От христологии к образу Христа: преподобный Максим Исповедник о Преображении Господнем Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 33, 2002 30 ноября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 33, 2002 Для всей восточно-христианской богословской традиции от первого ее расцвета во времена священномученика Иринея во II веке до паламитского синтеза XIV века и позже центральной была тайна Преображения. Среди многочисленных размышлений над тайной Преображения мы находим самое известное высказывание священномученика Иринея: gloria enim Dei vivens ho­mo: vita autem hominis visio Dei ‘ибо слава Божия есть живущий человек, а жизнь человека есть видение Бога’ 1 . Часто и много размышлял о Преображении Ориген 2 . В гомилиях преподобного Макария Великого Преображение Господне рассматривается как прообраз именно телесного изменения, которого в конце концов сподобятся святые 3 . Святоотеческие гомилии в большинстве своем показывают, как Преображение раскрывает учение о Троице, тайну Воплощения и предопределения — как то, что о ней говорится, так и то, чем она является — тайну Гефсиманского моления и Пасхальную тайну смерти и воскресения; кроме того, они рассматривают Преображение как предначертание будущей надежды — надежды, объемлющей и душу, и тело тех, кто последовал за Христом. Внимание, уделяемое в гомилиях тайне Преображения, призвано сосредоточить всю полноту христианской веры и надежды в едином образе 4 . Изображения Преображения в духовном искусстве крайне значительны и поразительны: вспомним хотя бы апсиду церкви святой Аполлинарии (S. Apollinare in Classe) в Равенне, где Преображение символически изображено как преддверие рая, или строгую, ошеломляющую апсиду Синайского монастыря святой Екатерины, изображение на которой было столь красочно истолковано Джасом Элснером как кульминация духовного восхождения, подобного восхождению Моисея, который представлен здесь же по обе стороны от апсиды — стоящим перед Неопалимой Купиной и получающим скрижали Закона в расщелине скалы 5 . Здесь, в алтаре, который размещен в апсиде, молился преподобный Иоанн Синаит, или Лествичник, автор “Лествицы духовной” — самого значимого произведения византийской монашеской традиции. Дойдя до последней ступени своей Лествицы, преподобный Иоанн достаточно ясно, как мне кажется, говорит о Фаворском таинстве (возможно, эта мысль была навеяна упомянутым изображением на апсиде):

http://pravmir.ru/ot-hristologii-k-obraz...

