князю Ростиславу (в Крещении Михаилу) Киевскому, глас 6 Обрете тя строителя градов и церквей/земля Киевская,/великий княже Ростиславе,/смуты устранял еси, единство храня,/темже Господь тебе мудрость ниспосла,/сего ради Христу Богу молися//спастися душам нашим. Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Феодоровской»

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-03-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ любого рода добровольное служение тому, кто нуждается в поддержке; помощь нуждающимся деньгами, имуществом, советом и трудом. «...Надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: «Блаженнее давать, нежели принимать»» (Деян 20. 35). Ветхий Завет Мц. Людмила, кнг. чешская, помогающая бедным. 1853 г. Худож. Иосиф Геллих (базилика св. Георгия в Пражском Кремле) Мц. Людмила, кнг. чешская, помогающая бедным. 1853 г. Худож. Иосиф Геллих (базилика св. Георгия в Пражском Кремле) указывает на богоугодность благотворения (Втор 16. 9-10); благотворение прямо связывается с почитанием Творца («чтущий же Его благотворит нуждающемуся» - Притч 14. 31); благотворение (милость) избавляет от смерти (Тов 4. 10; 12. 9), очищает всякий грех (Тов 12. 9; «искупи грехи твои правдою и беззакония милосердием к бедным» - Дан 4. 24); милостыня ставится в ряд с молитвой, жертвой, постом (Тов 12. 8; Ис 58. 6-7). ВЗ оттенил в существенном те стороны, какие с совершенной полнотой раскрыты в новозаветном учении. Ветхозаветное нравоучение определяло Б. как первое и неотложное дело: «...к бедному ты будь снисходителен и милостынею ему не медли; ради заповеди помоги бедному и в нужде его не отпускай его ни с чем. Трать серебро для брата и друга и не давай ему заржаветь под камнем на погибель; располагай сокровищем твоим по заповеди Всевышнего, и оно принесет тебе более пользы, нежели золото; заключи в кладовых твоих милостыню, и она избавит тебя от всякого несчастья» (Сир 29. 11-15). «Блажен, кто помышляет о бедном [и нищем]! В день бедствия избавит его Господь» (Пс 40. 2). «Дающий нищему не обеднеет; а кто закрывает глаза свои от него, на том много проклятий» (Притч 28. 27). В ВЗ встречаются указания на все обычные виды Б.: помощь бедному (Иов 29. 16; Лев 25. 35; Втор 15. 7-11; и др.); долг накормить голодного (Тов 1. 17; Ис 58. 7; и др.); напоить жаждущего (Притч 25. 21); одеть нагого (Тов 1. 17; Ис 58. 7); помочь больному и калеке (Иов 29. 15; 2 Мак 8. 28); поддержать вдову и сироту (Иов 29. 12-13; 31. 16-17; Притч 31. 8 и др.); оказать гостеприимство бездомным, странникам (2 Цар 17. 27-29; Ис 58. 7); позаботиться об узниках (Ис 58. 6; 61. 1) и т. д.

http://pravenc.ru/text/149333.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance О чем говорит Евангелие Великого вторника? 3 мин., 11.04.2023 Великий Вторник. Весь этот день Иисус Христос проводит в Иерусалимском храме, беседуя с самыми разными людьми. Со Своими учениками. С народом — благочестивыми иудеями, собравшимся в Иерусалиме в преддверии празднования ветхозаветной пасхи Ветхозаветная пасха — праздник, установленный в память об избавлении евреев от египетского рабства. Это событие подробно описано в ветхозаветной книге Исход. — Прим. ред. . С верхушкой иерусалимского общества — первосвященниками, книжниками и старейшинами, которые пытаются поставить Христа в тупик, подловить Его, задавая разные каверзные вопросы. К ним Господь обращает в конце концов гневную речь, которую мы слышим на утреннем богослужении Великого Вторника; начинается она словами: Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры! (Мф. 23:13—36). Се, оставляется вам дом ваш пуст... не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне! — это последнее, что бросает Своим недругам Иисус, уходя из храма (Мф. 23:38,39). Их «дом» — храм, в котором священники все еще возносят молитвы и приносят жертвы Богу, — отныне будет пустовать: Господь посетил его, но остался неузнанным. А теперь Он навсегда покидает его. Апостолы же услышат сегодня от Христа три важных притчи: о десяти девах, ожидающих жениха (Мф. 25:1–12); о талантах — серебряных слитках, которые господин на время отдал слугам, чтобы те пустили их в дело и заработали для него прибыль (Мф. 25:14–30); и о Страшном Суде, где определится вечная участь каждого человека в зависимости от того, проявлял ли он к своим ближним любовь или был равнодушен (Мф. 25:31–46). Квинтэссенция всех этих притч — тот самый призыв, который мы слышим сегодня на литургии: Бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет (Мф. 24:42). Что значат эти слова? Все притчи, сказанные Спасителем в Великий Вторник, — о том, как важно оказаться готовым к заключительному моменту человеческой истории, когда приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним… и соберутся пред Ним все народы (Мф. 25:31, 32). Бодрствуйте! Не расслабляйтесь! — один из важнейших призывов, с которым Христос обращается к Своим ученикам.

