После трагического для Византии 1453 года древнерусская художественная культура приняла идеалы исихазма и продолжала развивать восточно-христианские художественные традиции. Древнерусская художественная культура становится преемницей обновленного византийского наследия. Но русские просветители и, прежде всего, Сергий Радонежский придали исихастскому идеалу православной духовности национальные черты, что и сделалось нравственной основой синтеза художественных традиций Руси и Византии. Развитие отечественной национальной школы иконописи существенно углубляло христианское миропонимание в русской ментальности, жаждавшей зримого воплощения догмата триединства. 2.2. Андрей Рублев как художник Русского Православного Возрождения Андрей Рублев вошел в историю древнерусской культуры как великий мастер иконографии, гениально синтезировавший в своем творчестве художественно-эстетические достижения Палеологовского возрождения и духовно-нравственные смыслы просветительской деятельности Сергия Радонежского. Рассмотрим, каким образом этот выдающийся деятель древнерусской художественной культуры включился в общий поток русско-византийского взаимодействия. Большинство современных исследователей древнерусской художественной культуры сходятся во мнении, что углубленное знакомство Андрея Рублева с византийской традицией началось не в мастерской Феофана Грека, а значительно раньше, и что Рублев в молодые годы мог учиться и работать в Византии и Болгарии. В то время многие русские живописцы активно посещали балканские страны, Святую Гору Афон и Константинополь, нередко оставаясь там на более или менее продолжительный срок. В константинопольских храмах имелись и иконы русских святых. В частности, была там икона святых Бориса и Глеба, а в художественных мастерских столицы Византии писались иконы по заказам Русской церкви. Так, Афанасий Высоцкий в 1392 г. доставил на Русь знаменитый Высоцкий чин – ряд деисусных икон, написанных специально для основанного им Серпуховского Высоцкого монастыря. Значение Высоцкого монастыря в культуре второй половины XIV в. уникально. При поддержке и руководстве преп. Сергия Радонежского, митрополита Киприана, трудами Афанасия Высоцкого и его учеников в обители действовал центр русско-византийских связей, осуществлявший важные идейно-культурные начинания. Под влиянием афонского исихазма в Высоцком монастыре начал формироваться особый уклад монашеского жития: в нем сочетались усвоенное от общежительного устава Свято-Троицкой Сергиевой обители единение братии в любви по образу Троического единства и строгость созерцательного молчания.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

     С живописными местами подмосковного Звенигорода прочно связаны имена двух крупных, глубоко почитаемых православных святых — преподобных Саввы Сторожевского и Андрея Рублева. Но память о святом Савве, ученике Сергия Радонежского, игумене Рождественского монастыря на горе Стороже, никогда не иссякала в этих местах. А вот чтобы крепко связать имя великого иконописца со Звенигородом, исследователям пришлось потрудиться. И сама история «прописки» Андрея Рублева в этом подмосковном городке почти детективная. Звенигородская тайна Началась эта история в 1918 году. Искусствоведам не хватало доказательств выдвинутого предположения — фрагментарно обнаруженные в Успенском соборе Звенигорода фрески исполнены гениальным Андреем Рублевым. Чтобы обосновать эту гипотезу, нужно было найти здесь и другие произведения мастера, которые четко говорили бы: да, Рублев работал в Звенигороде. Ведь ни летописи, ни иные источники не дают никаких сведений об этом. О трудах знаменитого иконописца в Москве, во Владимире, в Троице-Сергиевой обители — да, говорят. А о Звенигороде — ни слова. Евангелист Иоанн в образе орла. Миниатюра Андрея Рублева. Евангелие Хитрово, XIV в.      Участникам той научной экспедиции 1918 года чрезвычайно повезло. На свет были явлены три иконы: образы Спасителя, архангела Михаила и апостола Павла — так называемый Звенигородский чин Андрея Рублева. Эти шедевры русской иконописи стали величайшим открытием отечественного и мирового искусствоведения. Но как они были найдены? Официальная версия гласила: под грудой дров в сарае. Лишь недавно выяснилось, что на древние иконы, временно хранившиеся в кладовой, обратил внимание ученых местный священник. А сарай с «бесхозными» досками возник, очевидно, в качестве прикрытия факта изъятия. Как бы то ни было, Звенигородский чин задал искусствоведам загадку. Три его иконы представляют собой часть деисуса — главного ряда икон в иконостасе. Это так называемое «моление» — центральной фигуре Христа предстоят по бокам в молитве Божия Матерь, Иоанн Предтеча, архангелы Михаил и Гавриил, апостолы Петр и Павел, святые. Число предстоящих и, соответственно, икон зависит лишь от размеров храма и ширины алтарной перегородки. Звенигородский чин, имеющий в составе образ апостола Павла, должен был состоять как минимум из семи икон. Так вот, у ученых появились сомнения — а мог ли он разместиться во всю ширину в Успенском соборе? Тогда на этот вопрос ответили «нет» и стали искать другой храм, которому изначально принадлежал рублевский деисус. Испробовали разные варианты, и все последующие поиски отказывали Звенигородскому чину в звенигородском происхождении. Так работал ли Рублев в Звенигороде?

