В Третьяковской галерее открывается выставка «Андрей Рублев. Подвиг иконописания. К 650-летию великого художника» 21 декабря 2010 г. 10:00 С 21 декабря 2010 года по 27 февраля 2011 года в Государственной Третьяковской галерее проходит выставка «Андрей Рублев. Подвиг иконописания. К 650-летию великого художника». Выставка является совместным проектом Третьяковской галереи и Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Приветствие организаторам и участникам выставки направил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В рамках экспозиции впервые за последние полвека собраны произведения из ведущих музеев России, которые традиционно связываются с именем преподобного Андрея Рублева или могли быть созданы в его ближайшем окружении. Помимо икон, на выставке представлены иллюстрированные рукописные книги, а также фрагменты монументальной живописи, обнаруженные во время недавних археологических исследований. К открытию выставки опубликовано фундаментальное, более чем 600-страничное издание — каталог-альбом — итог многолетних исследований ведущих специалистов в области древнерусского искусства. Наряду с Третьяковской галереей и Центральным музеем древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева в выставке участвуют ведущие музеи страны — Государственный Исторический музей, Государственный Русский музей, Государственный музей-заповедник «Московский Кремль», Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник, а также Сергиев-Посадский историко-художественный музей и Звенигородский историко-художественный музей. Представлены два фрагмента Царских врат (2-я четверть XV века) из собрания В.А. Логвиненко. Сведения о жизни и деятельности преподобного Андрея Рублева, несмотря на усилия нескольких поколений исследователей, остаются краткими и отрывочными. Самые ранние упоминания о нем можно найти в Троицкой летописи. Первое, под 1405 годом, — о работах над росписью великокняжеского Благовещенского собора в Московском Кремле: «… а мастеры бяху Феофан иконник Гречин да Прохор старец с Городца, да чернец Андреи Рублев, да того же лета и кончаша ю». Второе упоминание, под 1408 годом, гласит: «…мая в 25 начаша подписывати церковь каменную великую соборную святая Богородица иже в Владимире повелением князя великаго, а мастеры Данило иконник да Андреи Рублев».

http://patriarchia.ru/db/text/1345705.ht...

Иконы преподобного Андрея Рублева Иконы преподобного Андрея Рублева говорят о нем лучше всяких слов. 17 июля, 2013 Иконы преподобного Андрея Рублева говорят о нем лучше всяких слов. Содержание статьи Знаем ли мы житие преподобного Андрея Рублева? О житии преподобного Андрея Рублева летописи говорят очень скупо. Мы знаем только то, что он был иноком, знаем, что он расписал несколько соборов, причем часто не один, а вместе с другими известными иконописцами: Феофаном Греком, Прохором и Даниилом. Знаем, что в дни, когда он не занимался иконами (в праздники), преподобный Андрей предавался духовному созерцанию. Знаем, что жил и умер в Спасо-Андрониковом монастыре. Данных очень мало, и они часто противоречивы, что дает обильную почву для бесконечных споров историков и искусствоведов. Точно так же обстоит дело и с иконами, которые связывают с Андреем Рублевым. Но важно главное: Церковь чтит память преподобного Андрея Рублева именно как святого иконописца. И чтит иконы, связанные с его именем. Эти иконы говорят лучше всяких слов. Загадка иконописца Андрея Рублева Справка: Андрей Рублев — один из самых загадочных людей своего времени. Мы мало знаем о нем. Известно лишь, что годы его жизни совпали с трудным периодом русской истории. Но даже в условиях голода, лишений, нашествия татар, создавались великие произведения живописи, которые продолжают восхищать и наших современников. До сих пор остается загадкой точное количество его работ, об авторстве некоторых из них продолжаются споры. Его останки также были найдены при необычных обстоятельство в Спасо-Андрониковом монастыре. Там, где хоронили людей, имевших особые заслуги перед Церковью. Великий иконописец был канонизирован Церковью в лике преподобных. Известный Режиссер Тарковский снял фильм «Андрей Рублев», где представил свое видение жизненного пути художника и иконописца. В фильме события русской истории проходят перед глазами Андрея Рублева и через призму его восприятия. Документальных свидетельств об Андрее Рублеве осталось крайне мало. Предполагают, что он родился в семье ремесленников. Его творчество соответствовало традициям Московского княжества. Он расписал Благовещенский храм в Московском Кремле. Скончался Андрей Рублев во времена морового поветрия в 1482 году.

http://pravmir.ru/ikony-prepodobnogo-and...

