14 .   Препод. Никифор монах: «Если нет у тебя наставника (в умном делании), то, призвав Бога на помощь в сокрушении сердца и слезах, делай что я тебе скажу: известно, что дыхание, которым дышем, через легкия проводит воздух до сердца. И так, сядь, и собрав ум свой, вводи его сим путем дыхания внутрь, понудь его вместе с сим вдыхаемым воздухом снизойти в самое сердце, и держи его там не давая ему свободы выйти, как бы ему хотелось. Держа же его там, не оставляй его праздным, но дай ему эти вященные глаголы: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного! И пусть он повторяет их день и ночь непрестанно. Попекись навыкнуть этому внутрь пребыванию и блюди, чтобы ум твой не скоро выходил оттуда: ибо вначале он очень будет унывать от заключения внутрь и тесноты. За то, когда навыкнет, не станет уже носиться по внешним вещам; ему там будет весело и радостно пребывать. Если ты успеешь войти в сердце тем путем, который я тебе показал, воздай благодарение Богу, прославь Его, и держись этого делания навсегда: оно научить тебя тому, о чем ты и не думал. Если-же и много потрудившись, ты не возможешь войти в страны сердца тем способом, который я тебе показал, то делай, что я тебе еще скажу и, с Божиею помощию, найдешь искомое. Известно, что словесность всякого человека (внутреннее слово, слово каким беседуем с собою), есть в персях его: ибо там, внутрь персей, когда молчат уста, говорим мы с собою и совещаемся, там молитвы творим (когда читаем их на память) и псалмопения, там ведем и всякую другую беседу с собою. Этой-то словесности, отняв от ней всякий помысл, и дай говорить непрестанно: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго! И понудь себя, вместо всякой иной речи, это одно всегда вопить внутри. Продержись терпеливо в этом делании только несколько времени, и тебе откроется через это вход в сердце, без всякого сомнения, как и мы сами опытом это дознали. Вместе с этим многожелательным и радостным вниманием, придет к тебе и весь лик добродетелей: любовь, радость, мир, долготерпение, кротость и проч.». (Добротолюб. ч. 2-я, стр. 39–43). Преподобные Каллиста и Игнатия о молитве умной Иисусовой

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/iskate...

Преподобный же Никифор Постник, о входе умом в сердце и еще яснейше научая, глаголет: да будет тебе первее житие безмолвно, безпечально и со всема мирно. Таже вшед в клеть твою, затвори себе, и сед во едином угле, сотвори, еже глаголю тебе: веси, яко дыхание, имже воздыхаем, воздух сей есть; отдыхаем же сей, не за ино что, точию сердца ради; сие бо есть жизни виновно и теплоты телу. Привлачит убо сердце воздух, да свою убо теплоту вонь дыханием изреет, себе же благорастворение подаст. Виновно же такового строения, или паче рещи, служитель, легкое есть, еже редкое от Содетеля создано бывше, якоже некий мех, неоскудно вводит и изводит обдержащее, сиречь дух. Тако сердце хладное убо влекущо духом, теплое же изреяющо, чин сиречь, егоже ради устроено бысть к состоянию животнаго, непрестанно соблюдает. Ты убо сед, и собрав ум твой, вовведи его в ноздренный путь, идеже дух в сердце входит, и порей его, и понуди вкупе снити с воздыхаемым духом в сердце. Вшедшу же тамо, не ктому невесела, ниже нерадостна будут яже по сих. И низше: Сего ради, брате, обыкнути ум сотвори, еже не скоро оггуду исходити: зело бо в началех унывает от внутренних созатворения и тесноты. Повнегда же обыкнет, не ктому