В настоящее время Брылеева пустынь не сохранилась. На месте Введенской церкви стоявшей в пустыни, просматриваются следы прежнего фундамента. Преподобный Иаков Брылеевский в настоящее время причислен к лику общероссийских святых, его память совершается 11(24) апреля, в день преставления прп. Иакова Железноборовского.   Иконы с образом преподобного Иакова Железноборовского Когда появляется первая икона с изображением преп. Иакова, сказать сложно. Вероятно, это произошло после обретения его мощей в 1613 г., через несколько дней после восшествия на Русский престол Михаила Феодоровича Романова. Представить иконографию преподобного во всей полноте на сегодняшний день, к сожалению, невозможно. Большинство икон с изображением святого, упоминаемых в дореволюционной литературе и архивных документах, не дошло до наших дней. Нами также только начата работа по выявлению реально существующих икон в храмах и музеях России. При написании данной работы были исследованы некоторые памятники в пределах костромской земли. В хронологическом порядке найденные образы можно выстроить так: 1) Икона. Преподобные Макарий Унженский и Иаков Железноборовский в молении иконе Троицы. 1620-е гг. Кострома. 160х110 см. КМЗ КОК 23252/14 . Дерево, левкас, темпера. Происходит из церкви Успения Пресвятой Богородицы г. Костромы, из придела в честь прп. Макария и Иакова. 2) Икона. Преподобный Ефрем Сирин с преподобными Макарием Унженским и Иаковом Железноборовским на полях. 1620- е гг. Кострома. 114х74 см. КГОХМ КП – 2020. Дерево, левкас, темпера. Происходит из церкви Ефрема Сирина села Ефремий – Ширь Парфеньевского района. 3) Икона. Преподобный Иаков Железноборовский. Третья четверть XVIII в. Галич. 154х63,5 см. Дерево, левкас, темпера. Происходит из села Борок Буйского района Костромской области. Сейчас находится в Богоявленско-Анастасиином монастыре г. Костромы. 4) Икона. Избранные костромские святые. 1886 г. Кострома. 123х133 см. КМЗ КОК 43824. Дерево, левкас, темпера. Происходит из церкви св. Николая села Верховье Солигаличского района. Сейчас в собрании Нерехтского краеведческого музея. Преп. Иаков изображен крайним справа во втором ряду.

http://bogoslov.ru/article/1559953

На сегодняшний день не сохранилось практически ничего из былых монастырских святынь и сокровищ, и сведения, приводимые нами, почерпнуты исключительно из литературы и архивных документов. Исключение составляют лишь чудом сохранившиеся вериги преподобного Иакова, находящиеся в экспозиции Буйского краеведческого музея, рукописные Синодики Железноборовского монастыря середины XVII и второй половины XVIII вв. (КМЗ КОК 627, КМЗ КОК 24419) и минея месячная 1541 г. из ризницы монастыря (ГАКО. Ф. 558. Оп. 2. Ед.хр. 430). Подробной информации о судьбе огромного количества икон, церковной утвари, предметах монастырского быта в постреволюционное время, мы не имеем, зная лишь то, что «10 июня 1922 года из Железноборовского монастыря Ферапонтовской волости изъято ценностей: золота - нет, серебра – 23 фунта» .  Опубликовано: Светоч, Кострома, 2008. С. 47-52. Иаков Железноборовский, преподобный.// Православная богословская энциклопедия или богословский энциклопедический словарь, содержащий в себе необходимые для каждого сведения по всем важнейшим предметам богословского знания в алфавитном порядке с иллюстрациями и картами: В 12 т./Т. VI: сост. под ред. проф. Глубоковского Н. Н. – СПб.: приложение к духовному журналу «Странник». - Ст. 112. Святые угодники Божии и подвижники Костромские. Их жизнь, подвиги, кончина и чудеса. – Кострома, 1879. – С. 37. Иаков Железноборовский, преподобный.// Православная богословская энциклопедия или богословский энциклопедический словарь, содержащий в себе необходимые для каждого сведения по всем важнейшим предметам богословского знания в алфавитном порядке с иллюстрациями и картами: В 12 т./Т. VI: сост. под ред. проф. Глубоковского Н. Н. – СПб.: приложение к духовному журналу «Странник», 1905. - Ст. 112. Матер. для ист. топогр. опис. прав. мон. В. Зверинскаго , СПб., 1893 г., ч. III, 1639. Списки иерархов, П. Строева, 884, где Иаков Брылеев назван «преподобным». На иконе, имеющей 2 ½ арш. 13 вершк., ( примерно 11х58 см, полностью совпадает с размерами надгробной иконы преп. Иакова Железноборовского – вкладом царя Михаила Романова, что, по нашему мнению, может свидетельствовать об одном времени создания этих икон, а возможно, и об одном вкладе - иг. Ф. ) блаж. Иаков изображен в схимнических одеждах с открытою главою и развернутым свитком в руках. Строго-аскетическое, испещренное многочисленными глубокими морщинами, лицо его, обрамленное довольно длинною и несколько клинообразною седою брадою, показывает в нем человека не от мира сего, строжайшего аскета; чем долее всматриваешься, тем все более и более становятся очевидны сокровища необъятной его любви ко всему человечеству. – Икона облечена в медно-посеребренную ризу и украшена медно-позлащенным венцом. Древнее ея происхождение несомненно ( Воскресенский , с. 82).

