В XIV-XV веках ученики Преподобного Сергия Радонежского, по его благословению, основали несколько монастырей на Костромской земле. Здесь, на обширной равнине, изрезанной реками, пролегли их пути: один – по реке Шексне на Белоозеро, другой – по реке Костроме на Вычегду. В освоении костромского междуречья трудились преподобные Авраамий Чухломский (†1375, память 20 июля), основатель нескольких обителей, просветитель местных чудских племен; Иаков Железноборовский (†1442, память 11 апреля), Макарий Писемский (XIV, память 10 января), Павел Обнорский (†1429, память 10 января). По благословению преподобных Кирилла Белозерского (†1427, память 9 июня), также ученика Аввы Сергия, и преемника Кирилла – Корнилия Комельского, на Костромской земле подвизались впоследствии преподобные Геннадий Костромской и Любимоградский (†1562, память 23 января), Кирилл Новоезерский (†1532, память 4 февраля), Адриан Монзенский (†1610, память 5 мая), основатель Благовещенского монастыря на реке Монзе, Ферапонт Монзенский(†1597,память 12 декабря). Введенскую пустынь основал преподобный Иаков Брылинский (иначе Брылеевский, XV в., память 11 апреля) – ученик и сподвижник преподобного Иакова Железноборовского. В монастыре преподобного Паисия Галичского (†1460, память 23 мая), который обрел Овиновский образ Божией Матери (празднование 15 августа), подвизался Иаков Галичский (в конце XV – начале XVI в., память 7 апреля). В XVI веке преподобный Александр Вочский (память 27 марта) основал Преображенский монастырь на реке Воче. Святитель Дионисий Суздальский (†1884, память 15 октября), спостник и собеседник Преподобного Сергия Радонежского, в середине XV века «послал 12 человек из своей братии в верхние грады и страны, идеже кого Бог благословят, для духовного просвещения народа и основания обителей». В числе двенадцати был и преподобный Макарий Унженский (†1444, память 25 июля) – основатель трех обителей. Макариево-Унженский монастырь в XVII веке, в правление Михаила Феодоровича и Алексия Михайловича, стал вторым по значению после Троице-Сергиевой Лавры.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Преподобный Александр, игумен Куштский. Июнь, 9 1439 Святитель Герасим епископ Пермский. Январь, 29 1441 Преподобный Григорий Пельшемский. Сентябрь, 30 1441или 1449 Преподобный Иаков Железноборовский. Апрель, 11 1442 Преподобный Варнава Ветлужский. Июнь, 11 1445 Преподобный Арсений Коневецкий (Коневский). Июнь, 12 1447 Святитель Ефрем, архиепископ Ростовский. Март, 27 1454 Святитель Питирим епископ Пермский. Январь, 29 1456 Преподобный Михаил Клопский, Христа ради юродивый. Январь, 11 ок.1456 Преподобный Иоасаф Каменский, или Спасокубенский, Вологодский чудотворец. Сентябрь, 10 1457 Преподобный Филипп Рабангский. Ноябрь, 15 1457 Святитель Евфимий, архиепископ Новгородский. Март, 11 1458 Преподобный Паисий Галичский. Май, 23 1460 Преподобный Савва, Вишерский столпник, Новгородский чудотворец. Октябрь, 1 1460 Святитель Иона, митрополит Московский И Всея России, Чудотворец. Март, 31 1461 Преподобный Варлаам Важский, или Шенкурский. Июнь, 19 1462 Святитель Трифон, епископ Ростовский. Февраль, 1 1468 Святитель Иона, архиепископ Новгородский. Ноябрь, 5 1470 Преподобный Евфимий Сянжемский. Январь, 20 1470 Святитель Иона епископ Пермский. Январь, 29 1471 Священномученик Исидор Пресвитер и иже с ним 72 мученика Юрьевских. Январь, 8 1472 Блаженный Исидор Твердислов, Христа Ради Юродивый, Ростовский чудотворец. Май, 14 1474 Преподобный Иларион Псковоезерский, Гдовский. Март, 28 1476 Преподобный Пафнутий Боровский. Май, 1 1477 Преподобный Зосима, игумен Соловецкий. Апрель, 17 1478 Преподобный Герман Соловецкий. Июль, 30 1479 Преподобный Александр Ошевенский. Апрель, 20 1479 Преподобный Макарий Глушицкий. Октябрь, 13 1480 Преподобный Серапион Спасоелеазаровский. Сентябрь, 8 1480 Преподобный Евфросин, во Святом Крещении Елеазар, Псковский. Май, 15 1481 Преподобный Антоний Краснохолмский. Январь, 17 1481 Святитель Вассиан I, Архиепископ Ростовский. Март, 23 1481 Преподобный Досифей Верхнеостровский. Октябрь, 8 1482 Преподобный Макарий Калязинский (Колязинский). Март, 17 1483 Преподобный Мартиниан Белоезерский (Белозерский). Январь, 12 1483

