Моисее вместо деревянной была возведена и, вероятно, в 1711 г. освящена каменная холодная Успенская соборная ц. с сев. приделом во имя Московских святителей. Успенская ц., располагавшаяся на высоком подклете, имела почти квадратный в плане бесстолпный четверик, над которым возвышался широкий, близкий в поперечнике к несущему основанию восьмерик, увенчанный барабаном с луковичной главой. С востока к основному объему примыкала алтарная часть, а с запада - вытянутая по оси «север-юг» прямоугольная в плане паперть, на к-рую вело парадное зап. крыльцо. Придел Московских святителей принадлежал к типу «восьмерик на четверике». Углы четверика и восьмерика как основного, так и придельного храма оформляли стройные 3/4-четвертные колонки. Широкие окна восьмерика были украшены наличниками «нарышкинского» типа. Четверик и особенно восьмерик завершались развитыми профилированными карнизами. В то же время нижняя часть здания (четверик и паперть) имела элементы оформления, характерные для допетровской архитектуры, в т. ч. оконные наличники с килевидными и треугольными завершениями. Парадное западное крыльцо также было украшено профилированными нишками в духе архитектуры сер.- кон. XVII в. ( Титов. 1895. С. 401-402; Мельник. 1998). Согласно описи К. п. 1752 г., Успенский соборный храм был крыт тесом, а главы «опаены» белым (луженым) железом; крест над основным объемом храма - «решетчатой», железный, покрытый позолотой, а над приделом - «опаен белым железом». В соборе находился высокий резной позолоченный 6-ярусный с витыми столбами иконостас, а в приделе - 4-ярусный иконостас с золочеными витыми столбцами и тумбами. Для освещения и в Успенском и в Святительском приделах использовались медные паникадила с 28 и 14 подсвечниками. В 1721 г., при игум. Киприане, на средства насельника иеродиак. Стефана в сев. приделе Успенской ц. была устроена новая медная позолоченная рака. По описи 1752 г., на деревянном 3-ступенчатом постаменте стояла кованая чеканная позолоченная рака, покрытая черным атласом.

http://pravenc.ru/text/1681277.html

Ангелов нежное пение Душу несёт к небесам. Вот она, тайна спасения – Чудо, открытое нам… МИЛУЮЩИЙ СПАС Есть в народе праздники – Праздники не праздные, Праздники прекрасные в русской стороне: В дни поста Успенского, Дни поста Вселенского – Спас медовый, яблочный, Спас-на-полотне. Чтобы жить нам радостно, Честно жить и благостно, Словом заповеданным мерить жизнь свою, Заповеди Божии Нам творить положено, И Господь помилует Родину мою. Яблоками спелыми, Строчками несмелыми, Радостью безмерною одаряешь нас, Господи мой любящий! – В нынешнем и будущем, На последнем Судище милующий Спас! Ольга Васильевна Гусева НИКОЛАЙ КОНОВСКОЙ ДНИ ЗОЛОТОГО УСПЕНЬЯ 1 Вечностью дышит вселенской Небо в мерцании звёзд. А на пороге – Успенский Краткий спасительный пост. Тёмной губительной бездны Переступивший межу, Кроткой Царице Небесной Как я в глаза погляжу? Сосны под бурею гнутся, Стонут в мольбе и алчбе. …К Господу надо вернуться. …Надо вернуться к себе. Под псалмы последних гроз, – Пресвятая Мати! – Наступил Успенский пост – Время благодати! И откуда-то взялась Вещая синица, – Не страшась и не смутясь, На руку садится. Свыше благословлена, Льющаяся дрожью, – Твердь здесь соединена С каждой тварью Божьей. Русь моя! Иконостас! В небе – птичьи стаи, На душе – Медовый Спас… Чистота святая! Вышнее благословенье, Внятный до боли ответ – Дней золотого Успенья Ровен струящийся свет. Сенным витающим тленом Дышит прозрачная весь. В запахе этом блаженном Что-то щемящее есть, – В этой желтеющей чаще, Сонно текущей реке, В этом тревожно сквозящем Зыбком живом сквозняке… Света певучего волны Солнцем пронизанный лог… На душу незамутнённо Тайным предчувствием лёг Разъединяющий руки, Чуждый, бессмертный, родной – Запах небесной разлуки, Запах разлуки земной. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть 21 апреля все россияне обязаны покинуть свои дома: подробности

http://ruskline.ru/analitika/2021/08/26/...