http://bogoslov.ru/article/1559953

Большинство икон с изображением святого, упоминаемых в архивных источниках и лит-ре XIX - нач. XX в., не сохранились, поэтому представить развитие иконографии И. можно только по отдельным произведениям, в основном костромского происхождения. В иконописных подлинниках облик И. под 5 мая или 23 окт. (в день памяти ап. Иакова, брата Господня) уподобляется, как правило, облику сщмч. Власия Севастийского: «Подобием сед, брада аки Власиева, в схиме, кудерцы знать, на главе схима, риза преподобническая» (кон. XVIII в.- БАН. Строг. 66. Л. 46 об.); «…подобием сед, брада аки Власиева, в схиме; из под схимы кудерцы знать» (XVIII в.- Филимонов. Иконописный подлинник. С. 53-54). Согласно др. варианту описания, И. сравнивается с рус. преподобным: «Сед аки Евфимий Суздальский, на главе кудерцы знать, в схиме, риза преподобническа» (20-е гг. XIX в.- РНБ. Погод. 1931. Л. 53; см. также: ИРЛИ (ПД). Перетц. 524. Л. 71 об., 77, 155; Большаков. Подлинник иконописный. С. 37 (9 окт.), 41, 95). Прп. Иаков Железноборовский. Роспись ц. Рождества Христова в с. Борок Буйского р-на Костомской обл. Кон. XIX в. Прп. Иаков Железноборовский. Роспись ц. Рождества Христова в с. Борок Буйского р-на Костомской обл. Кон. XIX в. Наиболее ранним единоличным образом святого является икона-пядница 1-й пол. XVII в. (ГИМ - Прп. Сергий Радонежский/Сост.: Н. Н. Чугреева. М., 1992. С. 188-189, 269. Ил. 102): И. представлен в правой части средника, в рост, в молении образу Спасителя в облачном сегменте, одет в охристую рясу, коричневую мантич, синий параман, на голове куколь, правая рука поднята для крестного знамения, в левой развернутый свиток (текст: «Терпите, братие лютые скорби и обрящете покой д[у]шам своим»), борода со значительной проседью. Очевидно, такой иконографический извод был распространен в костромских землях, он встречается, в частности, на храмовой иконе прп. Ефрема Сирина (в молении Св. Троице, без свитка) 20-х гг. XVII в. из ц. во имя этого святого с. Ефремье Парфеньевского р-на Костромской обл.

