Сортировать по Исключить новости Преподобный Иоанн Лествичник: житие, проповеди, книги, молитвы (+Видео) «Лествица» как путь к истине и добру 11 апреля, 2021 «Лествица» как путь к истине и добру В богослужении четвертой Недели Великого поста Церковь предлагает высокий пример постнической жизни в лице подвижника VI века преподобного Иоанна Лествичника, с 17 до 80 лет подвизавшегося на Синайской горе и в своем творении «Лествица рая» изобразившего путь постепенного восхождения человека к духовному совершенству по лествице души, возводящей от земли к вечно пребывающей славе. Таких степеней в «Лествице» указано 30, по числу лет земной жизни Спасителя до Его вступления на общественное служение роду человеческому. Житие преподобного Иоанна Лествичника О происхождении Иоанна Лествичника почти не сохранилось сведений. Существует предание, что Иоанн Лествичник родился около 570 года и был сыном святых Ксенофонта и Марии, память которых празднуется Церковью 26 января. В возрасте шестнадцати лет Иоанн пришел в Синайский монастырь. Наставником и руководителем преподобного стал авва Мартирий. Через четыре года Иоанн Лествичник принял постриг. Один из присутствовавших при этом, авва Стратигий, предсказал, что он станет великим светильником Церкви Христовой. В течение 19-ти лет Иоанн Лествичник подвизался в послушании своему духовному отцу. После смерти аввы Мартирия преподобный Иоанн избрал отшельническую жизнь, удалившись в пустынное место, называемое Фола, где провел 40 лет в безмолвии, посте, молитве и покаянных слезах. Не случайно в «Лествице» преподобный Иоанн так говорит о слезах покаяния: «Как огонь сожигает и уничтожает хворост, так чистая слеза омывает все нечистоты, наружные и внутренние». У преподобного Иоанна Лествичника был ученик, инок Моисей. Однажды наставник приказал своему ученику наносить в сад земли для грядок. Исполняя послушание, инок Моисей из-за сильного летнего зноя прилег отдохнуть под тенью большого утеса. Преподобный Иоанн Лествичник находился в это время в своей келлии и отдыхал после молитвенного труда. Внезапно ему явился муж почтенного вида и, разбудив святого подвижника, с упреком сказал: «Почему ты, Иоанн, спокойно отдыхаешь здесь, а Моисей находится в опасности?» Преподобный Иоанн Лествичник тотчас пробудился и стал молиться за своего ученика. Когда его ученик возвратился вечером, Иоанн спросил, не случилось ли с ним что-либо плохое. Инок ответил: «Нет, но я подвергся большой опасности. Меня едва не раздавил большой обломок камня, оторвавшийся от утеса, под которым я в полдень уснул. К счастью, мне представилось во сне, что ты зовешь меня, я вскочил и бросился бежать, а в это время с шумом упал огромный камень на то самое место, с которого я убежал…»

