Касательно того, что было, не могу ничего сказать; примите это, как указание от Матери Божией, что путь, коим идете, верен. Подобные знамения или указания даются не святым, а тем, кои ищут спасения и имеют нужду во вразумлении. Сами видите, что это весьма благовременно. И возблагодарите Пречистую Владычицу, столько снисшедшую к вашей немощи, чтобы рассеять ваше сомнение. Так и думайте, что вам, немощным и колеблемым, нужно было вразумление, — оно и дано, а выситься тут нечем. Возблагодарим Пречистую Попечительницу нашу и восплачем, что делаем Ей труд своими колебаниями до того, что Ей нужно то и то делать для нас. А путь начатый — не пустое, и дело ваше не безуспешно. Враг заволакивает все и шумит. Стойте, мужайтесь, крепитесь! Ваша холодность и сухость — отчего и давно ли? Терпите и с терпением нудьте себя то на молитву, то на чтение, а лучше на плач, что ничего нет и никуда негожи. Тревога души вашей, думаю, от рассеяния. Соберетесь — успокоитесь. Ко Господу взывайте, сидя дома. Господь да дарует вам хорошо перенести настоящее ваше положение. Твердо уповайте! Помоги вам Матерь Божия! P.S. Вот вам, наконец, и остальные статьи, от 10-й до 17-й. Обратите внимание особенно на последние, где говорится о трезвении к молитве и вообще о настроении ума в его обращении к Богу! Сопровождаю все сии статьи одним желанием, чтоб они служили вам в нужный час к отрезвлению ума... и освежали ваше внутреннее, как освежается воздух утреннею прохладою. Есть и еще несколько подобных статеек; но их думаю поместить в большой отечник, в виде прибавления, или внести под статьи соответственного содержания. 69 Хорошо, что вы находите приятность в домоседстве; чем более, тем лучше. Внешние приятности, даже невинные, редко ведут к добру; а ко злу они — первая дверь. Они душу расслабляют, выводят из своей ограды внутренней. После них человек бывает весь не свой, как разбитый. Когда ненарочно кто упадет и расшибется, жалеют о нем; а когда кто по неосторожности грянется оземь и разобьет себе все кости, то не только не жалеют о нем, но и бранят его.

http://predanie.ru/book/221332-pisma-o-h...

