Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Вассиан Тиксненский, Тотемский, прп. - житие В деревне Бурцеве Тотемского уезда Стрелицкой волости жил крестьянин Василий. Кроме обыкновенных трудов земледельческих он занимался еще портным мастерством. Каждый год, окончив полевые работы, уходил он на некоторое время в окрестные волости и селения на заработки. Был он весьма усерден к божественной службе, во все воскресенья и праздничные дни ходил в церковь, любил беседовать с Законе Божием и о спасении души с людьми, знающими и набожными. Однако он понимал, как мало такой образ жизни согласен с требованиями Евангелия. «Кая польза человеку, аще и мир весь приобрящет, да душу свою погубит»,—думал он, почувствовав в своем сердце тайное призвание и голос Отца Небесного. Чем более он размышлял об этом, тем больше ощущал в себе отвращение к миру, тем сильнее, возгоралось в его душе стремление к иной, новой духовной жизни, желание жить только для Бога и для спасения своей души, так что наконец он решился совершенно оставить мир. Зная, что встретит себе противодействие со стороны жены и детей/и что трудно ему будет устоять против их слез и рыданий, он, не сказав им ничего о своем намерении, тайно ночью вышел из своего дома и пошел искать себе место, удобное для спасения. Когда он пришел на Тиксну к церквам Христа Спасителя и святителя Николая, находившимся на крутой возвышенности между реками Тиксной и Вопрой вблизи озера Семенкова, то ему понравилось это место. И ему подумалось, что было бы хорошо под сенью храмов Божиих выстроить себе небольшую келью и молиться в ней Богу, хоть и посреди мира, но в совершенном безмолвии и уединении. Но тогда он еще не решился исполнить свое желание и после короткого отдыха пошел к городу Тотьме. Придя в монастырь преподобного Феодосия, он припал к ногам настоятеля иеромонаха Ферапонта и усердно со слезами просил принять его в монастырь. Ферапонт, видя его сильное желание и усердие, после достаточных наставлений об обязанностях иноческой жизни постриг в мантию, назвав его Вассианом, а затем поручил нового инока руководству одного опытного в духовной жизни старца.

http://pravicon.com/info-1960

С ним встретился на дороге старшина дикарей, Ажбакай, страдавший глазами; зная по слухам Андрея, он упрашивал его исцелить глаза его и давал ему значительную сумму денег. Андрей, не взяв ничего, убежал; Ажбакай умылся снегом, на котором стоял юродивый, и получил исцеление. Почувствовав близость кончины, блаженный позвал к себе воскресенского пономаря Иоанна, которого любил, и просил пригласить священника Афанасия для исповеди и причащения его Святыми Тайнами. Причастившись Святых Таин, попросил клирика оставить его одного; потом, позвав его, сказал: «брат, пришло время разлучения души с телом». Иоанн в слезах зажег свечу пред иконою и покурил фимиамом. Вслед за тем блаженный тихо скончался с руками сложенными на груди крестообразно; его похоронили, по его желанию, под колокольнею. Десять лет юродствовал Андрей. Кончина его последовала 10 октября 1673 года, когда было ему 35 лет от роду. По кончине своей блаженный Андрей прославился чудесами. На раке преподобного Феодосия Тотемского 1800 года в клеймах изображены: преподобный Вассиан Тиксенский, Андрей, юродивый Тотемский, Прокопий, юродивый Усьянский, и блаженный Максим Тотемский 667 . Святых мучеников Евлампия и Евлампии Пострадали в гонение Диоклетаново и Максимианово. Евлампий, юноша, скрывавшийся с другими христианами в тайном