Торжество Православия Имя этого богослова известно в основном только специалистам и потому нуждается в представлении. Большинство сведений о биографии православного (мелькитского) богослова святителя Феодора (ок. 750 – ок. 830) носят вероятностный характер. Считается, что он родился в г. Эдесса; в молодости был монахом лавры Саввы Освященного в Палестине; примерно с 795 года (с перерывом) был епископом в Харране. Родным языком его был сирийский, но свои богословские трактаты он писал на арабском и греческом языках. Участвовал в полемике с мусульманскими богословами и христианами-монофизитами (армяне, сирояковиты). При жизни и после смерти он пользовался огромным авторитетом на Ближнем Востоке как выдающийся богослов, полемист и православный апологет, в том числе в среде своих идейных противников. Парадоксальным образом в мелькитской общине и вообще в православной среде его имя было почти забыто, но трактаты сохранились. При жизни и после смерти он пользовался огромным авторитетом на Ближнем Востоке как выдающийся богослов и православный апологет Благодаря трудам выдающегося современного ученого-богослова протоиерея Олега Давыденкова все изданные на сегодня арабские трактаты Абу Курры были переведены на русский язык и опубликованы . Отец Олег, в частности, пишет: «Абу Курра был одним из первых христианских богословов, начавших составлять богословские сочинения на арабском языке. С полным правом он может быть назван основателем арабоязычной мелькитской традиции. Его труды, отличающиеся высоким богословским уровнем и охватывающие широчайший круг богословской проблематики (основное богословие, тринитарное учение, христология, сотериология, экклезиология, антропология, защита иконопочитания, полемика с иудейством и манихейством, противо-мусульманская апологетика), стали своего рода мостом, связавшим мелькитское богословие с традицией греко-византийской богословской мысли» . Сочинение Феодора Абу Курры. Арабская рукопись 9-го века. Написана в палестинском монастыре святого Харитона. Баварская государственная библиотека. Для нашей темы святитель Феодор интересен как автор трактата «О почитании икон» , который был написан после 799 года. Возможно, Абу Курра даже пострадал за иконопочитание, поскольку был изгнан иконоборцем Антиохийским патриархом Феодоритом со своей Харранской кафедры и вернулся на нее только после смерти патриарха. Многие исследователи отмечают зависимость богословия Абу Курры от преподобного Иоанна Дамаскина, в том числе и в защите иконопочитания. Так, священник Андрей Лаут считает, что «Феодор воспроизводит большинство аргументов Дамаскина в защиту иконопочитания (см.: Louth A. St. John Damascene: Tradition and Originality in Byzantine Theology. Oxford, 2002. P. 220–221)» .

http://pravoslavie.ru/151284.html

Церковь на пути к V Вселенскому Собору. Часть 2 История Европы дохристианской и христианской Протоиерей Владислав Цыпин Сайт «Православие.ру» продолжает публикацию фрагментов новой книги церковного историка и канониста протоиерея Владислава Цыпина «История Европы дохристианской и христианской». Предыдущие части, относящиеся к эпохе святого императора Юстиниана: Споры о богословии Оригена Ориген В начале 540-х годов неожиданно, казалось бы, обострилась еще одна богословская проблема, послужившая камнем преткновения и ставшая причиной разделения: в центре пререканий, увлекших многих, вновь оказался Ориген . В монастырях Палестины, где влияние его идей во все времена было особенно значительным, спор об учении Оригена велся с начала V века. А в 507 году часть монахов Великой лавры Саввы Освященного покинула эту обитель, потому что преподобный Савва отвергал заблуждения Оригена, и основала Новую лавру, которая и стала оплотом оригенистов, среди которых своей эрудицией и полемическим искусством выделялся Феодор Аскида, со временем возглавивший Новую лавру. Его влиятельным единомышленником был настоятель монастыря святого Мартирия Домициан. Полемика сфокусирована была на учении Оригена об апокатастасисе – конечном восстановлении творения в его первозданном совершенстве, вплоть до очищения самих падших духов от скверны греха. Отстаивая мысль о спасении всех, оригенисты ссылались, помимо Оригена, на святителя Григория Нисского и Дидима Слепца. При этом оригенисты разделились на две фракции: крайних, которых называли изохристами, и умеренных – протоктистов. Изохристы «считали, что в будущей жизни души человеческие будут уравнены с душой Христа. Вторые… признавали превосходство души Христа как первого творения» . После преставления преподобного Саввы влияние оригенистов в Палестине усилилось. В 536 году оригенисты Феодор Аскида и Домициан участвовали в Константинопольском соборе, своими способностями они обратили на себя внимание императора Юстиниана. На следующий год Феодор был поставлен на первенствовавшую в Понтийском диоцезе кафедру Кесарии Каппадокийской, а Домициан – на Анкирскую. Споры о наследии Оригена распространились и на его родине – в Египте, а также в Сирии и Малой Азии.