пребывает во внешних обхождениих: Царствие бо небесное внутрь нас есть: еже тамо обзирая, и чистою молитвою сего взыскуя, внешняя вся мерзская вменятся и ненавистна. Аще убо исперва, яко же речеся, умом внидеши в сердечное место, еже ти показах: воздаждь блогодарение Богу, и прослави, и взыграй, и держися сего делания выну, и сие имать научити тя тем, яже не веси. Подобает же тебе и сие уразумети, яко тамо уму твоему сущу, не молчащу и праздну оттоле стояти, но, Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя, имети дело и поучение непрестанно, и никогдаже от сего преставати: сие бо невысим содержащо ум, не ята показует его и неприкосновенна прилоги вражиими, а в любовь и в желание Божественно повседневное возводит. Аще ли же много потрудився, о брате, не можеши внити во страны сердца, якоже тебе уставихом: сотвори еже глаголю ти: и имаши, Богу содействующу ти, обрести искомое.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

Тому же юноше преподобнейший старец изрек следующее откровение о землетрясении, бывшем в Салониках: – За неделю до землетрясения я, как на экране телевизора, видел сотрясающийся город и в недоумении спросил Благодать: «Что это такое?». Она же ответила мне: «Молись, потому что грядет великий гнев». И действительно, через неделю произошло землетрясение, но благодаря молитвам рабов Божиих разрушения были меньше тех, которые были показаны старцу в видении. Старец сказал это юноше прежде случившегося и запретил ему рассказывать об этом другим. Одному своему иеромонаху и духовному другу, которому он всегда откровенно рассказывал о своих духовных состояниях, старец поведал: – Я, отец мой, желаю совершать литургию с чистой совестью, потому что милость Божия с первой литургии, которую я совершал, сподобила меня чувственно видеть благодать, прелагающую Божественные Дары. С тех пор всеблагой Бог ни разу не лишал меня этого дара. Еще он открывал этому иеромонаху, что часто Божественная благодать после освящения Божественных Даров «отверзала ему очи», и он видел на дискосе Самого Христа. И когда приходило время раздроблять Тело Христово, он не мог удержать слез. Божественная благодать показывала ему Христа в точности таким, какому мы поклоняемся при Его погребении 89 . Об этих божественных видениях сей равноангельный муж с великим сокрушением рассказывал следующее: – Когда во время литургии у меня было это видение, антиминс от моих слез намок так, как будто я опустил его в воду. Находясь в этом состоянии, я справа и слева от себя видел Ангелов, служащих вместе со мной Божественным тайнам. В тот момент он напоминал святителя Спиридона, который и «Ангелов имел сослужащих ему» (см. тропарь) 90 . Часто во время Божественной литургии он был пленяем в созерцание и пребывал недвижим, опираясь в молчании на святой престол. Однажды, находясь в таком состоянии, он прекратил давать возгласы, и по окончании пения воцарилась тишина. Тогда отец Никифор вошел в алтарь и начал расталкивать старца. Служитель, пребывавший в созерцании, пришел, конечно, в себя и продолжил совершать таинство. По окончании службы он попросил отца Никифора более не вмешиваться, если такое произойдет еще раз, потому что это причиняет ему вред и прерывает божественное созерцание. «Я видел, – говорил он, – множество Ангелов восходящих и нисходящих, которые воспевали Бога славословиями неизреченными».

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Vatopeds...

