Скачать epub pdf Память святого Иосифа Солунского Память 26 января Святой Иосиф, архиепископ Солунский, брат преподобного Феодора Студита , вместе с ним с юных лет подвизался под руководством дяди своего, преподобного Платона, основавшего монастырь в Сакудионе 1013 . Вместе с братом своим святой Иосиф изобличал незаконное бракосочетание императора Константина 1014 . Приведенный в Константинополь, он был томлен голодом и, наконец, послан в заточение на бесплодный остров, где брошен был в темницу. Император Михаил Куропалат 1015 позволил Иосифу возвратиться из заточения. При Льве Армянине 1016 святой Иосиф претерпел гонение за иконопочитание. Лев подверг его, вместе с его братом Феодором Студитом , пыткам и потом заключил его в темницу; чрез несколько времени царь потребовал, чтобы они подписались под иконоборным исповеданием веры. Иосиф отказался, и его бросили в другую смрадную темницу. Впоследствии Михаил Косноязычный 1017 освободил вместе с прочими иноками, пострадавшими за иконопочитание, и Иосифа. Святой Иосиф с миром скончался в Студийской обители, где провел последние годы своей жизни 1018 . 1013 Сакудион – впоследствии знаменитый монастырь в Вифинии, северо-западной области Малой Азии. 1014 Император Константин VI Порфирородный царствовал с 780 по 797 г. Предаваясь излишеству в страстях и любодейству, он силою постриг свою супругу Марию в иночество и, вместо нее, взял себе другую жену, Феодотию, которая приходилась родственницей его отцу. 1018 Святой Иосиф, архиепископ Солунский, скончался в 830 г. После него осталось несколько слов, из коих особенно замечательно слово на Воздвижение Честного Креста Господня. Более же Иосиф известен, как песнописец. По спискам триоди XI в., имя Иосифа стоит над теми из двух дневных трипеснцев постной триоди, которые занимают первое место, исключая трипеснцы страстной седмицы; ему же принадлежат некоторые стихиры на эти дни. Трипеснцы и стихиры святого Иосифа частью заключают умилительную молитву к Ангелам, Предтечи, Богоматери, Апостолам и св. Николаю, частью изображают дух поста и покаянную молитву к Сердцеведцу Судии. Песнопения Иосифа и особенно канон в неделю блудного сына вполне приличествуют дням поста, дыша глубоким сокрушением о грехах. Читать далее Источник: Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского/12 книг. – Москва : «Ковчег», 2010. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Шесть лет провел преподобный Иосиф в темнице. В Рождественскую ночь 820 года он удостоился видения святителя Николая Мирликийского, который известил его о смерти гонителя-иконоборца Льва Армянина и о прекращении гонений на святые иконы. Святитель дал преподобному свиток и сказал: " Прими этот свиток и съешь его " . В свитке было написано: " Ускори, Щедрый, и потщися яко Милостив на помощь нашу, яко можеши, хотяй " . Преподобный прочитал свиток, съел его и сказал: Коль сладка гортани моему словеса сия (Пс. 118, 103). Святитель Николай велел ему пропеть эти слова. После этого оковы сами спали с преподобного, двери темницы отворились, и он свободно вышел из нее и был восхищен на воздух и поставлен близ Константинополя на большой дороге, ведущей в город. В Константинополе преподобный Иосиф уже не застал в живых преподобного Григория Декаполита, а встретился лишь с его учеником блаженным Иоанном (память 18 апреля), тоже вскоре скончавшимся. Преподобный Иосиф построил церковь во имя святителя Николая и перенес туда мощи преподобных Григория и Иоанна. При церкви был основан монастырь. Нафанаил апостол Преподобный Иосиф получил также от одного добродетельного мужа часть мощей апостола Варфоломея. Он построил церковь во имя святого апостола и хотел торжественно почтить его память, но сокрушался, что не было хвалебных песнопений, прославлявших память святого апостола, сам же он не дерзал их составить. Сорок дней со слезами молился преподобный Иосиф, готовясь к празднику памяти апостола. В навечерие праздника в алтаре ему явился апостол Варфоломей, возложил ему на грудь святое Евангелие и благословил писать церковные песнопения со словами: " Да благословит тебя десница Всесильного Бога, и да изольются на язык твой воды Небесной Премудрости, сердце твое да будет храмом Духа Святаго и песнопения твои да усладят вселенную " . После этого чудесного явления преподобный Иосиф написал канон апостолу Варфоломею и с тех пор стал слагать церковные песнопения в честь Божией Матери, святых угодников и в их сонме - в честь святителя Николая, освободившего его из темницы.