http://pravoslavie.ru/80747.html

Это весьма достоверное свидетельство, поскольку оно совпадает с летописным порядком следования мастеров. Андрей был учеником Даниила, они вместе постничали и предавались созерцанию невидимого в аскетических упражнениях типа исихазма. Андрей умер несколько ранее Даниила. Успенский собор. Владимир. Фото sdsmp.ru Мудрец или старец Остальные упоминания датированы XVI-XVII веками. Например, такие извлечения из «Жития Сергия Радонежского»: «Сладостнейшей наградой Никону за его труды для обители было открытие святых мощей великого учителя Преподобного Сергия. Это совершилось при копании рвов для каменного храма Пресвятой Троицы. Незадолго пред тем Преподобный Сергий сам повелел в видении одному благочестивому мужу, жившему близ обители, возвестить игумену и братии: «Вскую мя остависте толико время во гробе, землею покровена, воде утесняющей тело мое?» И вот 5 июля 1422 года, в присутствии крестного сына Сергиева князя звенигородского Юрия Дмитриевича, преподобный Никон изнес из земли нетленные мощи отца своего и временно поставил их в деревянном храме. Благоговейной любовью и усердными молитвами созидался и украшался каменный храм, как место покоя для мощей великого Сергия, которые и были перенесены в него по освящении храма. Над украшением сего святилища потрудились преподобные иконописцы Даниил и Андрей Рублев, вызванные для сего из обители преподобного Андроника. И доныне стоит этот храм Никонова строения, не потрясаемый веками, освящая и ныне молящихся в нем. И до сих пор красуется в нем чудотворный образ Пресвятой Троицы, написанный преподобным Андреем». «Под руководством преподобного Андроника воспитались: его спостник и преемник по игуменству преподобный Савва и знаменитые иконописцы: Андрей Рублев и Даниил, которые расписывали придворный Благовещенский собор и соборные храмы во Владимире и Сергиевой Лавре». Источники весьма поздние. В первом случае Андрей по-прежнему стоит после Даниила, а во втором – почему-то перед ним. Сообщается об Андреевом авторстве образа Троицы, подтверждаются данные летописей о росписи соборов.

http://pravmir.ru/on-prosto-videl-inoy-m...