http://pravenc.ru/text/200169.html

И. представлен в рост, вполоборота влево, в облачении схимника, с непокрытой головой. Образ И. был написан на столпах св. ворот в вост. части монастырской ограды ( Авдеев А. Г. Исследования в Паисиевом Галичском мон-ре в 1996 г. М., 1997. С. 35. Ркп.). Изображение И. (в 4-м ряду левой группы, без куколя, с острой на конце бородой) включено в Собор Костромских чудотворцев на иконе 2001 г. работы Е. П. Тисова (Богоявленский собор Анастасиина мон-ря в Костроме). Лит.: Самарянов А. В. Памятная книга для Костромской епархии. Кострома, 1868. С. 72; Филимонов. Иконописный подлинник. С. 350; Св. угодники Божии и подвижники костромские, их жизнь, подвиги, кончина и чудеса. Кострома, 1879. С. 124; Орлов В. Галичский Староторжский Николаевский жен. мон-рь. М., 1913; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 454-455; Т. 2. С. 113-114; Святыни и святые земли Галичской/Сост.: Г. Н. Островская. Галич, 2008. С. 55-60. О. С. Куколевская Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых) ИАКОВ Железноборовский († 1442), основатель Железноборовского во имя св. Иоанна Предтечи муж. мона-ря , прп. (пам. 11 апр., 5 мая, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых) АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых ) АНТОНИЙ ЛЕОХНОВСКИЙ (2-я пол. XVIb. - ок. 1613.), основатель Антониева Леохновского мон-ря, прп. (пам. 17 окт., в Соборе Новгородских святых, в Соборе Тверских святых и во 2-ю пятницу после 29 июня - перенесения мощей) АНТОНИЙ СИЙСКИЙ (1478-1556), игум., осн. Антониева Сийского мон-ря, прп. (пам. 7 дек., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АРСЕНИЙ КОНЕВСКИЙ (Коневецкий; кон. XIVb. – 1447), прп.(пам. 12 июня, в Соборе Афонских преподобных, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Карельских святых, в святых Санкт-Петербургской митрополии, и в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря) ВАРЛААМ ВАЖСКИЙ ([Пинежский или Шенкурский] Василий Степанович; † 1462), основатель Варлаамиева Важского во имя ап.

http://pravenc.ru/text/200167.html

Этот монастырь, как в рукописной о житии Преподобного Иакова, в той обители почивающего, истории значится, построен Великим Князем Московским Василием Димитриевичем, сыном Великого Князя Димитрия Ивановича Донского по случаю таковому: когда Супруга Его Великая Княгиня София Витовтовна Великого Князя Литовского Витовта Кестутьевича дщерь, непраздна будучи прежде времени рождения впала в великую и опасную болезнь, и когда все приближённые к ней, видя неослабную жестокость её болезни, заключили, что жизнь этой Великой Княгини находится уже в опасности и отчаянии, в то время помянутый Преподобный Иаков случился быть в Москве; и поскольку ради святости жития своего он довольно был от людей почитаем и уважаем, то Великий Князь о нём известившись просил его, да о здравии Великой Княгини святые к Богу принесёт молитвы. Свят. Иаков, убеждённый прошением Князя, исходатайствовал молитвами Великой Княгине от болезни облегчение и свободу чрез благополучное от бремени разрешение, которым родился сын, наречённый именем своего родителя. Великий Князь Василий Димитриевич в знак своей к Преподобному, паче же к Богу благодарности на том месте, где была уединённая Преподобного близь берега реки Темзы поставленная малая хижина, благоволил устроить обитель; а для содержания иночествующих определил к ней вотчины, которая с того времени и названа обителью Железноборовской. До учреждения в 1764 году Штатов Настоятелями сего монастыря были Игумены, по состоянию же Штатов, когда уже число братии уменьшилось, то этот монастырь оставлен на своём содержании. В 1775 году по смерти последнего Игумена учинено начальство Строительское. До Штатов оных было за монастырём сим 1.361 душа крестьян. Жерновский монастырь Мужской, упразднённый. Находился в 1740 году в Переславском Рязанском уезде и был приписан к Воскресенскому, Новый Иерусалим именуемому, монастырю. Жидичинский монастырь Мужской. Упоминается в 1766 году в Польских владениях. См. Историч. Известие о возникшей в Польше Унии стр. 97 изд. 1805 год. Жиздренский монастырь Упразднённый, мужской. Находился в Брянском уезде при селе, что ныне уездный город Калужской Епархии, Жиздре, и был в 1740 году приписным к Ставропигиальному Донскому монастырю. Житейный Осташковский монастырь Мужской, заштатный, Тверской Епархии. Находится на острове озера Селигера, именуемом Житейный, отчего и монастырь название своё имеет, расстоянием от города Осташкова в 250 саженях. Построен этот монастырь в 1716 году по Указу Государя ПЕТРА I, иждивением осташковских обывателей. Настоятельство в монастыре сем Строительское, учреждённое, вероятно, по Штатам, в 1764 году состоявшимся. Жукова пустынь См. Салдовский монастырь. Читать далее Источник: История российской иерархии, собранная Новгородской семинарии префектом, философии учителем, соборным иеромонахом Амвросием. : В Москве, при Синодальной типографии, в 6-и частях : 1807-1815./Ч. 4. - 1812. - 887, V, с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

