Однажды, после 2-го видения, в котором преподобному явился ангел и возвестил, что воля Бога состоит в том, чтобы П. В. служил роду человеческому и примирил его с Богом (G1. 23; S3: Lef. 2. P. 107a. 30-32; см. также: Palladius. Lausiac. 32. 1 - о явлении ангела, передавшего П. В. медную доску, на к-рой были написаны правила буд. общежития), П. В. начал строить 1-й мон-рь и возводить вокруг него стену (порядок событий в повествовании, очевидно, нарушен: П. В. построил мон-рь еще до того, как к нему начали стекаться желающие стать монахами; о том, что VP не всегда располагает события в хронологическом порядке, см.: Bousset. 1923. S. 272 (not.)). Вероятно, молва о П. В. быстро разнеслась по округе; когда появились первые ученики - Псентаисий, Сур и Псой,- они начали жить вместе и преподобный установил для них правила, «взятые из божественных Писаний», а именно скромность в одежде, одна и та же пища и умеренный сон (G1. 25; Bo. 23). Затем стали приходить и др. желающие вести аскетическую жизнь: Пекусий (копт. peqw1 , т. е. «эфиоп»), Корнилий, Павел, др. Пахомий и Иоанн (G1. 26; по свидетельству Bo. 24, все они были братьями и до этого уже являлись отшельниками; ср. имена первых учеников П. В. в G1. 79), а спустя неск. дней пришел 14-летний Феодор (впосл. Феодор Освященный ), ставший любимым учеником П. В. Когда число братии достигло 100 чел., П. В. построил церковь (по совету Серапиона, еп. Тентиры; G1. 29). Своих священников в мон-ре не было, они приходили из ближайшей деревни утром по воскресеньям для совершения Евхаристии; сам П. В. не хотел, чтобы в его обители были священники, «из-за страха зависти и тщеславия» (G1. 27; Bo. 25b). Когда в Тавенниси пришла сестра П. В., Мария, желавшая стать монахиней, для нее в ближайшей деревне построили жен. мон-рь, в к-ром она стала настоятельницей, а П. В., часто ведя с сестрами беседы о спасении, записал для них «правила братьев», т. е. те же правила, что были и в его мон-ре (G1. 32). Свидетельство о том, что впосл. П. В. основал еще один жен. мон-рь (G1. 134; G3. 188), не находит подтверждения в др. источниках, как и свидетельство в «Лавсаике» о жен. мон-ре, находившемся на противоположном от Тавенниси берегу ( Palladius. Lausiac. 33).

http://pravenc.ru/text/Пахомий ...

«Сошествие во ад». Роспись кельи прп. Неофита в Енклистре мон-ря. 1183 г. Мастер Феодор Апсевд Алтарная часть занимает промежуточное положение между кельей и наосом; соединена с первой через проем двери и отделена от второго пространства деревянным иконостасом. Вост. стена вимы имеет закругленную форму, образует апсиду с 2 пробитыми в ней окнами, одно из них оригинальное. Росписи здесь находятся в значительно лучшем состоянии. В верхней части апсиды, фактически на вост. склоне свода, помещена сцена «Вознесение Христа». Из-за неровности стены она имеет асимметричную композицию. Напротив, на зап. склоне, находится «Вознесение прп. Неофита на небо». Преподобный представлен стоящим, со сложенными на груди руками, между архангелами Михаилом и Гавриилом, к-рые держат его за плечи и как будто возносят его невесомое тело на небо. Крылья архангелов соединены за спиной прп. Неофита, создавая эффект того, что они принадлежат фигуре святого. Эта уникальная композиция не имеет аналогий в визант. искусстве. Под изображением «Вознесения Христа» написаны фигуры 4 отцов Церкви и Божией Матери Оранты. Ее фигура поставлена фронтально, развернута лицом к зрителю, в то время как фигуры святителей со свитками в руках (свт. Иоанн Златоуст - слева, свт. Василий Великий, Епифаний, еп. Кипрский, свт. Николай Чудотворец - справа от Богородицы) обращены к Ней. Оригинальной является не только сама композиция, но и положение в ней Божией Матери, Ее фигура помещена в центре, непосредственно над престолом, на месте, которое традиционно занимает образ Христа. На сев. стене вимы над дверью, ведущей в келью,- ростовой образ Христа Еммануила, благословляющего правой рукой и в левой держащего свернутый свиток. По сторонам от Него сцена «Благовещение», разделенная на 2 части. Арх. Гавриил изображен парящим, слева от Еммануила, а Богоматерь, сидящая на престоле,- справа. Такое положение фигур в сцене «Благовещение» необычно, традиционно оно зеркальное. На зап. стороне свода - крупный медальон с образом Христа Пантократора (фреска 1503 г.), возможно, находится на месте аналогичного древнего, но не сохранившегося изображения. Он фланкирован меньшими медальонами с образами Божией Матери и св. Иоанна Крестителя, образующими вместе с Христом композицию «Деисус». Под ним на изгибе зап. стены представлены фронтально в рост преподобные Ефрем Сирин, Кириак Отшельник, Герасим, Феодор Освященный, Пахомий Великий, Иларий, Евфимий.

