Однако научный интерес, идущий в данном случае рука об руку с религиозным чувством, побуждал и побуждает многих к кропотливому и тщательному разысканию и исследованию всего, что может пролить свет на личность и творчество великого иконописца. Радостно сознавать, что значительный вклад в дело изучения творчества Андрея Рублева внесли не только наши отечественные исследователи XIX и начала XX в., но и выдающиеся современные нам советские искусствоведы. 1. Ранний период жизни и творчества Андрея Рублева (1360–1405 гг.) Год рождения Андрея Рублева точно не известен: его полагают в пределах между 1350 и 1370 гг. 2  В качестве более или менее вероятной даты условно может быть указан 1360-й год. Основание для такого предположения можно усматривать в летописном свидетельстве о том, что Андрей Рублев, как и его спостник и сотрудник Даниил Черный, скончался «в старости честне» 3 ; между тем, кончина его последовала как известно, в 1430 3  или 1427 г. 4 Обстоятельства детства и юности великого иконописца совершенно неизвестны. Когда и где он вступил на поприще иноческой жизни, мы также не знаем. Старообрядческий Клинцовский иконописный подлинник (л. 152 об.) 5  сообщает, что «преподобный Андрей Радонежский иконописец, прозванием Рублев, писаше  многия святыя иконы, чудны зело и украшенны; бе той Андрей прежде живяше в послушании преподобнаго отца Никона Радонежскаго» 6 . Из этих слов как будто вытекает, что до поступления в обитель преподобного Сергия Радонежского Андрей Рублев уже находился в послушании у преподобного Никона. Из жития самого преподобного Никона мы знаем, что он еще «в юных летах, возымев желание монашествовать, пошел к преподобному Сергию; но Сергий послал его в Серпухов, на Высокое, к ученику своему Афанасию, которым он и был пострижен в монашество. Достигнув в монастыре Афанасия совершенного возраста и быв сподоблен священства, он возвратился к преподобному Сергию, может быть, после того, как Афанасий в 1382 году, оставив игуменство в Высоцком монастыре, ушел в Константинополь» 7 . Таким образом, нет ничего невероятного в предположении, что Андрей Рублев принял на себя первоначальное иноческое послушание в Высоцком монастыре, будучи поручен заботам преподобного Никона игуменом Афанасием, а в 1382 г. вместе со своим наставником перешел в обитель преподобного Сергия. По прибытии в Троицкий монастырь молодой послушник стал, по всей вероятности, учиться и работать в лаврской иконописной мастерской 8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

В 1408 г., как сообщает летопись, преподобный Андрей и Даниил расписывают Успенский собор во Владимире. Под этим годом летописи указывают: «Того же лета мая 25-го начата бысть расписываться великая и соборная церковь Пречистая Володимирская повелением великого князя, а мастеры Данило-иконник да Андрей Рублев». Высокая миссия была доверена Даниилу Черному и преподобному Андрею, который упоминается вторым, как более младший. Иконописцы достойно выполнили возложенное на них послушание. На протяжении XIV—XVII вв. память обоих иконописцев, в первую очередь святого Андрея, была окружена глубоким почитанием. В середине XVI в. Стоглавый Собор возвел его во всеобщий образец, предписав писать образ Святой Троице как писал Андрей Рублев и «пресловущие греческие живописцы». Таким образом, святой Андрей поставлен в один уровень с теми «пресловущими», хотя в подавляющем большинстве безвестными византийскими художниками, которые выработали православный канон иконописи. Можно также думать, что идеальный образ иконописца, начертанный в 43-й главе Стоглава и широко распространившийся через иконописные подлинники, в немалой степени вдохновлен преданием о свя¬том Андрее, хорошо известном отцам Собора. Свидетельство о духовном признании святости преподобного Андрея находим в Строгановском иконописном подлиннике (кон. XVI в.). Этот подлинник был составлен, по-видимому, в среде придворных иконописцев и пользовался самым широким влиянием и авторитетом. Подлинник сообщает: «Преподобный Андрей Радонежский, иконописец, прозванием Рублев, многия святые иконы написал, все чудотворные, а прежде живяте в послушании у преподобного отца Никона Радонежского. Он повеле при себе образ написати Пресвятыя Троицы, в похвалу отцу своему, святому Сергию чудотворцу...» Здесь святой Андрей именуется преподобным (как, несколько ниже, и Даниил), все его иконы признаются особо благодатными; указывается на его принадлежность к духовной традиции святых Сергия и Никона. Имя святого Андрея (вместе с Даниилом) встречается и в древних месяцесловах.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/about/ol...