http://pravmir.ru/ioann-lestvichnik/

Иоанн Лествичник [греч. ωννης τς Κλμακος] (VI–VII века), преподобный (день памяти 30 марта и в 4-ю Неделю Великого поста), игумен Синайского монастыря, автор классического произведения византийской аскетической письменности «Лествица Божественного восхождения». Житие. Основным источником сведений о жизни Иоанна Лествичника является «краткое житие» (βος ν πιτομ), составленное Даниилом Раифским 1 . В Житии содержится немного фактических данных, поскольку оно является не столько жизнеописанием, сколько панегириком. Некоторые сведения об Иоанне Лествичнике приводятся в «Различных повествованиях о святых отцах, подвизавшихся на Синае» преподобного Анастасия Синаита 2 . Менее надежные сведения об Иоанне Лествичнике имеются в схолиях на текст «Лествицы». Происхождение Иоанна Лествичника неизвестно. В толковании на «Лествицу» Никифора Каллиста Ксанфопула указано: «Сей, как говорят некоторые, является сыном святого Ксенофонта. У него был и брат Аркадий» 3 . Из замечания следует, что Иоанн Лествичник родился в Константинополе в VI веке, однако это свидетельство не подтверждается никакими другими источниками. Семья Иоанна Лествичника была, по всей видимости, обеспеченной, поскольку до ухода в монастырь он получил образование, преуспев «во внешней мудрости» (ν γκυκλ σοφ) 4 . Согласно Житию, Иоанн Лествичник принял монашеский постриг на Синае в 16-летнем возрасте 5 . По небезосновательному предположению современного исследователя У.Дахари, в конце VI – начале VII века в Синайском монастыре подвизалось не более 100 монахов 6 . Опираясь на археологические данные, он полагает, что в районе Синайской горы всего существовало несколько десятков монашеских поселений 7 . Избрав для себя «средний путь» монашеского делания – путь послушания, Иоанн Лествичник вверился духовному руководству аввы Мартирия. В то время некто, именуемый Великий Анастасий, в беседе с Мартирием предсказал, что Иоанн Лествичник станет игуменом Синайского монастыря: «Ты постриг игумена Синая» (γομενον το Σιν κορευσας) 8 ; также Иоанн Савваит, подвизавшийся в пустыне Гуда, когда принял Мартирия с учеником, омыл Иоанну Лествичнику ноги как будущему игумену 9 . Вскоре после пострига (в 19-летнем возрасте или на 19-м году после пострига, в Житии говорится об этом недостаточно отчетливо) 10 , по смерти Мартирия, Иоанн Лествичник стал подвизаться в уединении в долине Фола (Θολς) у подножия горы Синай в 5 «знаках» (около 8км) от главного храма монастыря – на краю долины Святых Бессребреников.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Святые отцы, творения которых помещены в этом сборнике, жили во времена, исторически близкие: преподобный Иоанн Лествичник , святой Варсонофий и его ученик святой Иоанн пророк в V и VI веках, преподобный авва Дорофей в VI–VII веках. Они все совершали подвиги благочестия на Ближнем Востоке, а трое из них подвизались, хотя и в разное время, в одном и том же монастыре – Серидском. Это были времена расцвета восточного монашества, возникшего в IV веке по окончании продолжительных открытых гонений на Церковь Христову. Выдающимися учителями монашества того периода стали преподобные Иоанн Лествичник , авва Дорофей , Варсонофий и Иоанн пророк. Их опыт борьбы с греховными страстями и стяжания христианских добродетелей был зафиксирован письменно и назидал как их учеников, так и последующие поколения аскетов. В их творениях отражена многовековая традиция аскетики Вселенского Православия, поэтому они пользуются особым вниманием у христиан, ищущих духовного совершенства. В церковном году преподобному Иоанну Лествичнику посвящена четвертая неделя Великого поста. Очищая себя покаянием в дни Святой Четыредесятницы, мы обращаемся за молитвенной помощью к преподобному Иоанну Лествичнику . Его знаменитые подвижнические наставления, распространившиеся под названием «Лествица», дали преподобному Иоанну имя Лествичник и снискали ему известность во всем православном мире. «Лествица» стала важнейшим руководством для ищущих спасения подвижников и во все времена оказывала благотворное влияние на них. Она, в частности, оказала большое влияние на аскетическую систему преподобного Григория Синаита – одного из родоначальников исихазма. В первый период своих монашеских подвигов преподобный Григорий подвизался в том самом монастыре на горе Синай, которым некогда управлял святой Иоанн Лествичник . Творения преподобного Григория содержат множество ссылок на «Лествицу». «Лествица» была настольной книгой многих русских подвижников. Исключительно важное значение придавал ей Преподобный Сергий Радонежский. Отправляясь на место своих подвигов – гору Маковец, где позднее возникла основанная им Троице-Сергиева обитель, Преподобный взял с собой не только Священное Писание , но и книгу святого Иоанна Лествичника . Она вошла в число книг, отобранных Преподобным Сергием для духовного руководства монашествующих. При нем в монастыре установилась традиция переписывания творений восточных святых отцов, которую поддерживали ученики Преподобного. Чаще других святоотеческих творений переписывались «Лествица» святого Иоанна и «Душеполезные поучения аввы Дорофея », которые переплетались в одну книгу.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/azb...

