Память его совершается особо 26 октября/8 ноября, а также с Собором Дальних пещер 28 августа/10 сентября и во 2–ю Неделю Великого поста, с общим Собором Киево–Печерских отцов. Антоний, епископ Новгородский, святитель Когда преподобный Герасим основал (в 1528 г.) Свято–Троицкий Болдинский монастырь в 15 верстах от Дорогобужа, то слава о его подвигах и духовной опытности вскоре привлекла к нему множество учеников, желавших под его руководством проводить иноческую жизнь. При отеческой заботливости преподобного о спасении собранного им братства казалось, что все оно имеет одну душу, одно желание, так что и после блаженной кончины преподобного Герасима основанный им Болдинский монастырь долго еще славился строгостью жизни своих иноков, между которыми не мало было подвижников добродетели, истинных рабов Божиих. Ближе всех по духу к прп. Герасиму был инок Антоний. Откуда он был родом и какого происхождения — неизвестно, так как в древности в иноческих обителях мало обращалось внимания на происхождение и мирское звание. Известно только то, что Антоний был постриженник и любимейший ученик прп. Герасима, он написал житие своего наставника, удостоен был сана священства еще при его жизни и впоследствии достойно заменил его для братии в сане игумена. Ученик во всем старался подражать своему учителю и по смерти Иосафата, преемника св. Герасима, всей братией единогласно избран был игуменом на его место. Своей отеческой заботливостью о благоустроении вверенного ему стада, кротостью и любовью ко всем, незлобием и детской простотой сердца он не только привлек к себе сердца братии к служил для нее примером, но и вне монастыря широко распространилась слава о его подвигах и достигла царствующего града. Поэтому, когда Вологодская архиерейская кафедра, после епископа Варлаама I, сделалась свободной, Антоний собором иерархов признан был достойным занять ее «многаго ради добродетельного жития своего». И 11 октября 1586 года был рукоположен во епископа в Москве митрополитом Дионисием. С апостольской ревностью принялся он за управление обширнейшей епархией, не жалея ни трудов своих, ни здоровья, стараясь всем быть вся (1 Кор.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

А. Л. Третьякова Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых) АНТОНИЙ СИЙСКИЙ (1478-1556), игум., осн. Антониева Сийского мон-ря, прп. (пам. 7 дек., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АРСЕНИЙ КОНЕВСКИЙ (Коневецкий; кон. XIVb. – 1447), прп.(пам. 12 июня, в Соборе Афонских преподобных, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Карельских святых, в святых Санкт-Петербургской митрополии, и в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря) ВАРЛААМ ВАЖСКИЙ ([Пинежский или Шенкурский] Василий Степанович; † 1462), основатель Варлаамиева Важского во имя ап. Иоанна Богослова муж. мон-ря, прп. (пам. 19 июня, в субботу между 31 окт. и 6 нояб.- в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВАРЛААМ ХУТЫНСКИЙ (Алекса Михалевич; † 6.11.1193?,) прп. (пам. 6 нояб., в 1-ю пятницу Петрова поста, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ГЕРАСИМ (Григорий Михайлович; 1488/89-1554), прп. Болдинский (пам. 1 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых) ГЕРМАН [Соловецкий] († 1479 или 1484), прп. (пам. 30 июля, 8 авг., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ЕВФИМИЙ (1316? - 1404/05), основатель и 1-й настоятель Евфимиева суздальского в честь Преображения Господня муж. мон-ря, прп., Суздальский (пам. 1 апр., 4 июля, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святыхъ, 6 июля - в Соборе Радонежских святых) ЕЛЕАЗАР (Севрюков; кон. XVI в. - 1656), прп. (пам. 13 янв., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ИГНАТИЙ Ломский, Сарский, Ярославский, Вологодский († кон. XVI в.), прп. (пам. 28 дек. и 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/text/62956.html