Скачать epub pdf Воскресное всенощное бдение. Память преподобного Андрея Рублева     Завтра Святая Церковь чтит память новопрославленного святого преподобного Андрея Рублева, который жил в пятнадцатом веке, следовательно, свыше пятисот лет тому назад, и при жизни почитался как выдающийся иконописец. О нем есть упоминания и в летописях, правда очень скупые и краткие. Неизвестно, откуда он родом, как он жил, как подвизался, как молился, – почти ничего неизвестно кроме того, что он был учеником преподобного Сергия и по его благословению написал «Троицу». Можно спросить: а на каком основании он канонизирован как святой? Дело в том, что примерно через восемьдесят-сто лет после покрытия олифой икона чернеет и изображение на ней перестает быть видно. Поэтому когда иконы, которые написал Андрей Рублев, потемнели, эти доски стали использовать для написания других икон, и память о его живописи исчезла из Церкви. Андрей Рублев был вновь открыт в двадцатом веке, когда его иконы расчистили. Расчистили – и ахнули: кто же мог создать такую красоту? Бросились к летописям и увидели, что в эти времена творил такой иконописец, ученик преподобного Сергия. И стало совершенно очевидно, что эти иконы могли быть созданы только им. Поэтому Андрей Рублев явился в двадцатом веке как бы заново. На каком же основании Церковь заключает о его святости? Это зиждется на одном-единственном аргументе, но это аргумент такой силы, против которого сказать уже ничего нельзя: за него говорят его иконы. Такую красоту мог создать только святой человек. И после того, как он написал свои иконы, было даже специальное Соборное постановление, чтобы писать только как Андрей Рублев. Хотя сам он отступал от канонов, существовавших в то время, но то, что он написал, стало каноном, то есть в переводе с греческого – правилом. Преподобный Андрей расписал много храмов в Москве, Звенигороде и других местах, но от его фресок сохранились только фрагменты. Он написал очень много иконостасов, но полностью ни один иконостас тоже не сохранился. Из Звенигородского иконостаса до нас дошло только несколько икон. Самая знаменитая – «Спас», которую отняли у Церкви, и она сейчас в Третьяковской галерее, и «Апостол Павел» и «Архангел Михаил» – тоже в Третьяковской галерее. Эти иконы каждый из нас должен обязательно увидеть, и не только увидеть, надо их знать, надо на них долго и долго смотреть, надо их очень хорошенько запомнить, особенно «Троицу», написанную по благословению преподобного Сергия и ставшую художественным изображением высокого богословия этого святого, который в честь Пресвятой Троицы основал свой монастырь – Троице-Сергиеву Лавру. Ее так и называли – дом Пресвятой Троицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