В 1822 году с запада к церкви пристроили кельи для настоятельницы и двух схимниц. В 1863 году к этим пристройкам добавили второй этаж для размещения библиотеки и архива. В результате двухъярусный объем храма окружили пристройки с фасадным декором русско-византийского стиля. В XX веке приспособленный под нужды госпиталя памятник утратил купол, два верхних яруса колокольни и шпиль. Объемно-пространственная композиция здания развивается в двух уровнях. В центре возвышается первоначальный храмовый объем, трапезная и нижние ярусы колокольни. Эти объемы окружены с севера и юга одноэтажными приделами, с запада - пристройкой для монастырского архива и библиотеки. Планировка здания подчинена единой продольной оси симметрии заданной первоначальной композицией Успенской церкви. Восточная сторона алтаря состоит из полукружий трех апсид. Далее следует двухъярусный храмовый четверик и трапезная с приделами по сторонам. Развитие осевой композиции завершает колокольня с обстройкой по трём сторонам. До появления пристроек алтарь имел одну полукруглую апсиду с прямоугольными выступами по боковым сторонам. Северный и южный вход в храм оформляли портики с колоннами тосканского ордера. Охватывающий все здание карниз делил на два яруса храмовый четверик. Храм венчал купол на барабане. Простенки барабана украшали полуколонны ионического ордера. Небольшая одноэтажная трапезная отделяла храмовую часть от колокольни. Своей высотой колокольня намного превосходила храм. Её вертикальная композиция состояла из четырех ярусов, завершавшихся куполом с высоким шпилем. Углы ярусов храма и колокольни закрепляли лопатки. Все окна на фасадах имели простое профилированное обрамление. Фасады поздних пристроек декорированы профильными карнизами и тягами, филенчатыми лопатками. Оконные и дверные проемы оформлены килевидными арками. В интерьерах Успенской церкви сохранились сводчатые перекрытия, паруса, опорное кольцо купола, а также арка, соединяющая храм с трапезной, арочные оконные проемы, распалубки над окнами алтарной части. В пристройках второй половины XIX века фрагментарно сохранились профилированные карнизные тяги, филенчатые лопатки, завершения дверных проемов в виде килевидных арок.

http://sobory.ru/article/?object=21851

Для киевской школы зодчества было характерно использование смешанной кладки, заимствованной из Византии. Такая система кладки, когда горизонтальные ряды кирпича чередовались с " утопленным " рядом, замазанным цемянкой, придавала постройке большую прочность, что являлось актуальным в условиях сейсмической активности. При строительстве черниговского собора применялась порядовая система кладки, которой в то время в Киеве ещё не знали. Однако в романском зодчестве Северной Италии она имела широкое распространение. Существенной особенностью оформления Успенского собора является аркатурный пояс, обвивающий фасады собора. Это тоже " романтизм " . Ни в Киеве, ни в Византии подобных декоративных элементов не знали. Важно отметить, что арочки пояса сложены из лекального кирича - то есть из готовых керамических элементов определённой формы. Увидеть это можно на тех участках стен, где кладка аркатурного пояса обнажена. Как удалось установить исследователям, апсиды, наряду с северным, восточным и южным фасадам, были украшены аркатурным поясом. Впоследствии оформление апсид существенно упростилось. Нынешнее четырёхглавое завершение Успенский собор приобрёл спустя несколько веков после постройки. Впоследствии реставраторы решили не возвращаться к предполагаемому одноглавию, т.е. использовали аналитический метод реставрации. Стоит обратить на три боковых барочных барабана, устроенные в 70-е годы XVII веке, с характерными для барочной стилистики обилием мелких деталей. В интерьере Успенского собора наше внимание привлекают, прежде всего, остатки фресок XIII века. До наших дней дошли столь незначительные фрагменты этих росписей, что глядя на них можно догадываться о высочайшем мастерстве изографов, работавшими над ними. Но не только фрески практически не дошли до наших дней - не сохранился и резной барочный иконостас XVI века, про который сказано: " Громадная плоскость пятиярусного позолоченного иконостаса поднималась высокой стеной и выглядела как диковинная златотканная завеса, в густой резьбе которой преобладала своеобразная арабеска из элементов, напоминающих обломки раковин, выступающих из сочного растительного орнамента " . Увы, в 1941 году вся эта красота сгорела от попадания зажигательной бомбы. Сейчас иконостас Успенского собора восстановлен как сравнительно невысокая алтарная преграда.