(по указанию Слова Божия и святых отцов) «Столь обычный для всех грех – осуждение ближних навлекает на нас тягчайшее наказание», говорит святой Иоанн Златоуст . Эта небольшая брошюра содержит указания о том, как можно избавиться от этой постыдной страсти. В приложении помещены советы аввы Дорофея , старца Паисия и других святых. Беседа на телеканале «Союз», вопросы задает Михаил Карепин – В эфире передача «Беседы с батюшкой». Гость студии – преподаватель Московской Духовной академии кандидат богословия отец Георгий Максимов . Наша беседа посвящена греху осуждения – попробуем разобраться, что представляет собой эта напасть. Отец Георгий, есть такая Евангельская заповедь: «не судите, да не судимы будете». Каково ее значение в жизни православного человека? – Значение этой заповеди нужно признать уникальным. И вот почему. Когда православный христианин решает всерьез начать заниматься духовной жизнью, он узнает святоотеческое учение о страстях греховных: в каждом есть и гордыня, и чревоугодие, и гнев, и сребролюбие. Как с этим бороться? Сразу со всем невозможно бороться, и святые отцы прямо об этом говорят: если час поборемся с чревоугодием, час с гордыней, то в результате не преуспеем ни в чем. Надо выбирать одну страсть и долбить ее, долбить, пока совершенно из себя не исторгнем. С чего же лучше начать? Преподобный Иоанн Лествичник в ответ на обращения людей мирских с вопросом, как, живя среди суеты и заботы, имея жен и детей, можно спастись, отвечал: не осуждайте ближнего. Это тот путь, идя по которому миряне могут достичь Царствия Небесного. И Сам Господь обещает это, – «не осуждайте и не будете осуждены» ( Лк. 6:37 ) и эти Его замечательные слова открывают самый короткий путь к спасению. У того же преподобного Иоанна Лествичника есть рассказ про монаха, который не отличился какими-то подвигами, но после смерти было открыто игумену, что он находится в Царствии Небесном. И когда он спросил, за что же Господь сподобил его, тот ответил: за то, что он никогда никого не осуждал. Так что если мы никого не осуждаем, то и нас Бог осуждать после смерти не будет.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Скачать epub pdf Известно, что чудесные явления случаются не только в Православной Церкви. Колдуны, экстрасенсы и приверженцы других религий могут указать на различные знамения, предсказания и исцеления, совершаемые в их среде. Есть люди, которые, принимая всё сверхъестественное за божественное, считают эти чудеса доказательством якобы внутреннего единства всех религий, и того, что во всех религиях действует Бог , и все они ведут к Нему. Но православные христиане знают, что иногда «сам сатана принимает вид Ангела света» ( 2Кор. 11:14 ), и что не все чудеса – от Бога, но бывают чудеса, совершаемые силой диавола. Это наглядно видно уже в описании состязания Моисея с египетскими чародеями (см.: Исх. 7:10–12 ), ещё больше говорится о чудесах, которые диавол совершит во время антихриста (см.: Откр. 13:11–14 ). Чтобы понять это явление, нужно обратить внимание на то, что святые отцы говорили о бесовских чудесах. Прп. Иоанн Кассиан писал: «весьма часто люди, развращенные умом и противники веры. изгоняют демонов и творят великие чудеса, так что даже сила исцелений исходит иногда от недостойных и грешных. Исцеления такого рода бывают по обольщению и ухищрению демонов. Человек, преданный явным порокам, может производить иногда удивительные действа. Через это увлекаются к подражанию его порокам и нечестию и открывается пространный путь уничижения и поношения святости христианской религии». Самую лёгкую добычу диавола составляют те люди, чьё сердце обращено к временному и земному. От религии они ищут только то, что имеет ценность в их практических нуждах, и бесовские чудеса во многом направлены на то, чтобы удовлетворить этот спрос. Прозорливость. На людей большое впечатление производит явление прозорливости, когда, например, человек, которого они видят впервые в жизни, вдруг начинает рассказывать, что произошло в их жизни, или даже какие мысли у них в голове. Святые отцы описывали, как бесы могут это делать. «Приметил я, – пишет преподобный Иоанн Лествичник , – что бес тщеславия, внушив одному брату помыслы, в то же время открывает их другому, которого подстрекает объявить первому брату, что у него на сердце, и через то ублажает его как прозорливца». Нужно понимать, что диавол не может знать собственных мыслей человека, то есть, «читать» их, но он знает те мысли, которые сам внушает человеку, а также может по некоторым внешним признакам догадываться о том, к чему устремляются мысли человека в данный момент. Однако и этого оказывается достаточно, чтобы в глазах легковерных создать иллюзию «всеведения».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