Житие преподобного Иоанна Лествичника, игумена Синайского Житие преподобного Иоанна Лествичника, игумена Синайского День памяти: 30 марта/12 апреля Текст читает: Народный артист России Б.Г.Плотников Содержание аудиокниги отличается от текстовой версии Жития преподобного Иоанна Лествичника Житие преподобного Иоанна Лествичника, игумена Синайского Преподобный Иоанн Лествичник почитается Святой Церковью как великий подвижник и автор замечательного духовного творения, называемого «Лествицей», поэтому преподобный и получил прозвание Лествичника. О происхождении преподобного Иоанна почти не сохранилось сведений. Существует предание, что он родился около 570 года и был сыном святых Ксенофонта и Марии, память которых празднуется Церковью 26 января. Шестнадцати лет отрок Иоанн пришел в Синайский монастырь. Наставником и руководителем преподобного стал авва Мартирий. После четырех лет пребывания на Синае святой Иоанн Лествичник был пострижен в иночество. Один из присутствовавших при постриге, авва Стратигий, предсказал, что он станет великим светильником Церкви Христовой. В течение 19-ти лет преподобный Иоанн подвизался в послушании своему духовному отцу. После смерти аввы Мартирия преподобный Иоанн избрал отшельническую жизнь, удалившись в пустынное место, называемое Фола, где провел 40 лет в подвиге безмолвия, поста, молитвы и покаянных слезах. Не случайно в «Лествице» преподобный Иоанн так говорит о слезах покаяния: «Как огонь сожигает и уничтожает хворост, так чистая слеза омывает все нечистоты, наружные и внутренние». Сильна и действенна была его святая молитва, об этом свидетельствует пример из жития угодника Божия. У преподобного Иоанна был ученик, инок Моисей. Однажды наставник приказал своему ученику наносить в сад земли для грядок. Исполняя послушание, инок Моисей из-за сильного летнего зноя прилег отдохнуть под тенью большого утеса. Преподобный Иоанн Лествичник находился в это время в своей келлии и отдыхал после молитвенного труда. Внезапно ему явился муж почтенного вида и, разбудив святого подвижника, с упреком сказал: «Почему ты, Иоанн, спокойно отдыхаешь здесь, а Моисей находится в опасности?» Преподобный Иоанн тотчас пробудился и стал молиться за своего ученика. Когда его ученик возвратился вечером, преподобный спросил, не случилось ли с ним что-либо плохое. Инок ответил: «Нет, но я подвергся большой опасности. Меня едва не раздавил большой обломок камня, оторвавшийся от утеса, под которым я в полдень уснул. К счастью, мне представилось во сне, что ты зовешь меня, я вскочил и бросился бежать, а в это время с шумом упал огромный камень на то самое место, с которого я убежал...»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Сортировать по Исключить новости Знаменитая написанная им «Лествица» — руководство для восхождения к духовному совершенству 12 апреля. ПРАВМИР. Преподобный Иоанн Лествичник почитается Святой Церковью как великий подвижник и автор замечательного духовного творения, называемого «Лествицей», поэтому преподобный и получил прозвание Лествичника. О происхождении преподобного Иоанна почти не сохранилось сведений. Существует предание, что он родился около 570 года и был сыном святых Ксенофонта и Марии. В шестнадцать лет отрок Иоанн пришел в Синайский монастырь. Наставником и руководителем преподобного стал авва Мартирий. После четырех лет пребывания на Синае святой Иоанн Лествичник был пострижен в иночество. Один из присутствовавших при постриге, авва Стратигий, предсказал, что он станет великим светильником Церкви Христовой. В течение 19-ти лет преподобный Иоанн подвизался в послушании своему духовному отцу. После смерти аввы Мартирия преподобный Иоанн избрал отшельническую жизнь, удалившись в пустынное место, называемое Фола, где провел 40 лет в подвиге безмолвия, поста, молитвы и покаянных слезах. Не случайно в «Лествице» преподобный Иоанн так говорит о слезах покаяния: «Как огонь сожигает и уничтожает хворост, так чистая слеза омывает все нечистоты, наружные и внутренние». Сильна и действенна была его святая молитва, об этом свидетельствует пример из жития угодника Божия. У преподобного Иоанна был ученик, инок Моисей. Однажды наставник приказал своему ученику наносить в сад земли для грядок. Исполняя послушание, инок Моисей из-за сильного летнего зноя прилег отдохнуть под тенью большого утеса. Преподобный Иоанн Лествичник находился в это время в своей келье и отдыхал после молитвенного труда. Внезапно ему явился муж почтенного вида и, разбудив святого подвижника, с упреком сказал: «Почему ты, Иоанн, спокойно отдыхаешь здесь, а Моисей находится в опасности?» Преподобный Иоанн тотчас пробудился и стал молиться за своего ученика. Когда его ученик возвратился вечером, преподобный спросил, не случилось ли с ним что-либо плохое. Инок ответил: «Нет, но я подвергся большой опасности. Меня едва не раздавил большой обломок камня, оторвавшийся от утеса, под которым я в полдень уснул. К счастью, мне представилось во сне, что ты зовешь меня, я вскочил и бросился бежать, а в это время с шумом упал огромный камень на то самое место, с которого я убежал…»

