Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Зачало (греч. περικοπ — нечто отделенное со всех сторон, перикопа) – термин, обозначающий пронумерованные определенным образом фрагменты текстов Евангелия и Апостола , на которые они разделены для чтения при совершении богослужений (каждый такой фрагмент называется зачалом). Понятно, что славянское «зачало» происходит от глагола «зачинать»=«начинать» и в буквальном смысле указывает на начало определённого чтения. Сегодняшние зачала На 6м часе: Ис.25:1–9. На веч.: Быт.9:8–17. Притч.12:8–22. См. также в ежедневном Церковном календаре . Классификация зачал Зачала имеют различный размер, можно заметить, что они по объему гораздо меньше глав: одна глава может содержать до 10 зачал (например, 9я глава Евангелия по Луке содержит зачала 40–49). Самым малым зачалом является 2е зачало Евангелия по Марку, состоящее всего из 3х стихов: Мк.1:9-11 Зачала условно делятся на две группы: рядовые и праздничные. В первую группу входят чтения, соотнесенные с седмичными днями всего года, начиная от Пасхи. Рядовые зачала как правило связаны с практикой последовательного чтения евангельских/апостольских отрывков в течение года, так что за год в составе рядовых зачал прочитывается большая часть Евангелия/Апостола. Праздничные зачала связаны с неподвижными праздниками и памятями святых; обычно такие чтения или содержат описание воспоминаемого события, или отражают его богословские аспекты. Чтения в честь святых отражают суть их подвига; часто конкретное чтение из этой группы полагается на все дни памяти святых конкретного лика. Например, на праздники святителей читается одно из трех зачал: Ин.-35е от полу, Ин.-36е (как правило, эти чтения полагаются на утрене) и Мф.-11е (на литургии); в указанных фрагментах из Евангелия по Иоанну Христос говорит о Себе как о Добром Пастыре (святители в той или иной степени приблизились в своем житии к этому идеалу), а в Мф.-11 содержатся «заповеди Блаженства» — это чтение полагается на праздники святителей по той причине, что они были учителями своей паствы. Все эти общие чтения в Евангелии и Апостоле помещены в соответствующие приложения: « Евангелия обща святым » и « Прокимени, Апостоли, аллилуиаре, и причастни общи святым, имже егда творим службу ».

http://azbyka.ru/zachala

Ветхий Завет. Книга Притчей Соломона, сына Давидова. Главы 12-13 23 Человек рассудительный скрывает знание, а сердце глупых высказывает глупость. 24 Рука прилежных будет господствовать, а ленивая будет под данью. 25 Тоска на сердце человека подавляет его, а доброе слово развеселяет его. 26 Праведник указывает ближнему своему путь, а путь нечестивых вводит их в заблуждение. 27 Ленивый не жарит своей дичи; а имущество человека прилежного многоценно. 28 На пути правды — жизнь, и на стезе ее нет смерти. 1 Мудрый сын слушает наставление отца, а буйный не слушает обличения. 2 От плода уст своих человек вкусит добро, душа же законопреступников — зло. 3 Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою; а кто широко раскрывает свой рот, тому беда. 4 Душа ленивого желает, но тщетно; а душа прилежных насытится. 5 Праведник ненавидит ложное слово, а нечестивый срамит и бесчестит себя. 6 Правда хранит непорочного в пути, а нечестие губит грешника. 7 Иной выдает себя за богатого, а у него ничего нет; другой выдает себя за бедного, а у него богатства много. 8 Богатством своим человек выкупает жизнь свою, а бедный и угрозы не слышит. 9 Свет праведных весело горит, светильник же нечестивых угасает. (Души коварные блуждают в грехах, а праведники сострадают и милуют.) ______________ Вы можете поделиться своими мыслями в комментариях. Путь, слово и молчание      Предлагаемый сегодня нам Церковью для чтения отрывок содержит несколько тем, объединенных одной из основных тем для книги Притч — темой праведности и нечестия. Этой темой завершается двенадцатая глава (28. На пути правды — жизнь, и на стезе ее нет смерти), и она же подводит итог всего отрывка: 9. Свет праведных весело горит, светильник же нечестивых угасает.      Неоднократно звучит тема пути: путь праведности выводит на прямую дорогу, на которой — жизнь, а нечестие с дороги сбивает ( 6. Правда хранит непорочного в пути, а нечестие губит грешника. В еврейском тексте «сбивает с пути»). Праведник, идущий прямым путем, способен также указать и путь ближнему, а нечестивец, сам свернувший с прямой дороги, сбивает с пути и ближнего. ( 26. Праведник указывает ближнему своему путь, а путь нечестивых вводит их в заблуждение ). Поэтому так важно смотреть на реальные плоды человека, который нам что-то советует, или у которого мы собираемся спрашивать совета.

http://bible.predanie.ru/vypusk-vosemnad...

