Выглядит это сооружение на фоне известных нам храмов XVII века довольно необычно - есть в нём какая-то тяжёлая архаика. Южный придел возводился в конце 1830-х годов - и, как ни старались занятые им мастера привести его в стилистическое соответствие с древним зданием, эпоха классицизма в нём даёт о себе знать: он слишком правилен по сравнению с основным четвериком; чередование его окон, разделённых гладкими лопатками, видится слишком " регулярным " ; тут не хватает той странной и прекрасной ассиметрии, которую строители Успенского собора возвели чуть ли не в принцип. Вот некоторые размеры храма: вместе с Паисиевым приделом в плане он представляет собой почти правильный квадрат со стороной 23 метра. Ширина основного четверика - около 15 метров; длина без притвора -около 18 метров. Журнал " Православные Храмы. Путешествие по Святым местам " . Выпуск 2016 г. Успенский собор — выдающийся памятник культового зодчества Костромской земли сер. 17 в., обладающий своеобразной объемной композицией и декором, ориентированным на зодчество более раннего времени. Массивный, прямоугольный в плане четверик с позакомарным покрытием увенчан пятью шлемовидными главами на цилиндрических световых барабанах. С востока к основному объему примыкают три пониженных скругленных апсиды, с запада — низкая паперть, над южной частью которой возвышается невысокая массивная колокольня, завершенная шатром с повалом, южный фасад в нижней части скрыт Паисиевским приделом, полукруглый алтарь которого выведен в одну линию с апсидами основного храма. При общей ориентации форм собора на архитектуру 1-й пол. 17 в. обращает на себя внимание несоответствие фасадных членений храма его внутренней структуре. Так, боковые фасады при трехчастном членении внутреннего пространства и трех закомарах, завершающих стены, разделены на четыре прясла гладкими лопатками, при этом сами закомары, отрезанные от стены профилированным карнизом, не совпадают с конструкцией перекрытия. Не соответствует внутренней структуре и композиция алтарной части: почти половина алтарного пространства включена в объем четверика, тогда как снаружи пониженные апсиды имеют небольшой вынос.

http://sobory.ru/article/?object=05169

Метрическия книги существуют с 1765 г., но в целости находятся только с 1810 года. Исповедные росписи существуют с 1757 г., а в целости только с 1839 г.; мировые ведомости с 1803 г., но также не в целости до 1838 года. Обыски существуют с 1766 г., а в целости с 1803 г. Есть еще ревизские сказки за 1815, 1834, 1850 и 1857 годы. По штату 1811 г. причт состоял из священника, двух дьячков и просвирни; с 1843 г. причт составляли: священник, диакон, дьячок, пономарь и просвирня; с 1876 г. причт состоит из священника и двух псаломщиков. До 1881 г. священник помещался в ветхом, каменном, одноэтажном домике, построенном в 1802 г. для церковной сторожки; диакон и 2 псаломщика помещались в деревянном, одноэтажном, с подвалом доме, на 7-ми саж. длины и на 4-х в ширину, построенном в 1834 г. прихожанами на отведенном ими усадебном месте. В 1877 г., когда каменный домик священника пришел в совершенную ветхость и, как стоящий не на плане, предназначен был к сломке, а дом диакона и псаломщиков требовал перестройки, тогда прихожане и причт порешили - построить один большой каменный дом для помещения всего причта и просвирни на усадебном месте крестьянина Андрея Васильевича Корешова, а ему отдать участок, прежде занимаемый домами причта, а равно отдать и самые дома, причтом занимаемые; участок же Корешова отдать в полную собственность приходской церкви. 28 декабря 1877 г. крестьяне составили об этом общественный приговор, на который последовало 7 июня 1880г. утверждение Св. Синода, а 28 ноября 1880 совершена у нотариуса Успенского дарственная запись, утвержденная 5 декабря того же года окружным судом. 30 января 1881 г. совершен ввод церкви во владение тем участком по вводному листу от 30 января 1881 г. за 170. По указу духовной консистории от 10 июня 1878 г. за 1935 и по проекту архитектора Буланова, утвержденному 31 июля того же года, на уступленном крестьянами участке заложен 20 августа 1878 г. каменный двухэтажный дом, с нижним полуэтажом. С 13 августа 1881 г., по окончательной отделке дома, причт в него переселился. Прежний участок в размере 400 кв. саж. передан Корешову; ветхий дом священника, по указу духовной консистории от 6 октября 1881 г. за 3161 сломан, а материал его употреблен частью на постройку прачечной при новом доме, частью продан и вырученные за продажу деньги пошли на ту же прачечную.

