Иногда преподобному Иосифу оказывается недостаточно двукратного повторения выбранного слова, и тогда он продолжает повторять его, чтобы выразить свое крайнее умиление и поклонение святым. Так, в каноне двум тьмам мучеников (28 декабря), он еще ярче выделяет антитезу, используя как прием полиптотона, так и прием созвучия повторяемых слов: «Множество многочисленное честных мучеников, множество очистите многих прегрешений моих и дадите слово воспети ваше торжество» 52 . «Священнословии божественными, – восклицает он в каноне священномученику Фоке (22 сентября), – священнаго приидите пастыря вси, всесвященную память священнейше торжествуем» 53 . В этом произведении те же приемы употреблены вне связи с противопоставлением. Здесь – как бы уже предел любви и поклонения святым Божиим; восторг сердца преподобного Иосифа, усугубленный, передается и молящимся, и они, вслед за творцом канона, умножают свою молитву к святым страдальцам и вникают в суть их жизни и подвига. И нечто от этой жизни и подвига касается души, живущей уже далеко от того времени и места, где и когда это было; нечто подлинное и осязаемое вливается в душу современного христианина. Впрочем, и там, где не было кровного подвига мучеников, святой Иосиф считает необходимым довести до сердца молящегося жизнь подвижника бескровного, как это он делает в каноне святому Иоанну Милостивому. «Милости датель, – вещает он в первой песни канона, – одарив милостивное, преподобне, твое помышление, помилова многия божественным твоим ходатайством» 54 . И ниже, в песни третьей: «Многое милосердие милосердаго Господа, отче, подражая за милосердие обнищавшаго плотию, нищия удоволил еси» 55 . Милость в одной песни и милосердие в другой, многократно повторенные, создают верный и твердый облик милостивого святителя Александрийского, к которому так легко, просто, отрадно обратиться с мольбой и просьбой! В отдельных случаях преподобному Песнописцу бывает потребно соединить вместе два определения, каждое из которых повторяется для придания всей фразе особой крепости. «Сострадателен и кроток быв, отче, – пишет он, прославляя преподобного Илариона (28 марта), – и цел, и тих сострадания божественнаго мя сподоби, яко да воспою тя ныне в тишине сердца моего» 56 . Фраза, скрепленная двумя параллельными повторениями слов тишина и сострадание (и их производных), становится очень четкой и ложится на душу. Невольно вспоминается отзыв инославных исследователей об отдельных частях православного богослужения как создающих красоту и гармонию византийской службы 57 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

Принимали бесы и образы различных животных. Во время молитвы св. Илариона диавол появлялся ему то волком воющим, то лисицей скачущей (Чет.-Мин., окт. 21 д.). Преподобного Сергия бесы устрашали преобразуясь в зверей и змей (Чет.-Мин., сент. 25 д.). 4 . Даже люди, имеющие общение с бесами, могут производить бесовские мечтания, напр., переменять воздух, производить ветры, гром и дождь, возмущать морские волны, наносить вред в садах и полях (Чет.-Мин., окт. 2 д.). 5 . Могут бесы знать будущее, как духи бесплотные, на основании долговременного опыта и наблюдения над вещами и делами человеческими, но также часто лгут и обманывают. «Знаешь ли ты, – спрашивал св. Пахомий явившегося к нему беса, – что, по кончине нашей, братия не так усердно будет служить Господу, как теперь? – Знаю, верно», отвечал бес. «Лжешь ты на свою скверную голову; знать будущее принадлежит одному Богу, а ты одна ложь». – «Во мне нет предведения, – сознавался бес, – я и сам по себе ничего не знаю; знаю, что случится в будущем посредством знания прошедших и настоящих вещей» (Чет.-Мин., мая 15 д.). 6 . Нападая и злодействуя человеку во время его земной жизни, злые духи не оставляют его и по кончине его. С особенною силой они нападают на человека в час смерти, чтобы возмутить спокойствие души его. «Когда настал час разлучения моего от тела, – сказывала св. Феодора, – увидела я много ефиопов, ставших около одра моего; лица их были, как сажа, глаза, как огненные угли. Все они грозно смотрели на меня, скрежетали зубами, готовили и развивали свитки, в которых записаны были худые дела мои. Я отвращала свои глаза, чтобы не видеть тех страшных лиц: но повсюду видела их, и душа моя была в великом страхе и трепете» (Чет.-Мин., марта 26 д.). «Господи Боже мой! – молился св. Иосиф песнописец в час смерти своей, – Ты хранил меня во все дни живота моего, и ныне до конца соблюди дух мой и помоги мне избегнуть князя тьмы и воздушных страшилищ, да не когда порадуется о мне враг мой» (Чет.-Мин., апр. 4 д.). (См. кн. «Православное исповедание христианской веры в Четиях-Минеях». Прот. А. Свирелина . СПБ. 1893 г. стр. 51–56).  