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Мученики: Терентий, Африкан, Максим, Помпиий, Зинон, Александр, Феодор и др, всех числом 40, пострадали в Африке, в III веке, от правителя Фортуната. К правителю приведено было множество христиан, и многие из них, увидев приготовленные для мучения непослушных орудия казни, отреклись, но эти святые мученики решились на всякие муки ради Христа; тогда предали их жестоким мучениям и наконец всех умертвили. Во время страданий, по их молитве, идольской храм, находившийся близ места казни, вдруг разрушился, и все идолы в нем разбились. Мученики Иаков пресвитер, Азадан и Авдикий, диаконы, были замучены в Персии при царе Сапоре 2-м, около 380 г. Взяты были вместе с епископом Акепсимой (память его 3 ноября). 11-е число Священномученик Антипа был учеником Иоанна Богослова и епископом пергамской Церкви в Малой Азии. Несмотря на то, что в его время страшно гнал христиан император Диоклетиан, св. Антипа усердно обращал ко Христу язычников. Император велел бросить его в раскаленного медного быка, в идольском капище. Тело его не сгорело от огня, и было погребено христианами. Св. Антипа обладал даром исцелять болезней, особенно зубную. Преподобный Фармуфий подвизался в одной из египетских пустынь в IV веке. Он приносил пищу св. Иоанну, 10 лет подвизавшемуся в пустом колодезе (память коего 29 марта). Мученики Прокесса и Мартиниан были надзирателями темницы в Риме в то время, когда свв. апостолы Петр и Павел были заключены тут. Видя чудеса апостолов, они крестились и выпустили самих апостолов из темницы. За это Нерон подверг их мучениям и, наконец, предал смерти. Мощи их находятся в Риме, в соборе св. ап. Петра, в приделе. Преподобный Иаков был дворянского происхождения и учеником св. преп. Сергия Радонежского. В 1392 г. поселившись в 30 верстах от г. Галича, Костромской губернии, в глухом лесу, или бору, у железных рудников, основал тут обитель при помощи великого князя московского Василия Дмитриевича, в благодарность за молитву об исцелении его супруги, почему и называется Железноборовским. В монастыре устроено было св. Иаковом строгое общежитие: иноки ничего не считали своею личной собственностью, и средства для обители добывали земледелием. Скончался св. Иаков в глубокой старости, в 1442 г. Как при жизни, так и по смерти прославился чудотворениями. Мощи его покоятся под спудом в его обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Прп. Амфилохий стал сподвижником и помощником прп. Дионисия. А кротость его и смирение просияли повсюду. Пред кончиной прп. Дионисия прп. Амфилохий сказал ему со слезами: «Помолись обо мне, отче, да и меня возьмешь с собой из сей жизни». Но прп. Дионисий отвечал ему, что он много молился об этом, но что Господу угодно, чтобы он еще потрудился в этой жизни. Ему он поручил пред кончиной стадо свое.  Преставился прп. Дионисий в 1437 г., а его ученик и преемник — в 1452 г. Оба преподобных почивают в Сосновецком монастыре, который существовал до наших дней.   Прп. Тарасий  был игуменом и проповедником слова Божия в Великой Перми, где еще было много язычников. Но, придя к прп. Дионисию, он вручил ему свое небольшое имение и себя самого в послушание, смиренно говоря: «Прежде всего подобает от плода вкусить труждающемуся делателю, то есть самому делать, а потом уже учить народ!»  