Не познало Спасителя большинство людей. Ненавидит и преследует злословиями и гонениями истинных слуг Божиих большинство людей. И так велико это большинство, что Слово Божие признало правильным приписать отвержение Богочеловека и гонение служителей Его всему человечеству. Что очень мало людей, живущих богоугодно, и очень много угождающих греховным и плотским похотениям своим, засвидетельствовал Господь: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» ( Мф. 7, 13–14 ; сравн.: Лк. 13, 23–24 ). «Оправдана премудрость» Божия весьма немногими «чадами ее» ( Мф. 11, 19 ); немногие избранники познали ее, немногие отдали ей должную справедливость. Истинные служители Истинного Бога! Изучите и узнайте установленное для вас Промыслом Божиим положение на время вашего земного странствования. Не попустите падшим духам обольстить и обмануть вас, когда они будут в приманчивой ложной картине представлять вам земное благосостояние и внушать желание его, стремление к нему, чтобы таким образом украсть и похитить у вас вечное сокровище ваше. Не ожидайте и не ищите похвал и одобрения от общества человеческого! Не ищите известности и славы! Не ожидайте и не ищите жизни бесскорбной, пространной, вполне удобной! Это – не ваш удел. Не ищите и не ожидайте любви от людей! Ищите всеми силами и требуйте от себя любви и соболезнования к людям. Довольствуйтесь тем, что немногие истинные служители Божии, с которыми по временам вы будете встречаться на жизненном пути, полюбят вас, с любовью и участием одобрят ваше поведение, прославят за вас Бога. Такие встречи не были часты и в цветущие времена христианства; в последнее время они сделались крайне редки. «Спаси, Господи, ибо не стало праведного, ибо нет верных между сынами человеческими. Ложь говорит каждый своему ближнему» ( Пс. 11, 2–3 ). Преподобный авва Дорофей превосходно объясняет слова святого апостола Павла: «для меня мир распят, и я для мира» (Тал.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Если ты делаешь всё это ради Христа, желая таким образом приблизиться к Нему, тогда жизнь становится замечательной и у тебя появляется возможность получить святогорские, синайские, иерусалимские, русские и какие пожелаешь переживания, где бы ты ни находился. Бог предоставит тебе много возможностей вести борьбу и стать большим подвижником. Понимаешь? Если жизнь призывает тебя совершить что-то на деле, если она призывает тебя к практической аскезе, это гораздо лучше, чем слушать теории. Вот пример. Когда я был маленьким, я ходил к одному духовнику. Потом сменил его. А знаешь почему? Потому что был эгоистом. Как всегда. Однажды он спросил меня, какие книги я читаю. Я сказал ему, что читаю святоотеческие книги – книги, которые в моем возрасте не следовало читать, потому что они сложноваты: авву Дорофея, преподобного Никодима Святогорца «Невидимую брань». И этот священник сказал мне: – Послушай, дитя мое! Коли ты их уже прочел, то хорошо сделал. Но на будущее: читай книги попроще, более подходящие для твоего возраста. Этих книг больше не читай! Тогда я сказал себе: «Да что это за дела? Как он может запрещать мне читать святоотеческие и аскетические книги, которые мне так по душе?!» Я возмутился и больше не пошел к нему на исповедь. Решил поискать того, кто позволит мне читать святоотеческие книги. И сменил духовника. Один знакомый, мой учитель, узнал об этом и спросил меня: – Почему бы тебе опять не пойти к отцу N исповедоваться? – Я не пойду к нему. – Почему? – Потому что он не дает мне читать те духовные книги, которые я хочу. Говорит, чтобы я читал духовные журналы. А я не хочу, я хочу читать духовные книги, чтобы получать духовную пользу! – А скажи мне, что ты читал? – Авву Дорофея, «Невидимую брань». – Хорошо. Авву Дорофея. Я его тоже читал. Так что же говорит авва Дорофей с самого начала и до конца? Не говорит ли он на каждом шагу о смирении, послушании, отсечении воли, чтобы мы не стояли на своем, а угождали другому – Богу, духовнику – и не были эгоистами? Разве он не говорит об этом постоянно?