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

которых Он, явившись, исцелил? Оцени мне сухую руку, которую Он воссоединил с телом. 90 Оцени мне слепых от рождения, которых Он голосом Своим вывел к свету. Оцени мне лежащих мертвых, которых Он воскресил из гроба, уже четверодневных 897 . Бесценны Его дары тебе. Ты же, не оценив их, воздал Ему неблагодарностью, воздал Ему зло за добро, и скорбь за радость, и смерть за жизнь, 91 за что и должно тебе умереть. Ведь если у народов царь похищен врагами, из-за него война начинается, из-за него стена сокрушается, из-за него город расхищается, за него выкуп предлагается, из-за него послы посылаются, чтобы Он был избавлен, или чтобы вернуть его живым, или чтобы похоронить мертвым. 92 Ты же, наоборот, вынес приговор против Господа твоего, Которому народы поклонялись, и необрезанные удивлялись, Которого язычники прославляли, при Котором и Пилат умыл руки, ты убил Его в великий праздник. 93 Поэтому горек тебе праздник опресноков, как написано тебе: «Съешьте опресноки с горькими травами» 898 . Горьки тебе гвозди, которые ты заострил, горек тебе язык, Который ты изощрил, горьки тебе лжесвидетели, которых ты выставил, горьки тебе узы, которые ты приготовил, горьки тебе бичи, которые ты сплел, горек тебе Иуда, Которому ты дал мзду, горек тебе Ирод, за которым ты последовал, горек тебе Каиафа, которому ты поверил, горька тебе желчь, которую ты приготовил, горек тебе уксус, который ты сделал, горьки тебе тернии, которые ты собрал, горьки тебе руки, которые ты обагрил кровью. Убил ты своего Господа посреди Иерусалима. 94 Слушайте, все племена народов, и смотрите: Ужасное убийство произошло посреди Иерусалима, в городе закона, в городе евреев, в городе пророков, в городе, слывущем праведным. И Кто убит? А кто убийца? Стыжусь говорить, но обязан сказать. Ибо если бы ночью произошло убийство, или в пустынном месте Он был заклан, было бы легко молчать. Ныне же среди площади и города, посреди города и на виду у всех произошло неправедное убийство Праведника. 95 И так Он вознесен на древе, и надпись поставлена, обозначая Убитого. Кто Он? Тяжело сказать, но не сказать еще страшнее. Впрочем, слушайте, трепеща перед Тем, перед Кем трепещет земля.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

