«Горлица и ласточка умеют распознавать время года для перелетания в теплыя страны» ( Иер. 8:6 ): так и наша голубка-младенец как будто знала, когда ей надобно было отлететь из сей юдоли плача в страну райскую, где жизнь безконечная и радость неизглаголанная. Она простилась со всеми близкими родными, которые съехались в этот воскресный день (2 января) для поздравления родителей с новым годом. Она, в самом деле, и меня дождалась, как говорил я при первом моем свидании с крестницей; мне по милости Божией ( Иов. 12:9–10 ), дано было несколько дней утешиться ею. Господи! упокой младенца, молился и плакал я особенно в день ее погребения на Ваганьковом кладбище. 1855 г. VI. Путешествие из Вологды в Тотемский Спасо-Суморин монастырь преподобного Феодосия в 1860 году 75 Преп. Феодосий Тотемский родился в Вологда, в царствование Василя Иоанновича, от благородных родителей по прозванию Сумориных и воспитан был в страхе Божием. По настоянию родителей он женился и имел дочь Марину, но семейная жизнь не отвлекала его от любви к Богу: он усердно посещал церковь , часто молился дома и особенно ночью. Настроенный к благочестивой жизни, он по смерти родителей и супруги своей, конечно, не без внутреннего воздействия благодати Божией, поступил в Вологодскую Прилуцкую обитель преп. Димитрия и принял здесь пострижение. В обители Феодосий проходил тяжелое послушание – носить воду и пек хлебы, рубил дрова, в тоже время соблюдал строгий пост и возносил молитвы к Богу. По приказанию игумена, он отправился в Тотьму смотреть за монастырскими солеваренными заводами. Здесь ему понравилось одно место между речками, впадающими в реку Сухону, оттененное лесом и горою; на этом месте Феодосий основал в 1554 г. Спасо-Суморинский монастырь и еще обновил бывшую в Тотемском уезде пустынь Ефремову. Настоятельствуя над двумя обителями, он, как строгий подвижник, изнурял свое тело веригами и жесткою власяницей. Блаженный преставился в 1568 году и был погребен в основанном им монастыре. При гробе его совершались чудеса. В 1796 году, при копании рва для нового храма Вознесения Господня, были обретены мощи Феодосия нетленными, а в 1798 г. установлено праздновать ему повсеместно 28 января, в день его преставления,

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Строился на средства прихожанина И.Ф. Протодьяконова. 9 апреля 1772 года храм сгорел. Восстанавливался в течение 9 лет. 3 августа 1781 года освящен епископом Великоустюжским и Тотемским Иоанном, о чем свидетельствовала надпись на благословящем кресте, стоящем в алтаре. После восстановления пятиглавие заменено на одну главу. 24 апреля 1735 года начато строительство Георгиевского теплого каменного храма с пределом во имя святых и благоверных князей Бориса и Глеба, по благословящей грамоте архиепископа Великоустюжского и Тотемского Сергия, о чем свидетельствовала надпись на одной из стен. Строительство закончено в 1738 году. Георгиевский храм освящен 19 ноября 1738 года, Борисоглебский придел – 25 октября 1743 года архиепископом Великоустюжским и Тотемским Гавриилом. В 1769 году по указу епископа Великоустюжского и Тотемского Иоанна к теплому Георгиевскому храму с западной стороны пристроена паперть и три кладовые палатки. В 1757 году по указу епископа Великоустюжского и Тотемского Варлаама начато строительство каменной колокольни. Строительство закончено в 1769 году. В 1930 году колокольня была разобрана. Обе церкви и колокольня построены иждивением прихожан и церковными сборами. В 2016 году начато восстановление обоих храмов. Далее в описании внутреннего убранства Георгиевских храмов использована статья А. Попова, опубликованная в «Вологодских епархиальных ведомостях» в 1873 храм во имя преподобных отцов Антония и Феодосия Киевопечерских чудотворцев.Имел одну золоченую главку, увенчанную золоченым крестом. Стены и свод алтаря и церкви были расписаны. Царские врата резные золоченые с шестью традиционными клеймами - Благовещение Божией Матери и четыре Евангелиста. Иконостас в пять ярусов золоченый. Первый ярус. Справа от царских врат: образ Воскресения Христова с венцами и окладом серебряным; образ архидьякона Стефана; образ Преподобных Антония и Феодосия Киевопечерских чудотворцев с венцами и ризами серебряными; образ великомученика Георгия с венцами и ризой серебряными.