В Глушицкой лавре он проходил суровое постническое житие и стяжал дар слез. Так он прожил 10 лет при жизни преподобного, а по кончине его был помощником преемника его, прп. Амфилохия.  Погребен прп. Тарасий в Глушицком монастыре, давно уже упраздненном. •  См. коммент. к житию прп. Дионисия Глушицкого — 1 июня. Преподобный Иаков Брылеевский (XV в.) Память его празднуется 11 апр. в день тезоименитства с прп, Иаковом Железноборовским, в день Сошествия Святого Духа на апостолов, 23 янв. вместе с Собором Костромских святых Прп. Иаков Брылеевский (из рода дворян Брылеевых) был учеником прп. Иакова Железноборовского (память его 11 апр.) и трудником Железноборовского Предтеченского монастыря (слово «трудник» имеет два значения: труженик и послушник), Он основал впоследствии Брылеевскую пустынь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, в 5 верстах от Предтеченского Железноборовского монастыря, по направлению к городу Бую. Прп. Иаков скончался в XV в. и был погребен в Введенской церкви в пустыне. Преподобный Иоанн Галичский (XV в.) Подвижник Паисиева и Николаевского монастырей. Преподобный Игнатий, Игумен Спасо-Елеазаровский (XV в.) Память его празднуется 15 мая тесте с прп. Евфросином Псковским и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Псковских святых Прп. Игнатий был постриженником начальника псковских пустынножителей св. Евфросина, в схиме Елеазара (память его 15 мая). Он был рукоположен в сан пресвитера и стал первым игуменом Спасо-Елеазаровой обители еще при жизни преподобного основателя ее. Св. Игнатий был любимым учеником прп. Евфросина, и ему одному тот поведал о видении трех святителей. Вскоре после Игнатия в обитель к Евфросину пришли и другие два брата, прпп. Харалампий и Памфил. Эти три подвижника были как бы три духовных столпа обители и настоятельствовали впоследствии один за другим. Преподобные Марк, Иона и Васса Псково-Печерские (XV в.)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

•  Погиб свт. Макарий, согласно летописи, в с. Стригалове, которое находилось на р. Вжище, близ г. Мозыря (ныне Гомельская обл. в Белоруссии, Гомельская епархия Белорусской Православной Церкви).  •  В настоящее время мощи священномученика покоятся в Киеве, во Владимирском кафедральном соборе. Преподобный Иаков Галичский (XV-XVI вв.) Память его празднуется 4 апр, 30 мая и 23 янв. вместе с Собором Костромских святых Прп. Иаков Галичский подвизался в Староторжском монастыре города Галича Костромской земли близ урочища Столбище, или Старое городище. Предполагают, что Староторжский монастырь был основан прп. Иаковом Железноборовским (память его 11 апр.). Прп. Иаков скончался схимником и был погребен под алтарем монастырской церкви в честь свв. Бориса и Глеба. Образ его писался подобно образу Зосимы Соловецкого (память его 17 апр.). Сведений о св. подвижнике крайне мало, разные источники указывают на дни памяти без указания на связь с событием в жизни святого или Церкви.   Преподобные Онуфрий и Авксентий Мальские, Псковские (XV-XVI вв.) Память их празднуется 12 июня в день преставления прп. Онуфрия и в 1-ю Неделю после Петрова поста Прп. Онуфрий был учеником прп. Елеазара Псковского. Уединившись на Сенной остров, находящийся на  Малъском озере, он основал там монастырь. После кончины преподобного его заместил его ученик и сподвижник — прп. Авксентий, Мальский монастырь давно упразднен. Упразднены и его две церкви, в одной из которых покоятся под спудом мощи обоих преподобных. Бывшая Мальская обитель находится недалеко от Псково-Печерского монастыря, и среди местного населения хранится предание, что наступит время, когда Псково-Печерская икона Божией Матери будет в нее перенесена. •  Преподобных называют Малъскими, Псковскими, Изборскими. Обитель в честь Рождества Пресвятой Богородицы была основана в 4 верстах от Изборска, в Малах. Первое воскресенье после Петрова поста в земле Псковской называют «Малъским воскресеньем». Преподобный Христофор Сольвычегодский, или Коряжемский (XVI в.)