Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Слово 67. О преподобном Иоанне Лествичнике. В 4ю Неделю Великого поста Вера воскрыляет молитву; и без веры молитва не может возлететь на небо. «Лествица», ст.28:26 Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Исполнение заповедей Божиих заповедано нам в бессмертных духовных творениях святых отцов. Некоторые их них, всей жизнью своей истинно угодившие Богу, особенно отмечены благодатию Его и воспеваемы Церковью Христовой. В этот день Святая Церковь прославляет великого подвижника VI века, преподобного отца нашего Иоанна Лествичника, незабвенного игумена Синайской горы. Мы особо молитвенно почитаем его не только за святую, непорочную и праведную жизнь, не только за то, что он, как поется в одной из стихир, был «блажен, нечестивых всех советования низвращая». Особенно мы прославляем его за духовное богоносное наследие, оставленное в бессмертных творениях, открывающих путь восхождения в Небесное Отечество. Сегодня, почитая святого Иоанна, «на земли Ангела и на небесех человека Божия» , благоукрашение мира духовного, «наслаждение благих», мы воздаем должную хвалу и поучаемся богодухновенной премудрости его, «источающей всеизобильную благодать Божию» . «Лествица, возводящая на небо» – так именуется знаменитое душеспасительное руководство, написанное великим подвижником благочестия игуменом Синайской обители преподобным Иоанном. История этого вдохновенного труда такова. Святой Иоанн Раифский, желая получить истинное руководство в духовной жизни для себя и для братии вверенной ему обители, высоко ценя мудрость преподобного Иоанна, его беспрекословное о Господе послушание, украшенное и всеми добродетелями, обратился с просьбой о создании книги, подобной богописанным скрижалям, «в назидание новых израильтян, то есть людей, новоисшедших из мысленного Египта и из моря житейского».

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Скачать epub pdf 239. ОБ ИСКУШЕНИЯХ ДИАВОЛЬСКИХ И О БОРЬБЕ С НИМИ Сестра о Господе! Описываешь ты, какие с тобой были вражеские искушения: сперва тоска и страх; потом скорбь до исступления ума, что не застала брата; потом помысл высокоумия, что достигла меры безстрастия; потом опять несытая любовь к родным, и опять помысл высокоумия с самонадеянностью, что без помощи Божией, своей силой, ты можешь устоять; а когда с омерзением отвергла этот помысл, то тут же услышала вражескую похвалу, то есть помысл горделивый и тщеславный стал внушать, что ты уподобилась уже святым. После этого чувствовала какой-то покой, и хотя тайный голос предупреждал тебя, что под этой тишиной кроется обольщение вражие, но тебе все сильнее стало казаться, что ты пришла в меру совершенства, и что естество души твоей так бело, как снег; а когда вспомнила, что, по слову Петра Дамаскина , душа, приходящая в преспеяние, видит свои грехи как песок морской, и когда в недоумении стала молиться Господу и Царице Небесной, чтобы вразумить тебя, какая это сила действует в тебе, то и увидела, что эта сила – в виде валявшегося безобразного растрепанного мужика. Теперь сама ты видишь, что вся эта противоречащая путаница есть действие врага, который борет и десными и шуиими, то тоской и страхом, то высокоумием и самонадеянностью; а когда отвергают его внушения, то опять шепчет: «Благоже, благоже сотворил, победил, соделался велик». Тебе сильно казалось, что действительно пришла в меру совершенства, а сама пишешь, что голова пустая, душа как разграбленная храмина, что с трудом привыкаешь к устной молитве, а четочного правила ни разу не выполнила, потому что как только за него берешься, начинает тебя сильно ломать. Откуда же взялось твое совершенство? Видим, что тут явное противоречие, которое прежде всего врачуется искренним покаянием и чистосердечным исповеданием «кому следует». Святой Иоанн Лествичник говорит, что неоткрываемые духовному отцу помыслы в дела происходят (ст. 26, отд. 21), и что, напротив, открываемые язвы в горшая не простираются, но паче врачуются. Из собственного опыта видим, что человек крайне немощен и безсилен в духовной борьбе без помощи Божией. В борьбе этой, говорит преподобный Марк Подвижник , мы имеем одного помощника, таинственного, в нас сокровенного со времени Крещения – Христа, Который непобедим. Он будет споборствовать нам в сей борьбе, если будем не только призывать Его на помощь, но исполнять, по силе своей, Его животворные заповеди. Повергай себя в руце превеликого Его милосердия. Также непрестанно прибегай к Заступнице нашей Владычице Приснодеве Марии, поя почасту церковную песнь: «Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице, Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы раби да не постыдимся».