месте, был послан ими в Никомидию купить хлеба. Увидев над воротами прибитый царский указ против христиан, стал порицать его, за то схвачен язычниками и представлен на суд. Судья убеждал Евлампия воздать честь богам и, найдя его непреклонным, предал пыткам: после бичевания и терзания тела железом его пытали огнем. Услыша о том, сестра его Евлампия пришла на место мучения и, исповедуя себя христианкою, сказала мучителю: «И я готова терпеть за Христа, как и брат мой Евлампий». Мучитель велел бить ее по лицу, и бита была до изуродования. Евлампий укреплял сестру, говоря: «Не бойся, сестра, убивающих тело, а душу погубить не могущих». (см.: Мф. 10, 28 ). После сего мучитель велел выколоть очи Евлампию, а сестру повесить за волосы и бить.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

«Зарею духа облистаем, витийствующих Богомудренно сподобился еси разумения: и неведением омраченная сердца человеков светом благочестия просвещая, пресветел явился еси православия светильник, Максиме преподобне; отонудуже ревности ради Всевидящаго, отечества чужд и странен, Российским странам был еси пресельник, за страдания темниц и заточения десницею Вышняго венчаешися и чудодействуеши преславная. И о нас ходатай буди непреложен, чтущих любовию святую память твою» 60 . 28-й день. Преподобный Феодосий Тотемский Преподобный Феодосий был уроженец Вологодский, по прозванию Суморин, с юности отличался благочестивым настроением души. По настоянию родителей он вступил в брак и имел дочь, но душа его неудержимо стремилась к подвигам духовным. По смерти родителей и супруги он ушел в Прилуцкий монастырь преподобного Димитрия и принял иночество. Здесь усердно проходил он тяжелые послушания, носил воду, рубил дрова, а вместе с тем соблюдал строгий пост и не оставлял славословий в храме. Настоятель Прилуцкой обители указал ему надзирать в Тотьме за солеваренными заводами обители. Феодосий, полюбив пустынную Тотьму и найдя между жителями ее ревнителей иночества, решился основать здесь обитель; ему понравился высокий мыс между двумя речками: Ковдою и Деньгою, впадающими в Сухону, отененный лесом и горою. Место это принадлежало Марье Григорьевне Истоминой; благочестивая вдова, узнав о желании Феодосия устроить здесь монастырь, с радостью уступила ему свою землю. Получив благословение от игумена своего на благочестивое намерение, Феодосий поставил на этом месте крест и выкопал себе пещеру. В 1554 году отправился он в Москву к царю и митрополиту с просьбой жителей Тотьмы дозволить основание новой обители близ Тотьмы. «В Тотьме и во всем Тотемском уезде, – писали просители, – нет ни одного монастыря; кто хотел бы при старости или при смерти принять пострижение, постричься негде. Старец Феодосий Суморин желает построить в Тотьме церковь и монастырь». На построение монастыря была дана грамота, а митрополит дал знать Ростовскому архиепископу, дабы выдал Феодосию благословенную грамоту на построение церкви и обители. На обратном пути из Москвы преподобный Феодосий заходил в родную Прилуцкую обитель испросить благословение великого угодника Божия на свое предприятие и получил в благословение икону Божией Матери, известную поныне в обители его с именем «Суморинской» чудотворной иконы. Кроме своей обители, преподобный возобновил еще бывшую некогда в Тотемском уезде Ефремову пустынь. Заботясь о двух обителях, он в то же время не уменьшал и собственных подвигов: носил на теле вериги, а поверх их – жесткую власяницу; вериги врезались в