Тем не менее уже был митрополит Алексий, по-гречески «умевший» и переводивший Священное Писание на российский лад, и преподобный Сергий, жизнью своей раскрывавший свое сердечное знание о Живоначальной Троице. Вот почему Андрей Рублев открывает русское возрождение, русское «кваттроченто», не только красотой почти античной формы, но и глубокой «умной» проповедью — «умозрением в красках». Икона Святой Троицы воистину открывает новые горизонты богословия, превосходящие даже скупость догматических определений, скованных апофатикой. Что мы знаем о свойствах Лиц Святой Троицы из догматического учения Церкви? — только границы — и это верно; остальное дается верой и интуицией: рождение, исхождение, нерожденность — все и ничего, много и очень мало. Что мы знаем о Троичном Единстве? — только исповедание: Единосущие и Нераздельность. То, что нам раскрывает Андрей Рублев, тоже не может быть высказано, но может быть почерпнуто образно. Этот образ Троичной жизни Великого Совета Пресвятой Троицы вокруг жертвенной чаши взят и воспринят (и претворен затем) у преподобного Сергия Радонежского. Смутный намек на это есть в житии преп. Никона — ученика Сергиева. Этим предположением не следует пренебрегать. Сергий — носитель веры — предпочитал дело, а не слово. Рублев — восприемник откровения учителя Российского — предпочел слову — образ. И этот образ точнее богословской форму-лировки. Как сказал прот. А. Шмеман, рублевская Троица есть «откровение, явление и видение Единства как самой Божественной жизни, как Сущего». К сожалению, у преподобного Андрея не было достойных продолжателей. Даже первые русские богословы-толкователи икон не способны были оценить этого откровения. Икона Троичного единства опять вернулась к литературному сюжету Библии: явлению трех странников в ангельском обличии, а споры XVI и XVII вв. будут о том, кто же из них — образ Христа, и писать ли нимбы крещаты у всех или у Единого… Но есть надежда, ибо Троица заново обрела жизнь только в 1918 г., а Рублев признан святым иконописцем в 1988 г. За это время Троица стала главной иконой христианского мира. Она невидимо собирает распадшееся тело Церкви. Она сама, как некогда явленные иконы, ушла бродить по свету, возвещая о Церковном Единстве, ибо являет собой Единосущие и Единство. Икону эту можно встретить даже в протестантских храмах Запада, ибо перед ней бессильны иконоборческие доводы. Она не изображает Бога и не отображает Его, она от образа возводит к Первообразу, от типа к Архетипу — Творцу всех.