http://sobory.ru/article/?object=35576

Архитектором современной башни стал известный во Львове строитель Пётр Барбон (умер в 1588), известный как автор каменного дома ктитора, грека по происхождению, мецената Константина Корнякта на площади Рынок. Высота первого яруса - 14,65, второго - 16,2, третьего - 9,9 м. Стены были сложены из ломаного камня, а облицованы камнем обтесаным. Когда строительство подошло к завершению, на звонницу повесили колокол, отлитый на заказ Константина Корнякта - самый большой в Галичине, названный " Кирилом " . Новое завершение башни в стиле барокко с высоким фонарём в окружении четырёх кручёных шпилей, как и ещё один - четвёртый - ярус высотой 7,85 м, принадлежит архитектору Петру Беберу. Дополнение Бебера, законченное в 1695 году, придали строению большей легкости и стройности, подчеркнули изысканную простоту расчленённых пилястрами монументальных стен, ритм горизонтальных расчленений. В 1779 году пожар уничтожил два верхних яруса башни Корнякта, которые упали на часовню Трёх Святителей. Реставрация после этого продлилась с 1780 по 1801 год. Купол отстроен в 1795 году, а ещё раньше перелит и подвешен знаменитый колокол. Целых 4 года потребовалось на то, чтобы вылить новый, и вот с тех пор его звон ежедневно слышен над Львовым. Не раз башня Корнякта становилась свидетельницей разных конфликтов. В своё время монахам-доминиканцам не понравился голос её колокола, заглушавший всё вокруг; монахи постоянно ругались с членами братства и строчили письма королю и в другие инстанции. Но несмотря на все невзгоды, " Кирил " стал выполнять функции главного колокола города Львова, в который звонили во время тревоги, пожаров, стихийных бедствий, на смерть известных людей, не зависимо от их вероисповедания. В 1672 году, во время штурма Львова, одно из пушечных ядер подожгло крышу, и как писал городской хронограф, " башня " плакала " оловянными слезами " . В следующий раз она горела в 1779 году, но уже от удара молнии. Много приключений пережила башня. Вот только ремонта не видала уже свыше трёхсот лет. А требует. Во всю свою высоту. Во все 65,8 метра. Последний раз косметические ремонтно-реставрационные работы проводились в 1965-1973 гг. В конце XVIII века Восточная Галичина вошла в состав Австро-Венгрии. В 1788 году Успенское Ставропигийское братство было ликвидировано австрийской властью, а вместо него создан Ставропигийский институт. Он, в отличие от братства, был достаточно закрытой организацией, которая насчитывала всего несколько десятков членов; возглавлялся верхушкой украинского духовенства и чиновнической интеллигенцией. Здесь в 1918 году проводилось собрание Украинской Народной Рады, которая позже, как известно, превратилась в парламент Западноукраинской Народной Республики.

