Скачать epub pdf В издательстве ПСТГУ вышли в свет две новые книги протоиерея Олега Давыденкова , доктора теологии, заведующего кафедрой Восточно-христианской филологии и Восточных Церквей ПСТГУ, – научная монография «Богословие Феодора Абу Курры , епископа Харранского» и книга переводов «Арабские сочинения Феодора Абу Курры , епископа Харранского» . В связи с этим мы побеседовали с отцом Олегом об этом выдающемся арабоязычном богослове, его литературном наследии, особенностях его богословской мысли и о мире, в котором он жил – Не могли бы Вы вкратце описать деятельность епископа Феодора Абу Курры , чтобы читатель мог понять исторический масштаб этой личности? – Феодор Абу Курра – самый значительный мелькитский, то есть православный арабоязычный писатель, живший во второй половине VIII – начале IX вв. Предположительно он умер ок. 830 г. Феодор был уроженцем города Эдесса (ныне город Урфа в Турции). Скорее всего, он был монахом в лавре преподобного Саввы Освященного, в Палестине, а затем стал епископом города Харран (в настоящее время небольшой поселок на территории Турции недалеко от турецко-сирийской границы). Абу Курра был весьма плодовитым писателем. Большая часть его обширного литературного наследия была создана и сохранилась на арабском языке. Кроме того, он был автором нескольких десятков небольших богословско-полемических трактатов (опускул) на греческом языке. Таким образом, Феодор был последним мелькитским автором, писавшим по-гречески, а также первым известным христианским писателем, который начал составлять богословские сочинения на арабском языке. В одном из своих арабских сочинений Абу Курра сообщает, что он составил также около 30 богословских трактатов на сирийском языке, однако ни одно из этих произведений до нас не дошло. Несколько сочинений Харранского епископа сохранились только в переводах на грузинский язык. – Каковы основные направления писательской деятельности Абу Курры? – Сфера интересов епископа Феодора была очень обширна. У него много размышлений на общефилософские темы: рациональные доказательства бытия Бога, природа религиозной веры, предпосылки и способы богопознания, вопрос о свободе воли человека. В нескольких своих работах Абу Курра пытается обосновать превосходство христианства над другими религиями (более всего он полемизирует с иудаизмом и манихейством), а также доказать истинность и богооткровенность Евангелия.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Преподобный Феодор Освященный Святой Феодор родился в IV веке и был сыном богатых и знатных христиан, живших в Верхнем Египте. Он с детства вел благочестивую жизнь. Однажды, когда в доме его родителей готовилось пиршество в честь праздника Богоявления, 12-летний отрок пришел в сильное смущение и подумал: «Если ты будешь вкушать эти дары земной жизни, то не получишь радостей жизни вечной». С тех пор он всегда постился с утра до вечера и воздерживался от всякой изысканной пищи. Через два года Феодор был принят в Латопольский монастырь, где подвизались старые иноки, и стал вести отшельническую жизнь. Наслышанный о преподобном Пахомии, он загорелся желанием приобщиться к его мудрости и отправился в Тавенниси. С первых же дней пребывания в монастыре юный Феодор старался во всем следовать примеру святого Пахомия, в образе которого находил зримое присутствие Господа. Он строго хранил чистоту помыслов, был сдержан и приветлив в обращении, беспрекословно послушен и соблюдал это до самой смерти. Феодор настолько преуспел в иноческих добродетелях, что, несмотря на молодой возраст, вскоре стал утешением и образцом для многих братий. В первый год его пребывания в обители, когда он однажды встал утром на молитву, его келья вдруг озарилась ярким светом и перед ним предстали два сияющих Ангела. Феодор испугался и бросился на крышу, однако Ангелы последовали за ним, успокоили и пророчески вручили ему связку ключей. В другой раз навестить его пришла мать. Феодор отказался встретиться с ней из опасения нарушить заповедь, предписывающую тем, кто устремился к духовному совершенству, навсегда отречься от родных. Помня, что в Судный день ему придется держать ответ, он сказал: «Нет у меня матери и ничего нет в этом преходящем мире». Когда же святой Пахомий стал упрекать его, чтобы испытать, Феодор не стал оправдываться, но, напротив, признал вину и сказал: «Буду плакать до тех пор, пока Господь не ободрит мое сердце и не признает достойным следовать Его повелениям». Случилось, что один из братии, будучи наказан святым Пахомием, готовился покинуть монастырь. Феодор пришел к нему и сначала сделал вид, что тоже принял подобное решение, а затем ободрил брата, что помогло спасти его душу от погибели. В другой раз, побеседовав со старым иноком и поняв, что тот никак не может отрешиться от родственных пристрастий, Феодор сделал вид, что хочет покинуть обитель, где так мало придается значения евангельскому слову (см.: Лк. 14: 26), и тем самым помог брату преодолеть себя.