(КГОИАМЗ). На правом поле иконы изображен И. в такой же позе, с поднятой рукой и с развернутым свитком с текстом: «Терпите брати люты скорби и бря…» (на левом поле - прп. Макарий Унженский и Желтоводский), на голове остроконечный куколь, борода прямая, на конце округлая. В это же время была написана икона «Преподобные Макарий Унженский и Иаков Железноборовский в молении образу Св. Троицы» из ц. Успения Пресв. Богородицы в Костроме (20-е гг. XVII в., ЦИАМ Костромской епархии), где находилась в иконостасе посвященного этим святым придела. И. представлен справа вполоборота к центру, в аналогичном одеянии (ряса тоже охристого цвета), с густой, острой на конце бородой, правой рукой поддерживает икону Св. Троицы; надпись: «ПРПБНЫИ IAKOBЪ Бopobuцkiu чд». Сведения о ранних иконах И. сохранились в архивных источниках и публикациях XIX - нач. XX в. В рукописи «Опись имущества Железноборовского монастыря» кон. XVII-XVIII в. (ГА Костромской обл. Ф. 130. Оп. 6 (доп.). Д. 212) в части, где перечисляются монастырские иконы и предметы шитья, указан «образ преподобнаго Якова Железноборовскаго оклад басенной ветх. два венчика. Все серебряныя» (л. 1). Далее в описи убранства теплой ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы представлено описание иконостаса придела во имя И.: «…в том иконостасе местные образа по правую сторону царских дверей образ Спасителев на нем венец и поля сребряны и на тех ангелах два венчика сребреные и вызолоченые. Еще внизу в молении предстоящих четыре. Образ Якова Чудотворца Железноборовского оклад чеканной венец и цата серебряныя гладкия тринатцать камешков разных цветов…» (Л. 4). В нач. XX в. в числе святынь и достопримечательностей Железноборовского мон-ря указаны 3 иконы И. ( Воскресенский. 1913. С. 72): чудотворный образ преподобного «надгробный, греческого письма,- дар благочестивого усердия царя Михаила Феодоровича, по нижним краям своим имеющий серебряно-чеканный древний басемный тонкий оклад древней искусной работы; венец, риза и цата сребро-чеканныя… Преподобный изображен старцем, в схимомонашеских одеяниях» (близкий по размерам образ хранился возле надгробия ученика И.

