10/23 Мучеников Евлампия и Евлампии (303–311). Преподобного Амвросия Оптинского (1891). Святителя Амфилохия, епископа Владимиро-Волынского (1122). Блаженного Андрея, Христа ради юродивого, Тотемского (1673). Святых 26 Зографских преподобномучеников (1284). Собор Волынских святых. Иконы Божией Матери «Зографской Акафистной» (ок. 1284). Тропарь мученикам Евлампию и Евлампии, глас 4 Мученицы Твои, Господи,/во страданиих своих... (общий мученикам). Кондак, глас 3 Доблия мученики и братию по плоти,/мудраго Евлампия и Евлампию почтим,/тии бо пребеззаконных кознодейства посрамиша силою Распеншагося;/сего ради явишася мучеников слава, купно и похвала. Величание Величаем вас,/страстотерпцы святии Евлампие и Евлампие,/и чтим честная страдания ваша,/яже за Христа/претерпели есте. Тропарь преподобному Амвросию Оптинскому , глас 5 Яко к целебному источнику,/притекаем к тебе, Амвросие отче наш,/ты бо на путь спасения нас верно наставляеши,/молитвами от бед и напастей охраняеши,/в телесных и душевных скорбех утешаеши,/паче же смирению, терпению и любви научаеши,/моли Человеколюбца Христа/и Заступницу усердную/спастися душам нашим. Кондак, глас 2 Завет Пастыреначальника исполнив,/старчества благодать наследовал еси,/болезнуя сердцем о всех, с верою притекающих к тебе;/темже и мы, чада твоя, с любовию вопием ти:/отче святый Амвросие,/моли Христа Бога спастися душам нашим. Величание Ублажаем тя,/преподобне отче Амвросие,/и чтим святую память твою,/наставниче монахов/и собеседниче ангелов. Тропарь святителю Амфилохию, епископу Владимиро-Волынскому, глас 4 От мирскаго мятежа изшед,/в пещерах Киевских Феодосия блаженнаго Богомудренно вселился еси,/святителю Христов отче Амфилохие,/и отсюду во епископа Богоспасаемей пастве Владимиро-Волынстей поставленный,/в трудех, бдениих и пощениих свято подвизался еси./И тако достиг добродетелей совершенства,/паки в пещеры святыя возвратился еси,/идеже и дух свой благочестно предал еси Господеви, всечестне,/к лику преподобных Печерских пречтен,/с нимиже молися Христу, всечестне,/спастися душам нашим. Кондак, глас 8

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Тотьма. Церковь Рождества Христова. Карта и ближайшие объекты Каменная двухэтажная церковь Рождества Христова в Тотьме расположена в центральной части города. Строилась церковь в два этапа. Первоначально, в 1746-1748 гг., была построена нижняя теплая церковь с престолом в честь Рождества Христова, позднее, в 1786-1793 гг., построена верхняя холодная церковь с престолом во имя святителя Николая Чудотворца. В 1790 году, отдельно от церкви была выстроена каменная колокольня, с устроенным в нижнем ярусе храмом во имя великомученицы Параскевы Пятницы. Здание церкви построено в стиле русского регионального (тотемского) барокко. Нижний ярус, сильно вытянут в продольном направлении. Он включает в себя пятигранный алтарь, собственно храм и более широкую трапезную с папертью. От верхнего яруса он отделяется карнизом. Стены украшают парные и одиночные пилястры. Перспективный портал, выполненный в традиции 17 века, расположен с южной стороны паперти. Над трапезной надстроен двусветный четверик холодного храма, который заканчивается широким карнизом с полукружиями и покрыт куполом, над которым поднимается световой восьмерик, несущий еще два восьмерика, поставленных один на другой и увенчанных главкою. Основной объем церкви бесстолпный, алтарь пятигранный. Стены украшены тонкими вертикальными пилястрами, над окнами сложные картуши. К летнему (холодному) храму пристроена небольшая трапезная с крыльцом и лестницей на ползучей арке. В 1930-е годы храм был закрыт, колокольня с храмом Параскевы Пятницы разрушена. В 1995 году передан Вологодской епархии. Восстановлен и освящен иерейским чином в 1999 году. В год 1000-летия Крещения Руси в 1988 году Вологодский музей актом от 29 апреля передал Вологодской епархии мощи преподобного Феодосия, находящиеся в кипарисовом гробу. Их первоначально поместили в Лазаревский храм города Вологды, что на Горбачевском кладбище. В 1994 году по просьбе верующих тотмичей состоялось торжественное перенесение мощей из вологодского Лазаревского храма в Троицкую церковь города Тотьмы. Сейчас мощи преподобного Феодосия Тотемского (Феодосий Юлианович Суморин), основателя Спасо-Суморина монастыря, находятся в нижнем храме Рождества Христова.

