Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) - проповеди - СЛОВО в Неделю 4-ю Великого поста О преподобном Иоанне Лествичнике и его " Лествице " и к перенесению мощей святителя Тихона, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ СБОРНИК ДУШЕПОЛЕЗНЫХ ТЕКСТОВ [Главная] [Сомневающемуся] [Новоначальному] [Общество] [Вопросы] [Мамам и папам] [Россия] [Библиотечка] [Новости] [Крохотки] [Гостевая] ГЛАВНАЯ СОМНЕВАЮЩЕМУСЯ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВО ВОПРОС - ОТВЕТ МАМАМ И ПАПАМ РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕЧКА КРОХОТКИ НОВОСТИ ГОСТЕВАЯ ПРОПОВЕДИ О. ИОАННА (КРЕСТЬЯНКИНА) СЛОВО в Неделю 4-ю Великого поста О преподобном Иоанне Лествичнике и его " Лествице " и к перенесению мощей святителя Тихона, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси 23 марта (5 апреля) 1992 года Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Четвертое воскресенье Великого Поста Церковь Христова посвящает памяти преподобного Иоанна Лествичника, или, как его еще называют, списателя " Лествицы " . В этом установлении Церкви виден глубокий смысл. Ведь пост всецело связан с покаянием. Но что значит покаяться? Разве только перечислить свои грехи и сказать - грешен? Нет! Для покаяния этого слишком мало. Покаяться - это значит переменить грешные мысли и чувства, исправиться, стать другим. Хорошо осознать свои грехи, почувствовать тяжесть грехопадения. Но взамен оскверненной жизни, изглаживаемой Господом Иисусом Христом в покаянии, нужно начать создавать новую жизнь, жизнь по духу Христову. Необходимо возрастание, духовное восхождение " от силы в силу " , как бы по ступеням лестницы. Преподобный Иоанн Лествичник оставил нам дивное сочинение под названием " Лествица " , в котором содержится учение о восхождении ко Господу. По указанию " Лествицы " , христианское возрастание и преуспеяние достигается через подвиги. Если со стороны Господа подается человеку на пути к Царствию Божию благодать, то со стороны человека требуется самоотвержение и труд. " Лествица " состоит из тридцати слов (глав), как бы ступеней, - по числу лет Господа Иисуса Христа до выступления Его на проповедь.

http://zavet.ru/ioannkr04.htm

Закрыть «Пост – необходимое делание нашей христианской жизни» Проповедь в неделю преподобного Иоанна Лествичника 14.04.2024 5 Время на чтение 4 минуты Фото: russianicon.com Жизнь – удивительная вещь. При всей ее внешней простоте, она поистине многогранна и неповторима. Каждая человеческая судьба тому подтверждение. Жизнь нельзя разложить на формулы, нельзя просчитать. Она иррациональна, и не доступна нашему пониманию. Потому, что мы видим только какой-то один её отрезок, и только Богу доступно полное видение. В противном случае, как объяснить то, как в одном человеке может уживаться как хорошее, так и плохое начало? Порой, жизнь преподносит нам чудеса, заставляя нас задуматься об итогах. Жизнь константинопольского вельможи Ксенофонта была похожа на сказку. Это был весьма богатый и уважаемый человек. Его знали не только в столице, но и во всей империи. Он состоял в переписке с учеными людьми, и ректорами известнейших учебных заведений. Его супруга – Мария, разделяла интересы своего мужа. Поэтому, не стоит удивляться тому, что два их сына – Иоанн и Георгий, рожденные в середине VI века, получили сначала прекрасное домашнее образование, а затем по настоянию отца отправились изучать юриспруденцию в город Верит (современный Бейрут в Ливане). Для современного человека название этого города ничего не скажет, а вот в древности – это был центр юридической науки всей Римской империи. Как для нас русских самым сильными юридическими Вузами являются юридический факультет МГУ или Московская государственная юридическая академия имени О.Е. Кутафина. Или как для людей Запада юридические факультеты Гарвардского или Оксфордского университетов. Вот чем была юридическая школа Верита для древних. Сыновья окончили курс вышеназванного учебного заведения, но вместо того, чтобы вернуться домой и начать строить карьеру, вдруг решили принять монашество. Они отправили письмо своим родителям, где сообщали о своем жизненном выборе. И вот мы с вами встречаем Иоанна в числе иноков знаменитого Синайского монастыря, что находится в Палестине. Ему едва исполнилось 16 лет. Иоанн скрыл от монастырского начальства свое истинное происхождение и поступил учеником к старцу Мартирию. Но Бог открыл Мартирию правду об Иоанне. И старец проникся уважением к юноше и его нелегкому выбору. Он научил его искусству тихой молитвы и терпению. Девятнадцать лет Иоанн находился в обучении у старца до его блаженной кончины. И после его похорон решил попробовать уединенное монашеское делание в скиту.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/14/po...