241. Человек не может приобрести надежды на Бога, если прежде, по своей мере, не исполнил воли Его. Ибо надежда на Бога и мужество сердца рождаются от свидетельства совести, и только при истинном свидетельстве ума нашего, имеем мы упование на Бога. Свидетельство же ума состоит в том, что человека ни мало не осуждает совесть, будто бы вознерадел о чем-либо таком, к чему обязан он по мере сил своих. Если не осудит нас сердце наше, «дерзновение имамы, к Богу» ( 1Иоан. 3, 21 ). Посему дерзновение бывает следствием преуспеяния в добродетелях и доброй совести. 242. Всегдашнее молчание и хранение безмолвия бывают у человека по следующим трем причинам: или ради славы человеческой, или по горячей ревности к добродетели, или потому, что человек внутри себя имеет некое Божественное собеседование, и ум его влечется к оному. Добродетель есть не обнаруживание многих и различных дел, совершаемых телесно, но самое мудрое в надежде сердце; потому что правильная цель привязывает его к Богу. Ум без дел телесных может совершать доброе; а тело без сердечной мудрости, если и делает что, не может извлечь из него пользы. Впрочем человек Божий, когда находит удобство к совершению доброго дела, не утерпит, чтобы не доказать любви к Богу трудом делания своего. 243. В борьбе с движениями похоти плотской почитай для себя крепким оружием – удаление от лицезрения женщин; потому что противник не может произвести в нас того, что в состоянии сделать природа силою своею. Не думай, что природа забывает о том, что естественно всеяно в нее Богом для чадородия и для испытания пребывающих в сем подвиге. Но удаление от предметов вожделения умерщвляет в членах похоть, производит забвение о ней и истребляет ее. Предметы, когда их не видят, производят легкое и едва ощутительное движение; а предметы, когда их видят, возбуждают страсти близостью, питают их, как елей питает горение светильника, – и страсть, уже омертвевшую и угасшую, воспламеняют снова. Естественное движение, без присовокупления чего-либо извне, не может возмутить чистоты произволения и потревожить целомудрие; потому что Бог не дал природе силы преодолевать доброе произволение устремляться к Нему. Если же произвольно увлекаемся иногда чувственным, и предаемся или едению и питию в превосходящем меру количестве, или сближению с женщинами, смотрению на них и беседе о них, – чем воспламеняется и быстро распространяется в теле огнь похотения; то естественно кроткое движение в теле изменяем при сем в свирепое и неукротимое, – этими прибавлениями к естеству по побуждениям воли своей. Что ни сотворил Бог, все сотворил прекрасно и соразмерно. И пока правильно сохраняется в нас мера соответственности естеству, движения естественные не могут понудить нас уклониться с пути: но в теле возбуждаются одни стройные движения, которые дают только знать, что есть в нас естественная страсть, не производя однако щекотания и смятений, сильных воспрепятствовать целомудрию.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Затем, уверив в неизменности своего образа мыслей, он опять представляет пользу такого снисхождения: «да приобрящу беззаконныя», так же, как и везде, он показывает причину своего снисхождения». – Феодорит пишет: «Всякого рода его домостроительство можно видеть не только в его писаниях, но и в деяниях Апостолов. Ибо иначе беседовал в иудейских синагогах, и иначе предлагал учение в ареопаге, против каждой болезни употребляя сообразное с нею врачевство». К применениям, какие употреблял святой Павел, справедливо относить и образ речи, не только язык, но и формы для ведения бесед. 1Кор.9:22 . Бых немощным яко немощен, да немощныя приобрящу; всем бых вся, да всяко некия спасу. Под немощными можно разуметь и не христиан еще, слушающих однако слово, только не могущих понять его. Апостол говорит, что снисходил к немощи ума таких и, понижаясь до уровня ума их, все употреблял, чтоб возвесть их к познанию, в чем дело о Христе. Но можно под ними разуметь и христиан, немощных или в вере, или в жизни, как пишет и к Римлянам: «должни есмы мы силнии немощи немощных носити» ( Рим. 15, 1 ). Образ действования Апостола в Коринфе, – что сам себя содержал, – что другое означал, как не снисхождение к немощам немощных? – Святой Златоуст их тут и разумеет. «Здесь он говорит о коринфянах, для которых говорит и все прочее. Прежде сказанное было гораздо важнее, но это ближе к ним, посему он и поставил это после всего. То же самое он делает и в послании к Римлянам, когда вразумляет их касательно пищи, и во многих других местах». «Всем бых вся, да всяко некия спасу». Как в отношении к кому нужно было действовать, так я и действовал, не считая для себя унизительным ничего, и нигде свою волю и свои хотения и вкусы не ставил законом. Закон был у меня один – всячески спасать всех. Желание мое – всех спасти. Удаться этому невозможно, но всячески не сомневаюсь, что «некия спасу» все возможное употребляю, да всех возможных спасу. И конечно спасу. Образ выражения показывает уверенность, что так есть и будет. «Видишь ли его превосходство? Для всех, говорит, я был все, не надеясь спасти всех, а дабы спасти хоть немногих. Усердие и служение мое было таково, какое свойственно спасающему всех, хоть я и не надеялся обратить всех; дело великое и показывающее пламенную ревность! И сеятель сеет везде и, хотя не все семя остается целым, делает свое дело. Указав на малочисленность спасаемых прибавлением слова: «всяко некия», он утешает тех, которые скорбят об этом, ибо, хотя невозможно, чтобы все семя осталось целым, но невозможно и то, чтобы оно все погибло. Хотя некие, но спасу. Он внушает этим, что усердный делатель непременно получит успех».