http://pravmir.ru/propoved-v-den-pamyati...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Звенигородский чин Андрея Рублева: Архангел Михаил, Спас, апостол Павел. 1408 Андрей Рублев. Звенигородская история 11 мин., 17.07.2015 С живописными местами подмосковного Звенигорода прочно связаны имена двух крупных, глубоко почитаемых православных святых — преподобных Саввы Сторожевского и Андрея Рублева. Но память о святом Савве, ученике Сергия Радонежского, игумене Рождественского монастыря на горе Стороже, никогда не иссякала в этих местах. А вот чтобы крепко связать имя великого иконописца со Звенигородом, исследователям пришлось потрудиться. И сама история «прописки» Андрея Рублева в этом подмосковном городке  почти детективная. Звенигородская тайна Началась эта история в 1918 году. Искусствоведам не хватало доказательств выдвинутого предположения — фрагментарно обнаруженные в Успенском соборе Звенигорода фрески исполнены гениальным Андреем Рублевым. Чтобы обосновать эту гипотезу, нужно было найти здесь и другие произведения мастера, которые четко говорили бы: да, Рублев работал в Звенигороде. Ведь ни летописи, ни иные источники не дают никаких сведений об этом. О трудах знаменитого иконописца в Москве, во Владимире, в Троице-Сергиевой обители — да, говорят. А о Звенигороде — ни слова. Евангелист Иоанн в образе орла. Миниатюра Андрея Рублева. Евангелие Хитрово, XIV в. Участникам той научной экспедиции 1918 года чрезвычайно повезло. На свет были явлены три иконы: образы Спасителя, архангела Михаила и апостола Павла — так называемый Звенигородский чин Андрея Рублева. Эти шедевры русской иконописи стали величайшим открытием отечественного и мирового искусствоведения. Но как они были найдены? Официальная версия гласила: под грудой дров в сарае. Лишь недавно выяснилось, что на древние иконы, временно хранившиеся в кладовой, обратил внимание ученых местный священник. А сарай с «бесхозными» досками возник, очевидно, в качестве прикрытия факта изъятия. Как бы то ни было, Звенигородский чин задал искусствоведам загадку. Три его иконы представляют собой часть деисуса — главного ряда икон в иконостасе. Это так называемое «моление» — центральной фигуре Христа предстоят по бокам в молитве Божия Матерь, Иоанн Предтеча, архангелы Михаил и Гавриил, апостолы Петр и Павел, святые. Число предстоящих и, соответственно, икон зависит лишь от размеров храма и ширины алтарной перегородки. Звенигородский чин, имеющий в составе образ апостола Павла, должен был состоять как минимум из семи икон. Так вот, у ученых появились сомнения — а мог ли он разместиться во всю ширину в Успенском соборе? Тогда на этот вопрос ответили «нет» и стали искать другой храм, которому изначально принадлежал рублевский деисус. Испробовали разные варианты, и все последующие поиски отказывали Звенигородскому чину в звенигородском происхождении. Так работал ли Рублев в Звенигороде?

http://foma.ru/andrej-rublev-zvenigorods...

Но колокол звонит! Преподобный Андрей подхватывает мальчишку, который теперь никому не нужен, на руки, утешает и, нарушив обет молчания, говорит: – Ну что ты, что ты… Такой праздник для людей устроил, а еще плачет. Пойдем по Руси: ты колокола лить, а я иконы писать. Готовясь к съемке, Анатолий перетягивает горло шарфом, так как голос у героя должен быть надтреснутым после долгого молчания. Он дал обет молчания и вот впервые заговорил. Готовясь к съемке, Анатолий месяц не произносит ни слова: Андрей Рублев ведь дал обет молчания Анатолий больше месяца молчит, не произнося ни одного слова. Тарковский в ужасе: ведь Анатолий мог навсегда потерять свой голос! Но в душе и рад: Солоницын действительно готов все совершить ради этой роли, которую он понимает как дело своей жизни. Увольняется из театра, все время находится в киногруппе, даже когда нет съемок, – чтобы постоянно находиться в атмосфере, которая нужна для роли. Между актером и режиссером завязывается дружба. Она продолжалась почти 20 лет – до безвременного ухода Анатолия Солоницына. Первые дни съемок. Андрей Тарковский и Анатолий Солоницын. Осень 1965 г. Сокровенный смысл фильма оказался выше всех деклараций и даже намерений автора. Ведь всюду Тарковский говорит, что он снимает фильм о великом художнике, который в тяжкое для России время создает гениальные картины. Фильм будет не биографический, а поставит проблему «художник и время». Тарковский хотел снять картину о художнике, а снял – об иконописце Но результат получается совсем иным. Потому что он создает фильм об иконописце, которому дарован Господом дар через икону – «окно в небо» – выразить невыразимое: в образе Трех Ангелов явить миру Господа Вседержителя. Недаром на одной из икон преподобный Андрей Рублев изображен пишущим икону, а за его спиной – Ангел, который водит его рукой. Удивительно! Герой фильма Бориска не знает секрета колокольной меди, но ставится во главе артели колокольных дел мастеров и отливает чудо-колокол. Никому не ведомый провинциальный актер из Свердловского театра драмы почему-то, вопреки единогласному мнению худсовета, который выступил против него, утверждается на главную роль.