http://sobory.ru/article/?object=05567

К 1842 году в результате общих трудов и усилий в центре Соборной площади появилось истинное произведение искусства - удивительное здание в стиле ампир. Центральное место в осевой композиции Успенского собора отведено монументальному кубическому объёму. Он впечатляет своим величием и силой, - и вовсе не из-за своих внушительных размеров. Неизвестный нам, но, безусловно, талантливый архитектор достиг такого эффекта с помощью особых композиционных приёмов. Он увеличил внешние размеры четверика за счёт части главного алтаря и придельных храмов трапезной. Центральный куб собора завершён массивным световым барабаном с куполом и миниатюрной шейкой. По углам куба расставлены четыре декоративных глухих барабана с главками, образующие с центральным барабаном традиционное пятиглавие. К храму примыкают сравнительно небольшая алтарная апсида, перекрытая конхой, четырёхстолпная трапезная, которая снаружи кажется небольшой, но внутри производит впечатление весьма обширной (её крестчатые столбы несут парусные своды на широких подпружных арках), и колокольня - трёхъярусная, со шпилем. Колокольня вторит монументальности основного объёма; её декоративные украшения также идентичны собору. Главный алтарь украшен колоннами. Пространство собственно храма, вытянутое в поперечном направлении, расчленено высокими арками на центральное подкупольное пространство и два боковых, перекрытых парусными сводами. Кирпичное оштукатуренное здание собора украшено портиками из белого камня, мощными антаблементами, рустом и карнизами. Собор формирует центральную часть города и является одной из основных вертикалей в композиции этой части Каширы. Интересна история финансирования строительства храма. Он возник на благотворительные средства частных лиц - " на сумму, собираемую от доброхотного подаяния " , как сообщают клировые ведомости. Но были и особенные вклады. В 1836 году каширские мещанки Хлебникова и Никольская нашли банковские билеты и векселя на сумму 39263 руб. Из причитающейся им по закону третьей части суммы 10087 рублей и 63 и 2/3 копейки по решению Сената были переданы на строительство Успенского собора.

http://sobory.ru/article/?object=01457

Архиепископ Горловский и Славянский Митрофан: Тяжело говорить о любви, когда мы видим смерти детей Константиновка, 29 августа 2014 г. «Нам Господь заповедал любить друг друга, а не ненавидеть», – подчеркнул архиепископ Горловский и Славянский Митрофан, обратившись к пастве праздник Успения Пресвятой Богородицы в Успенском соборе г. Константиновки .      «Тяжело говорить о любви, – подчеркнул владыка, – когда мы видим разрушенные храмы и дома, когда мы видим смерти детей, когда градус ненависти ежедневно повышается, потому что количество убитых и с той, и с другой стороны уже за десятки и за сотни. Люди даже не понимают, зачем ты говоришь в этот момент о прощении и любви. Хочется мстить, хочется убить того, кого ты считаешь своим врагом, хочется сказать те слова, которые накипели на сердце. Но разве эти желания приведут к добру? Разве от этого не станет ещё больше ненависти и вражды, ещё больше неправды в нашем мире? Как бы тяжело ни было, всё равно мы должны друг другу говорить добрые слова, мы должны думать о прощении и о любви, а не о мести, иначе если в этот момент придёт смерть, мы такими пойдём в вечность и с этим будем всю вечность мучиться. Когда поссорились друг с другом, путь к примирению начинается не с взаимных обвинений, а с вопроса самому себе: в чём моя вина? Может быть, я что-то сделал не так, что такое происходит со мной и с моими близкими? Возьмем простой пример: поссорились муж и жена. Если они друг друга будут только обвинять, то они разведутся, семья распадётся, а если кто-то из них задаст себе вопрос: «может быть я виноват в этой ссоре?» — это начало примирения. И каким бы долгим ни был этот путь примирения, каким бы он ни был тяжелым, начинается он с мысли о том, в чём моя ошибка, в чём моя вина, в чём я неправ, в чём я согрешил. И если мы, православные христиане, живущие и на западе, и на востоке, и на севере, и на юге, начнём эти вопросы себе задавать, то это начало непростого, но необходимого и важного пути к взаимному примирению и прощению. Если мы друг другу будем только указывать на недостатки и ошибки, если мы будем друг друга ненавидеть, если мы будем хотеть друг другу отомстить — это путь к взаимному уничтожению, что происходит сейчас на наших глазах. Остановить это может только наша молитва и желание мира, которое должно быть в сердце каждого из нас. А это тем более важно, что никто из нас не застрахован от того, что он завтра, или сегодня, или через час предстанет пред Богом».      28 августа правящий архиерей совершил в сослужении клириков Горловской и Славянской епархии Божественную литургию в Успенском храме Константиновки. После литургии состоялся крестный ход вокруг храма, сообщает официальный сайт епархии . 29 августа 2014 г. скрыть способы оплаты Смотри также Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/73275.html