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

с любовью молись ему именем Иисусовым поражая врага, – так и будешь покоен во вею жизнь свою». Потом Батюшка продолжал «во славу Божию и общую пользу не должно утаить: подобного рода мечты много времени и меня беспокоили: когда только я начинал молиться. – вдруг снимался потолок моей кельи, разрушались стены, разверзалась предо мною земля, представлялась мне бездна огненная, и в ней будто уж посажены грешники. – кто по шею, кто по пояс. кто по уши, а кто и весь погружен и мне оставалось местечка только на той половичке, на которой я стою и молюсь, да с неё то и меня хотят в ту огненную бездну стащить. При таковых страшных и томительных бесовских мечтаниях детская покорность Господу, Создателю своему при усердной молитве Иисусовой к нему н чтении приличных сему положению псалмов, спасали меня, от чего мечты и привидения исчезали, и я покоен был. И так, чтобы ни случилось с тобою, – какое либо привидение, страхование, мечта и что бы не показывали тебе демоны наяву или во сне, не робей и ничему не доверяй, отдайся с живою покорностью Божию попечению о тебе,. творя усердно и чисто молитву Иисусову; а если в таких случаях усердно не молиться, смиренно и чисто не ограждать ума именем Иисусовым, то пожалуй и с ума сойдёшь. – как это бывает со многими, доверившимся, гордости, разным демонским мечтаниям: смиренномудрие с усердною молитвою Господу и Царице Небесной великая защита от всех сетей вражьих». Таковою беседою старца Христианин тот, утешенный и облегчённый в искушениях своих, благополучно совершал течение своё, за св. молитвы старца, на всякое благое дело уготованный. Ещё некто, жалуясь на келейные томления уединения своего, говорил Батюшка помогите: что мне делать, – изнемогаю в уединении моем? Батюшка ему сказал: «что делать то брате, припоминай страдальцев, заключённых в темницах и оковах и всех многоразлично бедствующих, при этом понимай и себя преступником: так и будешь все охотно терпеть в уединении твоём. Для кого же написано: проидохом сквозь огнь и воду извел ны в покой? Нужно пройти чрез огонь всякого рода искушений, скорбей, томлений душевных – чтоб внити в Божий покой; здесь прибавлено и воду – стало быть и поплакать то здесь человеку неизбежно – чтоб порадоваться вечно.

http://azbyka.ru/otechnik/Adrian_Yugskij...

III Умение вовремя сократить планы сугубо требует опыта. И ума. И/или молитвы о прибавлении ума. А еще оно требует трезвения. Требует четкого в и дения: где имеет место достойная мечта, а где – мечтательность. Ну, и борьбы с амбициями требует – с претенциозностью, с самомнением. Надо понять, где нами движет желание послужить Богу и людям, а где – банальное самолюбие. IV Умение смириться с обстоятельствами, которые нас перегружают, рождается от доверия Богу и от покаянного духа. Если в нас есть хоть какая-то вера и хоть какое-то переживание о своей греховности, мы не будем роптать на обстоятельства и злобно булькать в адрес людей, которые нас подвели. По крайней мере, не будем долго. Не бойтесь, что вам останутся должны И еще об одном навыке хочется поговорить подробнее: в церковной жизни, равно как и в разных добровольческих движениях, важно бороться с искушением счесть, что все вокруг обязаны нам помогать, коль скоро мы взялись послужить доброму делу. Просите о помощи как человек, который сознает, что не имеет никаких особых прав на эту помощь Нет, не обязаны. Хотите делать доброе дело – делайте. Хотите, чтоб вам помогали, – просите о помощи. Просите как человек, который сознает, что не имеет никаких особых прав на эту помощь. Который просит милости, который готов к отказу. Вытягивая доброе дело, кланяйтесь не только старшим и равным – младшим тоже кланяйтесь. Кланяйтесь, прося. Кланяйтесь, благодаря за просимое. Помните, что люди отлично слышат – просим мы или требуем. Не бойтесь перекланяться, не бойтесь, что вам останутся должны… Бойтесь самим остаться должниками! Не дайте врагу рода человеческого заморочить себя так, чтобы вы лишь на одре смертельной болезни поняли: послужить доброму делу – не наше достижение! Послужить доброму делу – великая милость Божия! И надо принимать ее из руки Господней с благодарностью. Рейтинг: 8.9 Голосов: 329 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Катерина 25 февраля 2022, 13:29 Пока читала статьи, как бы проходила мысленно свое участие в жизни прихода, взаимоотношения, расстановки. Очень полезные статьи. Спасибо.