Тем не менее уже был митрополит Алексий, по-гречески «умевший» и переводивший Священное Писание на российский лад, и преподобный Сергий, жизнью своей раскрывавший свое сердечное знание о Живоначальной Троице. Вот почему Андрей Рублев открывает русское возрождение, русское «кваттроченто», не только красотой почти античной формы, но и глубокой «умной» проповедью — «умозрением в красках». Икона Святой Троицы воистину открывает новые горизонты богословия, превосходящие даже скупость догматических определений, скованных апофатикой. Что мы знаем о свойствах Лиц Святой Троицы из догматического учения Церкви? — только границы — и это верно; остальное дается верой и интуицией: рождение, исхождение, нерожденность — все и ничего, много и очень мало. Что мы знаем о Троичном Единстве? — только исповедание: Единосущие и Нераздельность. То, что нам раскрывает Андрей Рублев, тоже не может быть высказано, но может быть почерпнуто образно. Этот образ Троичной жизни Великого Совета Пресвятой Троицы вокруг жертвенной чаши взят и воспринят (и претворен затем) у преподобного Сергия Радонежского. Смутный намек на это есть в житии преп. Никона — ученика Сергиева. Этим предположением не следует пренебрегать. Сергий — носитель веры — предпочитал дело, а не слово. Рублев — восприемник откровения учителя Российского — предпочел слову — образ. И этот образ точнее богословской форму-лировки. Как сказал прот. А. Шмеман, рублевская Троица есть «откровение, явление и видение Единства как самой Божественной жизни, как Сущего». К сожалению, у преподобного Андрея не было достойных продолжателей. Даже первые русские богословы-толкователи икон не способны были оценить этого откровения. Икона Троичного единства опять вернулась к литературному сюжету Библии: явлению трех странников в ангельском обличии, а споры XVI и XVII вв. будут о том, кто же из них — образ Христа, и писать ли нимбы крещаты у всех или у Единого… Но есть надежда, ибо Троица заново обрела жизнь только в 1918 г., а Рублев признан святым иконописцем в 1988 г. За это время Троица стала главной иконой христианского мира. Она невидимо собирает распадшееся тело Церкви. Она сама, как некогда явленные иконы, ушла бродить по свету, возвещая о Церковном Единстве, ибо являет собой Единосущие и Единство. Икону эту можно встретить даже в протестантских храмах Запада, ибо перед ней бессильны иконоборческие доводы. Она не изображает Бога и не отображает Его, она от образа возводит к Первообразу, от типа к Архетипу — Творцу всех.

http://pravmir.ru/propoved-v-den-pamyati...