http://pravoslavie.ru/61830.html

Скачать epub pdf Имя Феодора Абу Курры , выдающегося и весьма оригинального православного богослова, фактически незнакомо российскому читателю, хотя среди книжников Древней Руси труды и взгляды Абу Курры были известны 1 , а в последнее время указания на необходимость исследования его богословского наследия стали звучать и в среде современных православных патрологов 2 . Феодор родился около 750 году в Эдессе, умер около 820 года. О его жизни до сих пор нет достоверных сведений 3 . Влияние, оказанное на него работами преподобного Иоанна Дамаскина († 749), позволяет предположить, что Феодор в молодости тоже был монахом в монастыре святого Саввы Освященного в Палестине, где он серьезно ознакомился с миром богословия преподобного Иоанна Дамаскина . Сам Феодор Абу Курра считал себя учеником преподобного Иоанна и продолжил, в частности, его борьбу с иконоборчеством. В одном из диалогов, где имя Абу Курры стоит в заголовке, специально упоминается, что Феодор написал его «с голоса Иоанна Дамаскина » – «техническое» выражение, означающее «в соответствии с устным учением» Иоанна Дамаскина. Установить, когда Феодор был рукоположен во епископа древнего города Карры (ныне Харан), в Месопотамии, не представляется возможным. Почетный титул «Абу Кура» (отец утешения), равно как и титулы философа и учителя, указывают на то, каким большим уважением пользовался этот православный богослов. Это подтверждается также и тем, что его труды, написанные по-гречески, вскоре же переводились на грузинский. Атмосфера города Карры, имевшего в VIII и IX веках большое экономическое и культурное значение, а также религиозное многообразие этой митрополии исключительно благотворно повлияли на продуктивность его литературного творчества. Абу-Курра свободно писал и на греческом, и на арабском, и на сирийском. До наших дней сохранились 43 работы, написанные им по-гречески, а также большое количество рукописей на арабском языке, автором двадцати из которых, несомненно, следует считать Абу Курру. Как указывает сам Феодор, им были написаны 30 трудов на сирийском языке, данные рукописи до сих пор считаются пропавшими. Из его коротких греческих трактатов большинство составлено в форме диалогов с еретиками, встреченными автором (несториане, монофизиты, оригенисты), а семнадцать – направлены против ислама . В своих сочинениях Феодор затрагивает широкий спектр богословских вопросов, от триадологии и христологии до сакраментологии и иконопочитания. Некоторые из его работ посвящены полемике с исламом, и нас в данной статье интересовать будут преимущественно они. Феодор Абу Курра является ранним представителем арабо-христианской литературы, обладающим яркой незаурядной индивидуальностью. Не менее значительно его воздействие на становление догматики ислама 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Шестнадцатый день. Преп. Феодор Освященный. (О том, как постыдно выходить из церкви во время проповеди). I. Преподобный Феодор, именуемый Освященный, память коего совершается ныне, был учеником преп. Пахомия и имел глубокие познания в священном писании. Когда ему было от роду всего двадцать лет, преподобный Пахомий приказал ему сказать поучение братии. Феодор без всякого ослушания и прекословия повел беседу и сказал много на пользу иноков. Но некоторые из старших из них не захотели слушать Феодора и сказали: «что это? Уж и всякий новоначальный нас учит!» И, оставивши собрание, один за другим ушли в свои кельи. Когда Феодор кончил слово, Пахомий послал за ушедшими и спросил: почему они ушли с беседы? Старцы отвечали: «потому что ты отрока поставил учить нас, много лет проживших в монастыре». Услышав это, Пахомий глубоко вздохнул и сказал: «ужели вы не поняли, что вас уловил в сеть свою диавол? Ведь вы всю добродетель вашу гордостию погубили. Не Феодора оставив, вы ушли, но бежали от слышания слова Божия и благодати Св Духа лишились. Я не моложе вас, но и я с