http://pravicon.com/info-2545

О святом апостоле Варфоломее упоминается в житии преподобного Иосифа песнописца († 883, память 4 апреля). Получив от одного человека часть мощей апостола Варфоломея, преподобный Иосиф принес их в свою обитель близ Константинополя и построил во имя апостола церковь , в которой положил часть его мощей. Преподобный Иосиф горел желанием составить в честь святого хвалебные песнопения и усердно молил Бога даровать ему способность к составлению их. В день памяти апостола Варфоломея преподобный Иосиф увидел его в алтаре. Тот подозвал преподобного Иосифа, взял с престола святое Евангелие и возложил ему на грудь со словами: «Да благословит тебя Господь, песнопения твои да усладят вселенную». С того времени преподобный Иосиф начал писать гимны и каноны и украсил ими не только праздник апостола, но и дни памяти многих других святых, составив около 300 канонов. Святители Иоанн Златоуст , Кирилл Александрийский , Епифаний Кипрский  и некоторые другие учители Церкви считают апостола Варфоломея за одно лицо с Нафанаилом ( Ин. 1:45–51, 21:2 ). Святой апостол Варнава Святой апостол Варнава родился на острове Кипре в семье богатых евреев и был назван Иосифом. Образование он получил в Иерусалиме, воспитываясь вместе со своим другом и сверстником Савлом (будущим апостолом Павлом) у знаменитого в то время законоучителя Гамалиила. Иосиф был благочестив, часто посещал храм, строго соблюдал посты, хранил себя от юношеских увлечений. В то время Господь наш Иисус Христос начал общественную проповедь. Увидев Господа и услышав Его Божественные слова, Иосиф уверовал в Него как в Мессию, возгорелся к Нему любовию и последовал за ним. Господь избрал его в числе 70-ти учеников. Среди последователей Господа Иосиф получил второе имя – Варнава, что по-еврейски значит «сын утешения». После Вознесения Господа на Небо он продал принадлежавшую ему близ Иерусалима землю и принес деньги к ногам Апостолов, ничего не оставив себе ( Деян. 4:36, 37 ). Когда Савл после своего обращения пришел в Иерусалим и старался присоединиться к ученикам Христовым, то все опасались его как недавнего гонителя. Святой Варнава пришел вместе с ним к Апостолам и рассказал, как Господь явился Савлу на пути в Дамаск ( Деян. 9:26–28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Царица Греческая Феодора Во время возобновления иконоборческой ереси при императоре Феофиле (829 - 842) преподобный Иосиф вторично пострадал от еретиков. 11 лет он был в изгнании в Херсоне. В 842 году при святой царице Феодоре (память 11 февраля), восстановившей православное почитание святых икон, преподобный Иосиф был поставлен сосудохранителем в Софийском соборе в Константинополе. Но за смелое обличение брата царицы Варды в незаконном сожительстве он снова был отправлен в изгнание и возвращен лишь после смерти Варды, в 867 году. Патриарх Фотий (857 - 867, 877 - 886) восстановил его в прежней должности и назначил духовником всего константинопольского клира. Сошествие в ад Достигнув глубокой старости, преподобный Иосиф заболел. Перед самой Пасхой, в Великую Пятницу, Господь известил его в сновидении о приближении кончины. Преподобный сделал опись церковного имущества Софийского собора, которое по должности было на его попечении, и отослал ее патриарху Фотию. Несколько дней он горячо молился, готовясь к смерти. В своих молитвах преподобный просил Церкви мира, а своей душе - -милосердия Божия. Причастившись Святых Христовых Таин, преподобный Иосиф благословил всех, бывших при нем, и с радостью преставился к Богу (+ 883). Лики Ангелов и святых, которых преподобный Иосиф прославил своими песнопениями, с торжеством проводили душу его в Горний мир. О духе и силе песнопений преподобного его жизнеописатель, диакон Константинопольской Церкви Иоанн, так писал около 890 года: " Когда он стал писать стихи, те " и слух поражал чудной приятностью звука, и поражал