Да, мы знаем многие труды русских художников на тему Страшного Суда, наводящие ужас, пугающие, отторгающие. Можно вспомнить экспрессивную манеру Феофана Грека, который был учителем Андрея Рублева. Непревзойденность фрески «Страшного Суда» Успенского Собора города Владимира – в исходящей от нее милости. Мы здесь не видим ни плача, ни злобы, ни адских мучений – все пронизано светом, радостью Встречи с Христом. Подобного еще не было. Сегодня мир будто поделен, а у Андрея Рублева – соборность. Нет ни черных, ни белых; ни плохих, ни хороших; ни богатых, ни бедных. Иконописец призывает к единству. И, пожалуй, жажду единства Андрей Рублев почерпнул не у Феофана Грека. Здесь его главным учителем становится преподобный Сергий Радонежский, вдохновивший и благословивший Дмитрия Донского на Куликовскую битву и проповедовавший «идею соборности». Именно она, эта «идея соборности» давала Андрею Рублеву творческие силы. О ней тосковала душа художника, ища в страшной действительности образы для ее воплощения. И как не странно, тема Страшного Суда, до Рублева только лишь разъединявшая, стала одним из выдающихся воплощений союза и связанности людей. — Андрей Рублев стоит у истоков рождения национального искусства, рождения национального самосознания, — считает кандидат искусствоведения, знаменитый владимирский реставратор и научный руководитель реставрационных работ фресок Андрея Рублева во Владимире Александр Скворцов, — ведь он прекрасно знал византийскую иконопись, работы своих соотечественников, предшественников и современников. Он видел фреску «Страшный Суд» во владимирском Дмитриевском Соборе, где перед нашим взором предстают грозные старцы, готовые осудить. Но Андрей Рублев выбирает свой путь. Он следует своей творческой интуиции, он не судит, а призывает всех стать участниками грядущей встречи. Еще в шестнадцатом веке творчество Андрея Рублева было принято за образец иконописного искусства. На него ровнялись, ему подражали. Даже Иван Грозный призывал мастеров иконописи обращаться при написании икон к уже созданным Рублевым творениям. Но теперь, спустя 600 лет, когда искусствоведы по крупицам собирают наследие Андрея Рублева, состояние его фресок во Владимирском Успенском соборе с каждым годом ухудшается.

http://pravmir.ru/strashnyj-sud-andreya-...

Табл.3. Табл.4. Рис.8. Св. Никон Радонежский, – рассказывается в летописи, – незадолго до своей кончины, «побеждаем великим желанием, верою и в сем пребывая непреложен, еже узрети своими очима церковь сврьшену и сим украшену, сбирает скоро живописцы, Даниил именем и Андрей,– спостник его, – и неких с ними: спешно бо сие творяше дело, яко нечто провиде духом вскоре духовных онех мужей и живописцев от жития сего и свое представление, еже по мале и по совершении дела бысть; по убо Богу помогающу скончати дело преподобнаго, абие касаются ему усердно и вельми различными подписаньми чудных удобревше ту, могуще зрящих удивити всех и до ныне. Конечное се рукоделие и память себе преподобнии оставльше, по сем мало пребывше, абие смиренный Андрей оставль сию жизнь ко Господу отыде» 66 . Преподобный Никон, таким образом, старался, чтобы Андрей и Даниил скорее росписали выстроенную им церковь , как бы из опасения, что эти выдающиеся иконописцы умрут, не оставив здесь памятников своего художественного творчества. В житии препод. Никона говорится: «Умолени быша от него чюднии добродетельнии старцы и живописцы Данил и Андрея предпомянутый». Отсюда можно видеть, что преподобному Николу пришлось «умолять», упрашивать Андрея и Даниила, которые, может быть, не сразу согласились взяться за росписание Троицкого собора в виду своего преклонного возраста. Роспись Троицкого собора была «конечным рукоделием» Андрея, вероятно, для лавры: после этой росписи, – как говорится в житии преподобного Никона в Макарьевских Минеях и в изд. 1647 г., – Андрей с Даниилом «абие отходят в один от монастырей Богом спасаемаго града Москвы, Андроников именуем, и тамо церковь во имя Всемилостиваго Спаса такожде подписанми украсивше, последнее рукописание на память себе оставиша. И мало пребыв смиренный Андрей, оставль сию жизнь, ко Господу отыде, таже и спосник его Даниил, оба добре пожиста и в старости велице быста, благий конец прията». В рукописях XVI–XVII века есть миниатюры, изображающие различные моменты из жизни Рублева.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/zametki-...