многим вниманием слушал его». Этими и подобными наставлениями препод. Пахомий окончательно вразумил гордых старцев, и они более не превозносились и со смирением слушали поучения Феодора. II. Поступок некоторых иноков, вышедших из церкви во время проповеди, строго осужденный препод. Пахомием великим , может служить сильным укором для тех современных христиан, которые безбоязненно дозволяют себе выходить из храма пред началом церковного поучения или во время его. Это крайне неразумно, стыдно и грешно. а) Проповедь есть неотъемлемая, существенная принадлежность христианского богослужения, а не есть что-нибудь случайное. Она не есть что-нибудь такое, что может быть и не быть во время богослужения. Не есть какая-нибудь лишняя роскошь, только для одних особенных торжественных и праздничных дней. Совсем нет! Проповедывал слово Божие Сам Спаситель во всякое время и на всяком месте, только были бы слушатели. Он проповедывал не только в одни праздники, а и в будни. Проповедывал как в храме, так и в домах, проповедывал даже и в поле, на берегу озера, при колодце. Апостол Павел заповедал ученику своему Тимофею: «проповедуй слово, настой благовременне» и «безвременне, обличи, запрети, умоли, со всяким долготерпением и учением» ( 2Тим. 4, 2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Частица святых мощей прп. Кукши Одесского, исповедника доступна для поклонения и паломничества верующих в Спасо-Евфросиниевском женском монастыре г. Полоцк. (См. паломничество к святым местам Беларуси). В монастыре пребывает ковчег с частицами мощей Глинских старцев и святых угодников Божиих: 1. святые мощи Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна 2. святые мощи Апостола Андрея Первозванного 3. святые мощи Священномученика Александра (Петровского), архиепископа Харьковского 4. Святые мощи святителя Луки (Войно-Ясинецкого), архиепископа Симферопольского 5. Свт. Иоанн Ростовский 6. святые мощи Великомученика и целителя Пантелеимона 7. 20000 мч., в Никомидии в церкви сожженных 8. Мч. Меркурий Смоленский 9. Мч. Орест Севастийский 10. Мч. Мардарий Севастийский 11. Мч. Агафоник Никомидийский 12. Мч. Мартирий 13. Мч. Вонифатий 14. Мч. Венедикт 15. Мч. Иуст 16. Мч. Феодор 17. Мч. Валентин 18. Мч. Виталий 19. Мч. Феликс 20. Мч. Аврелиан 21. Мч. Аполлоний 22. Мч. Феофил 23. Мч. Викентий 24. Мч. Акиндин 25. Мц. Христина 26. Мц. София 27. Мц. Наталия 28. Мц. Митродора 29. Прпмч., в Лавре Саввы Освященного убиенный 30. Прпмц. Евдокия 31. Прпмц. Евгения 32. Прп. Даниил Столпник 33. Прп. Герасим Иорданский 34. Прп. Иринарх, игумен Соловецкий 35. Прп. Давид, отшельник Солунский 36. св. мощи Преподобного Иова, игумена Почаевского 37. Прп. Амфилохий, чудотворец Почаевский 38. Прп. Варлаам Ростовский 39. Прп. Георгий, затворник Задонский 40. святые мощи преподобного Кукши Одесского, исповедника 41. Прп. Аникита, схимонах Афонский 42. Прп. Савва Стромынский 43. святые мощи преподобного Давида, игумена Вознесенского, Серпуховского чудотворца 44. Прп. Иларион Грузинский 45. Прп. Никита Столпник, Переяславский 46. святые мощи преподобного Иосифа Волоцкого 47. Прав. Анна 48. святые мощи благоверного князя Петра Муромского 49. Блгв. Феврония, кн. Муромская 50. Блгвв. кнн. Василий и Константин, Ярославские чудотворцы 51. Блж. Пелагия Дивеевская 52. Блж. Мария Дивеевская 53. Блж. Параскева Дивеевская 54. Блж. Любовь Рязанская 55. Св. Герман Александрийский Глинские старцы: 56. Прп. Филарет 57. Прп. Иннокентий 58. Прп. Иоанникий 59. Прп. Илиодор 60. Прп. Серафим (Амелин) 61. Прп. Макарий 62. Прп. Феодот 63. Прп. Архипп 64. Прп. Андроник 65. Прп. Серафим (Романцов) 66. Сщмч. Киприан, еп. Антиохийский 67. Свт. Мелетий Рязанский 68. мощи Праведного Лазаря Четверодневного 69. Свт. Макарий, митр. Московский (Невский) 70. Свт. Филарет Гумилевский 71. Вмч. Иаков Персянин 72. Свв. мчч. Прова, Тараха, Андроника 73. Прп. Феодор Санаксарский 74. Прп. Авраамий Ростовский 75. Блгв. кн. Роман Угличский