Самое главное — хлеб. Зачем есть селедки и консервы разных сортов? Так хорошо представлял я себе нарезанные ломтики хлеба. Вообще удивлялся, почему мы когда-то ходили обедать, просто хлеб, причем особенно хотелось черного, ржаного хлеба. Часто он снился мне по ночам. Ненормальное отношение к хлебу у меня сохранилось на долгие годы. Так проходила первая военная весна. В сарае около госпиталя — штабеля трупов. Их вывозили каждую неделю грузовиком. Другие поправлялись, разговаривали о постороннем, собирались в дорогу, обсуждали, кто куда поедет. Трагическое смешивалось с комическим. Помню спор старого еврея-коммерсанта со старым питерским инженером: «Вы думаете, что вы инженер? Так вы таки не инженер. Подлец вы, а не инженер». Я не выдерживаю и прыскаю, потом говорю: «Но разве невозможно совместительство?» И тут же прошу прощения у старика Петра Алексеевича, обруганного инженера. А на дворе пригревало солнышко, оттаивал снег. Снег в Вологде, на севере, лежал до 1 мая, но все-таки наступала весна. В конце апреля начал выходить. Главный врач больницы, милая хорошая женщина, разрешила. Первый выход, конечно, в церковь. Это было 26 апреля — неделя о самарянке. Просторный храм. Хорошие, простые люди. Разговорился с несколькими интеллигентами. Старые вологодцы, все говорят на «о», город свой обожают, рассказывают, как в XI веке пришел преподобный Герасим из Киева, основал монастырь. Потом был инок преподобный Димитрий Прилуцкий. Его обитель сохранялась до самой революции, и сейчас еще строения целы. Потом облюбовал этот город Иоанн Грозный, хотел сделать его столицей. Память о Грозном сохранилась в городе. Однажды выходил он из Кремля (в Вологде сохранился Кремль), стал спускаться к реке (река тоже Вологда, по ней и название города, и здесь был брошен в него камень. Камень пролетел в вершке от головы. Построил на этом месте Иоанн Грозный собор — Вологодскую Софию. До сих пор высится это здание. Оно, действительно, не в Кремле, а по выходе из Кремля, у реки. По сравнению с Софией Новгородской София Вологодская затейливее и грандиознее. Двенадцать глав. Есть в ней что-то восточное, азиатское. Глядя на нее, так и хочется сказать:

http://azbyka.ru/fiction/ruk-tvoix-zhar-...

На юго-западе и западе православие начало распространяться среди ливов, латышей и эстов, но вскоре было остановлено вооруженным натиском немецких военно-монашеских орденов. На востоке более успешной была миссия среди волжско-камских болгар, с которыми Русь имела тесные торговые сношения. Мусульманство у них еще не приняло нетерпимого характера. Уже святому князю Владимиру удалось привлечь несколько болгарских князей, которые крестились и остались у него на службе. Во второй половине XII в. святой Андрей Боголюбский старался воздействовать на души этих мусульман и язычников через великолепие христианского храма. Значительно активнее миссионерство распространялось в северных направлениях. Это были владения наиболее обширной Новгородской епархии, занимавшей Новгородскую и Архангельскую области, Кольский полуостров, а также большую часть или половину Финляндии и Петрозаводской, Петербургской и Псковской областей. Раньше всех подверглись обрусению и христианизации ижорцы и корелы, но особенно успешно – в конце Киевского периода. Отдельные иноки-миссионеры просвещают чухонцев (святой Нифонт, середина XII века), чудь Олонецкого края (преподобный Кирилл Челмогорский с 1147г.), инородцев Вологодского края (преподобный Герасим, середина XII в.). Даже новгородская вольница, заняв города черемисов и вотяков на реке Вятке в 1174г., воздвигла там русские храмы и насаждала христианство в окрестностях. Но в этих северных краях на инородцев оказывали отрицательное влияние соседние племена, например, литовцев с их более разработанным языческим культом и жреческим сословием, и финны, у которых сильно были развиты кудесничество и колдовство. Русское миссионерство среди монголов берет свое начало с момента посещения ставки великого когана в Каракоруме русскими князьями, которые всегда имели при себе; священников. Послы римского папы, бывшие в монгольской империи в 1246 и 1253 годах, видели при дворе императора русских клириков, которые проповедовали там христианство. В самой Золотой Орде миссионерскую деятельности открывает ростовский епископ Кирилл (1231–1261), дважды побывавший в Орде.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