Человечность, спокойная мудрость заключается и в образе апостола Павла, а юношески нежный облик Архангела Михаила лиричен, исполнен глубокого поэтического очарования. Он близок Ангелам «Святой Живоначальной Троицы» – величайшего творения древнерусской живописи. Время создания «Святой Живоначальной Троицы» – рубеж 1410–20-х годов, пора расцвета творчества Рублева. В иконах Звенигородского чина соединились высокие живописные достоинства с глубиной образного содержания: мягкие задушевные интонации, «тихий» свет его колорита удивительным образом перекликаются с поэтическим настроением пейзажа звенигородских окрестностей. В звенигородском чине преподобный Андрей Рублев выступает как сложившийся мастер, достигший вершин на том пути, важным этапом которого была живопись 1408 года в Успенском соборе во Владимире. Используя возможности поясного изображения, как бы приближающего укрупненные лики к зрителю, художник рассчитывает на длительное созерцание, внимательное вглядывание, собеседование, «умную молитву». Фреска «Страшный Суд». Успенский собор во Владимире. Преподобный Андрей Рублев 1408 год. На пути синтеза традиций Руси и Византии Рублев выработал столь совершенный художественный язык, что на протяжении всего XV в. его стиль сделался ведущим, а его светлая иноческая личность оказалась овеянной ореолом столь великой славы, что воспринималась в истории древнерусской художественной культуры как духовно-нравственный образец монаха-иконописца. Владимирский Успенский собор, упоминаемый в летописи, древнейший памятник домонгольской поры, возведенный во второй половине XII века, при князе Андрее Боголюбском, был кафедральным собором Митрополита. Разоренный и выжженный ордынскими завоевателями храм нуждался в восстановлении. Московский князь Василий Дмитриевич, представитель ветви владимирских князей, потомков Мономахов, предпринимал обновление Успенского собора в начале XV века, как некий закономерный и необходимый акт, связанный с Возрождением после победы на Куликовом поле. От работ преподобных Андрея Рублева и Даниила Черного в Успенском соборе до наших дней дошли иконы иконостаса, составлявшие единый ансамбль с фресками, частично сохранившимися на стенах храма.

http://pravoslavie.ru/154839.html

Видимый памятник Несколько архивных источников упоминают о существовании прижизненного изображения Преподобного, написанного иконописцем и племянником Сергия святителем Феодором Ростовским. Об этом, в частности, сказано в так называемом Клинцовском подлиннике (рукопись XVII в. — место хранения неизвестно, однако на нее ссылаются ученые XIX века: Евгений Голубинский и Федор Буслаев). Цитату из него приводит в своей книге «Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра» церковный историк Евгений Голубинский: «Святый Феодор, архиепископ Рос­товский, сродник сый святаго Сергия, писаше святыя иконы; той, егда бысть архимандритом в Симоновском монастыре на Москве, написал образ дяди своего, святаго Сергия чудотворца, зело чудно». Однако никаких следов этого портрета не сохранилось. Часто возникает вопрос, почему до нас не дошло ни одной иконы Преподобного Сергия в изображении Андрея Рублева? Да, есть предположение, что рисунок для покрова на раку святого Сергия сделал святой Андрей Рублев, но оно ничем не подкреплено. Но зато есть икона Святой Троицы, и, как сказано в житии Преподобного Сергия, она была написана в его славу, память и честь. Можно предположить, что Андрей Рублев самой известной своей иконой создал видимый памятник Сергию, для которого важным делом жизни было утверждение почитания Святой Троицы. Иконописец вложил все свои силы и духовную мощь в эту икону. Недаром священник Павел Флоренский писал, что поистине автором Троицы надо считать Преподобного Сергия, потому что именно он явился духовным вдохновителем этого образа. И боговидение Преподобного Сергия, его внутренний труд и молитва материализовались через кисть преподобного Андрея Рублева в образе Святой Троицы. Уникальность троицкого образа Из икон Преподобного Сергия, дошедших до нас, самые значительные — это житийные образы, где Преподобный изображен с житием. Это так называемый троицкий образ. Один из них находится в местном ряду иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры, другой — в Успенском соборе Московского Кремля.

http://e-vestnik.ru/analytics/ikonografi...

