Вступление Беседа первая. О том, что такое молитва Иисусова по своей форме и содержанию, о ее первом делательном, или трудовом, периоде, о необходимых условиях ее правильного прохождения и о ее плодах Беседа вторая. О способах обучения деятельной Иисусовой молитве, о трудностях, недоумениях и неправильностях, возникающих при этой молитве, и о молитве благодатной, самодвижной Беседа третья. Наставления о внутреннем делании и о молитве Иисусовой древних св. отцов Православной Церкви: Василия Великого, Макария Великого, Иоанна Златоуста, Ефрема Сирина, Иоанна Лествичника, Исихия Иерусалимского, Филофея Синайского, Варсонофия и Иоанна, Исаака Сирина, а также прп. Серафима Саровского Беседа четвертая. Писания Молдавских старцев: схимонаха Василия и преподобного Паисия Величковского об умном делании и об Иисусовой молитве Предисловие, или предпутие, желающим читать иже во святых отца нашего Григория Синаита и не погрешать против ее смысла Предисловие к главам блаженного Филофея Синайского Предисловие к книге блаженного Исихия Предисловие к книге блаженного отца Нила Сорского Главы об умной молитве прп. Паисия Величковского Предисловие Глава 1. О том, что умная молитва есть делание древних святых отцов, и против хулителей этой священной и пренепорочной молитвы Глава 2. Откуда эта Божественная умная молитва имеет начало, и какие свидетельства богоносные отцы приводят о ней из Священного Писания Глава 3. О том, что эта священная умная молитва есть духовное художество Глава 4. Какое нужно предуготовление тому, кто желает проходить это Божественное делание Глава 5. О том, что такое эта священная Иисусова молитва по качеству своему и действию Глава 6. О том, как должно в начале обучаться действованию умом в сердце этой Божественной молитвы Беседа пятая. Ближайшие наставники умного делания и Иисусовой молитвы: свтт. Феофан Затворник и Игнатий Брянчанинов, Оптинские старцы, Валаамский старец Агапит, св. прав. Иоанн Кронштадтский и другие отечественные подвижники XIX в Беседа шестая  

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/besedy...

Где наша слава, там и наше сердце Что говорит о страсти тщеславия Евангелие. – Пусть левая рука твоя не знает, что делает правая. – Что значит молиться втайне. – Тщеславие приводит к фарисейскому лицемерию. – Ища опору в человеческом одобрении, можно отпасть от Бога. – О ложном стыде. – Примеры нетщеславного поведения и смирения в Священном Писании. – Как, приобретая духовные плоды, не впасть в прелесть? Мы продолжаем наши беседы о борьбе со страстями, беря за основу Евангелие. Такой подход несколько сужает тему, но он дает и некоторые преимущества: мы начинаем понимать, как применять Евангелие к жизни, начинаем осознавать его актуальность. Очень часто по разным причинам Евангелие остается для нас просто книгой – то ли исторической, то ли, в общем смысле слова, вероучительной, то есть основанием нашей веры, но не является жизненным руководством. Мы – сами по себе, Евангелие – само по себе. Некоторые христиане и вовсе руководствуются житейским здравым смыслом и едва-едва придерживаются основных ветхозаветных заповедей, таких как «не убий», «не прелюбодействуй» и им подобных. А некоторые следуют, что само по себе, конечно, неплохо, святоотеческому учению, но не умеют отождествить его с учением евангельским. И наша задача состоит в том, чтобы показать, что святоотеческое учение проистекает из Евангелия и основано на нем. Одна из восьми главных страстей – тщеславие. Обычно о тщеславии упоминают после того или перед тем, как рассуждать о гордости. Эти две страсти связывают между собой, и справедливо. Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что никто не станет гордым, если прежде не поддастся тщеславию. В то же время нужно понимать, что эти страсти несколько различаются. Можно, конечно, говорить о тщеславии как о некоторой разновидности гордости, но, я думаю, удобнее рассмотреть эту страсть как нечто отдельное. И Спаситель также говорит о ней особо. В Нагорной проповеди Он довольно много рассуждает о тщеславии и приводит примеры стремления к суетной, тщетной славе. Итак, что говорит об этой страсти Господь наш Иисус Христос? Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас; иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Глава 12. ПРЕПЯТСТВИЯ К ЧИСТОЙ МОЛИТВЕ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ 12.1. Празднословие, нецеломудрие, сребролюбие – несовместимы с чистой молитвой При чистой молитве, по словам святого Кассиана Римлянина, «недопускаемы развлечения, пустословие, многословие и шутки, а пагубное возбуждение плотской похоти и сребролюбие должны быть с корнем исторгнуты» 738 . Итак, празднословие, нецеломудрие и сребролюбие – вот препятствия, от которых должен освободиться молящийся. Насколько вредно для молитвы празднословие, показывают следующие слова святого Илии Екдика: «Не пребудет с тобой молитва, если замедляешь в суетных помыслах внутри и в пустых беседах вне; но она скоро возвращается к тому, кто ради нее многое отсекает в себе» 739 . «Молитва, подкрепляемая слезами, – говорит святой Илия Екдик, – извергает из души во вне все враждебные ей помыслы; но их возвращает опять блуждание ума, усиливаемое празднословием, которое изгнавший изгоняет вместе и всегубительное зло дерзости (несдержанности во взорах, речах и движениях)» 740 . Нецеломудрие также стоит в ряду крупных препятствий к молитве. Не хранящий целомудрия этим самым отвергает себя от единения с Богом, как об этом говорит святой апостол Павел: «Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак, отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет!» ( 1Кор.6:15 ). Нецеломудренный нарушает заповедь Господа: «а Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» ( Мф.5:28 ), учившего о недопустимости не только греховных дел, но даже и мыслей. Поэтому святой Исаак Сирианин призывает «возлюбить целомудрие, чтобы не постыдиться во время молитвы своей пред Богом» 741 . Средством, очищающим молитву и способствующим ей, является также и нестяжательность. «Не отрицайся, – говорит преподобный Нил Синайский , – от нищеты и прискорбности (жизни), – сих орудий (крыльев) легкой молитвы». Святой Иоанн Лествичник свидетельствует, что лишь «нестяжательный чисто молится, а любостяжательный во время молитвы бывает исполнен вещественных образов и будто им молится» 742 . 12.2. Память о смерти – мать непрестанной молитвы

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Ver...

Е.Н. Никулина Тема 4. Преподобные Продолжателями мучеников в деле евангельской проповеди считают преподобных. Действительно, повсеместное распространение этого подвига совпадает по времени с прекращением гонений в Римской империи. Но неверно было бы думать, что появление подвига преподобных имеет исключительно внешние причины. Борьба с грехом, преодоление «ветхого» человека и стяжание добродетелей «нового» всегда было задачей любого христианина. Христианство – это религия, преобразующая человека по образу Спасителя, ведущая его к богоподобию. Поэтому христианство с самых истоков своего исторического бытия неотделимо от аскетизма. Аскетика – это не удел немногих избранных, а непременное условие подлинно христианской жизни для каждого из нас. Преподобными, то есть подобными Богу, пришедшими в состояние богоподобия, называют именно тех, кто реализовал в себе аскетический идеал христианства. Это часто ведет к утверждению тождественности идеала преподобного с общехристианским идеалом святости. Как показывают исследования, аскетический подвиг существовал в Церкви всегда, даже в эпоху гонений I–III веков. Но в этот период аскетизм как бы проходил «процесс созревания». А когда массовые гонения прекратились, самым ясным доказательством истинности христианства стал пример преподобных, их добровольное мученичество в тяжелейшей борьбе с собственным грехом ради стяжания вечных благ. Важнейшей составляющей подвига преподобных является старчество – обучение христианскому совершенству, передача духовного опыта избранными Богом наставниками, – живыми носителями Предания, сосудами Святого Духа, носителями Его даров (и, прежде всего, дара рассудительности). Причастность «Преданию святых старцев», то есть аскетическому опыту Православия, является неотъемлемым условием правильности духовной жизни христианина. 