И.Ц. Миронович Лекция 22. Вавилонский плен и послепленный период до присоединения палестины к Римской империи – Христосъ воскресе! – Воистину воскресе! Тридневный Спасе. Вот поём: смерть поправъ! 23 И вы посмотрите, что получается: слово смерть прозвучало впервые в Раю, в Царстве Божием, где бы не должно и упоминания быть об этом – а оно прозвучало – в заповеди: В день, в который ты вкусишь, смертию умрешь (см. Быт. 2:17 )– станешь смертным. И вот в Раю – слово смерть! Это парадоксально и в то же время, вот, знаменательно очень. Уж кажется, смерти не должно быть места, где Бог – ведь Он насадил это место и предназначил его для человека – с тем, чтобы он, вот, начиная с этой точки, всю планету Земля обратил в этот рай: и смерти Бог не сотворил. Ну-ка откройте все книгу Притчей Соломоновых. Книгу Притчей! А лучше всего и, вот, Премудрость Соломона, 1-ю главу. Читаю вам с 12-го стиха: «Не ускоряйте смерти заблуждениями вашей жизни [вот, как сказано, – заблуждениями вашей жизни], и не привлекайте к себе погибели делами рук ваших. Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих, ибо Он создал все для бытия, и все в спасительно, и нет пагубного яда, нет и царства ада на земле. Праведность безсмертна, а неправда причиняет смерть: нечестивые привлекли ее и руками, и словами, сочли ее другом и исчахли, и заключили союз с нею, ибо они достойны быть ее жребием». Вот вам. Вот вам в раю прозвучало слово «смерть», где бы его не должно упоминания быть! Но посмотрите – человек может и в раю привлечь на свою голову вот это наказание Божие. Собрать на свою голову угли огненные (см. Пс. 17:13 ; Притч. 25:22 ), и в числе их самое страшное – смерть! Смерть, перед которой трепещут до сих пор. Каждый человек несёт тугу смертную (ср. Пс. 17:5 ), её переживают и святые люди. Ну вот – смерть поправ! – вдруг, читаем. Когда это произошло? В момент смерти Спасителя на кресте. Вот когда Он произнёс слово свершилось (см. Ин. 19:30 ), и Дух Его покинул – наступила смерть. Вот в этот момент смерть, та – получила смертельный удар во главу. смерть поправ. Пока что Он преодолел смерть и одержал победу только в Своей Личности. В нас, как последователях, это живёт в потенции: Верующий в Меня, если и умрет, будет жив (см. Ин. 11:25 ). В знамение этого Господь совершал воскрешения при жизни – как в Ветхом, так и в Новом Завете. В назидание нам от святых остаются нетленными их тела – то, что душа опять соединится с телом, как своим сосудом, через который она творила добро или зло; и вот эти субстанции, как мановения Божии и прах, которые составляют личность вместе, они не потеряются никогда, и нечего нам решать вот эту головоломку:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