http://pravoslavie.ru/65039.html

Архив Святые и святыни В 2008 году исполняется 600 лет Можайскому Лужецкому монастырю, освященному в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Основал эту обитель преподобный Ферапонт Белозерский, день памяти которого в Можайской земле издревле празднуется 27 декабря (9 января). Есть все основания полагать, что именно на этот день и приходится блаженная кончина преподобного. Общецерковное же празднование знаменитому Белозерскому подвижнику приурочено ко дню памяти его небесного покровителя священномученика Ферапонта Сардийского и совершается 27 мая (9 июня). Шесть веков с высокого правого берега реки Москвы на окраине Можайска, из местности, что издревле называлась Лужками, возносится ко Господу монашеская молитва. Шесть веков стоит здесь Лужецкая обитель — одна из жемчужин того духовного ожерелья, которое Промыслом Божиим рассыпано по Русской земле учениками и учениками учеников преподобного Сергия Радонежского и поныне сияет очагами святости, твердынями веры и благочестия. Кто стоял у истоков монастыря? Что повидали его стены? Каков его нынешний день? Основание монашеской обители в столице Можайского удельного княжества положено было в 1408 году молитвами и трудами преподобного Ферапонта, собеседника преподобного Сергия Радонежского, и попечением удельного Можайского князя Андрея Дмитриевича. Житийная литература и летописные своды довольно подробно описывают события шестивековой давности. Преподобный Ферапонт Белозерский, Можайский. Икона XVII в. Преподобный Ферапонт родился около 1337 года в Волоке Ламском от благочестивых родителей, бояр Поскочиных, и в крещении получил имя Феодор. Стремясь избежать суеты мира сего, он уже в зрелом возрасте пришел в московский Симонов монастырь. Настоятель монастыря святой Феодор, племянник преподобного Сергия Радонежского, в будущем архиепископ Ростовский († 1394; память 28 ноября/11 декабря), благословил постричь его с именем Ферапонт без прохождения предварительного искуса. Произошло это около 1385 года. Преподобному Ферапонту по делам монастырским приходилось бывать на Белом озере. Край Белозерский очень полюбился ему. Как повествует житие святого, «местность эта была очень пустынной и много там было лесов, непроходимых болот, множество вод, озер и рек», а все это способствовало уединению и безмолвию, которых жаждала его душа.

http://pravoslavie.ru/put/080109095954.h...

Свята ли икона, не освященная по чину Требника: историко-богословский анализ церковной дискуссии Часть 2. Богословие иконы и современная церковная дискуссия Владимир Немыченков Часть 1. Истоки и историческая полемика о чине освящения икон Сакральный статус иконы в Православии Философы и богословы прошлого и нынешнего веков, конечно, вольны иметь свое мнение и строить свои концепции о необходимости чина освящения и особого именования иконы (как это делал протоиерей С. Булгаков), но учение Церкви об иконе основывается на богословии, сформулированном святыми отцами-иконопочитателями в VIII–IX веках (святителями Германом, Никифором и Фотием – патриархами Константинопольскими; преподобными Иоанном Дамаскиным и Феодором Студитом и др.), которые «сердцем веровали в праведность», а устами исповедовали почитание икон во спасение себе, а потомкам (и нам в том числе) в пример, назидание и научение. Исповедовали до крови – в условиях гонений, казней, ссылок, тюремных заключений и жестоких истязаний за признание иконы не профанной «картинкой», а святым образом, причастным Божественной благодати, причем без специальной на то молитвы и священнодействий, но при условии веры молящегося перед ним. Преподобный Феодор Студит исповедник (слева) и преподобномученик Стефан Новый. Часовня Николая Чудотворца (южная стена). Сербия, Косово. Монастырь Грачаница, XIV в. Приведем основные положения православного богословия иконы, сформулированные (в основном) по трудам преподобного Феодора Студита (аналогичные суждения можно найти и у других отцов-иконопочитателей. Далее, если не указано иное, приводятся цитаты и ссылки на творения преподобного Феодора Студита). Искусственному образу, как и природному, подобает воздавать славу и поклонение по единству ипостаси изображенного и изображаемого а) изображаемый присутствует по подобию (внешнему сходству) изображаемого с изображенным, то есть вследствие единства характ и ра образа и первообраза (Antir. III: III, 1–3. PG 99, col. 420–421); б) тождество ипостаси изображаемого и изображенного следует из единства характ и ра (внешнего сходства первообраза и образа) .