http://pravoslavie.ru/144523.html

Неонилла 2018/06/26, 19:43:03 О преподобный отче Сергий Радонежский! Прости мне мои согрешения вольные и невольные, даруй прибавление ума и отличную память, дабы успешно защитить диплом! Прошу твоего заступничества, так как это очень важный в моей жизни этап! Обещаю быть благоразумным и стараться применять ум и память по назначению, помогать по возможности нуждающимся и быть сознательным гражданином! Помоги в избавлении от глупости и предрассудков, навеваемых обществом, а также со всевозможными страстьми! Благодарю тебя, о Господе отче Сергий! Сергий 2018/06/26, 19:24:44 О Преподобный отче Сергий Радонежский! Прошу простить мне мои согрешения вольные и невольные, даровать ясный ум и твердую память! Прошу тебя, мой заступниче, дай мне ума и благоразумия в защите диплома, это очень важный для меня жизненный этап! Обещаю прилежно трудиться и немощным помогать по возможности. Никак не могу со своей глупостью справиться, я уже и себя презираю за это, что таким вышел - вроде и делаю всё, как полагается, а выходит наперекосяк - там забыл, тут недоделал, тут ошибся... Всё из-за занятости страстьми, которые одолели и мыслями бесовскими. Обещаю быть сознательным гражданином и стараться жить по заповедям Божиим, а с умом это будет проще сделать. За всё благодарю тебя, отче Сергие! Сергий 2018/06/26, 16:59:43 Преподобный отче Сергие! Прошу Твоих молитв за сына завтра р.б. Иоана. Помоги моему сыну на экзамене. Благодарю за помощь и опять обращаюсь к Тебе дорогой батюшка. Прости меня грешницу. 2018/06/26, 09:25:57 Преподобный Сергий Радонежский! Благодарю тебя за помощь великую рабу божиему Владиславу, молю тебя, помоги ему сегодня сдать экзамен по математике и зачет по биологии. Пошли ему разума, сообразительности, терпения и везения. Пошли те задания, которые он сможет выполнить. Умоляю, Преподобный Сергий Радонежский, наставляй его, вразумляй, смягчи сердце преподавателя, который будет принимать экзамен. Во имя Отца, Сына и Святого Духа. Аминь. Евгения 2018/06/26, 08:01:40 О Преподобный Сергий Радонежский! Прошу прощения за грехи наши вольные и не вольные заступись за р. б. Данилу . Прошу молится об успешной сдачи экзамена , помоги на коленях прошу помоги , дай памяти ему и удачи , что учил пусть вспомнит и ответит . Во имя Отца и Сына и Святого Духа !Аминь!

http://isihazm.ru/?id=384&pid=1&iid=689&...