М.Д. Благовещенский Глава третья Ст. 1–3. Аз муж видя нищету (мою) в жезле ярости Его на мя. Поят мя и отведе мя во тму, а не во свет. Обаче на мя обрати руку Свою весь день В начале каждого из трех первых стихов пророк поставляет местоимение первого лица, желая отметить этим переход к описанию личных страданий. Аз муж видя нищету. Побуждение, по какому пророк останавливается на личных страданиях, заключается в том, что страдания эти были особенно тяжелы; он воочию видел, на собственном опыте узнал всю тяжесть постигшей народ нищеты, т.е., бедствия. Поят мя и отведе мя во тму, а не во свет . Пророк по преимуществу осужден был на беспросветную печаль и мучения. Хотя образ тьмы и употребляется в Св. Писании как указание на печаль и страдания (ср. особ. Иов.12:25 и Ам.5:18 ), тем не менее очень возможно, что этот образ избран пророком не без влияния воспоминаний об обстоятельствах личной жизни, именно, – о заключении в темнице ( Иер.37:16, 29 ). Обаче на мя обрати руку Свою весь день , т.е., непрерывно, постоянно. Пророк так глубоко чувствовал карающую руку Божью, что ему казалось, будто бедствия предназначались служить наказанием не всему народу, но одному ему. В 3 ст. в еврейском тексте поставлены два глагола , имеющие одинаковое значение: «обращать». Один из этих глаголов LXX пропускают, быть может, с целью избежать повторения. Из греческого текста эта особенность перешла и в славянскую библию. Впрочем, в некоторых кодексах греческий текст восполнен по еврейской библии. Так, у Оригена 13 ст. читается πλν ν μο πστρεψε (κα στρεψεν) χερα ατο. Также и в кодексе 88 и в Syro–Hex. (см. Field), У бл. Феодорита: πστρεψεν, λλαξε χ. αυτ. То же и в кодексах 22, 36, 48, 51, 96, 198. Ст. 4–6. Обетши плоть мою и кожу мою, кости моя сокруши. Согради на мя и объя главу мою и утруди. В темных посади мя, яко же мертвые века Начиная с 4-го ст., пророк приводит целый ряд образов, в которых точнее определяет, в чем заключался тот жезл ярости, о котором говорилось выше. Обетши плоть мою , и пр. Плоть и кожа – внешние, наружные части тела, кости – внутренние. Страдания пророка были так тяжелы, что как будто бы и внешние и внутренние части организма, – следовательно, все тело его поражено было болезнью, как будто бы все оно обветшало, сделалось негодным, как изношенная одежда (ср. Иов.30:17, 13 ; Ис.38:13 ; Притч.5:11 ). Но источник страданий пророка не внутренний только, не одни только болезни его тела, а и внешний. Согради на мя и пр. И извне пророка со всех сторон окружают бедствия. Судьба его подобна судьбе окруженного врагами города. Для пророка как бы отрезаны все пути ко спасению.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

Пятый подвиг - притупить жало едкой печали, которая если будет овладевать нашей душою в разных несчастных случаях, то всякий раз будет лишать нас способности к божественному созерцанию и сам дух низвергать из состояния чистоты, совершенно расслаблять и угнетать. Она не позволяет ни совершать молитвы с обычной ревностью сердца, ни с пользою заниматься священным чтением, не допускает быть спокойным и кротким с братьями; ко всем обязанностям трудов или богослужения делает нетерпеливым и неспособным, погубив всякий спасительный совет и возмутив постоянство сердца, делает безумным, опьяняет чувство, сокрушает и подавляет мучительным отчаянием. Глава 2. С какою заботливостью надо лечить болезнь печали Поэтому с не меньшей заботливостью нам необходимо лечить и эту болезнь, если желаем законно подвизаться подвигом на духовном поприще. Ибо как моль одежде, червь дереву, так печаль вредит сердцу человека. Силу этого вредного и гибельного порока Божественный Дух довольно ясно и точно изобразил (Притч 25, 20). Глава 3. С чем сравнивается душа, съедаемая печалью Ибо одежда, изъеденная молью, уже не имеет никакой цены или приличного употребления; также и дерево, испорченное червями, не стоит употреблять на украшение даже посредственного здания, а годно оно только на сожжение огнем. Так и душа, съедаемая едкой печалью, как одежда, будет бесполезна и для той первосвященнической одежды, которая обычно принимает елей Св. Духа, стекающий с неба сначала на бороду Аарона, потом на края ее, как это изображается в пророчестве Давида: как драгоценный елей на голове, стекающий на бороду, бороду Ааронову, стекающий на края одежды его (Пс 132, 2). Она не может быть пригодной и для построения и украшения того духовного храма, основание которого положил мудрый строитель Павел, говоря: вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас (1Кор 3, 16). Каковы его деревья, это показывает невеста в Песни Песней, говоря: кровли домов наших - кедры, потолки наши - кипарисы (Песн 1, 16). Такие-то рода деревьев требуются для храма Божия, - благовонные и не гниющие, которые бы не подвергались ни гниению от ветхости, ни съедению червями. Глава 4. От чего, или каким образом рождается печаль

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1780...