http://pravenc.ru/text/200169.html

Провидев свою кончину, она вместе со старцем Апелианом, бывшем в то время в Ефесе, и шестью благочестивыми мужами пошла за город, нашла на горе пещеру и, войдя в нее, велела спутникам закрыть ход в пещеру тяжелым камнем. Здесь 5 мая святая мученица преставилась ко Господу. На четвертый день христиане пришли к пещере и отвалили камень, но тела святой Ирины там не было. (По другим источникам великомученица Ирина проповедовала Евангелие Христово в славянских землях и была сожжена в Солуни.) Литература: 1 . Протопопов Д. И. Жития святых, чтимых Православной Российской Церковью, а также чтимых Греческой Церковью. Месяц Май. М., 1885. 2 . Настольная книга священнослужителя. Т. 3. М., изд. Московской Патриархии, 1979. Преподобнаго Иакова Железноборовскаго (Службу зри 11 апреля) Тропарь, глас 4: Небеснаго желая,/земная возненавидел еси/и, взем крест свой, последовал еси Христу/и от Него прием дарования чудес,/исцеляти недужныя;/но яко имея дерзновение ко Святей Троице,/испроси православным христианом здравие и спасение,/на враги же победу/и не забуди, посещая чад своих,/припадающих к цельбоносному гробу твоему,/Иакове, преподобне отче наш. Кондак, глас 8. Подобен: Взбранной: Сердечная очи, досточудне, ко Господу вперив/и телесныя страсти из корене исторгая,/неболезненную жизнь в болезнех восприял еси, преподобне,/болезнем же лютым даеши исцеление просящим с верою у тебе,/темже молим тя, досточудне,/исцели наша болезни душевныя и телесныя, да зовем ти:/радуйся, Иакове Богомудре, отче наш. Преподобный Иаков Железноборовский Преподобный Иаков Железноборовский родился во второй половине XIV века в известной семье Амосовых (Аносовых), жившей в Костромских пределах. С раннего детства, подобно Преподобному Сергию Радонежскому, он отличался постничеством и после погребения родителей раздал имение бедным и ушел в Троицкую обитель. Пройдя великую школу послушания у Преподобного Сергия Радонежского, он был им пострижен в монашество и получил от него благословение на отшельническую жизнь в пустынных костромских лесах.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

1) Каменный теплый храм, в честь Рождества Пресвятыя Богородицы, с приделом в честь преподобного Иакова Железно - Боровскаго Чудотворца, - построенный в 1757 году; Здесь под спудом покоятся Св. мощи преп. Иакова, основателя Железно – Боровскаго монастыря, который был современник и ученик Преп. Сергия Радонежского Чудотворца. При раке Пр. Иакова имеются: а) каменный, обложенный медью крест, б) железныя вериги в которых подвизался Пр. Иаков и, в) стальная кольчуга, дарованная Пр. Иакову великим князем Василием Васильевичем, внуком Димитрия Донского, - в 1433 году. Основание Железно – Боровскаго монастыря относится к 1390 году. Кончина Преподобного Иакова последовала 11-го апреля 1442 года. Открытие Св. мощей Преподобного Иакова происходило 5-го мая 1613 года. 2) Каменный холодный храм, в честь рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, с приделом в честь Пр. Сергия Радонежского Чудотворца, построенный в 1761 году. 3) В деревянном храме в честь Введения Пресвятыя Богородицы, в Брылеевой пустыни, принадлежащей Железно – Боровскому монастырю, св. антиминс священнодействован при державе Благоверныя Государыни Императрицы Екатерины Алексеевны, Епископом Павлом Костромским и Галичским в 1793 году. Здесь, по преданию, под спудом покоятся Св. мощи Преп. Иакова же, современника и сотрудника Пр. Иакову Железно – Боровскому, имеется в сем храме и древний образ сего Святого, письменных же сведений о нем не сохранилось. 4) В монастырской библиотеке, имеется рукописное Евангелие в четверть листа - 1570 года. 5) Дары Благочестивейшего Царя Михаила Феодоровича: а) два Евангелия, напечатанные при первом Всероссийском патриархе Иове; б) Серебреный напрестольный крест; в) икона Всемилостиваго Спаса, обложенная позолоченным бассебным серебром, которая в настоящее время находится на правой стороне Предтеченского олтаря. 6) В Предтеченской церкви за левым клиросом, находится икона Преподобного Иакова, написанная по преданию при жизни Царя Михаила Феодоровича, древняго греческаго письма, обложена позолоченным бассебным серебром, на ней имеется следующая надпись:

http://bogoslov.ru/article/1507772

Главной особенностью аскезы новгородских подвижников явилось то, что они опирались на традицию исихастов Афонской горы . В остальном оба движения тождественны, и это не удивляет, т.к. источник у них был один – византийское исихастское Возрождение. Вывод, сделанный М.К. о «громадном» количестве монастырей новгородского направления колонизации, не помешал академику заявить: «…Никто не оказал такого обширного влияния на развитие монастырских поселений на севере, как Сер­ гий Радонежский» . (Следует отметить особенное участие преподобного в деле возрождения Костромского края. Известны шестеро учеников святого Сергия, подвизавшихся на этой земле, пятеро из них основали здесь свои обители. Это преподобные Авраамий Галичский (он же Чухломской, Городецкий), Иаков Железноборовский, Никита Костромской (он же Радонежский, Высоцкий (Серпуховский), Боровский), Пахомий Нерехтский, Макарий Писемский и Павел Обнорский; ими в костромском регионе основано восемь монастырей. Отдельной ветвью монастырской колонизации края следует рассматривать преподобного Макария Унженского. Помимо того, что есть все основания считать его собеседником преподобного Сергия , следует помнить о духовной связи этого святого – через святителя Дионисия Суздальского и основанный им Нижегородский Вознесенский Печерский мужской монастырь – с родоначальниками русского монашества преподобными Антонием и Феодосием Киево-Печерскими .) Плоды православного Возрождения многоразличны, и прежде всего это христианская проповедь среди язычников. Вот как описывает ее в XVI веке австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейн: «Монахи-отшельники уже давно обратили в христианскую веру большую часть идолопоклонников, издавна и часто про­ поведуя у них христианство. Даже и теперь отправля ются они в разные страны, лежащие на севере и восто­ ке, куда достигают только с величайшим трудом и с опасностью чести и жизни» . Но кроме проповеди инородцам иноки словом и личным примером оказывали влияние на русский народ, пробуждая его христианскую совесть, воцерковляя его.

http://bogoslov.ru/article/4240141

Священномученик Антипа – ученик святого апостола Иоанна Богослова (память 26 сентября), был епископом Пергамской Церкви в царствование императора Нерона (54–68). В то время по повелению императора всех, кто не приносил жертвы идолам, подвергали казни или изгнанию. Тогда был сослан на остров Патмос (в Эгейском море) святой апостол Иоанн Богослов, которому Господь открыл будущие судьбы мира и Святой Церкви. О кончине святителя Антипы повествуется так: «И Ангелу Пергамской Церкви напиши: так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч: знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь Имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа» ( Откр. 2:12–3 ). Святитель Антипа своим примером, твердой верой и неустанной проповедью о Христе достиг того, что жители Пергама начали уклоняться от жертвоприношений идолам. Языческие жрецы упрекали епископа в том, что он отвращает народ от поклонения отечественным богам, и требовали прекратить проповедь о Христе и принести жертву идолам. Святитель Антипа спокойно ответил, что не станет служить бесам, что он поклоняется и будет поклоняться Господу Вседержителю, создавшему все, и Его Единородному и Единосущному Сыну и Святому Духу. Жрецы возразили, что их боги существуют издавна, а Христос появился недавно и был распят при Пилате как злодей. Святитель ответил, что языческие боги созданы руками людей и все сказания о них исполнены беззаконий и пороков. Он твердо исповедовал веру в Сына Божия, воплотившегося от Пресвятой Девы. Разъяренные жрецы повлекли священномученика Антипу в храм Артемиды и бросили его в раскаленного медного вола, куда обычно бросали жертвы идолам. Священномученик в раскаленной печи громко молился Богу, прося принять его душу и укрепить веру христиан. Он отошел ко Господу спокойно, как бы уснув († ок. 68). Ночью христиане взяли не тронутое огнем тело священномученика Антипы и с честью похоронили в Пергаме. Гробница священномученика стала источником чудес и исцелений от различных болезней. Особенно прибегают к священномученику Антипе при зубных болях.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010