http://pravenc.ru/text/2565034.html

В пятом ряду – на правой стороне: преподобные Макарий и племянник его Паисий Угличский; преподобные Антоний Краснохолмский и Нектарий Бежецкий; на левой стороне: преподобные Савва Вишерской, Ефрем Перекомский (Перекопский), Савва и Варсонофий Саввинские. В верхнем (шестом) ряду – на правой стороне: преподобные Арсений Новгородский, Корнилий Комельский, Савватий и Евфросин Савватьевские и Трифон Печенгской (просветитель лопарей); на левой: пр. Нил Столобенской Чудотворец, пр. Максим Грек, Антоний Леохновский, блаженный Константин Новоторжский и пр. Иосиф Волоколамский. В сонме святых Тверских на иконе их собора довольно святых не принадлежащих, по-видимому, к Тверской епархии, в нынешнем её составе. К Твери и Тверской губернии, прежде всего, должны быть отнесены святые уже прославленные и канонизованные и только местно чтимые: 1) в Твери: св. Благоверный князь Михаил Ярославич и его мать Великая княгиня Ксения. Мощи первого из них открыто почивают в Тверском кафедральном Спасо-Преображенском соборе, а вторая (Ксения) была погребена в бывшем в Твери Софийском женском монастыре, которого ныне и следов не осталось, но предполагают, что эта обитель существовала на берегу Волги на соборной площади. – Симеон 1-й, епископ Тверской; он был погребён во Введенском правом приделе Спасо-Преображенского кафедрального собора. – Феодор 2-й, Епископ Тверской, скончался на покое в Отроче монастыре в Твери, но тело его было погребено во Введенском же приделе кафедрального собора. – Вероятно, в этом же приделе было погребено тело убитого тушинцами Тверского святителя Феоктиста, (перенесённое в Тверь с места его кончины). 2) В Тверском уезде находятся – в Успенском Желтикове мужском монастыре мощи святителя Арсения 1-го, основателя обители (мощи его открыто почивают) и Акакия, Епископа Тверского (тело его погребено в Успенском соборе Желтикова монастыря). В селе Савватьевском (в 15 вёрстах от Твери) под спудом почивают мощи Савватия, основателя Сретенского Савватьевского монастыря и его ученика Евфросина. (Ныне монастырский храм обращён в приходскую церковь с. Савватьева). На месте погребения пр. Савватия доныне в церкви сохраняется гробница его; место же погребения пр. Евфросина неизвестно. В селе Саввине, в 20 вёрстах от Твери – в бывшем, ныне упразднённом, монастыре, подвизались два брата – пр. Савва и Варсонофий по местному преданию, они были погребены в своей обители; в приходской церкви с. Саввина устроен придел в честь пр. Саввы Освященного, тезоименитого основателю Саввинского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

В общем, в уставе можно найти целый ряд наставлений о сохранении целомудрия: «Чтоб не вкралось в братское дружелюбие чего-либо плотского, не позволялось никому говорить с другим в потемках, ни держать кого за руку; но предписывалось, стоять ли будет кто с другим, или ходить, или сидеть, держать себя от него на один локоть расстоянием (п. 94). В тех же видах предотвращения искушений против целомудрия, хотя были принимаемы женщины в гостиницу, но им не позволялось взглянуть внутрь монастыря, “чтоб братское стадо невозмутимо занималось своим делом, и никому не подано было камня претыкания” (п. 51). Оттого братия, которым не приходилось выходить наружу, никогда не видывали этого пола. Прп. Феодор отказался видеть даже мать свою. По той же причине, хотя за монастырь походить и увольняемы были братия, но в село или в деревню никто не мог ходить (п. 108); и когда отправлялись братия куда-либо в своей лодке, принимать на нее жен не позволялось (п. 119). Та же цель и того, что в монастыре строго запрещалось заводить дружбы с детьми (п. 166)» 13 . Послушание Святитель Феофан Затворник , рассуждая о деятельности и об уставе преподобного Пахомия, замечает, что «как послушание есть самая крепкая основа монастырских порядков и даже самого спасения душ в иночестве, то прп. Пахомий ничего так строго не требовал от своих учеников, как сей добродетели, и не пропускал ни одного случая без наказания, когда кто-либо оказывался нарушителем ее» 14 . Естественно предполагать, что приходящие в обитель обещались постоянно сохранять эту добродетель. Именно поэтому в своем уставе преподобный Пахомий особое внимание уделяет исполнению обета послушания. Когда новопоступивший в монастырь обучался начаткам монашеской жизни, «ни о чем столько не было прилагаемо заботы, как о том, чтобы приучить его отречению от своей воли и своего мудрования и утвердить в совершенном повиновении» 15 . На это обращали внимание и преемники преподобного Пахомия. Так преподобный авва Орсисий наставлял учеников своих «всегда во всем слушаться настоятелей» 16 . Потому что через покорения им, по слову преподобного Феодора Освященного, возможно четко определить истину и не попасть в сети лукавого 17 .

