Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИОСИФ ПЕСНОПИСЕЦ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Иосиф Песнописец Иосиф Песнописец (греч. Ιωσφ μνογρφος; + 883 / 886 ), преподобный Память 4 апреля Родился в Сицилии в благочестивой христианской семье. Родители его, Плотин и Агафия, спасаясь от варварского нашествия, переселились в Пелопоннес . В возрасте 15 лет святой Иосиф ушел в Фессалоники и поступил в монастырь. Он отличался благочестием, трудолюбием, кротостью и пользовался любовью всей братии обители. Впоследствии преподобный был посвящен в сан пресвитера. Преподобный Григорий Декаполит посетил монастырь и заметил молодого инока. Он взял его с собой в Константинополь и поселился с ним вместе при церкви святых мучеников Сергия и Вакха. Это было в царствование императора Феофила (829-842) - время жестоких иконоборческих гонений. Преподобные Григорий и Иосиф безбоязненно отстаивали почитание святых икон. Они проповедовали на площадях города, посещали дома православных, утверждая их против еретиков. Положение Константинопольской Церкви было крайне тяжелое: не только император, но и патриарх были иконоборцами. В то время римские епископы были в единстве со Вселенской Церковью, и папа Лев III , неподвластный византийскому императору, мог бы оказать большую помощь православным. Православные иноки избрали посланником к папе преподобного Иосифа как наиболее стойкого и красноречивого. Преподобный Григорий благословил его ехать в Рим и известить о положении Константинопольской Церкви и опасности, грозящей Православию. Во время путешествия преподобный Иосиф был схвачен разбойниками-арабами, подкупленными иконоборцами, и отправлен на остров Крит . Там они передали его иконоборцам. Преподобный Иосиф был заключен в темницу. Мужественно перенося все лишения, он поддерживал и других узников. По молитвам преподобного один православный епископ, начавший было колебаться, настолько укрепился духом, что мужественно принял мученическую кончину.

http://drevo-info.ru/articles/10027.html

и взятое от земли возвращалось в землю, и дарованное от Бога заключалось в ад, и происходило разрушение прекрасного союза, и разделялось прекрасное тело. 56 Человек был разделяем смертью. Ибо ужасное несчастье и пленение объяло его. Он был захвачен в плен тенью смертной, и образ Отца лежал заброшенный. Именно по этой причине совершилось таинство Пасхи в теле Господа. 57 Вначале же Господь предустроил Свои страдания в патриархах, в пророках и во всем народе, запечатлев через закон и пророков. Ибо, чтобы будущему стать новым и великим, оно загодя приуготовляется, чтобы потом, когда оно осуществится, ему поверили, поскольку оно издавна прообразовано. 58 Так и таинство Господа прообразовано издавна, видимо же сегодня, заслуживает доверия [как] совершившееся, хотя и кажется для людей новым. Ибо таинство Господне ветхое и новое – ветхое по прообразу, новое же по благодати. Но если взглянешь на этот прообраз, увидишь истинное через его исполнение. 59 Итак, если хочешь увидеть таинство Господне, взгляни на Авеля, подобным образом убиваемого, на Исаака, подобным образом связываемого, на Иосифа, подобным образом продаваемого, на Моисея, подобным образом отвергаемого, на Давида, подобным образом гонимого, на пророков, подобным образом за Христа страдающих. 60 Взгляни же и на овцу, в земле египетской закалаемую, на поразившего Египет и спасшего кровью Израиль. 61 Таинство же Господне проповедано и пророческим голосом. Ибо Моисей говорит народу: «И увидите Жизнь вашу, висящую пред очами вашими ночью и днем, и не уверуете в Жизнь вашу» 891 . 62 Давид же сказал: «Зачем мятутся народы, и люди замышляют тщетное? Предстали цари земные, и начальники собрались вместе против Господа и против Христа Его» 892 . 63 Иеремия же: «Я как незлобивый агнец, ведомый на заклание. Они замыслили зло против Меня, говоря: Давайте положим дерево в пищу Его и отторгнем Его от земли живых, и имя Его больше не будет поминаться» 893 . 64 А Исаия: «Как овца, веден был Он на заклание, и, как агнец перед стригущим его безгласен,

