Находясь там, нечестивец испытал на себе Божий гнев: по словам Евагрия, у него сгнил язык (Euagr. Schol. Hist. eccl. I, 7//PG 86b, 2444A), a по словам Кедрина (Cedrenus. Comp. hist.//PG 121, 648B) и Никифора (14-я кн. его истории) (Niceph. Callist. Hist. eccl. XIV, 36//PG 146, 1181C. B действительности Никифор Каллист пишет только о том, что у Нестория сгнил язык), – все тело. Наконец, в Верхней Фиваиде его постигла страшная и мучительная смерть, как об этом рассказывает св. Герман Константинопольский , когда пишет о святых Соборах (История имеет позднейшее происхождение. В разное время ее относили к разным еретикам. Всего вероятнее, Несторий умер в ссылке от болезней либо был убит монофизитами. – Ред.). При императоре Маркиане благодаря содействию некоторых своих друзей Несторий удостоился получить грамоты, которые позволяли ему вернуться из ссылки. После получения их, войдя в отхожее место, он, прежде чем сесть, сказал (как слышали некоторые, стоявшие снаружи): «Я доказал, Мария, что Ты родила человека». И – о ужас! – сразу же после этого богохульства ангел Господень поразил его, так что все его внутренности выпали во вместилище нечистот, и он испустил дух. Поскольку он долго не выходил, а императорский сановник, присланный с грамотами, торопился, то его слуги стали стучать в дверь. Но Несторий не отвечал, поэтому они сломали дверь и, войдя вместе с сановником, нашли его мертвым в том самом вместилище, в которое выпали все его внутренности. Тогда слышавшие хулу Нестория пересказали ее сановнику, и все уразумели, что за нее только его и постигла такая смерть, подобная ариевой. Именно о таком человеке сказал Исаия: «Горе мужу сему, не оплачут его, о господине! Ниже рекут о нем: горе, брате! и увы мне, господине! Погребением ныне не погребется, но, влачим, извержен будет вне врат Иерусалима» (ср. Иер. 22:18–19 . Текст приведен по памяти и не вполне соответствует тексту Септуагинты). Обрати внимание, что преданную забвению ересь Нестория впоследствии при императоре Юстиниане возобновил Варсума, еп.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Св. Никифор в правиле 16 говорит, что монахи в Четыредесятницу не должны заниматься земледельческими работами, отыскивая предлог для разрешения поста на масло и вино. А в 19-м правиле он говорит, что монахи, находящиеся в монастыре, в среду и пятницу должны вкушать пищу один раз в день. Отметь, что настоящее апостольское правило, говоря о Четыредесятнице, включает в нее и всю Великую Страстную седмицу, потому что и в это время нужно поститься. Смотри также примеч. к VI Всел. 29. Правило 70 Если епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще кто-либо из находящихся в списке клириков постится с иудеями, или празднует с ними, или принимает от них праздничные дары, например опресноки или нечто подобное, да будет извержен. Если же это мирянин, да будет отлучен. (Апост. 7, 65, 71; VI Всел. 11; Антиох. 1; Лаодик. 29, 37, 38; Карфаг. 60, 81, 117.) Толкование Если того, кто только помолится с отлученными или с изверженными, соответственно отлучают или извергают наравне с ними, то тем более постящегося или празднующего вместе с христоубийцами-иудеями клирика извергают, а мирянина отлучают. Потому настоящее правило и определяет: если епископ, пресвитер, диакон или вообще кто-нибудь из находящихся в списке клириков либо постится вместе с иудеями, либо празднует с ними пасху или другие праздники, либо принимает дары с их праздников, например, опресноки [ 506 ] (которые они едят в дни своей пасхи и на все праздники и которые они приносили при всяком жертвоприношении) или что-то другое подобное, да будет извержен, а если это делает мирянин, да будет отлучен. Пусть даже принимающие такие дары, постящиеся и празднующие вместе с иудеями не придерживаются их учения (в противном случае их следовало бы не извергать и отлучать, а предавать анафеме, согласно Лаодик. 