По приказанию членов комиссии все одежды, покрывавшие святые мощи, были с оных сняты и удалены, после чего секретарем Божковым и врачами были тщательно освидетельствованы все члены святых мощей. А затем приказано было поставить гроб со святыми мощами в наклонном положении, дабы часть гроба с помещающеюся в оном главою преподобного была приподнята, и в таком виде с преподобного было произведено два фотографических снимка. Засим вставали на стол члены комиссии и, взявши в руки обнаженные святые мощи, также и главу, показывали их народу, в значительном количестве наполнявшему храм. А после этого предложено было проходить мимо стола, на котором положены были святые мощи, всем желающим, касаться святых мощей, брать их в свои руки. Со святых мощей, вынутых из гроба и держимых в руках, также с главы и рук был произведен еще фотографический снимок. После этого комиссия вынесла постановление, чтобы святые мощи были оставлены обнаженными и положены были на верхней крышке кипарисного гроба, помещающегося в раке, а сверху были покрыты стеклянным футляром, взятым с плащаницы, что и было приведено в исполнение. Поверх футляра были положены печати… Сообщая о вышеизложенном, прошу срочного распоряжения Вашего о немедленном прекращении описанного необычайно кощунственного положения останков преподобного Феодосия Тотемского, которое может вызвать великое смущение среди православного населения…». Власти отказались удовлетворить просьбу епископа и вместо ответа поместили в газетах циничную статью председателя губернского исполкома. Владыка, желая объяснить суть церковной позиции, направил ему второе письмо, в котором писал: «Очень рад, что своим ответным письмом… на мое к Вам обращение с просьбой о прекращении выставления обнаженных останков преподобного Феодосия Тотемского в удовлетворение праздного любопытства толпы Вы даете мне повод изложить истинный взгляд Церкви на святые мощи. Наша Православная Церковь никогда не смотрела на мощи святых угодников Божиих как на непременно и совершенно целые нетленные тела, ибо это было бы не согласно со словом Божиим, по которому только один Богочеловек наш Иисус Христос не увидел тления… все же люди, в силу определения Божия «земля еси, и в землю отъидеши», должны подвергаться и подвергаются тлению…

http://pravmir.ru/novomucheniki-samarsko...

Монастырская. Спасо-Николаевская Ефремова пустынь. Верхотино-Преображенский мужской монастырь, Леванидова мужская пустынь на Важской Верхотине /// Объект утрачен Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Описание Зверинского В.В. 1602: «Ефремова-Спасо-Николаевская-Леванидовская, мужская пустынь, или Верхотин-Преображенский монастырь, ныне приход церкви села Монастырского Вологодской губернии Тотемского уезда Куракинской волости, в 80 верстах к западу – северо-западу от Тотьмы, при реке Режи. Основана в начале 16 столетия старцем Ефремом в царствование Великого князя Василия Иоанновича; преемник его игумен Леонтий получил владетельную и несудимую грамоту в 1539 году; вскоре она опустела, в 1560 году приписана к Спасо-Суморину монастырю и была возобновлена преподобным Феодосием, но в 17 веке опять запустела и совсем упразднилась. В начале второй половины 18 столения иеромонах Московского Угрешского монастыря устроил здесь каменную церковь во имя Преображения, освященную в 1761 году; затем была выстроена тоже каменная церковь святителя Николая, освященная в 1800 году». Уточнения и дополнения к описанию. Местоположение Ефремов монастырь находился на правом берегу реки Режа западнее места впадения её в Вагу, ныне деревня Монастырская Режского поселения Сямженского района Вологодской области. В «Церковно-историческом атласе Вологодской области» место Режского монастыря показано на листе карты 52, шифр 11-18. Режская пустыня Основана в начале 16 века старцем Ефремом. Построены деревянные церкви Преображения Господня и святителя Николая Чудотворца.В 1539 году настоятелем пустыни был игумен Леонтий, пустынь стала называться Леванидовой. В 1545 году обитель обезлюдела, её восстановил в 1560 году строитель Тотемского монастыря Феодосий Суморин. С этого времени пустынь была приписана к Спасо-Суморину монастырю, но снова запустела в конце 16 века. В 1617 году в пустыни проживали два старца, строителя и иеромонаха не было, служить в церквях было некому. Через год Режская пустынь приписана к Московскому Николо-Угрешскому монастырю, основанному Дмитрием Донским в 1380 году на Угреше - левом притоке реки Москвы. В конце 17 века на территории Режской пустыни находились: одна церковь, две жилые кельи и хлебня, проживали иеромонах и 2 старца. Монахи на жительство присылались из Угрешского монастыря. За деревянной монастырской оградой располагается скотный двор, при нём жили пять монастырских работников. За монастырём числились пять жилых деревень.