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

И наслаждаться ими, если только сохраните мир и любовь между собою, вы подлинно будете. Ибо что такое мир между вами? Мир между вами есть стена крепкая и неразрушимая, о которую разобьются все неприятности монастырские; мир между вами есть столп, на котором спасение всех монахов, вам вверенных, утвердится. Мир между вами есть ваши ограда и щит против стрел дьявола, которые он особенно часто пускает в монастырях именно на власть имеющих. Мир, наконец, между вами есть иго благое и приятное и для вас самих, и в очах Божиих угодное. Итак, да водворится он и между вами, власть имеющими! И «умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях» ( 1Кор.1:10 ). Аминь. 4-й день 221. Будет ли награда в будущей жизни тем, которые здесь на земле прославляют Пресвятую Богородицу и святых (Из жизни преподобного Иосифа Песнописца. Чет. Мин. апр. 4) Многие из христиан и в молитвах домашних, и в церквах – в пениях и песнях духовных прославляют Божию Матерь и святых. Как вы думаете, братие, будет таким людям, за прославление Божией Матери и святых, награда на небесах или нет? Да, знайте, что некоторым из них будет, и это мы докажем примером следующим. В тот час, когда скончался преподобный Иосиф Песнотворец, один из друзей его, муж праведный и благочестивый, услышал голос, говоривший ему: «Выйди из дома и смотри на великие таинства Божии». Он вышел и увидел небо отверстым, и с него сходили сначала апостолы, за ними пророки, за пророками мученики и, наконец, после всех, святители. Друг Иосифа ужасался, дивился и недоумевал тому, что хочет быть. Но вот он услышал снова голос: «Смотри и внимай тому, что увидишь». И тотчас он увидел четырех юношей, сиявших небесною славою, а посреди них шла Пресвятая Богородица. И Пресвятая Богородица сказала святым мужам: «Возьмите от земли святую душу, которая ваши дела и памяти ваших дней в песнопениях прославила и своей жизнью вам подражала».

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Иосиф представляется с значительным подвижническим опытом, который приобрести в 1–2 года едва ли бы мог. Нам думается, раннее посвящение в священный сан было бы особенным чрезвычайным событием в жизни Преподобного 48 , и едва ли биографы не отметили бы его характера, если бы оно было таково на самом деле. 49 Скорее, его и не было. И рождение Преподобного Иосифа нужно относить к более раннейшему времени, чем как указывает Хр. Лопарев. Другие несколько хронологических дат сообщают Синаксарист Никодим Святогорец и Константин Οκονμο. Первый указывает время выступления Преподобного Иосифа на общественную деятельность. Он говорит, что св. Иосиф κμαζε κατ το χρνου Θεολου το εκονομχου ν τει Ωλβ´, т. е. в 832 году. 50 Эта дата вполне согласна с Феофановым житием, где, как увидим ниже, автор, не называя имени нечестивого царя, виновника церковного возмущения, все-таки описательно дает понять, что это не кто другой, как Θειλο. Весь ход исторических событий из жизни преподобного Иосифа Никодим Святогорец передает в таком виде. Иосиф по изгнании с родины ушел в Фессалонику: здесь, ставши монахом, чрез несколько времени посвящается во иерея. Немного спустя 51 он с преподобным Григорием Декаполитом отправляется в Константинополь, где проводит жизнь в затворе и аскетических подвигах. Когда возросла христоборческая ересь, он посылается Декаполитом в Рим, но попадает в Критскую тюрьму, где пребывает до смерти начало-вождя иконоборцев Феофила. Но, возвратившись в Константинополь, он не застает Григория в живых, строит храм в честь св. апостола Варфоломея вместе с Григорием и т. д. … Как видим, кроме одной определенной даты о времени выступления Преподобного Песнописца на общественное служение, здесь нет еще никаких хронологических указаний. Но здесь Синаксариста Никодима дополняет К. Οκονμο. В предисловии к μνδν νκδοτα он указывает, что Иосиф вместе с матерью и братьями переселился в Пелопоннес около 815 года (περ τ 815); из Пелопоннеса ушел в Фессалонику, где упражнялся в божественной мудрости и монашеских подвигах и после (στερον) удостоен священства.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Преп. Иосиф скончался в Константинополе в среду Пасхальной седмицы 883 года. Память его совершается 4/17 апреля. §2. Творения Преп. Иосиф Песнописец обладал таким поэтическим даром, что, по свидетельству современников, казалось, не сочинял новые литургические тексты, а вспоминал уже написанные, но забытые. Благодаря такому дару, преп. Иосиф составил такое количество сочинений, что превзошел очень многих песнописцев. По крайней мере, в современном богослужебном круге используется столько канонов преподобного, как ни чьих других. Преп. Иосиф является автором более ста канонов, среди коих каноны на основные церковные праздники, особенно на Богородичные, Кресту, покаянные, св. Архангелу Гавриилу, св. Иоанну Предтече, 70-ти апостолам, свят. Николаю Чудотворцу и многим другим святым. Характерной особенностью канонов преп. Иосифа является то, что девятая песнь содержит имя автора в акростихе 9-ой песни. Такая особенность позволяет точно определять его сочинения. Особая заслуга преп. Иосифа перед литургикой состоит в том, что он явился одним из основных составителей корпуса Триоди Цветной. В частности, в Цветную Триодь входят следующие творения преп. Иосифа: трипеснцы от Пасхи до Пятидесятницы; по одному тропарю Богородице в песнях Пасхального канона; канон на Вознесение Господне. §3. Содержание 1.      Содержание литургических творений преп. Иосифа Песнописца не оставляло современников равнодушными. Даже писатели, оставив светскую поэзию, черпали вдохновение для своего творчества из сочинений преподобного песнописца. Его творения приводили в умиление, вызывали слезы покаяния и радости. Его церковная поэзия отличается музыкальностью, сладостью, глубиной чувств и силой мысли. 2. В гимнографических творениях преп. Иосифа часто присутствует покаянный мотив. При этом ясно просматривается иноческая направленность чувств и мыслей автора. Будучи монахом, он считает покаяние своим первейшим делом. Стихи его в значительной степени откровенны и даже исповедальны. Чувствуется, то, о чем говорит автор, не есть просто плод сочинительского гения, но есть личный опыт иноческой жизни. Так, в своих песнях преп. Иосиф исповедуется и молит Господа: «Спаситель мой, Ты, Который определил покаяние для обращающихся, даруй мне покаяние, Благий, прежде конца жизни моей... Множеством блуда бедственно осквернил я душу, Господи... приими меня, как блудного... Ты врач, Христе, уврачуй страсти сердца моего, омой все мои скверны потоками... умилений, чтобы пел и величал я Твою милость» (Архиеп. Филарет (Гумилевский) , «Исторический обзор песнописцев и Песнопения Греческой Церкви», С.-Петербург, 1902 г., §56).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