29), тем не менее они подают повод к соблазну и вызывают подозрение, не чтут ли они иудейские обряды – что православным чуждо. Не говорю уж о том, что они оскверняются общением с христоубийцами, которым Бог говорит: Пост и праздность... и праздники ваши ненавидит душа Моя 507 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Согласование Правило VI Всел. 33 отлучает архиереев, производящих в клирики только тех, которые происходят из священнического рода, и определяет, что не должно по-иудейски взирать на род, но гораздо более нужно искать достоинства души. Св. Никифор в 8-м правиле говорит, что рукополагаются, если они достойны, и рожденные от наложницы или от второбрачных. То же самое гласит и 9-е правило Никиты Ираклийского. Правило 78 Глухой же и слепой да не становится епископом – не потому, что он якобы осквернен, но ради того, чтобы не было препятствия церковным делам. Толкование Однако если, говорит далее настоящее правило, кто-то глух на оба уха или слеп на оба глаза, такой пусть не становится епископом – не потому, чтобы он был осквернен этими увечьями и стал недостойным, но потому, что они служат ему препятствием к совершению церковных священнодействий. В самом деле, как может священнодействовать тот, кто не видит или не слышит? Как он будет брать Святые Дары или читать? Как он услышит то, что возглашают верующие? Но обрати внимание на то, что оглохших или ослепших после получения священного сана не должно извергать из него, потому что это немилосердно. Так, гражданский закон в кн. 8, тит. 1, гл. 1, статье 4 говорит, что слепой и судить может и его не удаляют из синклита, однако другой власти он не получает, а остается с той, какую имел до болезни [ 522 ] . Правило 79 Если кто одержим бесом, да не становится клириком, и даже с верными он не должен молиться. После же очищения пусть будет допущен к молитве с верными и, если окажется достоин, пусть станет клириком. (VI Всел. 60; Тимофея Александр. 2, 3, 15.) Толкование Всякий бесноватый считается нечистым, поскольку навлекает на себя подозрение в том, что порочностью своей жизни он дал свободу дьяволу войти в него. Как же тогда такой хочет быть возведен в клир? Ведь и «в смрадный сосуд не кладут на сбережение благовонной масти», по слову Григория Богослова 523 . Поэтому настоящее правило определяет: если кто-либо постоянно одержим бесом, такой да не становится клириком. Кроме того, пусть он даже и не молится в церкви вместе с верными, чтобы не тревожить их молитвы и славословия Бога своими бесчинствами и бесовскими криками, обычными для бесноватых. После же того, как он очистится и освободится от беса, пусть будет допущен к молитве с верными; и если он окажется достоин стать клириком, пусть им станет.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Вопрос. Аще кто изблюет по божественом причащении, по коему исправится преданию. Ответ. Храняи рече, преподобне преподобная, и преподобен будет, и освятится. предаяи же благодать, сквернен будет. аще убо от невоздержания поползеся в блевотину, божественых святынь причастивыися, зельными запрещенми исправится. аще ли же за припадшаго негде недуга озлобление. по епископскому разсуждению, легчае запрещение приимет. и сие бо есть дело оставления. Вопрос. Без антимиса за скудость, мощно ли священно действовати. Ответ. Отнюд несвященно действовати, ниже стриморфом. ибо вина сатанинска есть. еже не взимати икону в пусто место. Вопрос. Елико аще крещают несвященнии, мужие же и жены. или иноцы, что достоит творити. Ответ. Аще умрет крестивыися, прежде нежели постигнути священнику, божественая благодать совершает и. аще ли же жив будет, да паки поставит и священник в купель, и молитвы и миро по обычаю творит. то же и Никифор патриарх Цареградскии глаголет. Вопрос. Аще разболевся священник, причастится от инаго священника, возбраняет ли ся священно действовати. Ответ. Не возбраняется Никифора правило, первое надесять, не грешно едину проскомисати просфиру о трех человецех, или едино вжизати кадило. Вопрос. Может ли священник едину токмо имея просфиру. и во ином простом хлебе сотворити кресты. и изображения. и от тех приносити. Ответ. Сие ниже правильно есть, ниже написан обычай церковныи. тем же и сотворивыи то священник, возбраняется священства, во унареченное время. Вопрос. От укруха хлеба, может ли кто литургисати. Ответ. Тожде речеся, и о творящих агньца со укрухом хлеба, си речь взимающих печать с малостию хлеба за скудость человек, еже снести. не укрух бо хлеба прием Христос, рече. приимите и ядите, сие есть тело Мое. но совершенныи хлеб, яко же бо совершен есть Бог , и совершен человек, и совершена плоть Его, ибо и древнии обычай, и закон есть. сего ради и хощет, совершенаго всецелаго и чистаго хлеба. аще ли же есть скудость человеку, сотвори малую печать, или просфиру, и довлеет.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/nomoka...

