Дома сообщество Григорьево составляли брат его Кесарий и сестра Горгония. Оно много могло содействовать к истинному Христианскому образованию Григория, потому что брат и сестра его весьма известны по своим добродетелям. Кесарий был несколько моложе Григория, но при счастливых дарованиях не отставал от него в учении. Оба брата с одинаковою ревностью и с равным успехом занимались всем, что только предлагала им любовь родительская; общее образование ума и сердца под влиянием благочестивых родителей запечатлело кровный союз братьев сердечным союзом душ – дружеством 15 . С благочестивым желанием Григория – посвятить себя на всю жизнь Богу, по-видимому всего согласнее было, остаться под мирным кровом отеческим, или перейти в общество тех Ангелов земных, обращение с которыми сделалось приятным для него после видения не-земных дев. Но не так судил Промысл. Высокое служение, которое в последствии времени Григорий должен был проходить в Церкви Христовой, требовало от него большего образования, нежели какое могли дать ему или благочестивые его родители в своём доме, или общество людей, в простоте сердца пекущихся только о своём спасении, но незнакомых с многосторонними сведениями, нужными для поборника Православия и Пастыря Церкви. Жажда познания увлекла Григория из круга людей, с которыми сроднилась душа его. Сам Григорий в своём любоведении, какое обнаружилось в нём ещё при вступлении в отроческие лета, видел, что Бог приготовлял его к чему-то необыкновенному. Науки, процветавшие в Палестине, Египте и Греции, особенно в Афинах, соделались предметом стремления для Григория. Здесь нельзя не заметить, что цель, которую поставлял себе Григорий в образовании себя светскими науками, была совершенно согласна с предначертаниями о нем Промысла, которые в последствии Григорий выполнил ко благу Церкви Христовой. «Меня объяла, говорит он, пламенная любовь к словесным наукам. Я старался обогатить себя языческою учёностью с намерением – употребить ее в пособие Христианскому просвещению, чтобы знающие одно пустое и суетное витийство, состоящее в громких словах, не превозносились и не могли опутать меня хитросплетёнными софизмами» 16 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

301 Скворцев К. Философия Климента Александрийского //Труды Киевской Духовной Академии, 1866. Т. 3. С. 73. Идея философии как служанки богословия восходит к Филону Александрийскому; однако под философией у Климента понимается не просто «философский дискурс», как это констатирует П. Адо (Адо П. Что такое античная философия? M., 1999. С. 269–270), но «дискурс языческий», который, согласно Клименту, принципиально отличается от христианского любомудрия. 302 Мартынов А. Нравственное учение Климента Александрийского по сравнению со стоическим//Прибавления к изданию творений святых отцев в русском переводе. 1889. Ч. 43. С. 119. Поэтому не совсем адекватным представляется суждение А. Доброклонского об общем настрое миросозерцания представителей Александрийской школы: «...дух спекуляции одинаково присущ александрийцу – и иудею, и язычнику, и христианину. Правда, в христианской школе не забыты окончательно практические интересы; но такое смягчение спекуляции требовалось самой сущностью христианской религии как религии жизни, а не ума только; притом же христианская Александрийская школа дала сравнительно мало практических сочинений, и они отличаются стремлением к аскетизму, как и многие практические учения александрийцев – язычников и иудеев» (Доброклонский А. Александрийская образованность как сфера, благоприятствующая происхождению христианской Александрийской школы//Чтения в обществе любителей духовного просвещения. 1880. Ч. 1. С. 249). Относительно представителей христианского александрийского богословия речь может идти не столько о «смягчении спекуляции», сколько о гармоничном единстве ее с «практикой». 303 Ср., например, учение св. Афанасия Александрийского , для которого подобная чистота сердечная позволяет человеку отражать в своей душе Бога, а тем самым видеть и познавать Его в этом отражении. См.: Petersen A. Athanasius. London, 1985. P. 42. 304 Поэтому весьма некорректным представляется такое суждение об этом аспекте богословия Климента: «Богословские странности еще не составляют самого слабого места в творениях Климента.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