Совесть 1 ноября, 2015 Что такое совесть? Совесть — это своего рода духовный инстинкт, который быстрее и яснее различает добро от зла, нежели ум. Кто следует голосу совести, тот не будет сожалеть о своих поступках. В Священном Писании совесть еще называется сердцем. В Нагорной проповеди Господь Иисус Христос совесть уподобил “ оку ” (глазу), посредством которого человек видит свое нравственное состояние (Мт. 6:22). Господь еще совесть уподобил “ сопернику ,” с которым человеку необходимо примириться до того, как он предстанет пред Судьей (Мт. 5:25). Это последнее наименование указывает на отличительное свойство совести:  противиться  нашим плохим поступкам и намерениям. Наш личный опыт убеждает нас также в том, что этот внутренний голос, называемый совестью, находится  вне нашего контроля  и выражает себя непосредственно, помимо нашего желания. Подобно тому, как мы не можем себя убедить, что мы сыты, когда мы голодны, или что мы — отдохнувшие, когда мы усталые, так мы не можем себя убедить в том, что мы поступили хорошо, когда совесть говорит нам, что мы поступили плохо. Совесть в Священном Писании Воля Божия становится известной человеку двумя способами: во-первых, посредством его собственного внутреннего существа и, во-вторых, через откровения или заповеди , сообщенные Богом и воплотившимся Господом Иисусом Христом и записанные пророками и апостолами. Первый способ сообщения воли Божией называется внутренним, или естественным, а второй — внешним, или сверхъестественным. Первый — психологического характера, а второй — исторического. О существовании внутреннего, или естественного, нравственного закона ясно свидетельствует ап. Павел, говоря: когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то не имея закона, они сами себе закон, ибо показывают, что дело закона у них написано в сердцах (Рим. 2:14-15). И на основании этого закона, написанного в сердцах, образовались среди языческих народов и составлялись писаные законы, служившие руководством для общественной жизни и воспитывавшие в каждом в отдельности человеке нравственную свободу. Хотя эти нравы и законы были несовершенны, все же без них было бы хуже, так как водворился бы в человеческом обществе совершенный произвол и распущенность. При недостатке попечения падает народ, как листья, — говорит премудрый (Притч. 11:14).

http://pravmir.ru/sovest/

Что такое душа? По учению адвентистов, «душа имеет качества как раз противоположные бессмертию или нематериальности» 1 . Основываясь на некоторых местах Св. Писания, адвентисты утверждают, что душа человека находится в крови, вместе с которою её можно и съесть: «Строго наблюдай, чтобы не есть крови, потому что кровь есть душа: не ешь души вместе с мясом» ( Втор. 12:23 ). Душа, утверждают далее они, может или хотеть есть, какую-нибудь пищу, или иметь отвращение к ней, или насыщаться ею; «а ныне душа наша изнывает: ничего нет, только манна в глазах наших» ( Числ. 11:6 ); «не спускают вору, если он крадёт, чтобы насытить душу свою, когда он голоден» ( Притч. 6:30 ). Душа, продолжают адвентисты, может прикасаться к чему-нибудь, её можно отнять и уловить ( Числ. 19:22 ; 1Цар. 24:12 ; Пс. 55:7; 123:7 ; Иез. 13:20 ); её дыхание может прекратиться, её можно убить: «и душа моя желает лучше прекращения дыхания, лучше смерти, нежели сбережения костей» ( Иов. 7:15 ); «проклят, кто берёт подкуп, чтобы убить душу и пролить кровь невинную» ( Втор. 27:25 ). Она, по словам адвентистов, умирает и, наконец, может быть истреблена: «да умрёт душа моя смерть праведников» ( Числ. 23:10 ; Суд.16:30 ; 3Цар. 19:4 ); «кто будет есть квасное с первого дня до седьмого дня, душа та будет истреблена» ( Исх. 22:12, 15:16 ) 2 . Одним словом, говорят адвентисты, душа это есть то, что даёт тварям, – человеку и животному, – жизнь и особенно ту индивидуальную жизнь, которая началась при сотворении посредством дыхания Божия. Слово душа в Новом Завете, говорят адвентисты, переведено по-гречески словом «психе» (psyche), которое означает; «дыхание, дух, дуновение жизнь, жизненная сила, душа». То же самое о жизни животных. «И у бабочки, и у моли, говорят, адвентисты, также есть душа – сердце, как центр воли, стремлений, страстей, образа мыслей, чувства, чувственности, также духа, ума» 3 . Короче, душа, по мнению адвентистов, есть кровь, а кровь, как часть тела, материальна и разрушима; следовательно, и душа также материальна и разрушима. Перечисляя, сколько раз встречается слово «душа» в Ветхом и Новом Завете, адвентисты говорят, что ни в одном случае этому слову не придаётся значение «безсмертия». Выражения – «безсмертная душа, или «безсмертный дух» – в св. Писании никогда не встречается; Слово Божие, по мнению адвентистов, говорит только об одной возможности поучить безсмертие, – силою воскресения Иисуса Христа 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/dusha-i-...

