О чем радоваться и скорбеть . Ибо на самом деле что из этого возникает? Душой овладевают страсти, так как один начинает смотреть на другого и огорчаться (что совершенно справедливо) на заведующего выдачей. Но я говорю это не к тому, чтобы вы, получающие, начали выслеживать, сравнивать и осматривать у того или другого брата, например, платье или обувь, ибо это дело скользкое, опасное и коварное; быть довольными всем, как говорит Василий Великий 386 , – вот ваша обязанность, ответственность же за это понесут имущие власть; а для того чтобы вы, распоряжающиеся, со страхом Божиим и любовью пользовались предоставленной вам властью вполне безукоризненно, смотря по тому, что кому поручено, выдавайте и назначайте беспристрастно и по заслугам одежду, обувь, книги, чтения, списыванье, деньги на расход или, чтобы не перечислять по мелочам, вообще все остальное. Если вы так будете делать, то у вас, мои возлюбленные, воцарится спокойствие и тишина ( ευστθεια και γαλνη) . Да, да, братия мои освященные, прошу и молю вас, исполните свои сердца благостию 387 , предайте себя взаимно друг другу в любви, радуйтесь при отличии других, скорбите при ниспадении ближнего. Яков перстный, сказано, такови и перстнии, и яков небесный, тацы же и небехнии ( 1Кор. 15:48 ). Бог же наш, сущий на небесах, любит милостыню и суд ( Пс. 100:1 ), и милости Его, как поет Давид, исполнь земля ( Пс. 118:64 ). Вот, уподобимся Ему и мы; сегодня преуспеем в одном, а завтра двинемся дальше; не будем унывать в скудости, не будем тщеславиться и при избытке: в последнем случае будем благодарить Бога, ибо это дело ни хотящаго, ни текущаго, но милующаго Бога ( Рим. 9:16 ), а в первом – будем ожидать, (8) и наша надежда исполнится: всяк бо просяй, сказано, приемлет, и толкущему отверзется ( Мф. 7:8 ). Так-то, чада мои, постепенно поднимаясь все выше и выше, день за днем содеивайте спасение своих душ. Теперь время радости, истинной, а не погибающей купли. Ныне время для бега, но духовного бега, время для обогащения благами, но вечными благами. Блажен, кто подвизается; треблажен, кто терпит подвиг; всеблажен, кто постоянно увеличивает в себе огонь стремления и любви к Богу. Вы, чада мои, не умрете, но будете жить, не разлучитесь, но соединитесь, не получите бесчестия, но будете прославлены, если только до самого конца будете твердо и неуклонно сдерживать обет священного послушания, по молитве моего и вашего отца 388 во Христе Иисусе, Господе нашем, Ему слава и держава с Отцом и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Оглашение 3

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

«Сего ради за нас Господа моли». 7 . Луг твой разнообразными Учениями  (342) благоухает, Всю вселенную Исполняет ароматом ведения, Которого мы все душевно обоняем благоухание, Страстей облака зловонного избегаем, Словно цветы прекрасные, Словеса твои собирая, Из которых венки гимнопесненные Принося тебе, поем: «Сего ради за нас Господа моли». 8 . Более всех преподобных Плачущим в жизни ты явился, Предвозвещая страх Наказания, треблаженнейший; Другой явился из пророков – Иеремия многослезный, Изза пленения страстями плачущий И совершающий Восхождение покаяния, Коего ради мы, уповающие на Христа, Восклицаем, воспевая: «Сего ради за нас Господа молите». 9 . Воспевая в гимнах твое житие, О малом молю тебя: От благодатей твоих, Всеблаженне, и мне даруй Благодать, милость и силу В житейском плавании быть испытанным, Монашеское утверди житие, Супружеское спаси жительство Иерархов и царей и всех совместно воспевающих: «Сего ради за нас Господа молите». 4. Святому Феодору Сикеоту 8 1 . Познался от пеленок освященным И явился благодати Исполненным, Чудесами мир осиявши И демонов множество прогнавши; Священнодействователь Феодор; Сего ради за нас Господа моли. 2 . Звезду чистоты, Из ночи  (343) греха На подвижничества тверди  [небесной] восходящую, Придите да увидим, братия, Феодора преподобнейшего, Чудес лучами Превыше солнца просиявшего И тех, что на земле, Исцелением просвещающего, К которому возглашаем неустанно: «Сего ради за нас Господа молите». 3 . Не достанет всяк язык Земной описать словами Ангелоподобное Жительство твое, Треблаженне; Зришься словно солнце добродетелей, И невозможно выдержать зрения лица твоего. Ты дай же мне и свет, И словеса для пения Воспевать твои Подвижничества знамения, О которых услышавши, народы Прославляют, воспевая: «Сего ради за нас Господа молите». 4 . Явившись от утробы Священно возлюбившим воздержания блаженство, Богонаученный Дух принял еси, Возгревающий душу твою ко всему святому, Материнской любви став выше, От всей души расположившись к Создателю своему,