http://sobory.ru/article/?object=06418

А не учнет Феодосий на тех местах тут монастыря – пустыньки строить, и мен Марье, со своими детьми – с Фео дором да Петром, да со внуком с Ивановым, владети по старому пути у купчей. А учнет Феодосий на тех мстах пустыньку строити и мне Марье с своими детьми – Феодором да Петром и с Ивановым сыном, в те пустоши при Феодосьеве животе, и после Феодосьева живота, не вступаться ни во что; а где влягут на те пустоши старое какое дело нибудь, и мне Марье, с своими детьми и со внуком, от тех от всех дел очищати, и убытка ему в том ни чего не привести. А у данные сидели мужи Игнатей Яковлев сын Черного, да Васька Клементьсв сын диак, да Филя Иванов сын Пономарев, Данную писал Козсмка Иванов сын Тороканов лета 7061 (1553), августа в 10 день. 203 В житии пр. Феодосия, напечатанном при службе ему в москов. синодал. Типографии в 1823 году, в описании монастыря, изд. архим. Нафанаилом в 1850 г. и в житиях святых Муравьева – архиепископ ростовский назван Григорием, но Григорий умер 1416 года 3 мая, а в 1554 году архепископом был Никандр, посвященный в 1549 году и скончавшийся в 1556 году. 204 На ризе иконы надпись: В Спасо-Суморинскую обитель сей св. образ принесен руками пр. Феодосия Тотемского нового чудотворца, из Спасоприлуцкого Вологодского монастыря в 1554 г. июня 29 дня. Эта надпись основана на древней монастырской описи. 207 Арсений Тодорский, посвященный 15 августа в Новгороде в епископа Вологодского, тогда еще не прибыл в Вологду. 208 Описание, что по осмотру, учиненному по силе присланных из Свят. Правит. Синода указов Арсением, архиепископом ростовским и кавалером и Арсением, епископом вологодским, найденному в Тотемском Спасопреображенском Суморине монастыре 1796 года, сентября 2 дня, при копании рва под фундамент новостроющейся в том монастыре церкви телу, именуемому пр. Феодосия тотемского чудотворца, сего декабря 8 дня оказалось против свидетельства, чиненного 1796 года ноября 14 и 15 числ сходственно и что не сходственно. По свидетельству 1796 года ноября 14 числа показано: По осмотру декабря 8 дня 1797 года оказалось: Гроб, вытесанный из соснового бревна мерою в длину 3 аршина 1 вершек с половиною, толщиною в возглавии в вышину 10 вершков с половиною и с крышкою, шириною 9 вершков с четвертью, в ногах вышиною 9 вершков, поперек 8 вершков три четверти.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Адрес : ул. Лесотехникум, Тотьма, Вологодская обл., Россия, 161300 Святые мощи преподобного Феодосия Тотемского почивают в Спасо-Суморином монастыре. г. Тотьмы Вологодской области. При гробе преподобного совершались чудеса. В 1796 году при перестройке Вознесенской церкви его мощи были обретены нетленными. Как отметил жизнеописатель, «всех чудес преподобного Феодосия в монастырской книге записано 146, и записывать их давно уже перестали...». Возвращение и перенесение святых мощей, изъятых при советской власти, в Тотьму совершилось 14 сентября 1994 года. в 2016 г. перенесение мощей в Спасо-Суморином монастырь. Адрес: Вологодская обл., г.Тотьма, наб. Кускова, д.7 Святые мощи блаженного Андрея Тотемского находятся в г. Тотьме под спудом в церкви Воскресения Христова и Успения Пресвятой Богородицы. Блаженный Андрей зимой и летом ходил босой, в рваной одежде, питаясь только хлебом и водой и то в таком малом количестве, чтобы только не умереть с голода, и молился день и ночь. За свои подвиги и труды блаженный Андрей удостоился дара чудотворений. У гроба блаженного засвидетельствованы многие исцеления. Адрес: Вологодская обл., Тотемский р-н, с. Варницы В Церкви Воскресения Христова (с.Варницы) под спудом покоятся святые мощи праведного Максима, иерея Тотемского , который некоторое время был в городе священником Воскресенской церкви, где и был погребен. В течение сорока лет он проходил тяжелый подвиг юродства Христа ради, постоянно находясь в посте и молитве. Скончался блаженный Максим в глубокой старости 16 января 1650 года. Местное почитание святого началось в 1715 году в связи с многочисленными чудесами, происходившими при его гробе. Адрес: Вологодская обл., Тотемский р-н, Погореловское с/п,д.Погорелово Почитание преподобного Вассиана Тиксненского началось в 1647 году, когда во время моровой язвы у места его погребения многие немощные получили исцеление. В настоящее время установлен поклонный крест на месте церкви Св. Троицы, где покоились мощи преп. Вассиана Тиксненского. Надпись на табличке: Преподобный отче наш Вассиане, моли Бога о нас. Грязовецкий р-н [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Вологодская_об...