его тело и причиняли ему страшную боль, а он неопустительно выполнял все правила иночества и неизменно ходил ко всем службам. Преставился 28 января 1568 года и погребен вблизи храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Феодор , муч. варяг в Киеве, 12 июля. Феодор пр. печерский, 11 авг. Феодор Ярославич, благов. князь, 5 июня. Феодор , кн. смоленский, 19 сент. и 5 марта. Феодор , кн. муромский, 21 мая. Феодор болярин черниговский, 20 сент. Феодосий (данный Богу или Богом, греч.), преп. антиохийский, 11 янв. Феодосий Великий, киновиарх палестинский, 11 янв. Феодосий , муч. с Мануилом , 27 марта. Феодосий , столпник едесский, 9 июля. Феодосий , пр. игумев. печерокий, 3 мая и 14 авг. Феодосий , пр. тотемский, 28 янв. Феодосия (дар Богу, греч.), мученица емисская, 20 марта. Феодосия , дева тирская, 29 мая и 3 апр. Феодосия дева, преподобномуч. цареградская, 29 мая. Феодотия (Богом данная, греч.), муч. римская, 4 июля. Феодотия , муч. никейская, 17 сент. Феодотия , с тремя чадами, муч. вифинская, 29 июля и 22 дек. Феодотия дева, муч. александрийская, 31 янв. Феодотия , муч. с Александром еп. и др., 22 окт. Феодотия преп., мать Космы и Дамиана , 1 ноября. Феодот (Богом данный, греч.) и Феодотия , мучч. римской, 4 июля. Феодот , отец муч. Маманта, 2 сент. Феодот , муч. анкирский, 7 июня, 7 ноябр. и 18 мая. Феодот , муч. мелитинский, 7 ноября. Феодот , иуч. фракийский, 15 сент. Феодот священномуч., еп. киринейский, 2 марта. Феодот , муч. кизический, 29 апр. Феодот , руч. с Максимом и др., 19 февр. Феодох (Богоприимец, греч.), муч. мелитинский, 7 нояб. Феодулия (у греков Феодула, раба Божия, греч.), муч. аназарвская, 5 февр. Феодул (раб Божий, греч.), муч. трипольский, 18 июня. Феодул , муч. критский, 23 дек. Феодул , муч. атталийский, 2 мая. Феодул чтец, муч. селунский, 5 апр. Феодул , муч. палестинский, 16 февр. Феодул , муч. мелитинский, 7 ноября. Феодул , муч. с Терентием , 28 окт. Феодул , их 40 муч. севастийских, 9 марта. Феодул , муч. с препод. Агапитон синадским, 18 февр. Феодул епарх, 3 дек. Феодул преп. из числа избиенных в Синае и Раифе, 14 янв. Феодул преп., сын преп. Нила постника, 14 янв. Феозва (Феосевия-Богочестивая, греч.), диаконисса, 10 янв. Феоктирист (вернее Феостирикт, утвержденный на Боге, греч.), муч. 29 февр.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Пр. Феодосий в 1554 году отправился с этой челобитной в Москву к царю и митрополиту и 20 февраля получил несудимую грамоту, которою царь дозволил ему строить храм и обитель на избранном им месте и освободил новый монастырь от суда тотемскаго наместника, Митрополит Макарий приказал ростовскому архиепископу Никандру 6 – в ведении которого находилась тогда Тотьма–выдать Феодосию грамоту на построение храма и обители и снабдить его всем необходимым для освящения церкви. На обратном. пути из Ростова пр. Феодосий зашел в Прилуцкий монастырь в последний раз поклониться раке пр. Димитрия и испросить его молитв и благословения на свое предприятие, от игумена монастыря он получил в благословение икону Божьей Матери, известную ныне в обители под именем Суморинской-чудотворной 7 . По возвращении в Тотьму пр. Феодосий немедленно приступил к построению обители, при содействии и помощи граждан он в один год поставил деревянную церковь во имя Преображения Господня, трапезу, кельи для братии и другие необходимые для общежития службы и постройки. Вскоре его обитель наполнилась братиею и, хотя не имела земель и угодий, однако от