http://sobory.ru/article/?object=07711

и за написание образов в иконостасе на данных досках – 1200 р. Подрядившемуся на производство сих работ было поставлено в условие, чтобы, при исполнении работ иконной и стенной живописи масляными красками в алтаре, трапезе церкви и проходном коридоре, с написанием образов на данных досках по утвержденному рисунку из своего материала и своими рабочими, стены и своды промыть и запаклевать верилевским грунтом, на масле; в церкви, коридорах, башне и лестнице арабески по стенам писать масляными красками, сохранив всевозможно древний стиль оных и тем же колером, как написано в теремном дворце; образа по стенам писать древним византийским стилем, при чем контуры изображаемых святых вообще должны были быть сухи, положения – простые, строгие, а неизысканные, колеры темные, а неяркие, для чего принять за образец стенопись и живопись Успенского и Архангельского соборов, а также Рублева; золото употреблять для венцов и к одеждам при кладке по оным штрихов и золотить и серебрить фоны образов не иначе, как по Высочайше утвержденным рисункам и, наконец, в случае необходимости написания образов на новых досках, за ветхостью прежних, исполнить это древним стилем. На все образа, как в иконостасе, так и для помещения на стенах, на исторические предметы должны были быть представлены эскизы в московскую дворцовую контору. Вся вообще работа должна была производиться из лучших красок с употреблением червонного полу-золотникового золота и серебра высшей доброты, наилучшими мастерами и под непосредственным наблюдением чиновника Московской дворцовой конторы, для сей цели назначенного, и окончена в течение года со дня заключения контракта. Между тем Высочайшее повеление об обложении нижнего яруса икон в иконостасе ризами вызвало у настоятеля храма сомнение в прочности самого иконостаса для сей цели и потому протоиерей Попов в 1840 г. счел нужным заявить вице-президенту дворцовой конторы барону Боде относительно необходимости освидетельствования прочности иконостаса, который, хотя и был вместе с иконами поновлен в 1839 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

В целом в облике Успенского собора сочетаются строгое соблюдение русских церковных традиций (вплоть до крестообразности в плане) и програмные требования классицизма, такие как чёткая геометрия форм и монументальность сооружения. Ротонда и боковые барабаны сделаны соразмерными, равно как и главы над ними; центральный барабан богато остеклённый, угловые - глухие. Эти последние как бы " вырастают " из дополнительных цилиндрических объёмов по углам четверика - пример осмысленного творчества зодчего в заранее задуманных архитектурной стилистикой рамках. Центральная глава храма фигурная: почти идеальная сфера с перемычкой внизу увенчана подобием " ярославской вазы " под яблоком креста. В отличие от многих классических проектов, стремившихся к минимизации главки, проект Манфрини изначально предполагал крупную " луковицу " . Барабан заниженный, уплощённый, пропорциями перекликающийся с большой ротондой. Окна трапезной как бы " мирят между собой " тройные окна ротонды и ординарные, с циркульным вторым светом, - основного объёма. В нижнем ярусе - вариация на тему тройного проёма, центральное окно - широкое, как у основного объёма (и даже подчёркнутое собственным фронтончиком!), боковые уже и ниже; в верхнем ярусе - полуциркульное окно, характерное для зрелого классицизма, также трёхчастное. Интересна сама по себе и апсида собора. Она здесь подчёркнуто развитая, как бы вырастает из дополнительных " цилиндров " северо-восточного и юго-восточного углов, что в целом усложняет восточный фасад. В алтаре многочисленные широкие прямоугольные окна, над ними вторым ярусом идут циркульные - причём сквозные чередуются с ложными. В межоконных проёмах размещены пилястры, дополняющие рисунок колонн северного и южного фасадов. В интерьере собора всё подчинено развитию главного замысла архитектора - максимальному конструктивному и зрительному увеличению пространства внутри грандиозной ротонды. На достижение этого эффекта работают и относительно небольшая, как бы " сокращённая " трапезная, а в антитезу ей - развитая апсида с обширной конкой, как бы дополняющей подкупольное пространство.