ГИМ — Государственный исторический музей ИРЛИ — Институт русского языка и литературы ТОДРЛ — Труды Отдела древне-русской литературы ЦГАДА — Центральный государственный архив древних актов (ныне РГАДА: Российский…) ЧОИДР — Чтения в Обществе истории и древностей российских 1 Преподобный Иосиф Волоколамский. Отвещание любозазорным и сказание вкратце о святых отцех, бывших в монастырях иже в Рустей земли сущих//ЧОИДР. 1847, 7, с. 6 (список сокращений см. в конце статьи). 3 Ровинский Д. А. Обозрение иконописания в России до конца XVII в. СПб., 1903, сс. 159–160; Георгиевский В. Т. Фрески собора Рождества Богоматери Ферапонтова монастыря. СПб., 1911, сс. 26, 28; Голубцов А. П. Материалы для истории древнерусской иконописи//Сб. статей по литургике и церковной археологии. Сергиев-Посад, 1911, сс. 133–136; Лазарев В. Н. Андрей Рублев и его школа//История русского искусства. Т. III. М., 1953, сс. 106–107. 4 Казакова Н. А. Сведения об иконах Андрея Рублева, находившихся в Иосифо-Волоколамском монастыре в XVI в.//ТОДРЛ. Т. XV. М.–Л., 1958, сс. 310–311. 6 Казакова Н. А. Указ. соч, с. 311. Ошибочные выводы об утраченном листе и вкладчице из “знатной семьи” Н. А. Казакова повторяет в своих последующих работах: “Вассиан Патрикеев и его сочинения” (М., 1960, сс. 345–346); “К изучению вкладных книг” (в сб. Рукописное наследие Древней Руси. Л., 1972, с. 261). 7 Кузьмина В. Д. Древнерусские письменные источники об Андрее Рублеве//Андрей Рублев и его эпоха. М., 1971, с. 119; Сергеев В. Н. Рублев. ЖЗЛ. М., 1981, с. 244. 10 Голейзовский Н. К. Заметки о Дионисии//Византийский временник. Т. 31. М., 1971, с. 184; Меняйло В. А. Идейно-художественные движения в русской живописи конца XV — первой половины XVI в. Дисс. на соискание уч. ст. канд. искусствоведения. М., 1991, сс. 21–27, 101–104. 11 Архимандрит Макарий (Веретенников). Митрополит Макарий и преподобный Иосиф Волоцкий//Церковь и время. Ежеквартальный журнал Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата. М., 1992, 3, сс. 66–71.

http://pravmir.ru/ikonyi-rubleva-pisma-v...

Преподобный Андрей Рублев , иконописец, родился около 1360–1370 гг. Иноком он стал между 1380 и 1405 гг., подвизался в Троицкой обители, где находился в послушании у игумена преподобного Никона Радонежского (ученика преподобного Сергия), и в Спасо-Андрониковом монастыре в Москве. В 1405 году преподобный Андрей с иконописцем Феофаном Греком участвует в создании иконостаса и росписей Благовещенского собора Московского Кремля. В 1408 году вместе с иноком Даниилом Черным он расписывает собор Успения Пресвятой Богородицы во Владимире (частично эти фрески сохранились, в том числе изображение Страшного Суда), пишет для Успенского собора иконостас. Позже преподобным Андреем написан так называемый Звенигородский деисусный чин для собора Рождества Пресвятой Богородицы в Саввино-Сторожевском монастыре под Москвой. В 20-е годы XV века Андрей с Даниилом по поручению игумена Никона расписывает Троицкий собор Сергиевой обители и создает для него иконостас. Прославленная во всем мире икона Живоначальной Троицы написана по благословению преподобного Никона святым Андреем в похвалу преподобному Сергию Чудотворцу. Эта икона стала образцом для других иконописцев: Стоглавый Собор 1551 года постановил писать образ Пресвятой Троицы так, как писал его Андрей Рублев. Последняя работа святого Андрея – роспись Спасского собора Спасо-Андроникова монастыря. Написание святой иконы или фрески является духовным подвигом, требующим и художественного мастерства, и высокого христианского благочестия. Возношение ума к Невещественному и Божественному Свету при созерцании и написании святых икон – вот что отличало святого Андрея и его спостника Даниила, как отмечал преподобный Иосиф Волоцкий . Глубокое постижение учения Святой Церкви, жизни святых и их творений преподобный Андрей выразил в линиях и красках написанных им икон и фресок. Согласно источникам, в XV-XVII вв. никто не сомневался в святости Андрея Рублева. В Троице-Сергиевой обители инок Андрей всегда почитался святым. Подвигом иконописания святой Андрей возвещает людям истину о Боге, в Троице славимом, вселяя мир в души всех, кто с молитвой взирает на созданные им образы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Произведения гениальной кисти Рублева, слившись с произведениями других русских иконописцев, потонувши, так сказать, в море русской иконописи, способствовали ее развитию, процветанию. Это был тот «мал квас, который квасит все смешение», исчезая в нем. Элементы красоты, внесенные в русское искусство даровитым монахом, конечно, не пропали, не умерли, но, как все истинное, прекрасное, доброе, живы и действенны до настоящего времени. Кто знает: может быть, ими мы восхищаемся и в произведениях современных художников, сумевших передать их? 58 Вероятно, на основании этого Снегирев говорит, что Рублев, «пребывая в послушании у преподобного Никона, в его присутствии, изобразил лик (?) Пресвятой Троицы» (Древности Рос. госуд. Отд. 1, ΧΧVIII). Но выражение «при себе» может означать не «в присутствии» св. Никона, но при его жизни. 77 В этой группе или одни только женщины (Проф. Н.В. Покровский , Очерки памятников христианской иконографии, СПб. 1900 г., стр. 828), или же мужчины и женщины в одинаковом виде, как они изображаются в руце Божии и лоне Авраамове. У Кирилла Транквиллиона в поучении «на преставление верного человека – о воскресении общем всея вселенныя» (Учительное Евангелие, ч. 2-ая) читаем: «Егда услышат глас Сына Божия, абие оживут и изыдут от гробов. Тогда вси приидут в един возраст и меру, в нейже бе сотворен Адам... яко мнози от святых о семь реша». Не изобразил ли художник на этих фресках воскресающих мертвецов в том возрасте и мере, в которых создан Адам, обыкновенно изображаемый в раю безбородым? 79 По предположению Усова и проф. И.Д. Мансветова , изображенные здесь за апостолами праведники в колпачках – волхвы (Прибавления к творениям св. отец за 1883 г.). Но в таком случае среди сонмов святых, идущих в рай, – апосто­лов, мучеников, святителей, преподобных, – не оказалось бы сонма, обычно следую­щего за апостолами, – пророков и праотцев, из которых многие (Мелхиседек, Аарон, Самуил, Захария) изображаются в колпачках. Более, нежели вероятно, что юноша с кудрями в колпачке (фригийской шапочке) – не волхв, но пророк Даниил.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/zametki-...