В 1382 г. преп. Афанасий Высоцкий покинул обитель и последовал за митрополитом Киприаном сначала в Киев, а затем в Константинополь, откуда прислал в Высоцкий монастырь для нового храма Зачатья Богородицы семь икон деисусного чина, получившего название «Высоцкого». Высоцкий чин оставил значительный след в русской культуре: его автор был большим мастером, опиравшимся на богатые традиции и опыт, накопленный византийской живописью. В. Н. Лазарев сравнивал Высоцкий чин со знаменитым Звенигородским чином работы Андрея Рублева 173 . Не исключена возможность, что Андрей Рублев видел новые греческие иконы. Аналогичный состав имел деисусный чин из Звенигорода (начало XV в.), три сохранившихся иконы которого приписываются руке преп. Андрея Рублева. Сравнение Звенигородского чина с Высоцким чином помогает увидеть различие русской и византийской живописи в конце XIV– начале XV вв. и показывает, как и в каком направлении шла переработка Андреем Рублевым византийского наследия 174 . Архиепископ Сергий (П. А. Голубцов ), на основании нового прочтения текста «Сказания О святых иконописцах», сделал предположение, что Рублев мог стать иноком в Высоцком монастыре в 1380-х гг., где «быша в послушании у преподобного Никона» – ученика Афанасия Высоцкого, ставшего впоследствии, незадолго до смерти преп. Сергия Радонежского игуменом Троицкого монастыря. Возможно, в Серпухове, в Высоцком монастыре, в этом центре русско-византийских связей, начал Андрей Рублев путь художника. Так как Высоцкий монастырь был связан с греческими монастырями, инок Рублев мог участвовать в поездках в Константинополь. Предположение, что Андрей Рублев состоял учеником Феофана, основано на записи 1405 г., где оба их имени упоминаются совместно, причем первым идет Феофан. То, что Феофан оказал определенное и, может быть, немалое воздействие на Рублева, можно считать несомненным, хотя бы в силу того, что они сотрудничали какое-то время, и более молодой Андрей, конечно, внимательно наблюдал, как работает знаменитый грек. Однако никаких указаний на более тесное их взаимодействие и отношения по типу учитель-ученик не обнаружено. Наоборот, то, что в записи 1405 г. между ними упомянут еще один мастер – старец Прохор с Городца, не имевший касательства к Феофану, скорее наводит мысль об отсутствии таких отношений между Феофаном и Андреем.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Есть только упоминание о заказчике (преподобный Никон Радонежский) и все. Больше ничего об этой иконе не сказано, но кое-что мы можем косвенно реконструировать. Например, известно, что Рублев был монахом. Значит жизнь он вел молитвенную. Может быть, он даже брал какой-то обет, перед тем как приступить к написанию «Троицы», но точно мы ничего утверждать не можем. Средневековые хроники и документы той эпохи крайне скупы на такую информацию. Это стало интересовать людей уже в Новое время. Рублев был из плеяды учеников преподобного Сергия. А о них известно, что они были настоящими подвижниками, значит, с высокой долей вероятности мы можем утверждать, что Рублев был таким же. В документах тех времен упоминается много разных иконописцев. Феофана Грека все знают – он, между прочим, работал вместе с Андреем Рублевым в Благовещенском соборе. Кто-то может быть вспомнит Даниила Черного, с которым Рублев работал во Владимире. Есть и менее известные имена: Исайя Гречин, Прохор с Городца. Однако, именно Андрей Рублев был избран для написания такой важной иконы. Такую сложную тему могли доверить только такому человеку, который конгениален ей. Лишь он сможет понять ее глубину и изобразить ее. Но это, к сожалению, все, что мы можем сказать. – Получается образ Рублева в фильме Тарковского – это, по большей части, его личный режиссёрский взгляд? – Конечно. Фильм Тарковского очень хороший, но он скорее рассказывает о человеке, который попадает в очень трудную эпоху. На мой взгляд, вопрос фильма таков: как христианину, тем более монаху, сохраниться в котле страшной истории, где люди убивают друг друга, сжигают города, где повсюду разорение, грязь, бедность? И вдруг – «когда б вы знали из какого сора растут стихи!» То есть из какой страшной грязи, глубочайшей человеческой трагедии вырастают великие произведения искусства. Понятно, что Тарковский не собирался создавать реальный, исторический образ Рублева. Его больше интересует художник, который противостоит злу глубиной искусства, который свидетельствует, что в мире есть что-то другое, стоящее над его ужасом.