4.1. Содержание подвига преподобных 350 Преподобными называют христиан, прославленных за монашеские подвиги, достигших святости путем монашеской аскезы. Подвиг этот является одним из установлений Божиих в Новозаветной Церкви. Призыв к монашеству, приводящему достойно подвизающихся к лику преподобных, св. Иоанн Лествичник видел в словах: «Вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить [в них]; и буду их Богом, и они будут Моим народом. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас. И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель» ( 2Кор.6:16–18 ) 351 . Этот тип святости указан в словах Спасителя апостолу Петру: «И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» ( Мф.19:29 ) 352 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Житие святого отца аввы Иоанна, кратко описанное Даниилом, монахом рапфским, мужем почтенным и добродетельным Какой, конечно – достойный быть известным, город принял его по рождении и воспитал до его подвижничества, – точно и достоверно сказать не могу; а какой ныне имеет обитателем и питает нетленною пищей сего всечудного мужа, – то мне не вовсе не известно. Ибо и он пребывает ныне в том граде, о котором утверждает доброгласный певец, взывая так: ихже житие на небесех есть ( Флп.3:20 ). Там насыщает он невещественное чувство тем, что никогда не пресыщает, и духовный ум, именно один ум, приятно услаждает неописуемою лепотою, прияв достойное воздаяние за подвиги и награду за не утомившие его труды, сподобившись тамошнего жребия и соделавшись одним из тех, с которыми всегда пребудет, и которых нога ста уже на правоте ( Пс.25:12 ). А как еще в вещественном теле сопребывал он там с невещественными, – о сем расскажу со всею ясностью. Сей блаженный, когда было ему шестнадцать лет видимого возраста, совершенством же ума уподоблялся он тысячелетнему, – как непорочную и добровольную жертву, предает себя великому Иерею, принесши тело на этой Синайской, а душу на небесной горе, вознамерившись, как думаю, в самой видимой местности приобрести для себя путеуказание к невидимому и величайшую пользу. И странническою жизнью, этою приставницею наших духовных отроковиц, 1 отсекши неблагообразную вольность, и восприяв на себя благолепное смиренномудрие, при самом вступлении в сию жизнь, с весьма прекрасною целью изгоняет он сего обманщика – самоугодие и самоуверенность, подклонив выю и вверившись превосходному наставнику, 2 в добром намерении, под его руководством безбедно прейти опасное море; и в такое приводит себя состояние, как будто бы душа его не имела ни своего разума, ни своей воли, но совершенно лишена была естественных ей свойств. А что всего удивительнее, – при обширной своей учености, эту необычайную и чуждую смирения кичливость человеческого любомудрия обучил он небесной простоте. Потом, по истечении девятнадцатого года, как бы ходатаем и заступником за себя предпослав к Небесному Царю своего пестуна, и молитвами сего великого ополчившись как оружием сильным на разорение твердем ( 2Кор.10:4 ), и сам исходит на поприще безмолвия. Избрав для своего подвига, в пяти поприщах от храма Господня, уединенное место, именовавшееся Фола, сорок лет проводит там в трудах, и возгорается божественною любовью, непрестанно распаляемый её огнем.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvich...