http://elitsy.ru/holy/temple/13631/

Санаксырь. Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Внутри монастыря две церкви каменные, крепкие. Соборная церковь, двухэтажная, о пяти главах, вызолоченных с крестом червонным золотом, покрыта железом, окрашенным медянкою. В верхнем этаже ее один престол в честь Рождества Пресвятой Богородицы, освященный 16 августа 1780 г. Преосвященным Иеронимом, епископом Владимирским. В нижнем этаже престол в память Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, освящена в 1776 г. настоятелем иеромонахом Иоилем. Вторая церковь больничная, малая. Обе церкви снабжены утварью достаточно, полный круг богослужебных книг имеется. Есть книгохранилище с необходимыми книгами для чтения братии, большей частью на славянском языке. Ризница и книгохранилище помещаются в сухих хороших отделениях папертного притвора верхнего этажа соборной церкви. Вплоть до второй половины XVIII века Санаксарский монастырь влачил самое жалкое существование. Будучи приписан к Саровской пустыни, он имел только деревянные строения. Так продолжалось до 1764 года, когда указом Святейшего Синода игуменом пустыни был назначен преподобный Феодор Санаксарский. Указом же от 23 апреля 1762 года пустынь переименовывалась в монастырь. В " Историческом описании Санаксарского монастыря " , вышедщем в 1802 году в Москве, говорится, что " в сие время " преподобный Феодор " вознамерился вместо деревянные уже ветхие церкви построить каменную о двух этажах, чтобы поместить Божии храмы, в нижнем во имя Усекновения Главы Иоанна Предтечи, в верхнем во имя Владимирския Богородицы, на что от Переосвященного Павла, епископа Владимирского и Муромского, в 1765 году сентября 15 дня дана за рукою его грамота, а от кабинета по именному Ея Императорского Величества указу тысяча рублей серебром. Таковым монаршим вкладом и подаянием других доброхотных дателей строение оной в 1774 году. Оная церковь снаружи длиною на 14, шириною на 8, а вышиною на 24 саженях, с пятью главами, а во внутренности с четырьмя вверху и внизу столбами; полы внизу чугунные, а вверху штучные хорошего качества дубовые " .