Когда в августе 1973 года мы навестили отца Ефрема, он был страшно измученный и уже ожидал скорого отшествия своего Старца. Отец Никифор почил 25 сентября 1973 года. На следующий день отец Ефрем написал одному духовному чаду: «Пишу тебе это письмо, хоть от меня и осталось лишь одно бездушное тело. Мой Старец, мой добрый Старец уже почил. Вчера его похоронили. Возьми на себя труд и сообщи его родственникам». Другой его духовный сын в те дни гулял по побережью Салоник. В порту на одном из причалов он увидел парусник на погрузке. Как только он узнал, что лодка направляется на Святую Гору, он побежал на ближайший рынок, наполнил ящик самыми большими и вкусными яблоками, и послал их отцу Ефрему. А тот не замедлил отправить письмо, полное благодарности, так как яблоки прибыли в самый подходящий момент: был 40-й день после смерти отца Никифора, и отец Ефрем угощал монахов, которые в тот день собрались, яблоками на трапезе (тогда это была большая редкость для Катунак). Один... Отец Ефрем после стольких лет общежития остался совсем один. Один со своими горькими воспоминаниями. Утешением ему была переписка со своим братом, который присылал ему много необходимых вещей. Вспоминал слова своего отца, который как-то раз ему сказал, когда тот за ним ухаживал: «Ефрем, тебя Ангелы будут обслуживать». Этим и утешался. Деньги, около 500 лир, которые остались после отца Никифора, он раздал как милостыню и на сорокоусты за помин души усопшего. Радовался, что и сам отслужил ему 40 литургий. Увеличил также и протяженность служб: к одному часу вечерней прибавил еще полчаса, а к утренним двум часам еще один час, ради упокоения души своего Старца. Все по четкам. Полностью отдался молитве за почившего. Одному из посетителей рассказал, как он молился в то время, и тот записал его молитву: «О, Всецарице, Мати Божия, скажи одно лишь слово Чаду Своему. Да простит эту душу! Я, осужденный на муки грешник, спускаюсь в ад и молю Тебя за другого грешника, приими его и возведи в Рай . Скажи только словечко Чаду Своему. Какая радость будет тогда на Небе! Все Ангелы восторжествуют и будет праздновать все Небо. И если приблизится властитель тьмы, порази его как следует! Пусть низвергнется вниз в недра ада!»

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Katunaks...

