Приложение 2 Покров Пресвятой Богородицы над Россией Хронологический список явлений Пресвятой Богородицы и Ее прославления в знамениях, чудесах и иконах Русской Православной Церкви (1240–1448) 2989 Ок. 1249 Принесение в Ярославль свв. блгвв. кнн. Василием (1 1249, память 8 февраля, 3 июля, 8 июня) и Константином († 1257, память 3 июля, 8 июня) иконы Пресвятой Богородицы Ярославской (8 июня). Заступничество Пресвятой Богородицы чрез Ее Феодоровскую икону за Кострому при нападении татар (16 августа). Прославление (наказание святотатцев) Холмской иконы Пресвятой Богородицы во время разграбления г. Холма войсками Бурундая (8 сентября). 1264–1301 Из Константинополя в Галич (или Белз) в правление вел. кн. Льва Даниловича галицкого принесена икона Пресвятой Богородицы «Одигитрия», прославившаяся позднее под именем Ченстоховской (6 марта). Явление Соболевской иконы Пресвятой Богородицы под Киевом (20 ноября). Ок. 1283 г. Св. Петр, игумен Ратский, впоследствии митр. Киевский и всея Руси († 1326, память 21 декабря), написал икону Пресвятой Богородицы, прославившуюся чудотворениями (Петровскую), и поднес ее в дар митр. Киевскому и всея Руси Максиму (24 августа). Ок. 1285 г. Заступничество Пресвятой Богородицы чрез Ее Устюжскую икону Благовещения по молитвам прав. Прокопия († 1303, память 8 июля) за г. Устюг при падении каменного града (8 июля). Прославление Свенской-Печерской иконы Пресвятой Богородицы (прозрение черниговского кн. Романа), перенесение иконы из Киево-Печерского монастыря в брянский Свенский Успенский монастырь (3 мая). Написание списка со Свенской-Печерской иконы Пресвятой Богородицы «Печерская с предстоящими прпп. Антонием и Феодосием» в Киево-Печерском монастыре (3 мая). Ростовские кнн. Димитрий и Константин Борисовичи прислали в дар Великому Устюгу икону Пресвятой Богородицы «Одигитрия» (Устюжскую) для освящения деревянного собора в честь Успения Божией Матери (28 июля). Прославление Муромской-Рязанской иконы Пресвятой Богородицы (защита от клеветы свт. Василия Рязанского, 1295, память 3 июля) (12 апреля).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Приложение 2 Покров пресвятой Богородицы над Россией Хронологический список явлений Пресвятой Богородицы и Ее прославления в знамениях, чудесах и иконах Русской Православной Церкви (988–1240) 2051 988 Патриарх Константинопольский Николай II Хрисоверг благословил царевну Анну на брак с принявшим крещение св. равноап. вел. кн. киевским Владимиром образом Пресвятой Богородицы – Зимненской Святогорской иконой (празднуется на Пятидесятницу) (1. С. 328) 2052 . 988, 1 августа Св. равноап. вел. кн. киевский Владимир принес после крещения из Херсонеса (Корсуни) иконы Пресвятой Богородицы, впоследствии прославившиеся как: Корсунская (9 октября), Минская (13 августа), Холмская (8 сентября), Изяславская (8 сентября), Иерусалимская (12 октября) (1. С. 633, 511, 579, 587–588, 645). Ок. 990–996 гг. Св. равноап. вел. кн. киевский Владимир построил в Киеве Десятинную каменную церковь в честь (Рождества?) Пресвятой Богородицы (4. С. 675–676). Иеромонах Симеон написал в Киеве список с Корсунской иконы Пресвятой Богородицы, который впоследствии был перенесен свт. Алексием († 1378) в Нижний Новгород (9 октября) (1. С. 640). Заложен киевский Софийский собор, в котором чудесно устроилось мозаичное изображение Пресвятой Богородицы «Нерушимая Стена» (31 мая; в неделю Всех святых) (1. С. 329–330). Константинопольский император Константин IX Мономах благословил свою дочь (царевну Анну?) на брак с кн. Всеволодом Ярославичем иконой Пресвятой Богородицы «Одигитрия» («Путеводительница»), впоследствии прославившейся как Смоленская (28 июля) (1. С. 474–475). 