(38) Ведь само тело не имеет собственного действия, кроме рассечения и истечения, которые суть претерпевания, а не действия – а все остальное вполне очевидно суть действия души, использующей тело, а не Божества. Как смятение, ибо Он говорит: Душа Моя теперь возмутилась ( Ин. 12:27 ), скорбь и тоска: начал скорбеть и тосковать ( Мф. 26:37 ) и душа Моя скорбит смертельно ( Мф. 26:38 ), страх смерти: Отче Мой, если возможно, да минует Меня чаша сия ( Мф. 26:39 ), и смерть. Все это свойственно не Божеству – ведь Оно бесстрастное, и вечноживущее, и бессмертное, – но живому существу, то есть одушевленной и чувственной сущности. Из разумной же и мыслящей души [Он имел] и премудрость. Ибо преуспевал в премудрости и возрасте ( Лк. 2:52 ). Ведь Он преуспевал не в Божественной премудрости – ибо с самого зачатия совершилось совершенное соединение и высшее сочетание, и у Него не было прибавления в какой-нибудь Божественной силе, но Он преуспевал в человеческой премудрости. Ибо человеческая премудрость проявлялась в Нем по мере телесного возраста – ведь как с самого зачатия Он стал совершенным зародышем, без постепенного развития и устроения тела, как говорит Василий Великий в Слове на Рождество 22 , так с самого зачатия Он стал совершен в Божественной и человеческой премудрости, разумеется, как Человек, – ибо как Бог Он не стал совершен в Божественной премудрости, но был таковым от века, выявление же в Нем совершенной человеческой премудрости в соответствии с преуспеянием в телесном возрасте считалось преуспеянием [в премудрости]. Если же Он имел человеческую премудрость, то, конечно, и ум, ведь премудрость – порождение и сила ума. Да и апостол говорит: мы же имеем ум Христов ( 1Кор. 2:16 ). А «по образу» святые отцы, свидетельства которых мы приложили, понимают в смысле мышления. Итак, если Он воспринял человека, созданного по Его образу, то есть природу человечества, Он, безусловно, воспринял и мыслящую и разумную природу. Воспринял же Он и свободное воление. Ибо как Он воспринял послушное разуму неразумное стремление, так и разумное – ведь Он не воспринял природу без ума и разума. Ведь если Он воспринял неразумную и бессловесную природу, Он воспринял не человека, но бессловесное животное. Ибо человек – природа мыслящая и разумная.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

И будешь ты покоен во всю свою жизнь! В славу Божию и общую пользу не должно утаить, что подобного рода мечты много времени и меня беспокоили, когда только начинал я молиться. Вдруг снимался потолок моей кельи, разрушались стены, разверзалась предо мною земля, представлялась мне огненная бездна: в ней будто уже посажены грешники – кто по шею, кто по пояс, кто по уши, кто весь погружен. А мне оставалось местечко только на той половичке, где стоял и молился. Да и с той меня хотели стащить в огненную бездну. При таких страшных бесовских, томительных мечтаниях детская покорность Господу Создателю своему, при усердной молитве Иисусовой, чтение соответствующих этому положению псалмов – спасали меня, от чего мечты разлетались, и привидения исчезали... Таким образом, что бы ни случилось с тобою, какое-либо привидение, страхование, мечта, что бы ни показывали тебе демоны, наяву или во сне – не робей, ничему не доверяй, отдайся с живой покорностью Божию попечению о тебе, твори усердно и чисто молитву Иисусову. А если в таких обстоятельствах не молиться усердно, смиренно и чисто и не ограждать ума именем Иисусовым, то можно и с ума сойти. Смиренномудрие с усердною молитвою Господу и Царице небесной – великая защита от всех сетей вражиих». ◊ Жаловавшемуся на томление в келейном уединении старец говорил: «Что делать, брате?! Припоминай страдальцев, заключенных в темницах и оковах, и всех многоразлично бедствующих. При этом себя считай преступником. Так и будешь все охотно терпеть в уединении. Для кого же написано: «проидохом сквозе огонь и воду, и извел ны еси в покой?» Нужно пройти чрез огонь всякого рода искушений, скорбей, томлений душевных, чтобы войти в покой Божий. Здесь прибавлено: «и воду». Стало быть – и поплакать здесь человеку неизбежно, чтобы радоваться вечно. О, брате! Если бы ты знал, какими страхованиями, бедами, сетями бесовскими, невыносимыми страшилищами наполнен воздух?! Так что, если бы человек прозрел в это, то едва бы мог остаться в живых. Но все это от нас сокрыто благим промыслом Господа, по Его милости.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И действительно, в вышеупомянутом Октоихе 1631 года это место напечатано так, как они исправили (См. л. 238). 5) В том же воскресном каноне в осьмой песне в печатном Октоихе стих был испорчен запятой. Напечатано: «без истления, не сущи к страстем приятна Зиждителем плоть наша». Запятую здесь исправители уничтожили, так как вследствие ее выходит богопротивная мысль, что «Сын Божий не пострадал плотию на кресте, ниже умер» 443 . Но в Октоихе 1631 года стих этот напечатан с запятой, перенесенной только через слово, именно: «без истления не сущи, к страстем приятна Зиждителем плоть наша (л. 243 об.). Общая Минея Несмотря на то, что Общую Минею, по справедливому свидетельству исправителей, печатали до 1610 года уже трижды, однако ни однажды не исправляли. А потому и в этой книге найдено ими довольно погрешностей. 1) Во-первых, в общей службе, архангелам, на вечерни в славнике было напечатано: «яве яко веществен невещественнаго зря». Так как речь здесь об ангелах, то исправители исправили это место так: яве яко невеществен невещественнаго зря. 2) В паремии в службе Богородице неправильно были напечатаны слова: «изыде Иаков от студенца клятвеннаго и иде в Харран, и обрете место и ста ту. Вместо: ста ту нужно напечатать: и спа ту. 3) В общей службе преподобным исправители заметили, что славник на «Господи воззвах» неправильно рассечен точками, причем излишне еще прибавлен в двух местах союза " и». Было напечатано: «иже по образу соблюдь невредимо ума владыку. На страсти пагубныя поснически поставив («и потому разделению точкою, – замечают, стало неведомо что на страсти пагубные поснически поставив». «Арсений) и на подобствие якоже мощно возшел еси, мужески бо естество понудив. И потщался еси покорите худшее лучшему и плоть поработити духу». (Тут в двух местах, говорят исправители, по ижу прибавливают и по прибавке письмен стало неведомо, что соделал мужески естеством понудив, и неведомо, что худшее и что лучшее». (См. у Арсения в речи к Салтыкову, л. 314 об.). Чтобы восстановить смысл в славнике, исправители написали его так: «иже по образу соблюдъ невредимо, ума владыку на страсти пагубныя поснически поставив.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