http://pravoslavie.ru/147662.html

Древние иноческие уставы и современный опыт монастырской жизни. Часть 5. Устав преподобного Пахомия Преподобный Пахомий получает откровение от ангела Приведем основные монастырские уставы, рассмотренные нами, в виде систематизированных таблиц. Такая форма подачи материала позволяет наиболее наглядно продемонстрировать особенности правил разных авторов и их сходство в главных темах. Пользующийся таблицами уставов имеет возможность сравнить их по интересующим его темам и таким образом выбрать наиболее подходящий для себя вариант решения вопроса. Так, желающий составить правила жизни для своей обители или соотнести разные вопросы с решениями преподобных отцов, может сделать это на одном экране (к интерактивной форме электронных таблиц можно перейти здесь ) . Устав преподобного Пахомия Об уставе Тема Содержание Источник Феофан Затворник, святитель. Древние иноческие уставы. М., 1892 Название Устав Тавеннисских монастырей Авторы Преподобный Пахомий первый устав получил от ангела Преподобный Орсисий Преподобный Феодор Освященный Монастыри 9 монастырей преподобного Пахомия (1 женский); 4 монастыря преподобного Феодора (1 женский) Устройство монастыря Состав Каждый монастырь – 30–40 домов по 12–13 келий, в каждой по три монаха. Всего в одном монастыре 1300–1400 монахов Послушания Настоятель Один свой монастырь (у преподобного Пахомия– Тавенисиотский монастырь, потом – Пабо) Обязан обходить все монастыри, наблюдая за порядком; сам устроять и держать его Два раза в год собрание всех у аввы (Пасха, праздники). 13 августа – собрание всех экономов и глав монастырей Отвечает и решает все дела в своем монастыре Руководство духовной жизнью складывается из соблюдения внешнего порядка, «потому что, блюдя порядок, он вел всех к созиданию в духе» Второй по настоятеле Второй после аввы, часто – эконом Благочинный В монастыре 30–40 домов; в каждом доме один смотритель и один вторствующий Принимают новичков и смотрят за ними Принимают и раздают вещи и материалы для работы Все вопросы в доме решаются через него

http://pravoslavie.ru/31571.html

4 августа на родине святого праведного воина Феодора Ушакова прошел VI Всероссийский фестиваль культуры и искусства с. Хопылево, 5 августа 2019 г.      4 августа на родине святого праведного воина Феодора Ушакова прошел VI Всероссийский патриотический фестиваль культуры и искусства, сообщает информационный отдел Рыбинской епархии . Празднование началось с Божественной литургии в храме Богоявления-на-Острову, в котором крестили будущего адмирала Российского флота. Богослужение возглавил митрополит Ярославский и Ростовский Пантелеимон, сослужили владыке: иерарх Сербской Православной Церкви епископ Славонский Иоанн, епископ Рыбинский и Даниловский Вениамин и епископ Некрасовский Борис (Баранов), викарий Ярославской епархии. По завершении Литургии состоялся крестный ход к берегу Волги, где установлен памятник юному Федору Ушакову и его дяде, преподобному Феодору Санаксарскому. Возле памятника состоялся чин освящения поклонного креста, который впоследствии будет установлен на Богоявленском острове – месте, где стоял древний Богоявленский монастырь. Остров располагается на середине Волги, напротив хопылевского берега. «Освященный крест будет стоять на острове и напоминать всем, что это монастырская земля, которую видел в детстве и на которой неоднократно бывал и сам святой праведный воин Феодор Ушаков», - сказал епископ Рыбинский и Даниловский Вениамин.      Установка поклонного креста – совместный проект Фонда Андрея Первозванного, Ярославской митрополии, администраций Ярославской области и города Рыбинска. - Крест выполнен в традициях соловецких мастеров, - рассказал Владимир Бушуев, директор Фонда Андрея Первозванного. - В России всего две таких мастерских: одна – в Подмосковье, другая – на Соловецком архипелаге. Высота креста вместе с фундаментом составляет шесть метров. С теплоходов, которые будут проходить по этому замечательному маршруту, будет виден и крест, и памятник, и замечательные храмы: Богоявления-на-Острову и Александра Невского, которые усилиями Попечительского совета восстанавливаются. Мы рады и горды тем, что наша страна обретает этот прекрасный и величественный комплекс-памятник.