http://pravoslavie.ru/96427.html

«Страшный Суд» Андрея Рублева: призыв к Встрече Сегодня мир будто поделен, а у Андрея Рублева – соборность. Нет ни черных, ни белых; ни плохих, ни хороших; ни богатых, ни бедных. Иконописец призывает к единству. 17 октября, 2010 Сегодня мир будто поделен, а у Андрея Рублева – соборность. Нет ни черных, ни белых; ни плохих, ни хороших; ни богатых, ни бедных. Иконописец призывает к единству. Только дважды имя преподобного Андрея Рублева упоминается в летописях. И оба раза оно, среди прочих имен, — стоит последним. Простой монах, черноризец, отказавшийся от славы и признания мира, Андрей Рублев снискал известность, которой не ведали иные князья и правители. Однако мы не знаем практически ничего о человеке, оставившем после себя шедевры мирового значения. Легенды, версии, гипотезы, предположения – ими полна его биография. И даже житие не дает нам практически никаких конкретных сведений. Но одна дата, в числе всех других, вызывает меньше всего сомнений: в 1408 году Андрей Рублев, в возрасте около 50 лет, пришел во Владимир, чтобы расписать уже тогда знаменитый собор Успения Богородицы. 17 июля знаменитый иконописец принял монашеский постриг с именем Андрей – в честь преподобного Андрея Критского. И не случайно было выбрано именно такое имя. Андрей Критский – глубочайший поэт раннего Средневековья, написавший «Покаянный канон», который назвали впоследствии великим каноном. И если Андрей Критский – непревзойденный певец покаяния, то Андрей Рублев – любви к человеку. Потрясает душу умиротворенность и человечность творений Андрея Рублева. Мастер коснулся своей кистью вопросов глубочайшей нравственности. Фреска «Страшный Суд» преподобного Андрея Рублева, написанная во владимирском Успенском соборе – национальное достояние России, уникальное произведение, причисленной к всемирному наследию ЮНЕСКО. До и после Рублева, как отмечает академик Д. Лихачев, так никто не писал. Тема Страшного Суда – одна из главных в средневековом искусстве, корнями уходящая в западную живопись, но волновавшая и художников Древней Руси. И хотя многие русские иконописцы к ней обращались, все же характер таких изображений оставался, по примеру европейских мастеров, — антиномичным: праведники – с одной стороны, и грешники, палимые геенским огнем и языками адского пламени, — с другой.

http://pravmir.ru/strashnyj-sud-andreya-...