(Биография преподобного Иоанна Лествичника, с. 11). Испытатели церковной древности относят кончину преподобного Иоанна к концу шестого или к началу седьмого века. Что касается до продолжения его жизни, то Раифский биограф говорит, что он приступил к поприщу иночества на шестнадцатом году жизни, под руководством аввы Мартирия пребывал девятнадцать лет; по кончине наставника своего в безмолвии провел сорок лет. Итак, игуменом в Синайском монастыре преподобный Иоанн поставлен на семьдесят пятом году жизни. Сколько лет управлял он монастырем и сколько провел во вторичном безмолвии, поставив авву Георгия игуменом в Синае, в точности неизвестно. Некоторые полагают, что преподобный Иоанн скончался лет восьмидесяти или восьмидесяти пяти; в Следованной же Псалтири сказано, что он жил 95 лет. Восточная Церковь совершает память его 30 марта; в тот же день и Западная. О Синайском монастыре известно, что еще в четвертом столетии Синайские горы служили постоянным пребыванием множества пустынников, которых привлекали туда и священные воспоминания о ветхозаветных чудесах и о Моисее и Илии, и безмолвие гор и юдолей, и малонаселенность полуострова. В первые времена у подвижников Синайских не было общего монастыря: они жили в келлиях, рассеянных по горам и долинам, и только в субботу вечером собирались в храм, построенный, по преданию, царицею Еленою на том месте, где Бог явился пророку Моисею в горящей и несгораемой купине. В этом храме пустынники проводили всю ночь в общей молитве, в воскресенье утром причащались Святых Тайн и снова расходились по своим келлиям. В четвертом и пятом столетиях Синайские пустынники неоднократно подвергались нападению Сарацин, от которых многие приняли и мученическую кончину. Потому, по вступлении на престол благоверного царя Юстиниана I, Синайские отцы, услышав о его благоговении к святым местам, просили его создать им укрепленный монастырь. Юстиниан внял их прошению, и по его повелению у подошвы Синайской горы был воздвигнут Синайский монастырь, который на том же месте существует и доныне. Раифская же обители, от которой теперь остались одни развалины, находилась в расстоянии двух дней пути от Синая, в весьма живописном заливе Чермного моря, по преданию, близ того места, называемого Елимом, где Израильтяне, во время своего странствования, нашли семьдесят пальм и двенадцать источников (Исх. 15:27). И сей монастырь, как и Синайский, был в свое время богат великими подвижниками. По духу подвижничества и по близости расстояния обители сии имели между собою самую тесную связь и непрерывное общение.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3269...