http://sobory.ru/article/?object=00488

Пафнутий (Бовин). Но уже в июне 1920 г. комиссия Мосгубисполкома на основании решения Чрезвычайного съезда Советов Волоколамского у. приняла решение об окончательном закрытии И. В. м. с передачей помещений детскому дому и школам 1-й и 2-й ступени. Храмы были переданы губ. комиссии по охране памятников старины, земли - губ. отделу народного образования. После ликвидации трудовой коммуны братия разошлась. Иером. Пафнутий проживал в Волоколамске при храме, после 1945 г. скончался в тюрьме. Др. насельник, иером. прмч. Нил (Тютюкин) , исполнявший в артели должность уполномоченного, служил в храмах Волоколамского у., затем в церкви с. Киёва Дмитровского р-на (ныне в черте г. Лобня). 28 февр. 1938 г. иером. Нил был арестован и 20 марта расстрелян. Др. член артели, иером. Виктор (Смирнов), после закрытия И. В. м. служил в с. Ильинском-Ярополецком, затем в Волоколамске в Богородице-Рождественском храме, в 1936 г. был арестован, в 1937 г. освобожден, 28 нояб. 1937 г. вновь арестован и 10 дек. расстрелян. Иеродиак. прмч. Иннокентий (Мазурин) служил в храмах Лотошинского р-на, с 1928 г.- в церкви с. Теряева Слобода (ныне с. Теряево) Волоколамского р-на, 22 февр. 1931 г. был арестован, с 1934 г., вернувшись из заключения, служил в храме с. Буйгород недалеко от Теряева, 13 нояб. 1937 г. был расстрелян. До 1929 г. большая часть архива И. В. м. хранилась в специальном помещении над галереей Успенского собора. Соседство мон-ря с детским домом неблагоприятно сказалось на сохранности документов архива: в 1925 и 1929 гг. архив был разгромлен воспитанниками, часть документов уничтожена или повреждена. В 20-х гг. XX в. часть документов из Волоколамского музея была перевезена в Ленинград и поступила в Собрание рукописных книг ЛОИИ СССР (СПбФИРИ РАН). Неск. грамот оказалось в собраниях ОР РНБ (Краткая опись грамот, хранящихся в рукописном отделении Рос. Публичной б-ки//ЛЗАК. 1923. Вып. 31. 77, 92, 307). Грамоты И. В. м. в составе материалов Коллегии экономии поступили в ЦГАДА (РГАДА) (см.: Центральный гос.

http://pravenc.ru/text/673721.html

Да два пояса нитяных. Пелена отлас черчат, опушена дорогами зелеными; крест на пелене круживо кованое золотное. Пелена ж ветха, камка желтая; крест и около шито золотом и серебром волоченым. Пелена дороги осиновой цвет, опушена дорогами двоеличными; крест на пелене круживо кованое золотное. (Л. 92) У пелены шестнатцеть кистей шелк розной.   Да от ветъхих образов в казне Четыре ряски жемчюжные, в них камешки зеленыя, по концам плащики серебряны. Да две ряски жемчюжные ж, посреди их камешки виниски. Да два ожерелейца низаны жемчюшком : одна в шахмат, а другая во рефидь. Да две поднизи низаны жемчюгом. Две жемчюжины бурминъския. Да три жемчюжинъки простых.   (Л. 92 об.) Да в казне жь от образов Серешки двойчатки невелики, на них десять жемчюшков да два королька с каточки серебряными. Серешки невелики одиночки, на них два жемчюшка с копейками . Серешки маленькия одиночки: на одной королек да два жемчюшка, а на другой виниска, а жемчюшков нет; 134 с каточки . Серешки одиначки невелики ж: на одной виниска, а на другой простой камешек; с каточьки . (Л. 93) Да два каменя лазоревы: один баус с ыскрою, а другой достокан — да камень бечета желт. Два каменя баусы на водяной цвет. Три прониски сердолишныя. Три виниски вишневы. Две подвесочки с серег, на них два жемчюшка. Три ширинки, шиты шелком и золотом: одна в них накищена шамахейским шелком, а две без шелъку. В казне жь ендова медная луженая. Да три сковоротки 136 белыя медныя ж , 137 с трубками, ветхи . (Л. 93 об.) Да ставъчик медной луженой ветх. Десять блюд оловянных больших, и средних, и малых; иные в них ветхи . Братина медная леженая чеканная. Три стопы оловянные, у одной отломлена рукоятка. Оловеничек невелик оловянной. Две кандеи: одна ветха, булатная, а другая медная лощатая.   Да вновь прибыло при игуменье Анисье Крест напрестольной, обложен сребром, золочен чеканью; на нем Распятие, (Л. 94) а по сторонам Пресвятая Богородица да Марфа, а по другую сторону Иоан Богослов да Логин сотник, над главою ангели, в подножие глава Адамля и великий князь Владимир; и созади обложен сребром же.