расположения к ней окрестных жителей, в ней во всем был достаток и изобилие. Чтобы обеспечить свой монастырь и на будущее время, пр. Феодосий, как попечительный хозяин, купил мельницу на Песьей-деньге и лежавший против неё по берегу реки сенной покос, овен и гумно, а в 1555 году выпросил у царя другую грамоту, которою ему дозволялось иметь на тотемских солеварнях свои трубы и добываемую соль продавать без пошлины 8 . По этой грамоте еще при жизни пр. Феодосия у монастыря было уже 6 труб, 4 варницы и 2 лавки в Тотьме для продажи соли. Пр. Феодосий приобрел то куплею, то вкладами много и других угодий для своей обители и навсегда обеспечил братию содержанием, так что, видя его распорядительность и неутомимое трудолюбие, ростовский владыка поручил ему возобновление запустевшей Ефремовой пустыни, находившейся в том же Тотемском уезде, в займище Леонидовом на реке Реже.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1554 году неподалеку от Тотьмы он устраивает монастырь у слияния рек Ковды и Песьей Деньги на землях, которые ему пожертвовала местная вдова Мария Киселева. Ставит там церковь в честь Преображения Господня. Игумен Спасо-Прилуцкой обители Арсений, из которой Феодосий был послан в Тотьму, разрешил ему оставить работу начальника соляного промысла. В свою очередь царь Иоанн Васильевич Грозный по прошению тотьмичей и с благословения митрополита Макария выдал несудимую грамоту на устройство обители, по которой монастырь освобождался от суда тотемского наместника и налогов. В XIX веке Воскресенский собор расписывал известный русский художник, академик живописи Платон Тюрин. Частично росписи сохранились Когда через 14 лет, 28 января 1568 года, основатель Спасо-Преображенской обители скончался, монастырь стоял уже на прочной основе - духовной и хозяйственной. При этом Феодосий священный сан так и не принял - он до конца оставался монахом-схимником. Почитание святого оказалось настолько велико, что основанную им обитель стали называть по его фамилии Суморин - Спасо-Суморинская. Спасо-Суморин монастырь. Фото Алексея Колосова В середине XVII века уже были известны случаи исцелений по молитвам преподобного Феодосия у его гроба. Иконописцы начинают писать первые его иконы, появляется специальная служба преподобному, но его окончательную канонизацию усложняют особенности синодального периода (1700-1917 годы), за время которого было прославлено всего несколько святых. Преподобный Феодосий был как раз одним из них. Так выглядит сейчас часть монастырской стены. Фото Алексея Колосова Канонизация оказалась под вопросом, при этом и сам монастырь стал заштатным. К концу восемнадцатого века он очень обеднел, его постройки обветшали. И тут произошло то, что многие посчитали чудом: обнаружились нетленные святые мощи преподобного Феодосия, причем совсем не там, где, как считали насельники, они должны были находиться. Воскресенский собор. Фото Алексея Колосова Во время перестройки храма, который грозил вот-вот рухнуть, 2/15 сентября 1796 года строительные рабочие нашли нетленные мощи святого Феодосия. В монастырь, как писал Святейшему Синоду градский голова Иван Андреевич Кузнецов, из самых дальних губерний многими тысячами стали стекаться люди. И в 1798 году император Павел I утвердил своим указом признание канонизации - Феодосий Тотемский был признан святым. 15.09.2016. Вынос мощей из храма Рождества Христова. (с) Информационный отдел Вологодской и Кирилловской епархии

http://foma.ru/vozvrashhenie-prepodobnog...