Сюжет Преображения помогает постичь и еще одно различие между искусством светским и религиозным. В русской иконе сверхчеловеческое содержание передавалось как неподвижное. Ибо покой в христианской традиции мыслится как самоприсущее свойство всесовершенства Творца, а также и совершенства святости. Движение же есть, напротив, признак несовершенства, стремление как-то восполнить это несовершенство. В «Преображении» Феофана неподвижны поэтому Христос, Моисей и Илия, но человеческая слабость Апостолов, еще не получивших благодати через сошествие Святого Духа, выражена динамичностью их телодвижений, поз: устрашенные сверхъестественным видением и гласом Всевышнего, они оказались поверженными перед сиянием Фаворского света. Отчасти различны в своих творениях Феофан и его младший современник преподобный Андрей Рублев: первый пребывает в динамичном поиске, в драматичной напряженности, второй уравновешенно спокоен, созерцателен и умиротворен. Это не просто личные особенности характеров двух иконописцев, но и особенности духовного уровня той среды, в которой действовало их искусство. Феофан – среди смятений еретического духа. Преподобный Андрей Рублев – в самом центре русского исихазма, в Троице-Сергиевом монастыре, среди сподвижников и учеников преподобного Сергия Радонежского. Феофан оттого – движение и поиск. Рублев – обретение Божественной Истины и успокоенность в ней. Но обретение Истины невозможно без поиска, а достижение цели невозможно без пути к ней. Покой невозможен без одоления суровых испытаний. Суровость искусства новгородских мастеров закономерна и неизбежна на Руси. Без Новгорода, без его трепета страха Божьего, быть может, не было бы и расцвета Москвы (эта связь рассматривается на уровне духовном, но не на низшем, политическом: здесь Новгород и Москва нередко оказывались во вражде). Время было слишком суровым, чтобы не отразилась суровость его в искусстве. Время тяжелейшее. Время многих бед и лишений. Батыевский разгром Руси в конце 30-х годов XIII века не мог не сказаться на настроении русских людей. Новгородская земля, об искусстве которой шла речь, где творил Феофан, разора избегнула: тому помогли и удаленность, и защищенность природой, а главное – Божий промысел, сберегший духовные ценности, православные святыни. Может быть, не прервалось развитие русского искусства потому именно, что существовал Новгород, не разрушенный, процветающий, соблазняющийся ересями, но и противостоящий им. Один лишь пример: когда на остальных землях на полтора века было прервано храмовое строительство и не возникло ни одного каменного храма, монастырского ансамбля – на северо-западе Руси, в Новгороде и в тяготеющем к нему Пскове, такие сооружения насчитываются десятками. Отсутствие каменного строительства на Руси ограничивало и развитие монументальной живописи, да и иконописи тоже, ибо становилась меньшей и потребность в новых иконах.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Dunaev/...