http://sedmitza.ru/lib/text/10239024/

Это нам с вами, дорогие отцы, братья и сестры во Христе, надо задуматься: вот, мы, как говорится, «по умолчанию» – «крестоносцы»; об этом возвещает нам Господь в Евангелии, это свидетельствуется и нами уже хотя бы тем, что мы носим нательные кресты (духовенство еще и наперсные). А теперь, внимание, вопрос: глядя на нас, на наш образ жизни, с чем в представлении «внешних» должен ассоциироваться крест? С жертвенной любовью? С чуждостью греховным страстям? Со свободой от преходящего, суетного, тленного, от всего, что обременяет на пути в Царство Божие? Со смирением и кротостью, с миротворчеством? С чем, с какой добродетелью или даром Духа Святого, глядя на нас , должен ассоциироваться Крест?.. Вот так. Мало негодовать по поводу кощунств, мало пресекать их в отношении священных мест и предметов, надо это негодование обращать в первую очередь на себя и пресекать в своей душе все чувства и стремления чуждые Христу. Как Матерь Божия при Кресте, которая как мать скорбела о страдающем Сыне, и как Мать – еще и об ожесточении сердец тех, кого Он пришел усыновить Отцу Небесному и Ей – вместившей Невместимого и в чьем сердце никому не тесно. Вспомним историю иконы «Нечаянная радость». Как Пресвятая Богородица своего непоследовательного почитателя кротко и в то же время ужасающе наглядно обличила (и тем доходчивей обличение, чем оно более кротко): он, как и другие коснеющие в своем пороке грешники, – соучастник распятия Ее Сына . Это не метафора, это – мистическая реальность, явленная чудом, встряхнувшим и отрезвившим грешника . А Матерь им распинаемого Сына по-матерински же кротко его обличает, скорбя и заботясь об исцелении его души. Ничего не удивляет?.. Ну еще бы! На то Она и Матерь Божия! Так вот давайте вспомним, что подобное стремится к подобному, а чуждое отторгается. Понятно, что нам до Честнейшей как… даже и сравнения невозможно подобрать. Нам не дано стать такими как Она, но мы призваны ориентироваться на то, в чем Она преуспела и стремиться к тому же . Хотим ли мы быть Ею усыновленными, или воображаем, что это уже состоявшийся факт в силу нашего рождения свыше (Ин. 3; 3–7) в таинстве крещения? Не надо обольщаться. Она-то со Своей стороны нас, конечно, усыновляет, но в отличие от усыновления формально-юридического, тут еще требуется и с нашей стороны волевое подтверждение родства Ее Сыну. А Он о признаках этого родства сказал предельно ясно: «Кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Мф. 12; 50); «Матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его» (Лк. 8; 21).