а Он – во гробе и прахе. 81 О Израиль беззаконный, зачем совершил ты эту неслыханную несправедливость, подвергнув ужасным страданиям Господа твоего, Владыку твоего, создавшего тебя, сотворившего тебя, почтившего тебя, назвавшего тебя Израилем? 82 Ты же не оказался Израилем потому что не увидел Бога, не уразумел Господа, не понял, о, Израиль, что Он есть Первородный Божий, прежде денницы рожденный, сотворивший свет, просветивший день, отделивший тьму, поставивший первую границу, повесивший землю, усмиривший бездну, простерший твердь, украсивший вселенную, 83 устроивший на небе звезды, зажегший светила, сотворивший ангелов на небе, поставивший там престолы, сотворивший на земле человека. Сей был избравший тебя, ведший тебя от Адама до Ноя, от Ноя до Авраама, от Авраама до Исаака, Иакова и двенадцати патриархов. 84 Сей был уведший тебя в Египет и сохранивший тебя и питавший там. Сей был идущий впереди тебя в столпе света 896 , и покрывший тебя в облаке, и разделивший Чермное море, и проведший тебя, и рассеявший твоего врага. 85 Сей есть давший тебе манну с неба, напоивший тебя из скалы, давший тебе закон в Хориве, давший тебе землю в наследие, пославший тебе пророков, воздвигший тебе царей. 86 Сей есть пришедший к тебе, исцеливший твоих страждущих, воскресивший твоих мертвых. Сей есть Тот, Которого ты унизил. Сей есть Тот, с Которым ты поступил несправедливо. Сей есть Тот, Которого ты убил. Сей есть Тот, Которого ты ограбил, потребовав с Него дидрахму за голову Его. 87 Неблагодарный Израиль, прииди и судись со мною о твоей неблагодарности! Во сколько ты оценил Его руководство тобою? Во сколько ты оценил избрание отцов твоих? Во сколько ты оценил приход в Египет и питание там через доброго Иосифа? 88 Во сколько ты оценил десять казней? Во сколько ты оценил ночной столб и дневное облако и переход через Чермное море? Во сколько ты оценил ниспослание манны с неба, подание воды из скалы, установление закона в Хориве, [обещание] земли в наследие и дары ее? 89 Во сколько ты оценил страждущих,

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

другие собиратели в спешке оставляют пучки [сена], и сборщики забывают целые стога, а я потеряла только два пучка из этого большого урожая, который собрала я одна. Благословен победивший меня и воскресивший мертвых во славу Свою. 9 Это я, – сказала смерть, – я, которая собрала на море и на суше всякую добычу. Орлы небесные пришли ко мне, а также чудовища из бездны [морской], пресмыкающиеся, птицы и хищные [животные] – старые, малые и младенцы. Все они убедят Тебя, о, Сын Марии, что царствует власть моя над всеми. Как может крест Твой победить меня, если через древо я одолела [Адама] и одержала победу в самом начале? Благословен победивший меня и воскресивший мертвых во славу Свою. 10 Я хотела бы говорить и дальше, – ибо нет у меня недостатка в аргументах 901 , – но нет необходимости в словах, ибо, вот, дела мои говорят сами за себя 902 . В отличие от Тебя, я не обещаю простецам таинственные [вещи] – что, мол, будет воскресение. Когда? Когда [будет оно]? Если Ты столь силен, дай залог уже теперь, чтобы можно было поверить Твоему обещанию на будущее». Благословен победивший меня и воскресивший мертвых во славу Свою. 11 Смерть окончила свою надменную речь, и глас Господа нашего прогремел в шеоле, и Он воскликнул и взломал гробы – один за другим. Трепет охватил смерть; шеол, который никогда не бывал освещен, озарили сиянием стражи, которые вошли в него, чтобы вывести мертвых навстречу Тому, Кто, умерши, воскрешает всех. Вышли мертвые, и устыдились живые – те, кто думал победить Подающего всем жизнь. Благословен победивший меня и воскресивший мертвых во славу Свою. 12 «Кто же вернет мне день Моисеев? – сказала смерть. – Он устроил мне праздник! Ведь тот агнец, что был заклан в Египте, дал мне первенца из каждого дома: груды и груды первородных он сложил для меня у врат шеола. А этот пасхальный Агнец опустошил шеол: оживил мертвых и увел их у меня. Тот Агнец наполнил гробы для меня, а Сей опустошил гробы, которые были полны. Благословен победивший меня и воскресивший мертвых во славу Свою.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Иногда преподобному Иосифу оказывается недостаточно дву­кратного повторения выбранного слова, и тогда он продолжает повторять его, чтобы выразить свое крайнее умиление и поклонение святым. Так, в каноне двум тьмам мучеников (28 декабря), он еще ярче выделяет антитезу, используя как прием полиптотона, так и прием созвучия повторяемых слов: “Мно­же­ство многочисленное честных мучеников, множество очистите мно­гих прегрешений моих и дадите слово воспети ваше тор­жество” 52 . “Священнословии божественными, — восклицает он в каноне священномученику Фоке (22 сентября), — священнаго приидите пастыря вси, всесвященную память священнейше торжествуем” 53 . В этом произведении те же приемы употреблены вне связи с противопоставлением. Здесь — как бы уже предел любви и поклонения святым Божиим; восторг сердца преподобного Иосифа, усугубленный, передается и молящимся, и они, вслед за творцом канона, ум­но­жают свою молитву к святым страдальцам и вникают в суть их жизни и подвига. И нечто от этой жизни и подвига касается души, живущей уже далеко от того времени и места, где и когда это было; нечто подлинное и осязаемое вливается в душу современного христианина. Впрочем, и там, где не было кровного подвига мучеников, святой Иосиф считает необходимым довести до сердца молящегося жизнь подвижника бескровного, как это он делает в каноне святому Иоанну Милостивому. “Милости датель, — вещает он в первой песни канона, — одарив милостивное, преподобне, твое помышление, помилова многия божественным твоим ходатайством” 54 . И ниже, в песни третьей: “Многое милосердие милосердаго Господа, отче, подражая за милосердие обнищавшаго плотию, нищия удоволил еси” 55 . Милость в одной песни и милосердие в другой, многократно повторенные, создают верный и твердый облик милостивого свя­тителя Александрийского, к которому так легко, просто, отрадно обратиться с мольбой и просьбой! В отдельных случаях преподобному Песнописцу бывает потребно соединить вместе два определения, каждое из которых повторяется для придания всей фразе особой крепости. “Со­стра­да­те­лен и кроток быв, отче, — пишет он, прославляя преподобного Илариона (28 марта), — и цел, и тих сострадания божественнаго мя сподоби, яко да воспою тя ныне в тишине сердца моего” 56 . Фраза, скрепленная двумя параллельными повторениями слов тишина и сострадание (и их производных), становится очень четкой и ложится на душу. Невольно вспоминается отзыв инославных исследователей об отдельных частях православного богослужения как со­здаю­щих красоту и гармонию византийской службы 57 .