http://pravoslavie.ru/127211.html

Посему он так молится, говоря: устрой душу мою от злодейства их ( Пс. 34:17 ); и: расточи языки хотящия бранем ( Пс. 67:31 ); и: Спаси мя от брения, да не углебну ( Пс. 68:15 );яко Ты еси терпение мое, Господи ( Пс. 70:5 ). Вследствие чего и Господь ему, [пребывающему] в скорби, говорит: призвал Мя еси, и избавих тя: услышах тя в тайне бурне ( Пс. 80:8 ). Посему и мы, братия, должны, простирая руки и напрягая разум, умолять человеколюбивого Бога ниспослать нам помощь, чтобы мы побеждали врагов наших, как Мои сей Амалика ( Исх. 11:17 ). Ибо ужасно и пагубно втайне соглашаться с нечистыми помыслами. Ибо от помыслов кто-то влечется и к делам и [так] мало-помалу отчуждается от Бога. И если когда-то соглашается с ними, то осуждается, как совершающий грех (ср. Мф. 5:28 ). Ибо, по Писанию, в лукавую душу не войдет премудрость и не будет обитать в теле, порабощенном греху… Ибо неправые умствования отдаляют от Бога… ибо святый Дух премудрости удалится от лукавства и уклонится от неразумных умствований ( Прем. 1:3–5 ). Говорит же и Господь: ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления ( Мф. 15:18–19 ). Это скрывает злой человек в сокровище сердца своего. Мы же да повергнем самих себя пред лицом благости Бога, молясь Ему во всякий час, чтобы Он очистил сердца наши, чтобы мы принесли Ему дары в мысленном Иерусалиме и услышали бы от Него: Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе ( Мф. 12:35 ) произрастение Богу, Которому слава во веки веков. Аминь. [Col. 1681] 116 Здесь упоминание об известной святоотеческой аскетической схеме развития страсти и греха на деле из принимаемого диавольского помысла: 1) помысел в уме, 2) сочетание ума с ним, 3) согласие ума с ним, 4) пленение ума, 5) страсть (ср.: Преп. Иоанн Лествичник . Райская лествица. 15, 73). 117 Это то, что святые отцы называют «отсекать помыслы» и не принимать их. Такое отсечение помыслов совершается посредством молитвы и в особенности непрестанного призывания имени Господа Иисуса Христа (ср.: Препп. Варсонуфий Великий и Иоанн Пророк. Руководство к духовной жизни. Вопросо-ответ 429). 121 Ср.: Преп. авва Дорофей Газский. Душеполезные поучения. 12, где автор дает несколько иную тройственную схему: самолюбие, сластолюбие и сребролюбие. Однако между этими двумя схемами значительной разницы не наблюдается. 122 Ср.: Препп. Варсонуфий Великий и Иоанн Пророк. Руководство к духовной жизни. Вопросоответ 301. Читать далее Источник: Всеобъемлющее собрание (Пандекты) Богодухновенных Святых Писаний/преп. Антиох Монах ; пер., коммент. П. К. Доброцветова ; ред. пер. Д. Е. Афиногенова. - Москва : Сибирская благозвонница, 2015. - 750 с. ISBN 978-5-91362-901-2 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Antioh_Palesti...

Мысленными разбойниками окрадается тот, кто принимает злые внушения, смешивая с ними свою волю; внушения этих мысленных татей 88 всегда беспорядочны и несообразны с делом, по слову Евангелия: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбойник... Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить ( Ин. 10, 1, 10 ). Святой авва Дорофей , объясняя козни диавола, пишет: он не столько неискусен в делании зла и знает, что человек не хочет согрешить, и потому не внушает ему какиелибо явные грехи и не говорит ему: «Иди сотвори блуд или пойди укради», но находит в нас одно мнимо благое пожелание или одно самооправдание и тем под видом доброго вредит (прп. Амвросий, 3, ч. 3). Мужайся, и да крепится сердце твое ( Пс. 26, 14 ). Среди докучливых, а иногда устрашающих искушений вражиих утешай себя апостольскими словами: верен Бог, оторый не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение ( 1Кор. 10, 13 ), – и часто повторяй это слово для укрепления себя. Также презирай суетные, но злые внушения врага, угрожающего тебе погибелью. Самые угрозы его показывают тебе надежду, что он не может тебе ничего сделать, покрываемой милостью Божией. Если бы он мог что-либо сделать, то не стал бы угрожать. Ангел покаяния святому Ерму сказал, что враг диавол совершенно бессилен и ничего не может сделать человеку, если сей добровольно не согласится прежде на какой-либо грех . Поэтому, когда враг докучает тебе студными и скверными помыслами, прибегай к Господу, молясь псаломскими словами: Господи!