II) «Изложение на лютеры» появилось в начале двадцатых, а не сороковых годов XVII в. Хотя Наседка прямо не обозначил в своей челобитной, когда он окончил составление, 47-главого сборника, хотя нам неизвестен и год подачи патриарху челобитной, тем не менее в последней есть два довольно ясных намека на время ее написания и появления «Изложения на лютеры». Челобитная написана Наседкой в бытность его «попом Благовещения Пресвятыя Богородицы, что у Государей на сенях»; о своем посольстве в Данию он говорит в ней прошедшим временем. Неизвестно, когда и за что о. Иван был переведен из Благовещенского собора в ключари Успенского; о. Арсений в статье: «Село Клементьево, ныне часть Сергиевского Посада, составляющая один из его приходов, предполагает, что Наседка сделан ключарем Успенского собора за свое посольство в Данию 131 . Не беремся решать, насколько верно это предположение; заметим только от себя, что в мае 1625 года Наседка, уже несомненно, был младшим ключарем Московского Успенского собора 132 . Если следовать даже сейчас сказанному в решении вопроса о времени составления «Изложения на лютеры», то и в таком случае нужно прийти к заключению, что последнее появилось не позднее мая 1625 г. С этим вполне согласны и те прикровенные слова, которыми Наседка заканчивает свою челобитную: «Да у меня, Государь, грешного есть и иные ответы против же их («Люторей и Кальвин») закона и злаго учения 133 , но за настоящую нужду, яже к тебе, Государь, от всей земли, от всего народа Российского исправления не могу, Государь, времени улучити, чтоб тебе, Государь, таковые ответы самому известны были и мне бы без твоего, Государева, исправления не погрешити и не погибнути душевне и телеснее», в которых можно усматривать указание на первые годы патриаршества Филарета Никитича, когда он вместе с сыном по преимуществу заботился об устроении «шатавшейся» и во многом «исправлении» нуждавшейся земли. Сторонние, не на челобитной основанные, соображения приводят к более точному определению времени составления «Изложения на лютеры».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Читайте ее утром, когда встаете с постели; читайте ее вечером, когда отходите после дневных трудов ко сну. Не зная молитвы Господней, мы не можем правильно молиться Богу, не можем с должным благоговением обращаться к Богу со своими прошениями. Некоторые из вас, не зная, как и о чем просить Бога, просят себе много богатства, денег, хлеба, тогда как нам прямо сказано в молитве Господней, о чем мы должны просить Бога. Мы должны просить Бога только о самом необходимом для нашего существования – о хлебе насущном: хлеб наш насущный даждь нам днесь. Некоторые просят у Бога на их врага, злого человека, разные напасти, беды, несчастия, тогда как нам заповедано молиться за своих должников, обидчиков, прощать им обиды, оскорбления. Если же мы не будем прощать своим должникам, обидчикам, то Господь и нас не простит. В молитве Господней прямо говорится: и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим. Иные, наконец, находясь в каком-нибудь несчастье, беде, болезни, ропщут, гневаются на Бога, унывают, падают духом, тогда как в молитве Господней нам ясно сказано, как мы должны поступать в несчастии, беде, горе, как должны мы молиться Богу. Так, словами: не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго – просим избавить нас от разных бед и послать помощь перенести ниспосланные несчастия. Стало быть, весьма полезно и душеспасительно знать молитву Господню. Беседуя посредством этой молитвы с Богом, мы скорее достигнем вечного блаженства на небе (свящ. Успенский). Молитва к Пресвятой Богородице После имени Иисуса Христа для людей нет дороже имени Пресвятой Девы Марии. И от востока солнца до запада славится святое Ее имя. Она радость всему миру. Она от напастей избавляет; Она болезни наши исцеляет; Она в нощи и во дни охраняет нас; Она избавляет от напрасныя смерти. О, кто Тебе не ублажит, Пресвятая Дево! Ты ума моего просвещение, сердца моего исправление, Ты воли моея укрепление. Ты многолетняя страсти души моея исцеляеши; Ты ступати право путем Христовых заповедей наставляеши; Ты нашествия лукавых бесов отгонявши; Ты связана мя пленицами грехов разрешавши. Ты предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное. Ты моление теплое, стена необоримая, милости источниче, мирови прибежище...