http://azbyka.ru/monasheskie-obety-v-dre...

После пострижения прошло более девяти лет. архимандрит Феодор в 1387 году 6 по благословению митрополита и всего освященного собора был избран в архиепископы Ростову, а на его место поставили преп. Кирилла. Но преп. Кирилл недолго оставался настоятелем столичного монастыря. Появились старцы, которые желали, чтобы строгий общежительный устав обители был послаблен и, очевидно, по этому поводу в монастыре начались несогласия, хотя большинство братии были единомышленники преп. Кирилла. И вот он, избегая мирской славы и удаляясь от распрей, оставил архимандритство и заперся в своей келии, чтобы безмолвствовать. Но уединенная келия не могла скрыть подвижника: народ по-прежнему шел к старому архимандриту, что возбудило зависть нового настоятеля Сергия Азакова, введшего в монастырский порядок слабость. Чтобы не быть предметом раздора, преподобный удалился в старый Симонов 7 и здесь предался безмолвию и келейным трудам. Когда преп. Кирилл жил в безмолвии на старом Симонове, ему пришла мысль где-нибудь вдали от мирской суеты, в глубокой пустыне поселиться и там пребывать одиноко. много он боролся с новым желанием и постоянно молился Пресвятой Богородице: «Ты веси, яко всю мою надежду по Бозе на Тебе возложих от юности моея. Ты убо, якоже сама веси, настави мя на путь, в нем же возмогу спастися». Раз он стоял пред образом Божьей Матери Одигитрии на обычной вечерней молитве, кончил уже правило и стал петь акафист Божьей Матери, чтобы затем немного заснуть. И вот, когда дошел в икосе до места: «Странно рождество видевши, устранимся мира и ум на небо преложим», друг слышит ясный голос, обращенный к нему: «Кирилле, изыди отсюду, иди на Белоозеро, тамо бо уготовах ти место, в нем же возможеши спастися». Вместе с чудным голосом явился яркий свет. В изумлении отдернул преподобный волоковое оконце келии, посмотрел и видит: сияет великий свет от Белозерской полунощной страны. Тогда он понял, что услышаны его молитвы; целую ночь с радостью в молитве благодарил и славил Бога. Около этого времени пришел с Белоозера инок того же Симонова монастыря Ферапонт 8 , посланный туда архимандритом ради монашеских нужд.

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Pospelov...

Преподобный учил всячески опасаться осуждения других и сам боялся даже в мыслях осудить кого-либо. С особой любовью относился преподобный Пахомий к больным инокам. Он посещал их, ободрял унывающих, убеждал благодарить Бога и возлагать надежду на Его святую волю. Больным он ослаблял пост, если это было необходимо для их выздоровления. Однажды, в отсутствие преподобного, повар не готовил монахам вареной пищи, ссылаясь на то, что братия любят поститься. Вместо своего послушания он сплел 500 рогож, но преподобный не одобрил его поступка; и в наказание за непослушание велел сжечь все изготовленные поваром рогожи. Преподобный Пахомий всегда поучал иноков иметь надежду только на помощь и милость Божию. В обители как-то случился недостаток пшеницы. Целую ночь святой провел в молитве, а утром привезли от начальника города большое количество хлеба для монастыря, не взяв ничего в уплату. Господь сподобил преподобного Пахомия дара чудотворения и исцеления болезней. Ему были открыты Господом последующие судьбы монашества. Святой знал, что последние монахи не будут иметь такой ревности к подвигам, как первые, будут ходить как во тьме, не имея опытных руководителей. Простершись на земле, преподобный Пахомий горько плакал, взывая к Господу и прося милости к ним. В ответ он услышал Голос: «Пахомий, помни о милосердии Божием. О последних монахах знай, что и они получат награду, ибо им придется страдать от тяжкой для инока жизни». Под конец своей жизни преподобный Пахомий тяжко заболел от бывшей в тех местах моровой болезни. За ним с сыновней любовью ухаживал его ближайший и любимый ученик преподобный Феодор Освященный (память 16 мая). Скончался преподобный Пахомий около 348 года в возрасте 53-х лет и был погребен у горы возле обители. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

http://pravmir.ru/tserkov-vspominaet-pre...