Известно, что Андрей Рублев и Даниил Черный трудились во Владимире. Об этом упоминает летопись: «В лето 6916 (1408 г.), 25 мая начата бысть подписывати Великая соборная церковь Пречистая Владимирская, Данила иконник и Андрей Рублев». Андрей Рублев вновь именуется вторым – значит, он был более молодым, чем Даниил. С этого времени Андрей и Даниил были тесно связаны узами духовной дружбы и совместного творчества до конца своих дней. Они расписывали Успенский собор во Владимире после нашествия Едигея. Церковь была сожжена татарами, иконостас сгорел, а росписи XII в. были испорчены, и Московские великие князья пригласили для возобновления храма лучших мастеров-иконописцев. Росписи Успенского собора во Владимире, к счастью, сохранились до наших дней, хотя и не полностью. Уцелели и многие иконы рублевского иконостаса, который был в XVIII в. продан в сельскую церковь и заменен новым, барочным. Известно также, что работал преп. Андрей и в Саввино-Сторожевском монастыре, где подвизался ученик преп. Сергия – преп. Савва Звенигородский. Там около 1405–1407 гг. был сооружен Богородице-Рождественский собор, и большинство исследователей полагают, что преп. Андрей принимал участие в создании росписей и иконостаса этого собора. К сожалению, до нас дошли лишь крохотные фрагменты фресок и три иконы из так называемого «Звенигородского чина» – деисуса, от которого сохранились замечательные иконы Спасителя, Архангела Михаила и апостола Павла. Андрею Рублеву также приписывают незначительные фрагменты фресковых росписей в Успенском Соборе Звенигорода. Вообще же сведения о преп. Андрее более чем скудны. Минимум информации, дошедшей об этом мастере, содержит «Сказание о святых иконописцах», принадлежащее кругу преп. Иосифа Волоцкого . Там об Андрее Рублеве сказано: «Преподобный Андрей, Радонежский иконописец писаше многие святые иконы, чудно зело и много украшены. Бе той прежде живя в послушании преподобного отца Никона Радонежского. Той повеле ему при себе написати образ Пресвятая Троицы в похвалу отцу своему, Святому Сергию Чудотворцу. Последи же живя в Андрониковом монастыре со другом своим Даниилом и зде скончася». Так что принадлежность Андрея к кругу ближайших учеников самого Сергия или Никона несомненна. Впрочем, это заметно и из особенностей его творчества, несущего на себе печать исихастского созерцательного опыта.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Увенчание русской святости Слово протоиерея Александра Шаргунова в день памяти святых Царственных страстотерпцев 16.07.2020 1655 Время на чтение 7 минут Память святых Царственных мучеников для нас особенно драгоценна, потому что они — венец всей русской святости. Святейший Патриарх Алексий II в самом начале так называемой «перестройки» благословил строительство храма в честь Всех русских святых на месте взорванного Ипатьевского дома, как бы свидетельствуя о том, что святые Царственные мученики есть увенчание подвигов всех наших святых. И действительно, они завершают крестный путь Русской Православной Церкви — от святых страстотерпцев Бориса и Глеба, первых прославленных русских святых, до последнего нашего русского царя. В этом ряду стоят многие святые, такие как Михаил Черниговский, святой благоверный князь Андрей Боголюбский, память которого Церковь также совершает сегодня. У Господа все промыслительно. Как день рождения Государя пришелся на память святого праведного Иова, и он таинственно определил весь путь Царя-мученика, так и святые, память которых совпадает с днем мученической кончины нашего Государя, так же пророчески указывают на его подвиг. Святой благоверный князь Андрей Боголюбский был первым собирателем русских земель, можно сказать, — первым русским самодержцем, который утверждал идею государственной власти на христианских основах. И он принял такую же мученическую кончину от врагов Церкви и государства Российского. Преподобный Андрей Рублев — дивный иконописец, открывающий нам красоту образа Божия. Известный русский богослов сказал, что, глядя на его иконы, можно видеть, что Бог есть. То же самое можно сказать, глядя на Царскую семью, на всю их жизнь, на весь их крестный путь до мученической смерти. Преподобный Андрей Рублев показывает нам в своих иконах духовную красоту Господа, Божией Матери и святых. И в лицах Царя Николая, Царицы Александры и их детей — в их ликах, уже как бы написанных Самим Господом, — мы видим эту нетленную красоту. Мы знаем, что многие до прославления святых Царственных мучеников молились перед их фотографиями как перед иконами. Они иконописны — в них чистота, беспредельная доверчивость Богу, высшая духовная красота. Промыслом Божиим преподобный Андрей Рублев возвещает нам в этот день, что мы должны так изменить свою жизнь покаянием, чтобы и в нас запечатлелась красота Христова.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/07/16/uv...