Закрыть itemscope itemtype="" > Государство и целомудрие 18.07.2008 276 Время на чтение 9 минут Казалось бы, какое отношение друг к другу имеют два этих понятия? Если государство для нас - лишь машина насилия, работающая ради " принуждения одного класса другим " , а целомудрие - лишь некоторое отрицательное состояние человека по отношению к разврату, то да, разумеется, два этих понятия несоединимы. Однако если мы все-таки допустим, что государство, помимо своей внешней, не всегда нравственной повседневности, представляет собой сообщество людей, основанное на неких твердых принципах и имеющее некие высокие цели, а целомудрие, в свою очередь, может обнимать все стороны жизни и деятельности всякого человека, а не только его физиологию, тогда у нас появится поле для размышлений. Когда преподобный Иоанн Лествичник называет целомудрие " всеобъемлющим названием всех добродетелей " , он не настаивает, что достижение его невозможно вне девства и монашества (хотя такой путь, разумеется, самый краткий). Всякий избранник Божий, всякий талантливый мастер своего дела может и должен быть целомудрен, в том числе и в своей работе. Это касается и государственных деятелей, и государственных служащих среднего звена, и рядовых граждан, без которых государство тоже не сможет устроиться. Все эти люди, следуя своему призванию, выполняя свою работу, должны стремиться к " чистоте души и тела " , воспитывать в себе " совершенную нечувствительность к различию тел " . Там, где этого не происходит и целомудрие становится " личным делом каждого " , общество, а следом за ним и государство, просто рушится. Либо раздирается на части гражданской войной, либо тихо " отмирает " под давлением олигархов, корпораций, сепаратистов... Так что целомудрие для государства, в каком-то смысле, залог самосохранения. Вполне целомудренным государством является, надо полагать, Царство Божие. Заметим: не первоначальный ненаселенный рай, а царство, то есть иерархическая структура, включающая в себя миллионы людей. Здесь, в этом мире, до Второго пришествия Господня прямое обустройство такого царства невозможно. Однако первыми, кто попытался уточнить это положение, в первом тысячелетии по Р.Х. стали владыки крупнейшей державы тогдашнего мира - византийские императоры. Константин, Феодосий и Юстиниан Великие стремились выстроить на земле именно христианскую империю, то есть государство, ориентирующееся на нормы православной святости. В западном мире им не слишком удачно пытались подражать Каролинги и следующие династии германских императоров. Последним европейским проектом строительства христианской империи в XV-XVI веках был испано-австрийский (династия Габсбургов).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Как научиться правильной молитве: советы святителя Игнатия (Брянчанинова) Святитель Игнатий Жизнь христианина немыслима без молитвы. К молитве обращаемся мы в самых разных обстоятельствах жизни – и в скорбных, и в радостных. Само возрастание христианина в духовной жизни предполагает возрастание и укрепление его именно в молитве. Что же такое молитва? Какой она должна быть? Как научиться молиться правильно? Разобраться в этом нам поможет святитель Игнатий (Брянчанинов), чья жизнь прошла в непрестанной молитве и чьи творения напитаны святоотеческим опытом молитвенного делания. Согласно творениям святителя, молитва есть «возношение прошений наших к Богу», «величайшая добродетель, средство соединения человека с Богом», «причащение жизни», «дверь ко всем духовным дарам», «высшее упражнение для ума», «глава, источник, мать всех добродетелей»; она «пища», «книга», «наука», «жизнь» всех христиан, а в особенности святых пустынножителей. В чем состоит необходимость молитвы? В том, что мы отпали от Бога, потеряли блаженство, вечную радость, но стремимся обрести утерянное и потому молимся. Таким образом, молитва есть «обращение падшего и кающегося человека к Богу. Молитва – плач падшего и кающегося человека пред Богом. Молитва – излияние сердечных желаний, прошений, воздыханий падшего, убитого грехом человека пред Богом» . И сама молитва в некоторой степени уже есть возвращение утерянного, так как наше блаженство – в потерянном богообщении; в молитве мы и обретаем его вновь, поскольку в молитве мы восходим к общению с Богом. «Нам необходима молитва: она усвояет человека Богу. Без нее человек чужд Бога, а чем более упражняется в молитве, тем более приближается к Богу» . Это тот принцип духовной жизни, на который указывал еще преподобный Иоанн Лествичник: «Долго пребывая в молитве и не видя плода, не говори: я ничего не приобрел. Ибо самое пребывание в молитве есть уже приобретение; и какое благо выше сего – прилепляться ко Господу и пребывать непрестанно в соединении с Ним» . Стоит вспомнить, что в грехопадении человек наследовал не только телесную, но и духовную смерть, поскольку лишился причастия Духу Святому. В беспечности мы теряем и возродившую нас благодать крещения. Но в молитве мы вновь возрождаемся чрез приобщение нашей души Духу Божию. «Что воздух для жизни тела, то Дух Святый для жизни души. Душа посредством молитвы дышит этим святым таинственным воздухом». И молитва «от соединения духа человеческого с Духом Господа» рождает духовные добродетели, «она заимствует добродетели из источника благ – Бога, усвояет их тому человеку, который молитвою старается пребывать в общении с Богом» .

