О нас, верою твою память совершающих,/Христа моли прилежно, отче, не престай,/спастися нам напастей, и треволнения, и бури, и бед, и страстей/и мир миру даровати, преблаженне. Богородичен: Воплощшееся Слово, еже прежде без плоти суще, яко Бог есть от Бога,/родила еси, едина Всепетая, на обновление и спасение всех земнородных,/темже, вернии, Тя вси песньми величаем. Преподобный Иосиф Песнописец Преподобный Иосиф Песнописец родился в Сицилии в благочестивой христианской семье в конце VIII – начале IX века. Отрок воспитывался в духе смиренномудрия и благонравия, преуспевая как в учении, так и в добродетелях кротости и воздержания, с детства предпочитая пост и молитвенное уединение играм и забавам, столь соблазнительным для его сверстников. Нашествие варваров на Сицилию вынудило семью преподобного покинуть родину и искать пристанища в Пелопоннесе. Почувствовав в себе призвание к служению Господу в иночестве, Иосиф в пятнадцатилетием возрасте оставил родительский дом и ушел в Фессалоники, где принял монашеский постриг в Солунском монастыре. Тело, изможденное постом и долгими бдениями, руки, утруждаемые непрестанной работой, лицо, сияющее и кроткое, с молитвой на устах – таким был облик юного подвижника, быстро снискавшего любовь и уважение братии. Подстилка из грубой кожи, брошенная на землю, служила ему постелью, ветхое рубище – одеждой, черствый хлеб с водой – пищей. Воздержание и молитвенное усердие, чтение Священного Писания и свято-отеческих творений духовно укрепляло и умудряло инока. Через некоторое время он был посвящен в сан пресвитера, по настоянию игумена и братии монастыря. Произошло так, что преподобный Григорий Декаполит († 816; память 20 ноября), посещая Солунскую обитель, полюбил преподобного Иосифа как мужа совершенного и, привязавшись к нему душою, не хотел больше разлучаться с ним. Он просил игумена отпустить с ним Иосифа в Византию, куда он направлялся сам, чтобы укрепить верных. В то время в Константинополе пришел к власти Лев Армянин, стяжавший печальную славу иконоборца и гонителя православных.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Все это лежит в основе достояния преподобного Иосифа Песнописца, в тех его трудах, дошедших до наших дней, где он является проповедником и учителем покаяния. Преподобный Иосиф – созерцатель дела Христова Но преподобный Иосиф, проживший долгую жизнь инока, знал все стороны внутреннего пути христианина. Ему было известно, что покаяние – только одна часть в деле спасения, что истинному покаянию сопутствуют – как его исход – умиление и примирение с Богом; и мы уже видели на приведенных выше примерах, как его покаянные каноны становились «умилительными». Призывом к умилению, утешению, примирению с Богом преподобный Иосиф венчает свою песнотворческую деятельность, отраженную в его канонах. Этот призыв – сумма его высказываний о действии Промысла Божия в мире, его воззвание ко Христу, его живое исповедание дела Христова. И если в первой части своего творчества, которое он посвящал воспеванию деятельного и глубокого покаяния, он исходил из опыта своего духовничества, то для этой второй части своих трудов преподобный Иосиф имел другие источники. Создавая каноны многим и многим святым: Апостолам, святителям, преподобным, мученикам, – он изучал их жизнь, вникал в особенности подвига каждого из них и вставал перед необъятным действием Промысла Божия. Отсюда в душе Преподобного, а потом и в его канонах рождались гимны Богу и благим Его путям в жизни каждой души человеческой. Отсюда и возникает то направление творчества преподобного Иосифа Песнописца, которое – после призыва к покаянию – ведет душу к исповеданию Господа, путей Его благой воли, спасительному богословствованию о путях этой воли в жизни людей. Прежде всего преподобный Песнописец в канонах Октоиха, в службах предпразднств двунадесятых и других праздников останавливается на спасительном обнищании и смирении Христовых. Это не высокая проповедь вочеловечения Христа, Его Светлого Востания из мертвых, которая имела место в трудах великих церковных гимнографов Космы Маиумского и Иоанна Дамаскина , живших за 100 лет до Иосифа Песнописца,преподобный Иосиф по своему глубокому смиренномудрию и не приступал к этим великим вопросам.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

