44. Не думая ни о чем этом, он настойчиво приступает к патриарху – это был Никифор 35 , преемник Тарасия, – и ставит его перед необходимостью исполнить его волю, хотя бы против своего желания, и возвратить Иосифу священство. И действительно, человек Божий вынужденно и с трудом совершает это, опасаясь, как я думаю, чтобы безумец, не получив того, чего желал, не сделал бы чего-нибудь другого худшего и не причинил бы Церкви большего вреда. Акривия преп. Феодора 45. Но этот дерзновенный поступок опять произвел раскол в Церкви и разделил прежде соединившихся. Именно, отец наш Феодор, не принимая того, что случилось, тотчас вместе со всеми монахами отделяется от содеявших это, совершенно ни в чем не имея общения с ними, ни мыслию и волей, ни словом, ни делом, ни каким бы то ни было образом. [Col. 157] С ним отделяется и очень немалая часть народа, преимущественно же лучшие из всех и избранные по своей жизни. «Не наше дело, говорил доблестный и истинный поборник законов Божиих, так преступать пределы, положенные отцами, отменять их благие постановления и к собственному вреду делать какие-либо излишние и чуждые Церкви послабления. Не допустим когда-нибудь и мысли о том, чтобы сделаться защитниками такого деяния и предпочесть человеческое Божественному и самим совершить то, что угодно какому-то лицу и вообще всем желающим делать нововведения, тем более что у нас пред глазами страшные бедствия, ниспосланные нам с неба, когда император и народ в том же самом деле поступали беззаконно и когда этот самый иерей, его клеврет, ради ничтожной славы обесчестил великое таинство благочестия. Доселе чувствуя себя потрясенными этим, мы не должны искушать опять гнев Божий, впадая в то же и покушаясь одобрять то, от чего мы старались уклоняться как от вредного». 46. Отец, подробно объяснив им свое мнение и намерение, всецело отделяется от них, как мы сказали, ни на кого не обращая внимания: ни на императора, грозящего причинить ему зло, ни на его единомышленников, прибегающих к разнообразным насилиям над ним, ни на других, содействующих власти, духовных и прочих сановников. Только разрыв с патриархом он считал вообще нежелательным и даже невыносимым, чувствуя как бы рассечение самого себя надвое и потому терзаясь невыразимой скорбью. Но так как он не мог иным способом достигнуть того, что нужно было для пользы, то терпеливо переносил скорбь, предпочитая лучше все [перенести], чем совершить что-либо неугодное Богу и оказаться, напротив, чтущим что-либо выше Него.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Логика его рассуждений такова. Если Христос истинно вочеловечился, то он вместе с плотью приобрел и «видимый образ», который может и должен быть изображен на иконе. Если же Христос не имеет такого изображения, то, следовательно, он не имеет и «видимого образа», а значит он и не был истинным человеком. Поэтому-то наличие изображений и является для Феодора доказательством истинности божественной «икономии» (домостроительства) (XII 4, 8). «Одно – печать и другое – отпечатанное изображение: однако и до отпечатывания отпечаток [находился] на печати. Но печать была бы недействительной, если бы она не имела отпечатка на каком-либо веществе. Соответственно и Христа пришлось бы признать недеятельным и недействительным, если бы он не был видим в изображении искусства» (III 4, 9). Поэтому-то, по логике Феодора, изображение Христа и является важнейшим свидетельством истинности его вочеловечивания. «А если бы его отпечаток не переходил на вещество, [этим] отрицалось бы, что он имеет человеческий облик» (III 4, 10), но это противоречит христианской вере, следовательно, неприемлемо. Таким образом, догматический аспект занимает в теории образа Феодора, как и у отцов VII Вселенского собора, важное