Как, например, в музыке. Вы тысячу раз слышали одно и то же произведение, написанное великим композитором, скажем, Бахом; но появляется музыкант, который исполнит ее особенно проникновенно, хотя, казалось бы, ноты те же. Вся музыка на этом построена – на исполнительстве. И в церковном искусстве исполнительство играет очень большую роль, гораздо б ольшую, чем в светской живописи. В церковном искусстве исполнительство играет роль гораздо б ольшую, чем в светской живописи – Но ведь в церковном искусстве были и великие «композиторы» – преподобный Андрей Рублев, Феофан Грек… – Вот и хотят те, кто ищет нового, сразу стать «композиторами» – Феофаном Греком и Андреем Рублевым. А великие иконописцы как раз не хотели этого, они просто писали святые образы, при этом глубоко проникая в суть. Всемирно известная рублевская икона Святой Троицы появилась не потому, что преподобный Андрей Рублев хотел сделать нечто особенное: его волновали размышления о Троичности Бога, о том, как «прикоснуться» к этой великой тайне. И у него, ведущего молитвенный, аскетический образ жизни, в итоге получился великий шедевр. Церковное искусство должно вести нас исключительно к духовному, возвышенному – это его заданное свойство. – Как вы относитесь к тому, что порой иконописцы, уже получившие образование, обращаются к народной иконе, если можно так сказать, к «народному примитиву»? – Во-первых, народ, представители которого писали те иконы, – был иной, чистый и богомольный, верующий, намного меньше подверженный соблазнам, чем современные люди. Люди того времени были проще, более открытыми, в них было больше детской простоты. Почему ценится примитив у всех народов? Потому, что он в себе несет некую чистоту восприятия, душу, а именно душу мы ценим больше всего в искусстве. Это всегда есть в народном искусстве прошлого и в детских рисунках. В Евангелии сказано: «Если не будете как дети, не войдете в Царствие Небесное» (Мф. 18, 3). И это некоторым образом относится к иконописцу – он должен быть чист, как дитя, тогда у него получается икона. Я бы сказал также, что одной из основ церковного искусства является заповедь: «Блаженни чистии сердцем, яко тии Бога узрят» ( Мф. 5, 8). Ведь нельзя представить то, чего ты никогда не видел.

http://ruskline.ru/opp/2020/08/31/kogda_...