«Что значит покаяться? Слово в Неделю 4-ю Великого поста, о преподобном Иоанне Лествичнике и его “Лествице”» 15 марта, 2007. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) Но что значит покаяться? Разве только перечислить свои грехи и сказать — грешен? Нет! Для покаяния этого слишком мало. Взамен оскверненной жизни, изглаживаемой Господом Иисусом Христом в покаянии, нужно начать создавать новую жизнь, жизнь по духу Христову. Четвертое воскресенье Великого Поста Церковь Христова посвящает памяти преподобного Иоанна Лествичника, или, как его еще называют, списателя «Лествицы». В этом установлении Церкви виден глубокий смысл. Ведь пост всецело связан с покаянием. Но что значит покаяться? Разве только перечислить свои грехи и сказать — грешен? Нет! Для покаяния этого слишком мало. Покаяться — это значит переменить грешные мысли и чувства, исправиться, стать другим. Хорошо осознать свои грехи, почувствовать тяжесть грехопадения. Но взамен оскверненной жизни, изглаживаемой Господом Иисусом Христом в покаянии, нужно начать создавать новую жизнь, жизнь по духу Христову. Необходимо возрастание, духовное восхождение «от силы в силу», как бы по ступеням лестницы. Преподобный Иоанн Лествичник оставил нам дивное сочинение под названием «Лествица», в котором содержится учение о восхождении ко Господу. По указанию «Лествицы» христианское возрастание и преуспеяние достигаются через подвиги. Если со стороны Господа подается человеку на пути к Царствию Божию благодать, то со стороны человека требуется самоотвержение и труд. «Лествица» состоит из тридцати слов (глав), как бы ступеней,- по числу лет Господа Иисуса Христа до выступления Его на проповедь. Первой ступенью преподобный полагает отречение от земных пристрастий. Затем следуют: беспристрастие, странническая жизнь, послушание, покаяние, память о смерти, плач, кротость. Далее раскрываются страсти и прочие греховные состояния, даются указания для борьбы с ними. Потом изображается путь добродетелей, матерью которых является «священная и блаженная» молитва. А увенчивается «Лествица» союзом трех добродетелей — веры, надежды и любви.

http://pravmir.ru/chto-znachit-pokayatsy...

ЧТО НЕОБХОДИМО ДЛЯ СПАСЕНИЯ 1. Вера Вера есть первое из условий, необходимых для оправдания; она есть начало спасения людей, основание всего оправдания. Без веры невозможно угодить Богу ( Евр. 11:6 ). Благодатию вы спасены через веру ( Еф. 2:8 ). Все, еже не от веры, грех есть ( Рим. 14:23 ) 4]. «Оправдываемся не сами собой, и не своей мудростию, или разумом, или благочестием, или делами, в святости сердца нами совершаемыми, но посредством веры, которой Вседержитель Бог от века всех оправдал». Св. Климент, епископ Римский 63]. «Вера не в том только состоит, чтобы несомненно веровать, что благодатию Божию верующему во Христа прощены грехи ради заслуг Его, но вера оправдывающая состоит в искреннем принятии всех истин откровения, как преподает и разумеет их вселенская Церковь . В особенности необходимо веровать, что есть Бог, Милосердый Отец и Верховный Судия всего. Веровати подобает приходящему к Богу, яко есть, и взыскающим Его мздовоздаятель бывает ( Евр. 11:6 ). Также необходима вера в таинства Пресвятой Троицы и воплощения. Се есть живот вечный, да знают Тебе, единого истиннаго Бога, и егоже послал еси, Иисуса Христа ( Ин. 17:3 ). Несть иного имени под небесем, данного в человецех, о нем же подобает спастися нам ( Деян. 4:12 ) 4]. «Везде нам, возлюбленное, нужна вера». «Вера – мать всех благ, врачество ко спасению». «Как змий ничего не бережет, и когда само тело его рассекают на части, не сильно защищается, чтобы соблюсти голову; так и ты все отдай: и имение, и тело, и самую душу, чтобы сохранить веру. Ибо вера есть глава и корень, если ты сохранишь ее, то, хотя бы и все потерял, опять все приобретешь с большей славой». Святитель Иоанн Златоуст 14]. «Ни одно дело не может быть совершено надлежащим образом без благочестивой веры во Христа. Человеческие намерения в рассуждении доброго дела не совершаются без помощи свыше. Для совершения добродетели должны соединиться и человеческое усердие, и помощь, приходящая по вере свыше». Святитель Василий Великий 490]. «Кто, не имея истинной веры, совершает некоторые добрые дела, тот подобен черпающему воду и вливающему ее в худой сосуд». Преподобный Иоанн Лествичник 14].

http://azbyka.ru/otechnik/Lazar_Abashidz...