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Скачать epub pdf О борьбе с унынием 49 Уныние – страсть серьезная, страшная. Иоанн Лествичник называет ее всепоражающей смертью. Если человек поддается страсти уныния, то он совершенно теряет способность ко всякой деятельности. Преподобный Григорий Синаит эту страсть очень метко именует ленью. Перечисляя восемь главных страстей, давая, если можно так выразиться, классическую, то есть принятую у святых отцов, их типологию, он вместо обычного выражения «страсть уныния» говорит «страсть лени». Мне кажется, это название очень точное и гораздо лучше объясняет сущность действия этой страсти – такого состояния человека, когда на него нападает лень по отношению к духовной жизни, к тому, что святые отцы называют умным деланием, тогда как уныние – понятие более отвлеченное. Выражаясь современным языком, умное делание – это «умственная работа». Таким образом, здесь подчеркивается, что духовные занятия – это, с одной стороны, труд, делание, а с другой – делание особенное, занятие именно ума. Сейчас под работой ума мы чаще понимаем другие вещи – скажем, научный, литературный труд и прочее. Но в контексте святоотеческого учения умное делание – это молитва, борьба со страстями, внимание к себе и так далее, то есть это труд человеческого духа. Как раз по отношению именно к этому труду, как объясняет Григорий Синаит , уныние и является ленью. Как есть лень к физическому труду – когда кто-то не хочет работать в огороде или, допустим, на стройке, так есть и лень к духовной жизни, к умному деланию. Преподобный Григорий Синаит среди восьми основных страстей главными считает чревоугодие, сребролюбие и тщеславие. От них происходят пять прочих страстей, в числе которых он, вместо привычного нам слова «уныние», называет лень. После этого он приводит противоположные всем этим страстям добродетели. И вот что интересно: страсти лени он противопоставляет мужество, а страсти печали – радость. Эти страсти в чем-то близки, родственны, а потому радостный дух и мужество при искушениях, вообще твердость во всех делах – для монаха качества необходимые. Без них монах будет пасовать перед любым делом.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

1 Ростовщичество; взимание процентовс данных взаймы денег. 2 Латинский перевод: «О рассеянностивнимания или неуместной озабоченности». 3 Свт. Модест, патриарх Иерусалимский в 614—628, 633—634). Сменил патриарха свт. Захарию, уведенного в плен персами после взятия Иерусалима в 614 году. 4 Около 4 км от Иерусалима; предположительно монастырь св. Илии (Mar-Elias), чьи монахи очевидно укрылись в Иерусалиме. И так как этот монастырь был окружен стеной, то он давал больше безопасности для обитателей, чем открытая Лавра св. Саввы ( Patrich Joseph . Sabas, Leader of Palestinian monasticism. P. 327). 5 То есть из стесненного положения привел к ослаблению скорби. 6 То есть Лобное место; по древнему преданию, именно под тем местом, над которым стоял Крест Христов, была могила Адама и его череп. 7 То есть храм Воскресения Христова. 8 То есть церковь Вознесения Христова на Елеонской горе. 9 Значительная часть средств на восстановление была выделена свт. Иоанном Милостивым, патриархом Александрийским. 10 Сщмч. Игнатий Богоносец. Послание к ефесянам. 9. 11 В греческом тексте «Послания к ефесянам» св. Игнатия стоит «святоносцы» ( ). В издании Миня словом «понижается» смысл: «усердным посетителем святых мест». 12 То есть еще на земле достигает Царства Божия и правды Его (Мф. 6:33), то есть святости и жизни в Боге. 13 У Антиоха Монаха стоит вместо к (проявление) в «Ареопагитиках». 14 Ср.: Св. Дионисий Ареопагит. О Божественных именах. 1, 4. 15 Св. Дионисий Ареопагит. О Божественных именах. 2, 1. 16 См.: Там же. 2, 2. 17 Ср.: Там же. 2, 3. 18 Приточник — царь Соломон, автор Книги притч. 19 Ср.: Свт. Григорий Богослов. Письмо 150, 2; Слово 43, 60; Мысли, писанные двустишиями; ср.: Диоген Лаэртский. О жизни философов. I, 93. 20 Ср.: «Жид радуется о своей субботе и о празднике, и монах-чревоугодник веселится о субботе и о воскресном дне; во время поста считает, сколько осталось до Пасхи, и за много дней до нее приготовляет снеди. Раб чрева рассчитывает, какими снедями почтить праздник, а раб Божий помышляет, какими бы дарованиями ему обогатиться» ( Преп. Иоанн Лествичник . Райская лествица. 14, 7).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