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Преподобный Геннадий преставился 23 января 1565 года. В 1646 году при копании фундамента под каменный храм на месте прежней разобранной деревянной церкви в честь Преображения Господня были обретены мощи преподобного Геннадия и перенесены под спуд в придел этого храма. 19 августа 1646 года совершилось и общецерковное прославление преподобного Геннадия. К этому времени в обители уже была освящена церковь во имя преподобного Геннадия, так как местное почитание его началось сразу же после преставления. Собор Костромских святых По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена в 1981 году установлен соборный праздник святых древней Костромской земли. 23 января/5 февраля 1982 года, в день памяти преподобного Геннадия, Костромского и Любимоградского чудотворца, было впервые совершено празднование Собора святых, в земле Костромской просиявших. По свидетельству русских летописей, город Кострома был основан в 1152 г. После смерти великого князя владимирского Всеволода, по прозвищу Большое Гнездо (1154–1212), во Владимирском княжестве образовались три удела: Суздальский, Московский и Костромской. В XIV–XV вв. ученики преподобного Сергия Радонежского, по его благословению, основали несколько монастырей на Костромской земле. Здесь, на обширной равнине, изрезанной реками, пролегли их пути: один — по реке Шексне на Белоозере, другой — по реке Костроме на Вычегду. В освоении костромского междуречья трудились преподобные Аврамий Чухломской († 1375; память 20 июля/2 августа) — основатель нескольких обителей, просветитель местных чудских племен; Иаков Железноборовский († 1442; память 11/24 апреля), Макарий Писемский (XIV b.; память 10/23 января), Павел Обнорский († 1429; память 10/23 января). По благословению преподобных Кирилла Белозерского († 1427; память 9/22 июня), также ученика аввы Сергия, и преемника Кирилла — Корнилия Комельского — на Костромской земле подвизались впоследствии преподобные Геннадий Костромской и Любимоградский († 1565; память 23 января/5 февраля), Кирилл Новоезерский († 1532; память 4/17 февраля), Адриан Монзенский († 1610; память 5/18 мая) — основатель Благовещенского монастыря на реке Монзе, Ферапонт Монзенский († 1597; память 12/25 декабря). Введенскую пустынь основал преподобный Иаков Брылинский, иначе Брылеевский (XV b., память 11/24 апреля) — ученик и сподвижник преподобного Иакова Железноборовского.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Третий монастырь- верстах в 15 на запад от второго, на реке Виге, в честь собора Божией Матери, называвшийся Верхней пустыней (упраздненный в конце XVII- начале XVIII столетия, в настоящее время село Верхняя пустыня, или Коровье). Четвертый монастырь- на берегу Чухломского озера, насупротив города Чухломы, в честь Покрова Божией Матери, называемый по своему местоположению на высоком холму, или городке, Аврамиевым Городецким, существующий до настоящего времени. По житию, преподобный Аврамий скончался 20 июля 1375 года, но, должно думать, на самом деле значительно позднее. Преподобный Иаков, по происхождению из рода Галичских дворян Аносовых, вероятно, один из позднейших учеников преподобного Сергия, неизвестно сколь долго живший в его монастыре, возвратился на родину, чтобы подвизаться пустынножитием в одном из окружавших Галич лесов, в самый год смерти преподобного Сергия, то есть в 1392 году. Поселившись в лесу, который от находившихся в нем минеральных железистых ключей, или же залежей железной руды, назывался Железным борком, в местности, отстоящей на 30 верст к западу от города Галича, на берегу реки Тебзы; сначала он подвизался в одиночестве, а потом устроил пустынный монастырь в честь