Расстраивался, также, и его родной отец, в постриге Иов. Господин Янис, когда сильно заболел, был пострижен в монахи с именем Иов, но затем выздоровел и прожил еще пару лет. «Эх, дитя мое, если бы знал, что так случится, деньгами бы мне выстлали дорогу – не пришел бы сюда». Целыми днями он сидел в своей келлии и молился по четкам или Иисусовой молитвой, или читал: «Радуйся, Невесто Неневестная». Как-то раз он позвал свое кровное чадо: – Ефремушка, Ефремушка! – Что такое, деда? – Иди, что скажу. Вот, где сидел, заснул немного: открылась дверь, и вошли три женщины, а которая в середине, у той на голове была корона. Она спросила меня: «Как поживаешь?» – «Да так, расстраиваюсь». А она говорит мне: «Поэтому Я и пришла тебе сказать, чтобы ты не расстраивался. Не хочу, чтобы ты расстраивался». И все три сделались невидимыми. – А, деда, это была Божия Матерь! Понял, что Она тебе сказала? Хочет, чтобы ты здесь был. Не думай даже, чтобы уйти. Нервный и вспыльчивый господин Янис превратился в кроткого и незлобивого отца Иова. Отец Ефрем восторгался его мирностью и находил самого себя ущербным по сравнению с ним. Как-то раз заболел отец Никифор. Отец Иов опередил своего сына искренней заботливостью: «Сынок, поставь банки отцу Никифору, он ведь простуженный». Терпению старичка довелось быть испытанным и в самом конце. Как-то ночью он вышел во двор в туалет, оступился и упал – перелом тазовой кости. Сорок дней прожил в муках. Чтобы не расстроить своего сына Харалампия (офицера греческой армии), он не пожелал уведомить его об этом. 8 апреля 1971 года он почил о Господе. Золотая бабушка В 1963 году, вскоре после отъезда господина Яниса на Святую Гору, Великим постом, в Страстную пятницу умерла мать отца Ефрема. Эта удивительная женщина удостоилась за два дня до смерти принять монашескую схиму с именем Мария. Об этом она просила Божию Матерь всю свою жизнь. Воистину, она имела блаженный, преподобнический конец. Это была душа любезная и всех вокруг утешающая. Когда она с больным сердцем поступила в военный госпиталь, то всех поразила своей душевностью. Посещает ее врач: «Добро пожаловать моему доктору золотому! Как ваши дела, как поживаете? Ваша супруга, детишки, все ли у них в порядке?» – радостно опережала она его вопросами. «Ну, эта старушка, – говорили удивленные врачи, – вместо того, чтобы мы ее подбадривали, она воодушевляет и утешает нас». Младшего своего сына, офицера, она очень любила. Когда он собирался ее навестить, она это чувствовала и доверительно говорила обрученной с ним девушке, будущей его супруге: «Твой идет». И сын вскоре приходил. Девушка недоумевала тогда, как может свекровь говорить своей невестке «твой» про своего сына.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Katunaks...

Или ты не слышишь, что провещало в твоем присутствии это никчемное и взбесившееся человекообразное? Разве это выносимо для слуха людей разумных и мыслящих? Скажи на это что-нибудь, чтобы нам узнать, не придерживаешься ли и сам ты сходного мнения по этим вопросам. Ибо твое молчание, вызывающее подозрение в шаткой совести, воздвигает, я полагаю, против тебя бурю поношений. He сам ли он прямо свидетельствует против себя и всей своей клики и подтверждает наивысшую степень нечестия? Ибо о том, кого определенно почитают все церкви благочестивых [христиан], кого во все времена воспевают хоры преподобных писателей и певцов, и о чьих подвигах и мудрых [словесных] схватках [с еретиками] молва распространилась по всей земле, он утверждает, что не знает его, но и в таком зрелом возрасте остается абсолютно слепым к происходящему и глухим к говоримому. Это подобно тому, как если бы он и о всемирном свете солнечного светильника утверждал, что не знает никого из живущих, кто бы пользовался им. Книга 32, раздел 14 Из этого следует одно из двух: либо для приверженцев его ереси является обычаем и законом – сторониться [молитвенных] собраний и всякого пения священных гимнов, а потому и