http://sobory.ru/article/?object=03691

Тотьма. Спасо-Суморин монастырь. Карта и ближайшие объекты Спас-Сумарин монастырь, заштатный, в 2 верстах от города Тотьмы. Основан преподобным Феодосием (см. 28 января). Мощи преподобного Феодосия находятся зимою в Воскресенском соборе под аркою между собором и северным приделом во имя самого угодника, а весною ежегодно с торжественным крестным ходом переносятся в холодный Преображенский собор и здесь остаются в продолжение лета на месте левого клироса в серебряной раке под массивной аплике сенью; они покрыты покровом и только оставлена открытою для лобзания рука преподобного. Перед ракою, в киоте за стеклом, — чудотворная икона Божией Матери, именуемая Тотемскою и Суморинскою, принесенная самим преподобным (по фамилии Сумариным) из вологодского Прилуцкого монастыря, как дар напутственного ему благословения; празднование в честь этой святой иконы бывает 28 января и 29 июня. В ризнице хранятся: часть крышки с гроба преподобного Феодосия; кожаные сапоги его с железными подковами, найденные в земле при открытии мощей его; древняя копия с духовной преподобного, писанная столбцом на свитке; железная шапка из двух полос, сложенных крестообразно, с обручем вокруг головы, железные четки и железные вериги преподобного Феодосия. Ежегодно 28 января вокруг монастыря, а 30 августа, 2 и 5 сентября в монастыре из собора города Тотьмы совершаются крестные ходы. При монастыре богадельня, странноприимный дом и открытая в 1889 году церковно-приходская школа имени преподобного Феодосия. К монастырю приписана с 1832 года Дедовская Троицкая пустынь, в 7 верстах от города Тотьмы, на Дедове острове реки Сухоны, основанная в 1676 году. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году » Спасо-Суморин монастырь – бывший мужской православный монастырь в городе Тотьме. Расположен на продолговатом мысу между речками Песья Деньга и Ковда. Указом Президента Российской Федерации от 20 февраля 1995 года 176 Ансамбль Спасо-Суморина монастыря, XVIII-XIX вв. отнесен к категории объектов культурного наследия федерального значения.