http://pravmir.ru/liturgicheskoe-nasledi...

Яко убо о сих до зде. Тако же, еже святии божествении отци наши рекоша о Святей и Животворящей Троици, съгласна обрящут, еже овогда глаголють, яко Авраам Святую Троицю приат, овогда же яко три аггелы приат, овогда же, яко Бога с двема аггелома приат. Глаголеть убо Иоанн Златаустый, яко Авраам изрядную любовь имяше к всем, сподобися приати Святую Троицу в кущу свою, и умы нозе Ея, и закла телець, и сътвори обед. И пакы той же глаголеть, яко убо Авраам страннолюбьствуя, Бога приат с аггелы. И пакы той же глаголеть: «Патриарх Авраам пред дверми седя, уловляше мимоходящаа, яко же бо рыболовь мрежю вверг в море извлачити рыбу, и извлечет злато или бисер, тако и сей ловя человекы, улови аггелы». Виждь что глаголет великый сей и равноапостольный муж: овогда глаголеть, яко Авраам Святую Троицю приат, овогда же, яко Бога приат з двема аггилома, овогда же глаголеть: аггелы приат. Подобие же тому и святый Иоан Дамаскын глаголеть: «Святаа и Единосущнаа Троица телесныма очима незрима, и како благоизволи в сени Авраамове учреждена быти», и пакы той же глаголеть: «Авраам, милуя нищих, съподобися Бога приати с двема аггелома». И святый Андрее Критьскый глаголеть: «У дуба Мамьврийского учреди патриарх аггелы». И святый Иосифь Песнописець глаголеть: «Видел еси, яко же мощно видети Святую Троицу и ту угостил еси, яко друг присный, преблаженне Аврааме!» И ина многа суть такова в божественых писаниих о сем, иже овогда убо глаголють, яко Авраам Бога приат с двема аггелома, овогда же глаголють: Святую Троицу приат, овогда же, яко три аггелы приат. И неразумеюще убо съкровенный разум в божественых писаниих, глаголють, яко не единогласуют в всем, но съпротивно себе глаголють. Но несть сего, ниже будеть! Но в всем зело едину мысль и един разум имуть. Но егда убо глаголють, яко Авраам Святую Троицу приат, се убо истинно и зело праведно, якоже и прежде речеся о сем в начале многажды в сем слове. Егда же глаголють, яко Бога с двема аггелома приат, или аггелы приат, и се зело истинно и праведно рекоша. Но сей глагол по премудрости речей бысть, и таиньство некое имат в себе, якоже глаголеть писание: «Тайна моя мне и моим» ( Лк. 8, 10 ). Свои же суть Богу святии. Сего ради святии божествении отци не от себе, но от божественых писаний въземше, тако бо писаниа глаголють, и нарицають Бога овогда аггела, овогда человека. Исайа убо пророк пророк глаголеть: «Отроча родися нам, и Сын дастся нам, масло и мед снесть» ( Ис.9:6, 7:15 ), се нарицает его человека. Егда же глаголет: «Нарицается имя Его Велика Совета Ангел» ( Ис. 9, 6 ), се наречет его ангела.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