ПРИМЕЧАНИЯ К БИОГРАФИЯМ ПРЕПОДОБНОГО ИОАННА ЛЕСТВИЧНИКА а Испытатели церковной древности относят кончину преподобного Иоанна к концу шестого или к началу седьмого века. Что касается до продолжения его жизни, то Раифский биограф говорит, что он приступил к поприщу иночества на шестнадцатом году жизни; под руководством аввы Мартирия пребывал девятнадцать лет; по кончине наставника своего, в безмолвии провел сорок лет. Итак, игуменом в Синайском монастыре преподобный Иоанн поставлен на семьдесят пятом году жизни. Сколько лет управлял он монастырем и сколько лет провел во вторичном безмолвии, поставив авву Георгия игуменом в Синае, в точности неизвестно. Некоторые полагают, что преподобный Иоанн скончался лет осьмидесяти или осьмидесяти пяти; в Следованной же Псалтири сказано, что он жил 95 лет. Восточная Церковь совершает память его 30 марта; в тот же день и Западная. О Синайском монастыре известно, что еще в четвертом столетии Синайские горы служили постоянным пребыванием множества пустынников, которых привлекали туда и священные воспоминания о ветхозаветных чудесах и о Моисее и Илии, и безмолвие гор и юдолей, и малонаселенность полуострова. В первые времена у подвижников Синайских не было общего монастыря: они жили в келлиях, рассеянных по горам и долинам, и только в субботу вечером собирались в храм, построенный, по преданию, царицею Еленою на том месте, где Бог явился пророку Моисею в горящей и несгораемой купине. В этом храме пустынники проводили всю ночь в общей молитве, в воскресенье утром причащались Святых Тайн и снова расходились по своим келлиям. В четвертом и пятом столетиях Синайские пустынники подвергались нападению Сарацин, от которых многие приняли и мученическую кончину. Потому, по вступлении на престол благоверного паря Юстиниана I, Синайские отцы, услышав о его благоговении к святым местам, просили его создать им укрепленный монастырь. Юстиниан внял их прошению, и по его повелению у подошвы Синайской горы был воздвигнут Синайский монастырь, который на том же месте существует и доныне.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/682/...

Л.Ф. Шеховцова Глава 2. Преодоление тщеславия и истерии Святые отцы делятся своим опытом, как преодолеть тщеславие, а психотерапевты и психиатры говорят о лечении истерии. 2.1. Святые отцы о преодолении тщеславия Тщеславие любит торжественно являться на седалище многословия; молчание же уст упраздняет тщеславие [ср.: 7, с. 109]. «Если крайнее тщеславие есть, когда человек, не видя при себе никого, кто бы его хвалил, [и наедине] обнаруживает тщеславные поступки, то признак совершенного нетщеславия есть, чтобы и при посещениях других никогда не вкрадываться тщеславной мыслью» с. 245]. Протоиерей Сергий Филимонов подчеркивает, что «падшие духи стремятся увлечь человека горячностью, превышением меры его физических и душевных сил, чтобы сломать его или зажечь стремление к суетной славе, извратив направление подвига. Тогда происходит не служение Христу, не обожение человека, а подмена: служение себе, создание человекобога. Помощь в преодолении этого искушения – желание пребывать безвестным при жизни и после смерти, пренебрежение славой человеческой» с. 31]. «Кто просит у Бога за труды свои дарований, тот положил опасное основание; а кто считает себя должником, тот неожиданно и внезапно обогатится», – пишет преподобный Иоанн Лествичник с. 154]. «Не наряжайся в красивые одежды, чтобы явственнейше не облечься тебе в демона тщеславия; ибо не лепота одежд указывает, что ты носишь одежду добродетелей, но подвижнические труды, как золотые украшения, свидетельствуют о лепоте одеяния души твоей», – говорит преподобный Нил Синайский с. 264]. «Написано: да хвалит тя искренний, а не твоя уста, – чуждый, а не твои устне ( Притч. 27:2 )» с. 420]. «Истинная добродетель не ищет людской похвалы и не услаждается почестью – этою матерью зол» с. 261]. «Всем воздавай честь ради Господа, не требуя чести себе, и обретешь благодать у Господа», – советует преподобный Ефрем Сирин с. 421]. «Втайне, возлюбленный, исполняй заповеди Господни, и Господь воздаст тебе явно. Если видишь, что человек на земле достиг великого достоинства, не дивись сему; но дивись тому, кто возненавидел земную славу.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