место и базируется у него в первую очередь на идеях неоплатонической эстетики. В этом состоит, пожалуй, главный вклад Студита в теорию иконы, активно формировавшуюся в период VIII-IX вв. Однако теория образа преподобного Феодора не ограничивается этой концепцией. Среди многих «иконологических» вопросов и проблем, поднятых в его многочисленных трудах, здесь имеет смысл остановиться еще на некоторых. Живописное изображение не только доказывает истинность Воплощения, но и является живописным прославлением и похвалой воплотившемуся Богу, оно «прилично Богу и возвышенно по величию тайны». Для Христа, считает Феодор, «пребывающего в свойственном ему величии Божества, прославленного нематериальностью и неописуемостью, служит к славе Его высочайшее к нам снисхождение и изобразимость принадлежащего ему тела» (Antir. I 7). И изображается красками, естественно, не ипостась Отца, но человеческий облик воплотившегося Сына, ипостась Сына, Его Личность в умонепостигаемом единстве двух Его природ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Доводим до сведения читателей, что существует (и мы их нашли) много рукописных книг, содержащих некоторые правила, которые хотя и надписаны как принадлежащие Постнику, но содержат в себе множество безрассудных и совершенно противозаконных и неканоничных предписаний как о разрешении постов, так и о других предметах, так что эти предписания кажутся насаждением и вымыслом какого-нибудь еретика и человека злонамеренного, а не святого, который за свое крайнее воздержание назван Постником. Поскольку же, как я сказал, существуют и эти содержащиеся в рукописях правила, ложно надписанные именем Постника, – прочь такую мысль, что они принадлежат ему! – мы последовали двум достойным доверия свидетелям: Матфею Властарю и Константину Арменопулу. Они приводят в синопсисе истинные и подлинные правила Постника, преимущественно же Властарь, синопсис которого, где содержатся эти правила, мы используем дословно в качестве подлинного текста Постника, изменив лишь нечто малое в выражениях, а также опустив приведенные в этом синопсисе правила патриарха Мефодия об отрекшихся от Христа, поскольку они самим Властарем надписаны как принадлежащие Мефодию и содержатся в Евхологии. Мы также опустили параллельные правила других отцов и поместили здесь одни только собственные правила Постника. Итак, опираясь на авторитет двух названных ученых мужей, мы обосновали и утвердили истинность правил Постника, а все другие, подложные, отринули и прочим братьям показали, что их не следует признавать, но должно отвергать как ложные и приносящие душевный вред. Причина же, по которой мы приводим отдельно правила Постника, а не какого-либо другого отца (имею в виду из тех, чьи правила не утверждены VI Вселенским собором) заключается в том, что по ним и в древности, и теперь большинство духовников (чтобы не сказать все) исповедуют и исправляют кающихся христиан. 342 Те же самые доводы, которые приводит Постник в свою защиту, приводит и Никифор Хартофилакс (Греко-римское право. С. 343), говоря Постнике так: «У нас вошло в обычай назначать епитимии каждому по его силе. Кроме того, скажем: если и кажется, что Постник говорит что-либо не соответственно строгости правил, однако всякий разумный человек, поразмыслив, найдет, что все это согласно с рассуждением и намерением отцов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Заметь: в уроках сказанных отцов ты найдешь указания, как сидеть, как держать голову и действовать дыханием. Эти приемы, как сказали Каллист и Игнатий, не существенно необходимы, а суть только внешние приспособления, не для всех пригодные. Для тебя довольно быть вниманием в сердце пред лицем Господа и возносить к Нему сию краткую молитовку благоговейно и смиренно, с поклонами, когда стоишь на правиле, и с одним мысленным припаданием, когда делаешь это между делами. 