http://pravoslavie.ru/122869.html

Секция Рождественских чтений, посвященная монашеству, прошла в Сретенском монастыре Москва, 30 января 2014 г.      28 января в московском Сретенском ставропигиальном мужском монастыре началась работа секции «Монашеская традиция: от древности до наших дней» − одного из направлений XXII Международных образовательных Рождественских чтений. В актовом зале Сретенской семинарии собрались более 150 участников − архиереи Русской Православной Церкви, наместники, игумены и игумении, насельники столичных и епархиальных обителей, а также гости Чтений, прибывшие из Греции, со Святой Горы Афон, из Сербии, США и Великобритании. Утреннее пленарное заседание открыл Высокопреосвященный Марк, архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский (РПЦЗ). В Президиуме находились митрополит Новосибирский и Бердский Тихон и куратор данного заседания игумения Иулиания (Каледа), заместитель председателя Отдела, настоятельница московского Зачатьевского ставропигиального монастыря.      В первой части заседания вниманию присутствующих были предложены три доклада: «Традиция исихазма и ее значение для современного монашества» − митрополита Самтависского и Горийского Андрея (Гвазавы) (Грузинская Православная Церковь); «Истоки киновиальной жизни − общежития древних отцов (прп. Пахомий Великий, Савва Освященный, Феодор Студит, Афанасий Афонский)» − архимандрита Елисея, настоятеля монастыря Симонопетра (Святая Гора Афон); «Значение опыта Богопознания для современного монашества» − иеромонаха Николая (Сахарова), насельника Свято-Иоанно-Предтеченского монастыря в графстве Эссекс, Великобритания.      Во второй половине дня секция «Монашеская традиция: от древности до наших дней» XXII Международных Рождественских образовательных чтений продолжила работу под председательством епископа Борисовского Вениамина, викария Минской епархии. Куратор − игумения Николая (Ильина), настоятельница Свято-Никольского Черноостровского женского монастыря, г. Малоярославец. Прозвучали доклады, объединенные темой «Традиции обителей преподобного Сергия и его учеников как основание для устроения монашеской жизни в современных обителях» :

http://pravoslavie.ru/68004.html

Феодор Освященный, прп. - житие Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Феодор Освященный, прп. - житие Эта страничка относится к разделу   Феодор Освященный, прп. Преподобный Феодор Освященный, игумен (память 16 мая по старому стилю) Ученик преподобного Пахомия Великого (память 15/28 мая). Назван «освященным» потому, что первым в своей обители был рукоположен во священники. Родился он около 316 г. в Египте и был сыном богатых родителей. Рано появилось в преподобном стремление к иноческой жизни, 14-ти лет от роду св. Феодор тайно ушел из родительского дома и поселился в одном из монастырей. Услышав о преподобном Пахомии Великом, юноша загорелся желанием увидеть святого старца, надеясь при его помощи лучше познать Бога и Его святую волю. Достигнув Тавеннисской обители, он с любовью был принят преподобным, который был предуведомлен от Бога о его приходе. Став учеником великого аввы святой Феодор быстро преуспел во всех иноческих подвигах, особенно же в полном послушании своему наставнику и в сострадании и любви к братии. Видя разум и способности св. Феодора, преподобный Пахомий однажды поручил ему сказать поучение братии. Феодору тогда было 20 лет. Он беспрекословно занял место Пахомия и произнес поучение, считая для себя законом волю старца, хотя некоторые из старших братий и оскорбились тем, что их поучает новоначальный. Удалившись в более уединенный монастырь, св. Пахомий ставит преподобного Феодора строителем Тавеннисского монастыря, а после смерти великого аввы, св. Феодор становится во главе всех фиваидских обителей. Преподобный прославился святостью жизни и обильным даром чудотворений; к нему с особенным уважением относился святитель Афанасий Великий. Кончина преподобного последовала в 368 г. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Феодор Освященный, прп. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-3533