сердце силой мыслей... Чудное отдохновение находят здесь те, которые стремятся к жизни совершенной... Писатели, оставив другие стихотворения, из одной этой сокровищницы - из писаний святого Иосифа - стали черпать сокровища для своих песней, или лучше сказать, ежедневно их черпают. Наконец, все народы переводят их на свой язык, чтобы просвещать песнями тьму ночи и, прогоняя сон, продолжать бдения до восхода солнечных лучей... Если кто прочтет жизнь святого, празднуемого в какой-либо день Церковью, тот сам увидит достоинство песней святого Иосифа и узнает жизнь прославляемого. Подлинно, тогда как жизнь и дела почти каждого святого украшены хвалами, не достоин ли бессмертной славы тот, кто так достойно и прекрасно умел прославить их! Пусть славят иные святые кротость его, другие - мудрость, третьи - дела его, и все вместе да славят благодать Святаго Духа, которая так щедро и безмерно обогатила его своими дарами " .

http://pravicon.com/info-2545

Имея в виду каноны, написанные Феофаном и его предшественниками, Иосиф, как видно, восполнял прежние неполные минеи, ибо редко встречаются каноны, написанные им и другими песнописцами одним и тем же святым, исключая важнейшие праздники и святых, коим и по уставам полагается не по одному канону 43 . Андреем критским , Космою Маюмским и Иоанном Дамаскиным написаны каноны на Господские и Богородичные праздники. Иосиф пишет на предпразднества великих праздников и на менее значительные праздники: на праздники. Положения ризы и пояса Богоматери июля 2 и августа 31. Иоанн Дамаскин написал два канона архангелам 8 ноября, Иосиф пишет на 6 сентября и на 26 марта (он же и 13 июля). Андрей критский написал каноны Маккавеям (1 авг.) и Предтече (29 авг.). Иоанн Дамаскин написал каноны ветхозаветным великим пророкам: Предтече 24 июня и 29 авг. 2-й, Илии и Елиссею. Феофан написал каноны другим пророкам ветхозаветным 44 (16) и кроме того Захарии, отцу Иоанна Крестителя (5 сент.) и самому Иоанну Крестителю (7 янв.). Иосиф пишет каноны пророку Самуилу, всем праотцам и второй Илии. Иоанн Дамаския написал каноны апостолам 29 июня Петру и Павлу два, и Андрею первозванному 30 ноября один 45 . Феофан поставил себе целию написать каноны прочим 10 апостолам из 12; написал канон всему собору их 30 июня, также каноны важнейшим из 70: св. Марку и Луке, Иакову, брату Господню, Тимофею, Титу, Онисиму, Варнаве. Иосиф пишет второй канон Иоанну Богослову 26 сент., канон ап. Петру на праздник вериги его (16 янв.). Но в отношении к 70 апостолам поле оставалось мало возделанным и вот он пишет канон собору 70 апостолов 4 января и не менее 17 канонов сим апостолам единично и по группам расположенным в разные дни года 46 . Патриарх Герман, Андрей критский , Иоанн Дамаскин и другие написали весьма немногие каноны прочим святым. Феофан написал весьма многие каноны и притом известнейшим и наиболее чтимым: мученикам и мученицам, святителям, преподобным и другим; им написано не мало канонов и современным ему исповедникам, пострадавшим от иконоборцев. На долю Иосифа оставались немногие известнейшие святые, которым пр. Феофан не успел написать канонов, и затем святые менее известные. Если обратить внимание на количество канонов того и другого писателя по месяцам; то большее число канонов Иосифа падает на месяцы март и апрель, – это объясняется тем, что Иосиф дополнял прежние минеи. В древних месяцесловах и других памятниках агиологии весьма мало полагалось святых в месяцах марте великопостном и апреле пасхальном, и вот в марте Феофановых канонов 11, Иосифовых 29, в апреле Феофановых 13, Иосифовых 28 47 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Замечательно, что св. Песнописец из многих Критских святых написал каноны только этим двум. Им же написаны каноны многим знаменитым Критским святым, например, св. Андрею, епископу Критскому (4 июля); св. Мирону, тоже епископу Критскому (8 августа); десяти