http://sobory.ru/article/?object=00367

В.П. Мордвинов Ее сиятельству Надежде Борисовне княгине Трубецкой труд свой с глубочайшим уважением посвящает Владимир Мордвинов Много великих угодников Божьих просияло в Вологодских пределах. Предлагая благочестивому читателю сведения о жизни святых, почивающих в Вологодской епархии, считаем полезным выписать несколько слов из первого слова к Вологодской пастве, произнесенного Преосвященным Иннокентием, когда он прибыл в Вологду, на престол Епископский, из Киева, из викариев тамошней митрополии: «….Когда обзираю мысленно паству Вологодскую, то мне кажется, что я из одного рая духовного переселился в другой подобный. Куда не посмотрю, везде вижу целые лики святых. Возрю ли на Восток? там Прокопий Устюжский отводит молитвами своими каменную тучу, висящую над Устюгом; там Феодосий Тотемский среди сланых источников открывает новый неиссякаемый кладезь соли духовной, и сам соделывается солью земли Тотемской, спасающею от гниения души и сердца. Обращусь ли к Западу? здесь обители св. Павла Обнорского, св. Корнелия и Арсения Комельских высятся как твердыни духовные в прибежище и оплот воинов Христовых, в отражении врагов видимых и невидимых. Посмотрю ли на Север? Тут, среди волн на скале каменной, вижу несокрушимее всех скал и камней – раку святого Благоверного князя Иоасафа, преподобных Петра и Василия. Приникну ли к Югу? там почивают, или лучше сказать, стоят на страже духовной, святые основатели церкви Вологодской – священномученики Герасим, Иона и Питирим. Осмотрюсь ли кругом себя? Се Димитрий Прилуцкий! Се Галактион Спасокаменский! Се Герасим Киевский! Се, в самом храме семь. 1 Антоний Вологодский!... Огражденные таким образом со всех сторон святыми ходатаями и заступниками, имея, скажем словами Апостола, облежаще нас толик облак свидетелей ( Евр. 12:1 ) веры и упования, можем ли не благодушно выйти на предлежащий нам подвиг спасения?.. (Слова к пастве Вологодской. Киев 1843 г. стр. 3 и 4). Житие преподобного Павла Камельского или Обнорского В сонме воинов Христовых, наших присных защитников и молитвенников перед Престолом Божьим, дивным светилом светит великий подвижник веры и Благочестия Преподобный Павел Обнорский.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

К вопросу изучения богослужебных Миней Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 31, 2001 31 июля, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 31, 2001 Богослужения, совершаемые ежедневно в православных храмах, творятся по Минеям. Богослужебные Минеи создавались на протяжении веков, дополнялись, дорабатывались, редактировались. На своих страницах они содержат богослужебные тексты, посвященные библейским событиям, прежде всего Новозаветным. Церковь прославляет в гимнах святых мужей и жен, просиявших подвигами святости на протяжении тысячелетий. Богослужебные тексты содержат православное вероучение, учат благочестию. Кроме того, содержащиеся в Минеях тексты были написаны гимнографами в горении веры, причем некоторые из них были позднее канонизованы Православной Церковью и их памяти вошли в Месяцеслов; им также были составлены службы. Богослужебные тексты наряду с житийными могут быть духовным чтением для благочестивого читателя. Как и жития, они могут явиться предметом научного изучения. Единственным обобщающим трудом по этой проблематике на сегодняшний день является труд Ф. Спасского “Русское литургическое творчество (По современным Минеям)” (Париж: YMCA-Press, 1951). Он написал свой труд, исследуя богослужебные Минеи синодального издания. Рецензент этой книги справедливо отметил: “Книга Ф. Спасского исследует очень интересную страницу русской истории литературы, которая в последние десятилетия едва ли попадала во внимание исследований” 1 . Изданию данной книги предшествовал ряд публикаций автора, самая ранняя из которых посвящена вопросам вероучения, содержащимся в богослужебных Минеях 2 . Памятники гимнографии позволили автору выявить талант духовного писателя Древней Руси XVI века, мастера акростиха — игумена Маркелла Безбородого 3 . На основании изучения богослужебных текстов автор выявил особую страницу в истории православной гимнографии на Руси в XVI веке, связанную с Митрополитом Макарием (†1563; память 30 дек.) 4 . Акростихи и надписания служебных канонов были обобщены автором в другой статье 5 . Одну из поздних статей Ф. Спасский посвятил отдельной службе русскому святому XVI века — преподобному Феодосию Тотемскому 6 .