http://pravoslavie.ru/32462.html

Какая печаль спасительна Евангелие о причинах уныния. – «Мы печалимся, когда мир радуется, и мир радуется, когда мы печалимся»: виды разумной и неразумной печали. – Примеры уныния. – Значение молитвы и покаяния в борьбе с унынием и отчаянием. – Можно ли депрессию назвать унынием? – Как быстрее преодолеть наступившее охлаждение к церковной жизни. Сегодня я бы хотел поговорить о страсти, которой многие поддаются и которая чрезвычайно опасна в духовной жизни. Часто ее не замечают, и своим тихим пришествием она захватывает душу. Когда человек приходит в себя, то обнаруживает, что страсть уже полностью овладела его душой. Эта страсть – уныние. Как говорит преподобный Иоанн Лествичник , всякая страсть опасна, уныние же есть всепоражающая смерть. В Евангелии от Луки есть притча, которая говорит о непрестанной молитве. Но она говорит также и о страсти уныния. В жизни не имеют четкого деления ни страсти, ни добродетели, все они, так сказать, смешаны друг с другом и представляют собой один тугой узел, который невозможно развязать: касаясь одной страсти или добродетели, мы вынуждены касаться и другой. Но для того чтобы лучше себе все объяснить, мы пытаемся духовный опыт систематизировать, несколько абстрагируя его от жизни. Итак, обратимся к Евангелию. Спаситель привел ученикам притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать 274 . По-славянски говорится не стужати си. Вот это «стужение» самому себе по-русски называется уныние. В одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился. В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего. Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне. И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный? Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? 275 Это медление на самом деле попускается Богом для нашего спасения, для того чтобы мы за это время, проведенное в борьбе с грехом, приобрели добродетели.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Кто хочет спастись, тот должен принадлежать единой святой Православной Церкви, быть ее верным сыном, во всем покоряться ее установлениям. Если кто не повинуется Церкви, если кто отделился от Церкви, если кто раскольник, то, сколько бы он ни клал поклонов, сколько бы ни постился, сколько бы ни молился, ему не спастись. Господь сравнил неповинующегося Церкви с идолопоклонником: «аще кто Церковь преслушает, – сказал Он, – буди тебе якоже язычник и мытарь» ( Мф. 18:17 ). Еще в Ветхом Завете, когда Саул принес самовольно жертву, несогласно с заповеданием Господа, пророк Самуил сказал ему: «Безумие бысть тебе, понеже не сохранил еси заповеди моея, юже заповеда ти Господь» ( 1Цар. 13:13 ). «Еда угодны Господу всесожжения и жертвы, якоже послушати гласа Господня? се послушание паче жертвы благи, и покорение паче тука овня. Якоже грех есть чарование, тако грех есть противление, и якоже грех есть идолопоклонение, тако непокорение» ( 1Цар. 15:22–23 ). В Новом Завете возлюбленный ученик Господа засвидетельствовал, что тогда только Господь принимает нашу молитву, когда эта молитва приносится по воле Господа ( 1Ин. 5:14 ). Молитвы тех, которые действиями своими противятся Богу, не приняты, отвергнуты Богом ( Мф. 7:21–23 ). Раскольник и еретик чужды смирения, как чужд смирения диавол, а потому они чужды спасения, как чужд его диавол. Некогда преподобному Макарию явился диавол и говорит: «Макарий! Ты много постишься, а я вовсе не ем; ты мало спишь, а я вовсе не сплю; одним только побеждаешь