Иоанна Предтечи, который от местности назван был Железноборовским и который существует до настоящего времени (находясь в 15 верстах на юго-восток от своего уездного города Буя). Скончался преподобный Иаков 11 апреля 1442 года. Преподобный Никита не был основателем собственного монастыря, а был игуменом в монастыре уже готовом, но необходимо предполагать о нем, что он, как ученик преподобного Сергия, согласился быть игуменом в монастыре только под тем условием, чтобы в последнем введено было общежитие. Вероятно, быв выпрошен у преподобного Сергия Серпуховским князем Владимиром Андреевичем, Никита, как передается о нем в житии преподобного Пафнутия Боровского, был то или другое время игуменом в Серпуховском Зачатейском монастыре (теперь не существующем и неизвестно когда уничтоженном), а потом, пришедши в старость и лишившись зрения, жил на покое в Боровском Покровском, что на Высоком, монастыре (здесь отдан был игуменом в его руководство новопостриженный преподобный Пафнутий) Преподобный Стефан Махрищский был уроженцем южной, Киевской, Руси и постриженником Киево-Печерского монастыря.

http://sedmitza.ru/lib/text/438558/

«Обезглавленный труженик сопричислен к лику святых. Христиане купили мученические останки его и с честью погребли в храме святого Георгия. На другой день после погребения, в праздник Троицы, пропо­ведник Дорофей почтил память страдальца назидательным словом» 560 . Дим пострадал в 1763 году 10-го апреля. Господь почтил нетлением верного раба Своего. Мощи его были перенесены в алтарь храма святого Георгия, и много было случаев ис­целения приближавшихся ко гробу его с теплою верою в помощь при­нявшего мученический венец. День одиннадцатый. Память преподобного Иакова Железноборовского В тридцати верстах от Галича, в глухом лесу, у железных рудников, жил (с 1352 г.) в уединенной хижине пустынник, и этот пустынник мо­литвами возвратил к жизни супругу могущественного властителя Рос­сии. Это был преподобный Иаков, ученик великого Серия Радонежского. Супруга великого князя Василия Дмитриевича, София Витовтовна, страдала родами и была при смерти. Преподобному Иакову случилось тогда быть в Москве; он пребывал в монастыре Иоанна Предтечи под бором, за рекою Москвою. Великий князь слышал о его святой жизни и послал просить его помолиться о больной супруге. Преподобный от­вечал: «Молись Богу и Пречистой Матери Его; о княгине не скорби, будет здорова и в этот же вечер родит сына, наследника тебе». София благополучно родила сына Василия. Это было в 1415 году. Признатель­ный великий князь дал блаженному Иакову средства построить на ме­сте уединенных подвигов его, на железном борку, монастырь с храмом в честь святого Предтечи и определил землю на содержание обители 561 . Преподобный родом из Галичских дворян Амосовых 562 , был усерд­ным насадителем иноческой жизни в родной стороне своей. Скоро собрались к нему ревнители уединения. Он устроил строгое общежи­тие, – в обители никто ничего не называл своим; его пример одушевлял учеников к строгой жизни; по примеру наставника ученики благодушно терпели нужду и скорби; блаженный Иаков учил их чистоте душевной и телесной, посту, взаимной любви, смирению и терпению.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