В сообразность с тем, будто исследование ума может приводить к новым истинам веры, папа говорит теперь, что люди, неспособные к исследованию по ограниченности понимания, могут и не делать никаких подобных открытий и могут не знать тех истин веры, которые философски добыты другими. Не таково отношение между учением веры, истинно так называемым, и человеческим умом: ум ничего от себя не может прибавить к этому учению, а те истины, которые заключены в учении веры, быв даны человеку Самим Богом, должны быть принимаемы всеми и всем людям необходимо нужны для спасения. Так как они усвояются верою, а не знанием, то для их усвоения не требуется «тончайшего созерцания», т. е. научного исследования, или богословско-филосовского мышления. Признав, что учение об исхождении Св. Духа от Сына не таково, что оно достигается созерцанием и что потому оно не всем необходимо ко спасению, папа чрез то признал, что оно принадлежит к учениям человеческим, а не к истинам богооткровенным, ибо последние необходимы для спасения безусловно и только учения человеческие имеют условное и непостоянное значение. Хотя папа одобрил учение об исхождении Св. Духа от Отца и Сына, однако он решительно отверг просьбу франкских послов утвердить прибавление к никеоцареградскому символу слова: Filioque. Папа говорил, что позволительно преподавать это учение, но не позволительно делать какие либо прибавления там, где это запрещено 149 , что св. отцы, составлявшие символ, знали лучше, какое учение там должно поместить и какое опустить и что наконец в символе выражены не все тайны веры. На решительный отказ папы исполнить желаемое послы возразили, что, если слово: Filioque – будет изъято из символа, то оно подвергнется общему осуждению, при чем будет порицаема самая мысль, в этом слове заключенная, – и таким образом произойдет вред для веры. Папа отвечал: «Если бы меня спросили об этом ранее, нежели стали петь такой символ, то я бы ответил, что не должно делать прибавлений. А теперь, на сколько я могу судить, (ибо я ничего не утверждаю, но обсуждаю вместе с вами), мне кажется, это можно сделать следующим образом: пусть по немногу выводится при дворе обычай петь такой символ, поскольку в нашей святой церкви он не поется, и этот обычай укрепившись не приказанием власти, но своей новостью для слуха, выведется и у всех, как скоро выведется у вас, и так достигнуто будет, на сколько возможно, и то и другое: то, во что и теперь некоторые, не знав того прежде, справедливо веруют, сохранится для веры; и однако обычай петь непозволительное уничтожится без оскорбления веры» 150 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kohomsk...

Есть возможность сделать оное общим; потому что цель земной жизни у всех одна, и все пути её должны сходиться в один путь. Не разделяйте образования на духовное и светское. Деление само в себе неправильно и ведёт к ошибочным заключениям. В так называемом светском просвещении должна быть и духовная сторона – нравственное образование души и сердца, направление воли ко всему доброму и возвышенному. Отнимите духовное; тогда самое блестящее образование будет пустоцвет, и обширная научность – полупросвещение, приносящее обществам более вреда, нежели пользы. Святой апостол Павел говорит: телесное обучение вмале полезно есть, а благочестие на вся полезно, имущее обетование живота нынешнего и грядущего. Что это значит? Всякая наука, приспособленная к обществу семейному или гражданскому, полезна, но её влияние ограничивается только настоящею жизнью: а благочестие – внутреннее образование ума и сердца переходит с нами за пределы временной жизни, доставляет и счастье в животе нынешнем и грядущем. Истинно просвещённый соединяет в себе то и другое. Мудрость Благочестивейшего Государя прекрасное начертала правило, чтобы во всех училищах закон Божий был основанием учения. Это общее правило выходит из общего начала жизни всех христиан. Спаситель называет Себя лозою истинною, а нас всех ветвями: Аз, есмь лоза, вы же