40) Преподобный Онуфрий, строитель бывшего Катромского Николасвского монастыря при Катромском озере. Мощи его тамо под спудом; но когда скончался, неизвестно. 41) Преподобный Филипп, игумен, основавший в 1447 году Спасо-Казанский монастырь на р. Сухоне. Мощи его там на погосте под спудом. Память Ноября 15. В Тотемском уезде: 42) Преподобный Феодосий, игумен Спасо-Суморина монастыря, преставился 1568 г. января 28. Мощи его обретены в 1796 году и почивают открыто в сем монастыре. Память января 28. 43) Преподобный Вассиан, пустынник, на Тиксне реке, основатель бывшей Тиксеснской пустыни, преставился 1633 г. Сентября 12. Мощи его под спудом в Тиксненской приходской церкви. Память 12 Сентября. 44 и 45) Преподебные Григорий и Кассиан, Авнежские чудотворцы, основатели монастыря бывшего Авнежского в Авнежских волостях. Они убиенны Татарами и Вятчанами в 1392 году, июня 15. Мощи их под спудом в Авнежской приходской церкви. Память июня 15. 46) Блаженный Максим, священник Тотемский, юродствовал 45 лет, преставился в 1650 г. января 16. Мощи его в городской церкви, что у варниц. Почитание его началось с 1715 года. Мощи его под спудом. Память января 16. 47) Блаженный Андрей, Тотемский юродивый, уроженец Устья Толшемского, ученик преп. Стефана Галицкого, скончался 1674 года Октября 10, будучи 35 лет и 4 месяцов от рождения, а юродствовал 10 лет. Погребен в Тотемской Воскресенской градской церкви. Мощи его под спудом и почитаются издавна. Память 10 Октября. 48) Преподобный Агапит, основатель бывшего Маркушевского монастыря на речке Маркуше; убиее в 1584 году, мая 21. Мощи его под спудом в приходской Маркушевской церкви. Память мая 21. В Вельском уезде: 49) Праведный Прокопий, Устьянский. Когда жил и скончался, неизвестно. А мощи его открыто почивают в Усьянской приходской церкви. Они свидтен. Память июля 8 4 . В Никольском уезде: 50) Преподобный Тихон, основатель Крестогорской Тихоновой пустыни при реке Вохне. Жил около половины XVII столетия. Мощи его там под спудом. В г. Устюге и Устюжском уезде:

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

1. Небольшой серебряный ларчик, с изображением на верхней крышке возстания Спасителя из гроба, в коем помещается часть от камня Гроба Господня. 2. Небольшой серебряный крест, с изображением на нем распятаго Господа, с частицами св. мощей, мученика Прокопия и мученицы Евфимии. 3. Такой же серебряный крест, имеющий 2 1/2 вершков длины с частицами древа Креста Господня, Григория Богослова, преподобныя матери Марии, праведнаго Лазаря, великомученицы Варвары, мученика Христофора, преп. Антония Великаго, преп. Пимена, врача Печерскаго Алексия, человека Божия и др. 4. Небольшой серебряный крест с отлитым распятием с частицами: ризы Господней, мощей святых: Иоанна Многострадальнаго, великом, Пантелеймона, святителя Никиты Переяславскаго, князя Феодора, преп. Ефрема Сирина, Феодосия Тотемскаго, Германа Казанскаго. 5. Сребропозлащенный крест с распятием на лицевой стороне, в коем помещаются части св. мощей: св. Дионисия Ареопагита, Антония и Феодосия Печерских, Иоанна Воина, Мученика Исидора, Прокопия Устюжскаго, Никиты Переяславскаго и мученика Сергия. 6. Небольшой серебряный медальенчик с изображением на лицевой стороне преп, Феодосия Тотемскаго, в нем в четырех помещениях имеются четыре части св. мощей неизвестных святых. 7. Сребропозлащенный небольшой крестик с частицами св. мощей святителей Ионы и Филиппа Московских, Иоанна Милостиваго, Иоанна Новаго и Митрополита Киевскаго Михаила. 8. Здесь же в особой сребропозлащенной дщице помещено 20 частиц св. мощей разных святых, поименованных на самой дщице. Летопись Горицкого монастыря/публ., вступ. ст. и коммент. Г. О. Ивановой//Кириллов: ист.-краевед. альм. – Вологда, 1994. – Вып.1. – С. 288-355. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=04074