http://sobory.ru/article/?object=05460

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Сегодня память святого великомученика Феодора Тирона — завершение первой седмицы Великого поста. В течение Поста Церковь обращается в первую очередь к святым мученикам, потому что они ответили на любовь Христову в полноте. Как Господь принес Себя в жертву нашего ради спасения, так и они жизнь свою отдали за Него, за веру Христову. Смысл Поста заключается в том, чтобы мы стали способными принести свою жизнь Господу. Речь не обязательно идет о подвиге мученичества. Если мы узнаем тайну Креста Христова, то мы сможем принять из рук Божиих смерть как высший дар. Святой великомученик Феодор Тирон прославился во времена гонений на Церковь римским императором Юлианом Отступником, который получил это именование за то, что отрекся от веры Христовой. Не просто отрекся, но стал ненавистником Христа и делал все, чтобы уничтожить Церковь. По его повелению в первую седмицу Великого поста всю пищу, продаваемую на рынках, окропили идоложертвенной кровью. Святой великомученик Феодор Тирон явился епископу Евдоксию и предупредил его о нечестивом замысле Юлиана Отступника осквернить христианский пост. И хотя «идол в мире ничто», епископ благословил не покупать пищу на рынках. Верующему народу раздали освященное коливо (пшеницу с медом) в знак того, что пища, которую мы вкушаем постом, как бы ни была она скудна, — сладка. Она сладка прежде всего потому, что имеет Божие благословение. А где благословение Божие, там самая скудная пища дает крепость человеку. Помните, как преподобная Мария Египетская питалась малой частью хлеба в течение долгого времени. Наш пост сладок. Сладок прежде всего тем, что мы питаемся Самим Господом, вкушаем от всех Его заповедей, как мы непрестанно напоминаем об этом и во всех стихирах поем. Мы страшимся осквернить наш Пост каким-нибудь грехом — завистью, злобой, ненавистью, нечистотой. И Господь дает нам узнать, что есть жизнь вечная. Мы обретаем радость и мужество с благодарностью принять от Господа любые скорби и даже смерть.

http://moral.ru/верность-православию/

Поскольку ты, любя святых рабов Божиих, стараешься подражать непорочной жизни их и, слыша от многих похвалы человеку Божию, освященному Федору, отцу тавеннских монахов, как называют их фивские жители, оказываешь ему особенное уважение; то, узнавши, что я жил в монастыре сих монахов три года, ты приказал мне описать твоему преподобию все то, что я или слышал и узнал о нем от живших с ним святых мужей, или что сам удостоился видеть. Посему я, принесши усердную молитву Богу, чтоб Он помог мне верно вспомнить все сие, охотно исполняю приказание твоего преподобия, и объявляю тебе следующее: 1. Мне было семнадцать лет от рождения, как я, решившись быть христианином, услышал в церкви беседу блаженного Папы Афанасия о образе и жизни монахов и дев, посвятивших себя на служение Богу. Он удивлялся великой награде, ожидающей их на Небесах. Услышав сие, я возлюбил и решился избрать блаженную жизнь их. Омывшись баней возрождения, я нашел недалеко от города одного фивского монаха, и вознамерился последовать ему; но вскоре переменил свое намерение, по совету блаженной памяти Павла, пресвитера Перейской Церкви, который подозревал, что монах сей был еретик. Павел, препоручив меня Феофилу и Копру, мужам, которые провождали жизнь богоугодную, и которые тогда из Фиваиды от св. Феодора присланы были с письмами к св. Папе Афанасию, послал меня к Феодору. Когда мы пришли к монастырю, в котором жил раб Божий Феодор, и который находится в верхней Диосполитанской области и известен под именем Вав: то человеку Божию Феодору угодно было встретить меня при вратах монастыря. Поговоривши со мною о некоторых предметах, он приказал мне переменить свою одежду, и потом ввел меня в монастырь. Здесь увидел я около шестисот монахов, собравшихся тогда в одно место. Все они посреди монастыря ожидали св. Феодора. Когда он возвратился и сел под финиковым деревом, то и они сели. Поскольку я с удивлением смотрел на собрание и благочиние их, и чуждался общества их, то св.Феодор, заметив сие, приказал мне сесть подле него.

http://azbyka.ru/otechnik/Ammon/pismo-ep...