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-p...

Сортировать по Исключить новости Архимандрит Иоанн (Крестьянкин): Наши проблемы начинаются с невежества (+аудио) Проповедь в неделю четвертую Великого поста, на память прп. Иоанна Лествичника 10 апреля, 2016 Проповедь в неделю четвертую Великого поста, на память прп. Иоанна Лествичника Проповедь архимандрита Иоанна (Крестьянкина) в неделю четвертую Великого поста, на память преподобного Иоанна Лествичника. — Приветствую вас нынешним воскресным днем, в который воспоминаются подвиги, труды преподобного и богоносного Иоанна Лествичника, или как еще строго по-славянски, писателя Лествицы. Вчера за вечерним богослужением и сегодня за божественной литургией мы молились этому преподобному и богоносному отцу нашему, чтобы он не только своими писаниями, но и своими молитвами помог нам, чего он достиг во время своей земной жизни, чтобы он нам помог тоже, как и всем, любящим Господа, стоять на Лествице нравственности. Но для того, чтобы этого достичь, надо помнить слова, которые сегодня вы слышали во время чтения святаго Евангелия, произнесенные самим Господом после своего славного преображения на горе Фаворской, нужно помнить слова эти, что сей род и эта высота духа только достигается постом и молитвой. Молитва без поста и пост без молитвы немыслимы, но сочетаются воедино. Как крыла или крылья у птицы, для того чтобы подняться в высоту воздушную, так и нам необходимо, чтобы нам подниматься в меру наших сил и возможностей по этой Лествице восхождения на нравственную высоту, то и другое. Для того чтобы нам избавиться от дурных помыслов, или как они еще именуются, смущающие помыслы, все без исключения всегда постоянно из глубины своей души говорят: «Как трудно нам вести борьбу с этими греховными навыками, которые не дают нам возможность возноситься на высоту нравственности». Чем же надо врачевать этот недуг? Молитвой. А чем надо врачевать наши телесные опыты и сласти? Надо их достигать умерщвлением своей плоти постом. Поэтому нам надо помнить об этих двух, помогающих нам в меру наших сил и возможностей или нашего духовного совершенствования, и в какой-то мере и степени доступны при наших человеческих немощах – возвышение на высоту нравственности молитвою и постом. Да поможет нам своими, еще раз повторяю, не только писаниями, но и молитвами, путем постепенного, последовательного восхождения достичь желаемого, чего жаждет дух каждого из нас.

http://pravmir.ru/arhimandrit-ioann-kres...