21 Святитель Иосиф, архиепископ Солунский (t 830; память совершается 26 января), брат преподобного Феодора Студита , с которым вместе подвизался под руководством преподобного Платона. За строгую подвижническую жизнь святой Иосиф был единогласно избран архиепископом города Со луни. Вместе с братом святитель Иосиф обличал незаконное бракосочетание императора Константина VI Порфирородного, за что был приведен в Константинополь, мучим голодом, а затем заточен в темницу на пустынном острове. Император Михаил I Рангав (811–813) освободил святителя Иосифа из заточения. При императоре Льве V Армянине святитель Иосиф вновь вместе с братом, преподобным Феодором, пострадал за почитание святых икон. Святые братья были подвергнуты пыткам и заключены в темницу, из которой они были освобождены при императоре Михаиле Косноязычном вместе с другими иноками, пострадавшими за иконопочитание. Последние годы жизни святитель Иосиф провел в Студийском монастыре. Святые братья, преподобный Феодор и святитель Иосиф, известны как духовные песнописцы. 23 Святитель Георгий Никомидийский (IX век; память совершается 29 декабря) – митрополит греческого города Никомидия, проповедник, друг патриарха Фотия. По свидетельству патриарха Фотия, жизнь для святителя Георгия была высшим училищем, где он приобрел христианские добродетели – терпение и смирение. Святитель Георгий оставил после себя довольно много сочинений. Им написано множество слов, в основном на Богородичные праздники. Он также является творцом канонов на предпразднство Благовещения Богородицы, на Введение Ее во храм, на предпразднство Богоявления, в Неделю мытаря и фарисея, пророку Илие, честному животворящему Кресту, и множества других богослужебных песнопений. 24 Святитель Игнатий, патриарх Константинопольский (t 877 – 878; память совершается 23 октября), происходил из царского рода. Когда его отец, император Михаил I, был свергнут с престола Львом Армянином, пятнадцатилетнего юношу заключили в монастырь. Жизнь в монастыре укрепила Игнатия в вере и благочестии. Впоследствии он стал игуменом монастыря, а в 846 г. избран патриархом Константинопольским и оставался на патриаршем престоле одиннадцать лет. В 857 г. он был свергнут с патриаршего престола за обличение Варды, дяди императора Михаила III (855 – 867), правившего за малолетством племянника. Святитель Игнатий увещал Варду оставить греховную жизнь и обличал его беззакония. А когда Варда принуждал святителя постричь в монахини мать Михаила III, святую царицу Феодору (842 – 855), чтобы удалить ее от управления государством, то патриарх Игнатий всенародно отлучил Варду от причастия. Святителя Игнатия подвергли мучениям, заставляя его отречься от сана, а затем отправили в ссылку. Вместо него на патриарший престол был возведен святитель Фотий. После изгнания Фотия в 867 г. императором Василием I Македонянином (867 – 886) святитель Игнатий был вызван из ссылки и патриаршествовал еще десять лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Деятельностью студийских гимнографов процесс пополнения Триоди не ограничивался, существуют комплекты полных и неполных К. на дни сырной седмицы и Великого поста безымянного автора, а также гимнографа с именем Климент (IX в.) в акростихе богородичнов. Клименту принадлежат и др. К., отличающиеся наличием 2-й песни и отсутствием акростиха (кроме богородичнов). Среди творцов К. IX в. особенно известны свт. Георгий , еп. Никомидийский и преподобные Феофан Начертанный († 845) и Иосиф Песнописец († ок. 886). Каноны прп. Феофана Начертанного, как правило, включают 2-ю песнь; они могут иметь акростих или не иметь его. Прп. Феофан написал К. на многие праздники, включая Благовещение Пресв. Богородицы, а также ряд К. на памяти Минеи, причем среди последних нередко в одном К. объединяется прославление неск. святых, память к-рых празднуется в один день. Перу св. Георгия, предположительно еп. Никомидийского, принадлежит ок. 200 К. Прежде всего это К. Минеи; гимнограф, вне сомнения, ставил перед собой задачу написать К. на каждый день церковного года. К. Георгия имеют 2-ю песнь, содержат имя автора в акростихе богородичнов и, как правило, метрический (обычно 12-сложник) или алфавитный акростих в др. тропарях. Как и прп. Феофан, св. Георгий может объединять в одном К. сразу неск. памятей святых. Среди его произведений есть не только отдельные К., но и венки из неск. композиций. Прп. Иосиф Песнописец известен как наиболее плодовитый творец К. Он создал практически полный круг К. Минеи (впосл. они в основном вытеснили К. св. Георгия) и множество К. Октоиха и Триоди. Имя автора обычно содержится в акростихе 9-й или 8-й и 9-й песней К.; через др. песни проходит акростих - часто 12-сложник или алфавитный. К. могут иметь или не иметь 2-ю песнь. Прп. Иосиф часто использовал ирмосы др. авторов (возможно, по причине большого количества созданных им композиций). Большинство К. прп. Иосифа написано на 4-й и плагальный 4-й (т. е. 8-й) гласы, но ему также принадлежит ряд венков К. на все гласы (в т. ч. вошедшие впоследствии в состав будничных служб Октоиха).