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Так, возражая иконоборцам, утверждавшим, что иконы являются обыкновенными вещами, поскольку не имеют освящающей их молитвы, VII Вселенский Собор утвердил: «Над многими из таких предметов, которые мы признаем святыми, не читается священной молитвы, потому что они по самому имени своему полны святости и благодати». Таким предметом является и Животворящий Крест, даже напечатление которого в воздухе прогоняет демонов. «То же самое и относительно иконы: обозначая её известным именем, мы относим честь ее к первообразу; целуя ее и с почтением поклоняясь ей, мы получаем освящение. Равным образом, когда мы целуем и объемлем различные священные сосуды, то надеемся, что получим чрез них некоторое освящение» . Поэтому благоговейное отношение должно распространяться как на освященные изображения, так и не освященные. Благоговейное отношение должно распространяться как на освященные изображения, так и не освященные Священные изображения самим фактом явления нам Божественного, небесного относятся к области сакрального, отделяясь от изображения всего обыденного, временного, мирского – профанного. При этом образы Господа Нашего Иисуса Христа, Богоматери, ангелов, святых становятся священными не через какой-то специальный чин освящения, а только самим фактом их изображения, по тождеству ипостаси (лица) изображенного и изображаемого. Иисус Христос. Мозаика «…Не отлична от Христовой Ипостась в иконе Его, – пишет прп. Феодор Студит, – но та же самая Ипостась Христа созерцается в иконе и почитается поклонением» . Это верно и по отношению к Богородице и святым, утверждает игумен Студийский . По природной сущности образ и Первообраз различны, однако, по выражению прп. Феодора Студита, в священных изображениях Божество присутствует «по причастию», «силою», «крепостию», «славою» и «благодатью». «…Тот, кто сказал бы, что Божество присутствует и в иконе, не погрешил бы против истины, – пишет преподобный. – Оно, конечно, присутствует также в изображении Креста и в других божественных предметах, но не по единству природы, так как эти предметы – не плоть обожествленная, но по относительному их к Нему причастию, так как и они участвуют в благодати и чести» .