Скачать epub pdf Преподобный Иоанн Лествичник Сотница о добродетелях 1. Преподобный Иоанн Лествичник подвизался на горе Синае, столь известной по вет­хозаветным сказаниям. Святой Иоанн пришел на Синай 16-ти лет, на 20-м году был постри­жен в иноческий образ. В продолжение девятнадцати лет преподобный Иоанн совершал подвиг спасения в послушании своему духовному отцу. После этого он ушел на поприще безмолвия в избранное им пустынное место, где провел сорок лет, пребывая в трудах, молитве и покаянии. 2. Преподобный Иоанн соорудил как бы лествицу из 30 ступеней, равночисленных возрасту Господню, имея целью представить путь постепенного восхождения к нравствен­ному совершенству, и дал верное и надежное руководство в духовной жизни для ревнующих о благочестии и спасении своей души. Ступени лествицы – это перехождение от силы в силу на пути стремления человека к совершенству, которое не вдруг, но только с постепенностью может быть достигаемо, подобно тому как и Царствие Небесное силою берется, и употре­бляющие усилие восхищают его ( Мф. 11, 12 ). 3. Если обретешь кротость и негневливость, то освободишь ум из плена. 4. Негневливость есть ненасытимое желание бесчестия. 5. Начало негневливости – молчание уст при смятении сердца, середина – молчание помыслов при кратком смятении души, а конец – незыблемая тишина при дыхании нечистых ветров. 6. Если признак крайней кротости состоит в том, чтобы и в присутствии раздражаю­щего сохранять тишину сердечную и залог любви к нему; то, без сомнения, крайняя степень гневливости обнаруживается тем, что человек наедине с собою, словами и телодвижениями как бы с оскорбившим его препирается и ярится. 7. Гнев есть припоминание затаенной ненависти, то есть памятозлобия. Досада есть неприятное движение, гнездящееся в душе. 8. Гнев есть желание сделать зло огорчившему. 9. Если Дух Святой называется и есть мир души, а гнев есть возмущение сердца, то ничто столько не препятствует пришествию Святого Духа, как гневливость. 10. Вспыльчивость есть мгновенное воспламенение сердца.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sborni...

Рубрики Святой Иоанн Лествичник и лестница приоритетов,  — о чем напоминает 4-е воскресенье Великого поста 6 мин., 24.03.2023 Поделиться В четвертое воскресенье Великого поста Православная Церковь вспоминает преподобного Иоанна Лествичника. О важности этого святого для Церкви, об актуальности его главного труда «Лествицы» и о том, стоит ли мирянину думать о монашеском подвиге «Фоме» рассказал архиепископ Якутский и Ленский Роман. Нет мощей, но есть память Житие преподобного Иоанна Лествичника, игумена Синайского монастыря, не изобилует лишними подробностями. Он родился в Константинополе, получил хорошее образование, в шестнадцать лет принял постриг на Синае, был послушен своему духовному отцу авве Мартирию, после смерти последнего жил в уединении, через сорок лет был призван к игуменству в Синайской обители Неопалимой Купины, ныне известной как монастырь святой великомученицы Екатерины . Управлял обителью столь успешно в духовном отношении, что еще при жизни получил прозвание «нового Моисея ». Незадолго до своей блаженной кончины, преподобный отошел от дел и вновь удалился в пустыню. Преставился ко Господу 30 марта, год точно не известен — то ли конец VI века, то ли середина VII. Даже мощей преподобного не осталось. А память осталась, и какая! Четвертая неделя Великого поста была посвящена этому святому сравнительно поздно — только в XIV веке, но это как раз свидетельствует в пользу того, что его слава великого подвижника и учителя благочестия не угасала со временем. Есть мнение, что установление празднования памяти святого именно в воскресенье связано с тем, что его хотели почтить совершением полной Божественной литургии, что было бы невозможно, если бы день его памяти (30 марта) выпадал на будний день Великого поста. Это значит, что из всех святых, память которых совершается в великопостный период, особо выделен был именно он. «Иоанн Лествичник, Георгий и Власий» Вторая половина XIII века, Новгород В житии преподобного Иоанна есть одна настолько важная деталь, что она вошла в синаксарь — чтение о дне, совершаемое во время Всенощного бдения.