Среда второй седмицы по Пасхе Крепость отъятся вражия, пленена бысть смерть, обезсмертися человеческое истлевшее существо, Христе Иисусе умертвившуся Тебе, и обновися мир вопия: свят еси Господи. У врага отнята сила, смерть пленена, а человеческое естество, подверженное тлению, сделалось бессмертным, когда Ты, Христос Иисус, был умерщвлен; и мир обновился, восклицая: Ты свят, Господи. Видеша Тя незаходимое сияние древле седящии в сени смертней, в нихже Тебе Господи сошедшу с душею, и уз вечных разрешишася, вельми поюще Тя, и глаголюще: да благословит тварь вся Господа, и превозносит Его во веки. Видя Тебя, незаходимое Солнце, некогда сидевшие с тени смерти, куда Ты, Господи, сошел вместе с душой, и освободившиеся от вечных уз, громогласно воспевали Тебя и говорили: да благословит все творение Господа и превозносит Его во веки. Умерщвление аду соделал Сын Твой Чистая, якоже прежде рече из мертвых востав, егоже моли тлетворного греха избавитися и муки, всем верою взывающим: да благословит тварь вся Господа, и превозносит Его во веки. Сын Твой, Чистая, причинил аду смерть, воскреснув из мертвых, как и предрекал. Моли Его об избавлении от тлетворного греха и мучения всех с верой взывающих: да благословит все творение Господа и превозносит Его во веки. Плащаницею Тебя Спасе обвив, положи Иосиф праведный любовию в новем гробе: врата же адова яве и вереи сокрушь, воздвигл еси мертвыя, яже смерть возможе прежде проглотити. Обвив Тебя, Спаситель, плащаницей, праведный Иосиф положил Тебя в новой гробнице, но Ты, явно сокрушив врата и вереи ада, воскресил мертвых, которых прежде смерть смогла поглотить. Четверток второй седмицы по Пасхе О нас смиренных веден был еси на смерть Христе, всех Животе, и пленив адова царствия, души яко овцы исхитил еси, с Собою воскресив, яко Царь державный и всесильный. Ради нас, ничтожных, Ты, Христос, Жизнь всех, был ведом на смерть и, пленив царства ада, Ты похитил оттуда души, словно овец, воскресив их вместе с Собою, как могущественный и всесильный Царь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Суббота четвертой седмицы по Пасхе Ты сошед с душею ко аду, разорил еси державу его Владыко, и воздвигл еси сущия в нем связанныя, воспевающия Твою державу Животодавче. Сойдя с душой в ад, Ты, Владыко, разорил державу его и воскресил находившихся в нем узников, воспевающих Твою власть, Податель жизни. Тебе Начальника и Спаса миру, яко человека всеядец приемлет ад, егоже связав яко Господь, и ихже древле имяше повинныя, взял еси, и совоскресил еси тридневно из гроба. Тебя, Властителя и Спасителя мира, всеядный ад принимает как человека; Ты же, как Господь, связал его и тех, кого он некогда сделал своими данниками, взял и воскресил вместе с Собою в третий день из гроба. Твое Царю снитие страшное воистину бысть в преисподних; адова бо врата и вереи стерл еси, и вся яже имяше узники, пленил еси, и воскресил еси державно, Бога Тя проповедавшия. Твое сошествие, о, Царь, навело ужас на преисподнюю, ибо Ты сокрушил врата и вереи ада и пленил всех узников, которыми он обладал, и со властью воскресил их, исповедующих Тебя Богом. Понедельник пятой седмицы по Пасхе Помазав Тя древле Иосиф, и плащаницею обвив, положи в новем гробе, жизнь сущую всех, и воскресл еси тридневно, истощив адова царствия божественною силою Всемогий. Помазав Тебя и обвив плащаницей, Иосиф некогда положил в новом гробу Тебя, Жизнь всего; Ты же воскрес в третий день, опустошив адские царства божественной силой, о, Всемогущий. Вторник пятой седмицы