367 στιγμς τινος μερος – здесь под «точкой» имеется в виду та στγμα в тексте Песни, которую в выражении μετ στιγμτων το ργυρου обычно переводят как серебряными пестротами, серебряными блестками. 368 Конкретные примеры символико-аллегорического толкования каппадокийцами некоторых вещей и предметов из библейский текстов см. в следующей главе. 370 Э. Китцингер, особо выделяя «анагогический» аспект теории образа псевдо-Дионисия, подчеркивает, что, хотя она создавалась не для сферы искусства, ее применимость к этой области очевидна. Не случайно она была затем активно использована теоретиками иконопочитания. См.: Kitzinger Е. The Cult of Images in the Age before Iconoklasm//DOP, 1954. T.8. P. 137–138. 373 В схолии к этому месту Максим дает прекрасную дефиницию благодати: «Полная благодать Духа есть мудрость, содержащая в себе по возможности, навыку и действию все ведения, которые приходятся на долю совершенных по Христу людей. Благодаря ей ум, оказавшись вне чувственных образов, соприкасается с лишенными всякой пестроты логосами тварных вещей и письменно запечатленных слов, сводя воедино божественные отпечатления (характерен;), которые в них, и объединяя их вокруг себя в полноту единого богоприличного зрака. Соответственно этой [полноте, ум] единообразно воспринимает и нераздельное ведение сущих, через которое и присуще проявляться сверкающему сиянию Истины» (Творения преподобного Максима Исповедника . Кн. 2. С. 261). 374 Стих этот в церковнославянском переводе Септуагинты звучит так: «...яко пройду во место селения дивна даже до Дому Божия, во гласе радования и исповедания, шума празднующаго». 375 «Видим убо ныне якоже зерцалом в гадании» – в контексте мысли Павла эти термины τ σοπτρον (зеркало) и τ ανιγμα (загадка, иносказание) употреблены как синонимы, усиливающие значение мысли о том, что в этом веке (тварном мире) мы видим истину (Бога) только в неких отражениях и только в будущем узрим ее «лицем к лицу». 376 В русском переводе (синодальном) этот стих звучит так: «Глас грома Твоего в круге небесном», т.е. уже не дает оснований для толкования колеса, предложенного Василием.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Так, в описаниях духовных существ гнев следует понимать как «сильное движение разума», вожделение – как любовь к духовному, стремление к созерцанию и объединению с высшей истиной, светом, красотой (CH II 4) и т. п. «Неподобные» образы, в представлении Ареопагита, не были просто условными знаками. Организация их более сложна, гак как помимо знаковой они обладают и функцией психологического характера. Сам Дионисий объясняет необходимость «неподобных» образов, исходя и из этой их функции. Он считает, что несходные изображения должны «самим несходством знаков возбудить и возвысить душу» (CH II 3). Эти «условные знаки» должны воздействовать прежде всего не на разумную, но на внесознательную область психики, сказали бы мы теперь, «возбуждать» ее в направлении «возвышения» человеческого духа от чувственных образов к Истине. Отсюда и сами изображения называются псевдо-Дионисием «возвышающими» (анагогическими) (CH III). Идея возведения (ναγωγ) человеческого духа с помощью образа к Истине и Архетипу стала с этого времени одной из ведущих идей византийской духовной культуры в целом и эстетики в частности 370 . Символизм автора «Ареопагитик» в его александрийско-каппадокийском духе свободной творческой аллегорезы продолжил и пожалуй. довел до определенного логического завершения в VII в. преподобный Максим Исповедник . В его понимании весь сотворенный Богом универсум состоит из двух миров – духовного, «умопостигаемого», состоящего из умных и бесплотных сущностей (мир небесной иерархии, по Ареопагиту), и здешнего, чувственного и плотского мира, «который величественно соткан из многих видов и природ» (Mystag. 