7) Заметь еще: быть вниманием надо в сердце или внутри персей, как говорят иные отцы, именно – немного выше левого сосца, и там повторять молитву Иисусову. Когда от напряжения сердце начнет щемить, тогда поступи, как советует монах Никифор, именно – подымись с того места и стань со вниманием и молитвенным словом там, где мы обыкновенно ведем беседу с самими собой, под кадыком наверху груди. После опять сойдешь над левый сосец. Не побрезгуй сим замечанием, как оно ни покажется тебе слишком простым и мало духовным. 8) У святых отцов встретишь много предостережений. Ко всем им поводы даны опытами неправильного действования. Чтоб избежать сих неправильностей, имей советника – отца духовного или собеседника – брата единомысленного – и поверяй им все случающееся при таком труде твоем. Сам же всегда действуй в наибольшей простоте, в великом смирении и неприсвоении себе успеха. Ведай, что настоящий успех происходит внутри, незаметно, не выдаваясь, как совершается рост тела. Потому, когда возгласится у тебя внутри: а, вот оно! – знай, что это возглас вражий, представляющий тебе нечто кажущееся вместо действительного. Тут начало самопрельщения. Заглушай сей глас сразу, иначе он, как труба, будет гудеть у тебя, питая самомнение. 9) Не определяй времени, потребного для успеха в молитве сей. Положи только трудиться и трудиться. Пройдут месяцы и годы, пока покажутся слабые начатки успеха. Один из афонских отцов говорил о себе, что прошло два года труда, пока согрелось сердце; у другого некоего это пришло чрез восемь месяцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Прежде всего он желал обеспечить преемство власти за своим сыном, т. к. иначе та же случайность, благодаря которой он получил царство, могла легко и лишить его приобретенного положения. Хотя сын его Ставракий был мало пригоден к царствованию, тем не менее, он был коронован патриархом Тарасием императорской короной, и его имя стало упоминаться в актах и провозглашениях рядом с именем отца. Династический вопрос и потому занимал царя, что его вступление на престол не обошлось без обычных в Византии военных беспорядков. В феме Анатолика провозглашен был царем стратиг этой фемы патрикий Вардан, военное возмущение сообщилось и другим анатолийским фемам, кроме Армениака. Правда, Никифору удалось разъединить восставших и сделать безопасным Вардана, который сдался на милость царя и постригся в монахи в построенной им обители на острове Проти, но никак нельзя думать, что положение дел на Востоке не внушало серьезных опасений и после того, как восстание было усмирено. Весьма нелегко представить в надлежащем освещении финансовые мероприятия царя Никифора и вызванное ими раздражение, т. к. неясна цель, какая преследовалась этими мерами, и т. к. нельзя всего объяснить алчностью, коварством и злой волей, как это делает большинство историков. Между тем, у самого главного нашего руководителя для истории этого времени, у писателя Феофана, встречаем чрезвычайно важные указания, взятые частью из действительной жизни, частью из официальных актов, по которым можно заключать, что финансовые меры Никифора вытекали из реальных потребностей того времени и имели целью не интересы частных лиц, а общее благо. Возьмем самый настоятельный вопрос, составлявший жизненный смысл всего иконоборческого периода, от более или менее правильной организации которого зависело существование Восточной империи; разумеется вопрос о военной повинности, о способах набора и содержания военных людей. Чтобы несколько объяснить представляющиеся здесь затруднения, рассмотрим хотя бы одно место, где говорится о принятых Никифором мерах по усмирению мятежа восточных фем .