Книга шестнадцатая Прекрасна мысль красноречивейшего оратора, что счастливы были бы искусства, если бы они подлежали суду одни только художников. А чтобы я не казался заимствующим пример только от язычников, [то считаю нужным сказать, что] это, без сомнения, тоже, что другими словами говорят пророк: блажен поведаяй во ушы послушающих (Cap. 25:12). Обладание этим счастием доставила мне ты, дщерь Евстохия, ибо, прочитав предисловьице в предыдущей книге, в котором я утверждал, что апостолы и евангелисты только то из Семидесяти Толковников приводили или своими для их словами, что было согласно с еврейским [текстом], а прибавленное другими совсем оставляли без внимания, немедленно же предложила мне не маловажный вопросец, – и именно, что восемь стихов тринадцатого псалма, которые читаются в церквах и которых нет в еврейском [тексте], употребил апостол, когда писал к Римлянам: гроб отверст гортань их, языки своими лщаху: яд аспидов под устнами их. ихже уста клятвы и горести полна суть. Скоры ноги их пролияти кров. Сокрушение и озлобление па путех их: и пути мирнаго не познаша. Несть страха Божия пред очима их ( Рим. 3:13–18 ). Когда я услышал это, то, как бы пораженный весьма сильным борцом, стал молча волноваться и изумление ума обнаруживать в бледности лица. Еврей, говорю, от евреев, по закону Фарисей и получивший образование при ногах Гамалиила, ( Деян. 22 ; Фил. 3 ), или не знал этого или воспользовался незнанием тех, которые должны были читать. Но первое свойственно необразованному, второе опытному в лукавстве, а не тому, кто сказал: аще бо и невежда словом, но не разумом ( 2Кор. 11:6 ), и еще: «в простоте и искренности я возвестил вам слово» ( 2Кор. 1 ). Наконец, пришедши в себя, я потребовал для себя один день времени, чтобы мой ответ был не доказательством человеческого ума, а плодом тщательного чтения. Итак, обозревая в уме все Писание, я заметил, что как почти все послание в Римлянам построено на Ветхом Завете, так и это свидетельство составлено из Псалмов и [книги] Исаии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010