Глава 13 1–3. Вводные замечания о пользе для юноши слушания уроков мудрости. 4–12. Правильный взгляд на значение и употребление богатства. 13–17. О благе слова Божия. 18–25. Увещание к послушанию слову Божию. Притч.13:1 .  Мудрый сын слушает наставление отца, а буйный не слушает обличения. Притч.13:2 .  От плода уст своих человек вкусит добро, душа же законопреступников – зло. Притч.13:3 .  Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою; а кто широко раскрывает свой рот, тому беда. Мысль о долге внимания юноши к урокам мудрости – излюбленная мысль Премудрого (ср. Притч 15.12 ). Столь же обычны в книге Притчей мысли о ценности дара слова и об ответственности за злоупотребление этим даром (ст. 2–3, сн. Притч 12.14, 18.21 ). Притч.13:4 .  Душа ленивого желает, но тщетно; а душа прилежных насытится. Притч.13:5 .  Праведник ненавидит ложное слово, а нечестивый срамит и бесчестит себя. Притч.13:6 .  Правда хранит непорочного в пути, а нечестие губит грешника. Притч.13:7 .  Иной выдает себя за богатого, а у него ничего нет; другой выдает себя за бедного, а у него богатства много. Притч.13:8 .  Богатством своим человек выкупает жизнь свою, а бедный и угрозы не слышит. Притч.13:9 .  Свет праведных весело горит, светильник же нечестивых угасает.– Притч.13 :9a.  – [Души коварные блуждают в грехах, а праведники сострадают и милуют.] Притч.13:10 .  От высокомерия происходит раздор, а у советующихся – мудрость. Притч.13:11 .  Богатство от суетности истощается, а собирающий трудами умножает его. Притч.13:12 .  Надежда, долго не сбывающаяся, томит сердце, а исполнившееся желание – как древо жизни. Блага жизни бывают двоякие: духовные, религиозно-нравственные и материальные, часто связанные одни с другими; соответственно с этим в данном отделе совместно и попеременно говорится то о наблюдениях над внешнею жизнью людей (ст. 7–8) и о житейских требованиях материального благополучия, как то: об отвращении от лености и о прилежании (ст. 4), о бережливости (ст. 11) о силе и опасностях богатства (ст. 8), – то излагаются собственно истины нравоучения, как: о благотворности и славе праведности (5–6, 9, 12). В ст. 9 по тексту LXX имеется (не во всех кодексах) добавление: ψυχα δλιαι πλαννται ν μαρτιις, δκαιοι δ οικτροσι κα λεοσι, слав: «души льстивыя заблуждают во гресех, праведнии же щедрят и милуют» (в русск. синод. перев. эти слова заключены в скобки). Слова эти, не имея непосредственной связи с предыдущими словами ст. 9, однако согласуются с общим моральным оттенком данного отдела.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 23 1–8. Предостережение от жадности в пище и от обращения с людьми недоброжелательными. 9–11. От общения с глупыми. 12–18. Увещание к нравственному воспитанию детей. 19–25. Предостережение от излишества в пище. 25–28. От увлечения соблазнами нецеломудрия. 29–35. От пьянства и его гибельных последствий. Притч.23:1 .  Когда сядешь вкушать пищу с властелином, то тщательно наблюдай, что перед тобою, Притч.23:2 .  и поставь преграду в гортани твоей, если ты алчен. Притч.23:3 .  Не прельщайся лакомыми яствами его; это – обманчивая пища. По связи речи с последним (29) стихом предыдущей главы, человеку, благодаря трудолюбию достигшему высокого положения при дворе царя, советуется и в новом положении (а также вообще на обедах у знатных) сохранять умеренность в пище, как и вообще в пользовании внешними благами (сн. Сир 31.13 ). Притч.23:4 .  