Феодосий возобновил ее и собрал братию. Устрояя и обогащая обители земные, временные, пр. Феодосий еще более заботился об уготовлении себе и другим обители вечной на небесах, по мере умножения числа своей братии, он увеличивал и заботы о них, непрестанно поучал и назидал их словом, а особенно собственным своим примером, отказывая себе во всем и проводя жизнь самую строгую и подвижническую: тело свое изнурял трудами, постом и всенощными стояниями, душу же укреплял молитвою и не давал себе ослабы, и не изменял своего правила до самой блаженной своей кончины. Впрочем, мы напрасно бы стали трудиться описывать его келейные подвиги, которые он старался скрывать от всех и которые ведомы единому Богу. Его подвигов не знали даже близкие к нему люди, подвизавшиеся вместе с ним, и только смерть преподобного приподняла несколько завесу тайны и открыла, что этот самопроизвольный мученик носил на себе тяжелые железные вериги, которые от времени врезались в его тело, и под обыкновенною одеждою имел жестокую власяницу, до крови терзавшую его тело. Между тем преподобный никогда не показывал и виду страданий, всегда был ко всем одинаково радушен и приветлив. Получив сам достаточное образование, он старался просветить и свою братию, для чего кроме богослужебных книг приобретал недешевые в то время учительные книги Ефрем, Златоуст и другие сборники отеческих писаний. По своему смирению он не хотел принять на себя священнаго сана и, будучи начальником и строителем двух монастырей, навсегда остался простым монахом-схимником. Проживши в Тотемской обители 15 лет и предвидя близость своей кончины, пр. Феодосий созвал свою братию и приказал написать духовное завещание о том, как управлять монастырем после его смерти. Этот важный исторический документ, ясно представляющий тогдашнее состояние монастыря, сохранился доселе. В нем особенное внимание обращает на себя распоряжение преподобного о своем поминовении. «Пишу сею духовную грамоту при своем животе, в своем целом уме и разуме кому ми что дати, или у кого что взяти.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вскоре монастырь стал пополняться иноками. Преподобный, получивший в юности хорошее образование, стремился к духовному просвещению братии; со временем он собрал в обители обширную библиотеку. Иноки его обители должны были по уставу питаться от трудов своих рук, творить милостыню и пребывать в непрестанной молитве, особенно за усопших. В Хозяйственном отношении монастырь был также образцовым. За глубокое смирение настоятеля Господь даровал ему Свою милость. Умелая распорядительность и неутомимое трудолюбие преподобного позволили архиепископу Ростовскому Никандру поручить ему устроение запустевшей обители, расположенной в той же тотемской округе. Преподобный возобновил эту обитель, называемую Ефремовой пустынью, и учредил в ней братство. Будучи настоятелем, теперь уже двух обителей, преподобный Феодосий постоянно находился в молитве и трудах, являя пример для подражания братии. Предвидя скорую кончину, святой Феодосий продиктовал духовное завещание, в котором, в частности, настойчиво подчеркивал необходимость церковной молитвы за всех усопших, какими бы праведниками они ни казались при жизни. 28 января 1568 года преподобный Феодосий, благословив и отечески поцеловав каждого из братии, преставился ко Господу. Только после его кончины было открыто, что преподобный носил на себе власяницу и вериги, а под схимническим куколем – железную шапку. При жизни преподобного ни тени утомления на его лице никто никогда не замечал. Погребен был святой Феодосий в основанной им обители. Известно около 150 посмертных чудес, связанных с именем преподобного Феодосия. Многие передавались изустно, а впоследствии были записаны. Так, одна женщина привела в монастырь слепую дочь Иустину и испросила разрешение провести ночь у гробницы преподобного Феодосия. Ночью она увидела направлявшихся к церкви двух монахов, один из которых сказал: «Иду в церковь , несу святую воду, чтобы промыть глаза слепой Иустине». Потом видение исчезло, а девушка почувствовала, что ей промывают глаза и окропляют водой; слышала она также движение и пение. Утром оказалось, что слепая прозрела. В 1626 году иконописец Попов написал икону преподобного Феодосия, пользуясь рассказами одного столетнего старца, помнившего облик святого игумена. В 1655 году церковь , возле которой покоился преподобный Феодосий, обгорела, но деревянная гробница его осталась невредимой. С течением времени почитание преподобного Феодосия было забыто. 2 сентября 1796 года, при перестройке Вознесенской церкви, его мощи были обретены нетленными. 28 января 1798 года состоялось его прославление. Читать далее Источник: Минея - М. : Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002-. 12 том./Минея январь. - 2002./Ч. 1. – 628; Ч. 2. - 648 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