http://pravmir.ru/k-voprosu-izucheniya-b...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Добавлено на опознание: 2016-09-28 16:12:15 Владелец: Zarya Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Помогите опознать икону. Ответов: 1. Последний ответ: Напишите, видны ли какие-либо буквы над образами? в центре святитель Николай Мирликийский еп.чуд. (Николай чуд.). Справа для нас - похоже на свт Никиту Новгородского еп., а слева свт. Василия Великого архиеп. Икона семейная или нет? Если семейная, в [...] Добавлено на опознание: 2016-09-20 18:08:22 Владелец: Natalignp Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Помогите опознать икону. Она мне досталась по наследству от бабушки. Знаю, что она старинная. Бабушка старообрядческой веры и эта икона переходила по наследству. Материал - металл (помоему медь). Имеет ли она ценность ? Ответов: 5. Последний ответ: Спасибо большое Добавлено на опознание: 2016-09-18 20:05:19 Владелец: Misha1999 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Подскажите пожалуйста, что это за икона. Ответов: 1. Последний ответ: Преподобный Феодосий Тотемский. http://pravicon.com/icon-3088 Добавлено на опознание: 2016-09-15 16:25:33 Владелец: Maxim Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: [Добавлено 2016-09-15 17:31:42]: Подскажите что это за икона и имеет ли материальную ценность,надписей ни каких нет. Ответов: 1. Последний ответ: Феодоровская икона Божией Матери Добавлено на опознание: 2016-09-15 16:23:48 Владелец: Maxim Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Подскажите что это за икона,и есть у нее материальная ценность. [Добавлено 2016-09-15 17:33:33]: Подскажите что это за икона и имеет ли материальную ценность,надписей ни каких нет. Ответов: 4. Последний ответ: Спасибо Добавлено на опознание: 2016-09-15 16:22:55 Владелец: Maxim Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов нет. Добавлено на опознание: 2016-09-15 16:22:21 Владелец: Maxim

http://pravicon.com/unknown/35

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Творения Творения священномученика Сергия Мечева, сына старца Алексия. Отец Сергий был пастырем в годы самых жестоких советских гонений. В собрание вошли: Духовные беседы 1. О богослужении 2. О жизни в богослужении и о приобщении к вечности 3. О чтении и разумении Священного Писания 4. Слово о Церкви как Теле Христовом Из поучений на Рождество Христово Из проповедей в подготовительные недели Великого Поста НЕДЕЛЯ О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ НЕДЕЛЯ О БЛУДНОМ СЫНЕ ВСЕЛЕНСКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА НЕДЕЛЯ О СТРАШНОМ СУДЕ «ПОКАЯНИЯ ОТВЕРЗИ МИ ДВЕРИ, ЖИЗНОДАВЧЕ…» Проповеди 1. День Церковного Новолетия (1 сентября) 2. Рождество Пресвятой Богородицы 3. Воздвижение Креста Господня 4. Неделя по Воздвижении 5. Введение во храм Пресвятый Богородицы 6. Введение в Рождество Христово 7. Предпразднество Рождества 8. Рождество Христово 9. День памяти преподобного Серафима Саровского 10. Крещение Господне 11. День памяти св. Феодосия Тотемского 12. Сретение Господне 13. Памяти Святителя Алексия 14. Подготовительные недели Великого поста 15. Неделя о мытаре и фарисее 16. Неделя о мытаре и фарисее 17. Неделя о блудном сыне 18. Родительская суббота 19. Неделя о Страшном Суде 20. Неделя о Страшном Суде 21. Неделя о Страшном Суде 22. ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ 23. ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ СВЯТОГО ВЕЛИКОГО ПОСТА 24. К ИСПОВЕДНИКАМ В ПЯТНИЦУ ПЕРВОЙ НЕДЕЛИ ВЕЛИКОГО ПОСТА 25. НЕДЕЛЯ ВТОРАЯ — ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ 26. НЕДЕЛЯ ПРАВОСЛАВИЯ 27. НЕДЕЛЯ ТРЕТЬЯ. ФАВОРСКИЙ СВЕТ 28. СВ. ГРИГОРИЙ ПАЛАМА 29. Учение об истинной смерти Св. Григория Паламы 30. День памяти Иакова Постника 31. Крестопоклонная неделя 32. Слово в неделю Крестопоклонную 33. Слово в неделю Крестопоклонную 34. Суббота 4-й недели Великого поста 35. Неделя пятая. Иоанн Лествичник 36. Неделя шестая. Мария Египетская 37. О смирении 38. Вербная суббота 39. Вербная суббота 40. День памяти Святителя Николая 41. День памяти Св. Николая 42. Неделя о мытаре и фарисее

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=107...