он остался абсолютно непосвященным в священные речения; либо, сходясь иногда по какому-либо стечению обстоятельств с другими [паламитами], а затем и проводя с ними время, он так и не увидел [в писаниях] роя бесконечно многих нетварных божеств и потому выступает на их стороне только для виду, а не свободной мыслью и произволением, опасаясь явного изобличения своего нечестия. Вот почему он и видя не видит, и слыша не слышит 774 . Также он вовсе не внимает говоримому, так что сбываются на нем слова Писания: Слухом услышит – и не уразумеет, и смотреть будет – и не увидит, ибо огрубело сердце его 775 . Книга 32, раздел 15 Но поскольку есть много людей, громко воспевающих его [подвиги] во всех церквах, которые, поделив между собой всю землю и море, распространяют благочестивую проповедь , то мне кажется своевременным, отобрав [из множества свидетельств], привести теперь один или два примера и показать этому человеку и другим, подобным ему глупостью, льва [узнаваемого, как говорится] по когтям, и ткань – по ее кайме: я говорю про те многочисленные и вышеестественные испытания, которые упомянутый мученик, оставаясь в границах [человеческого] естества, терпеливо переносил, и к тому же величие мудрости, с которой он высказываться против иконоборцев, разрывая их возражения словно паутину.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Великое орудие имеет на врагов тот, кто в молитве держит плач сокрушенный, чтоб не впасть в самомнение от радости, подаваемой молитвою. Хранящий эту радосто-печаль избегнет всякого вреда. Настоящая не прелестная молитва та, в которой теплота, с молитвою Иисусовой, влагает огнь в землю сердца нашего и попаляет страсти, как терние. Она веселием и миром осеняет душу, и приходит не от десныя или шуия страны, ни даже свыше, но прозябает в сердце, как источник воды от животворящего Духа. Эту одну вовлюби и возревнуй стяжать в сердце твоем, храни ум всегда немечтательным. С нею не бойся ничего, ибо Тот, Кто сказал: дерзайте: Аз есмь, не бойтеся, – Сам с нами. Кто, настроившись так, живет праведно и непорочно, чужд человекоугодия и высокомерия, тот устоит и не потерпит никакого вреда, хотя бы весь бесовский полк поднялся против него и навел на него бесчисленные искушения.» Дело молитвы, как видите, преподобным Григорием разъяснено подробнее в некоторых частях. Но что касается до положения при сем тела, им ничего особенного не прибавлено. Перехожу теперь к следующему учителю, именно, Никифору монаху. Его учените о молитве излагается в статье – о трезвении и хранении сердца. Письмо восемнадцатое Вы, пишет в «Добротолюбии» Никифор монах, которые желаете огнь небесный восприять сердечно, в чувстве, и опытно познать, что есть царствие небесное, внутрь вас сущее, приидите, я поведаю вам науку небесного жития, или, лучше, искусство, которое без труда вводит делателя своего в пристанище безстрастия. Чрез падение мы вышли во вне, – возвратимся же к себе, отвращаясь внешнего. С Богом примирение и сроднение невозможно для нас, если мы иаперед не возвратимся к себе и не войдем внутрь отвне. Потому-то отторгать себя от уз суетных, мирских забот, и внутрь нас сущее царствие устроять и хранить – есть предивное дело. Итак, подражая отцам нашим, взыщем сокрытое внутрь сердец наших сокровище и, обретши его, будем крепко держать, делая и храня. „Приведу теперь свидетельства св. отцев и учителей наших о том, что истинно христианская жизнь есть жизнь внутренняя, а не внешняя.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