Критским мученикам (23 дек.) и др. Получается впечатление какого-то случайного выбора, возможно объяснимого только при намеренном заказе. А свидетельство этих двух канонов нисколько, по нашему мнению, не дает основания расширять песнотворческий период в жизни св. Иосифа. Равным образом не может служить основанием к расширению этого периода и канон прп. Иосифа на перенесение мощей преподобного Феодора Студита и его брата Иосифа Солунского. Канон находится в Славянской рукописной Минее 163 Московской б. Синодальной Библиотеки. Говорят, что Иосиф написал этот канон к самому торжеству; а оно было в 845 г. Следовательно, уже тогда Иосиф был песнописцем и, следовательно, дар песнотворчества он получил ранее этого события. Но внимательное чтение канона заставляет сделать другие выводы. Самое событие было при патриархе Константинопольском Мефодии в 845 г. В раннейшем житии прп. Феодора, написанном монахом Михаилом Студитом во второй половине IX в., читаем: «на острове Принкипо тело прп. Феодора почивало около восемнадцати лет; потом оно торжественно перенесено было к собственной его Студийской пастве в начале (торжества) нашего православия, во время служения Мефодия, святейшего патриарха…, и положено в гробнице преподобнейшего Платона, игумена его, вместе с Иосифом, архиепископом Фессалоникским, родным братом его» (Твор. прп. Феодора Студита . Т. I. С. 117). Второе житие повторяет то же самое, но более отчетливо описывает положение во гроб мощей прп. Феодора Студита . Здесь говорится, что мощи «положили в Студийском монастыре, где находится многоценная гробница великого Платона и всеблаженного Иосифа» (Твор. прп. Феодора Студита . Т. I. С. 66). Проф. И. И. Соколов во вступительном своем историческом очерке жизни и деятельности прп. Феодора, на основании житийного и всего известного исторического материала, указывает, что мощи прп. Феодора после окончательного восстановления иконопочитания при благоверной Царице Феодоре и патриархе византийском Мефодии были в 845 г. (26 Января) торжественно перенесены с о. Принкипо в Студийский монастырь в Константинополе и положены в гробнице его ближайших сподвижников – духовного отца Платона и родного брата Иосифа, архиепископа Солунского» (Труд… введ. CXVI).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Если все это распределить по месяцам, то получим такую таблицу: январь – 44; февраль – 28; март – 43; апрель – 53; май – 25; июнь – 33; июль – 46; август – 22; сентябрь – 34; октябрь – 46; ноябрь – 44; декабрь – 46. Всего: 464. Не должно смущаться некоторыми крупными месячными цифрами, так как на эти месяцы падают составленные прп. Песнописцем целые октоихи тому или другому святому, например: в январе – свв. Василию Великому и Иоанну Златоусту ; в апреле – вмч. Георгию Победоносцу; в июле – вмч. Пантелеимону; в сентябре – св. Иоанну Богослову; в октябре – вмч. Димитрию; в декабре – первомч. Стефану и др. Если же минейные каноны расположить по чинам святых и праздников, то составим такие группы: а)     архангелам и ангелам – 3; б)     пророкам – 5; в)     праведникам – 4; г)     апостолам – 39; д)     святителям – 30; е)     священномученикам – 37; ж)    мученикам и мученицам – 243; з)     преподобным – 69; и)     предпразднествам, попразднествам, отданиям, неделям – 19; к)     Происхождению Честного Креста, Положению ризы Богоматери и Положению Ея пояса, Воспоминанию Великого Труса, Памяти трех отроков и др. – 16. Как видим, более всего канонов прп. Иосиф написал мученикам и мученицам и мало – ангелам и пророкам, поэтому справедливо может быть назван певцом первых. Полную противоположность ему в этом отношении представляет другой церковный песнописец, Феофан Начертанный, который написал каноны почти всем пророкам, хотя немало писал канонов и мученикам. Но преподобный Иосиф писал не только каноны; он составлял для минейных памятей стихиры, седальны, кондаки