http://sobory.ru/article/?object=53871

Лариса 10 февраля 2019, 15:10 Преподобный Феодосий Тотемский, прошу твоего молитвенного заступления. Умоли в своей молитве Господа нашего Иисуса Христа Сына Божия о даровании мне и моему сыну Олегу достойной профессиональной работы, помоги с прошением о работе. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Благодарю. Elena 19 апреля 2018, 16:04 Святый преподобный Феодосий моли Бога о нас РБ Вадима РБ Елене РБ Анне РБ Юлии . Аминь. Екатерина 27 февраля 2018, 21:54 Спасибо, что через вашу статью познакомились со святым батюшкой. Рассказ очень добрый, жизнеутверждающий. Прослеживается главные христианские добродетели во всех историях, как в жизни самого Феодосия Тотемкого, так и притекающих к нему за помощью,- внутреннее благочестие, труболюбие и молитва. Очень согревает душу последнее напутствие старца братии, оно через века обращено ко всем нам: " мир, любовь, единение " . Будем же, достойны благословения святого Феодосия. АлександрГ. 13 февраля 2018, 08:57 Для кого-то чудеса, а для кого-то реальность. Дивен Господь во святых своих. Ибо, через них Он посылает нам возможность прикоснуться к Себе. Вия 12 февраля 2018, 19:42 Святый преподобный Феодосием Тотемский, моли о нас! Виктор 12 февраля 2018, 11:07 Верую Господе. помоги моему неверию тамара 11 февраля 2018, 14:00 Слава БОГУ,что у нас есть такие святые.Не оскудевает наша Святая Русь всеми святыми для помощи нам грешным для нашего вразумления и нашей помощи,для спасения нашей души, и раньше ,и теперь.Святий Феодосие,моли Бога о нас. лариса 11 февраля 2018, 03:48 Так тяжко читать первую часть статьи. Автор пересолил в эпитетах. Сергей, г.Москва 10 февраля 2018, 20:17 Спаси Господи, Мария, за Ваше повествование. Всегда радостно видеть, что православный народ не забывает своих небесных покровителей, а православные авторы напоминают нам об их славном подвиге. Храни Вас Господь! Пишите и дальше о русских святых: и тема прекрасная, и стиль у Вас для этого подходящий. А критику воспринимайте, как дар во спасение души - по учению святых отцов. Да, хорошо Вы пишите, приятно читать: образно, живо, благолепно.