http://foma.ru/svyatoy-ioann-lestvichnik...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю 4-ю Великого поста после Литургии в главном храме Вооруженных сил РФ 3 апреля, в Неделю 4-ю Великого поста, день памяти преподобного Иоанна Лествичника, Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию св. Василия Великого в Патриаршем соборе в честь Воскресения Христова — главном храме Вооруженных сил Российской Федерации. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом. 3 апреля 2022 года, в Неделю 4-ю Великого поста, день памяти преподобного Иоанна Лествичника, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию св. Василия Великого в Патриаршем соборе в честь Воскресения Христова — главном храме Вооруженных сил Российской Федерации. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом. Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодняшнее воскресенье на языке церковного Устава именуется неделей, в которую мы вспоминаем замечательные подвиги синайских отцов, и среди них — святого преподобного Иоанна Лествичника, который с 17 до 70 лет жил в монастыре на горе Синай. Жил уединенно, пребывая в молитве, в посте, но одновременно внимательно наблюдал и за самим собой, за своим духовным состоянием, но также и за состоянием тех людей, с которыми ему приходилось встречаться. Результатом этих наблюдений, результатом молитв и поста явилась замечательная книга, которую написал преподобный Иоанн. Он назвал ее «Лестница» или, по-славянски, «Лествица». Куда же ведет эта лестница? Лестницы всегда ведут вверх или вниз, то есть по вертикали. По лестнице невозможно перемещаться по горизонтали — это инструмент, который помогает либо подняться вверх, либо опуститься вниз. И вот святой преподобный Иоанн пишет о том, как нужно восходить по жизненной лествице, что нужно делать, чтобы человек с каждым шагом становился лучше, чище, умнее, прозорливей, как стяжать все то, что дает человеку подлинную силу.

http://sedmitza.ru/patriarch/2022-04-03/...

Введение Священное Писание и творения святых отцов, как неисчерпаемые духовные источники животворной Божественной правды, открывают нам крестные и самоотверженные подвиги святых людей – людей Божиих, которые показали и оправдали своею высокою жизнью действительную и необходимую для каждого верующего в Бога борьбу со грехом. Сам Господь наш Иисус Христос боролся с грехом, неправдою и расстройством человеческой природы и показал истинный, самоотверженный, даже до смерти, смерти же крестной (ср.: Флп. 2, 8 ), пример борьбы – подвижничества, который спас и спасает всех верующих в Него и живущих по правде Его. Святые отцы Церкви и вообще все подвижники о Христе единогласно убеждают в необходимости подвига для всех верующих. Путем спасительного и благодатного «трудничества», или аскетизма, проходили узкий, скорбный и тернистый путь земной жизни все последователи Христовы. К таковым относится и изучаемый нами аскет-подвижник – святой Иоанн Лествичник . Этот святой отец является истинным крестоносцем Христовым, подлинным подвижником и аскетом Восточной Православной Церкви. Нам предстоит раскрыть и осветить именно эту весьма важную сторону личности святого отца – сторону аскетической жизни как с теоретической, так и с практической стороны. Но прежде чем приступить к освещению этих вопросов находим нужным, в качестве вводного материала, коснуться самого факта аскетизма. Что он собой представляет? Каковы его сущность, содержание, цель? Здесь же укажем возражения против аскетизма и неосновательность этих возражений. Затем покажем необходимость аскетизма не только для монахов, но и для мирян и приведем примеры благодатного аскетизма: святые Макарий Египетский , Ефрем Сирин , Иоанн Лествичник . Все эти вопросы войдут во Введение. В первой главе вкратце опишем житие святого Иоанна Лествичника , во второй главе – его теоретические взгляды на аскетизм. Третья глава осветит, раскроет и подробно проанализирует его основное аскетическое сочинение – «Лествицу» как практический путь к постепенному нравственному совершенствованию, который только и достигается через благодатный христианский аскетизм. Но так как аскетизм и нравственное совершенствование – понятия неотделимые, то мы и постараемся третью главу изложить именно в системе постепенного нравственного восхождения аскета от земли к небу. В четвертой, и последней, главе данного сочинения скажем о значении аскетического труда святого Иоанна Лествичника для подвижников Восточной Церкви. Заключение подытожит содержание всего материала. Таков план настоящей работы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010