1070, 5 февраля Явление преподобному Антонию Печерскому († 1073) Елецкой иконы Пресвятой Богородицы на Болдиной горе близ Чернигова (5 февраля) (1. С. 114–115, 155–157). 1071, 25 апреля Явление Цареградской иконы Пресвятой Богородицы (25 апреля) (1. С. 256–257). Начало строительства Великой Успенской церкви Киево-Печерского монастыря по чудесному явлению и повелению Пресвятой Богородицы варяжскому кн. Шимону и четырем греческим зодчим во Влахерне: «Хочу церковь воздвигнуть себе в Руси, в Киеве». Вручение Пресвятой Богородицей зодчим во Влахерне иконы в честь Ее Успения (3 мая, 15 августа). Освящена в 1089 г. (1. С. 261– 264).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Ярославль. Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы (новый). Успенский собор Карта и ближайшие объекты В 1918 году при обстреле города Успенский собор сильно пострадал, но его быстро отремонтировали, после чего передали под " биржу труда " , а в 1937 году... взорвали вместе с колокольней. До начала 2000-х гг. здесь был клочок парка сто на сто метров. А в 2004 году на месте старого храма торжественно заложили новый собор. Всё бы хорошо, однако новый собор оказался совсем не похожим на старый. Как выяснилось, воссоздание в прежних формах вообще не входило в задачу архитектора. Видно, что автор пытался взять за пример для подражания старинное зодчество - например, Софийский собор в Вологде. Но то ли выйти за рамки стереотипа не удалось, то ли подвели современные " евроматериалы " - нитрит титана вместо золота в качестве покрытия куполов, белейшая штукатурка, кровельная медь смотрятся слишком бутафорски, с первого взгляда выдавая " новодел " . Получился типовой храм в модном ныне " квазирусском " стиле - при полном отсутствии каких бы то ни было художественных особенностей. Помимо всего прочего, Успенский собор ещё и очень большой - больше храма-предшественника. Специалисты предупреждали, что такая гигантомания исказит вид старинной части города и " раздавит " Стрелку, но к этим доводам не прислушались. В сухом остатке: хорошо, что у Ярославля снова есть кафедральный собор на историческом месте. Жаль, что к его возведению подошли столь потребительски, без уважения к истории и архитектурным традициям города. Из журнала " Православные Храмы. Путешествие по святым местам " . Выпуск 2013 г. Кафедральный собор во имя Успения Богоматери, освящённый в сентябре 2010 г., находится на волжской Стрелке. Стоявший на этом месте Успенский собор XVII в. был взорван в августе 1937 г. Идея восстановить Успенский собор на прежнем месте впервые была высказана ярославским писателем Юрием Бородкиным на страницах газеты «Северный край» в середине 1990-х г.г. В конце 2003 г. в интервью газете «Северный край» мысль о необходимости восстановления собора высказал архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл, годом ранее назначенный на ярославскую кафедру. Именно после его приезда в Ярославль в 2003 г. на праздник Успения Пресвятой Богородицы в городе состоялся первый крестный ход от церкви Спаса на Городу к месту на Стрелке, где стоял когда-то Успенский собор.