Предалтарный иконостас возобновлен в 1863 году. В первом ярусе иконостаса местных икон четыре, - на правой стороне царских врат: 1) икона Вседержителя, 2) за южной дверью икона Владимирской Божией Матери, вставленная в середину большой иконы, на которой вверху написан образ Сретения Господня. По левую сторону царских врат: 1) храмовая, чудотворная икона Рождества Пресвятой Богородицы, 2) Икона Божией Матери Живоносного Источника. В Благовещенском храме иконостас одноярусный, местных икон девять. По правую сторону царских врат: 1) икона Спасителя с молящимися вологодскими чудотворцами, 2) икона Рождества Пресвятой Богородицы, 3) икона Успения Божией Матери, 4) икона Николая Мирликийского и 5) в завороте у окна икона преподобного Кирилла Новоезерского и Феодосия Тотемского, чудотворцев. По левую сторону царских врат: 6) иона Благовещения Пресвятой Богородицы. На северных пономарских дверях изображение архидиакона Стефана, 7) икона Рождества Христова, 8) икона Богоявления Господня и 9) в завороте у окна икона святой мученицы Параскевы. В Предтеченском приделе иконостас одноярусный, устроенный в 1846 году. В ризнице замечательных по древности предметов нет. Степановский И.К. Сямский Богородице-Рождественский монастырь/И. К. Степановский//Вологодская старина: ист.-археол. сб. – Вологда, 1890. С. 73-74. С сайта Церковная история Вологодского края Сямский Богородице-Рождественский монастырь, общежительный, в 65 верстах от города Вологды, близ Кубенского озера. Основан в 1524 году. Здесь находится чудотворная икона Божией Матери, именуемая Сямскою; эта святая икона явилась в 1524 году и названа по месту явления в Вологодской губернии, в селе Отводном, Сямской волости, жители которой устроили обитель, где храмовою иконой и была поставлена явленная икона; святая икона изображает Рождество Богородицы; празднество ей совершается 8-го сентября. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году». Сямский Богородице-Рождественский монастырь Монастырь возник в 1524 году, когда парализованному крестьянину Ивану Родионову явилась Пресвятая Богородица и исцелила его. После этого чуда прихожанами Покровской Сямской церкви построен монастырь в Сяме. Монастырская церковь освящена в честь Рождества Пресвятой Богородицы в 1525 году.