http://sedmitza.ru/lib/text/442865/

Пснь 3 Ирмос: Утвержены рукою своею, Слове Божий, небеса, на утвержение истинънна 686 разума, утверди наша сердца, на тя надющихся. Агнца несквернаго и богоприятного рукама заколая, аггелскому житию поревновав непрестанными молитвами, зри л. 414 тель и жрець сподобися быти, благодатию совершаем Святаго Духа. Лукавый змий не терпяше зрти тя, выну Богу предстояща и молитву о людхь приносящу, подходитъ на твою супругу, вадя на смшение 687 странно. Ты (к)же ю(к) 688 яко узрв, с яростию на ню устремився, поражаеши ю смертною язвою и гробу предаеши. Убийству убо совершившуся, и земли тло предав, отходиши во град в Колу к тамошнему иерю 689 , извствуя о убийстве и прося прощения, слезами землю омокая, о содянных ти в ярости и невоздержании 690 . Повинувся убо иерей о содеянных ти 691 , дает ти иго лхко, еже мертва носити во гроб, дóндеже изгниет тло умершия, самому же в пост и молитв пребывати, и таково воздержание имти, яко и рыб точию единою 692 на Пасху причащатися. О убийстве убо мертваго таковое запрещение приим, тчаша, радуяся, и, сие откопав, в судно вложив во гроб, сам же во второй устремився, с мертвым л. 414 об шествуя летом дванадесят путей по окияну морю по непроходнымъ мстом. Богородичен: Юже лствицу древле Ияковъ вид, прообразующу о Теб, Богомати, рече: «Степень Божия сия, яже достойно слышиши: радуйся, обрадованная, Господь с Тобою». Сдален. Глас 8: Носиши за плещами мертвое тло, подобяся древнимъ скитскимъ отцемъ, превитая по горамъ и по вертепамъ, яко птица, терпя смрад и всяку скорбь от мертвого тлесе, якоже Никифор, великий патриархъ, от разбойника, умершаго в вертпе. Но онъ убо три месяцы, ты же три годы, дóндеже мертвое тло изгни до конца, и тако паки земли предаде, тм исцеления дар (р)от Господа(р) 693 сподобися прияти, Варламе преподобне, (с)отче нашъ(с) 694 , моли Христа Бога грхов оставление 695 подати чтущимъ любовию святую память твою. Слава и нын. Богородичен: Яко двуедину. Пснь 4 Ирмос: Услышах, Господи, слух твой и убояхся, яко неизреченнымъ совтомъ Богъ сый присносущен от Двы произойде,

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Это мы по возможности разъяснили тебе, как единодушному и сподвижнику нашему. А ты осторожно передай спрашивавшим братиям. Не всех бо есть вера (2Сол.3:2), и не для многих изложено это, не только по неразумию беззаконных, но и по причине искушений от властителей. За посылки же многия и прекрасныя, которыя прислали благочестивейшие люди, да получат они воздаяние от Бога, и эти две корзиночки (посылаются) на память дружбы. Будьте здравы в Господе, почтеннейшие, молясь и для нас грешных о лучших и придержащихся спасения (Евр.6:9). Примечания 34. Аф. Синт. IV, 431α-β. 35. Правила Никифора Исповедника (†818). Никифор сделался патриархом константинопольским в 806 году и управлял церковию до 815 года, когда был низвержен с кафедры иконоборческим императором Львом Армянином за то, что хотел остаться верным определениям VII всел. собора, и в заточении умер. Некоторые из многих его сочинений имеют значение для церковного права. Нам известны: а) о первых (6) вселенских соборах, б) канонические предписания о разных предметах, в) правила, извлеченные из его типика, и г) правила, извлеченные из церковных постановлений, которые он вместе с другими святыми отцами издал. Из всех правил Никифора Властарь собрал 37 главных, которые вошли в Пидалион, а по другой рукописи 38 вошло в Афинскую Синтагму. Прибавлено в том и другом сборнике еще 7 правил, затем в Афинской Синтагме еще 9 из общих церковных постановлений Никифора, и 17 канонических вопросов и ответов из одного его канонического послания. В Кормчую (57 гл.) вошли 23 правила, собранные Властарем. 36. Предлагаемый русский перевод заимствуется из издания с.-петербургской дух. академии " Творения преподобнаго Феодора Студита в русском переводе " (СПб. 1908), m.II, стр.622-627, с некоторыми, указанными в подстрочных примечаниях, незначительными изменениями применительно к тексту Аф. Синтагмы. Ред. 37. Письмо ССХХХ [Migne, s.g., t.32, col.860. Cp. pyc. пер., ч.7, стр.168]. 38. Так в Аф. Синтагме (IV,431θ), а в русском переводе - Григорием (II, стр.626). Ред.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Смертию поносною осудим его, будет бо ему разсмотрение от словес его. Сия помыслиица и прельстишася: ослепи бо их злоба их, и не уведеиа тайн Божиих, ниже мзды уповаша преподобия, ниже присудиша чести душам преподобным. Яко Бог созда человека в неистление, и в образ подобия своего сотвори его ( Притч. 