     Можно ли верить снам? Часть 1. Продолжим наш разговор относительно сновидений. «Бесы, – учит авва Евагрий, – иногда измышляют сновидения, порождаемые тщеславием, и низводят душу в трясину помыслов. Например, часто кто-нибудь видит себя во сне... либо исцеляющим телесные недуги, либо достойно носящим облачение пастыря и пасущим свое небольшое словесное стадо». Бесам свойственно предсказывать то, что не относится к душеспасительному и вечному. Суть этих мнимых предсказаний в том, чтобы христианина постигло искушение (1 Кор. 10, 13). В таком состоянии легче спровоцировать соблазн и наше падение. Когда это не удается, демоны всячески злобствуют. Вера в сны усиливает состояние самообольщения, убеждает человека в его правоте, часто делает невозможным его духовное исцеление. Между верой в сны и прелестью существует тесная связь. Вот один из примеров, описанный святителем Игнатием Брянчаниновым в его «Аскетических опытах»: «...в Площанской пустыни (Орловской епархии) жил старец, находившийся в прелести. Он отсек себе кисть руки, полагая исполнить этим евангельскую заповедь, и рассказывал всякому, что его кисть сделалась святыми мощами и с честью хранится в Московском Симонове монастыре. Он, старец, находясь в пятистах верстах от Симонова монастыря, чувствует, когда Симоновский архимандрит с братией прикладываются к руке. Со старцем делалось содрогание, причем он начинал очень громко шипеть. Он признавал это явление плодом молитвы, но всем такое извращение виделось достойным лишь сожаления и смеха. Дети, жившие в монастыре по сиротству, забавлялись этим явлением и копировали старца, который приходил в гнев, кидался на детей и трепал их за волосы. Никто из почтенных иноков обители не мог уверить прельщенного, что он находится в бедственном состоянии». Преподобный Иоанн Лествичник, продолжая мысль аввы Евагрия, говорит, что «бесы тщеславия – пророки во снах». Далее «Лествица» открывает нам механизм многих так называемых «вещих снов»: «будучи пронырливыми, они (бесы) заключают о будущем из обстоятельств и возвещают нам оное… Кто верит бесу, для тех он часто бывает пророком; а кто презирает, перед теми всегда оказывается лжецом». Важное замечание – исполнение «вещих снов» и сновидений напрямую зависит от веры в них!