Скончался Андрей Рублев около 1430 г., незадолго до смерти своего старшего сотрудника Даниила Черного. Оба они были погребены в Андрониковом монастыре, как полагают, под алтарем соборного храма 121 . 4. Значение Андрея Рублева в истории русской и мировой культуры Несмотря па то, что в летописных источниках, свидетельствующих о художественном творчестве Андрея Рублева, имя его стоит обычно или на последнем или на втором месте, слава его как великого иконописца превзошла славу всех его учителей и сотрудников. Иконы его вызывали благоговейное удивление и восхищение как его современников, так и последующих поколений. Имя Рублева было столь знаменито, по словам Η.М. Карамзина, что «иконы его в течение ста пятидесяти лет служили образцом для всех иных живописцев» 122 . Вся ближайшая к Андрею Рублеву эпоха отмечена сильным влиянием этого мастера. О судьбе его икон делались записи в летописях. В «Житии преподобного Иосифа, игумена Волоколамского» имеется рассказ о размолвке его (преподобного Иосифа) с волоколамским князем Феодором Борисовичем. Когда князь несправедливо прогневался на преподобного, последний хотел сначала удалиться из основанного им монастыря, но братия умолили его не покидать их. Преподобный Иосиф уступил просьбам братии и, чтобы достигнуть мира с князем, «стал ублаготворять его подарками, послал к нему иконы знаменитых живописцев Рублева и Дионисия» 123 . Стоглавый Собор окончательно упрочил славу великого иконописца своим определением «писати живописцем иконы с древних образов, как греческие живописцы писали и как писал Андрей Рублев и прочие пресловущии живописцы» 124 . У Рублева было много учеников и подражателей. Поэтому со временем число икон «письма Рублева» чрезвычайно умножилось. Большой перечень таких икон приведен И.П. Лихачевым в его исследовании «Манера письма Андрея Рублева». Однако, как справедливо указывает Д.А. Ровинский, выражение «письма Рублева» чаще всего значит: «списана с иконы Рублева» 125 , и потому характер письма таких икон мало способствует изучению творчества великого мастера.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Преподобный Андрей Рублев, иконописец (XV в.) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 4 июля в день тезоименитства со свт. Андреем, архиепископом Критским (+ 712) и 6 июля вместе с Собором Радонежских святых Год рождения прп. Андрея Рублева не известен, не известно и его происхождение, исторические сведения о нем скудны. Наличие у него прозвища-фамилии (Рублев) дает возможность предположить, что происходил он из образованных кругов общества, поскольку фамилии носили в ту эпоху только представители высших слоев. Принято считать, что он родился около 1360 г. Вся жизнь его связана с двумя монастырями: Троице-Сергиевым и Спасо-Андрониковым в Москве. Предание, восходящее к XVI в., видит в нем духовного сына прп. Никона Радонежского (память его 17 нояб.), по духу св. Андрей является, несомненно, учеником прп. Сергия (память его 25 сент.). Живя в высокодуховной атмосфере, инок Андрей поучался как историческими примерами святости, так и образцами подвижнической жизни, которые находил в своем окружении. Он глубоко вникал в учение Церкви и в жития святых, которых он изображал, следовал им, что позволило его таланту достичь художественного и духовного совершенства. Летопись сообщает, что в 1408 г. прп. Андрей, вместе со своим старшим сопостником и соработником Даниилом Черным, принимал участие в росписи Успенского собора во Владимире. Известны и другие основные его произведения: иконостас и росписи Благовещенского собора в Москве, икона «Богоматерь Владимирская» для Успенского собора во Владимире, росписи и иконостас Успенского собора в Звенигороде, в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря и знаменитая православная святыня — «Святая Троица» для этого же собора, росписи и иконы в Спасо-Андрониковом монастыре.