Так составился и завершился труд земной жизни одного из преискренних рабов Божиих – исповедника, преподобного Отца и песнописца Иосифа. Канон как жанр гимнографии и его место в творчестве преподобного Иосифа Прежде чем перейти к разбору благодатного наследия Преподобного – поскольку основными трудами его являлись каноны, поемые и читаемые на утрени, – необходимо кратко остановиться на строении этого, глубоко вошедшего в состав богослужения, церковного произведения. Изучение структуры кондаков, икосов и стихир, являющихся слагаемым каждого православного богослужения, представляет глубокий интерес. Исследование же канона, представляющего собой центральную часть всякой утрени, интересно в особенности. Стихиры и кондаки редко обозначаются как произведение того или иного церковного песнописца, но большинство канонов дошло до нас с именами их авторов. Это может свидетельствовать о том внимании, которое уделялось этому гимнографическому жанру в практике церковной письменности. В каноне различают девять песней, причем вторая песнь читается только по вторникам седмиц Великого Поста и на утрени заупокойных суббот (мясопустной и Троицкой) в связи с их выраженным покаянным характером 15 . Таким образом, канон, как правило, представлен восемью песнями. Каждая из песен, в свою очередь, состоит из ирмосов и тропарей. Песни канона составлялись по образцу библейских, поэтому начальное песнопение каждой песни канона (ирмос) связано с определенным событием Ветхого Завета. Тропари каждой песни пишутся вне зависимости от темы ведущего ирмоса, сохраняя только его напев. В настоящее время тропари канона читаются, поются лишь ирмосы. Все содержание канона – воспевание того или иного священного события или прославление святого – должно быть изложено в рамках девяти (по существу восьми) песней. Последний тропарь каждой песни, как правило, написан в честь Божией Матери. Ко времени преподобного Иосифа Песнописца канон уже сложился как законченное уставно-богослужебное произведение. Святой Иосиф, по слову преосвященного Филарета Черниговского , оставил столько канонов, сколько никто другой из церковных писателей. Действительно, каноны преподобного Иосифа отмечаются во всех богослужебных книгах. Так, они есть во всех гласах Октоиха, причем по существу на каждый день недели, за исключением воскресенья. Обильно представлены каноны святого Иосифа Песнописца в различные месяцы Минеи. И наконец, труды его имеют место в Постной и Цветной Триоди.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