http://pravoslavie.ru/133133.html

Прп. Нестор летописец. Рисунок И. С. Ижакевича (ж. «Нива». 1914 г. 18) Прп. Нестор летописец. Рисунок И. С. Ижакевича (ж. «Нива». 1914 г. 18) Изложение жизни святого в монастыре представляет собой целый ряд событийно несвязанных между собой рассказов-новелл, к-рые условно могут быть объединены в следующие темы: святость Феодосия, его деятельность на посту игумена, богоизбранность Киево-Печерского мон-ря, взаимоотношения обители с княжеской властью. Н. повествует о монашеских добродетелях святого: Феодосий борется с нечистыми духами, во время Великого поста уединяется в пещере, он милосерден к простым мирянам (разбойникам, бедной вдовице и др.), неоднократно демонстрирует свое смирение - так, напр., вместе с др. монахами Феодосий работает в пекарне, носит воду и колет дрова. Святой воплощает в себе лучшие качества настоятеля: по ночам он подходит к двери каждой кельи, «хотя уведети когождо их како житие»; не отказывает в пострижении неимущим, позволяет вернуться в обитель беглым инокам, активно борется с любыми проявлениями стяжательства, регулярно поучает и «утешает» братию. Во взаимоотношениях с князьями Феодосий изображен бесстрашным обличителем пороков и преступлений светских правителей, но при этом агиограф акцентирует внимание на исключительно доверительных отношениях, к-рые существовали между преподобным и киевским кн. Изяславом (Димитрием) Ярославичем (1054-1078, с перерывами). Согласно Н., именно Феодосию принадлежит ключевая роль в становлении Киево-Печерской обители: о деятельности на этом поприще прп. Антония Печерского и его преемника - прп. Варлаама он не повествует. Обращает на себя внимание стремление автора избежать упоминаний о внутримонастырских конфликтах и разногласиях. Мотивы и образы ЖФ оказали влияние на последующие рус. Жития чина преподобных (Сергия Радонежского, Кирилла Белозерского, Пафнутия Боровского, Зосимы и Савватия Соловецких и др.). Основным источником Н. были рассказы старших современников («древних отцов»). Некоторых из них он называет по имени: игумены Софроний и Павел, келарь Феодор, монахи Иларион и Климент. ЖФ демонстрирует знакомство Н. с памятниками переводной агиографии - Житиями Антония Великого, Феодосия Иерусалимского, Саввы Освященного, Вячеслава Чешского. В числе иных произведений, повлиявших на лит. манеру Н., исследователи называют Жития Кириака Отшельника, Иоанна Златоуста, Феодора Эдесского, Феодора Студита, Иоанна Молчальника, Симеона Столпника, Макария Египетского и нек-рых других ( Артамонов. 2003. С. 195). Древнейший из сохранившихся списков ЖФ содержится в Успенском сб. XII в. (ГИМ. Син. 1063/4). Широкое распространение Житие получило в составе Киево-Печерского патерика, куда оно было внесено в XV в.

http://pravenc.ru/text/2565114.html

Плотин – 15, 29, 31, 33, 41, 42, 61, 68, 114, 122, 123, 125, 130, 134, 188, 189, 194 Плутарх – 42 Порфирий – 122, 123 Посидоний – 42, 55, 72 Потамон – 28 Прокл – 101, 194 Птах – 36 Птолемеи (Лагиды) – 22, 24–26, 34, 37, 49, 149, 201 Птолемей I Лаг – 23, 25 Птолемей II Филадельф – 35, 37 Птолемей Филометер – 54 Пселл Михаил – 194 Раушен Г. – 185 Редепеннинг Э. – 29 Рефентлов X. – 194 Родон, дидаскал – 83, 183 Рублев Андрей, святой – 197 Руфин, переводчик, церковный историк – 128, 129, 185, 190 Савва Освященный, преподобный – 82 Саврей В. Я. – 12, 45, 76, 92, 99, 116, 120, 138, 145, 166, 200 Сагарда А. И. – 151 Сагарда Н. И. – 95, 151, 166 Самсон – 154 Сатир Перипатетик – 67 Светлов Р. В. – 76, 116, 194 Север, император – 81 Секст Эмпирик – 26 Селевкиды – 49, 50, 149 Селевк Никатор – 149 Серапион, святой, епископ – 89 Серапис – 36 Сидоров А. И. – 45, 92, 116, 194 Симеон Юродивый, святой – 136 Симмах – 38 Симон Волхв – 149 Симонетти М. – 179 Симонид – 24 Синезий Птолемаидский, епископ – 86 Сирах – 51, 52 Сковорода Г. С. – 197 Смирнов С. И. – 45 Смит Мортон – 82 Соколов В. В. – 194 Сократ – 87, 193, 197 Соловьев B. C. – 194, 197 Соломон – 51, 52 Сотер – 23, 25 Сотион Александрийский – 67 Софокл – 53 Спасский A. A. – 159 Страбон – 45 Татиан – 102, 150 Тертуллиан – 102, 116, 130 Тот, египетский бог мудрости – 35 Трофимова М. К. – 46 Трубецкой С. Н. – 64, 76 Фабиан, папа – 123 Фабриций – 96 Феогност, епископ – 89 Феодор Атеист – 27 Феодор Мопсуэстийский – 153, 154, 158, 162, 164, 179 Феодот, валентинианин – 96 Феокрит – 24 Феодорит Кирский , блаженный – 156, 158, 161, 166, 180 Феофил Антиохийский – 102, 130, 150 Филипп Сидет – 83 Филадельф – 25 Филон Александрийский – 17, 37, 38, 49, 50, 53–76, 88, 89, 98, 101–104, 109, 110, 115, 141, 155, 170, 177, 178, 194, 201 Флавиан Антиохийский – 160 Флакк, римский наместник – 50, 55 Флоровский Г., прот. – 153, 155, 166, 200 Фотий Константинопольский , святой, патриарх – 29, 98 Франкфорт Г. – 31, 46 Френд У. – 161 Фронтон – 132 Хансон Р. – 74

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/ale...

