Ранний период истории Ж. м. пришелся на эпоху многолетней войны между вел. кн. Василием Тёмным и галичскими князьями. В янв. 1429 г., воспользовавшись междоусобной борьбой рус. князей, казанские татары подвергли Костромской край опустошительному нашествию, мон-рь на Тёбзе был разорен. Насельники во главе с прп. Иаковом укрылись в лесах, затем вернулись и восстановили обитель. Считается, что незадолго до смерти прп. Иаков был возведен в сан игумена свт. Ионой, митр. Киевским и всея Руси. Основатель был погребен в мон-ре, над его захоронением поставлена часовня. Почитание прп. Иакова началось вскоре после его кончины, в надписях на рукописных Минеях 1536 и 1541 гг. (ГА Костромской обл. Ф. 558. Оп. 2. Ед. хр. 430), а также в Евангелии 1570 г. он назван «преподобным» или «преподобным... чудотворцем» (Бередников Я. О некрых рукописях, хранящихся в монастырских и др. б-ках//ЖМНП. 1853. Ч. 48. Июнь. Отд. 2. С. 86-87, 90). В Ж. м. записывались случаи исцеления (ок. 50) у гробницы основателя, в т. ч. одержимого «нечистым духом» мон. Нифонта и расслабленного инока Феодосия. К XVII в. сложилась гимнографическая традиция. Сохранились службы прп. Иакову в составе Трефолога русским святым XVII в. (РГБ. Ф. 304/1. 625. Л. 90-104), отдельный список XIX в. (РНБ. Собр. Колобова. 160); в месяцеслове XVII в. (РНБ. Солов. 553/572. Л. 155) помещены тропарь и кондак. В Смутное время часовня над захоронением основателя Ж. м. была сожжена поляками. 5 мая 1613 г., во время восстановительных работ в обители, мощи прп. Иакова были обретены и, вероятно, оставлены под спудом. Ж. м. оказался причастен и к событиям завершающего этапа войны между вел. кн. Василием и галичскими князьями. В янв. 1450 г., во время решающего похода на Галич, вел. кн. Василий остановился в мон-ре, устроив здесь ставку. В Никоновской летописи сказано: «К князю же великому весть прииде на Борок, что верх его; он же благодарив Бога и Пречистуя Матерь Его и великих чудотворцев, и молебнаа совершив в церкви святаго Иоанна Предтечи, и поиде к Галичю» (ПСРЛ. Т. 12. С 75). Впосл. в Ж. м., у раки прп. Иакова, хранились стальная кольчуга, по легенде принадлежавшая вел. кн. Василию и подаренная им обители.

http://sobory.ru/article/?object=05009

Роспись зап. галереи Троицкого собра Ипатиевского мон-ря в Костроме. 1912 - 1913 гг. Артель Н. М. Сафонова В иконописи образ И. представлен также в композиции «Собор русских святых». На иконе 1-й пол. XIX в. из старообрядческой моленной на Волковом кладбище в С.-Петербурге (ГМИР) И. изображен в правой группе преподобных (крайний в 4-м ряду), голова не покрыта, куколь с красными крестами лежит на плечах, борода окладистая, на нимбе надпись: «п Ikobъ Костромско[и]» (вероятно, мастер перепутал указания подлинников или сделал ошибку в надписях соименных святых И. и Иакова Галичского, показанного в куколе с клиновидной бородой). Образ И. в куколе с надписью: «Костромский» - представлен в верхнем ряду правой группы преподобных на иконе 1814 г. письма старообрядческого мастера Петра Тимофеева (ГРМ, прорись см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 460-461; атрибуция Г. В. Маркелова И. как прп. Иакова Галичского, по-видимому, ошибочна, см.: Там же. Т. 2. С. 114). Изображение И. имеется на аналогичных поморских иконах: кон. XVIII - нач. XIX в. (МИИРК), 1-й пол. XIX в. из дер. Чаженьга Каргопольского р-на Архангельской обл. (ГТГ, см.: Icônes russes: Les saintes/Fondation P. Gianadda. Martigny (Suisse), 2000. P. 142-143. Cat. 52). В иконописи XX в. образ И. был введен в группу Костромских чудотворцев (в 1-м ряду 2-й справа) в композиции «Все святые, в земле Русской просиявшие» мон. Иулиании (Соколовой) (иконы 1934 г., нач. 50-х гг., кон. 50-х гг. XX в., ризница ТСЛ, СДМ - Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239). Эта композиция неоднократно воспроизводилась в кон. XX - нач. XXI в. Образ И. с непокрытой головой (в правой группе святых, во 2-м ряду, 2-й от центра) включен в Собор Костромских чудотворцев на иконе 2001 г. работы костромского мастера Е. П. Тисова (Богоявленский собор Анастасиина мон-ря в Костроме). Примером совр. иконографии И. является единоличная икона святого из Богоявленского собора Анастасиина мон-ря - И. изображен на фоне Железноборовского мон-ря, в молении в рост, с развернутым свитком в левой руке, правая в молитвенном жесте обращена к благословляющей деснице Господней в небесном сегменте.