Гонители мои ныне окружили меня ( Пс. 16, 11 ). Радость моя! Избавь меня от окруживших меня ( Пс. 31, 7 ) (прп. Амвросий, 3, ч. 3). Диаволу очень злобно, что ты избегла его когтей… ему и завидно, и от своих демонов стыдно, что упустил жертву и молоденькая девочка перехитрила его. Все это его раздражает. И он борется с тобой, жаждет поглотить тебя, но не сможет. Ибо Сам Господь сказал: Тот, то в вас, больше того, кто в мире ( 1Ин. 4, 4 ), т.е. Иисус, победитель ада и диавола, больше князя мир сего. Надеющийся на Господа – как гора Сион: не подвигнется во век ( Пс. 124, 1 ). Итак, оставь детское малодушие: дело идет серьезное – о душе твоей, о бесконечном Царстве, которое потерял враг твой диавол. Все Небесные силы смотрят, как ты борешься с князем мира сего и умоляют Вседержителя помочь тебе. Ей, поможет, только не унывай (прп. Анатолий, 18).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Человек может иметь сла­бые умственные способности, быть малообразованным, и при этом считать себя умным, в таком случае и к нему относятся слова Спасителя: Ты утаил сие от мудрых и разумных. В сущности, мы отличаемся друг от друга своими знаниями при­мерно так же, как нищие собранной милостыней. Один нищий насобирал немного больше, другой немного меньше или вовсе ничего не насобирал, и они кажутся себе очень разными, а на самом деле их нищета, если сравнить ее с богатством состоятель­ного человека, совершенно одинакова. Таковы и наши умственные способности и знания по сравнению с премудростью Божией. Поэтому начальное смирение состоит в том, чтобы почитать себя человеком немудрым, малознающим, малоспособным. Недаром преподобный авва Дорофей определяет гордость прежде всего как то состояние, при котором человек надеется на свой разум. Итак, людям, которые почитают себя муд­рыми и разумными, не могут быть открыты Божественные истины. Они открываются лишь тому, кто считает себя в умственном отношении младенцем и смиряется в этом перед Богом. Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть 164 . Постижение Божественных истин зависит не от наших умственных способностей и усилий, а ско­рее от воли Божией. Если нам Сын захочет открыть, то откроет и истины об об­разе Божия бытия, и все остальное, необходимое для нашего спасения. А если мы надеемся постичь это сами, то, как бы мы ни напрягались, какими бы ни были ис­кренними, умственно способными, изощренно и тонко мыслящими, это ничего нам не даст. Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас 165 . Кто здесь имеется в виду: в чем труждающиеся и чем обремененные? Я думаю, что здесь нужно понимать не в буквальном смысле слова только людей трудящихся и обремененных заботами, потому что это было бы слишком мало. Здесь имеются в виду люди, трудя­щиеся в добродетели, борьбе с грехом, трудящиеся над своим спасением. Лучше даже, наверное, сказать: страдающие, утружденные.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Авва Дорофей пишет, что «спасение – во многом совете», но не со многими. Потому что в Святом Писании сказано: Друзьями твоими да будут многие, а советником твоим – один из тысячи (см. Сир. 6, 6 ). Поэтому нахожу неполезной для тебя поездку в К., кроме сказанной причины и потому, что находишься в тревожном состоянии. Вода, когда находится в мутном состоянии, для очищения своего требует того, чтобы дать ей спокойно постоять и отстояться, тогда чистую воду сливают, а тину выбрасывают. Еще в Ветхом Писании сказано: Если гнев начальника вспыхнет на тебя, то не оставляй места твоего ( Еккл. 10, 4 ). Есть и простая поговорка: «На одном месте и камень обрастает». И в старчестве сказано: «Сиди в келье твоей, и та всему тебя научит». Положим, что А. вызывает тебя под благовидным предлогом принести тебе пользу душевную, но враг наш душевный и искуситель через это ухищряет тебе сделать вред душевный. Святой апостол предостерегает нас, глаголя: Нам не безызвестны его умыслы ( 2Кор. 2, 11 ), т.е. вражии, которые скрываются под благовидными предлогами, как волки в овчих кожах. Поэтому лучше сидеть дома и искать пользы душевной внутри себя приличными духовными средствами, так как сказано, что Царствие Божие внутрь вас ( Лк. 17, 21 ). А совне от людей получаем пользу лишь тогда, когда не осуждаем их (2, ч. 1, с. 68). В первом письме писала ты, что взяла келейницу, но что она во многом тебя затрудняла и стесняла; а во втором письме пишешь, что она уже ушла от тебя. Но сама видишь, что с келейницей одни неудобства, а без келейницы другие неудобства. Особенно в случае болезни или изнеможения тебе невозможно обходиться без келейницы, как самое дело показывает. Что бы с тобой было, если бы 13-го августа в Киеве ты была одна без келейницы? Одной можно бы тебе душевно повредиться. И вообще сказано в Писании: Двоим лучше, нежели одному… Горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его ( Еккл. 4, 9–10 ). Высочайшим образцом безмолвия был Арсений Великий ; но и он в своем уединении имел при себе двух человек, Александра и Троила. Как же нам, немощным душевно и телесно, жить одним? Разве мы выше Арсения Великого ? (2, ч. 3, с. 135–136).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