После того, как у великого князя родился сын, к духовнику князя, проживавшему в кремлевском Спасском монастыре (ныне собор Спаса на Бору), пришел кто-то неизвестный и сказал: «Иди сейчас к великому князю и дай имя сыну его — Василий. И тотчас же удалился». Едва только духовник великого князя вышел из монастыря, его встретили посланные от Василия Димитриевича и сказали: «Иди в покои великого князя и дай молитву великой княгине, так как она родила сына». Духовник назвал новорожденного Василием и потом стал тщательно допытываться, кто именно был послан к нему от князя с известием о рождении наследника. Оказалось, что никто не был послан к нему. Тогда все поняли, что все это устроил Бог по молитвам и предстательству угодника Своего прп. Иакова. В благодарность за это великий князь Василий Димитриевич даровал землю для содержания обители преподобного, а также дал ему средства для благоукрашения обители. Сильное испытание пережила Железноборовская обитель в 1429 году от нашествия казанских татар. Около этого времени шайки татар проникли в окрестности Галича, предавая все на пути своем огню и мечу. Будучи крайне выносливыми, татары с быстротою молнии переносились с одного места на другое, наводя всюду ужас на мирных жителей и предавая все грабежу и разорению. Спасаясь от нашествия неприятельского, преподобный Иаков с учениками своими удалился на время из обители. Жестокие хищники не пощадили обители: она была разграблена и разрушена до основания. Когда буря прошла, преподобный вернулся на место своего монастыря и деятельно принялся за восстановление его. Он построил трапезный храм в честь святителя Николая, выкопал своими руками пруды. Восстановив внешний вид обители, преподобный достаточно потрудился и над внутренним благоустроением. В обители своей преподобный Иаков ввел строгое общежитие, по правилам которого никто ничего не называл своим, но все считал общим. При этом подвижник, без сомнения, руководился примером своего наставника. Преподобный был весьма милостив и нищелюбив, так что в обители его находили себе приют и успокоение все нуждавшиеся и обездоленные. Особенно много потрудился преподобный в тяжелую годину голода, постигшего костромские пределы после нашествия казанских татар.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Преподобный Савва Московский, †ок. 1410–1420, память 13 июня. Преподобный Александр Московский, †после 1427, память 13 июня. Преподобный Даниил Черный, иконописец, Московский, †до 17 ноября 1426, память 13 июня. Преподобный Андрей Рублев, иконописец, Московский, †до 17 ноября 1426, память 4 июля и 13 июня. Преподобный Роман Киржачский, †29 июля 1392. Преподобный Афанасий Высоцкий, Серпуховской, Старший, †после 1401, память 12 сентября. Преподобный Афанасий Высоцкий, Серпуховской, Младший, †12 сентября 1395. Преподобный Леонтий Стромынский, †ок. 1380, память 20 июля. Преподобный Савва Стромынский, †20 июля 1392. Преподобный Савва Сторожевский, Звенигородский, †З декабря 1407, обретение мощей 19 января 1652. Преподобный Иаков Стромынский, XIV, память 21 апреля. Преподобный Григорий Голутвинский, Коломенский, XIV–XV, память 25 января. Преподобный Афанасий, Железный Посох, Череповецкий, †ок. 1388, память 26 ноября и 25 сентября. Преподобный Феодосий Череповецкий, †ок. 1388, память 26 ноября и 25 сентября. Преподобный Мефодий Пешношский, †4 июня 1392, память 14 июня. Преподобный Иаков Железноборовский, †11 апреля 1442. Преподобный Никифор Боровский, †до 1414, память 9 февраля. Преподобный Никита Боровский, †после 1421, память 1 мая. Преподобный Ферапонт Боровенский, Калужский, XIV–XV, память 27 мая. Собеседники Преподобного Сергия Святой благоверный великий князь Димитрий Донской, †19 мая 1389. Преподобная Евфросиния Московская (в миру святая благоверная великая княгиня Евдокия), †7 июля 1407, память 17 мая. Святитель Стефан, епископ Великопермский, †26 апреля 1396. Святитель Михаил, епископ Смоленский, †б мая 1402, память 28 ноября. Святитель Дионисий, архиепископ Суздальский, †15 октября 1385, память 26 июня. Преподобный Евфимий Суздальский, †1 апреля 1405, обретение мощей 4 июля. Преподобный Димитрий Прилуцкий, †11 февраля 1392. Преподобный Стефан Махрищский, †14 июля 1406. Преподобномученик Григорий Авнежский, †15 июня 1392. Преподобномученик Кассиан Авнежский, †15 июня 1392.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010