  Слово в Неделю 4-ю Великого Поста Преподобного Иоанна Лествичника (649) Божественная Литургия 24 марта 1996 года   Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня Неделя 4я Великого Поста, посвященная памяти преподобного Иоанна Лествичника. Все мы (по крайней мере, многие из нас) знаем " Лествицу " - книгу, которая действительно является классикой духовной жизни. Это золотая классика. Многие читают ее и снова перечитывают, в особенности - Великим Постом. Что самое главное нужно понять из этой книги? Как говорит в предисловии преподобный Иоанн Лествичник, игумен Синайский, духовная лествица - это восхождение к совершенству, которое состоит из тридцати трех ступеней: по числу лет Спасителя. Таков путь всех святых. Человек должен прийти в меру возраста Христова, и это значит - приобщиться тому, что есть у Христа. Бог стал человеком для того, чтобы мы по Его благодати стали теми, кем является Он по Своему естеству. И в этом восхождении мы должны видеть самое главное - то, что одновременно с ним совершается наше нисхождение вниз: с каждым шагом вверх мы делаем шаг вниз, и одно от другого неотделимо. То есть, чем больше мы стремимся к совершенству, чем больше сражаемся за правду и чистоту нашей жизни, чем больше мы противостоим греху, тем больше познаем самих себя, а значит, свою греховность, тем глубже открывается нам наша греховность, и тем яснее становится, что мы никогда своими собственными силами не в состоянии выбраться оттуда, где пребываем. Наоборот, мы нисходим все ниже и ниже - до дна адова, в конце концов, пока не достигнем уже последней ступени: то есть пока не поймем, что ад окружает нас на самом деле, и в каждом грехе присутствует вечная, неизбывная, безысходная духовная смерть. Оттого, что мы все-таки стремимся вверх - к Богу, к совершенству, мы способны всем своим естеством воззвать ко Господу из этого состояния ада о нашем спасении. И тогда мы узнаём, что наш Бог бесконечно милостив, что Он потому и стал человеком, что хочет спасти людей. Не мнимых праведников, потому что нет праведника ни одного, как говорит нам Писание, но грешников - тех, которые действительно сознают себя таковыми, а не просто говорят: " Вот, я грешный... " , не имея, на самом деле, никакого покаяния. Если именно из этой адовой глубины мы сможем воззвать ко Господу, мы узнаем, что Бог воплотился и принял крестные страдания лично за каждого из нас. Надо только свободно и сознательно принять этот дар Христов, Его страдание, Его сошествие во ад - в тот ад, " в котором я пребываю " , с тем чтобы " меня вывести оттуда " . " С тем, чтобы я узнал, что это Бог, Сам ставший человеком, сошел во ад, и что Он победил этот ад, Он сокрушил смерть, Он воскрес из мертвых. И я должен узнать, что и мне тоже это дано! "

http://moral.ru/propoved/Prop_VPost-1_40...

Закрыть itemscope itemtype="" > Третья ступень «Лествицы»: странничество как совершенная форма беспристрастия 08.04.2021 676 Время на чтение 5 минут «…Странник я у Тебя и пришелец, как и все отцы мои» (Пс. 38:13), – так говорит псалмопевец, размышляя о скоротечности нашей земной жизни. Было время, когда на земле жили наши прадеды. Каждый из них занимался своей работой, болел, лечился, старился. Они уступили место нашим дедам, деды – нашим отцам, отцы – нам. Пройдет немного времени, и не будет и нас на земле, и другие люди будут обитать на ней. Получается, что все мы на земле странники. Преподобный Иоанн Лествичник считает, что ощущение себя странником рождает самую совершенную форму беспристрастного отношения к людям и вещам: «странник есть тот, кто избегает всякой привязанности, как к родным, так и к чужим». Проявлением странничества «есть не дерзновенный нрав, неведомая премудрость, необъявляемое знание, утаиваемая жизнь, невидимое намерение, необнаруживаемый помысл, хотение уничижения, желание тесноты, путь к Божественному вожделению, обилие любви, отречение от тщеславия, молчание глубины». Лукавый дух пытается вывести подвизающегося из этого состояния искушением справа – под благим предлогом заботы о ближних или с целью проповеди Евангелия: «Многие, покусившись спасать вместе с собою нерадивых и ленивых, и сами вместе с ними погибли, когда огонь ревности их угас со временем. Ощутивши пламень, беги; ибо не знаешь, когда он угаснет и оставит тебя во тьме. О спасении других не все подлежим ответу, ибо божественный апостол говорит: Темже убо кийждо нас, братие, о себе слово даст Богу (Рим. 14:12). И опять: Научая иного, себе ли не учиши (Рим. 2:21). Как бы сказал: Все ли должны мы пещись о других, не знаю; о самих же себе всячески должны мы заботиться». Кого лукавому духу не удается искусить с правой стороны, того он берет в плен другим способом – искушением слева. Под предлогом странничества дух развивает в подвизающемся любовь к безделию и праздношатанию, а потому преподобный предупреждает:

http://ruskline.ru/opp/2021/04/08/tretya...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Добавлено на опознание: 2017-11-22 20:04:27 Владелец: xoma Владелец доволен опознанием? Уже доволен! Ответов: 2. Последний ответ: спасибо за опознание. я не знаю, как закрыть форум. спасибо. Добавлено на опознание: 2017-11-22 20:04:01 Владелец: xoma Владелец доволен опознанием? Уже доволен! Описание владельца: добрый день! моей жене подарили иконку из Греции, но мы не можем ее идентифицировать. надеемся на вашу помощь! спасибо! [Добавлено 2017-11-23 12:28:26]: спасибо за ответ! Ответов: 2. Последний ответ: спасибо за ответ! Добавлено на опознание: 2017-11-12 18:10:38 Владелец: irik1342 Владелец доволен опознанием? Уже доволен! Описание владельца: Досталась икона по наследству Ответов: 2. Последний ответ: ну если это опознание, то наверное хочу узнать название иконы)))логично? Добавлено на опознание: 2017-10-08 20:57:47 Владелец: katafot Владелец доволен опознанием? Уже доволен! Описание владельца: Интересует любая нформация по данной иконе. По словам бабушки, эта икона ею лично была сохранена при разрушении храма в советские времена Ответов: 1. Последний ответ: Икона Господа " Крещение Господне (Богоявление) " . 19 век. http://pravicon.com/icon-406 Добавлено на опознание: 2017-09-23 11:38:20 Владелец: vyacha07 Владелец доволен опознанием? Уже доволен! Описание владельца: Здравствуйте!помогите узнать про икону.досталась по наследству из Псковской обл. Ответов: 2. Последний ответ: спасибо! Добавлено на опознание: 2017-09-22 21:04:26 Владелец: Vladimir59 Владелец доволен опознанием? Уже доволен! Ответов нет. Добавлено на опознание: 2017-08-17 19:23:20 Владелец: fabi07 Владелец доволен опознанием? Уже доволен! Описание владельца: Икона перешла от бабушки моей маме. Бабушка проживала в ленинградской области. Кто изображён на иконе не понятно. И не понятны надписи. Ответов: 1. Последний ответ: Икона " Избранные Святые " . В центре - св. преподобный Серафим Саровский, слева - преподобный Иоанн Лествичник (если не ошибаюсь) и св. мученица Наталия справа. В верхней части образ Господа Вседержителя. Начало 20 века. Не ранее 1903 года, та [...]