Предстоятель Александрийской Православной Церкви принял делегатов Межпарламентской ассамблеи Православия 18 октября 2010 г. 15:02 16 октября 2010 года для участия в совместном заседании Международного секретариата и председателей комиссий Межпарламентской ассамблеи Православия в Александрию (Египет) прибыла делегация Государственной Думы Российской Федерации. 17 октября в храме преподобного Саввы Освященного, что в старом здании Патриархии, члены делегации во главе с С.А. Поповым присутствовали на богослужении, которое возглавил Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский Феодор II в сослужении иерархов и клириков Александрийского Патриархата и Элладской Православной Церкви . За Божественной литургией была совершена хиротония архимандрита Иоанна (Тцафтаридиса) во епископа Мозамбикского. В храме также присутствовали представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Александрийском и всей Африки архимандрит Леонид (Горбачев), генеральный консул России в Александрии С.Я. Петляков, президент Международного фонда единства православных народов В.А. Алексеев , а также парламентарии Белоруссии, Польши, Ливана, Греции и Кипра. По окончании богослужения Предстоятель Александрийской Православной Церкви тепло приветствовал епископа Мозамбикского Иоанна, который будет представлять интересы Александрийской Церкви при Всеафриканском Собрании, и высоких гостей, пожелав им помощи Божией в благом деле сотрудничества православных народов. Вечером того же дня в тронном зале Патриархии Блаженнейший Патриарх Феодор принял делегатов Межпарламентской ассамблеи Православия. Депутатов Государственной Думы России сопровождал представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Александрийском и всей Африки архимандрит Леонид (Горбачев). От парламентариев с речью выступил президент Ассамблеи С.А. Попов, который в своей речи подчеркнул важный вклад Александрийской Церкви в дело укрепления Православия в мире и, в частности, на африканском континенте. В ответном слове Его Блаженство рассказал о жизни и служении Александрийского Патриархата. С особой теплотой Патриарх Александрийский Феодор вспоминал общение со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в ходе недавнего посещения России . Он также с благодарностью отметил помощь Русской Православной Церкви в реставрации монастыря святого великомученика Георгия Победоносца в Каире . Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1300768.ht...

Блаженнейший митрополит Киевский Владимир совершил Божественную литургию в храме Преображения Господня на горе Фавор 7 сентября 2010 г. 20:20 Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир возглавил паломническую группу, прибывшую с Украины на Святую Землю. Предстоятель Украинской Православной Церкви прибыл в аэропорт Бен-Гурион (Тель-Авив) 6 сентября. Архипастыря сопровождает делегация, сформированная Паломническим центром Отдела внешних церковных связей Украинской Православной Церкви. 7 сентября митрополит Владимир совершил Божественную литургию на горе Фавор — месте Преображения Господня. Его Блаженству сослужили архиепископы Конотопский и Глуховский Лука , Мукачевский и Ужгородский Феодор , епископы Владимир-Волынский и Ковельский Никодим , Макаровский Иларий ,  Переяслав-Хмельницкий Александр . Блаженнейший митрополит Владимир молился за украинский народ, руководителей государства, а также прочитал поминальные записки, которые пришли на электронный адрес официального сайта Украинской Православной Церкви. В ходе дальнейшего пребывания на Святой Земле Предстоятель Украинской Православной Церкви планирует совершить Божественную литургию у Гроба Господня в Храме Воскресения Христова. Группа паломников с Украины совершит также омовение в водах Иордана, посетит Русскую духовную миссию в Иерусалиме , город Капернаум, храм Марии Магдалины, гору Сион, храм Рождества Христова в Вифлееме, монастырь преподобного Феодосия Великого, лавру преподобного Саввы Освященного, подворье Русской духовной миссии в Хевроне, подворье в Иерихоне, монастырь преподобного Герасима Иорданского, гробницу святого праведного Лазаря Четырехдневного, Елеонскую гору (место Вознесения Господня), Гефсиманский сад, храм святого первомученика архидиакона Стефана, а также Александровское подворье в Иерусалиме. Подобные паломничества во главе с Блаженнейшим митрополитом Владимиром стали уже традиционными. Поездка продлится до 12 сентября. По материалам Официального сайта УПЦ Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1270227.ht...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010