И в измененном тексте говорится, что один Андрей увидел губителя, притом слово: увидел дважды повторяется и в первый раз вставлено со сказанием о Данииле столпнике. А что язва была в X веке, это подтверждается историком Георгием Кедриным. По свидетельству этого историка, в 928 году был действительно страшный мор в Царьграде. «В месяце декабре, пишет он, приводят Трифона монаха и рукополагают в патриарха. В том же месяце был несносный мороз, так что земля покрыта была льдом в продолжении 120 дней. За этим морозом последовала заразительная болезнь, свирепейшая всех прежде бывших, а от того такая смертность, что живых не доставало для выношения мертвых». Святый Трифон сделан патриархом в половине декабря 928 года. В житии святого Андрея говорится и о страшном морозе и о смертоносной язве, но раздельно. Сперва говорится о морозе. После первого знакомства святого Андрея с юношей Епифанием «настала жесточайшая зима и мороз весьма сильно сгустил воздух, так что всякая плоть оцепеневала. Все жилища наполнились снегом, потому что сильный северный ветр ниспроверг кровли не только высоких, но и низких зданий. Все бедные плачущие и стенающие взывали увы и, изнемогая от нужды и жестокого холода, поражались смертью , другие, засыпанные снегом, также умирали». Священник Никифор скорбел за Андрея, который, неизвестно где, скрылся, ибо он не имел одежды. Жестокость зимы продолжалась на многие дни. Сильнейший северный ветер дул в продолжение двух недель, и когда он перестал дуть, святый Андрей явился. На эти две недели он в одном месте приведен был светоносным юношей в сон по телу, как видно, подобный летаргическому, а душа его удостоена была видения рая. Потом в житии святого Андрея после описания видения им рая и после некоторых чудес, которые могли совершиться между жестокими днями зимы и мором, бывшим, конечно весной или летом, говорится и о море. Напротив, в житии преподобного Даниила ни в славянском, ни в греческом Метафрастовом ничего о море не говорится. Говорится, что в его время был в Константинополе страшный пожар.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Как полководец перед сражением старается узнать силы неприятеля, осматривает и назначает место для кровавого действия, располагает полки, и дает подчиненным военачальникам приказания разные, дабы все они действовали во время свое, и в своем месте для совокупного исполнения общего предначертания, так Преосвященнейший Иов, объявив войну страстям, надо мной господствовавшим, поступал с великой осторожностью, всегда имея в виду закон Вечной любви и Премудрости, не позволяющей искушениям превышать силы, предварительно человеку дарованные для претерпения оных. Посему он тогда возлагал на меня бремя, когда усматривал во мне способность и даже готовность к подъятию оного. И когда Бог , рукою его, так сказать, наряжал меня в платье праздничное, и тем показывал, что время сотворити Господеви, время совлекать с меня кожу старую, потому что в первом жару я готов был отдать ее на совлечение, дабы всегда быть в сем украшении, хотя после, когда начиналось сие болезненное действие, Тебе известно, Серцеведче Господи, я начинал во весь голос кричать, противился, рвался из рук, и тем усугублял только страдание, и препятствовал оному совершить во мне очищение решительное. Главное содействие в касавшихся меня намерениях Преосвященнейшего Иова, имел Отец Архимандрит Никифор. 80 Но когда открывалась продолжительная игра многосплетенных случаев, то входили в нее своим участием (не только ученики и сотрудники, но) и служители, и друзья мои, и посторонние люди, и те, кои дотоле были совсем для меня неизвестны. И когда разгоралось сражение, тогда все вокруг меня пылало, все что могло смять и обессилить меня, приходило в движение. Между тем, Преосвященнейший смотрел то на меня, то на часы, и смотря по времени и моему состоянию, изменял ход приключений моих. И если в большом изнурении видел меня, то укреплял меня разными образами. Тогда я рад был и слову ласковому, и один взгляд его мог как огорчить, так и утешить меня. Но постоянный долг и характер утешителя, во всех внешних и внутренних скорбях моих, ты имел, Богом дарованный мне наставник и благодетель мой, Отец Ливерий! Преосвященнейший Иов был против меня вооружен правдой Божиею, а ты был для меня постоянным служителем бесконечной любви и благости.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010