http://pravoslavie.ru/103145.html

     Отче! я согрешил против неба и пред Тобою и уже недостоин называться сыном Твоим; прими меня в число наемников Твоих. (Лк. 15: 18–19) Возлюбленные верующие! Сегодняшнее Святое Евангелие , как и Евангелие минувшего воскресенья, имеет ту же важную цель – подготовить нас душой и телом к подвигу святого и Великого поста. Если Евангелие минувшего воскресенья говорило о грехе гордыни и чрезвычайной важности смирения, то сегодняшнее говорит о мерзком грехе блуда и спасительной силе покаяния. Велика мудрость святых отцов! Сначала они показали нам грех гордыни, от которого гибнет душа, а затем грех блуда, от которого гибнет тело человеческое. Первый грех, совершенный Адамом, поселяется в сердце человека и умерщвляет душу, а второй овладевает его умом и умерщвляет тело. Оба они, встретившись, полностью губят род человеческий, становясь для него залогом вечной геенны огненной. Итак, как душа сроднена с телом, так и гордыня – родня блуду. В большинстве случаев грех блуда шествует вслед за гордыней. Святые отцы в один голос говорят: «Возносящийся деланием добродетелей впадет в блуд» ( Иоанн Лествичник, преподобный . Слово 4. О послушании. Гл. 27). Итак, чтобы подготовиться и душой и телом к поприщу поста, сегодня мы будем говорить о грехе блуда и силе покаяния. И прежде всего последуем за Святым Евангелием. Человек, имеющий двух сыновей, – наша совесть. Тело уподоблено младшему сыну, поскольку более преклонно ко греху. Старший же сын – душа Человек, имеющий двух сыновей, – это наша совесть . Тело уподобляется здесь младшему сыну, поскольку оно слабее и более преклонно ко греху. Старший же сын – душа, как более стойкая в добродетели и более послушная Богу. Тело, оказавшись во власти страстей, часто испрашивает у совести свою долю имущества, чтобы расточить его затем в удовольствиях. Оно просит себе, таким образом, свободы, денег, хорошей одежды, кушаний, вина, окаянных развлечений и т.д. Избавившись однажды от узды совести, опьянев от свободы, молодости, всяких похотений, оно отдаляется в страну блуда, чуждую Бога, забывая о своем старшем брате и господине – совести.

http://pravoslavie.ru/77084.html

архимандрит Захария Захару Скачать epub pdf Вопросы и ответы Что мне нужно сделать, чтобы полностью доверять своему духовнику? Мой ум говорит мне, что он слишком строг на исповеди и из-за этого я не могу исповедоваться свободно. Мы всегда должны вспоминать, что послушание совершается во имя Господа, и что духовник занимает Его место, трудится во имя Его. У нас есть много примеров очень строгих духовников, иногда даже жестоких, однако, несмотря на это, мы видим, что послушный ученик никак не пострадал. Если мы доверяем Господу, Он даст больше утешения тому, у кого очень строгий духовник. Мы знаем много примеров из писаний Святых Отцов, когда ученики были избиты и ранены но, несмотря на все это, они ещё быстрее пришли к совершенству благодати. Это вопрос веры и самоотречения ради заповедей Божиих. Мы должны вспоминать, что за все, что делаем, Бог является Тем, Кто вознаграждает нас, поэтому, в монашеской жизни мы никогда не сможем по-настоящему претерпеть несправедливость, так как Сам Господь оправдает Своего слугу. Бог является Тем, Кто вознаграждает. Я боюсь духовника. Хорошо это или плохо? Я не думаю, что это плохо – иметь страх перед духовником или настоятелем. Страх Божий является даром, который нас охраняет. Также мы должны видеть и страх перед духовником или настоятелем как дар, который нас охраняет. Святой Иоанн Лествичник говорит, что мы должны поступать так, словно всегда находимся в присутствии Бога и в присутствии нашего духовника или настоятеля, постоянно спрашивая себя: «Сделать ли мне это? Сказать ли это? Понравилось бы это моему духовнику?» На первом месте для меня находится духовник, а затем – Господь. Как это можно исправить? Если духовник является мудрым, то в этом нет никакой опасности. Духовник воспользуется данной ситуацией, чтобы донести до нас волю и слово Божие. Конечно, существует опасность воспользоваться этой ситуацией эгоистично. Но её легко распознать. Как мне бороться с блудными помыслами? В борьбе со всякой страстью, вся наша сила заключается в Божией благодати. Как говорится в песнях степеней, без благодати Святого Духа, ни слово, ни дело не совершаются ( Пс. 118–133 ). Чтобы получить эту благодать, мы должны всегда смиряться и таким образом привлекать её к себе. И почти вся моя сегодняшняя речь шла об этом. Мы должны научиться встать на смиренный путь Господень, смирившись подобно Ему, поклонившись перед Ним. И самоосуждение очень помогает. Конечно, великая наука, о которой говорит Преподобный Силуан, является наиболее эффективным методом. Я долгое время нахожусь в состоянии нравственной беспечности. Что мне делать?