http://sobory.ru/article/?object=15782

Сандогора. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь, Свято-Троицкий храм Карта и ближайшие объекты Возникновение большого села Сандогора, вытянутого вдоль высокого левого берега р.Кострома, по-видимому, относится к нач. 18 века. В предшествующее время эти земли входили в состав вотчины Костромского Спасо-Запрудненского монастыря. Изначально основным занятием жителей было не земледелие, а рыбный и пушной промыслы, ремесло и торговля. Развитию последней способствовало судоходное движение по реке от Костромы до Буя. Экономическому расцвету поселения благоприятствовало также соседство с почитаемым в этих местах Спасо-Геннадиевым монастырём, стоящим на противоположной стороне реки и привлекавшим множество богомольцев. Несколько раз в год у стен монастыря проходила ярмарка. Ко 2-й четв. 19 в. положение Сандогоры было настолько прочным, что в 1829 г. средствами прихожан в южной части села на берегу реки был возведён каменный пятиглавый храм с трёхярусной колокольней, сменивший деревянную шатровую церковь в честь Святой Троицы. В каменный храм перенесли три престола из деревянной церкви: 1) в холодном четверике - в честь Святой Живоначальной Троицы, в тёплой трапезной 2) во имя свт. Николы, 3)во имя прпп. Сергия Радонежского, Геннадия Костромского и Любимоградского и Феодосия Тотемского. Появление престола во имя преподобных Геннадия и Феодосия связано с находящимся в нескольких верстах от Сандогоры за р.Костромой Спасо-Геннадиевым монастырём, основатель которого, прп.Геннадий, очень почитался в Костромском уезде, а прп.Феодосий Тотемский был очень почитаем в южных уездах Вологодской и северных уездах Костромской губерний. Стоящий на берегу р.Костромы Свято-Троицкий храм в Сандогоре относится к числу немногих церквей района, избежавших в советское время закрытия. Характерный для этих мест сельский храм в запаздывающих по времени формах плоскостного позднего барокко, сохранивший убранство интерьера. Возведенная в 1829 г. на средства прихожан кирпичная и побеленная по известковой обмазке церковь стоит в южной части села на берегу р. Кострома. В 3-й четв. 19 в. с трех сторон (кроме северной, речной) церковный участок был окружен кирпичной и также покрытой обмазкой оградой с воротами с запада и калиткой — с востока.

http://sobory.ru/article/?object=24099

Тотьма. Церковь Георгия Победоносца. Георгиевская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Георгия Победоносца Год постройки:1763. Перестраивалась в 1840-х и в 1869. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Вологодская область, Тотемский район, г. Тотьма, парк им. Ленина Координаты: 59.97237, 42.76109 Проезд:Пешком от Торговой площади по Белоусовской улице метров 20, дойдете до парка им. Ленина. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Георгиевская церковь находится на площади между улицами Торговой, Малой Садовой и Георгиевской и окружена бульваром, который по имени церкви и называется Георгиевским. Эта церковь существовала уже в XVI веке. В числе городских священников, которым был заказан сорокоуст в 1568 году после смерти преподобного Феодосия, упоминается и священник Георгиевской церкви Степан. Затем, последующие известия о ней находим в дозорной книге г. Тотьмы и его уезда 1620 года. Здесь сказано: " ...храм теплой - Егорей страстотерпец, а в нем деисусы и образа местные, и евангелие, и книги, и ризы, и колокола строенье мирское; да место церковное Николы чудотворца Великорецково; храм сожгли литовские люди во 121 году (1613) " . Из этой выписки видно, что до 1613 года рядом с Георгиевской церковью существовала еще Никольская церковь, которую поляки при нападении на Тотьму в 1613 году и сожгли. Когда Никольская церковь была построена, неизвестно. Нет никаких сведений в дозорной книге и о том, была ли сожжена Георгиевская церковь поляками вместе с Никольскою или она осталась целою, или была вновь построена после нашествия поляков. В течение последующих пяти лет, с 1620 по 1625 гг., Никольский храм снова был построен и в писцовых книгах 1623-1625 годов уже описан вместе с Георгиевским: " От торгу идучи, меж Пробойные Большие улицы и Егорьевской - церковь Николы чудотворца, древяна, клетцки, а в церкви образов местных: образ Николы чудотворца на золоте, а у него прикладу венец да гривна серебряны; образ Пречистыя Богородицы Одигитрия; деисус с праздники и с пророки, двери царския и северныя на празелени; паникадило медное, крест воздвизальный, евангелие напрестольное - печать литовская, евангелисты серебряные; сосуды церковные древяные, ризы безинные (?), стихарь полотняной, патрахиль и поручи крашениннея; псалтырь, часовник, апостол, евангелие толковое - печать все литовская; два охтоя на восмь гласов, две треоди: постная да цветная, две минеи: декабрь да февраль, минея общая - печати все московския; златоуст, сборник, два трефолоя, ермолой, святцы с тропари и с кондаки - все письменные; две свечи поставных, вощаные, тощие, навощены красками.

http://sobory.ru/article/?object=50419

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010