Алексий, свт. – см. также 695. 1274. Турилов А. А. Святитель Алексий, митрополит всея Руси: (По страницам «Православной энциклопедии»)//ИВ. 2000. Вып. 3–4(7–8). С. 13–18; 2001. Вып. 1(12). С. 5–16. Андрей Рублев, прп. – см. также ИУ. 1275. Воронов Л. , прот. Андрей Рублев – великий художник Древней Руси//бТ. 1975. Сб. 14. С. 77–94. 1276. Свиридов И., прот. Проповедь в день памяти прп. Андрея Рублева, иконописца//АиО. 1994. 3. С. 167–169. 1277. Сергий (Голубцов), архиеп. Новгородский и Старорусский. Воплощение богословских идей в творчестве прп. Андрея Рублева//БТ. 1981. Сб. 22. С. 3–67. 1278. Успенский Л. А. К юбилею Андрея Рублева: (600-летие со дня рождения)//ВРЗЕПЭ. 1960. 35. С. 44–53. 1279. Успенский Л. А. [Рец. на кн.:] Mainka R. M. A. Rublev " s Dreifàltigkeitsikone. Ettal, 1964 [=Майнка Р. М. Икона Пресвятой Троицы Андрея Рублева]//ВРЗЕПЭ. 1965. 50. С. 128–130. Варлаам Хутынский, прп. – ср. 2234. Геннадий Новгородский , свт. – см. также ИУ. 1280. Макарий (Веретенников) , архим. Новгородский свт. Геннадий и его церковно-просветительские труды//ИВ. 2000. Вып. 2(6). С. 30–62. Димитрий Ростовский , свт. – см. 728. 1281. Никитин В. А. Житие и труды свт. Евфимия, архиеп. Новгородского//БТ. 1983. Сб. 24. С. 260–306. 1282. Антоний (Мельников), митр. Ленинградский и Новгородский. Преподобная Евфросиния Полоцкая//БТ. 1972. Сб. 9. С. 5–14. Епифаний Премудрый , прп. – ср. 1298. Иларион Киевский , свт. – ср. 307. Иулиания Вяземская, кн., мц. – см. 3118. 1283. Феофилакт (Моисеев), еп. Брянский и Севский. Святитель ИОВ – первый русский патриарх/Игум. Феофилакт (Моисеев)//БТ. 1990. Сб. 30. С. 200–240. 1284. Макарий (Веретенников) , архим. Митрополит Макарий и прп. Иосиф Волоцкий //ЦиВр. 1992. 3. С. 66–71. 1285. Иоанн, свящ. Житие прп. Кирилла, игумена Челмогорского, Каргопольского чудотворца/Публ.: А. Б. Мороз//АиО. 1998. 3(17). С. 200–236. Корнилий Комельский, прп. – см. 1336. 1286. Кучкин В. А. Гибель в Орде Михаила Ярославича Тверского и его канонизация//ИВ. 2000. Вып. 7(11). С. 102–108.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

на научно-практической конференции «Роль монастырей в духовно-нравственном просвещении современного общества» в Санкт-Петербурге (23 октября 2007 г.). В сентябре 2005 г. была проведена международная научная конференция в Киеве на тему «Богословское и философское осмысление исихастской традиции». Ее инициаторами стали академик Российской академии естественных наук С. С. Хоружий и профессор Парижского Свято-Сергиевского православного богословского института, ученик протоиерея Иоанна Мейендорфа , Йоост ванн Россум. Конференция, собравшая ученых из Украины, России, Белоруссии, Греции, Словакии, Франции, вне сомнения, стала значительным событием. В октябре 2006 г. в Москве прошла международная научная конференция «Россия–Афон: тысячелетие духовного единства. К 450-летию преставления преп. Максима Грека », которая внесла весомый вклад в осмысление многовековой истории взаимоотношений Афона и Русской Православной церкви, их многообразных и плодотворных связей. 26 мая 2010 г. в Москве прошла конференция «Русские монастыри и монашество в XIX–XX вв.: духовная жизнь, хозяйство, социальное служение». 17 октября 2010 г. в конференц-зале кафедрального собора Христа Спасителя в Калининграде состоялось открытие международной научной конференции «Андрей Рублев и мир русской культуры: к 650-летию со дня рождения». 20–21 октября в Клайпеде прошли VI Образовательные Рублевские чтения, посвященные памяти св. преп. Андрея Рублева, 650-летний юбилей которого отмечался в 2010 г. В 2010 г. в Государственной Третьяковской галерее произошло мировое культурное событие – открытие выставки «Андрей Рублев: подвиг иконописания. К 650-летию великого художника». Международный форум, посвященный Афону, проводится в Европе уже третий год. 8–9 июля 2011 г. в Зальцбурге (Австрия) состоялась конференция «Вклад Афона в европейскую духовную и интеллектуальную традицию». В конце июня 2012 г. в Веймаре (Германия) прошла международная конференция «Святая Гора Афон – уникальное духовное и культурное наследие современного мира». Среди участников конференции, приехавших из России, Греции, Германии, Австрии, Бельгии, Италии, Великобритании, Украины, Сербии, Румынии, Болгарии, были и члены Императорского Православного Палестинского общества.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010