и икосы. Разобраться во всем рукописном и печатном материале в этом отношении представляет очень большие затруднения. Если в канонах можно было определять принадлежность известного произведения св. Иосифу и по надписанию, и по акростиху, то здесь таким признаком остается только надписание. Правда, на некоторые праздники в целом ряде стихир или икосов можно видеть намек на имя Иосифа в акростихе. Так, мы можем указать прежде всего на кондак и икосы предпразднества Рождества Христова 24 декабря. Кондак и один икос помещены у нас в Печатной Славянской Минее под 20 декабря; всех же икосов по Греческим рукописям три и они дают начальную часть имени преподобного Песнописца, Ιωσ, именно:

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Составитель канона преподобному Иосифу не прошел также мимо факта (которому уделяется достаточное внимание и в его жизнеописании) прославления Преподобным святых в его канонах. «Ихже на земли сый, святых воспел еси верно, Преподобне, – отмечается в этом каноне, – и с ними сый ныне, слыша пения, радуешися, славя непрестанно Господа» 135 . Это общение преподобного Иосифа со святыми в их прославлении, когда он находился на земле, очень тесно, внутренне связано с тем общением, которое происходит в вечности. На земле сый Преподобный воспел святых, причем воспел верно – достойно, истинно, а в царстве вечной жизни, находясь с ними вместе, он опять слышит пения и радуется. Так близок, соединен мир дольний и горний в облике Преподобного. В заключительной девятой песни канона Преподобному его творец говорит, ссылаясь на данные из жизнеописания 136 , о том, что все лики святых провожали душу преподобного Иосифа, восходящую на небо: «Ангельстии лицы, апостольский собор, Богородица со Крестителем, пророческое сословие, священник чинове, с постники мученическая воинства, Иосифе, противомерными 137 хвалы тя ныне величают» 138 . Все святые, воспетые Преподобным, показаны творцом канона возносящими хвалу святому Иосифу в невечернем дне Царствия Божия. Это очень существенно в понимании личности преподобного Иосифа Песнописца. Его жизнь на земле, как и его кончина, сопровождается участием святых. На поворотных этапах своего жития преподобный Иосиф становится участником их незримой жизни, их явлений и сподобляется ощутимой от них помощи. Из критской темницы преподобный Иосиф изводится в праздничную ночь Рождества Христова святителем Николаем Мирликийским. Впоследствии преподобный Иосиф неустанно воспевает Святителя, и в Октоихе почти в каждом гласе мы видим каноны святителю Николаю, подписанные его именем. Святитель Димитрий Ростовский , излагая страдания преподобного Иосифа в темнице, описывает, сколько людей пострадало там за святые иконы и приняло мученический венец. О преподобном же Иосифе святитель Ростовский говорит: «Сей же Богом соблюдаемый бе от смерти, да на пользу множайших житие его продолжится» 139 . Эта глубокая мысль жизнеописателя многое объясняет в жизни преподобного Иосифа, например, то, что хотя он мужественно исповедывал веру в святые иконы и безбоязненно поддерживал заключенных в темнице, он был сохранен для уготованного ему подвига жизни – творчества канонов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

Когда нечестивый император Лев Армянин [ 5 ], возобновив иконоборческую ересь, воздвигнул гонение на Церковь Христову, то вместе с своим учителем Григорием и святым Иосифом Песнописцем [ 6 ] в Византию [ 7 ] прибыл в это время и сей преподобный Иоанн. Обходя город, они укрепляли православных, увещая их твердо хранить и мужественно исповедывать святую веру христианскую. Вскоре после этого Иосиф отправился в Рим [ 8 ], но по дороге был схвачен еретиками и заключен в темницу в Крите [ 9 ]. Преподобный же Григорий Декаполит скончался в Риме после удаления Иосифа [ 10 ]. Пребывая в Византии, преподобный Иоанн подвизался, как и ранее, заботясь не только о