архимандрит Епифаний (Евфивулос) Предисловие Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Мф.5:4 В жизни современного общества слёзы воспринимаются как нечто отрицательное, как свидетельство слабости человека. Вид плачущего взрослого человека несовместим с символами массовой культуры, которая прославляет силу и наслаждение. В определенной мере исключением являются слёзы сострадания, обычно женские, или так называемая скупая мужская слеза. Но и в этих случаях понимание никогда не перерастает в принятие слёз как должного или тем более желанного. Христианство парадоксально. Что велико у людей, то мерзость пред Богом ( Лк.16:15 ) и наоборот. Святые отцы древности и современные подвижники самыми возвышенными выражениями прославляют дар слёз или, как часто говорят, духовный плач. «Источник слёз после крещения больше крещения, хотя сии слова и кажутся несколько дерзкими. Ибо крещение очищает нас от прежде бывших зол, а слёзы очищают грехи, сделанные и после крещения» 1 – пишет преподобный Иоанн Лествичник . Но, конечно, прославляя слёзы, святые отцы говорят далеко не о всяких слезах. Есть разные слёзы, и многие из них действительно заслуживают порицания. Как говорил святой праведный Иоанн Кронштадтский , плачет и оскорбленная гордость, и бессильная злоба, и непомерная зависть, и самовлюбленное саможаление... Слёзы христианина, слёзы по заповеди Христа: Блаженны плачущие, ибо они утешатся ( Мф.5:4 ) – это, прежде всего слёзы истинного сокрушения сердечного о нарушении заповедей Божиих. Объясняя слова Господа Иисуса Христа о слезах, святые отцы говорят: «Господь говорит: блаженни плачущии, разумея плачущих о грехах» 2 . Сокрушение и сожаление христианина о своих грехах можно сравнить с переживанием хорошего ребенка, который, сотворив непослушание, нарушив просьбу-заповедь родителей, переживает о той боли, которую он нанес любящим его отцу и матери. Эта скорбь продолжается в сердце и душе любящего дитя даже при понимании, что родители его простили. Также и святые отцы плакали о грехах всю жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_B...

Жизнь и учение уральских старцев Святые отцы о значении старчества Все святые отцы Православной Церкви единодушны в том, что удобнейшим путем спасения для христианина является следование за опытным наставником. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин говорит, что если в человеческих науках и искусствах мы «не можем сами собой преуспеть... но имеем нужду в учителе и указателе, то не безумно ли думать, что не требует учителя труднейшая из всех наук, наука духовная? » 1 . Вторит ему и преподобный Иоанн Лествичник : «Как не имеющий путеводителя удобно заблуждает на своем пути, хотя бы и весьма был умен, так и идущий самочинно путем иночества легко погибает, хотя бы и всю мудрость мира сего знал» 2 . А кто не помнит ставшего знаменитым благодаря своей краткости и предельной точности высказывания преподобного аввы Дорофея : «Я не знаю другого падения, кроме сего, когда человек последует самому себе» 3 . «Имже несть управления, падают, якоже листвие; спасение же во мнозе совете» (см. Притч. 11, 14 ) 4 , – подтверждает словами Священного Писания свою мысль святой отец. Подобные высказывания не единичны. Это учение, характерное для всего Предания Православной Церкви 5 . Святитель Филарет Московский пишет, что в высшем, духовном значении под именем послушания разумеется последование воли человеческой, как сотворенной и зависимой, воле Божией, как творческой и вседержавной. Воля Божия непогрешительна. Следовательно, послушание воле Божией ведет человека ко всякому благу. Первозданный человек в раю привык слушать слово Самого Бога, в Нем находя себе Наставника, Ему самоохотно и беспрекословно повинуясь и веруя без рассуждения. В последовании сотворенной воли человека воле Божией заключался источник его благоденствия. Но «он пал с высоты своего блаженства. Его воля отпала от воли Божией и впала в чувственные пожелания. Преслушание, грех , смерть – это звенья одной цепи» 6 . По падении в естестве человеческом произошло глубинное смешение природного добра с привнесенным злом. Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет, что естество наше отравлено грехом, «все в человеке пришло в расстройство; все действует неправильно; все действует под влиянием лжи и самообольщения. Отделение собственными усилиями прившедшего зла от природного добра соделалось для человека невозможным» 7 . «По этой причине нам нужен наставник, который бы вывел нас из нашей сложности, из нашего лукавства» 8 . Таким образом, как началом общей нашей болезни была утрата послушания, так и врачеванием является приобретение этого свойства. Преимущества послушания наставнику очевидны, даже если рассуждать с точки зрения одного только здравого смысла. Преподобный Силуан Афонский говорил, что «духовник, совершая служение свое, дает ответ на вопрос, будучи свободным в тот момент от действия страсти, под влиянием которой находится вопрошающий, и в силу этого он яснее видит вещи и легче доступен воздействию Божией благодати» 9 .