меня – твоим смирением» 246 . Раскольники держат продолжительные и тяжелые посты, целые ночи проводят в молитве, кладут многочисленные поклоны, но увы! Труждаются всуе и тщетно, потому что не хотят смириться. Без смирения невозможно быть учеником Христовым. Господь сказал: «Возмите иго Мое на себе, и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим» ( Мф. 11:29 ). Кто не смирился, тот не ученик Христов, тот не подчинялся Христу. Истинное смирение от послушания, сказал святой Иоанн Лествичник 247 , как и Господь явил Свое смирение тем, что Он «был послушлив до смерти, смерти же крестныя» ( Флп. 2:8 ). Без послушания Церкви нет смирения; без смирения нет спасения: «смирихся, и спасе мя», сказал пророк ( Пс. 114:5 ). Ересь и раскол содержат в себе, сверх того, хулу на Святого Духа, которая есть смертный грех, непрощаемый Богом человеку ни в сей век, ни в будущий, если человек пребудет в этом грехе. Самая кровь мученическая не может очистить этого греха, по учению святого Иоанна Златоустог о. Очищается этот грех только тем, когда человек отречется от своей ереси, оставит раскол и присоединится к святой Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Л.Ф. Шеховцова 1.1. Святоотеческое понимание страсти сребролюбия Сребролюбие… Что это такое? Это любление денег, имущества движимого и недвижимого, желание обогатиться, размышления о средствах к обогащению. Мечтание богатства. Опасения старости, нечаянной нищеты, болезней, изгнания. Скупость. Корыстолюбие. Пристрастие или излишне болезненная любовь к разным тленным предметам, лишающая душу свободы. Увлечение суетными попечениями. Любление подарков. Присвоение чужого. Жестокосердие к нищим и нуждающимся. Воровство. Разбой. В отрывке из Евангелия от Луки рассказывается о женщине, восемнадцать лет имевшей духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться (см.: Лк. 13, 10–16 ). «Скорченную женщину», по мнению Е.Я. Волохонской [рукопись], можно понимать как символ души человеческой, вожделеющей к земному, связанной заботами мира сего и не могущей воспарить к Богу. Исцелившись, она тотчас выпрямилась и стала славить Бога. «Корысть есть ненасытимое желание иметь, или искание и стяжание вещей под видом пользы, затем только, чтоб сказать об них: “мои”,– пишет святитель Феофан Затворник ,– Предметов сей страсти множество: дом со всеми частями. Поля. Слуги, а главное – деньги, потому что ими можно все доставать. У любостяжательных вид некоторых добродетелей бросается в глаза. Он будто бережлив, а между тем скуп; труд и неусыпность его только для корысти; воздержание от удовольствий и наслаждений затем только, чтоб не истратиться. У него, собственно, нет заботы ни о душе, ни о теле: он себя приносит в жертву вещам. Забота не дает ему времени насладиться стяжанием, оттого нет мира в душе его. В отношении к другим корыстолюбивый бесчеловечен, завистлив, коварен, вероломен, сутяга; благодетельствовать даром не любит, разве только победит его тщеславие: дружбы короткой не знает. От него – воровство, святотатство, убийства, предательства» с. 119–121]. Крайняя степень сребролюбия есть то, когда человек не может перестать собирать богатство или не насыщается им, говорил преподобный Иоанн Лествичник . «Сребролюбец есть осмеятель и добровольный нарушитель Евангелия (Дух Евангелия – любовь). Но кто имеет любовь, тот не убережет денег. Загадывающий ужиться с тем и другим (с любовью и деньгами) сам себя обманывает» с. 529].

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010