http://sobory.ru/article/?object=12099

Верхняя Сыроватка. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Свято-Успенский храм Церковь. Не действует.   Престолы: Успения Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 1805 и 1812. Адрес: Украина, Сумская область, Сумской район, Верхняя Сыроватка, площадь Казацкой Славы, дом 8 Координаты: 50.831201, 34.946874 Проезд:любым общественным транспортом, который следует через Верхную Сыроватку или в Верхную Сыроватку, выходить на остановке " Верхняя Сыроватка " Изменить описание Добавить фотографии Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Добавить статью Верхняя Сыроватка. Церковь Успения Пресвятой Богородицы Свято-Успенская церковь в Верхней Сыроватке была построена в 1805-12 гг. по проекту поэта и просветителя А. Палицына, жившего в соседнем имении " Поповка " , на средства и под руководством потомка старшинского рода поручика Н. Власовского. Кирпич и иконостас были приобретены с разобранного Сумского монастыря. В 1844 г. молния ударила в колокольню и, пройдя внутрь храма, обожгла позолоту иконостаса, но сам храм уцелел. Особым почетом пользовалась храмовая Ченстоховская икона Божьей Матери, которую, по преданию, еще в старую деревянную церковь принес польский шляхтич из Ченстохова. http://cityplaces.info/ru/12397-Успенская-церковь Успенская церковь находится в селе Верхняя Сыроватка Сумского района, которое расположено на берегу реки Сыроватка в 10 километрах от областного центра. Строительство церкви началось в 1805 г. Освящение каменного храма во имя Успения Божьей Матери состоялось в 1812 г. Успенская церковь была возведена по проекту архитектора А.А. Палицына, который проживал в соседнем имении Поповка. Руководителем и попечителем этого храма был поручик Николай Власовский. Именно он на собранную от прихожан сумму приобрел в бывшем разобранном Сумском монастыре кирпич и иконостас. Этот иконостас сохранился и поныне. В 1841 г. его поновили живописью и позолотою. Красивая Успенская церковь в селе Верхняя Сыроватка выполнена в стиле, который напоминает стиль новгородского зодчества. В 1844 г. из-за молнии, которая ударила в колокольню и прошла через храм, была повреждена позолота иконостаса, но сама церковь уцелела. Особым почетом в Успенской церкви пользовалась весьма древняя храмовая Ченстоховская икона Божьей Матери. Откуда был взят этот образ, достоверно так и не известно. Но местные старожилы утверждают, что эта икона еще в старую деревянную церковь была принесена одним польским шляхтичем из Ченстохова.

http://sobory.ru/article/?object=47224

В советское время храм не закрывался. В 1918 г. в него были переданы иконы и утварь из Черского Свято-Михайловского храма Гродненской епархии. Среди церковных святынь здесь находится чтимая икона Божией Матери «Ризоположение» с частицей ризы Пресвятой Богородицы, икона Божией Матери «Смоленская» (XVI в.), икона Божией Матери «Утоли моя печали» (начало XVIII в.) и другие. Михаил Вострышев " Москва православная. Все храмы и часовни " . В селе Леонове в XVII ст. существовала деревянная церковь во имя Положения ризы Пресвятой Богородицы, построенная между 1629 – 35 гг. В приходной книге Патриаршего казенного приказа за 1635 г. писано: «церковь Положения ризы Пресвятой Богородицы в вотчине князя Ивана Никитича Хованского в селе Леонове, у речки Яузы, дани 3 алтына 4 деньги, десятильничих и заезда гривна». В 1719 г., вследствие прошения князя В. П. Хованского разрешено ему построить в селе Леонове каменную церковь во имя Положения ризы Пресвятой Богородицы с приделом св. Николая. В записной книге Синодального казенного приказа печатных пошлин за 1720 г. значится: «12 мая 1719 г. отпущен указ за приписью комиссара Луки Владыкина о строении церкви по челобитью князя Василия Петровича Хованского, велено ему в Московском уезде, в Манатьине стану, в вотчине его в селе Леонове, вместо ветхой деревянной церкви во имя Положения ризы Пресвятой Богородицы, на прежнем церковном месте построить вновь церковь каменную во имя тот же престол». В Синодальном казенном приказе производилось дело об освящении новопостроенной в селе Леонове каменной церкви. Дело началось по прошению князя Хованского; в своем прошении, поданном в мае 1722 г., он писал: «в 1719 г. по указу велено в вотчине моей, в селе Леонове, построить церковь каменную во имя Положения ризы Пресвятой Богородицы и ныне та церковь построена и к освящению со всем изготовлена, а не освящена, и чтоб повелено было об освящении той новопостроенной церкви дать указ и антиминс выдать и освятить оную церковь Большого Успенского собора протопопу во имя Рождества Богородицы».