рождие. Сколь ни разнообразны ветви, все они дотоле живут, зеленеют, цветут и приносят плоды, доколе питаются соком лозы. Отделите их от лозы, и никакие старания ваши не сохранят им ни свежести, ни жизни. Хотите ли, чтобы юные леторасли цвели и приносили плоды к утешению и пользе общества, – прежде всего укорените в сердцах их веру и любовь, соединяющую их с животворною лозою – Господом Иисусом Христом. Иже будет во Мне и Аз в нём, той сотворит плод мног. Якоже розга не может плода сотворити о себе, аще не будет на лозе: тако и вы, аще во Мне не пребудете. Вера и благочестие просвещают ум, очищают сердце, возвышают чувства, облагораживают душу. Пусть науки дадут этой душе познания, нужные для общества, – образованный юноша, какой бы путь жизни Промысл ни указал ему, всегда будет верен престолу и своему долгу, всегда составит утешение семейства и принесёт пользу для общества.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Мученическую кончину Иустина древние единогласно относят ко времени правления Марка Аврелия вместе с Люцием Вером 385 . Св. Епифаний, согласно с древним сказанием о страдании св. Иустина, говорит, что он был судим префектом Рустиком 386 , а Иуний Рустик был префектом римским при Марке Аврелии и Люции; Вере, как это видно из одного указа, писанного обоими царственными братьями 387 , и из замечаниям, сделанного оратором Фемистием 388 . О годе смерти Иустина единственное свидетельство встречается в Александрийской хронике, в которой сказано, что Иустин скончался в 166 году по Рождестве Христове 389 . Древние писатели церковные всегда отзывались об Иустине с отличною похвалою. Тациан называл его мужем досточудным, Тертуллиан – мужем отличной святости и учёнейшим, св. Мефодий Патарский – мужем близким к апостолам и по времени, и по добродетели, Евсевий – искренним приверженцем истинного Не менее замечателен характер Иустина, как писателя. Круг учёных сведений его очень обширен. Он обнаруживает знакомство с произведениями греческих писателей, приводя много свидетельств из лучших писателей греческих, историков, поэтов и философов. Оп читал сочинения историков: Александра Полигнетора, Анния, Кастора, Диодора, Гелланика, Филохора, Полемона, Птоломея и Фаллуса, и приводит из них более или менее обширные места. Он ссылается и на поэтов: Гомера, Орфея, Софокла. Он читал и иудейских писателей Филона и Флавия, и приводит их в свидетельство. Он показывает обширное и точное знание греческих философов; учения лучших школ были ему известны, и он пользуется ими в своей защите христианства и в увещании к Грекам. Но всего более Иустин знаком с книгами Священного Писания ; в своих сочинениях он приводит множество мест Писания, особенно из Ветхого Завета. Итак, справедливо Фотий заметил о св. Иустине, что он «весьма сведущ в учении христианском и языческом, и что он муж многоучёный и богатый историческими познаниями» 390 . 22. Писания св. Иустина Евсевий, епископ Кесарийский, в своей истории говорит: «Иустин оставил нам много полезных памятников своего образованного ума и своей ревности к предметам божественным» 391 . Но большая часть сочинений св. Иустина не дошла до нас и известна только по имени. Таковы два философских сочинения, из коих одно относится к области метафизики, другое – психологии 392 . К числу утраченных принадлежат и некоторые апологетические и полемические сочинения, как-то: краткое разрешение возражений против благочестивой веры 393 , два сочинения, писанные против Эллинов, именно, – о единоначалии Божием, и слово к Эллинам, в котором Иустин, между прочим, рассуждал о природе демонов 394 , два сочинения против еретиков: одно против всех ересей, другое – против Маркиона. Евсевий и Фотий упоминают ещё о сочинении Иустина под названием Псалмопевец; может быть, оно относилось к христианскому Богослужению.