2) 371 . Притом эти два мира составляют некую нераздельную целостность, неслиянно взаимопроникая друг в друга. Люди, наделенные духовным зрением, хорошо видят, что весь чувственный мир состоит из символов мира умопостигаемого, а последний содержит в себе логосы мира чувственного. «Для обладающего [духовным] зрением, – писал Максим, – весь умопостигаемый мир представляется таинственно отпечатленным во всем чувственном мире посредством символических образов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Крылья обломал. Не обломал, но так, помял немного. Я запомнил это на всю жизнь. То есть были такие моменты, когда он учил просто своим бытием. Смотришь, как он делает, а потом наподобие делаешь что-то. Мне нравились его руки. Кто-то его руки не понимал, всякие были мнения, суждения. Мне нравилась его точка начала – эти нюансы, которые… Прямо в глазах стоит. Жесты у него были необычные, что-то было в них мистическое, передающее характер. Вот это как раз душа, которая этим живет. Господь так устроил, что через руки, через жест проявляется сущность души, настроение, и все в хоре понимают, считывают. Так что вы говорите о преемстве, но тут уже, наверное, преподобный Сергий как-то сам выбирает и подбирает людей. Повторить, наверное, это сложно. Это бессмысленное дело – пытаться воспроизвести то, что делал отец Матфей? Это самобытно? Нет, это просто невозможно. Можно пытаться подражать, но все равно у каждого свое. Я не знаю, я про себя рассказал, что некоторыми советами батюшки пользовался. Но как бы о. Матфей сам сделал… Все равно некий ключ был дан, и дан многим. Конечно, как без этого! Я помню его жесты, как он управлял. А как у меня получается, сложно судить самому. Поскольку мы беседуем в малом актовом зале – в зале Церковно-археологического кабинета, – не могу не спросить о Вашем опыте работы здесь. Вы же были помощником заведующего ЦАК? Да, в 1982 году руководство академии, владыка Александр Тимофеев, благословил меня нести послушание здесь в качестве экскурсовода. Это послушание я нес до 1986 года, до момента принятия монашеского пострига. Кстати, отец Матфей мне очень помог в этом, рассказав о некоторых экспонатах. У меня даже сохранился блокнотик, в который я с его слов записывал сведения о какой-нибудь иконе из собрания и прочем. Благодаря этому пополнял свои знания. Конечно, сейчас Церковно-археологический кабинет выглядит уже по-другому. Многое изменилось? Очень многое, можно сказать, все. Древние витрины, которые можно было увидеть на старых фотографиях, – их сейчас нет. Было интересно то, что приходили большие делегации. Помню, с какой робостью начинал работать в ЦАК, а потом Господь дал сил, стало уже проще. Затем меня назначили помощником заведующего. Заведующим тогда был архимандрит Венедикт Князев. И вот как раз та ночь пожара…

http://bogoslov.ru/article/6191741

Прежде нежели скажем о чудесном камне, на котором прибыл Антоний, обратим внимание на эти заграничные изделия с иностранными надписями. Несмотря на господствующее влияние Византии, у нас уже в самую раннюю эпоху, уже в XI и XII в., нельзя не заметить и влияния западного на наше древне-христианское искусство, и не только на севере России, но и на юге, как это уже мы видели в сказании о Варяге Шимоне и о принесенных им святынях. Но еще сильнее было влияние запада в северо-западной Руси, как свидетельствуют нам житие Антония Римлянина и другие выше упомянутые. Самым капитальным памятником этого иноземного влияния в Новегороде служат прекрасные, так называемые, корсунские врата, с латинскими надписями, деланные немецкими мастерами XII в. А между тем и в XI, и в XII столетии уже слышатся голоса русских благочестивых людей против латинского неверия, которое Феодосий, Никифор и другие писатели разбирают по пунктам в назидание и спасение душ православных. Даже самое латинство называется язычеством, а Латине или католики Еллинами, то есть язычниками. Как же было согласить эти православные убеждения с кажущимся противоречием, которое этим убеждениям предлагалось в западных изделиях христианского искусства, издавна к нам занесенных? Существование этих западных изделий был неоспоримый факт, и благочестивые люди находили для себя удовлетворительное объяснение ему в рассказе о том, как чудесным образом приплыли из Рима в Новгород сосуды серебряные и золотые и другая церковная утварь иностранной работы и с латинскими надписями, и как потом самим Антонием были эти сокровища положены в святительской ризнице на соблюдение. Таково, по нашему мнению, высокой важности значение жития Антония Римлянина для истории христианского искусства в древней Руси! И тем важнее это свидетельство о западных церковных изделиях, что самое житие, очевидно, проникнуто ненавистью к Латинам, как это явствует из самого конца его: «и повел Архиепископ Нифонт сие житие преподобного изложити и написати и в церкви Божии предати, на утвержение вере христианстей и на спасение душам нашим, а Римляном еже отступиша от православныя Греческия веры, и преложишася в Латинскую веру на посрамление и на укоризну, и на проклятие». (Июнь, стр. 324).