Особый вид гадания был следующий: наливали в блюдо воды и клали туда уголек. На краях блюдца раскладывали хлеб, кольцо и песок. Потом взбалтывали воду и ждали, пока уголек остановится; будущее определялось по тому, где остановится уголек: песок означал смерть, хлеб – отсутствие перемен. Ист.: Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография. М., 1.991. Гайтан Праздничное нагрудное украшение русских крестьянок. Было распространено на юге России. Галактион Народное название дня свв. мчч. Галактиона и Епистимы, жениха и невесты, при гонителе христиан имп. Декии пострадавших, 5/18 нояб. Бытовало поверье, что в этот день молодым влюбленным, которых разлучили родители, не по их воле женили или не с тем обручили, надо было, вспоминая свою прежнюю любовь, смотреть в сумеречное небо. Может быть, там и счастье свое отыщешь: милый появится или другой образ привидится. При гадании для «присухи» жениха из свежего веника-голика вырывали прутик и клали его на порог, ожидая парня. Как только он перешагивал через прутик, девушка убирала его в укромное место. В банный день прутик клали в бане на полок, приговаривая: «Как сохнет этот прут, так пускай сохнет по мне раб Божий (такой-то)». Галушки Клецки, пшеничное тесто, сваренное комками в воде или борще. Иногда галушки замешивались на молоке или затирались на свином сале. Их ели с маслом или со свиным салом с чесноком. Гамаюн В древнерусской мифологии вещая птица, посланница богов. Всем, кто умеет слышать тайное, она сообщает о происхождении земли и неба, богов и богинь, людей и чудовищ, птиц и зверей. Гармоника (гармонь) Популярный, особенно в к. XIX – н. ХХ в., прежде всего в городской мещанской среде, музыкальный язычковый духовой инструмент с мехами и металлическими клапанами и ладами. В Россию гармоника была принесена из Германии. В 1-й четв. XIX в. началась переработка гармоники русскими мастерами, а собственное производство возникло в 1830-х. В России было создано множество разновидностей гармоники: тульская, бологойская, саратовская, сибирская, татарская, касимовка, венка, тальянка и др. Геннадий Костромской и Любимоградский Преподобный († 1565), в миру Григорий, происходил из Могилева. Родился в семье богатых, но не отличавшихся благочестием родителей. Переодевшись в бедную одежду, Григорий тайком ушел из дома. Долго странствовал по разным русским землям, ища духовного успокоения и, наконец, в Вологодской земле он встретился с прп. Корнилием Комельским. Он и постриг в монашество юношу, и они вместе удалились в непроходимые костромские леса. Здесь, на берегу Сурского оз., они в 1505 основали обитель в честь Преображения Господня, впоследствии – Спасо-Геннадиев монастырь. Особенно любил прп. Геннадий иконописное дело, чутко переживая в своей душе Божественную красоту. За свою праведную жизнь подвижник получил редкий дар прозорливости и чудотворения. Канонизирован в 1646.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В конце евангелия находится собственноручная приписка Арсения: «В лето 7014 (1506) сие евангелие почато бысть писатись октября 18, а кончась марта 12 при благочестивом великом князе Василие Ивановиче и при архиепископе Симоне митрополите, на престол св. великого чудотворца Николы, еже есть на Комье, повелением всех православных христиан Никольского прихода. Писано же бысть с старого списка с Печеньги, а добываль его князь Юрий Васильевич. Сие же писал евангелие многогрешный чернец Арсеньишко Сахарусов. И аще будет по грехам опись в ведении или неведении, исправите Бога ради, зане многи пословицы приходили Новгородские. Аз окаянный скуден умом рассудити на се груб и невеглас, тесен разумом». – Вот наставление святого для нерассудительных чтителей старины! Вот пример, которому должны следовать раскольники в исправлении очевидных описок и погрешностей видящие перемену веры и ересь. Арсений сам просит исправлять ошибки, какие окажутся в труде его. 184 Впоследствие был поставлен на этом месте св. крест и потом часовня. См. рукоп. жития пр. Арсений. 