Так, в 1996 году вышла серия серебряных и золотых монет «1000-летие России». На одной из них – «Дмитрий Донской» – была изображена икона «Святая Троица» (рис. 50). Согласно описанию банка: на реверсе монеты «изображение иконы Андрея Рублева “Троица”, слева от нее – художник-иконописец, справа – монах. По окружности надписи: вверху – “1000-ЛЕТИЕ РОССИИ ДМИТРИЙ ДОНСКОЙ”, внизу – “АНДРЕЙ РУБЛЕВ ТРОИЦА”» 38 . Монах очевидно – преподобный Сергий Радонежский, но его имя в описании и на монетном поле отсутствует. При том, что изображения князя нет, в каталоге монета проходит под его именем в силу надписания на монетном поле. Очевидно, в то время Банк России еще «стеснялся» русских святых, хотя и посвящал им монеты. Рис. 50. Монета «Дмитрий Донской». Серебро. Серия: «1000-летие России», 1996 г. Легенда: вверху – «1000-ЛЕТИЕ РОССИИ ДМИТРИЙ ДОНСКОЙ», внизу – «АНДРЕЙ РУБЛЕВ ТРОИЦА»      Позже Банк России выпустил три серии монет (по четыре в каждой), посвященных знаменитым иконописцам: «Дионисий» (2002 г.), «Феофан Грек» (2004 г.), «Андрей Рублев» (2007 г.). В серию, посвященной Дионисию, вошли монеты с изображением двух икон великого мастера – «Распятие» (рис. 51), «Богоматерь Одигитрия» – и две монеты с изображениями его фресок в церкви Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (XIV в.) 39 . На серебряной монете на фоне стилизованного креста представлены четыре фрески: «Св. Георгий», «Митрополит Петр», «Богоматерь с двумя ангелами», «Христос в доме Симона и грешница» (рис. 52). На золотой монете – фреска «Рождество Марии» со сценами Омовения, Младенчества и Ласкания, а также изображения архангелов Гавриила и Михаила (по сторонам от входного портала храма). Рис. 51. Банк России. Серия: «Дионисий», 2002 г., икона «Распятие» (1500 г.) Троицкого собора Павлово-Обнорского монастыря близ г. Вологды (ныне в Третьяковской галерее в Москве), слева и справа от иконы – миниатюры XVI в. из «Лицевого летописного свода»      Рис. 52. Банк России. Серия: «Дионисий», 2002 г. На фоне стилизованного креста представлены четыре фрески: слева «Св. Георгий», справа «Митрополит Петр», вверху «Богоматерь с двумя ангелами», внизу «Христос в доме Симона и грешница»     