http://pravenc.ru/text/200169.html

1873. С. 20-21; реконструкцию иконографической программы иконы см.: Ферапонт (Кашин), игум. Иаково-Железноборовский мон-рь: Опыт церк.-археол. исслед.: (История, архитектура, святыни): Диплом. работа/МДА. Серг. П., 2007. С. 58-59. Ркп.). Сохранилось упоминание еще об одной иконе И.: «…длиною 2 аршина, шириною 5 четвертей. Преподобный в благословляющем виде, в схиме, писаный на доске, на нем оклад, венец и подвес медные чеканные; в левой руке сего угодника изображен свиток, в разверзтии коего надпись: «Терпите, братие, лютые скорби и обрящете покой душам вашим». В венце и подвесе десять разноцветных камней, другая сторона образа обложена синею холщевою крашениною. На левой стороне этого образа, на прибитой серебряной доске в 1 вершка надпись: «Лета 6143 украшен сей чудотворный образ многогрешным князем Андреем Агремогилия»» ( Жуков. 1842. 33. С. 102-105). Н. В. Покровский , обследовав церковные древности Костромской губ. в 1910 г., оставил описания неск. икон И.: «Икона преподобнаго Иакова Железноборскаго Чудотворца. На ней,- на особой серебряной пластинке, начеканено: лета 7140 году украшен сий чудотворный образ многогрешным князем Андреем, а прямое имя Алексей Голицын… икона преп. Иакова и Евангелие 1605 г., по преданию подарены Государем Михаилом Феодоровичем» (Отчет об археол. экскурсии в июне 1910 г. проф. Н. В. Покровского - ГА Костромской обл. Ф. 179. Оп. 3. Д. 22. Л. 12). Еще один образ святого Покровский отметил среди икон XVI-XVII вв. в ц. вмц. Параскевы Пятницы в Галиче (Там же. Л. 13). Наиболее распространенный иконографический извод И.- прямоличное поясное изображение в куколе с поднятой вверх благословляющей десницей, в левой развернутый свиток с текстом: «Не скорбите убо братие…» На иконе кон. XVII - нач. XVIII в. (поновлена в кон. XX в.; в окладе) из ц. Рождества Христова с. Борок Буйского р-на Костромской обл. преподобный держит правую руку перед грудью в жесте адорации, что свидетельствует о более раннем образце для этого списка, свиток развернут вверх (на окладе на свитке текст: «Молю убо вы братие именемъ Господа нашего Iucca Христа имеите страхъ Бoжiй и любовь нелицемерню»). Образ 3-й четв. XVIII в. (происходит из с. Борок, в наст. время хранится в Богоявленско-Анастасиином мон-ре Костромы) представляет Железноборовского чудотворца в рост, в куколе округлой формы, благословляющим именословно, на свитке надпись: «Не скорбите бо братие но посем обра(зу) размите аще уго(д)на дла мо пре(д) Спстле(м) бдтъ».