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sputni...

Кто не ублажит? Первые две строки церковнославянского текста оканчиваются точкой с запятой, что в русской пунктуации соответствует вопросительному знаку. Автор обращается к нам с призывом воспеть Пресвятую Деву в виде риторического вопроса к Богородице: есть ли такие, кто не будет ублажать Тебя и воспевать Твое Пречистое Рождество? Показательно, что слово «ублажить» в русском языке, например, означает «угождать, доставлять удовольствие» , что достаточно странно при обращении к Пречистой Деве Марии. Для разъяснения обратимся к греческому языку, где употреблено «μακαρσει». Греческое «μακαρισμς» по-церковнославянски означает блаженство. Заповеди блаженства дал нам Сам Иисус Христос в Нагорной проповеди. Признак блаженства, по словам святителя Григория Нисского, – это «непрестанная и тени не имеющая радость, происходящая от добродетели» . Такая радость о Пречистой Деве не может не выражаться в Ее прославлении, что так точно передано в переводе протоиерея В. Успенского: «Кто не станет прославлять Тебя, Пресвятая Дева?» Безлетно возсиявый Гимнограф продолжает песнопение, кратко рассказывая о некоторых аспектах православного вероучения. Утверждая православный Символ веры и разрушая ложное учения Ария, который говорил о том, что Сын Божий имеет начало Своего бытия, отцы Первого Вселенского Собора в Никее дали следующую характеристику: «(Верую в) Рожденнаго прежде всех век», что означает – до начала самого времени. Автор же догматика вторит святым отцам, говоря о «безлетном возсиянии» Единородного Сына от Отца. Греческое слово «χρονος» может означать «вневременный» или «вечный» . Исходя из этого, «безлетно бо от Отца возсиявый Сын Единородный» можно перевести следующим образом: «Единородный Сын, Который вневременно (или “от вечности”) возсиял от Отца». Естеством Бог Сый О термине «φσις», который в догматике переведен на церковнославянский словом «естество», велось достаточно много споров триадологического характера, но, так как в данном случае слово употреблено в христологическом контексте, его можно передать еще и как «природа».

http://pravoslavie.ru/144041.html

Впрочем, братия, как бы то ни было, но не нам Русским искать доказательств непреоборимой силы молитвенных заступлений Пресвятой Девы. Не нам, сынам православного Севера, не знать, как неоскуден источник благостыни небесной, льющийся от Ее вседержавного покрова на православные царства и народы. Мы упомянули об озарении земли Русской светом Евангелия вскоре после досточудного явления Влахернского. Да, дочти девять веков уже, как в пределах наших сияет благодатный свет Христов; почти девять веков уже, как с верой во Христа Спасителя мы приняли веру и в досточудный Покров Приснодевы. Подыми же главу твою, св. Русь православная, и приведи на память, столько с того времени испытала ты невидимых прикровений, ограждений и избавлений от различных зол и напастей, по мере веры и прибежности Твоей к молитвам Владычицы мира? Тоже нечестие агарянское, сокрушившее Византию, не устремлялось ли многожды и на твое православие, чтобы, ниспровергнув этот оплот твоего могущества, озлобить тебя до конца, смирить в оковах выю твою, отнять у тебя исполина и крепкого, и человека ратника, и судию, и старца ( Ис. 3:2 )? И надобно признаться, что юное, необъединенное отечество наше, терпя потерпело от частых приражений к нему изуверства диких орд Татарских. Надобно признаться, что кровожадность и лютость их надолго служили чистительным горнилом и для нашей земли Русской, как небезгрешной. Но дело в том, что Ангел Божий не преставал, по молитвам державной Заступницы, хранить нас и укреплять среди самых озлоблений. Припомните, кто так видимо споборствовал нам на конечное одоление супостатов? Что то была за сила, которая не раз устрашала и рассеивала несметные полчища Тамерланов, Казы Гиреев и других всегубителей Ногайских и Крымских, устремлявшихся на разграбление и поругание святыни Московской? Не сила ли молитвенных предстательств о нас Приснодевы? Не та ли сила, которая доселе прославляется в дивных памятниках боголепно приосеняющих нашу древнюю Митрополию, не только в виде отдельных храмов, но и целых обителей? А умолчим ли о другом памятнике особенной милости к нам Богоматери, – о памятнике менее вещественном, но не менее историческом и священном? Я разумею царей Русских из дома Романова, и то начало царствующей ныне династии, которое так беспримерно в летописях мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofoniya_Sokol...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010