http://sobory.ru/article/?object=03401

Торчино. Церковь Положения честной Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне. Ризоположенский храм на Старом поле /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Ризоположения (Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне) Год постройки:не позже 1720. Год утраты:Не установлен. (Разрушена) Адрес: Рязанская обл. Спасский район, село Торчино, в 1-ом километре от села. Координаты: 54.521657, 40.381535 Проезд:Близ с. Торчино Спасского р-на Рязанской обл. (1 км по грунтовой дороге) либо 5 км от с. Федотьево по дороге частично асфальтированной, частично грунтовой. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Первое упоминание о храме, построенном близ дер. Торчино Спасского р-на Рязанской обл. относится к началу 17 века. «В писцовых книгах 1629 и 1630 г. значится в селе Федотьеве церковь Пречистой Богородицы Успение, деревянный верх, да теплая церковь великого чудотворца Николая деревянная, да у села на поле церковь Пречистой Богородицы Ризоположения деревянная, да придел мученицы Христовой Пятницы». Издревле в поле на этом пустынном месте, которое называют «Старое», строятся храмы для увековечения памяти о месте явления Феодотьевского образа Пресвятой Богородицы. Возводимые здесь храмы всегда освящают в честь Положения честной Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне, так как именно на этот праздник 15 июля 1487 г. чудотворный образ Божией Матери был перенесен в Рязань. «А в церквах образы и свечи – строение попа Давыда, а иное приходных людей, а книги и ризы и колокола Феодорита архиепископа Рязанского и Муровского». Известно, что святитель Феодорит, особо почитавший Феодотьевскую икону Богородицы, не только передал в храм книги, ризы и колокола, но и в 1611 г. повелел изготовить с иконы 2 списка, «самыя верныя по величине, размеру и виду. С мыслью увековечить священную память о самом месте явления ея, одну из этих святых икон с подобающею честию препроводил в село Федотьево». «Вместо упоминаемой в писцовых книгах Ризоположенской церкви, находившейся первоначально в 5 верстах от с. Федотьева, близ деревни Ближнее Торчино – на месте явления Феодотьевской иконы в 1720 г. поставлена была новая в том же храмонаименовании с приделом Пятницким и в том же году была освящена по просьбе попов Карпа и Стефана, служивших при Успенской церкви в с. Федотьеве. В 1788 г. Ризоположенская церковь перенесена была в с. Федотьево и с того времени значится кладбищенской приписанной к церкви Успенской, куда в том же году из Ризоположенской церкви перенесена была и копия с явленной иконы Феодотьевской.

http://sobory.ru/article/?object=61649

14 августа, начинается Успенский пост. Этот пост – самый короткий из всех постов, он длится всего две недели. Начинается янтарным медовым Спасом, центр его – Преображение Господне, заканчивается лазурным праздником Успения Божией Матери. 14 августа, начинается Успенский пост. Успенский пост – самый короткий из всех постов, он длится всего две недели. Начинается янтарным медовым Спасом, центр его – Преображение Господне, заканчивается лазурным праздником Успения Божией Матери. «В отличие от того, что считают и чувствуют многие, период духовного напряжения (скажем, во время Великого поста или говения) это время радости, потому что это время возвращения домой, время, когда мы можем ожить. Это должно быть время, когда мы отряхиваем с себя все, что в нас обветшало и омертвело, для того чтобы обрести способность жить, – жить со всем простором, со всей глубиной и интенсивностью, к которым мы призваны. Пока нам недоступен, непонятен этот момент радости, у нас будет получаться чудовищная и кощунственная пародия; мы, будто бы во имя Божие, превратим жизнь в сплошное мучение для самих себя и для тех, кому придется расплачиваться за наши бесплодные потуги стать святыми. Это понятие радости может показаться странным рядом с предельным напряжением, подвигом воздержания, с настоящей борьбой, и тем не менее радость проходит через всю нашу духовную жизнь, жизнь церковную и жизнь евангельскую, потому что Царствие Божие усилием берется.» (митрополит Антоний Сурожский) Успенский пост уже считается осенним, и, действительно – он открывает врата нового времени года, а завершает церковный год: 14 сентября по новому стилю – церковное новолетие. Успенский пост – единственный, посвященный Богородице: он начинается за две недели до праздника Успения Пресвятой Богородицы. Успенский пост почти такой же строгий, как и Великий пост: рыба разрешается только в Праздник Преображения Господня. Праздник Успения – один из самых неожиданных для светского миропонимания праздников: что празднуется? Разве можно праздновать смерть ?! Но славянское слово «успение» означает сон. Смысл праздника Успения в том, что нет больше той смерти, которая ждала каждого до Воскресения Христова, после нет больше скорби о смерти, нет перед ней страха.