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

В истинном паломничестве нет ни капли развлечения А туризм — глубочайшее погружение в мир, до захлебывания 13 августа, 2017 А туризм — глубочайшее погружение в мир, до захлебывания “Для туриста весь мир – это красивый набор мозаик в калейдоскопе, который, услаждая взор, не должен входить в глубину сердца”. Почему турист и паломник — это антиподы, размышляет протодиакон Сергий Шалберов. «Странничество есть отлучение от всего с тем намерением,             чтобы сделать свою мысль неразлучною с Богом»                                                                        (Лествица: 3, 3) Приметы пути к счастью Многообразны пути человека к Богу… Но начало пути богопознания – всегда в бескорыстном искании истины, нравственной чистоты и понуждения себя к добру. В Евангелии это условие выражено кратко и ясно: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5, 8). А один из самых читаемых и почитаемых на Руси древних святых – преподобный Иоанн Лествичник – уточнил: «Совершенство чистоты есть начало богословия». Для того, чтобы мы действительно смогли вступить на этот тернистый путь, мы должны знать, что такое чистота – чистая природа, чистый воздух, чистая вода, чистые мысли, чистая молитва, святое безмолвие. И сегодня, для многих из нас, годами живущих безвыездно в дебрях мегаполиса и из-за нечеловечески стремительного уклада городской жизни почти единственной спасительной нитью является практическое приобщение к свидетельствам о святости и чистоте.  Идут пилигримы – их светлые нимбы, Для вечного мрака уже нестерпимы, А их голоса, как весенние ливни, Срывают с души твоей маски и гримы. Конечно, главное из таких свидетельств содержится в Ветхом и Новом Завете, поучениях Святых Отцов, житиях святых, в самом православном богослужении. К этому перечню следует отнести и духовную практику, обретаемую современными пилигримами во время их паломничеств ко святым и заповедным местам родной нашей планеты Земля. Как есть в храмах намоленные иконы, так есть в мире намоленные места, где душа молитвенно соединяется с душами предков и не думается о мелочном, и дышится спокойнее, и теряется ощущение лихорадочной гонки, в которую современный человек втянут всей суетой жизни, – здесь благодать, ощущение святости становится явью:

http://pravmir.ru/v-istinnom-palomniches...