по Пасхе Воспеваем Твое распятие честное, Иисусе благоутробне, славословим погребение, и страшное воскресение верою, имже от адовых разрешихомся нерешимых уз, Христе Боже всех. Мы воспеваем Твое честное распятие, о милосердный Иисус, с верой славословим погребение и наводящее трепет воскресение, благодаря которому мы освободились от адских неразрываемых уз, о, Христос, Бог всех. Яко вознеслся еси на древо пригвождаемь на кресте, светила скрыша свет, и трясашеся земля, и сущии во адовых узах свобождахуся Спасе. Когда Ты был вознесен на древо и пригвожден ко кресту, звезды скрыли свой свет, земля сотряслась и находившиеся в узах ада освободились, о, Спаситель.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Наиболее убедительной представляется иная точка зрения, получившая системное изложение в трудах И.А. Карабинова и особенно протоиерея Владимира Рыбакова , которые доказывают, что право авторства и редакторского составления Триоди постной принадлежит не Иосифу Студиту, а Иосифу Песнописцу. Итак, долгое время в византинистике одним из важнейших аргументов в пользу епископа Солунского был характер надписания произведений – с добавлением к имени Иосиф слова «кир» и «господин» либо без него. Этот признак, который в конечном счете используется для разграничения двух указанных авторов, представляется протоиерею Владимиру Рыбакову ненадежным. Он пишет: «Приложение к имени Иосифа слова кир и господин не вынуждает нас признать в этом Иосифе непременно святого Иосифа Солунского; но, с другой стороны, и нахождение в надписи канона или другого какого-либо произведения одного имени Иосифа не свидетельствует еще с непререкаемостью о его принадлежности непременно преподобному Иосифу Песнописцу» . Больше ясности, по мнению отца Владимира, вносит принцип акростихования. Общеизвестно, что гимнографы-студиты в большинстве случаев фиксировали свое имя в Богородичных всего канона: так делали Климент, Стефан, Афанасий, Арсений, Епифаний и др., и почему-то только один Иосиф отступает от этой традиции и оставляет акростих в восьмой и девятой песнях. Известно более 400 канонов с алфавитным маркером именно в этом месте. Акростих представляет своего рода рамку, которая скрепляет словесное выражение и направляет его по определенному руслу. Ради соблюдения этой структуры певец иногда отступает от обычного словоупотребления и изменяет сами слова. И даже если считать, что с эстетической точки зрения акростих не представляет большой ценности, все-таки значение его, особенно если он представлен как антропоним, чрезвычайно велико. Он является своего рода писательским автографом, который свидетельствует о подлинности произведения, предохраняет от его порчи, от намеренного искажения, особенно в еретические эпохи, а также дает возможность определить количественные и качественные изменения. Ведущее значение акростиха в случае с преподобным Иосифом заключается в том, что азбучный маркер помогает определить состав канонов в отношении количества песней. Выше уже говорилось, что в эпоху Сицилийца песенные каноны состояли уже из восьми песней. Но многие произведения рассматриваемого автора имеют девять песен. Иначе говоря, Песнописец писал каноны со вторыми песнями, которых нет в греческих и славянских изданиях Триоди. Некоторые из этих песней сохранились в рукописях, а о других можно без труда догадаться на основании алфавитной рамки. Итак, характер акростиха оспаривает участие епископа Солунского в работе над Триодью и заставляет обратиться к Иосифу Сицилийцу .