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Краткое житие Иоанна. Молитвой преп. ученик его Моисей спасен от грозившей его жизни опасности. Стр. VII Некто из монашествующих, именем Моисей, поревновав житию Иоанна, убедительно просил его, чтобы он, принял его к себе в ученики и наставил на истинное любомудрие; подвигнув старцев на ходатайство, Моисей, через их просьбы, убедил великого мужа принять себя. Некогда авва повелел сему Моисею переносить одного места на другое землю, которой требовало удобрение гряд для зелий; достигши указанного места, Моисей без лености исполнял повеление; по как в полдень настал чрезвычайный зной (а тогда был последний летний месяц), то он уклонился под большой камень, лег и уснул. Господь же, Который ничем не хочет, опечалить рабов Своих, по обычаю Своему предупреждает угрожавшее ему бедствие. Ибо великий старец, сидя в келии и размышляя о себе и о Боге, преклонился в, тончайший сон и видит священнолепного мужа, который возбуждал его и, посмеваясь сну его, говорил: “Иоанн, как ты беспечно спишь, когда Моисей в опасности?“ Вскочивши немедленно, Иоанн вооружился молитвою за ученика своего; и когда тот вечером возвратился, спрашивал его, не случилась ли с ним какая-нибудь беда или нечаянность? Ученик отвечал: огромный камень едва не раздавил меня, когда я спал под ним в полдень; но мне показалось, будто ты зовешь меня, и я вдруг выскочил из того места. Отец же, поистине смиренномудрый, ничего из видения не открыл ученику, но тайными воплями и воздыханиями любви восхвалял благого Бога. Слово 1-е. Об отречении от мирского жития. Стр. 6 Не будем презирать или осуждать и такие отречения, которые бывают, по обстоятельствам; ибо я видел бывших в бегстве, которые, нечаянно встретившись с царем, против, своего желания пошли вслед его и, вшедши с ним в чертог, воссели вместе с ним за трапезу. Видел, я, что семя, нечаянно упавшее на землю, принесло изобильный и прекрасный плод; как и противное сему случается. Опять видел я человека, который пришел во врачебницу не за тем, чтобы лечиться, а по некоторой другой потребности, но, привлеченный и удержанный ласковым приемом, врача, он освободился от мрака, лежавшего на его очах. Таким образом и невольное в некоторых было тверже и надежнее, чем произвольное в других. Слово 1-е. Об отречении от мирского жития. Стр. 8

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvich...