186 В подтвердительной подписи на жалованной монастырю грамоте 1543 года видно, что в июле 1550 года был уже строителем монастыря Герасим, а пр. Арсений скончался в августе. 188 Распятие это сохранилось до ныне, на одной стороне его вырезано: «Крест Христов Павловы пустыни», – на другой «лето 7043» (1535). 189 В рукописном житии пр. Логгина год основания монастыря не показан. В истории российс.иерархии (IV, 779) в русских святых Филарета Черниговского основание монастыря отнесено к 7043 (1535) г., т. е. к тому, который вырезан на деревянном распятии подаренном пр. Логгину. Но неизвестно, когда и где сделана эта надпись, тогда ли – когда сделан был, крест, или когда им благословляли Логгина в путь. Кажется, что первое вернее. Спутник Логгина пр. Симон вышел, из Корнилиева монастыря уже по смерти своего учителя, а пр. Корнилий скончался 19 мая 1537 г. Если допустить, что друзья вышли из своих монастырей вскоре после его кончины и того же лета пришли на Вычегду, то начало Коряжемского монастыря надобно положить никак не ранее 1537 г., что будет согласнее с житием пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Иоасафу, радуйся, яко при животе твоем некоего инока о сребре, данном на сооружение твоея обители от раскаяния спасл еси, и милостиво наказуя его не согрешати к тому, благодарю Божией прозреше ему даровал еси. Радуйся, яко по преставлении твоем к Богу, списателя бывша в недоумении о твоем добродетельном жили, ты явлением своим вместе с наставником твоим игуменом Кассианом, уверил еси. Радуйся, яко о неведомой тайне столпа, философа мнением превозносящегося посрамил еси, и Божию суду того предал еси. Святые Герасим, Питирим и Иона, епископы пермские Как православная церковь греческая установила совокупное торжество трем своим великим святителям, хотя они жили не в одно время и скончались в разных местах, так и древняя церковь пермская, подражая греческой и царствующему граду Москве, празднующей в один день трем своим иерархам – 29 января, накануне праздника вселенских учителей, воспоминает и прославляет подвиги троих своих архипастырей: Герасима, Питирима и Ионы. Прославляет вместе потому, что они преемственно один после другого доканчивали апостольские труды великого просветителя Перми Стефана, что святые, труженические мощи их покоятся под одною ракою в бывшем их кафедральном соборе. Более полувека продолжались их святительские подвиги, для двоих из них кончившиеся мученическою смертью . Как поставленные во главе своей паствы, высокие по жизни и образованию пермские владыки пользовались всеобщим уважением современников, не смотря на отдаленность их епархии часто были вызываемы в Москву и принимали немаловажное у частие во всех важных церковных делах; – при всем том о жизни и подвигах их мы можем сказать весьма немногое. Неизвестны ни род и происхождение, ни время и место пострижения в монашество, ни подробности их епархиального управления и келейной жизни. О первом из них святителе Герасиме у современных летописцев нет даже указания на то, когда он был поставлен в епископа и когда скончался, хотя те же летописцы часто упоминают о делах и случаях самых обыкновенных и незамечательных. Неизвестно, что было причиною такого непопятного опущения летописцев, если только не приписать того отдаленности места действия и подвигов святителей от тогдашних центров письменности, – иноязычию страны, в которой они подвизались, тогдашней гражданской неурядице в России, особенно же бедственному положению Перми, почти постоянно подвергавшейся нападениям и от своих и от чужих. Грабежи и злодейства новгородских ушкуйников и вятчан, татар и вогуличей, Асыки и Шемяки были громче и более на себя обращали внимания летописцев, нежели пастырские труды и подвиги смиренных епископов, старавшихся, по слову евангельскому, скрывать свои добродетели.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