Не заботься о том, чтобы нажить богатство; оставь такие мысли твои. Притч.23:5 .  Устремишь глаза твои на него, и – его уже нет; потому что оно сделает себе крылья и, как орел, улетит к небу. В ряду этих благ на первом месте называется богатство, и при этом с особенном силой отмечается его скоропереходность и ненадежность (ср. 1Тим 6.17 ), – даже богатства, приобретенного и честными путями. Притч.23:6 .  Не вкушай пищи у человека завистливого и не прельщайся лакомыми яствами его; Притч.23:7 .  потому что, каковы мысли в душе его, таков и он; «ешь и пей», говорит он тебе, а сердце его не с тобою. Притч.23:8 .  Кусок, который ты съел, изблюешь, и добрые слова твои ты потратишь напрасно. Притч.23:9 .  В уши глупого не говори, потому что он презрит разумные слова твои. В выборе знакомств и в искании доброжелательства у людей следует обращать внимание на степень искренности оказывающих гостеприимство (ср. Сир 14.10 ). Притч.23:10 .  Не передвигай межи давней и на поля сирот не заходи, сн. Притч 22.28 . Притч.23:12 .  Приложи сердце твое к учению и уши твои – к умным словам. Притч.23:13 .  Не оставляй юноши без наказания: если накажешь его розгою, он не умрет;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 12 1–3. О внутренней и внешней противоположности добра и зла вообще. 4–11. О счастье и несчастье домашней жизни и о причинах того и другого. 12–22. О положительных и отрицательных явлениях в жизни общественной, преимущественно в связи с должным или недолжным употреблением языка 23–26. О мудрости, правде и прилежании с их противоположностями. Притч.12:1 .  Кто любит наставление, тот любит знание; а кто ненавидит обличение, тот невежда. Притч.12:2 .  Добрый приобретает благоволение от Господа; а человека коварного Он осудит. Притч.12:3 .  Не утвердит себя человек беззаконием; корень же праведников неподвижен. Мысль о том, что путь к мудрости заключается в наставлении и тщательном внимании к нему (ст. 1), представляет повторение высказанного в Притч 10.17 ; а мысль о прочности единой лишь праведности (ст. 3) выражена была ранее в Притч 10.25 . Притч.12:4 .  Добродетельная жена – венец для мужа своего; а позорная – как гниль в костях его. Притч.12:5 .  Промышления праведных – правда, а замыслы нечестивых – коварство. Притч.12:6 .  Речи нечестивых – засада для пролития крови, уста же праведных спасают их. Притч.12:7 .  Коснись нечестивых несчастие – и нет их, а дом праведных стоит. Притч.12:8 .  Хвалят человека по мере разума его, а развращенный сердцем будет в презрении. Притч.12:9 .  Лучше простой, но работающий на себя, нежели выдающий себя за знатного, но нуждающийся в хлебе. Притч.12:10 .  Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко. Притч.12:11 .  Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом; а кто идет по следам празднолюбцев, тот скудоумен.– Притч.12 :11a.  –[Кто находит удовольствие в трате времени за вином, тот в своем доме оставит бесславие.] На первом месте в ряду благ домашней жизни человека поставляется доблестная жена, именуемая венцом мужа своего (4а) – так как ее труд, прилежание, толковость и под. приносят мужу богатство, честь и славу (ср. Притч 31.10 след.); напротив, неизмеримо велик вред для мужа от злой жены: как червь подтачивает дерево, и оно сохнет и гибнет, так и злая жена подтачивает здоровье и благосостояние мужа и всей семьи (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010