Со времени погребения преподобного прошло более двухсот лет. Многочисленные чудеса, совершавшиеся по молитвам угодника Божия, издавна соделали имя его святым, почему и церковная служба ему отправлялась как признанному святому. Но огласить найденное в 1796 году нетленное тело подлинными мощами преподобного Феодосия без нарочитого и обстоятельного исследования признано было со стороны церковной власти несвоевременным. Поэтому в течение двух лет найденное тело оставалось недоступным богомольцам, но подвергалась троекратному освидетельствованию духовными лицами епископов и пресвитеров по особым назначениям Святейшего Синода, а заявление о чудесах, в течение этого времени бывших в обители преподобного, подлежали строгой проверке. Наконец Святейший Синод, приняв в уважение троекратное свидетельство мощей, многочисленные исцеления, от них последовавшие, всеобщее возрастающее к ним усердие народа, а также святое и богоугодное житие преподобного, определил: обретенное в 1796 году в Тотемском Спасо-Суморином монастыре нетленное тело огласить за совершенные преподобного Феодосия, Тотемского чудотворца, святые мощи, с празднованием по прежнему тамошнему установлению. Императора Павел I по сему поводу 28 сентября 1798 г. писал: «Утверждаясь на донесении, полученном Нами от Святейшего Синода о явлении чудотворных мощей Вологодской епархии, в Тотемском Спасо-Суморине монастыре, преподобного Феодосия Тотемского, ознаменовавшихся благодатью в исцелении недуг с твердым усердием к ним прибегающих, приемлем Мы явление святых мощей знаком отличного благословения Господня на царство Наше и, воссылая за то наше теплое моление и благодарение Благодетелю в вышних, препоручаем Святейшему Синоду учинить о сем знаменитом явлении оглашение повсеместное в государстве Нашем по обрядам и преданиям Церкви и святых отец». Таковое оглашение произведено было печатными указами Святейшего Синода от 30 сентября. В Тотьме, по получении указа Святейшего Синода, была снята деревянная часовня над гробом преподобного, но самый гроб еще не был открыт. Для чествования на него был возложен образ преподобного Феодосия. Но вот 28 декабря прибыл в монастырь епархиальный епископ Арсений, осмотрел еще раз святые мощи и позаботился о изготовлении богато украшенной кипарисовой раки, куда 31 декабря и был поставлен гроб с нетленными останками преподобного. Лицо его было покрыто схимой, а для прикладывания оставлено отверстие над правой рукой. Новый 1799 год начался для Тотьмы светлым праздником в честь преподобного Феодосия перед открытыми его святыми мощами. Ныне эти мощи почивают в каменном главном Вознесенском храме под аркой, открытой в северный придел, посвященный преподобному Феодосию. Чудесные исцеления, начавшиеся при гробе прп. Феодосия вскоре за его кончиною, во множестве происходившие в дни обретения мощей его, продолжаются и доныне.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Далее в Житии иконописец говорит о своем труде: «Аз же, рече, пишу с первообразного подобия стеннаго писания, иже в паперте соборныя святыя Софии церкве, идеже и прочих святителей Новгородских образы писаны суть». Таким образом, в Софийском соборе существовало в XVII веке общее изображение Новгородских иерархов. В созданной же святителем Феоктистом Благовещенской обители не было иконы ее создателя, «но сей первый написан и во обители оной поставлен в та лета бе»46. Описание последующего чуда в Житии святого поясняет историю написания его иконы софийским певчим. В нем говорится о явлении некой больной жене дьяка «священнообразного мужа», повелевшего ей поклониться мощам архиепископа Феоктиста. После поклонения им больной стало легче и вскоре она совсем выздоровела, после чего была написана икона Святого. «Се же поведано бе от иерея Симеона, служителя церкви преподобного Варлаама игумена Хутынскаго, иже в Великом Новеграде на Ярославле дворищи»47. После кончины преподобного Александра Ошеневского (†20 апр. 1479) его обитель вскоре пришла в упадок, но затем при Новгородском архиепископе Сергии (1483 - 1484) монашеская жизнь в ней возрождается, начинается строительство. «При построении нового храма в честь святителя Николая, по указанию самого явившегося Преподобного, найдены были нетленными мощи его. Новый храм освящен при игум. Вассиане и при нем же Преподобный велел написать образ его. По рассказу одного старца, который знал Преподобного еще в земной жизни, Преподобный был роста среднего, лицом сухой, с впалыми глазами, с небольшою и не густою бородою, с проседью в русых волосах. В таком виде и был он написан»48. Этим иконописцем, написавшим первый образ Святого, был каргополец Симеон Сокол, а старцем, помнившим подвижника - Никифор Филиппов49. Подобным образом обретение священных останков Святого побудило написать на раку образ епископа Тверского Арсения († 1409; пам. 1 мар.). В 1483 году в Твери произошло открытие его мощей и «была написана икона Святителя и поставлена была гробница его»50. Подобные события произошли и в Вологодской епархии в середине XVI века. После кончины преподобного Стефана Комельского († 12 июня 1542) его обитель была разорена при набеге казанских татар. При возобновлении монастыря над могилой Преподобного видели сияющий свет. «Тогда же, по свежей памяти на гробнице Преподобного написано было его изображение, а другой образ его был поставлен в новоустроенном храме»51. После блаженной кончины преподобного Феодосия Тотемского († 1568; пам. 28 янв.) Господь прославил его благодатью чудотворения. «Видя все это, игумен Спасо-Суморина монастыря Галактион (1626-1633) просил одного тотемского иконописца Якова Попова написать образ Преподобного, что тот и исполнил в 1626 году, изобразив лик пр. Феодосия по рассказам столетнего старца Космы Любевцова, который весьма хорошо помнил его в живых. В 1635 году написан был другой образ Преподобного в большом виде против первого и положен на раке, над которою устроена была и сень»52.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