http://pravoslavie.ru/110625.html

Тотьма. Церковь Рождества Христова. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Каменная двухэтажная церковь Рождества Христова в Тотьме расположена в центральной части города. Строилась церковь в два этапа. Первоначально, в 1746-1748 гг., была построена нижняя теплая церковь с престолом в честь Рождества Христова, позднее, в 1786-1793 гг., построена верхняя холодная церковь с престолом во имя святителя Николая Чудотворца. В 1790 году, отдельно от церкви была выстроена каменная колокольня, с устроенным в нижнем ярусе храмом во имя великомученицы Параскевы Пятницы. Здание церкви построено в стиле русского регионального (тотемского) барокко. Нижний ярус, сильно вытянут в продольном направлении. Он включает в себя пятигранный алтарь, собственно храм и более широкую трапезную с папертью. От верхнего яруса он отделяется карнизом. Стены украшают парные и одиночные пилястры. Перспективный портал, выполненный в традиции 17 века, расположен с южной стороны паперти. Над трапезной надстроен двусветный четверик холодного храма, который заканчивается широким карнизом с полукружиями и покрыт куполом, над которым поднимается световой восьмерик, несущий еще два восьмерика, поставленных один на другой и увенчанных главкою. Основной объем церкви бесстолпный, алтарь пятигранный. Стены украшены тонкими вертикальными пилястрами, над окнами сложные картуши. К летнему (холодному) храму пристроена небольшая трапезная с крыльцом и лестницей на ползучей арке. В 1930-е годы храм был закрыт, колокольня с храмом Параскевы Пятницы разрушена. В 1995 году передан Вологодской епархии. Восстановлен и освящен иерейским чином в 1999 году. В год 1000-летия Крещения Руси в 1988 году Вологодский музей актом от 29 апреля передал Вологодской епархии мощи преподобного Феодосия, находящиеся в кипарисовом гробу. Их первоначально поместили в Лазаревский храм города Вологды, что на Горбачевском кладбище. В 1994 году по просьбе верующих тотмичей состоялось торжественное перенесение мощей из вологодского Лазаревского храма в Троицкую церковь города Тотьмы. Сейчас мощи преподобного Феодосия Тотемского (Феодосий Юлианович Суморин), основателя Спасо-Суморина монастыря, находятся в нижнем храме Рождества Христова.

http://sobory.ru/article/?object=03691

Желают ли пастыри и учители духовные видеть, как должно предстоять стаду Христову, как совершать священнодействие слова и таинств, как право править слово истины? — Се пред вами святой Стефан, Питирим и Антоний, положившие за Евангелие самую душу свою. Нужен ли для мудрых образец, как не ослепляться блеском мудрости земной, как буйство Креста Христова ставить выше всех мирских познаний? Се пред нами святой Прокопий Устюжский, святой Андрей Тотемский, кои до того простерлись в исполнении заповеди самоотвержения, что всю жизнь были буиими Христа ради. Святые благоверные князья Иоасаф и Игнатий покажут сильным и богатым, как не полагаться на богатство погибающее, на силу и могущество сокрушающиеся, как уметь вменять вся в уметы — и славу и богатство, чтобы приобрести и не потерять Христа. Святой Корнилий Комельский, Дионисий Глушицкий, Феодосии Тотемский, с собором преподобных, ожидают только желания и охоты от тех, кои посвятили себя житию иноческому, чтобы руководить их и примером и молитвами своими по узкому пути жизни пустыннической. «Имуще убо , — заключим словами апостола, — ... толик... облежащ нас облак свидетелей , и непрестанно орошаемы из сего облака росою благословений небесных, ...терпением да течем на предлежащий всем нам подвиг спасения, взирающе» непрестанно на самого начальника веры и Совершителя спасения нашего, Господа Иисуса» (Евр. 12:1—2). Аминь. Слово по освящении нового кладбищенского храма, что на Холодной горе, во имя всех святых Изшед ныне на место сие для собеседования с вами, братие мои, по случаю освящения храма сего, вполне чувствуем, что мы находимся теперь не только посреди живых, но более, думаю, гораздо более умерших. К кому первее обратиться нам со словом: к живым или мертвым? С живыми нередко доводится нам беседовать в других местах, а с мертвыми, зде почивающими, мы видимся таким образом, как ныне, еще в первый раз. Самый храм сей, теперь освященный, более для мертвых, нежели для живых, у коих есть немало других храмов. Итак, поелику нынешнее торжество и радость принадлежат преимущественно умершим, то к ним первым обратится и слово наше.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3218...