Так составился и завершился труд земной жизни одного из преискренних рабов Божиих — исповедника, преподобного Отца и песнописца Иосифа.   Канон как жанр гимнографии и его место в творчестве преподобного Иосифа Прежде чем перейти к разбору благодатного наследия Преподобного — поскольку основными трудами его являлись каноны, поемые и читаемые на утрени, — необходимо кратко остановиться на строении этого, глубоко вошедшего в состав богослужения, церковного произведения. Изучение структуры кондаков, икосов и стихир, являющихся слагаемым каждого православного богослужения, представляет глубокий интерес. Исследование же канона, представляющего собой центральную часть всякой утрени, интересно в особенности. Стихиры и кондаки редко обозначаются как произведение того или иного церковного песнописца, но большинство канонов дошло до нас с именами их авторов. Это может свидетельствовать о том внимании, которое уделялось этому гимнографическому жанру в практике церковной письменности. В каноне различают девять песней, причем вторая песнь читается только по вторникам седмиц Великого Поста и на утрени заупокойных суббот (мясопустной и Троицкой) в связи с их выражен­ным покаянным характером 15 . Таким образом, канон, как правило, представлен восемью песнями. Каждая из песен, в свою очередь, состоит из ирмосов и тропарей. Песни канона составлялись по образцу библейских, поэтому начальное песнопение каждой песни канона (ирмос) связано с определенным событием Ветхого Завета. Тропари каждой песни пишутся вне зависимости от темы ведущего ирмоса, сохраняя только его напев. В настоящее время тропари канона читаются, поются лишь ирмосы. Все содержание канона — воспевание того или иного священного события или прославление святого — должно быть изложено в рамках девяти (по существу восьми) песней. Последний тропарь каждой песни, как правило, написан в честь Божией Матери. Ко времени преподобного Иосифа Песнописца канон уже сложился как законченное уставно-богослужебное произведение. Святой Иосиф, по слову преосвященного Филарета Чер­ни­гов­ско­го, оставил столько канонов, сколько никто другой из церковных писателей. Действительно, каноны преподобного Иосифа отме­ча­ются во всех богослужебных книгах. Так, они есть во всех гласах Октоиха , причем по существу на каждый день недели, за исключением воскресенья. Обильно представлены каноны святого Иосифа Песнописца в различные месяцы Минеи . И наконец, труды его имеют место в Постной и Цветной Триоди.

http://pravmir.ru/liturgicheskoe-nasledi...

Уместно привести здесь слова Иоанна, жизнеописателя преподобного Иосифа, на которые мы кратко указывали в начале данного очерка. “Когда он (преподобный Иосиф — М. И .) стал писать стихи, — повествует Иоанн, — то и слух услаждал чудно приятностию звука и поражал сердце силою мыслей. Какого рода музыки нет у него? какая сладость стиха не исторгается из уст его?.. Чудное находят отдохновение здесь и те, которые стремятся к жизни совершенной; возмущаемые, как волнами, сердечными движениями укрощают в себе смятение, когда слушают их; а радующиеся начинают плакать от полноты радости и восторга… Но что говорю я о разнообразии и гармонии стихов? Зачем распространяюсь о приятности и сладости, которыми как благовонными ароматами благоухают поэмы Иосифа? Если кто прочтет жизнь Святого, празднуемого в какой-либо день Церковью, тот сам увидит достоинство песней Иосифа и узнает жизнь прославляемого… Пусть славят иные святые кротость его, другие — мудрость, третьи — дела его; и все купно да славят благодать Святаго Духа, которая так щедро и беспримерно обогатила его своими дарами” 144 . Очевидно, что современники очень чутко оценили дарование преподобного Песнописца, почему могли с таким пониманием и так глубоко коснуться сущности “поэм Иосифа”. Преподобный Иосиф и старчество Чтобы личность преподобного Иосифа Песнописца, целокупный образ его был нам осязаемо памятен, необходимо коснуться в заключение еще одного свойства его души, о котором попутно упоминалось выше. Это духовничество преподобного Иосифа, которое было ему поручено в Константинополе в отношении всего столичного клира. Уже говорилось, что он имел чудный дар прозорливости по отношению к тем душам, которые приходили к нему. Он видел тайные грехи, которые ему не открывались, и смиренно ждал, не обличал, долготерпел, вел душу к добровольному раскаянию и, как говорится в его жизнеописании, “успевал” в этом делании. В канонах преподобного Иосифа Песнописца можно найти косвенное свидетельство сказанному. В отдельных тропарях своих канонов Преподобный указывает на дар видеть грехи и помогать очищать их. Выше мы приводили воспевание святым Иосифом преподобного Петра Афонского за то, что тот являлся большим “снаб­дением”, находкой, отрадой для тех, кто “втайне стяжал греховные скверны”, за то, что они обретали молитвенника в преподобном Петре при условии, что “яс­но” каялись в своих грехах. Подобную же мысль высказывает преподобный Иосиф в каноне святому Иоанникию Великому, когда пишет: “Душа твоя, светозарением Божественнаго Духа освещаема присно, душ зряше верно приходящих тебе советы, блаженне, пророческими про­знань­ми священно удивляема” 145 .

http://pravmir.ru/liturgicheskoe-nasledi...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010