http://pravenc.ru/text/1470225.html

Кроме указанных параллелей с творчеством Романа Сладкопевца, Иоанна Дамаскина, Космы Маиумского, нужно отметить большое влияние на Иосифа гимнографии святого Феодора Студита, связанное, прежде всего, с внешней стороной произведений, а также с их последовательностью: у обоих авторов седальны и стихиры Четыредесятницы в гласе идут за трипеснцем. См., например, их каноны мясопустной и Страстной недель. Кроме того, несомненно, что святой Иосиф заимствует у Феодора общий план своей Триоди. Итак, преподобный Иосиф не отличался оригинальностью ни в отношении формы, ни в отношении замысла и содержания. Структура гимнографических произведений, а также их набор к его времени были уже вполне устоявшимися. Содержание черпалось из богатейших житийных и гомилетических источников, а также заимствовалось из песнотворческих трудов предшественников и старших современников. Как было показано выше, Иосиф Сицилиец писал свои произведения, строго и последовательно следуя образцам уже имеющихся текстов. Однако, несмотря ни на что, его гимнография весьма многочисленна и характеризуется содержательным и формальным разнообразием – пусть зачастую даже в строгих и узких рамках подобия. Произведения преподобного имеют необходимую звучность стиха и силу мысли, вызывая сильнейшее впечатление своей покаянной умилительностью и исторической назидательностью. Наконец, большой заслугой Иосифа Песнописца является следующее: он оставил после себя авторский сборник Постной триоди, который до сих пор признается одним из самых удачных – с точки зрения архитектоники, подбора авторов, селекции их гимнографии и, конечно, практического богослужебного использования. Современниками святого Иосифа являются монахи-студиты – Антоний и Стефан. Оба эти песнотворца известны лишь по именам. Антонию принадлежит собрание трипеснцев, седальнов и стихир на сырную седмицу. Для каждого ее дня у него составлено по одному песнопению каждого жанра. Трипеснцы по композиции и смысловой канве напоминают соответствующие произведения Песнописца. Печатная Триодь фиксирует лишь первую песнь трипеснца понедельника, полный трипеснец среды, седальны вторника, среды, четверга и пятка. Антонию Студиту приписывается также самогласен сырной субботы «Монахов множества».

http://pravoslavie.ru/34131.html

Преподобный Иосиф по своему глубокому смиренномудрию и не приступал к этим великим вопросам. Из великих праздников он написал только канон на Вознесение Господне. В своем богословствовании он старается приблизить христианские истины к спасению человеков. “Да бога человека соделаеши, Человеколюбче, — пишет он, — был еси Человек и, кресту приобщився, в ребра прободаемь отонудуже спасшиися Твоими страстьми, Слове, вопием благодарственно” 96 . Весь тропарь пронизан думою и тревогою о спасении человека. Но какое глубокое богословие выражает Преподобный, находя в своем сердце необыкно­венное по силе выражение кресту приобщився . Много здесь опытной веры и упования. “Да обрящеши драхму, юже погубил еси, Христе”, — размышляет святой Иосиф в другом каноне Октоиха, — “вжег на кресте Твою плоть, Блаже” 97 . Как наполняет нашу душу мелодия или какое-либо вечное слово поэта, так в минуты скорби, встретив этот образ в каноне преподобного Иосифа, человек емлется за него и крепко борется со своею печалью, потому что ему живописуется подвиг Христов, и он повторяет многократно: Вжег на кресте Твою плоть, Блаже… Здесь — вместе и исповедание таинства нашей веры, и живое утешение от объявшей человека горести. “Грозд нетленный на дереве висящ, — продолжает свое исповедание подвига Христова Преподобный, — искапа божественную сладость, сердца веселящую человеков Иисус избавитель душ наших” 98 . Здесь в слове преподобного Песнописца говорится как раз о том, что мы только что отметили: спасение человеков от лютой скорби той божественной сладостью, которую искапает нетленный Грозд  — Христос, веселящий сердца страждущих. И опять Преподобный, воспевая Божество Христово, будет одновременно вздыхать о человеке, облекая все продолжение тропаря найденным им усугублением основного образа: “Уранен был еси в руце Твои, Христе, — пишет он, — имаже соделал еси чудеса, и раны претерпел еси, раны моя вся исцеляя” 99 . Раны Христовы и раны человека  — одинаковы в написании, но смысловое их значение различно, их даже необходимо, по Песнописцу, противопоставить, и в этом — вся сила изображенного.

http://pravmir.ru/liturgicheskoe-nasledi...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010