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Это – искушение. Но Тот, Кто знает человеческую немощь, не попустит, чтобы верующий пал под бременем искушений. Иаир, поражённый вестью о смерти дочери, не успел ещё ни размыслить о том, что ему делать, ни сказать Господу о невозвратной своей потере, а ему уже готова помощь. Не бойся, вещает ему Спаситель, – токмо веруй, и спасена будет. Мёртвая – жива будет! Кто мог это понять? Но там и место вере, где изумевает ум. Отец умершей не прекословит: благодать Божия проливает в сердце утешение, которое можно ощущать, а не объяснять. Наконец пришили в дом Иаира. Одр умершей окружён был плачущими и рыдающими. «Не плачитеся, – сказал Небесный Утешитель, – не умре бо, но спит». И пред очами Божиими, и пред очами веры смерть, конечно, есть сон. Но кто ничего не видит дальше настоящей жизни, ни разумеет силы Божией, тому и слово истины кажется юродством. Ругахуся ему ведяще, яко умре. Вот гордость ума без веры! Чего не понимает, над тем ругается. Потому он и недостоин видеть чудеса премудрости Божией. Кроме трёх учеников, отца и матери умершей, все высланы вон из дома. Спаситель, взяв умершую за руку, возгласил: отроковице востани! Она встала, – и начала ходить. Слава силе Твоей, Господи, Владыко живота и смерти! Поучайтесь, христиане! Сия писана в научение наше. Евангелие даёт нам следующие уроки: 1) В каком бы кто ни находился положении, никогда не должно считать его безнадёжным. Всякое уныние и отчаяние есть оскорбление величества Божия. «Не две ли птицы ценятся единым ассарием, – говорит Спаситель, – и ни едина от них, падет на земли, без Отца вашего: вам же и власи главнии вси изочтени суть» ( Мф.10:29–30 ). Призови Мя в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши Мя ( Пс.49:15 ). Нет такой скорби, коей не мог бы уврачевать Всемогущий. Там-то преимущественно и открывается сила Его, где никакая другая сила не может спасти страдальца. 2) Одно условие с нашей стороны, без коего тщетно будем ожидать помощи небесной: – это вера. Елика аще можеши веровати, вся возможна верующему. Евангелист замечает, что в Назарет сам Господь не сотвори ни единые силы, т. е. чуда, за неверствие их ( Мк.6:5 ). Он близок ко всем. А к Нему только тот близок, кто одушевлён живою, твёрдою, несомненною верою. Одного прикосновения к ризам Господним достаточно было, чтобы в тоже мгновение привлечь чудотворную силу от полноты Божества. Не ропщи, если просишь милости от Бога, и не приемлешь. Это происходит от недостатка веры твоей.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Если бы я окружён был наиболее теми, которым богоизбранные ловцы человеков передали преемственно продолжение своего дела: то представил бы им в Петре, Андрее, Иакове, Иоанне, прекрасный и достоподражательный образец готовности последовать призванию Божию, бескорыстия, самоотвержения. Впрочем, в их примере заключено поучение и для всех. Если из Евангелия, из размышляющего ума, из совести, откуда бы то ни было, слышишь ты голос, призывающий тебя к делу Божию, к делу веры, к делу добродетели, к молитве, к укрощению плоти, к отвержению суеты; и сей голос глубоко проникает твоё сердце: ведай, что Христос невидимо мимоходит и взирает на тебя, и зовёт тебя. Чем скорее и решительнее ты последуешь гласу Его: тем более благо угодишь Ему; тем большее получишь право на Его помощь. Но чем более невнимательным и косным себя окажешь: тем более удалишь от себя Призывающего и надежду Его возвращения. Не возбранено тебе заниматься земными делами, для удовлетворения потребностям земной жизни, a есть и обязанность трудиться, и Божие повеление, да в поте лица твоего снеси хлеб твой ( Быт.3:19 ): но берегись, чтобы не пренебречь дела небесного, вечного спасения души твоей, между тем как ты ловишь земную корысть, или чувственное наслаждение, или славу человеческую. Если бы даже отца земного, не внемлющего истине и правде, оставить надлежало, чтобы исполнить волю Отца Небесного: не будь в недоумении, которого предпочесть. Отец земной не приведёт тебя на небо, если успеет уклонить тебя от пути Отца Небесного: напротив, Отец Небесный, чрез твоё самоотвержение и повиновение воле Его, не только тебя приведёт на небо, но и противляющегося отца твоего земного туда привлещи может твоею верою. Возвращаюсь к слову Господа о ловцах человеков. Когда Он, смотря на ловление рыб, по подобию сего, назначил Петра и прочих быть ловцами человеков: тогда чрез сие самое человеков назначил в ловитву, по подобию рыб. Не скажут ли на сие некоторые из нас: Что есть притча сия? В какое море погружены мы, как рыбы? Для чего нужно нас ловить? Лучше ли нам быть уловленными во мрежу, более или менее стесняющую, нежели на свободе плавать в пространстве моря? Некоторое разрешение сих вопросов может быть не бесполезно для того, чтобы мы не убегали от уловляющей мрежи Христовой, или уловленные не покушались из неё исторгнуться.