http://pravicon.com/unknown/91

Покаяние — путь личного и всенародного возрождения Митрополит Амфилохий (Радович). Человек – носитель вечной жизни. Сретенский монастырь. Переплет – мягкий, 304 с. Свое повествование о покаянии как о средстве личного и народного возрождения я начну, а это единственно возможное начало, словами Самого Господа, которыми Он начал Свое благовествование: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Что означает слово покайтесь, лучше всего объясняет греческий оригинал. В греческом языке слово «покаяние» произносится как «metanoia», дословно — «перемена ума». Отсюда глагол «metanoeste» (покайтесь) значит «перемените ум». На библейском же новозаветном языке слово «ум» означает не просто одно из свойств человеческой души. «Ум» понимается как вся совокупность, центр, где фокусируются все энергии человеческого существа, точнее, под ним подразумевается весь человек. Таким образом, призыв к покаянию означает призыв к перемене всего внутреннего состояния человека, перемену всего его существа. Следовательно, призыв к покаянию — призыв к совершенно новому образу жизни, к обновленному восприятию себя и окружающего мира, к перемене и преображению души и сердца, чувств и мыслей. Такая обновленная жизнь должна быть не чем-то внешним, но глубокой внутренней реальностью, в которой рождается новый человек. Покаяние дает человеку возможность увидеть мир таким, каким его создал и видит Сам Бог. Преподобный Иоанн Лествичник называет покаяние «заветом с Богом, ведущим в новую жизнь». Мерой новой жизни, в которой человек становится новым человеком, служит не степень образованности, достигаемой человеком своими усилиями и не степень совершенства, опять же достигаемая ради самоутверждения. Мера этой новой жизни — безмерна и неизмерима, ибо она устремлена к Царству Небесному, которое приблизилось. Это значит мерой становится Сам Христос как даритель новой жизни и нового вечного человеческого облика силой Духа Святого. Когда преподобный Иустин (Попович) называет покаяние «глубочайшим потрясением существа человеческого» или «преображением», то есть небесной, богочеловеческой, очистительной, преображающей силой и прощением грехов, он в этих словах фокусирует многовековой опыт Церкви Божией, множество раз засвидетельствованный словами и делами пророков, апостолов и святых.

http://pravoslavie.ru/1966.html

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Доклад архимандрита Дамаскина (Лебедя), преподавателя Киевской духовной академии, на XXVI Международных Рождественских образовательных чтениях. Направление «Древние монашеские традиции в условиях современности» (Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь Москвы, 25–26 января 2018 года) Введение Преподобный Иоанн Лествичник , рассуждая о том, кто такой монах и что такое монашеская жизнь, писал, что «монах есть тот, кто, будучи облечен в вещественное и бренное тело, подражает жизни и состоянию бесплотных» 1 , он отвергает все естественное «для получения тех благ, которые превыше естества» 2 . Данный образ жизни, по замечанию святителя Феофана Затворника , имеет своим источником Самого Спасителя Господа Иисуса Христа 3 . Именно от Спасителя всё приняли святые апостолы, которые передали то своим ученикам, те – ранним подвижникам, а они – первым писателям иноческих уставов – преподобному Пахомию Великому , святителю Василию Великому , преподобным Иоанну Кассиану и Венедикту. Таким образом, «древность передала нам четыре иноческих устава, появившихся не в одно время и не в одних местах, но в совершенно одинаковом духе, и даже в одинаковых выражениях, и одинаковом очертании» 4 . Всё это следует отнести и к тем местам из этих уставов, где говорится о монашеских обетах. Но чтобы увидеть некоторые особенности обетов, причины и предпосылки их формирования, следует обращаться не только к самим уставам, но и к жизни их составителей. Монашеские обеты в уставе преподобного Пахомия Великого Если преподобный Антоний Великий был основателем анахоретского направления монашеской жизни, то преподобный Пахомий Великий был основателем киновийного. За свою небольшую жизнь (приблизительно 57 лет), преподобный Пахомий, глава Тавеннисиотов, основал девять мужских общежительных обителей и две женских и ввел в них свой устав со своими обетами. Изучающий жизнь преподобного «не может не заметить, что, хотя Тавеннисиотские порядки в главном очертились еще при жизни св. аввы, но многие подробности продолжали определяться и при ближайших преемниках его, Орсисии и Феодоре Освященном. Можно положить, наверное, что многие пункты и в устав внесены уже при сих преемниках» 5 . Потому, для полного понимания этого устава и изложенного в нем материала касательно обетов, следует взять во внимание обстоятельства жизни и этих великих авв, с их наставлениями ученикам.

http://azbyka.ru/monasheskie-obety-v-dre...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010