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Каким же образом, лишив меня моих овец и отогнав их насильно с истинного пастбища, зовёте меня одного бороться с вами, страшными зверями? Не подобает это пастырскому званию. Стр. 57 Послание к Льву III, папе Римскому 281. Посланник Патриарха и забота о нем Настоящее наше соборное послание к вашему возлюбленному и любезнейшему братству вручаем Михаилу, преподобнейшему митрополиту христолюбивого города Филадельфии. И хотя мы убедились из предварительных речей и бесед его, что вы встретите и примете его радушно, все же мы просим вас, чтобы и ради нашего смирения ему были оказаны вами подобающий прием, честь и покой. Стр. 124 282. Подарок Патриарха папе В знак посредствующей между нами любви о Господе посылаем братскому вашему блаженству золотой энколпий, одна сторона которого обложена хрусталем, а другая украшена эмалевым изображением, а внутри он имеет другой энколпий, в коем заключены частицы честных древ, – стихарь белый, фелонь нечивеную каштанового цвета, епитрахиль и ручник, вышитые золотом. Все это, при содействии и руководительстве Божием, смиренно посылаем вам на память, хорошо обвернув тонким полотном и запечатав свинцовой печатью. Стр. 125 Защитительное слово ко Вселенской Церкви относительно нового раздора по поводу честных икон 283. Запрещение спорить с еретиками Отрицающих святые иконы не следует допускать до рассуждений и прений с человеком священного сана, ибо в противном случае тот, кто с ними спорит о церковных догматах, подвергает себя тем же самым анафематствованиям. Стр. 131 Слово в защиту непорочной, чистой и истинной нашей христианской веры и против думающих, что мы покланяемся идолам 284. Страсти и новшества в Церкви Необходимо было, чтобы люди, имевшие нечестивые и достойные порицания нравы, приобрели и сообразные с ними мнения касательно веры, ибо слово обычно соответствует делам. Они доходят до такой порочности, что в новшествах веры находят удовлетворение своих страстей, презирая, таким образом, страх Божий и заповеди, в угоду чреву, и глотке, и земным властям, которых они предпочитают, как написано, радовать своими пороками.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

3091 Нил C. De octo vitiosis cogitationibus, col. 1410A. Cp. И. Кассиан. De coenobior. Institut, lib. V. c. XIY, col. 229C: haec est nobis prima contentio, haec nostra velut in Olympiacis certaminibus prima probatio gulae ventrisque concupiscientiam desiderio perfectionis exstinguere. 3104 Максим И. IV, 10. Θιλοκαλ., σ. 378. Ср. Григорий Н. De vita Moysis. T. XLIV, col. 373D. Е. Ф. Начерт., стр. 324. 3125 Авва Исаия. De mundi renuntiatione, c. I. T. LX, col. 1141C. Cp. Or. IX, c. I, col. 1133D–1134A. 3132 Gr. XIV, col. 865C. Ср. Исаака С. Λ. XXVII, σ. 175: Бог радуется, что за уклонение от пути Божия сам человек заложил на себя епитимию, что служит знаком покаяния. 3136 Бл. Феодорит. Relig. Hist. c. XXVIII, col. 1488D–I489A. Cp. Apoplithegm. Patxmm, § 18, col. 92C. (Verba Seniorum IV, 5, col. 865AB). Pratum Spirituale, c. CXLI, col. 190B; c. X, col. 126C. 3137 Gr. VII, col. 805AB; cp. ibid., col. 804C. Cp. Симеон Н. Б. Cap. pract. et teolog. § 64, col, 637. 