2:12–23 ). Так говорят некоторые последователи нового язычества, поревновавшие беззаконию древних Иудеев, состязаясь с ними в причинении жестокой и тягостной обиды Праведнику, наполняя ненавистью к Нему душу свою и выказывая себя на деле истинными Иудеями. И так как свят и праведен Господь, то ближе к истине будет сказать, что слова те с правом могут быть относимы ко Христу и не могут быть понимаемы иначе, ибо Он есть, как написано, основание праведных, глава и начаток всего правого, источник всякой правды и податель всякого освящения, иже бысть нам от Бога Отца правда, и освящение, и избавление ( 1Кор. 1:30 ). 64 . Мы слышим, как они, страдая ненавистью ко Христу, говорят: «тяжело нам видеть Христа на иконе». Кому уподобить их? Говорят, что пантеры питают природную ярость к человеку и обычно бросаются преимущественно на глаза людей. Поэтому забавляющиеся яростью зверя показывают ему на бумаге изображение человека, и зверь с страшным бешенством разрывает бумагу, как человека, и тем выказывает свою ненависть к нему. Так и эти свою ненависть ко Христу выказывают на иконе Христа. И так как они не в силах коснуться Его телесно за Его отсутствием, то из ненависти к Нему они подобно пантере бросаются на икону Его, терзая и разрушая ее. Таким образом, беснование их против изображений Его показывает, что они богоборцы и подняли брань против Христа. Ведь они до такой степени презирают и уничтожают все Христово и христианское – обычаи, законы, таинства и древнее христианское предание, отмеченное давностью и поэтому чтимое людьми благомыслящими. И кто из людей благочестивых, боголюбивых и воспитанных в православной вере не прослезится и не восплачет при виде святых храмов и алтарей, поругаемых и полуразрушенных, лишенных украшений, – тех алтарей, которые бесчестят, и низвергают, оскверняют мерзкими руками и гнусно поносят богоборными языками.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Konsta...

Μ. Пирар Pirard M. ββ σακ Σρου, Λγοι σκητικο. Κριτικ κδοση. ερ Μον βρων, γιον ρος 2012. Греческий текст «Слов подвижнических» аввы Исаака впервые был издан в Германии, в Лейпциге, в 1770 г. Работу над текстом выполнил образованнейший иеромонах Никифор Феотокис 1 . Текст его издания часто неясен и полон ошибок. Феотокис использовал в качестве оригинала текст единственной рукописи Constantinopol Folitanus, Magnae Scholae 37 (XIV в). В отдельных местах он обращался к рукописи Constantinopol Folitanus, Magnae Scholae 30, (XIV в., за исключением некоторых листов, датируемых XVII в.), из которой он цитирует многочисленные варианты внизу страницы под меткой – Τ Ε. X. (от греч. τ τερον χειργραφον – иная рукопись). Изданный текст подобен раздробленной скульптуре или пострадавшей от времени картине, которая покрыта толстым слоем пыли. В его предисловии Феотокис выражает следующее мнение, весьма, впрочем, уничижительное, о языке своего текста: «Этот перевод слов кажется нам в большой степени испорченным просторечием, в некоторых случаях выспренностью и уж точно совершенно не соответствующим грамматическим правилам. Поэтому во многих словах встречается неясность, которую мы по согласию Блаженнейшего Патриарха [Ефрема Иерусалимского] и по его владычнему решению, а совсем не по собственному выбору (если кого это интересует) убирали из текста там, где это было возможно и насколько это было возможно, стараясь прояснить смысл, весьма много исправив невежественных и достойных исправления ошибок» 2 . Святитель Филарет, митрополит Московский, писал об этом: «Переводчик был, видно, недостаточно образован и не знал правил грамматических, по каковой причине путал слова, а вместо подходящих выражений он записывал неверные, темные слова. От переписчиков также добавились ошибки и невозможные слова» 3 . В 1895 г. архимандрит Иоаким Спецерис опубликовал в Афинах текст «Подвижнических Слов», к которым он лишь прибавил в названии книги следующие слова: νατυπομενα πιμελε ωακεμ Σπετσιρη ερομονχου – «переизданы в редакции иеромонаха Иоакима Спецериса». Эта добавка ввела в заблуждение некоторых авторов, решивших, что речь шла о переиздании или даже о втором издании сборника, опубликованного в 1770 г. Феотокисом. Необходимо с полной уверенностью сказать, что дело обстоит совершенно иначе. Проведенное мною сличение этих двух изданий позволило выявить в издании 1895 года примерно 500 лишних ошибок сравнительно с изданием 1770 г., которые не сводятся к простым типографским опечаткам.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/kr...