«Почему… совесть называется соперником? Соперником называется она потому, что сопротивляется всегда злой нашей воле и напоминает нам, что мы должны делать, но не делаем Потщимся, братия, хранить совесть нашу, пока мы находимся в этом мире, не допустим, чтобы она обличала нас в каком-либо деле; не будем попирать ее отнюдь ни в чем, хотя бы то было и самое малое» (Преподобный авва Дорофей, VI век). Призыв к покаянию и притча о неплодной смоковнице Лк 13:1–9 В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все тáк же погибнете. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все тáк же погибнете.  И сказал сию притчу: некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел;  и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает? Но он сказал ему в ответ: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, — не принесет ли плода; если же нет, то в следующий  год  срубишь ее. На что здесь обратить внимание «Тем [кто погиб . — Прим. ред. ]Бог попустил пострадать для того, чтобы оставшиеся в живых, устрашившись случившегося с другими и покаявшись, сделались наследниками Царствия. Что же, скажешь, другой наказывается для того, чтобы я сделался лучше? Не для этого он наказывается, а за свой грех; но, кроме того, для внимательных он становится средством к спасению» (Святитель Иоанн Златоуст, 407). «Год, отпущенный смоковнице, — это весь промежуток времени между Первым и Вторым Пришествием Сына Божия. В течение этого времени Сын Божий через созданную им на земле Церковь будет вести людей по пути покаяния, проявляя по отношению к ним милость и долготерпение… Долготерпение Божие не имеет пределов. Однако по отношению к человечеству оно действует во временных рамках человеческой истории, а по отношению к каждому конкретному человеку — в пределах его жизни» (Митрополит Иларион (Алфеев) ( читать весь комментарий к притче). Притчи о пропавшей овце и потерянной драхме Лк 15:1–10

http://foma.ru/chto-evangelie-govorit-o-...

ПЕРВАЯ ПРИЧИНА, по которой установлена святая Четыредесятница, состоит в следующем. Соблюдая этот пост, мы тем самым следуем примеру Христа, Который есть Глава наша, постившемуся ради нас сорок дней. В то же время мы делаем это в воспоминание о безвинном страдании Христа, рас­пятого за нас, Его великого праведного страдания, и распинаем свои страсти и похоти. Хотя Христос и не дал на словах заповеди поститься по Его примеру сорокадневным постом, зато подал нам пример. Ибо в другом месте Он говорит: Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам ( Ин. 13, 15 ). Верховный Петр также говорит: Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его ( 1Пет. 2, 21 ). И Апостол Павел также говорит: Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас ( Еф. 5, 1–2 ). И снова: Будьте подражателя­ми мне, как я Христу ( 1Кор. 11, 1 ). С этими словами согласуются и свидетельства святых отцов, изложенные в предшествующей главе. ВТОРАЯ ПРИЧИНА. Чтобы все христиане соблюдали Великий пост, как общее и всенародное прибежище покаяния. Покаяние необходимо всегда, но особенно в то время, когда воспоминаем Христа, страдавшего за ниши грехи. Время покаяния благо­приятно для поста по той же причине, по которой Христос принял страдания; и за что умер Христос, за то должны и мы умерщвлять свою плоть. ТРЕТЬЯ ПРИЧИНА. Чтобы каждый христианин святым постом предочистил и приуготовил себя к достойному вкушению Пасхи, то есть к надлежащему приобще­нию Тела и Крови Христовых, лишение которых во время Пасхи – дело не христиан­ское. ЧЕТВЕРТАЯ ПРИЧИНА. Чтобы исполнились слова Христа: когда отнимется у них Жених, (...) тогда будут поститься ( Лк. 5, 35 ). Но что означает отнятие Жениха? Страдание и смерть Христа. Хотя жених Христос был отнят и по Вознесении Господнем, это принесло не столько скорби, как Его смерть. Поэтому исполнение слов Христа отно­сится в наибольшей мере ко времени воспоминания о ней. ПЯТАЯ ПРИЧИНА. Сорокадневный