Имя Преподобного Игумена Сергия «яко священие некое обношашеся» в устах всякого чина людей, от Великого Князя и бояр до последнего простолюдина, жившего в пределах Московского Княжения. Великий Князь Димитрий Иванович и его брат, Князь Серпуховской, Владимир Андреевич, в отчине которого (Радонеж) находилась обитель Преподобного Сергия, оказывали ему свое отменное расположение и любовь; сам Преподобный был крестным отцом детей Великого Князя, а племянник его, Святой Феодор Симоновский -духовником Великого Князя. Современные Великому старцу Святители Московские, сперва Митрополит Алексий, а потом Киприан были его духовными друзьями. Его духовные советы имели вес и силу в делах Церкви и Государства, ибо мудрость, соединяясь в нем со смирением, образовала тот духовный разум, который, по словам св. отцов, есть порождение искушений, то есть плод духовного опыта. После сего понятно будет, почему Великий Князь Димитрий Иванович, готовясь выступить в поход против полчищ Ордынского Царя Мамая, счел первым долгом посетить обитель Живоначальной Троицы, поклониться там Единому Богу, в Троице Славивому, и принять напутственное благословение от Преподобного Игумена Сергия. Он пригласил с собою брата Владимира Андреевича, всех, бывших тогда в Москве, Православных Князей и Воевод Русских, с отборной дружиной воинской, и 17 1 ) Августа выехал из Москвы. На другой день они прибыли в Троицкую обитель. Воздав здесь свое смиренное поклонение Господу Сил, Великий Князь принял благословение от Святого Старца Сергия и всей обители, и спешил в обратный путь. Но Угодник Божий просил Великого Князя, чтобы он отслушал Божественную Литургию, а по окончании оной пригласил его вкусить хлеба – соли Святой обители. Долго отрицался Великий Князь, ибо гонцы один за другим приносили ему известия о приближении Мамая к пределам Русским. Но любвеобильный старец умолял Димитрия Ивановича вкусить хлеба у него в трапезе: «обед сей,» говорил он, «тебе, Великий Княже, будет на пользу,» и получив наконец его согласие, примолвил в духе предведения: «Господь Бог тебе Помощник; еще не преспело время тебе самому носить венец сея победы с вечным сном; прочим же, без числа многим сотрудникам твоим плетутся венцы мученические с вечною памятью». Между тем Преподобный повелел приготовить освященную воду, и, по окончании трапезы, окропил оною Великого Князя и всех бывших с ним Князей, Воевод и христолюбивых воинов. Беседуя с Великим Князем, великий старец советовал ему почтить дарами и честию злочестивого Мамая, «того ради», говорил он, «да вознесет тебя Господь, видя твое смирение и да низложить его непреклонную гордыню.»

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

В Лавре преподобного Пахомия Великого неграмотных обучали читать и писать; наследники преподобного, аввы Орсисий и Феодор Освященный, три раза в неделю проводили просветительские беседы с братией и эту настоятельскую нагрузку внесли в устав, как и обязанность насельников учиться; на Западе широкую известность приобрела школа в Галлии при монастыре преподобного Викентия в Лерине, с обширной библиотекой, содержавшей духовную литературу и лучшие сочинения языческих авторов; библиотекой славился и монастырь в Монте-Кассино, основанный преподобным Венедиктом. В Византии монахи усердно заботились о своем образовании: неграмотность, полагали, чревата великой опасностью для души; чтение считалось так же обязательным, как молитва и более важным, чем работа. Монастырские библиотеки, самые богатые в стране, постоянно пополнялись и содержали не только богослужебные, святоотеческие и учительные книги, но и философские сочинения Аристотеля и комедии Аристофана. Мастера каллиграфии в греческих обителях, на Синае, в Палестине по заказам монастырей и частных лиц с большим искусством копировали рукописи на пергаменте или дощечках, покрытых воском; к XI веку широкое распространение получили, наряду со Священным Писанием, толкованиями и житиями святых, творения Василия Великого , Григория Богослова , Иоанна Златоуста , поучения аввы Дорофея , Лествица и другие жемчужины аскетической письменности . Византийское любомудрие вкупе с другими традициями перешло на Русь; невежество осуждалось хуже греха, потому что, писал один из авторов «Предисловия к покаянию», сборника XII века, «согрешившие каются, а несмысленные, заблудивши в писании книжнем, не имуще трезва и здрава ума, в ересь впадающе, погибают» . Будущий митрополит Иларион, ископавший первую пещерку, положившую начало Киево-Печерской лавре, слыл книжником; его «Слово о законе и благодати» до сих пор остается блистательным шедевром, обнаруживающим, кроме писательского дара, широту знаний и глубочайшую богословскую подготовку. Преподобный Феодосий, заботясь об умножении душеспасительных книг в обители, сам плел веревки для переплета книг, над которыми день и ночь трудились иноки Иларион-переписчик и Никон-переплетчик; князья Ярослав и Святослав переводили тексты «от грек на славянское письмо»; книги с радостью принимались от жертвователей и от вступающих в обитель .

http://azbyka.ru/fiction/plach-tretej-pt...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010