Святой Пахомий имел обыкновение собирать братию по воскресеньям для своих наставлений. И вот в один из таких вечеров он вдруг неожиданно предоставил слово Феодору. Повинуясь учителю, Феодор стал говорить то, что внушал ему Господь, а святой Пахомий с братией стоя слушали. Некоторые из старших братий возмутились тем, что слово поучения им читает новоначальный инок, и удалились. В конце собрания святой Пахомий заявил, что они отстранились от милосердия Господня и, если не раскаются в своей гордыне, им будет нелегко достичь вечной жизни. После этого поставил Феодора строителем Тавеннисийского монастыря (ок. 336 г.) и назначил своим заместителем в управлении Кинонией. Преуспев в смирении и полном отречении от собственной воли, Феодор продолжал быть послушным учеником и совершенствоваться в наставлении братий. Его слово, обращенное к ним, всегда было проникнуто любовью, а его милосердие помогало преодолевать все слабости. После ежедневных трудов он отправлялся в Певоу, чтобы выслушать наставления Пахомия, а затем возвращался в Тавенниси, чтобы повторить их своим инокам. Когда по наказу святого Пахомия он посещал монастыри Кинонии, братия всегда принимали его с большой радостью, ибо Господь наградил его даром утешения, а святой Пахомий так говорил о нем: «Феодор и я – мы несем одну и ту же службу пред Господом, и он имеет право распоряжаться как отец и учитель». Вот почему через некоторое время святой Пахомий отозвал его из Тавеннисийского монастыря и привлек к духовному управлению всем сообществом Фиваидских монастырей. Теперь именно святой Феодор принимал иноков во все обители и удалял недостойных и неисправимых. Когда он накладывал епитимью на провинившегося брата, то подвергал и себя подобному же наказанию, дабы не быть осужденным от Господа за то, что подвергал других тому, чего не испытал сам. Однажды святой Пахомий занемог, и к Феодору пришли монахи просить его стать преемником в случае смерти святого отца. Пахомий, выздоровев, потребовал у каждого полного отчета в своих мыслях. Феодор откровенно признался, что под давлением братий принял их предложение стать его преемником. Тогда Пахомий лишил его всякого начальства над иноками и отправил в уединенное место, где Феодор пребывал несколько лет, проливая слезы и каясь в грехе гордыни. Незадолго до своей смерти Пахомий восстановил его во всех правах, объявив братии, что наложенное испытание продвинуло Феодора в семь раз больше, нежели его предшествующая благочестивая жизнь, благодаря смиренному покаянию, которое тот проявил.