http://sedmitza.ru/lib/text/437432/

Другие «богомазы», окружающие его, играют роль двойников, пребывающих в разной степени искажения христианской истины или, лучше сказать, прельщения. Даже Феофан Грек подан как фигура, сниженная по сравнению с Андреем Рублевым, человек, запутавшийся до такой степени, что земное кажется ему выше небесного. Отсюда происходят мучения, метания, духовные потрясения… Андрей Рублев всегда прям. Андрей Рублев  пребывает в истине на протяжении всей книги. Он нигде не соблазняется, нигде не отступает от того, что составляет сущность христианского миросозерцания, нигде не проявляет сомнений, а потому исполнен покоя. Его дар представляет собой производную от истины, данной свыше и от умения инока обрести покой в этой истине. Дар подчинен вере, дар – ниже веры, дар – инструмент веры. И это оставляет очень сильное впечатление. Книга Натальи Иртениной ставит главного героя гораздо ближе к церковному быту, к повседневной жизни русского монашества, чем в фильме Тарковского. Андрей Рублев всегда и неизменно – не сам по себе, собственным произволением шатающийся «меж двор», он внутри тела Церкви. Во-первых, очень хорошо показано, до какой степени судьба иконописца связана с судьбой Троице-Сергиевой обители, т.е. общины, духовно наследующей преподобному Сергию. Военная пора страшно разорила ее, довела до состояния землянок, голода, холода, нет там никаких каменных церквей, там даже хлеба иной раз не бывает вдоволь, но благодать не уходит из этого места, и Андрей делит ее с прочей братией. Не столько беседы с собратьями по кисти для него важны, сколько разговоры в этой монашеской среде, размеренный ритм ее жизни. Во-вторых, Андрей и в работе своей не одинок. Его окружает иконописная «дружина» -- помощники, без которых со сложным «хозяйством», потребным для расписывания большого храма, ни один богомаз не справится. В-третьих, у Тарковского представители власти, князья, в том числе и государь Василий I, поданы скверно, темно. Нравственные уроды, а не люди. Иртенина постаралась сохранить правду самого времени. Ее Василий I – настоящий христианский правитель, изо всех сил не дающий разгромленной Руси расползтись по швам, удариться в хаос междоусобья. Ему приходится очень тяжело, но он силен тем, что к власти своей относится прежде всего как верующий человек, а уж потом как монарх. Читатель не получает из текста Иртениной дровишек для столь традиционного костерка «интеллигенция против власти».  

http://foma.ru/russkij-monax-andrej-rubl...

Рубрики Коллекции Как жены-мироносицы изменили мир О женском предназначении, о женщине в истории, о женской любви и свободе, а так же о том как всё это отражается в мировом искусстве а через него в нас самих — в новой встрече «Женского клуба» говорит кандидат культурологии, искусствовед, специалист по русской иконописи Ирина Языкова. Женский клуб — это подкаст про женщин, женскую природу и её особенности, про реализацию себя в профессии, семье и социальной жизни. К нам приходят героини, которые многого достигли и готовы… 01.05.2023 «Искусство как диалог с Богом» — открытая лекция Академии журнала «Фома» Смотрите первую лекцию из цикла по живописи «Как искусство говорит о Боге? Разбираем все от икон до современных арт-проектов» с известным культурологом и специалистом — Ириной Языковой. 10.06.2022 Образ Александра Невского в иконографии на примере икон собора свт. Николая в Вене Никольский собор в Вене начинали строить в 1893 году при Александре III, закончен он был при Николае II и освящен в 1899 году. Оба храма, входящие в соборный комплекс, посвящены святым покровителям государей: нижний — Александру Невскому, верхний — святителю Николаю Мирликийскому, и образы этих святых присутствуют в соборе, причем в очень разнообразной иконографии. 13.01.2022 22.02.2021 Андрей Рублев: что в нем особенного? «Писать как Андрей Рублев» — такую инструкцию для русских иконописцев утвердил в 1551 году московский Стоглавый собор. Но как именно писал Андрей Рублев? Что такого уникального было в его стиле? И почему его работы до сих пор считаются непревзойденными шедеврами иконописного искусства? Разобраться в этом нам помогает заведующая кафедрой христианской культуры Библейско-богословского института святого апостола… 16.07.2021 Созерцая «Троицу». Самое известное и таинственное изображение Бога в истории иконописи Кто, кроме преподобного Андрея, имел отношение к созданию великого образа? Что означают символы за спинами ангелов и окошечко в престоле? Для кого оставлено четвертое место за престолом, и как можно «общаться» с этой иконой? О тайнах «Троицы» читателям «Фомы» рассказывает заведующая кафедры христианской культуры Библейско-богословского института св. Апостола Андрея (ББИ) и преподавателем Коломенской духовной семинарии, Ирина Константиновна Языкова.

http://foma.ru/authors/jazykova-irina

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010