http://foma.ru/o-chem-govorit-evangelie-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МИРО [Греч. μρον; церковнослав.  ], в христ. богослужении - смешанный или сваренный с добавлением благоуханий, а затем особым образом освященный елей , используемый при Миропомазании и нек-рых др. важных церковных чинах. С освященным богослужебным М. не следует путать жидкости, источаемые мощами отдельных святых и исходящие от чудотворных икон (это называется мироточением) или получаемые путем омовения святых мощей водой либо елеем. Такие жидкости иногда ошибочно называют тем же словом «миро». Рядовые прихожане или малоцерковные люди неверно называют этим же словом также елей для елеопомазания на всенощном бдении (возможно, в данном случае смешение терминов вызвано тем, что в совр. практике этот елей, как правило, ароматизирован различными добавками). М. как литургический термин В классическом греческом языке словом μρον называли оливковое масло, когда оно использовалось для умащения кожи, а также духи на масляной основе или благовония. В LXX это слово неск. раз использовано для передачи слова   - «масло», «помазание» (см.: Исх 30. 25 (в синодальном переводе одно и то же слово сначала переведено как «миро», затем как «масть», устар.- «масло», «жир»): Притч 27. 9 («масть»); Песнь 1. 2 («благовоние мастей»/«миро»); Ис 25. 6 («тук», устар.- «жир»)), особенно в сочетании с   («хороший», «прекрасный», «драгоценный»; см.: Ис 39. 2 (в синодальном переводе: «драгоценные масти»); 4 Цар 20. 13 (в синодальном переводе: «масти дорогие»); Пс 132. 2 (в синодальном переводе: «драгоценный елей»)), а также   («смешение [благовоний]»: 1 Пар 9. 30). В Иер 25. 10 [LXX] слова «звук жерновов» переданы как σμ μρου («аромат мира»; синодальный перевод здесь следует евр. тексту: ср. Откр 18. 22-23, где этот стих цитируется в версии, подтверждающей евр. чтение). В христианской перспективе особенно важны контексты Исх 30. 22-33, 1 Пар 9. 30 и Пс 132, где говорится о помазании священников в ВЗ специальным благовонным маслом, которое имело сакральный статус (ср. Исх 30. 31-33: «Сынам Израилевым скажи: это будет у Меня миро священного помазания в роды ваши; тела прочих людей не должно помазывать им, и по составу его не делайте [сами себе] подобного ему; оно - святыня: святынею должно быть для вас; кто составит подобное ему или кто помажет им постороннего, тот истребится из народа своего»).