«Сего 799 года Марта 9 дня приехала я в сей Тотемский Спасосуморин монастырь для моления и при мне сын Андрей 12 лет и две дочери, первая Елена на 14 году, вторая Матрона на 6 году, все одержимы тяжким недугом от нечистых духов, Андрей более году, дочь Елена более 3 лет, Матрона так же более года. Когда они введены были в церковь Преображения Господня, где мощи пр. отца Феодосия тотемского новоявленного чудотворца почивают, вдруг Андрей закричал необычным и страшным голосом и начал пружаться (т. о. напрягаться) в нем нечистый дух, а наипаче когда возложены были на него вериги, чотки и пояс железный преподобного и более вопить начал, что сковали оковами тяжкими. Потом вериги надеты были на Елену с великою силою и едва могли многими людьми принесть их ко гробу преподобного. А было сие происшествие после утрени в среду 2 седмицы поста в 7 часу по полуночи, при великом множестве народа разного звания, как благородного из разных губерний, так и купеческого и земледельцев, случившихся для моления. И начали оныя дети мои страшным голосом возвещать о жизни преподобного, о пришествии его во град Тотьму, о обретении места и начале строения обители, о собрании братства и о трудах и образе его жизни, о том, как и каким образом обретены его мощи. Когда возложен был гробным иеромонахом Нифонтом паралан преподобного, в то время необычно пружаясь Андрей кричал: «нас сей гонит вон, в бездну и темные леса, который лежит во гробе и копием колет» и иные проречения страшные и ужасные прорекали и каке Андрей, таке и сестры его пружались, бились, необычно корчились, терзали, рвали и кусали на себе платье, на меня мать свою и прочих предстоящих плевали и таковым страшным неистовством весь народ привели в трепет и ужас, движимы были не по возрасту, но по крепкой силе демонской и продолжалось сие более 3 часов. Когда в церковь пришел настоятель, они называли его именем: игумен Израиль, которого они прежде никогда не видали. Игумен оградил их крестом Господним и дал воды пить, обретенной во гробе и в тот час отрок и девица пришли в разум и все прославили Бога и угодника Его пр. Феодосия. Отрок поведал, что в то время видел он самого пр. Феодосия, прогоняющего бесов и крепко борющегося с ними и силою Божиею всех их поражающего. По исповедании гробным монахом Нифонтом, который и литургию отправлял, на 2 неделе поста в субботу сын мой Андрей необычно пружаясь и страх наводя предстоящим, почувствовал и очевидно усмотрел, что дух изгнан был из него в виде страшного чудовища, бегал по полу в церкви, но во св. алтарь войти не мог и дух сказал ему: Андрюшка прощай, я вон вышел из тебя чрез этого, лежащего во гробе и есть мне уготовано место. В тот час сын мой Андрей совершенное исцеление получил за молитвами пр. Феодосия и теперь здрав, которого сына моего Андрея, по искреннему его желанно и оставляю в монастыре для моления»

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

После этого комиссия вынесла постановление, чтобы святые мощи были оставлены обнаженными и положены были на верхней крышке кипарисного гроба, помещающегося в раке, а сверху были покрыты стеклянным футляром, взятым с плащаницы, что и было приведено в исполнение. Поверх футляра были положены печати... Сообщая о вышеизложенном, прошу срочного распоряжения Вашего о немедленном прекращении описанного необычайно кощунственного положения останков преподобного Феодосия Тотемского, которое может вызвать великое смущение среди православного населения...» . Власти отказались удовлетворить просьбу епископа и вместо ответа поместили в газетах циничную статью председателя губернского исполкома. Владыка, желая объяснить суть церковной позиции, направил председателю второе письмо, в котором писал: «Очень рад, что своим ответным письмом... на мое к Вам обращение с просьбой о прекращении выставления обнаженных останков преподобного Феодосия Тотемского в удовлетворение праздного любопытства толпы Вы даете мне повод изложить истинный взгляд Церкви на святые мощи. Наша Православная Церковь никогда не смотрела на мощи святых угодников Божиих как на непременно и совершенно целые нетленные тела, ибо это было бы не согласно со словом Божиим, по которому только один Богочеловек наш Иисус Христос не увидел тления... все же люди, в силу определения Божия “земля еси, и в землю отъидеши”, должны подвергаться и подвергаются тлению... Но есть “люди, имеющие ревность Божию не по разуму, которые утверждают, будто мощи святых непременно суть совершенно нетленные, то есть совершенно целые, нисколько не разрушенные и не поврежденные тела” . Мнение этих людей, как одностороннее и неправильное, и приносит много вреда Церкви. Церковь же под мощами разумеет вообще останки святых в виде ли более или менее целых тел (костей с плотью) или в виде одних костей без тела. Такое понимание Церкви явствует уже из самого названия останков святых “мощами”. По филологическому исследованию профессора Голубинского, слово “мощи” главным и собственным образом означает не целое тело, а части тела: древнеславянское “моща” в единственном числе значит остаток, множественное “мощи” – остатки...