пост есть десятина года, десятая часть его, приносящаяся в жертву Богу, о чем богомудрствуют Василий Великий , авва Дорофей , преподобный Кассиан Римлянин , блаженный Симеон Фессалонитский в вопросе 52 и другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Вот я вам показал различие: понимаете ли? Вот вы слышали, что такое начальное смущение и что раздражительность, что такое гнев и что злопамятность. Видите ли, как от нетерпения одного услышанного слова доходят до такого зла? Ибо если бы ты сначала укорил самого себя, терпеливо перенёс слово брата твоего и не хотел бы отомстить ему за себя, и на одно слово сказать два или пять слов, и воздать злом за зло, то избавился бы от всех этих зол. Потому и говорю вам: всегда отсекайте страсти, пока они ещё малы, прежде нежели они укоренятся и укрепятся в вас и станут удручать вас, ибо тогда придётся вам много пострадать от них, потому что иное дело – вырвать малую былинку, и иное – искоренить большое дерево. О воздаянии злом за зло Воздать злом за зло можно не только делом, но и словом, и видом. Иной думает, что он на деле не воздаёт злом за зло, но оказывается, что он, как я сказал, воздаёт словом или своим видом, поскольку случается, что кто-либо одним видом, или движением, или взглядом смущает брата своего; ибо можно и одним взглядом или телодвижением оскорбить брата своего, и это тоже есть воздаяние злом за зло. Другой старается не мстить за зло ни делом, ни словом, ни видом, ни движением, но в сердце своём имеет неудовольствие на брата своего, и это также есть воздаяние злом за зло. О лжи Есть три различных вида лжи: иной лжёт мыслью, другой лжёт словом, а иной лжёт самою жизнью своею. Мыслью лжёт тот, кто принимает за истину свои предположения, то есть пустые подозрения на ближнего: такой, когда видит, что другие беседуют, делает свои догадки и говорит: они обо мне беседуют. Если прекращают беседу, он опять предполагает, что из-за него прекратили беседу. Если кто скажет слово, то он подозревает, что оно сказано для оскорбления его. Вообще, в каждом деле он постоянно, таким образом, замечает за ближним, говоря: он из-за меня это сделал, он ради меня это сказал, он это сделал для того-то. Таковой лжёт мыслью, ибо он ничего истинного не говорит, но всё только по подозрению, а от этого происходят любопытство, злословие, подслушивание, вражда, осуждение.

http://azbyka.ru/otechnik/Dorofej/dom-du...

Как бы человек нравственно ни упал, как бы его душа ни была заражена инфекцией греха со стороны диавола, но в душе у него остается искра Божия, способная охватить душу и из грешника сделать святого. Какая же искра Божия имеется в душе человеческой? Это совесть. Нет человека, у которого не было бы совести. Святые отцы заповедуют хранить совесть. Они говорят, что если ты хочешь, чтобы в душе твоей воцарился Бог, если ты хочешь, чтобы душа твоя стала Царством Божиим, то храни свою совесть. Если будешь хранить свою совесть, то в душе твоей воцарится Бог, а если будешь ее попирать, то в душе навсегда останется диавол и царство греха. В творениях святых отцов, подвижников, где даются практические указания, как жить, как трудиться, указывается, что одной из основных, главных задач является хранение совести. В Евангелии есть такие слова Господа Иисуса Христа: «Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу» ( Мф. 5, 25 ). О каком сопернике говорит Святое Евангелие? О совести. Хранение совести – это первый шаг к тому, чтобы в душах наших воцарился Бог. Преподобный Авва Дорофей , книга которого является азбукой христианской духовной жизни, учит нас хранить совесть по отношению к Богу и по отношению к людям. У каждого из нас есть, с одной стороны, открытая сторона жизни – наши поступки, слова, действия; с другой – есть сокровенная, тайная сторона – наши чувства, мысли, желания. Хранить совесть по отношению к Богу – значит стараться о том, чтобы в нашей тайной, сокровенной стороне жизни было все угодно Богу. Если мы заметим мысли, не угодные Богу, мы должны эти мысли пресечь. Если мы заметим, что поднимаются чувства, противные Богу, мы должны их сокрушить. Если мы заметим желания, не угодные Богу, мы должны такие желания подавить. Когда мы, заботясь о тайнах сокровенной стороны нашей жизни, стараемся, чтобы наши мысли, чувства и желания были угодны Богу, то этим самым сохраняем совесть по отношению к Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Holchev/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010