http://pravenc.ru/text/200169.html

7 декабря), которого особенно чтила Супруга Грозного, благочестивая Царица Анастасия, и служба коему составлена ее старшим сыном, Иоанном. Просветители лопарей: преподобные Лазарь Мурманский († 1391. 8 марта), Феодорит, Митрофан и Трифон Печенгский или Кольский († 1583. 15 декабря). Преподобные: [преподобномученик] Галактион Вологодский († 1612. 24 сентября), приковавший себя к стене, убитый поляками; Иринарх, затворник Ростовский († 1616. 13 января), носивший длинную цепь; Симеон Верхотурский († 1642. 12 сентября); Иов, игумен Почаевский († 1651. 28 октября), все ночи проводивший в молитве в пещере, от великих подвигов покрытый язвами и гнойными струпьями, пятьдесят лет подвизавшийся на Почаевской горе и скончавшийся на сотом году подвижнической жизни; [священномученик] Макарий, игумен Каневский († 1678. 7 сентября); Дионисий, архимандрит Троицкий († 1633. 12 мая) и сонм других угодников Божиих, просиявших за это время на Русской Земле... Огромное влияние на русскую жизнь оказывали монастыри. «За стенами монастыря, – писал историк Соловьев, – грубым страстям давался полный разгул при первом удобном случае; в стенах монастыря один ест через день просвиру, носит власяницу, никогда не ляжет спать, но вздремнет иногда сидя, не выходит на свет из пещеры; другой не ест по целым неделям, надел вериги и закопался по плечи в землю... Неудивительно, что монастырь привлекал к себе многих и лучших людей». Из боярского рода происходили: Преподобный Сергий (ростовских бояр), святые – митрополиты: Алексий (черниговских Бяконтов-Плещеевых), Филипп (Колычевых); архиепископы: Казанские: Гурий (Руготиных) и Герман (Полевых); преподобные: Савва Вишерский (Борозды), Нил Сорский (Майковых), Кирилл Новоезерский († 1532 г., из дворян Галича), Галактион Новгородский (кн. Вельских), Григорий Пельшемский (из галичских бояр Лопотьевых); Корнилий Комельский (из ростовских бояр); Арсений Комельский († 1550. 24 августа; из рода бояр Сухаревых); Иаков Железноборовский († 1442. 11 апреля; из рода бояр Аносовых); Адриан Андрусовский († 1549.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Благодаря этому явлению преподобного святитель Нифонт воспринял болезнь как милость Божию и, перенося ее со смирением и радостью, отошел с миром ко Господу в субботу Светлой седмицы, на тринадцатый день после начала болезни. Святитель Нифонт был погребен в Киево-Печерском монастыре, в пещере прп. Феодосия. Впоследствии его святые мощи были перенесены в Антониевы пещеры. Святитель Нифонт является автором нескольких житий Киево-Печерских угодников, ему приписывается продолжение Несторовой летописи после Сильвестра, с 1116 по 1157 гг. В патриаршей библиотеке хранятся «Ответы» св. Нифонта на казуистические вопросы клирика Кирика; из них некоторые напечатаны в церковной истории преосвященного Макария; в этих ответах виден человек бывалый и знакомый с Палестиною. Сему святителю есть особая служба со славословием. Руф, преподобный, в Дальних Пещерах почивающий Преподобный Руф, затворник Печерский, подвизался в Киево-Печерском монастыре в XIV веке. Среди подвижников обители преподобный Руф особенно отличался послушанием, служил примером для постников и трудолюбцев. По обычаю иноческому, вручивши себя Христу, он старался всею душою угодить Богу постом, молитвою, послушанием, затвором в пещере и др. подвигами монашеской жизни, а потому день ото дня он делался лучшим и богоугоднейшим. Преподобный Руф погребен в Дальних пещерах. Память его празднуется 8/21 апреля и вторично 28 августа/10 сентября — в день памяти святых отцов, почивающих в Дальних пещерах. Апрель 10 Квабтахебские мученики Святые мученики Квабтахевские пострадали во время одного из опустошительных нашествий на Грузию полчищ монгольского завоевателя Тамерлана в 1386 году в Квабтахевском монастыре (основан в конце V b., возобновлен в 1119 году грузинским царем святым Дabuдoм III Строителем). Вторгнувшись в Картли (центральная часть Грузии), войско Тамерлана разорило всю страну и захватило Квабтахевский монастырь, в стенах которого скрылись жители окрестных селений. После разграбления монастыря военачальник Тамерлана собрал инокинь и, желая унизить и надругаться над ними, принуждал их петь и плясать. «Горе нам, инокиням», — с плачем и рыданиями отвечали мученицы. Воины Тамерлана отвели их в соборный храм Пресвятой Богородицы, наполненный христианами, обложили храм дровами и подожгли. Так пострадали святые исповедники и получили мученические венцы. Следы крови невинно убиенных неизгладимо запечатлелись на стенах храма, их можно было ясно видеть еще в конце XIX века. Свято чтя память мучениц и мучеников, паломники при входе в Квабтахевский монастырь снимают обувь, как повелось издревле. Апрель 11 Иаков Железноборовский, преподобный — преставление