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Надежда 10 ноября 2016, 12:00 Мне нравится фраза отца Андрея " чтение прибавляет человеку ума и опыта без прибавления возраста " . Теоретически, да. Мы можем порассуждать кто из героев книг духовный победитель, а кто вызывает жалость. А на практике более весомую роль, на мой взгляд, играют нравы и обычаи,привитые в семье,или чудо.Практически мы имеем опыт ошибок. Но, разве " дохнуть " без любви, вызывая жалость,но быть верным данному слову, разве это большее зло? А статья хорошая, полезна всем, и ученикам, и учителям. Иоанна_ 10 ноября 2016, 09:58 Людмила, знаете пословицу " Сердцу не прикажешь " ? Поняла, что хорош - полюбила, поняла, что плох, разочаровалась - разлюбила. Бывает так в жизни? Не бывает. Разум наблюдает со стороны, призывает, иногда даже требует, но сделать ничего не может. Почему? Бог весть. Для людей это тайна. Иоанна_ 10 ноября 2016, 09:39 То есть вы уравниваете грех реальный и грех мысленный, Е.Д.? В таком случае вы идёте дальше церковных канонов, по которым за реальное прелюбодеяние отлучают от Причастия на 20 лет, а за мысленное - читают разрешительную молитву и допускают ко Причастию. Чистота помыслов - это почти недосягаемая высота, ПЛОД напряжённой духовной жизни, и плод небыстрый. А начало начал - не грешить делом. И всякий, кто удержался от греха, устоял, хотя и сама обстановка, и его собственное эмоционально-телесное состояние СКЛОНЯЛИ его к этому, однозначно является в данной ситуации духовным победителем. Е.Д. 10 ноября 2016, 00:28 Иоанне. Не согрешая делом Татьяна поступает по-евангельски, т.е. по-новозаветному? Да что Вы, Иоанна! В Новом Завете как раз о прелюбодеянии в сердце. И она, конечно же, не духовная победительница, каковой Вы ее называете. Кодак 9 ноября 2016, 21:27 " КОДИФИЦИРОВАННЫЙ ВНУТРЕННИЙ МИР " Онегина и Татьяны кодифицирован не прочтенными книгами, а воспитанием до прочтения книг...((( Людмила 9 ноября 2016, 11:38 " Любовь Татьяны пережила трансформацию - она из душевной стала духовной. И она стала видеть Онегина такого, каким он был, а не каким казался романтически влюбленной женщине. Вспомним, какой Татьяна его заинтересовала - он увидел внешне холодную блистательную замужнюю женщину, и не думая о том, что она в браке кинулся не в любовь, а в страсть... Чувства Татьяны же не были слепыми, она видела, что его чувства внешний блеск и ее холодность распалили, а юная ее любовь его не трогала... Мне кажется, она его полюбила такого, каким бы он мог стать, но он все растерял и стал неспособным измениться, любить же человека не обязательно означает что надо вступать с ним в брачные или внебрачные отношения. Онегин же не постеснялся нарушить покой любимой женщины... он думал только о себе. "

http://pravoslavie.ru/98398.html

Принимая его благословение, и лобызая его десницу, я находил его руку и тогда меньше моей. Преосвященный Евгений Ярославский 11 сказал мне Филаретово признание: «Когда я в первый раз вошел в комнаты Митрополита в Лавре Преп. Серия, у меня покатились слезы, горькие, сладкие. За 12 лет пред сим я входил сюда с трепетом, как один из малых подчиненных Митрополиту Платону 12 . Мог ли я вообразить, что сам буду на его месте?» Филарет с Евгением, яко товарищи, были во всегдашнем братстве. III. Почти каждый год Филарет приезжал в Лавру в половине июня, на экзамены в Академию. Публичный экзамен был в один день. В это время дозволялось быть в зале экзамена и посторонним. Я был всегдашний слушатель их с 9 часов утра до 2 и 3, даже иногда до 4 часов пополудни; я стоял в толпе мещан, у печки и дверей, слушая благоговейно происходящее: вопросы Профессоров, ответы Студентов; вопросы Филарета, ответы Студентов и Профессоров. Вопросы Филарета всегда степенные, интересные, должные, прямо относящиеся