В аркосолиях на сев. и юж. стенах расположены композиции «Введение Богородицы во храм» и «Преполовение». В 1-м регистре представлены преподобные, святые жены, в юж. нише - самое раннее изображение болг. святого прп. Иоанна Рильского (напротив него св. Пахомий) и в сев. нише - св. Параскева (Петка) Тырновская (Эпиватская), особо почитаемая болгарами после перенесения ок. 1230 г. ее мощей в столицу царем Иоанном II Асенем. На зап. стене нартекса, по сторонам от двери, изображены великомученицы Варвара и Анастасия (Неделя) в позе орант, на юж. стене - вмц. Екатерина. На сев. и юж. стенах изображены преподобные Антоний Великий, Савва Освященный, Арсений Великий, Евфимий Великий, Феодор Студит и Ефрем Сирин. На нек-рые особенности иконографии композиций притвора Б. ц. обратил внимание А. Грабар, к-рый указал к-польские образцы для ряда изображений (Христос Евергет, Христос Халкитис, Чудо с ковром из цикла чудес свт. Николая) и на проявление зап. влияний, напр. в жесте Десиславы, а также в отдельных сценах цикла свт. Николая. Сошествие во ад. Роспись Боянской церкви. 1259 г. Сошествие во ад. Роспись Боянской церкви. 1259 г. В 1956 г. при проведении работ по укреплению здания было раскрыто неск. фрагментов живописи в приделе. В парусах и основании барабана сохранились небольшие фрагменты цикла вмч. Пантелеимона. В конхе апсиды изображен Деисус, в самой апсиде - «Поклонение жертве», в арке над конхой апсиды представлено «Благовещение», наверху арки -Христос Еммануил. На вост. стене изображен архиерей, вероятно свт. Николай, на своде перед апсидой - фрагмент композиции «Причащение апостолов». В 1-м регистре юж. стены - 2 архангела, на вост. стороне юж. дверного проема сохранился образ молодого святого, вероятно Иоанна Кущника. В 1-м регистре сев. стены остались фрагмент фигуры ктитора, к-рый преподносит модель придела вмч. Пантелеимону, и декорация цоколя (на белом плате надпись не читается). В тимпанах на сев. и юж. стенах расположены композиции «Распятие Христово» и «Сошествие во ад», к-рые доминируют в небольшом пространстве придела, определяя его мемориальный характер и связь с погребальным культом.

http://pravenc.ru/text/153291.html

Может показаться парадоксальным, но об освящающей икону молитве первыми заговорили иконоборцы, а не православные. На своем лжесоборе в Иерии (754) противники иконопочитания заявили, что иконы являются профанными предметами, поскольку не имеют освящающей их молитвы: «Нечестивое учреждение лжеименных икон не имеет для себя основания ни в Христовом, ни в апостольском, ни в отеческом предании; нет также и священной молитвы, освящающей их, чтобы сделать их из обыкновенных предметов святыми; но постоянно остаются они вещами обыкновенными, не имеющими никакого особенного значения, кроме того, какое сообщил им живописец» . Положения лжесобора в Иерии излагаются и опровергаются в шестом деянии Седьмого Вселенского Собора. На вышесказанное отцы святого Собора ответили: «Над многими из таких предметов, которые мы признаем святыми, не читается священной молитвы, потому что они по самому имени своему полны святости и благодати . Поэтому такие предметы мы почитаем, как достойные почитания, и лобызаем их. Таким образом и самый образ животворящего креста, хотя на освящение его и не полагается особой молитвы, считается нами достойным почитания и служит достаточным для нас средством к получению освящения… То же самое и относительно иконы: обозначая ее известным именем, мы относим честь ее к первообразу; целуя ее и с почтением поклоняясь ей, мы получаем освящение. Равным образом, когда мы целуем и объемлем различные священные сосуды, то надеемся, что получим чрез них некоторое освящение» . В глазах VII Вселенского Собора иконы полны благодати и святости по самому своему наименованию «святые иконы» По этому поводу известный иконовед Л.А. Успенский пишет: «Итак, в глазах Седьмого Вселенского Собора иконы полны благодати и святости по самому своему наименованию “святые иконы” и по присутствию в них Божественной благодати. “Оно (Божество) присутствует, – говорит преподобный Феодор Студит, – также в изображении креста и других божественных предметов, но не по единству природы, так как эти предметы – не плоть божественная, но по относительному их к Божеству причастию, так как и они участвуют в благодати и чести” . Икона освящается именем Божиим и именами друзей Божиих, то есть святых, разъясняет со своей стороны преподобный Иоанн Дамаскин , и по этой причине осеняется благодатью Божественного Духа», – заключает Л.А. Успенский .