После женитьбы Феодосия, недолго жили его родители, а за ними скоро скончалась и жена его. Тогда Феодосий поспешил исполнить таившееся в нем от юности желание, посвятить себя иночеству. Он немедленно и удалился в Спасо – Прилуцкий монастырь, где был пострижен в иноки. Замечательны были и постничество инока Феодосия и его безропотное послушание. Он был назначен надзирателем за солеварнею в Тотьме. В Тотьме Феодосий приобрел такую всеобщую любовь и уважение, что посадские жители просили царя Иоанна Васильевича дозволить пр. Феодосию построить монастырь на горе, близ города. В 1554 году царь дал на то свое согласие и освободил обитель несудимою грамотою от всяких податей. Окрестные жители охотно приносили пожертвования имуществом и деньгами и скоро Феодосий соорудил церковь во имя Преображения Господня, и, по общежительному чину, келии и трапезу. Число братии умножалось и обитель исполнилась великим обилием. Царь Иоанн в 1555 году даровал обители, за преуспеяние в ней благочестия, грамоту на монастырские солеварни и на беспошлинную продажу соли, а преп. Феодосия назначил игуменом в устроенную им обитель. Для всех заметны были и поучительны кротость и смирение игумена. Не скрывалось и чрезвычайное пощение, и его непомерные труды, но никто не ведал, что под суровою власяницею подвижник скрывал много лет железные вериги и столь тяжкие, что железо вросло в тело, и тем причиняло веригоносцу нестерпимую боль. Так истощал тело свое преподобный. 28 января 1568 года, преп. Феодосий в час смерти, которую провидел, приобщился Св. Тайн и вскоре, с миром и незаметно для окружавших, отошел ко Господу. Теплым молитвенником и врачом безмездным Вологодская церковь величает угодника Божия Феодосия. Не прошло сорока лет со дня преставления преп. Феодосия, как начались знамения и исцеления от его гробницы. Вот первое чудо, совершившееся над жительницею Тотьмы, девицею Ириною. Несколько лет она лежала расслабленною. Однажды в сонном видении ей явился инок с иконою Богоматери и повелел идти в Спасо-Суморин (Тотемский) монастырь и отслужить там молебен.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

затухание преподобнического типа святости: воскресает он уже только в XIX веке. Другой тип святости на Руси — юродство Христа ради — возник еще в XIV веке. Известно, что с середины XVI века юродство уходит из Москвы на русский Север, на свою древнюю новгородскую родину (первым русским юродивым был Прокопий Устюжский). Тотьма, наряду с Вологдой, Каргополем, Архангельском и Вяткой, становится в XVII веке городом, где подвизались последние святые юродивые : из семи известных блаженных XVI 1 столетия двое подвизались в Тотьме, являясь местными уроженцами. Жития их не сохранились, кроме малоизвестных широкому читателю сведений, распыленных по разным источникам. Обращаясь к житиям, деяниям, чудотворениям и истории почитания Тотемских святых, автор преследует цель не только познакомить читателя с утраченным духовным наследием прошлого, но и привести в систему все те ценные заметки, записи, которые известны разве только исследователям. Для большей ясности повествование ведется о каждом святом отдельно. ПРЕПОДОБНЫЙ ФЕОДОСИИ ТОТЕМСКИЙ был одним из самых почитаемых святых в прежней Вологодской епархии, где ему было посвящено несколько храмов. Слава преподобного Феодосия, как чудотворца, выходила за пределы вологодских границ. Престолы, ему посвященные, встречались в Новгородской, Олонецкой и Архангельско-Холмогорской епархиях. Строки его жития сообщают, что «Феодосии Ульянов Суморин» родился около 1530 года в городе Вологде в благочестивой и состоятельной семье. Отличаясь в юности религиозным настроением души, «желание свое ко Христу Богу вперив», Феодор (его мирское имя) мечтал о иночестве. Родители же, находясь в преклонном возрасте, желали передать ему наследство, чтобы обеспечить сыну будущее. Феодор вынужден был подчиниться родительской воле и жениться на приисканной ему невесте. От этого брака он имел дочь Марину. После смерти жены, устроив дочь, он принимает монашеский постриг с именем Феодосии в Спасо-Прилуцком монастыре под Вологдой . Феодосии, исполнив свою давнюю мечту, «...последовал еси преподобному Димитрию и обители его

http://pravicon.com/info-3497

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010