http://pravmir.ru/uspenskij-post-smysl-t...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Календарь Успенского поста 2023 6 мин., 12.08.2021 Успенский пост — кульминация лета, две недели духовной и телесной подготовки к одному из самых любимых в русском народе празднику — Успения Пресвятой Богородицы. Известно, что Дева Мария всю земную жизнь соблюдала строгую умеренность в еде, а за три дня до своего Успения перестала вкушать пищу и лишь пила воду. Таким образом, возлагая на себя ограничения Успенского поста верующие подражают Самой Богородице. Распечатать календарь Успенского поста Когда начинается Успенский пост в 2023 году? У всех многодневных православных постов есть, как общие черты, так и свои особенности. Успенский пост по строгости сопоставим с Великим постом. Так же, как и Петров пост, он приходится на лето. А сходство с Рождественским постом в том, что его начало и окончание имеют фиксированные календарные даты. Поэтому на вопрос: «Когда начинается Успенский пост в 2023 году?» ответить легко — 1 (14) августа, то есть так же, как и во все прошлые годы. На Успенский пост приходятся два праздника, известных в первую очередь по своим «народным» названиям, но имеющих также и церковное значение Медовый Спас (в церковном календаре — Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня) и Яблочный Спас (Преображение Господне). Первый из них связан с древним обычаем выносить на улицы и дороги Честного Древа Креста для отвращения от болезней, которых много бывало именно в августе. По народной традиции в этот день в храмы приносят для освящения мед. Этот день отмечается 1 (14) августа, то есть с праздника Происхождения Честных Древ Креста Господня и начинается Успенский пост. На Яблочный Спас традиционно освящают новый урожай яблок, но для Церкви этот день важен как большой праздник относящийся к числу двунадесятых — Преображение Господне. Он установлен в память о событии на горе Фавор, куда Спаситель вместе с тремя наиболее близкими учениками Петром, Иаковом и Иоанном удалился для молитвы. И там, молясь, Он, по слову евангелиста Матфея, Он «преобразился пред ними, и просияло лице Его, как солнце, одежды Его сделались белыми, как свет». При этом явились ветхозаветные пророки Моисей и Илия и беседовали с Ним. Праздник Преображения предваряет один день предпразднства — 5 (18) августа, и ему последуют семь дней попразднства — с 7 (20) по 13 (26) августа. В честь Преображения Господня, как одного из великих праздников, верующим за трапезой дозволяется вкушание рыбы. Что можно есть в Успенский пост?

http://foma.ru/kalendar-uspenskogo-posta...