http://pravoslavie.ru/147643.html

Отец Ермоген поставил своей задачей тщательно рассмотреть свидетельства памятников монашеской письменности, житийной и учительной литературы, касающиеся всех сторон деятельности настоятелей обителей. Первая часть доклада была посвящена святоотеческим советам будущим игуменам, тем, кому предстоит нелегкий труд руководства монашествующими. Святыми отцами этот труд воспринимался как жизненный подвиг, который возможно понести лишь при максимальном самоотречении, напряжении собственных сил и надежде на помощь Божию, подчеркнул докладчик. Святые подвижники Египта акцентировали внимание на двух основных аспектах подготовки к такому служению: отсутствии горделивых и корыстных устремлений кандидата и необходимости предварительного приобретения опыта монашеской жизни и пребывания в послушании. Так, например, преподобный Иоанн Кассиан пишет, что в египетских общинах опыт кандидата в игумены, положительно проявившего себя в качестве рядового монаха, был одним из решающих факторов избрания на должность начальствующего. Вместе с тем, как отметил отец Ермоген, руководство обителью не требует искусственного подражания некоему идеальному образцу. Даже у святых отцов  характеры и нравы различались порой кардинально, примером чего могут служить преподобные Антоний Великий и Пахомий Великий, преподобные Макарий Великий и Феодор Освященный и др. В связи с этим игумену нужно со смиренномудрием сохранять свойственное ему внутреннее устроение и более всего избегать гордыни. Святые отцы также много говорят о необходимости рассудительности при принятии игуменом решений, что нередко выражается в предпочтении принципов икономии и милосердия по отношению к братии. Игумен должен всех вверенных ему братий увещевать и учить тому, что свято, не злоупотреблять властью и, прежде всего, показывать пример святости в собственной жизни. Большую часть всего объема святоотеческих поучений, касающихся начальника монастырского общежития, занимает тема отношения игумена к вверенному его попечению монашескому братству.

http://patriarchia.ru/db/text/5304377.ht...

Первые молитвенные христианские собрания были сосредоточены на главном Таинстве Евхаристии, так заповедовал Господь. Но так как христианство зародилось в Иудее, то в первых богослужениях были заимствованы ветхозаветные тексты, основой которых являлись пророчества о Мессии. Таким образом складывалось и наше новозаветное богослужение, которое по сути своей подготавливает верующего к Божественной Трапезе, к Причастию. Со временем, в уставное богослужение вошли службы святым, а также уставы постовых и праздничных богослужений. Примерно к VII –VIII векам сформировался и наш Типикон, который по сути своей является монастырским уставом. Основной вклад в составление богослужебных текстов внесли богодухновенные отцы Феодор Студит, Савва Освященный, песнописцы Иоанн Дамаскин, Иосиф Песнописец, Иоанн Кукузель, Роман Сладкопевец и другие, а также составители текста Божественных литургий святители Иоанн Златоуст и Василий Великий. Общепринятым суточным кругом является следующий порядок служб: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, часы, но главным центром остается Евхаристия. Даже в дни Великого поста, когда не положено совершать полную Литургию, совершается Литургия Преждеосвященных Даров святителя Григория Двоеслова, на которой верным дается возможность причащаться. Первые отшельнические уставы были положены основателем монашеского образа жизни преподобным Антонием Великим, основателем общежительного устава преподобным Феодосием Великим (IV в.). Также преподобному Антонию Великому был преподан образ монашеского делания, который заключается в перемене занятий: молитва, труд, отдых, молитва. Святому преподобному Пахомию Великому было видение Ангела, положившее основу иноческого келейного правила, которое включало в себя начальные молитвы по «Отче наш…» 50-й псалом, «Верую…», 100 молитв Иисусовых, «Достойно есть…». Правило предлагалось совершать двенадцать раз в сутки. Основателем афонского монашества является преподобный Петр Афонский, а учредителем общежития и афонских уставов преподобный Афанасий Афонский.

http://bogoslov.ru/event/6025951

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010