Мензелинск. Собор Николая Чудотворца. Никольский собор Карта и ближайшие объекты В городе было два приходских храма - Никольский собор и Ильинская кладбищенская церковь, и три монастырских храма - каменный Ильинский, деревянные Вознесенский и Никольский в основанном в 1855 году Пророко-Ильинском женском монастыре. К сожалению, в советское время все монастырские храмы были снесены. Уже в середине XVII века в Мензелинском остроге была деревянная церковь. Именно на том месте, где она стояла в начале XIX века был построен трехпрестольный каменный Никольский собор. Приделы были освящены в честь чудотворной Смоленской иконы Божьей Матери и во имя Преподобного Феодосия Тотемского. Строительство собора началось в 1807 году, а главный престол освятили в 1813. Соборы уездных городов обычно строились за казенный счет. Но храм в Мензелинске построен, в основном, на средства, предоставленные по обету отставным унтер-офицером Матвеем Дмитриевичем Ситниковым, который несколько лет собирал деньги, обходя пешком всю Россию. В 1878 году собор сильно пострадал от пожара, и в 1880-1890 гг. был реконструирован на средства елабужского купца и, одновременно, крупного помещика Мензелинского уезда Ивана Григорьевича Стахеева. Никольский собор представляет собой прекрасный образец стиля ампир. К сожалению, утрачена высокая пятиярусная колокольня. Собор имеет оригинальную объемно-планировочную композицию -центральный неф вместе с апсидой вынесен несколько вперед. Входы с западного, южного и северного фасадов украшены портиками дорического ордера. Центральный объем увенчан цилиндром большого диаметра с двумя рядами проемов, перекрытым полусферическим куполом с главкой на глухом барабане. Трапезная представляет собой одноярусное продолговатое сооружение с пятью высокими прямоугольными оконными проемами. Колокольня утрачена. Памятник архитектуры в стиле классицизм. С сайта Татарстанской митрополии РПЦ МП. Трехпрестольный каменный храм построен в 1807-1813 гг. Приход в Мензелинске существовал с середины XVII в. Приделы освящены честь чудотворной иконы Смоленской божией Матери и вр имя Преподобного Феодосия Тотемского. Собор сильно пострадал от пожара в 1878 г., отреставрирован в 1880-1890 гг. Храм построен частично на средства казны, но в основном на пожертвования, собранные по обету отставным унтер-офицером Матвеем Дмитриевичем Ситниковым, обошедшим со сборной книгой всю Россию. Основную часть средств на реконструкцию 80-х гг XIX в. предоставил елабужский купец Иван Григорьевич Стахеев.

http://sobory.ru/article/?object=14838

«Созвать приходское собрание для разрешения возникающих вопросов по благотворительной деятельности в приходе и даже для ознакомления тем, как употребляются собранные на помощь бедным средства, чрезвычайно трудно. Горький опыт всех городских приходов свидетельствует, что в таких собраниях участвует едва одна десятая часть прихожан, имеющих право голоса, а, остальные девять десятых остаются безучастными к общему делу. Не так было в старину, — писал владыка, обращаясь к Вологодской пастве. — Прежде любили свои храмы. Чем иначе объясните вы само обилие храмов в нашем городе? Населения было несравненно меньше, приходы были малочисленнее, а между тем — смотрите, какие величественные храмы созидались и богато украшались. Поддержать созданное нашими благочестивыми предками церковное благолепие мы едва в состоянии». Вызывало беспокойство архипастыря и отсутствие духовной связи между членами приходской общины, которые зачастую оказывались едва знакомы друг с другом. Для преодоления этих явлений и упорядочения жизни в приходах епископ Александр созвал общее собрание пастырей всех городских церквей Вологды для совещания по вопросу о приходской реформе и выработке специального обращения архипастыря и пастырей к православному населению города. В нем они призывали, чтобы каждый православный житель города определился, какой храм он считает своим приходским — по рождению ли в этом приходе, по месту ли жительства или по духовной связи с пастырем, дабы хотя бы как-то упорядочить духовную жизнь православных жителей города. В 1917 году в Москве открылся Поместный Собор Русской Православной Церкви, и епископ Александр стал принимать деятельное участие, как в общих заседаниях Собора, так и в отделах: о церковной дисциплине, о церковном суде, о монастырях и монашестве, о правовом и имущественном положении духовенства, о благоустройстве прихода. Во время начавшегося после революции 1917 года гонения на Русскую Православную Церковь от пришедших к власти безбожников владыке почти сразу же пришлось испытать его тяжесть. 4(17) апреля 1919 года по распоряжению властей специально созданная для этой цели комиссия вскрыла раку с мощами преподобного Феодосия Тотемского. Вскрытие раки вызвало бурю протестов православных жителей города, и епископ направил председателю Вологодского губернского исполкома письмо, в котором писал: «Управление Тотемского Спасо-Суморина монастыря рапортом на мое имя от 5 (18) сего апреля донесло мне нижеследующее: сего 4 (17) апреля по окончании Божественной литургии явилась в храм комиссия с участием четырех врачей для освидетельствования святых мощей преподобного Феодосия и тотчас же приступила к внешнему осмотру раки и гроба со святыми мощами…

http://pravmir.ru/novomucheniki-samarsko...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010