«Великие дела творит любовь, великие дела творит и гордость», – говорит блаженный Августин . Насыщает алчущего любовь, насыщает и гордость. Одевает нагого любовь, одевает и гордость. Постится любовь, постится и гордость. Любовь все это делает для прославления Бога, а гордость все – для самовосхваления. Вот почему ни одно доброе дело не может быть угодно Богу, если оно не совершается в духе христианоподражательного смирения. Вот почему Господь, после того как научил: что нужно для угождения Богу, далее поучает: как должно делать добро. И прежде всего Он в корне истребляет ту язву, которая неприметным образом заражает самое благочестие. Эта язва есть дух тщеславия, который незаметно похищает у добродетельного его душевное сокровище – самую цену всякой добродетели. Преподобный Иоанн Лествичник говорит: «Тщеславлюсь, когда пощусь, но когда разрешаю пост, чтобы скрыть от людей свое воздержание, опять тщеславлюсь, считая себя мудрым. Побеждаюсь тщеславием, когда одеваюсь в хорошие одежды; но и в худые одевшись, также тщеславлюсь. Стану говорить – побеждаюсь тщеславием; замолчу – и опять им же победился. Как ни брось сей троерожник – все один рог станет вверх. Тщеславный человек есть идолопоклонник: он думает, что почитает Бога, но в самом деле угождает не Богу, а людям». Из всех добродетелей тщеславие особенно обкрадывает пост, молитву и милостыню. «Постом, – говорит святитель Златоуст, – возгордился фарисей, когда говорил: «пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю». И в самой молитве искал он суетной славы, когда молился, чтобы только показать себя. Когда уже не было никого другого, то старался выказать себя перед мытарем». Так пагубно тщеславие для самой добродетели. Вот почему Спаситель, когда начинает речь о нем, то как будто «хочет говорить о каком-нибудь звере, весьма хитром и страшном, который может внезапно схватить не совсем осторожного».  СМОТРИТЕ , – говорит Он, – берегитесь, будьте внимательны и осторожны,  НЕ ТВОРИТЕ  (не подавайте)  МИЛОСТЫНИ ВАШЕЙ ПРЕД ЛЮДЬМИ . «Зверь оный, тщеславие, подходит тайно, и все доброе, что есть в нас, тихо развевает и нечувствительно уносит». Сказав, «не творите пред людьми», Господь присовокупил:  С ТЕМ, ЧТОБЫ ОНИ ВИДЕЛИ ВАС , не делайте добра напоказ людям. И перед людьми можно делать добро, но не для того, чтобы люди смотрели на твое добро; если же делаешь добро из-за людской похвалы, то хотя бы ты делал его и в клети своей – все равно: ты делаешь его не для Бога, а для своего тщеславия, а Бог смотрит на сердце твое и карает или награждает – не самое дело, а твое намерение.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Вступая в великий пост Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 27, 2000 22 июля, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 27, 2000 Воскресенье 20 Февраля 1983 Г. Неделя о Закхее Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Мы вступили сегодня во вторую подготовительную неделю к Вели-кому посту. На первой неделе образом слепого нищего Вартимея, исце-ленного Христом, нам напоминалось о том, что все мы духовно слепы, что все мы ослеплены видимым и неспособны видеть невидимое, которое является единственной всеконечной реальностью жизни: Бога. Сегодняшнее Евангелие говорит нам о Закхее-мытаре; о человеке, ко-торый сумел победить самое, может быть, трудное и самое постоянное искушение нашей жизни, а именно тщеславие. И через это, повергши себя на суд Божий и презрев мнение и суд человеческий, он стал способным быть чадом Царства Божия… Гордыня — это утверждение, что мы самодостаточны, что нам не нужен ни Бог — Творец, Промыслитель, Су-дья, ни человек. Это утверждение, что мы сами себе закон, начало и ко-нец. Но в тщеславии, как говорит преподобный Иоанн Лествичник, мы делаемся наглыми перед Богом и трусливыми перед людьми; потому что тщеславный человек ищет одобрения от людей, предает себя человече-скому суду, забывая о том, что над ним есть суд Божий, суд вечной прав-ды. Тщеславный человек боится того, что о нем подумают и скажут люди; это человек, который готов купить их одобрение любой ценой; готов стать недостойным себя само¬го, недостойным Бога, лишь бы его не от-вергли, лишь бы его не осудили, не осмеяли, лишь бы его похвалили. И повод для по¬хвалы тщеславный человек ищет не в самом великом, что в нем самом есть, но в чем угодно, самом низменном, самом ничтож-ном, чем он может купить человеческое одобрение или отвести от себя человеческий суд. И что еще хуже: этот суд добрый, это одобрение, эту поддержку он ищет от людей, которых сам презирает в тайне своей души, от людей, которые часто в его собственных глазах не имеют никакого права произнести суд над ним или над кем бы то ни было, над чем бы то ни было, потому что их мерки слишком низменны, слишком ничтожны. И через тщеславие человек мельчает, унижается, делается недостойным собственного своего уважения; и одно¬временно он отстраняет Божий суд: потому что Божий суд требует от него величия, требует, чтобы он никогда себя не прода¬вал человеческому суду.

http://pravmir.ru/vstupaya-v-velikiy-pos...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010