http://pravoslavie.ru/94430.html

Андрей Рублев. Преображение. Из праздничного чина. Начало XV в. (1410-е гг.?). Благовещенский собор Московского Кремля В отличие от Феофана, Рублев не противопоставляет духовную красоту материальной. Для него разнообразие мира – свидетельство бесконечного Божественного совершенства и величия. Человеческое тело – вместилище духа, и оно несет в себе Божественное начало. Но так же, как Феофан, Рублев стремится достигнуть воплощения красоты первоначального, нетленного человека. И так же, как и греческий мастер, Рублев стремится передать в образе красоты результат творческой деятельности преображенного человеческого духа. Феофан Грек в своем эстетическом видении исходит из идеи абсолютного торжества духа над материей. Он противопоставляет дух и материю, сталкивает две силы: активное духовное начало – Свет, и пассивное, темное начало, олицетворявшее «ветхую» (испорченную) человеческую душу и плоть. Победа над плотью означает всецелое преображение тела духом. Живопись Рублева имеет иную смысловую направленность – она проникнута идеей реальности преображенного человеческого естества. Действие Фаворского света проявляется в нерасторжимом единстве духа и плоти, так как, преображаясь вместе с душой, плоть наполняется светоносной энергией. Андрею Рублеву удалось воплотить свойственное русской ментальности оптимистическое мировосприятие с византийской духовно-смысловой доминантой исихастского идеала. Многим в этом отношении он был обязан Феофану Греку, с которым вместе работал. Но по складу своего лирического дарования Рублев был антиподом греческого мастера: для Андрея Рублева остались далекими суровые, полные драматизма феофановские образы. Одновременно, в произведениях Андрея Рублева присутствуют лишь деликатные семантические намеки на славянскую архаику. Русский художник выработал свой национальный совершенный художественный язык, и в XV веке, и в последующие времена его идеалы были ориентиром для многих русских иконописцев. На рубеже XIV–XV вв. Москва стала крупнейшим политическим и культурным центром Руси. Московские воеводы наряду с удельными князьями возглавили объединенные русские полки в сражении с войсками Мамая в 1380 г. на Куликовом поле. Как отмечает Г. М. Прохоров, «...на Куликовом поле одержало победу православно-христианское государство... С этого момента под этим знаменем Москва в течение ста лет объединяет всю Великую Русь» 171 . Московские князья являлись наследниками и продолжателями дела, начатого Димитрием Донским по укреплению Руси, и поддерживали Русскую Церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1408 г., как сообщает летопись, преподобный Андрей и Даниил расписывают Успенский собор во Владимире. Под этим годом летописи указывают: «Того же лета мая 25-го начата бысть расписываться великая и соборная церковь Пречистая Володимирская повелением великого князя, а мастеры Данило-иконник да Андрей Рублев». Высокая миссия была доверена Даниилу Черному и преподобному Андрею, который упоминается вторым, как более младший. Иконописцы достойно выполнили возложенное на них послушание. На протяжении XIV—XVII вв. память обоих иконописцев, в первую очередь святого Андрея, была окружена глубоким почитанием. В середине XVI в. Стоглавый Собор возвел его во всеобщий образец, предписав писать образ Святой Троице как писал Андрей Рублев и «пресловущие греческие живописцы». Таким образом, святой Андрей поставлен в один уровень с теми «пресловущими», хотя в подавляющем большинстве безвестными византийскими художниками, которые выработали православный канон иконописи. Можно также думать, что идеальный образ иконописца, начертанный в 43-й главе Стоглава и широко распространившийся через иконописные подлинники, в немалой степени вдохновлен преданием о свя¬том Андрее, хорошо известном отцам Собора. Свидетельство о духовном признании святости преподобного Андрея находим в Строгановском иконописном подлиннике (кон. XVI в.). Этот подлинник был составлен, по-видимому, в среде придворных иконописцев и пользовался самым широким влиянием и авторитетом. Подлинник сообщает: «Преподобный Андрей Радонежский, иконописец, прозванием Рублев, многия святые иконы написал, все чудотворные, а прежде живяте в послушании у преподобного отца Никона Радонежского. Он повеле при себе образ написати Пресвятыя Троицы, в похвалу отцу своему, святому Сергию чудотворцу...» Здесь святой Андрей именуется преподобным (как, несколько ниже, и Даниил), все его иконы признаются особо благодатными; указывается на его принадлежность к духовной традиции святых Сергия и Никона. Имя святого Андрея (вместе с Даниилом) встречается и в древних месяцесловах.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/about/ol...

Известные черты сходства с произведениями Андрея Рублева обнаруживают также миниатюры «Евангелия 1401 года» (Государственная библиотека им.Ленина) и «Переяславского Евангелия» (Государственная Публичная библиотека им. Салтыкова-Щедрина) 53 . 3. Третий период -жизни и творчества Андрея Рублева (1425–1430 гг.) Лучшее из произведений Андрея Рублева – чудотворная икона Святой Троицы, находящаяся ныне в Государственной Третьяковской галерее 54 . Клинцовский иконописный подлинник сообщает, что «преподобный Андрей, Радонежский иконописец, прозванием Рублев, писаше многия святыя иконы, чудны зело и украшенны; бе той Андрей прежде живяше в послушании преподобнаго отца Никона Радонежского: той повеле ему при себе написати образ Пресвятыя Троицы в похвалу отцу своему Сергию чудотворцу» 55 . Из этого сообщения мы можем, кажется, заключить, что Андрей Рублев, названный «Радонежским», вероятно, по причине первоначальной принадлежности к братии Свято-Троицкой обители, основанной преподобным Сергием Радонежским 56 , написал икону Святой Троицы в период полного расцвета своего таланта – после того, как написал уже «многия святыя иконы, чудны зело и украшенны». Слова о том, что прежде «той Андрей живяше в послушании преподобнаго Никона», имеют, по-видимому, характер вскользь сделанного замечания, имеющего целью уточнить образ взаимоотношений между игуменом и прославленным иконописцем указанием на их прежнюю близость. Надо полагать, что Рублев ко времени написания иконы Святой Троицы вышел уже из непосредственного подчинения обители преподобного Сергия, в связи с своим положением знаменитого московского мастера, находившегося в ведении великого князя; вероятно, он и числился теперь монахом подмосковного Спасо-Андроникова монастыря» 57 , однако любил, конечно, и обитель преподобного Сергия, как место своего пострига и долголетних иноческих трудов под духовным руководством преподобного Никона. Что слово «повеле» не следует понимать как приказание послушнику, можно, по-видимому, заключить из сопоставления приведенного нами свидетельства Клинцовского подлинника со следующим летописным указанием: «Бяше нужно бо и се нам есть помянути... яко исполнися желание преподобнаго отца настоятеля Никона. Умолени быша от него чюднии добродетельнии старцы и живописцы Данил и Андрея предномянутый... и яко украсиша подписанием церковь сию» 58 .