http://pravoslavie.ru/34131.html

Приложения. Избранные богослужебные тексты Святитель Мелитон Сардийский: О Пасхе. Перевод с греческого Приложение содержит антологию литургических текстов, написанных в период со II по VIII век и посвященных теме сошествия Христа во ад либо затрагивающих эту тему. Первым из прилагаемых текстов является поэма святителя Мелитона Сардийского (II в.) «О Пасхе». Перевод с греческого выполнен по изданию в серии «Христианские источники» 876 . Впервые этот перевод был издан в 1993 году 877 и с тех пор неоднократно переиздавался 878 . При подготовке перевода к данному переизданию мы воспользовались возможностью внести в него некоторые исправления 879 . Далее публикуются 36-й и 41-й гимны из цикла «Нисибийских песнопений» преподобного Ефрема Сирина (IV в.). Перевод с сирийского выполнен по изданию в серии «Корпус восточно-христианских писаний» 880 . На русский язык оба гимна переведены впервые. Благодарим Е. Н. Мещерскую за сверку нашего перевода с оригиналом. Следующим текстом, прилагаемым к настоящей книге, является 44-й кондак преподобного Романа Сладкопевца (VI в.), посвященный сошествию во ад. Перевод с греческого выполнен по тексту, изданному в серии «Христианские источники» 881 . На русский язык кондак переведен впервые. Подборку заключают тропари из трипеснцев преподобного Иосифа Песнописца (IX в.). Славянский текст публикуется по «Триоди цветной» 882 ; текст снабжен параллельным русским переводом. Святитель МЕЛИТОН САРДИЙСКИЙ О ПАСХЕ 1 Писание об исходе евреев прочитано, и слова таинства разъяснены: как овца закалается, и как народ спасается. 2 Итак, разумейте, возлюбленные: это – новое и ветхое, вечное и временное, тленное и нетленное, смертное и бессмертное таинство Пасхи. 3 Ветхое по закону, новое же по Слову, временное через образ, вечное через благодать, тленное через заклание овцы, нетленное через Господню жизнь, смертное через погребение в земле, бессмертное через воскресение из мертвых. 4 Ветхий закон, новое же Слово, временный образ, вечная благодать, тленная овца,

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

25 .   Перенесение мощей св. ап. Варфоломея; канон с акростихом: μνοι γεραρω τν καλν μου προσττην. В Славянской Печатной Минее канон надписан: «творение Иосифово». Но в Греческой Печатной он надписан: ποημα Θεονου. То же и в Евергетидском Типике. 578  В IX песни нет обычного акростихованного имени автора. Все это будто бы говорит за авторство Феофана, тем более что, по мнению болландистов, будто бы имя Иосифа над этим каноном нигде не надписывается. 579 На этих данных, по-видимому, стоит проф. Долоцкий, относя канон к Феофановым произведениям. 580 Но прежде всего против мнения болландистов, что канон будто бы нигде в рукописях не надписывается именем Иосифа, мы укажем несколько древних Афонских рукописей с надписанием этого канона ωσ, напр., рукописи Пантелеимоновского монастыря 706 (XV), монастыря Каракаллы 133 (1558 г.), монастыря Дохиара 32 (XII в.) и др. 581 Во-вторых, в самом акростихе певец называет апостола Варфоломея προσττην μου, своим предстателем, покровителем. А это, как мы видели из жизни преподобного Иосифа, может быть всецело отнесено только к св. Иосифу. Вслед за болландистами все почти исследователи церковных песнопений считают автором этого канона именно св. Иосифа Песнописца. Что же касается того обстоятельства, что в IX песни нет обычного акростиха, столь характерного для св. Иосифа, то это могло произойти потому, что канон этот, по-видимому, представляет собою первый опыт песнотворческой деятельности Преподобного, когда у него еще не могла образоваться известная впоследствии привычка сопровождать свои каноны акростихованным именем. Кроме того, мы знаем, что не все каноны уже непременно им были акростихованы в IX песни его именем. Можно указать на неакростихованные трипеснцы Постной Триоди, Цветной Триоди и некоторые каноны. На основании высказанных соображений и лексических особенностей мы склоняемся к обычному признанию этого канона произведением св. Иосифа. χο δ. Ирмос: νοξω τ στμα μου. Начало: πρτιμον λθον σε ζω πτρα νδειξεν. A. Rocchi с этим же началом приводит канон Bartholomaei.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010