http://pravmir.ru/uspenskiy-krest/

Богородичен. Кто не ублажит (не станет прославлять) Тебя, Пресвятая Дева? кто не прославит Твоего пречистого (непорочного) рождества? Сам Единородный Сын, Который вне времени (от вечности) воссиял от Отца, произошел от Тебя, Чистой, непостижимо воплотившись. Он, будучи Богом по естеству и по естеству же ради нас сделавшись человеком, не разделяется на два лица, но познается (исповедуется) в двух, неслитно (без смешения) соединенных, естествах. Молись Ему, Чистая, Всеблаженная, о помиловании душ наших. Гл. VII. Приидите, возрадуемся Господеви, сокрушившему смерти державу и просветившему человеческий род, со безплотными зовуще: Содетелю и Спасе наш, слава Тебе. Приидите, возрадуемся о Господе, уничтожившем державу (силу) смерти и просветившем человеческий род, с бесплотными (Ангелами) восклицая: Создатель и Спаситель наш, слава Тебе! – Крест претерпел еси, Спасе, и погребение нас ради, смертию же яко Бог смерть умертвил еси. Тем же покланяемся тридневному воскресению Твоему: Господи, слава Тебе. – Ты, Спаситель, ради нас претерпел крест и погребение; но Своею смертью , как Бог, умертвил смерть (сделать ее бесстрашной). 4 Посему покланяемся Твоему тридневному (в третий день бывшему) воскресению. Господи, слава Тебе! Богородичен. Мати убо позналася еси паче естества, Богородице, пребыла же еси Дева, паче слова и разума: и чудесе рождества Твоего сказати язык не может. Преславну бо сущу зачатию, Чистая, непостижен есть образ рождения: идеже бо хощет Бог, побеждается естества чин. Тем же Тя вси Матерь Божию ведуще, молим Ти ся прилежно, моли спастися душам нашим. Ты, Богородица, сверхъестественно (выше законов природы) соделалась Материю, но неизреченно и непостижимо для ума осталась Девою, так что чуда Твоего рождения язык объяснить не может. Как зачатие Твое, Чистая, было дивно (чудесно), так и образ рождения непостижим: ибо где хощет Бог (где на то воля Божия), там препобеждается порядок природы. Посему все мы, исповедуя Тебя Материю Бога, усердно молимся Тебе: моли о спасении душ наших.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Следует отметить, что приход составляли помещичьи и «экономические» (бывшие монастырские) крестьяне, как самого села Успенского, так и близлежащих деревень Бахарева, Дурашихи, Докукина и др. Настоятелем храма в это время являлся священник Иларион Гаврилов Разумов, 58 лет, обучавшийся ранее в Нижегородской семинарии, но «уволенный» оттуда «без аттестата». Должность священника в селе Успенском он занимал с декабря 1803 года. В соответствии с действующими тогда правилами прихожане обратились за разрешением на строительство в Нижегородскую духовную консисторию. Оттуда их прошение с приложенными проектными чертежами 30 мая 1844 г. было направлено в Нижегородскую губернскую строительную комиссию, где и было на следующий день рассмотрено в Присутствии этого учреждения. Это рассмотрение, в котором участвовали архитекторы Г.И. Кизеветтер, А.А. Пахомов, А.А. Ставассер, инженер П.М. Яфимович и др., было коротким. Решение гласило: «Как препровожденные консисториею план и фасад с разрезами есть образцовый (проект) из числа Высочайше утвержденных, почему о разрешении просителей на постройку по оному церкви духовную консисторию, с возвращением сего фасада, уведомить». 3 июня 1844 г. соответствующий указ был послан духовным властям. Самих проектных чертежей обнаружить не удалось, но из вышеприведенной цитаты следует, что при строительстве Успенской церкви был использован один из «образцовых» (типовых) проектов, рекомендованных, а по сути, обязательных к применению на местах. Автором-разработчиком подобных проектов являлся академик архитектуры К.А. Тон, ставший основоположником т.н. русско-византийского стиля. «В 1841 году был принят закон, который указывал, что «могут с пользой принимаемы быть в соображении чертежи, составленные на построение православных церквей профессором Тоном». В 1844 г. снова был издан альбом проектных чертежей построенных К.А. Тоном церквей и проектов храмов в русско-византийском стиле, рекомендованных в качестве образцовых для повсеместного использования и подражания. Все это не только узаконило стилистическую направленность церковной архитектуры, но пропагандировало и насаждало русско-византийский стиль как «национально-патриотический».

http://sobory.ru/article/?object=14746

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010