к делу. Довольно было терпения у Владыки выслушивать ответы даже слабые, легкие, боковые; обличения и опровержения его большей частью бесстрастны, всегда основательны, неопровержимы. После нескольких попыток разрешить вопрос умами Студентов и Профессоров, причем Филарет прибавлениями к возражению увеличивает важность ответа, – наконец покрывает дело сам Владыка, давая на свой вопрос ответ полный, ясный, светлый, ограничительный. В это время и мой маленький ум видел в Филарете солнце ума, озаряющее всю окрестность. Блестящие ответы Студентов и основательные речи Профессоров при этом светиле кажутся легким мерцанием истины. Я всегда выстаивал такие экзамены до конца, и иногда едва держусь на ногах от усталости и изнурения, душа же трепещет сладостно, будучи наполнена высокими помышлениями. После Академических экзаменов Филарет бывал на экзамене у нас, в Вифании, дня через три, или даже через неделю после Академических. Экзамен публичный один день и одно заседание. Из трех часов заседания более двух часов употреблялось на Богословие и вообще на предметы Высшего Отделения; остальной час – для Среднего и Низшего Отделений, по главным предметам.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Вот таким-то образом существует много именований, и в священнословных наших сочинениях, но также и в тех, которыми гордится аттическая речь, которые разделяются по противоположным вещам. И я полагаю, что в этом они следуют закону, который умеет различать даже то, что не поддается легкому различению. Ибо каждое из вышеназванных имен, по природе выражающее противоположные силы и действия, позволяет желающему беспрепятственно и без принуждения распределять [их] между теми вещами, которым свойственно сводиться под одно обозначение. И ясно, что этот способ раздвоения имен не входит в учение об омонимах, потому что из них некоторым, так сказать, неведома причина, по которой они, будучи различны, получили одно название, а некоторые рождаются от некоего подобия. Здесь же речь не приемлет ни того, ни другого, но, говоря о противоположных и враждебных вещах, тем не менее, дает одинаковое наименование тем, чья природа несказанно различна. Но пусть это будет прибавлено ради приятности и облегчения к священнословному трудолюбию, которое сосредоточивает и обостряет разум. Трактат 35. Почему не противоречат друг другу увещание первоверховного из учеников, гласящее: «Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в нашем уповании, дать ответ» (1 Петр. 3:15), и Владычнее приказание, повелевающее тем, кого ведут на суд царей и правителей давать отчет за веру, не заботиться заранее об ответе (Мф. 10:18–20)? Потому, о наилучший из любителей священных слов, что и то, и другое изречение, хотя они и облечены в различные выражения, имеют в виду одно и то же. А то, что ведет к одному и тому же деянию и повелевает настраивать волю по одинаковым законам, не будет противоречиво – далеко до этого! Ведь быть готовыми означает нисколько не медлить с ответом на вопрос, и предполагает, что спрашивающим отвечают без сомнения в помыслах, – а не заботиться заранее и не превращать час дерзновения в час размышления, и не смущаться разминкой, когда уже идет состязание, сходится и сообразуется с той же самой мыслью. Ибо готовый свободен от заботы, и беспокойства, и сомнения – тому же, чей разум свободен от этого страстного расположения, нет никакой нужды заранее заботиться, или разминаться, или разделяться между наступившими соревнованиями и [предварительными] упражнениями. Но хорошо продуманная, не сдвигаемая размышлениями устойчивость, со временем и навыком дающая несомнительное суждение, – вот что несет в себе поборник благочестия, и при содействии благодати Пресвятого Духа он готов и доставить пользу наставления желающим научиться, и с твердостью и неколебимостью ума противопоставить пытающимся браниться и издеваться строгость учения, и обличение заблуждающегося мнения, и непорочность благочестия. Ибо твердость и устойчивость воли делает стремящихся к научению более внимательными и умеет отражать злокозненность и досадительность злоумышленников.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010