http://pravenc.ru/text/2563320.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БЛУДНОГО СЫНА НЕДЕЛЯ [греч. κυριακ το στου], одна из подготовительных недель (воскресений) перед Великим постом , между неделями мытаря и фарисея и мясопустной . В силу того, что Великий пост каждый год начинается в разное время, Б. с. н. приходится на период с 18 янв. по 22 февр. (ст. ст.). Название недели происходит от евангельской притчи о блудном сыне (Лк 15. 11-32), к-рая читается в этот день на литургии. Как особая память церковного года Б. с. н. впервые появилась в древнем иерусалимском богослужении не ранее VI в. В V в. иерусалимский лекционарий еще не содержал особых чтений для великопостных воскресений, что видно из его арм. перевода ( Renoux A. Le Codex Armenien Jerusalem 121//PO. T. 163, 168). По крайней мере с VII в. чтение притчи о блудном сыне закрепляется за 3-м воскресеньем Великого поста (по совр. нумерации это 2-я неделя поста, посвященная свт. Григорию Паламе), что отражено в груз. переводе иерусалимского лекционария, где в 3-ю неделю на литургии указаны прокимен 4-го гласа из Пс 54, чтения Притч 25. 2-15, Ис 45. 22-25 и Рим 12. 6-16, аллилуиарий 1-го гласа со стихом Пс 1. 1, Евангелие Лк 15. 11-32, начальные слова песни на умовение рук (песнопение иерусалимской литургии ап. Иакова, не имеющее параллели в к-польском чине литургии) 2-го гласа: «Раскаялся в дерзости моей», начальные слова песни на перенесение Даров (это песнопение на литургии ап. Иакова в отличие от к-польской литургии свт. Иоанна Златоуста было изменяемым): «    » и молитва отпуста «Дар Отца» ( Кекелидзе. Канонарь. С. 59; Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. 1. [Pars. 1.] P. 65-66. [Pars. 2.] P. 57). В груз. Иадгари IX-X вв. (приложение к лекционарию) тропарь выписан полностью: «Раскаялся в дерзости моей, Господи, как блудный сын...» ( Метревели. С. 123). Греч. оригинал этого текста неизвестен, но он, безусловно, существовал, поскольку в Триодях из собрания РНБ - Шафариковой (F. п. I 74, XII в.), Орбельской (F. п. I 102, XIII в.) и Погодинской (Погод. 40, XIII в.) - сохранился и слав. перевод (стихира «Раскаися о злобе моей, Господи» - Карабинов. С. 175). Следует отметить, что, т. о., в раннем иерусалимском богослужении Б. с. н. еще была одним из воскресений Великого поста, но не подготовительного к посту цикла, к-рый начинался только с мясопустной недели ( Кекелидзе. Канонарь. С. 56; Метревели. С. 99).

http://pravenc.ru/text/блудного сына ...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Рейтинг изображения: 3 (304) , (4) . в этом году (за прошлые годы с 2012-03-25) Происхождение изображения: Загружено 2012-03-25, анонимно. Описание: ПРЕМУДРОСТЬ СОЗДА СЕБЕ ХРАМ... Россия. 1580-1590-е гг. Древняя икона врезана в новую доску. Дерево, левкас, темпера 236,5х146,5 см. (врезок 181х95 см.). Происходит из местного ряда иконостаса Благовещенского собора г. Сольвычегодска. Поставление Никиты Григорьевича Строганова. В 1822 г. куплена в Сольвычегодске купцом Н.А. Папулиным для федосеевских моленных в г. Судиславле Костромской губернии. Впоследствии передана на Рогожское кладбище. Сложная символическая композиция «Премудрость созда себе храм...» сложилась под влиянием текстов Священного Писания, толкований Отцов Церкви на библейские книги и сочинений гимнографов, раскрывающих учение о Божественной Премудрости. В основе иконографии - текст Книги Притчей Соломоновых (Притч 9,1-5): «Премудрость созда себе храм и утверди столп седмь. Закла своя жертвенная, и черпа в чаши своей вино, и уготова свою трапезу. Посла своя рабы, созывающи с высоким проповеданием на чашу, глаголющи: «Иже есть безумен, да уклонится ко мне». И требующим ума рече: «Приидите, ядите мой хлеб и пийте вино, еже черпах вам». На верхнем и боковых полях иконы - фрагменты поздней надписи: «Премудрость созда себе храмъ и утверди столпъ седмь». В левой части иконы в медальоне изображена Премудрость: сидящий на престоле Господь со свернутым свитком в левой руке. Он представлен как распорядитель пира. Слева - сцена заклания тельца; в центре - диагонально стоящая трапеза и перед ней юноша с чашей; позади трапезы=двенадцать фигур участников пира. Справа вверху в медальоне - Богоматерь на престоле; с Младенцем на коленях, она, согласно словам тропаря канона преподобного Козмы Маюмского на Великий Четверток, символизирует Дом Божественной Премудрости: «Всевинная и подательная жизни, безмерная Мудрость Божия созда храм Себе от чистая неискусомужныя Матере: в храм бо телесно оболкийся, славно прославился Христос Бог наш». В композицию иконы введены две фигуры со свитками: царь Соломон, стоящий возле фантастической постройки, символизирующей построенный им храм, и преподобный Иоанн Дамаскин - автор гимнов в честь Богоматери. На его свитке читается фрагментированная надпись: «О Тебе радуется...». В верхней части иконы - семь медальонов с ангелами, указывающими на семь даров Святого Духа (Ис. 11, 2-3): дух премудрости, дух разума, дух совета, дух крепости, дух ведения, дух благочестия, дух страха Божия. Иконография композиции, представленной на иконе, восходит к памятникам рубежа XV-XVI вв. Икона находилась среди других местных икон, написанных для Благовещенского собора г. Сольвычегодска по заказу Н.Г. Строганова. Вблизи от нее стояли еще две символические иконы, раскрывавшие тему Божественной Премудрости: «София Премудрость Божия» и «Отрыгну сердце мое слово благо...» (Пс. 44,1).