своем спасении, но и о спасении других людей. По прошествии нескольких лет, когда блаженный Иосиф, будучи освобожден из заключения, возвратился в Византию, преподобный Иоанн уже отошел ко Господу [ 11 ], дабы получить от Него награду за свои труды и был похоронен руками Иосифа около гробницы отца своего именем также Иосифа. Затем тело его было перенесено в другое место, о чем так сообщается в житии святого Иосифа Песнописца: — Войдя в город, — говорится здесь, — Иосиф не застал в живых своего любезного наставника, святого Григория Декаполита. Последний отошел уже ко Господу. Он видел только ученика Григория, блаженного Иоанна, а по Григории долго плакал, потому что не сподобился еще раз свидеться с ним. Он пребывал около его гробницы вместе со святым Иоанном; но по прошествии некоторого времени отошел ко Господу и Иоанн, и Иосиф похоронил его близ гробницы святого Григория. После сего преподобный Иосиф переселился в другое уединенное и безмолвное место, находившееся за городом недалеко от церкви святого Иоанна Златоустого. Поселившись здесь, преподобный Иосиф создал церковь во имя святителя Христова Николая и в нее перенес мощи святых Григория и Иоанна. Некоторые утверждают, что сей преподобный Иоанн, ученик святого Григория Декаполита, после преставления своего учителя удалился в Палестину, и здесь подвизался в обители святого Харитона [ 12 ], где и почил о Господе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Преподобный провел в темнице 6 лет и был чудесно освобожден от уз в ночь на праздник Рождества Христова. Возвратившись в Константинополь, он создал обитель в уединенном месте близ церкви святого Иоанна Златоуста. Сюда перенес он мощи святого апостола Варфоломея, которые получил еще в Фессалии, и построил церковь во имя этого святого. Преподобный имел большую любовь к апостолу Вар­фо­ломею. В его сердце родилось желание сложить духовные песни ко дню памяти его, но он, не имея дерзновения, долго молился и подвизался, чтобы получить о том вразумление от Гос­пода. Святой Апос­тол (по слову преосвященного Фи­ларета Черниговского) явился Преподобному в навечерие па­мя­ти своей, возложил ему на грудь святое Евангелие и сказал: “Да благословит тебя десница Всесильного, песни твои усладят вселенную” 10 . С тех пор преподобный Иосиф начал писать церковные гимны и каноны, “исполнився, — после явления святого Апостола, по слову святителя Димитрия Ростовского, — неизреченныя радости и благодать премудрости в себе ощутив”. Это событие хотелось бы запечатлеть особо, поставить его во главу угла всего жития преподобного Иосифа; из этого глубокого внутреннего переворота его жизни понять весь характер его творчества, его значение в церковном богослужении, смысл всего созданного преподобным Песнописцем. Преподобный Иосиф воспел не одного только близкого ему и возлюбленного им апостола Варфоломея. Его писания охватили и глубокие покаянные вздохи ко Господу; он воспел Пречистую Матерь Божию и своего избавителя из темницы святителя Николая. Бесчисленный сонм святых почтен его песнями и, по словам святителя Димитрия, “он исполни Церковь святую красными песньми, откуда и прозвание Песнописца стяжа”. В царствование Феофила преподобный Иосиф за почитание святых икон опять изгоняется из Константинополя в Херсонес, где находится в темнице до смерти императора. Возвращенный в Константинополь императрицей Феодорой, он был поставлен Патриархом Игнатием в сосудохранители церкви святой Софии. Патриарх Фотий также очень уважал Преподобного, вручил ему “все церковное строение”, поставил его духовником константинопольского клира. Патриарх называл преподобного Иосифа человеком Божиим, Ангелом во плоти и Отцом отцов. Последнее определение упоминается во всех житиях преподобного Иосифа, как подробных, так и кратких 11 .

http://pravmir.ru/liturgicheskoe-nasledi...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010