Л.Ф. Шеховцова Глава 1. Тщеславие и истерия Тщеславие – искание земных почестей, искание славы при занятии наукой и искусством; «любление красивых одежд», стыд исповедовать свои грехи, самооправдание, лукавство, человекоугодие, зависть. Тщеславие – это лицемерие человеческого духа. Многие мирские профессии дают возможности для расцвета тщеславия, для превозношения одних людей над другими. В мире часто правит дух превосходства, гордости житейской. «Многие успехи в делах и жизни люди приписывают не Богу, а себе. Желание добиться славы, стать известным, выделиться среди других тесно связано, – пишет отец Сергий Филимонов, – с житейским благополучием и получением разного рода временных благ. Мерой успешности, результата в этой жизни для многих людей служит мера их известности и высота занимаемой должности» с. 26]. 1.1. Святые отцы о тщеславии Святые отцы предупреждали, что тщеславие – очень опасная страсть. «Седьмая брань предлежит нам с духом тщеславия – разновидным, изменчивым и тонким, так что с самыми острозоркими глазами едва можно не только предостеречься от него, но его рассмотреть и узнать, – говорит святой Иоанн Кассиан . – Прочие страсти просты и однообразны, а эта многочастна и многообразна и отовсюду и со всех сторон встречает воина, и когда он еще борется, и когда уже является победителем. Ибо она покушается уязвить воина Христова и одеждою, и статностью, и походкою, и голосом, и работою, и бдениями, и постами, и молитвою, и уединением, и чтением, и познаниями, и молчаливостью, и повиновением, и смирением, и благодушием, – и, как некий опаснейший камень подводный, покрытый вздымающимися волнами, в то время как не опасаются, причинять внезапно бедственное кораблекрушение плывущим при благоприятном ветре» с. 74]. «Тщеславие радуется о всех добродетелях: тщеславлюсь, когда пощусь, но когда разрешаю пост, чтобы скрыть от людей свое воздержание, опять тщеславлюсь, считая себя мудрым. Побеждаюсь тщеславием, одевшись в хорошие одежды; но и в худые одеваясь, также тщеславлюсь. Стану говорить, побеждаюсь тщеславием; замолчу – и опять им же побед ил ся. Как ни брось сей троерожник, все один рог станет вверх», – пишет преподобный Иоанн Лествичник с. 150–151].

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

О том, как по ступенькам можно взойти на небо и том, как нужно читать духовную литературу В выпуске, записанном в начале 5-й недели Великого поста, сестра Васса расскажет о святом, день памяти которого предваряет эту неделю. Это преподобный Иоанн Лествечник. А также мы узнаем о главном труде его жизни – знаменитой «Лествице». Видео снабжено русскими субтитрами. Здравствуйте! Меня зовут сестра Васса. И я, как обычно, пью здесь, в Вене, в Австрии свой утренний кофе. Идет пятая неделя Великого поста, и до нас дошли очень хорошие новости! Нашего бывшего дизайнера одежды, очень приятного молодого грека Эмилиоса, собираются выпустить из тюрьмы через несколько недель. Да, именно к Пасхе! Бедный Эмилиос, ему всего двадцать три года, и почти год он провел в тюрьме. Сейчас, насколько я поняла, его выпускают за хорошее поведение, чуть раньше срока. Проблемы с законом возникли не по его вине. Я думаю, его погубила его наивность. Его наняли на работу в богатую семью из Саудовской Аравии (по крайней мере, он так думал), чтобы он создал для них женскую одежду: что-то подобное тому, что сейчас надето на мне. Но я отклоняюсь от темы. И как-то так вышло, что он закончил свою работу посередине, с обвинением в отмывании денег… Как бы то ни было, он всех нас удивил на прошедшей неделе, позвонив Анке, нашему новому дизайнеру одежды. Да, нашей Анке, которая недавно родила малыша Френсиса, и он сказал ей, что его скоро выпустят из тюрьмы. Я даже не представляла, что эти двое, Эмилиус и Анка, друг друга знают! В любом случае, я очень рада, что он возвращается, потому что он очень приятный человек. И даже при том, что он имел проблемы с законом, у него золотое сердце. Пятая неделя Великого поста так же полна для нас литургических событий. В четверг читается Великий Канон, а в субботу читается акафист, во славу Божьей Матери. А сама неделя начинается в воскресенье (4-е воскресенье поста) с истории Святого Иоанна Лествичника или Иоанна Климакоса – монаха, который жил в седьмом веке от Рождества Христова на Синае, в Египте, и написал знаменитую книгу об аскетизме, «Лестница духовная». Сегодня мы поговорим с вами о Святом Иоанне Лествичнике, и еще кое о чем – ждите окончания передачи, это сюрприз! Святой Иоанн Лествичник

http://pravmir.ru/kofe-s-sestroy-vassoy-...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010