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Еще один сюжет Жития стал темой образа в XIX в. Это чудо 1618 г. о явлении М. юродивому Никите из Тихвинского мон-ря и о предсказании монахам наказания Божия за «пиянственное житие». В состав «Сказания о Тихвинской иконе Богоматери» и в Житие М. оно вошло в XVII в. Одно из ранних изображений этого чуда есть на Тихвинской иконе Божией Матери 1680 г. из калужской ц. иконы Божией Матери «Одигитрия» (ЦМиАР). Оно стало сюжетом иконы «Явление и завет преподобнаго и Богоноснаго отца Макария», к-рую преподнес начальнику Алтайской миссии архим. Владимиру (Петрову) еп. Иеремия (Соловьёв), находившийся в нижегородском Печерском мон-ре. С XVII в. образ М. включается в храмовые росписи. Один из ранних примеров - ц. свт. Николая Чудотворца (Николы Надеина) в Ярославле (40-е гг. XVII в.). Житийный цикл из неск. сюжетов был помещен на стенах Макариевского храма Желтоводского мон-ря (1808). Многочисленны сохранившиеся образы М. в составе избранных святых. На основании этой части иконографического наследия можно отметить, что в народном сознании М. воспринимался как один из самых чтимых святых: нередко на иконах он представлен в паре с прп. Сергием Радонежским («Господь Вседержитель на престоле с припадающими преподобными Сергием Радонежским и Макарием Унженским и Желтоводским», СОКМ; см.: Невьянская икона. 1997. С. 205. Кат. 142), на иконе 1886 г. «Собор Костромских святых» (КГОИАХМЗ) М. занимает центральное место среди наиболее чтимых Костромских чудотворцев. Большое распространение в среде старообрядцев-беспоповцев получил «Образ всех Российских чудотворцев»; на этой иконе М., почитавшийся староверами, включен в группу преподобных (ГИМ, ГРМ и др. собрания). Ряд произведений отражает региональные особенности почитания М. Преподобного изображали с местночтимыми святыми, связанными с костромскими и нижегородскими землями, такими как преподобные Иаков Железноборовский, Тихон Лухский, Варнава Ветлужский, с Каргопольем - вместе с прп. Александром Ошевенским, с Унженским мон-рем - вместе со свт. Митрофаном Воронежским, с блж. Прокопием Устюжским и др.