http://pravoslavie.ru/61830.html

    Вопрос номера. Жалеть правильно : Как научиться сострадать . Письмо в редакцию / Андрей , Выборг. Фото www.lori.ru //Фома. - – февраль 2018. – С.14-15. – (рубрика « Вопрос номера. Жалеть правильно »). На вопрос читателя отвечает психолог Александр Ткаченко. Вы еще пожалеете. Как поддержать человека, чтобы ему не стало еще хуже. Фото www.lori.ru . Рисунки Натальи Федоренковой//Фома. - – февраль 2018. – С.16-22. - (рубрика « Вопрос номера. Жалеть правильно »). См. также: Виталий Сурвилло, предприниматель, основатель детского досугового центра профориентации «Мастерславль», член Генсовета общероссийской общественной организации «Деловая Россия», общественный омбудсмен по таможенным вопросам//Фома. - – февраль  2018. – С.98.        – (рубрика « Эпилог. Пять вопросов о номере »). Патриарх Кирилл. Мир жив, пока жива любовь. Из проповеди в Великий Понедельник после литургии  в Донском ставропигиальном монастыре, Москва, 10 апреля 2017 года. Заголовок дан редакцией. Фото Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси//Фома. - – февраль 2018. – С.23. - (рубрика « Вопрос номера. Жалеть правильно »).   ВЕРА (раздел). – С.24-39.     Школа «Фомы». Именины: Федор . [Иллюстрированная информация: Значение имени :   Феодор – имя греческого происхождения и переводится как «дарованный Богом», «Божий дар»; Дни памяти : 21 февраля – день памяти великомученика Феодора Стратилата; Великомученик Феодор Стратилат (кончина в  319 году) . Подготовил Тихон Сысоев ; Другие святые с именем Феодор : Преподобный Феодор Освященный (316-368). Преподобный Феодор Студит (758-826);  Известные люди с именем Федор : Федор Гааз (1780-1853). Федор Емельяненко (родился 1976); Интересные факты. Ил.: Великомученик Феодор Стратилат. Икона; Монета императора Лициния. 4 век н. э.;  Город Эрегли, в Турции – бывшая Гераклея; Рака с частью мощей великомученика Феодора в Венеции; Чудотворный образ Феодоровской иконы Божией Матери; Церковь Феодора Стратилата на Ручью, построенная в 1360 году в Великом Новгороде//Фома. - – февраль 2018. – С.24-25. - (раздел « Вера », рубрика « Школа “Фомы”. Именины »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-2-178-...

Когда святой Пахомий скончался (346), Феодор похоронил его в тайном месте и отправился по делам в Александрию. Он посетил святого Антония Великого, который выразил свое восхищение святым Пахомием и общежительным образом жизни, а затем отправил его с рекомендательным письмом к святому Афанасию. Там, в Александрии, Феодор узнал о смерти Петрония и, вернувшись в Фиваиду, со смирением и благоговением подчинился святому Орсисию. Изгнав из сердца всякую мечту о власти, Феодор был перед ним словно агнец, хотя в глазах многих именно он был самым достойным унаследовать место святого Пахомия. Многие из братии часто обращались к нему за советами. Тогда святой, желая избежать соперничества, добился, чтобы его направили в Пахнумский монастырь руководить пекарней. Когда настоятель обители Монхос в Гермополе Аполлоний восстал, пытаясь отделить свой монастырь и сделать его независимым, Орсисий удалился, назначив Феодора своим преемником в управлении Кинонией. Феодор тотчас собрал братию и со слезами на глазах молил сохранить традицию, заложенную святым Пахомием, и сберечь единство их святого сообщества. Затем он поочередно посетил все монастыри, сменил всех настоятелей и заново распределил послушания. Помня о покаянии, которое некогда наложил на него святой Пахомий за его мысли о преемстве, он не считал себя наместником монастырей, а лишь заместителем и служителем аввы Орсисия. Всякий раз перед тем, как принять решение, он отправлялся к Орсисию, удалившемуся в Хеновоскион, и просил у него разрешения. Среди братии он являлся образцом скромности и в одежде, и в речах, и во всем поведении, несмотря на свою славу, распространившуюся по всему Египту, и невзирая на многочисленные исцеления, которые он совершил. Феодор прилежно и много трудился, благодаря чему удалось восстановить порядок в монастырях и укрепить усердие насельников. Он беседовал с каждым из них отдельно, помогая мужественно сопротивляться натиску помыслов, терпеливо исправлял заблуждавшихся, горячо молясь об их исправлении. К монастырям, основанным святым Пахомием, он прибавил новые, основав Кайорскую и Уисскую обители недалеко от Гермополя, еще одну в Гермонфисе и, кроме того, два женских монастыря.