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

также: Андрей Рублев: что в нем особенного? Рублев был из плеяды учеников преподобного Сергия. А о них известно, что они были настоящими подвижниками, значит, с высокой долей вероятности мы можем утверждать, что Рублев был таким же. В документах тех времен упоминается много разных иконописцев. Феофана Грека все знают — он, между прочим, работал вместе с Андреем Рублевым в Благовещенском соборе. Кто-то может быть вспомнит Даниила Черного, с которым Рублев работал во Владимире. Есть и менее известные имена: Исайя Гречин, Прохор с Городца. Однако именно Андрей Рублев был избран для написания такой важной иконы. Такую сложную тему могли доверить только человеку, который конгениален ей. Лишь он сможет понять ее глубину и изобразить ее. Но это, к сожалению, все, что мы можем сказать. Получается, образ Рублева в фильме Тарковского — это, по большей части, его личный режиссёрский взгляд? Конечно. Фильм Тарковского очень хороший, но он скорее рассказывает о человеке, который попадает в очень трудную эпоху. На мой взгляд, вопрос фильма таков: как христианину, тем более монаху, сохраниться в котле страшной истории, где люди убивают друг друга, сжигают города, где повсюду разорение, грязь, бедность? И вдруг — «когда б вы знали, из какого сора растут стихи!» То есть из какой страшной грязи, глубочайшей человеческой трагедии вырастают великие произведения искусства. Понятно, что Тарковский не собирался создавать реальный, исторический образ Рублева. Его больше интересует художник, который противостоит злу глубиной искусства, который свидетельствует, что в мире есть что-то другое, стоящее над его ужасом. Поэтому эту киноленту в первую очередь стоит рассматривать не как строгую историческую картину, а как попытку одного художника понять другого. Воинские подвиги не имеют никакого значения, если за ними не стоит очищение человеческой души. Поэтому и преподобный Сергий начал не с политики, не с войны, а с очищения и воспитания людей. И в этом смысле икона — важный артефакт, который противостоит тьме эпохи. Сам факт ее написания — подвиг.

http://foma.ru/sozertsaya-troitsu.html

Творчество преподобного Андрея Рублева в контексте русского Православного Возрождения XIV – первой половины XV вв. Наталья Александровна Ложкина Преподобный Андрей Рублев. Иконописец И.В. Ватагина Исихастские споры, по мнению Г.М. Прохорова, стали точкой и встречи, и расхождения двух европейских Возрождений. По мнению ученого, русские исихасты – преподобные Сергий Радонежский, Стефан Пермский и другие – определяли судьбы Московского государства и создали идеологию Русского Православного Возрождения . Данная концепция нашла свое продолжение и развитие в нашем исследовании . Преподобный Андрей Рублев вошел в историю древнерусской культуры как великий мастер иконографии, гениально синтезировавший в своем творчестве художественно-эстетические достижения палеологовского Возрождения и духовно-нравственные смыслы просветительской деятельности преподобного Сергия Радонежского. Несомненно, что преподобный Андрей Рублев был одним из самых культурных, высокообразованных людей своего времени. Но едва ли заслуга в культурном развитии русского живописца принадлежала Феофану Греку. Подвижный образ жизни Феофана и свойственная его личности склонность к непрерывному расширению круга общения едва ли располагали к занятиям систематическим учительством. Наставничество, открывавшее ученику путь к проникновению в духовную суть византийской художественной традиции, процветало в стационарно стабильной и относительно замкнутой социокультурной среде художественных мастерских Византии. Таким образом, нам представляется более оправданным предположение, что художественное образование было получено Андреем Рублевым как на Руси от Феофана, так и непосредственно на родине византийской иконописи. Место пострижения преподобного Андрея Рублева достоверно неизвестно. Но вся его жизнь была связана с двумя монастырями: Троице-Сергиевым и его дочерней ветвью – Спасо-Андрониковым в Москве. Покров с мощей преподобного Сергия. XV век. Музей «Ризница». Троице-Сергиева лавра Предание, восходящее к концу XVI в., утверждает, что преподобный Андрей Рублев был духовным чадом преподобного Никона Радонежского и, возможно, принял постриг в Троицком монастыре.

http://pravoslavie.ru/154839.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010