http://pravenc.ru/text/2561294.html

Из боярского рода происходили: преподобный Сергий (ростовских бояр), святые митрополиты Алексий (черниговских Бяконтов-Плещеевых), Филипп (Колычевых); архиепископы Казанские Гурий (Руготиных) и Герман (Полевых); преподобные Савва Вишерский (Борозды), Нил Сорский (Майковых). Кирилл Новоезерский (†1532 г., из дворян Галича), Галактион Новгородский (кн. Бельских), Григорий Пельшемский (из галичских бояр Лопотьевых); Корнилий Комельский (†1550 г., 24 августа (6 сентября), из рода бояр Сухаревых); Иаков Железноборовский (†1442 г., 11(24) апреля, из рода бояр Аносовых); Адриан Ондрусовский (†1550 г., 26 августа (8 сентября); из рода Завалишиных); Лаврентий Калужский, юродивый (из родах Хитровых), юродивые Николай Кочанов Новгородский и Иоанн Власатый Ростовский. Преподобный Варлаам Шенкурский (Своеземцев) был ранее новгородским посадником. Выраставшие по всему лицу Русской земли монастыри, помимо чисто церковного значения, оказывали огромное влияние на всю жизнь. Они являлись благотворительными учреждениями, принимая под кров свой страждущих и бездомных; они разносили просвещение, музыку духовную, архитектуру. Монастыри являлись также главным двигателем русской колонизации. Около монастырей, основывавшихся в самых диких местах, появлялись посады, обрабатывались поля, прокладывались пути сообщения. «Монастырь, – писал недавно И. М. Ярцев в газете «Слово,» – воспитал лучшее свойство русского характера: недоверие ко всему преувеличенному, так называемую нашу «простоту.» Монастырь прививал то прозрачное чувство мира и себя в мире, которое составляет достояние аскетики, «художества из художеств.» И которое стало достоянием русского искусства. Это «Русь монашествующая» заложила основы русской Правды о мире и русской в мире Красоты. Это она выносила «Русскую Идею»: идею святости земли под нашими ногами, покрываемой высоким Божиим небом. Это она взрыхлила художество прозрачное, такое, в котором сквозь образы земляные и темные просвечивает небо. Художество, избирающее своим предметом обычное, будничное и освещающее их нездешним светом. Ни с чем не сравнимый «русский реализм.» Послушание и Смирение

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Интересные предметы старого быта, например чугунный витой светец и граммофонная труба, тут же и лампа с абажурами белого молочного стекла, и цепы, и ступы, и корчаги, и пузатые самовары, жестяная нарядная кружка с портретами Николая II и императрицы Александры Федоровны, полученная прадедушкой Иваном Михайловичем на Романовских торжествах в 1913 году. в Костроме, и наряду с этим много книг, сундуки с письмами и бумагами и образа. Это все еще живое, не как украшение интерьера, а как дыхание. Естественно, утро без молитвы не начиналось, за стол без молитвы никто не садился, никто без молитвы из-за стола не вставал. Ребенку много не надо, он это видит, он это воспринимает. —     Вы сказали о своих родителях, что они приехали из деревни в город, а получается, что наибольшие впечатления на вас все-таки оказала ваша историческая родина. Расскажите немного об этом месте. —    Она до сих пор оказывает на меня не просто какое-то влияние, а я считаю, что только благодаря ей, этой исторической родине, я имею точку опоры в жизни. С годами я начала больше понимать внутреннее биение жизни своей «исторической родины». Я всегда думала: какие мне святые близки: мучеников я не понимаю, перед новомучени-ками я испытываю нечто вроде такого внутреннего трепета, я боюсь сказать, что я их понимаю, я их чувствую. По внутренней сути мне близки преподобные, а вот то место, где жила моя бабушка, — оно все исхожено этими самыми преподобными. Это и Ферапонт и Адриан Монзенские, и Иаков Железноборовский, и Паисий Галичский, и Макарий Писемский, Авраамий Городецкий, Макарий Унженский — очень много учеников преподобного Сергия Радонежского, которые основывали монастыри и таким образом как бы осваивали край. Потому что он был населен, как доказали местные ученые, выходцами из Новгорода (по цоканью и другим языковым признакам), но я думаю, что там основную массу все-таки составляли не новгородцы, а местные племена — чудь, меря. Был известный Галич Волынский, а наш Галич назывался «Мерьский». В просторечье это звучало как «Галич мерзкий». Поэтому «Мерьский» постепенно вытеснилось, и он стал просто город Галич.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Интересные предметы старого быта, например чугунный витой светец и граммофонная труба, тут же и лампа с абажурами белого молочного стекла, и цепы, и ступы, и корчаги, и пузатые самовары, жестяная нарядная кружка с портретами Николая II и императрицы Александры Федоровны, полученная прадедушкой Иваном Михайловичем на Романовских торжествах в 1913 году, в Костроме, и наряду с этим много книг, сундуки с письмами и бумагами и образа. Это все еще живое, не как украшение интерьера, а как дыхание. Естественно, утро без молитвы не начиналось, за стол без молитвы никто не садился, никто без молитвы из-за стола не вставал. Ребенку много не надо, он это видит, он это воспринимает. – Вы сказали о своих родителях, что они приехали из деревни в город, а получается, что наибольшие впечатления на вас все-таки оказала ваша историческая родина. Расскажите немного об этом месте. – Она до сих пор оказывает на меня не просто какое-то влияние, а я считаю, что только благодаря ей, этой исторической родине, я имею точку опоры в жизни. С годами я начала больше понимать внутреннее биение жизни своей «исторической родины». Я всегда думала: какие мне святые близки: мучеников я не понимаю, перед новомучениками я испытываю нечто вроде такого внутреннего трепета, я боюсь сказать, что я их понимаю, я их чувствую. По внутренней сути мне близки преподобные, а вот то место, где жила моя бабушка, – оно все исхожено этими самыми преподобными. Это и Ферапонт и Адриан Монзенские, и Иаков Железноборовский, и Паисий Галичский, и Макарий Писемский, Авраамий Городецкий, Макарий Унженский – очень много учеников преподобного Сергия Радонежского, которые основывали монастыри и таким образом как бы осваивали край. Потому что он был населен, как доказали местные ученые, выходцами из Новгорода (по цоканью и другим языковым признакам), но я думаю, что там основную массу все-таки составляли не новгородцы, а местные племена – чудь, меря. Был известный Галич Волынский, а наш Галич назывался «Мерьский». В просторечье это звучало как «Галич мерзкий». Поэтому «Мерьский» постепенно вытеснилось, и он стал просто город Галич.