иноязычницы вогуличи делают нападения» – со скорбью говорит Эпифаний 131 . При таком положении дел преемнику Исаакия, пастырю ревностному к своему долгу, предстояло много труда и забот, надлежало много перенести неприятностей и скорбей, подвергнуться нападениям и обидам от врагов, которые, пользуясь дальностью места от верховного правительства, действовали безнаказанно. Преемником Исаакия был блаженный Герасим, но откуда он был родом, когда и где поступил в монашество, когда и где посвящен во епископа и когда прибыл в Пермь – неизвестно. Древнее местное предание говорит о нем только то, что он был святой жизни, с ревностью очищал плевелы, появившиеся на ниве Христовой, и старался глубже укоренить в сердцах народа православную веру, не жалея для того ни трудов своих, ни здоровья, так что митрополит Фотий (в 1429 году), к удовольствию своему, мог сказать о Перми: ныне страна чисто и православно совершает службу Божию, по закону христианскому 132 . В 1438 году мы видим блаженного Герасима на московском соборе, на котором осужден был предатель православия Исидор; потом в 1441 году он снова был вызван туда же для постановления соборного решения ставить русского митрополита собором русских архиереев. Это показывает, как современники дорожили мнением пермского святителя и какое к нему имели уважение. Без сомнения, ревностный архипастырь при этом случае ходатайствовал пред великим князем за свою паству и просил ей милостей и льготы. Действительно, его неусыпными трудами и отеческими заботами скоро все было приведено в Перми в настоящий порядок: начала процветать торговля, усилилась народная промышленность, внешняя безопасность обеспечена была мирными отношениями ко всем окружающим соседям. Народ благоденствовал, увеличивал источники приобретения, обогащался и наделял щедрыми дарами монастыри и храмы Божии. Набожность его, возбуждаемая духовенством, руководимым советами и указаниями архипастыря, повсеместно выражалась и доказывалась тем, что не осталось почти ни одной многолюдной деревни, где бы не было построено усердием жителей церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ферапонту удалось выйти из трапезной незамеченным. 5 монахов были жестоко избиты в церкви, где они укрылись. Затем татары бросились искать добычу в кельях. В одной из келий находился Е. с 2 иноками, вероятно своими келейниками Миной и Митрофаном. После долгого истязания Е. перерубили шею, Митрофан был убит, Мине пробили голову. Пострадали также миряне, к-рые пытались укрыться за монастырскими стенами. Татары разграбили и сожгли обитель, уцелели лишь Троицкая ц. и строившееся тогда каменное здание Успенского собора. По сообщению Жития прп. Павла Обнорского, мон-рь подвергся нападению 14 янв. (в списке РНБ. Соф. 1493 указана дата 17 янв.). Е. скончался через 10 дней после набега, вслед за ним умерли от ран старцы Г. и И., Мина после долгой болезни поправился (в житийном рассказе противоречие: в видении Е. прп. Павел говорил о гибели помимо Е. еще 2 чел., на деле мученическую смерть приняли по крайней мере 4 монаха). В соответствии с предсказанием прп. Павла мон-рь вскоре был отстроен заново. Согласно архим. Леониду (Кавелину) , память Обнорских преподобномучеников, погребенных в Павловом Обнорском мон-ре, отмечалась 10 авг. вместе с памятью прп. Павла ( Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 74; Г. ошибочно назван Иеронимом). Канонизация Д., Е., Г. и И. совершилась включением их имен в Собор Вологодских святых (празд. установлено в 1841). Ист.: Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 468 [Г. ошибочно назван Иеронимом]; Житие прп. Корнилия Комельского/Публ.: Н. Н. Малинина//Городок на Московской дороге: Ист.