Никифор Уединенник НИКИФОРА УЕДИНЕННИКА слово о трезвении и хранении сердца многополезное Вы, которые желаете улучить благолепное божественное просвещение Спасителя нашего Иисуса Христа, – которые ищите восприять сердечно в чувстве пренебесный огнь, – которые тщитеся ощутить опытом и чувством примирение с Богом, – которые для того, чтобы обрести сокровище, сокрытое на поле сердец ваших и стяжать его, оставили все мipckoe, – которые желаете. чтоб душевные свещи ваши еще отныне светло засветились, и для того отреклись от всего настоящего, – которые хочете сознательно и опытно царствие небесное сущим внутрь вас познать и приять, – придите, и я повем вам науку вечного небесного жития или лучше метод, без труда и пота вводящий действующего по нему в пристань бесстрастия и избавляющий его от страха прелести или падения от козней бесовских. Такой страх уместен только тогда, когда мы вращаемся вне той жизни, какой я намерен вас научить, далече негде от нее по преслушанию. Ибо тогда и с нами бывает тоже, что с Адамом , который, подружившись со змием, презрел заповедь Божию и, доверившись ему, вкусил от запрещенного плода, и прелестью от него насытился до пресыщения: чем жалости достойно низверг себя и всех потомков своих в глубину смерти, тьмы и тления. Возвратимся же, братия, к себе самим, с отвращением возненавидев совет змия и всякое долу пресмыкание: ибо нам иначе невозможно с Богом примириться и сродниться, если прежде не возвратимся к себе самим, насколько сие в нашей силе, или не войдем в себя самих, отторгая себя, – что удивления достойно, – от мipckoro кружения и суетной многозаботливости и привыкая неотступно внимать сущему внутрь нас царствию небесному. Потому-то монашеское житие и названо искусством искусств и наукой наук, что преподобное сие житие виновно для нас не каких-либо подобно здешним вещам тленных благ. Чтоб к ним от лучшего направив ум, похоронять его в них, но обещает нам дивные некие и неизреченные блага, каких «око не видало, о коих ухо не слыхало, кои и на сердце человеку не всходили» ( 1Кор. 2, 9 ). Отсего и «брань у нас не к плоти и крови, но к началом и властем и к мipoдepжumeлям тьмы века сего» ( Еф. 6, 12 ). Если убо настоящий век тьма есть, убежим от него, убежим же настроением ума и сердца. Ничего общего у нас с врагом Божиим да не будет: ибо «хотящий другом ему быть враг Божий бывает» ( Иак. 14, 4 ). Врагу же Божию кто помочь может? Почему восподражаем отцам нашим, и подобно им взыщем сущее внутрь сердец наших сокровище и, обретши, крепко держать будем его, делая и храня: на что и с самого начала мы учинены.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010