http://fond.ru/kalendar/39/ioann/

А когда разжигали пламя для вываривания соли, Феодосий, стоя неподалеку, вспоминал о геенском огне Шли годы, авторитет Феодосия в глазах священноначалия рос, и, когда игумену понадобилось послать в Тотьму на разработку соляных промыслов одного из рассудительных и хозяйственных иноков, выбор пал именно на него. По приказанию Феодосия в предместьях Тотьмы была пробурена соляная скважина, преподобный нанял работников и сам лично руководил всеми делами. Вываривание раствора требовало большого количества дров, и Феодосий вместе с обычными тружениками рубил лес, складывал поленницы, а, когда разжигали пламя для вываривания соли, становился неподалеку, вспоминая о геенском огне, который ждет нераскаянных грешников в будущем веке. Кротость и смирение преподобного к работникам соляного промысла было беспримерным: «они же, видевше добродетельное его житие, не яко человека, но яко ангела Божия посреде себе имяху». Однако ответственное послушание нарушало безмолвие инока, привычка к которому сложилась за те годы, которые он провел в обители святого Димитрия. Главное было сделано – соляной промысел, этот зарок экономического благосостояния обители, был налажен, и теперь оставалось только поддерживать начатое. Феодосий испросил у игумена благословение удалиться в пустынь, чтобы сосредоточиться на молитве и богомыслии. Тотемский Спасо-Суморин монастырь. Фото 2015 г.      Он нашел место недалеко от самой Тотьмы между двумя реками – Ковдой и Песьей Деньгой, окруженное с обеих сторон холмами, поросшими лесом. Здесь, в междуречии, преподобный устроил первую хижину, а чуть позднее выкопал пещеру «зимнаго ради пребывания». Год спустя Феодосий выстроил и первую келью, к порогу которой окрестный люд в скором времени протоптал верную тропинку. «Преподобный же Феодосий, беседуя с ними о пользе душевней, отпущаше их в домы своя». Здесь, в междуречии Ковды и Песьей Деньги, Феодосий менее, чем когда-либо, давал «сон очима, веждома дремание и покой скраниама». Эти благословенные месяцы и годы уединенной молитвы были тем временем поиска «места селения дому Бога Иаковля», на которых потом строилось благоденствие обители Святого Преображения. В скором времени ходатайством тотьмичей было получено государево благословение на устроение новой обители и освящение ее соборного храма: «и вскоре постави церковь, и трапезу, и келии по чину монастырскому, способствующим ему гражданом, братиям же множащимся, обитель его исполняшеся всякими изобилии».