-краевед. сб. Вологда, 1994. С. 187-188; ПСРЛ. Т. 26. С. 318, 324; Жития Павла Обнорского и Сергия Нуромского: Тексты и словоуказ./Ред.: А. С. Герд. СПб., 2005. С. 126-130. Лит.: Суворов Н. И. Описание Павло-Обнорского мон-ря Вологодской епархии. Вологда, 1866. С. 8-10; Верюжский. Вологодские святые. С. 256-258; Воскресенский А. Св.-Троицкий Павлов-Обнорский мон-рь. Вологда, 1914. С. 31-33; Ключевский. Древнерус. жития. С. 271-272. И. Н. Шамина Рубрики: Ключевые слова: АДРИАН ОНДРУСОВСКИЙ (Завалишин Андрей Никифорович; † 1550), прмч., (пам. 26 авг. и 17 мая - перенесение мощей, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт–Петербургских святых) АНАТОЛИЙ (Ботвинников Анатолий Иванович; 1881-1937), иером., прмч. (пам. 31 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АНАТОЛИЙ, СЕРАФИМ И ФЕОГНОСТ преподобномученики Казахстанские (пам. 29 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АНДРОНИК (Барсуков Александр; † 1917), иеродиак., прмч. (пам. 7 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АРКАДИЙ (Носков Андрей Семенович; 1889-1918), мон., прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников Российских ) АРСЕНИЙ КОМЕЛЬСКИЙ (Сахарусов; † 1550), Вологодский игумен, прп., (пам. 24 авг., в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе Радонежских святых)

http://pravenc.ru/text/178462.html

Несмотря на умножение епархий в Русской Церкви, пределы ее почти не расширялись: святая вера, утвердившаяся во всей России еще в предшествовавшее время, распространялась теперь только в пограничных областях ее или между инородцами, приходившими в соприкосновение с русскими. Так, в стране вологодской, тогда еще малонаселенной и дикой, начало христианства положил преподобный Герасим, постриженник одной из киевских обителей, который, прибыв сюда в 1147 г., августа 19-го, «еще до зачала града Вологды», основал неподалеку от реки Вологды в одном великом лесу монастырь Святой Живоначальной Троицы и подвизался в нем 38 лет . На Вятку первые семена святой веры перенесены новгородскими поселенцами, которые в 1174 г., завладев Вятскою областью, построили в ней города и села с христианскими церквами . В Лифляндии, пока страна эта находилась под властию князей русских, с половины XII в. существовали по реке Двине русские крепости с православными церквами и обращено было (в 1209 г.) к православию несколько коренных жителей, хотя они вскоре, к сожалению, принуждены были принять латинство . В земле корельской, издавна подвластной Новгороду, крещено было в 1227 г. множество корел русскими священниками, которых отправлял туда новгородский князь Ярослав Всеволодович . Обнаружились начатки христианства между литовцами, по крайней мере, известны четыре князя литовско-новгородские, бывшие православными: Гинвил, в крещении Георгий, или Юрий, Мингайлович († 1199); сын его Борис Гинвилович († 1206); сын Бориса Василий—Рогвольд († 1223) и сын Рогвольда Глеб . Повторялись случаи обращения половцев: так, в 1169 г., когда половцы, сделав нападение на город Полонный, были отбиты и в числе полутора тысяч взяты в плен, многие из них приняли крещение в России и даже облеклись в иноческий образ, в котором и подвизались до конца своей жизни; в 1223 г. во время первого нашествия татар на землю Половецкую и Русскую многие половцы бежали в разные города России и здесь крестились; тогда же крестился один половецкий князь, по имени Батый или Бастый . Упоминает летопись о крещении в земле Суздальской некоторых евреев и болгар заботливостию великого князя Андрея Боголюбского .

http://sedmitza.ru/lib/text/435831/

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010