http://azbyka.ru/fiction/matushki-zheny-...

Перевод: Постнической и подобной ангельской жизнью вашей, преподобные отцы Зосима и Савватий, по всей земле вы стали известны; различными чудотворениями, Богоносные, просвещаете с верой призывающих вас и почитающих священную память вашу. Тем же святым, на перенесение мощей, глас 8 Яко светильницы явистеся всесветлии/во отоце окиана моря,/преподобнии отцы Зосимо и Савватие/вы бо крест Христов на рамо вземше,/усердно Тому последовасте/и, чистотою Богови приближившеся,/отонуду силами чудес обогатистеся./Темже и мы любезно притекаем к ракам честных мощей ваших/и умильно глаголем://о преподобнии, молите Христа Бога спастися душам нашим. Перевод: Как светильники явились преяркие на морском острове, преподобные отцы Зосима и Савватий, ибо вы, взяв крест Христов на плечи, усердно последовали за Ним и, приблизившись чистотой к Богу, обогатились силой чудотворений. Потому и мы с любовью приходим к ракам с почитаемыми мощами вашими и с благоговением говорим: «О преподобные, молите Христа Бога о спасении душ наших». Иакову Железноборовскому, глас 4 Небеснаго желая,/земная возненавидел еси/и, взем крест свой, последовал еси Христу/и от Него прием дарования чудес,/исцеляти недужныя;/но, яко имея дерзновение ко Святей Троице,/испроси православным христианом здравие и спасение,/на враги же победу/и не забуди, посещая чад своих,/припадающих к цельбоносному гробу твоему,//Иакове, преподобне отче наш. Перевод: Желая Небесного, ты отвратился от всего земного и, взяв крест свой, последовал за Христом и от Него принял дар чудотворений, исцеления больных. Но, как имеющий право обращаться ко Святой Троице, испроси для православных христиан здоровье и спасение, победу над врагами и не оставь детей своих, обращая внимание на всех, припадающих к подающему исцеления гробу твоему, Иаков, преподобный отче наш. Игнатию, архим. Печерскому, в Дальних пещерах, глас 4 Чистаго ради и непорочнаго твоего жития,/Богоносе отче Игнатие,/приемый от Господа чудотворныя дары исцеляти немощныя,/исцели, молим тя, и немощи наша,//моля о нас Единаго Человеколюбца.

http://azbyka.ru/molitvoslov/tropari-pre...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010