http://pravoslavie.ru/61830.html

С заходом солнца монахи из лавры отправились в Иерусалим и забрали останки святого. На обратном пути их сопровождал огненный столп на небе, к-рый видели не только жители города, но и приближенные халифа. Тело святого положили в монастырском храме. Некий мон. Феодор, к-рый 3 года был прикован к постели, узнав, что тело его близкого друга, пострадавшего за Христа, принесли в церковь, стал просить отнести его туда, но никто не услышал его призыва. Тогда Феодор обратился с молитвой к М. С. о том, чтобы увидеть его честные останки. После этого он выздоровел, пришел в церковь и поклонился мощам мученика. Спустя 7 дней после похорон М. С. его наставник также отошел ко Господу. Заканчивается повествование от лица пресв. Василия, к-рый прославляет прп. Савву Освященного и его обитель. Сюжетная канва Мученичества имеет параллели с историей о прав. Иосифе и жене Потифара (Быт 39), а также с рядом арабо-христ. текстов полемической направленности (Житие свт. Иоанна Эдесского, Диспут мон. Авраама Тивериадского). Кроме того, Мученичество М. С. входит в группу текстов, в которых реализуется распространенный мотив придворного иудео-христ. диспута, причем в данном случае он используется автором для «прикрытия» антимусульм. полемики (см.: Моисеева. 2010). По мнению С. Гриффита, Мученичество является примером апологетического жанра («монах при дворе эмира»), который был весьма распространен в раннеислам. время ( Griffith. 1999). Текст Мученичества содержит явные анахронизмы: халиф Абд аль-Малик (685-705) прибывает в Иерусалим из Вавилона, т. е. Багдада, который будет основан лишь в 762 г.; упоминаются мощи 20 Савваитских преподобномучеников , пострадавших в кон. VIII в. Феодор Абу Курра, якобы бывший свидетелем погребения М. С. и рассказавший историю его мученичества, жил в нач. IX в. (известен как еп. Харранский и крупный мелькитский богослов) и, как показал Дж. Ламоро, вряд ли когда-либо был монахом в лавре прп. Саввы; возможно, составитель или переписчик ошибочно отождествил его со свт.

http://pravenc.ru/text/2563764.html

В первый том вошли исследования архимандрита Василия в области истории, богословия, аскетики, науки и археологии. Сборник издан по благословению Высокопреосвященнейшего Феодора, архиепископа Мукачевского и Ужгородского при поддержке настоятельницыМукачевского Свято-Николаевского монастыря игуменьи Епистимии (Щербан). Составители сборника: кандидат богословия, протодиакон Александр Монич и  кандидат исторических наук, доктор философии, доцент кафедры истории Украины Ужгородского национального университета Юрий Данилец. Содержание Вместо предисловия. Архиепископ Мукачевский и Ужгородский Феодор (Мамасуев). Его мысли, как и он сам, всегда стремились к совершенству  3 Протодиакон Александр Монич. Жизненный путь архимандрита Василия (Пронина) 7 § 1. Богословие  48 Протоиерей Александр Гук. Богословское свидетельство архимандрита Василия (Пронина)  48 Время празднования Новозаветной Пасхи  50 О святых  54 Про 60 Церковные мысли  64 Преподобний Серафим Саровський (до з дня народження)  69 Поучение в Неделю о блудном сыне (Обращение заблудшего)  74 §2. Аскетика  77 Протодиакон Александр Монич. «Един от древних»  77 Монашеский сборник 80 Предисловие  80 Слово 1-ое. Десять Божиих Заповедей  82 Слово 2-ое. О грехе  85 Слово 3-ье. Мытарства  88 Слово 4-ое. О Боговоплощении  91 Слово 5-ое. О почитании святых  93 Слово 6-ое. Послания святых апостолов  96 Слово 7-ое. О добродетелях  98 Слово 8-ое. О покаянии  101 Слово 9-ое. Помыслы  105 Слово 10-ое. О посте  109 Глава 1. О монашестве. Стремление. Прообразы монашества. Новозаветное монашество. Святой Климент. Ерм. Климент Александрийский. Священномученик Киприан Карфагенский. Преподобный Пахомий Великий. Святитель Василий Великий. Преподобный Кассиан Римлянин. Преподобный Венидикт Нурсийский. Виды добрых дел. Святитель Иоанн Златоуст. Святитель Григорий Богослов. Преподобный Иоанн Лествичник. Гора Афон. Святитель Феофан (Говоров), затворник Вышенский. Преподобный Никодим Святогорец. Преподобный Феодор Студит. Равноапостольные Кирилл и Мефодий. Преподобный Савва Освященный. Святитель Савва Сербский. Преподобный Нил Сорский. Преподобный Сергий Радонежский. Преподобный Паисий Величковский. Мукачевский монастырь. Угольский монастырь. Грушевский монастырь. Монастырь на Сорочьей Горе. Краснобродский монастырь  113

http://bogoslov.ru/book/873958

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010