http://pravoslavie.ru/155352.html

А что касается стиля Андрея Рублева, то на куполе нашего нового храма изображены апостолы во главе со Христом. На западной стороне изображен покровитель Дмитрия Донского Дмитрий Солунский, а с другой стороны изображен Георгий Победоносец, покровитель великого князя Юрия Звенигородского, сына Дмитрия Донского. А сбоку в медальонах изображены новомученники и исповедники российские. Такая преемственность не случайна. То есть и сегодня есть очень хорошие иконописцы. Может, через лет сто это тоже будет считаться образцом иконографии? Архимандрит Иероним (Карпов) и протоиерей Николай Соколов На последующем за пресс-конференцией вернисаже заместитель министра культуры России Андрей Евгеньевич Бусыгин огласил приветствие министра культуры России Александра Алексеевича Авдеева организаторам, участникам и гостям выставки, в котором в частности сказано: «Настоящая выставка – во многом результат научной реконструкции, осуществленной исследователями и экспозиционерами, поскольку дошедших до нас исторических сведений о Рублеве и произведениях, авторство которых документально подтверждено, явно недостаточно для составления его полноценной творческой биографии». А. Е. Бусыгин От себя лично Андрей Евгеньевич добавил, что он испытал некий энергетический шок от экспозиции. «Эта живопись воспринимается не взглядом, а исключительно душой и сердцем», – добавил Андрей Евгеньевич. Митрополит Волоколамский Иларион зачитал послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла: «Дорогие братья и сестры! Сердечно поздравляю вас с открытием выставки, собравшей произведения древнерусского искусства, связанных с иконописной традицией преподобного Андрея Рублева. С первых веков христианства иконопись воспринималась не как изобразительное искусство, а как свидетельство о Господе нашем Иисусе Христе и о Его святых, как богословие в красках, образно раскрывающее великую тайну воплощения Бога Слова. Именно поэтому в православной традиции труд иконописца всегда считался особым церковным послушанием. Икона возносит наши души к Горнему миру, к Божественной реальности будущего века, где Бог будет все во всем (1 Кор. 15. 28). Среди многих выдающихся русских иконописцев преподобный Андрей Рублев занимает особое место. Его работы, унаследовавшие и развившие лучшие традиции византийского церковного искусства, стали символом святой Руси, выражением ее духовной жизни. В своей всемирно известной иконе «Святая Троица» преподобный Андрей зримо явил учение церкви о Триедином Боге – Отце, Сыне и Святом Духе. Современный человек, зачастую утративший подлинные духовные ориентиры и погруженный в ежедневную суету земной жизни, взирая на икону, возводящую его мысленный взор к Первообразу, может вновь всем сердцем обратиться к Спасителю.

http://pravmir.ru/otkrytie-vystavki-andr...

Табл.3. Табл.4. Рис.8. Св. Никон Радонежский, – рассказывается в летописи, – незадолго до своей кончины, «побеждаем великим желанием, верою и в сем пребывая непреложен, еже узрети своими очима церковь сврьшену и сим украшену, сбирает скоро живописцы, Даниил именем и Андрей,– спостник его, – и неких с ними: спешно бо сие творяше дело, яко нечто провиде духом вскоре духовных онех мужей и живописцев от жития сего и свое представление, еже по мале и по совершении дела бысть; по убо Богу помогающу скончати дело преподобнаго, абие касаются ему усердно и вельми различными подписаньми чудных удобревше ту, могуще зрящих удивити всех и до ныне. Конечное се рукоделие и память себе преподобнии оставльше, по сем мало пребывше, абие смиренный Андрей оставль сию жизнь ко Господу отыде» 66 . Преподобный Никон, таким образом, старался, чтобы Андрей и Даниил скорее росписали выстроенную им церковь , как бы из опасения, что эти выдающиеся иконописцы умрут, не оставив здесь памятников своего художественного творчества. В житии препод. Никона говорится: «Умолени быша от него чюднии добродетельнии старцы и живописцы Данил и Андрея предпомянутый». Отсюда можно видеть, что преподобному Николу пришлось «умолять», упрашивать Андрея и Даниила, которые, может быть, не сразу согласились взяться за росписание Троицкого собора в виду своего преклонного возраста. Роспись Троицкого собора была «конечным рукоделием» Андрея, вероятно, для лавры: после этой росписи, – как говорится в житии преподобного Никона в Макарьевских Минеях и в изд. 1647 г., – Андрей с Даниилом «абие отходят в один от монастырей Богом спасаемаго града Москвы, Андроников именуем, и тамо церковь во имя Всемилостиваго Спаса такожде подписанми украсивше, последнее рукописание на память себе оставиша. И мало пребыв смиренный Андрей, оставль сию жизнь, ко Господу отыде, таже и спосник его Даниил, оба добре пожиста и в старости велице быста, благий конец прията». В рукописях XVI–XVII века есть миниатюры, изображающие различные моменты из жизни Рублева.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/zametki-...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010