http://pravicon.com/image-16794

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МЫТЫРЯ И ФАРИСЕЯ НЕДЕЛЯ [Греч. Κυριακ το Τελνου κα το Θαρισαου], в послеиконоборческом византийском богослужении первое из 4 воскресений, предваряющих Великий пост . С М. и ф. н. начинается пение Триоди за богослужением. В зависимости от даты Пасхи эта неделя может праздноваться в период с 11 янв. по 15 февр. (ст. ст.). Название М. и ф. н. непосредственно связано с евангельским чтением Лк 18. 10-14: притчи Христа о мытаре и фарисее, к-рое назначается на Божественной литургии в этот день. В древнем Иерусалимском богослужении Эта притча читалась в 4-е (по к-польской нумерации, которая принята в наст. время 3-е) воскресенье Великого поста. Согласно иерусалимскому Лекционарию V-VIII вв., сохранившемуся в груз. переводе, в 4-е воскресенье Великого поста помимо Евангелия Лк 18. 10-14 назначается прокимен Пс 68. 17, чтения Притч 2. 1-16, Иез 39. 25-29, Рим 12. 16 - 13. 6, аллилуиарий Пс 30. 2, тропарь на умовение рук «Всемогущий вышний Господи...», на освящение Св. Даров - «Иже херувимы...» ( Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. 1. P. 62-63). Дополнительная гимнография в виде стихир содержится для этого дня в Иадгари , груз. версии Тропология . В византийском богослужении М. и ф. н. закрепляется в качестве подготовительной к Великому посту достаточно поздно. В частности, в Типиконе Великой церкви , отражающем особенности кафедрального богослужения К-поля IX-XI вв., годовой подвижный богослужебный круг открывается Неделей блудного сына, причем она еще не имела названия, а обозначалась как воскресенье перед мясопустом (κυριακ πρ τς πκρεω - см.: Mateos. Typicon. T. 2. P. 2); М. и ф. н. в этом источнике не упоминается. Согласно богослужебным Евангелиям XI в., в случае поздней Пасхи между воскресеньями, в к-рые читались зачала Лк 18. 10-14 (о мытаре и фарисее) и Лк 15. 11-32 (о блудном сыне), еще могли вставляться дополнительные воскресные зачала: Мф 15. 21-28 (о хананеянке) и Лк 19. 12-28 (о талантах), но в аналогичных источниках XII в. М. и ф. н. уже твердо заняла место перед Неделей блудного сына. Вероятно, стало необходимо обозначить этим чтением начало сплошной седмицы (т. е. недели, на к-рой обязательный пост в среду и пятницу отменяется) в противовес практике армян соблюдать строгий пост на этой седмице (его называют «арачаворк»; в богослужебных книгах он упом. как  ; подробнее см.: Карабинов. Постная Триодь. С. 23-25). Притча о мытаре и фарисее могла быть выбрана потому, что фарисей в ней тщетно хвалится тем, что постится 2 раза в неделю (Лк 18. 12).

http://pravenc.ru/text/2564536.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010