Астрахань. Кремль. Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы с Пречистенской надвратной колокольней. Успенский собор Карта и ближайшие объекты Успенский собор XVIII в. (1698-1710 гг.), зодчий Дорофей Мякишев. Стоительство было основано с благославения митрополита Сампсония. Общая высота собора 75 м, площадь 1790 кв.м. В соборе похоронены Митрополит Иосиф (покровитель Астрахани, замученный сподвижниками Стеньки Разина в 1671 г.), грузинские правители 18 века Теймураз II и Вахтанг IV. Также на фото - Пречистенские ворота с надвратной Соборной колокольней и часами (1908-1912 гг.). Строительство собора началось по инициативе митрополита Савватия (1683-1696 гг.) на месте старого обветшавшего одноэтажного собора. Митрополит собрал средства, но строить пришлось его преемнику – митрополиту Самсону (1697-1714 гг.). Строительство началось в 1697 году под руководством зодчего – крестьянина Дорофея Мякишева. Собор строился двухэтажным. Нижний храм был освящён в 1708 году в честь Владимирской иконы Божией Матери. Верхний храм – в 1710 году в честь Успения Пресвятой Богородицы. В нижнем храме были устроены приделы в честь святителей Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских, и в честь святых Платона и Петра Афонских, позже переименованных в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. В 1928 году Успенский собор был закрыт. Долгое время здесь располагались различные советские учреждения. Возвращение собора Церкви состоялось в 1992 году. Раенее, до 1923 года, Успенский собор считался кафедральным епархиальным собором. При соборе существует Пречистенская колокольня. Она уже третья на этом месте. Первая была построена в 1710 году. Настоящая колокольня выстроена в 1910 году по проекту архитектора С.И. Карягина. Источник: Православные храмы Астраханской области. Комплект открыток. Текст к открыткам: игумен Иосиф(Марьян), настоятель храма Казанской иконы Божией Матери в с.Ильинка Володарского р-на Астраханской области. Астраханский Успенский кафедр. собор — украшение и венец Астрахани. Стройный и величественный, он виден со всех возвышенностей за 30 верст; плывущие по Волге к Астрахани, все без исключения любуются собором. Издали, когда самый город кажется еще в тумане, стройный силуэт собора обрисовывается явственно; купола и кресты как бы касаются облаков, и самый город, с его церквами и строениями, кажется подножием храму.

http://sobory.ru/article/?object=01044

Успенская. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь /// Епархия неизвестна Карта и ближайшие объекты Первый период истории Свято-Успенского православного прихода занимает 1804-1947 г.г. История станицы Успенской исчисляется от 1804 г. При речке Калалы было основано селение Успенское, получившее своё название по построенной в селении церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы. Сразу же после своего переселения основатели селения начали воздвигать храм. В центре поселения красовалась небольшая деревянная церквушка. Известно, что настоятелями в 70-90 г.г. XVIII столетия были священники-однофамильцы Садовский Александр Николаевич и Садовский Александр Александрович и диакон Отченашко Василий Платонович. Погребены тела священников на территории нынешнего храма. История Свято-Успенского прихода насчитывает более ста лет. В 1902 г. на месте старой деревянной церкви было начато строительство нового кирпичного храма. В 1907 гг. в Успенской был возведен величественный храм вместимостью до 1500 человек. Храм трехпрестольный, центральный - Успения Пресвятой Богородицы, в приделах - с северной стороны Пророка и Крестителя Господня Иоанна Предтечи, а с южной – Святителя Николая Чудотворца. Храм был с семью деревянными куполами и фаянсовым иконостасом. C постройкой в 1904 г. второй станичной церкви - Свято-Покровской при ней была открыта церковно-приходская школа. К этому времени в станице было уже два, как тогда говорили, министерских станичных училища. Параллельно продолжала работать церковно-приходская школа при Успенской церкви. 28 августа в день Успения Пресвятой Богородицы храм был освящен (к сожалению, неизвестно каким архиереем). Строился храм силами местных жителей, а крупнейшими жертвователям и попечителями строящегося храма стали казаки Пановы. На протяжении 1908-1911 г.г. храм продолжали благоустраивать. Благозвучный перезвон колоколов на церковной звоннице, который созывал прихожан на богомолье в храм, по свидетельствам современников, был слышен в деревнях, расположенных на расстоянии 12-15 километров от станицы. В храме служил только один священник, он же и был настоятелем. Известно, что в приходской клир входил диакон.

http://sobory.ru/article/?object=44724

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010