3149 Тертуллиан. De cultu feminarum, lib. II, c. XIII. T. I, col. 1332AB. В высшей степени интересно и знаменательно, что приготовление к мученичеству посредством подвигов (путем усиленной молитвы, постепенного увеличение пощений, ночных бдений, слезного плача, вследствие постоянного воображение будущих мучений) практиковались на Афоне даже и в XIX веке. Это определенно сообщается, напр., относительно преподобномученика Евфимия (замученного в Константинополе 22 Марта 1814 года), мучеников Игнатия, Акакия и особенно славянина Онуфрия. Старец Никифор сказал последнему: «я принимаю тебя, но с тем, чтобы ты до мученичества подвизался здесь так, как бы терпел мученические страдания». Во исполнение этого завета Онуфрий вкушал только самое ничтожное количество хлеба, полагал в сутки до 4000 земных поклонов для «умерщвления плоти» своей. См. Е. Порфирий. 1-ое путешествие, отд. 2-ое, стр. 329–330, 332–333, 334, 335. Приготовлением к мученичеству занимались специально особые духовники, святогорские старцы, которые назывались «мученикотворцами» (стр. 334). Старец Григорий называется, напр., в мученических актах «опытнейшим, божественным приготовителем четырех мучеников» (стр. 345). Они практиковали приготовление методическое» (стр. 338. Ср. Его же. Книга бытия моего. Т. III, стр. 67), «строго аскетическое» (стр. 340), связанное с решительным преодолением прежней страстности. С особенною строгостью практиковался усиленный и чрезмерный пост до полного «измождения телесных сил», «πρи бесчисленных поклонах земных и поясных» (стр. 337. Ср. стр. 338).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

Владычествует душа Иосифова и покоряется оной тело. Сего для ублажается его добродетель целомудрия, когда преодолел искушения Египтянки. В нем сияют мудрость и прозорливость; ибо отвратил бесплодие Египта. В нем правосудие; ибо всякому равно соразмерял и никого не оставлял. В нем непамятозлобие; ибо говорил продавшим его братиям и трепещущим его мщения: «не бойтеся, аз препитаю вас, и домы ваши: и утеши их, и глагола им по сердцу их» ( Быт.50:21 ). Была госпожою и владычицею душа Иовля, тело же его – рабом и служителем. Почему в нем видим толикое мужество против внезапных и чрезмерных несчастий, толикое великодушие в самой крайней бедности и нищете, толикое терпение в болезни, в ранах и скорбех, что кажется он нам не имевшим тела и плоти, но бестелесным и бесплотным. Если также рассмотришь жизнь и пребывание Пророков, Апостолов, мучеников, преподобных и всех святых, узришь и познаешь, какое было благородство их души, какие оной действия, и сколько различествует человек от бессмысленных животных. Когда видел, когда познал, либо когда слышал, чтобы бессмысленные животные имели правосудие, целомудрие, либо великодушие, либо странноприимство, либо чувствование бытия Божия, либо хотя малейший признак любви и послушания к Нему? Когда же бывает сему противное, то есть, когда душа покоряет хотение свое телесным вожделениям и предается во власть плотским страстям; когда, говорю, плоть восхитит владычество души и сотворит госпожу, то есть душу, своею рабою: тогда увядает душевная красота, погибает изрядство, теряется величество и отторгаются ее действия; тогда ничего другого не узришь, кроме тела, плоти, страстей; тогда ничто другое тебе не откроется, кроме лукавства лисьего, разнообразности хамелеоновой, хищности ястребиной, лютости львиной, злобы верблюжьей, чревоугодия и тина свинского. Тогда никаким образом не узришь душевного действия; не узришь смысленного человека, но бессмысленное животное: ибо таковый ниспал с высоты славы, на каковую его возвел Бог, и уподобился неразумным животным. Тако воспевает Священнопевец Давид: «человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным, и уподобися им» ( Пс.48:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010