http://pravoslavie.ru/110625.html

Почувствовав приближение смерти, святой царь Давид составил духовное завещание, в котором, передавая управление страной своему сыну Димитрию, писал: «Ныне Промыслом Правосудного Бога отзываюсь я, а на царство наследственное призывается он. Все совершил я силою Честного Животворящего Древа и ему вручаю это осчастливившее меня Знамение». Причастившись Святых Таин, «со славословием на устах он предал свою душу Господу на 53-м году жизни, в субботу 24 января 1125 года». Царь был погребен в Гелатском монастыре, при входе в привратную церковь. Спустя некоторое время мощи его, прославленные знамениями милости Божией, были перенесены под престол соборного храма. В конце XIII века святой царь Давид III Возобновитель был прославлен, тогда же ему была составлена служба. Память его совершается 26 января/8 февраля. Январь, 28 Феодосий Тотемский, преподобный Преподобный Феодосий родился в первых десятилетиях XVI века в городе Вологде в благочестивой семье Сумориных. Отец его Иулиан воспитал сына в страхе Божием и научил его грамоте. Грамотность открыла отроку доступ к церковным и душеполезным книгам и очень рано расположила его к мысли посвятить свою жизнь Богу в иноческом чине. В то время в окрестностях Вологды было уже много иноческих обителей и благочестивому юноше нетрудно было найти себе место подвигов. Но Феодосий оставался в доме родителей до совершенного возраста и по воле родителей вступил в брак. От этого брака он имел дочь Марину, впоследствии бывшую в замужестве за одним вологжанином. Супружество Феодосия, любовь его к жене и дочери немало не препятствовали возрастанию его в духовной жизни. Усердно посещая храм Божий, Феодосий всем сердцем погружался в молитву и поэтому избегал стоять в толпе, становился где-либо в углу храма или за столбом. При такой сосредоточенности он принимал к сердцу услышанные в храме Божественные слова и размышлял о их значении. Особенно запало ему в сердце изречение Господа: Иже любит отца или матерь паче Мене, несть Мене достоин, и иже любит сына или дщерь паче Мене, несть Мене достоин. И иже не приимет креста своего и в след Мене грядет, несть Мене достоин (Мф. 10, 37–38). Повинуясь воле родителей и живя в супружестве среди мира, Феодосий надеялся достигнуть высоты нравственного совершенства, а слова Евангелия побуждали его спрашивать себя, совмещается ли с истинной любовью к Богу врожденная и естественная привязанность его к самым близким людям. Он волновался до слез, разрешая это недоумение, много размышлял и молился. Нетрудно понять, к какому решению он должен был склониться, как только начали падать узы, привязывавшие его к миру. Скончались родители Феодосия, по-видимому, и супруга его оставила этот мир, осталась дочь Марина и наследственное имущество. Феодосий упросил родственников взять Марину на попечение, а равно сберечь для нее и семейное его достояние.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

На северной стороне был устроен придельный теплый храм во имя преподобного Феодосия Тотемского чудотворца. Престол и жертвенник в алтаре, как и в приделе Божией Матери Всех скорбящих Радость, были деревянными. Икона в алтаре находилась одна. Образ Божией Матери Казанской стоял за престолом в золоченом по шардану киоте. На обороте иконы на металлическом листе было изображено «Моление о чаше». Предалтарный иконостас в северном приделе, по указанной описи, «столярной работы, гладкий, крашеный белилами, с карнизами, гладными колоннами и резбою, золочен[н]ыми по шардану, в одном ставе с полукружием, вверху Господь Саваоф и два ангела резные, оживленные красками, ниже того резные с сиянием Дух Святый, Ветхий и Новый Заветы». Царские врата — резные золоченые с шестью живописными клеймами. В иконостасе помещены были иконы с изображениями Господа Вседержителя, преподобных Феодосия Тотемского и Симеона Столпника, предстоящих в облаце Спасителю, святителя Стефана Пермского в рост, святой мученицы Акилины, местный образ Божией Матери Одигитрии, а также икона святого первоверховного апостола Петра живописной работы. По восточной стене придельного храма в резном золоченом иконостасе поставлены были образа святой мученицы Анны, преподобной Марии Египетской, Александра архиепископа Константинопольского, Алексия митрополита Московского, святой мученицы Александры, малый образ Божией Матери, живописные образа чудотворца Николая, святых Иоанна Предтечи, Иоанна Кущника. На северной стене в двух простенках в киотах стояли иконы с изображением Николая чудотворца с 8 живописными клеймами — изображениями чудес его и святого целителя Пантелеймона с чудесами. Зимние храмы отапливались двумя печами, одна из них была изразцовой, а другая — круглой железной. Колокольня Стефановской кладбищенской церкви построена одновременно с храмом. На ней, по сообщению описи, имелось девять различной величины колоколов. Самый большой из них отлит в 1807 году, весил 107 пудов 30 фунтов и отличался от других не только размерами и весом, но и отлитыми на нем изображениями Распятия Господня, Божией Матери и Николая чудотворца. Время изготовления и вес второго по величине колокола неизвестны. Третий колокол, весом в 12 пудов, был отлит в Устюге в 1786 году. Остальные колокола являлись малыми, ничем не примечательными.

http://sobory.ru/article/?object=10238

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010