В ссылку отец Герман прибыл 14 сентября, когда Церковь празднует преставление святителя Иоанна Златоуста , в житии своем претерпевшего изгнание из Константинополя, где он был епископом. Преподобный Герман переносил все скорби с удивительным внешним спокойствием и благодушием, и уже 4 ноября получил повеление вернуться обратно. За старца хлопотали его многочисленные духовные чада. Глубоко скорбел и усердно молил Бога о возвращении преподобного Германа старец Алексий. Его постриженица святая преподобномученица Елизавета Федоровна молилась за него. Она обратилась в Святейший Синод с ходатайством о возвращении преподобного Германа в обитель. Вечером 28 июля 1916 года в своей келии игумен Герман принял пострижение в великую схиму от руки епископа Арсения (Жадановского) . С этого момента помыслы старца всецело направлялись на достойное приготовление к блаженной вечности. Преподобный Герман Зосимовский . Портрет последних лет жизни Здоровье старца стало заметно ослабевать. Последний год он стал терять зрение и уже не вставал с одра болезни. Последние дни батюшка совсем ничего не ел, только принимал Святые Тайны. Об обители он предсказал, что пока он жив, она будет цела, а как скончается, ее закроют. И действительно, Зосимова пустынь была закрыта вскоре после погребения отца Германа. Вечером 30 января 1923 года схиигумен Герман окончил свой земной путь и преставился ко Господу, сопровождаемый молитвами и скорбными слезами братии. Последними словами батюшки были: “Нам нужно всем готовиться в Небесные обители!”. Тропарь, глас 8: Неусыпный молитвы ко Христу ревнителю, подвигоположнику святыя пустыни искренне подражавый, обновителю и устроителю ея благолепия, богомыслие и старчество тамо насадивый, добродетельми многими, яко ризою украшенный, постническое житие явивый, преподобне отче Германе, приими нас, чтущих любовью честную память твою, да отвергнем льстивую прелесть мира сего теплым предстательством твоим у Престола Вседержителя. Кондак, глас 6: В преподобстве и правде мужественно пожив, пустынножителю, отче Германе, многим путь ко спасению, яко звезда яркая, озарил еси, всем был для всех, служа Богу и людем.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Господи, помилуй нас грешных. Публикация А. Беглова От редакции В этом выпуске “Патерика” мы продолжаем публикацию материалов, посвященных новомученикам и исповедникам Российским, прославленным как на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 г., так и последующими деяниями Священного Синода Русской Православной Церкви, и материалов о местночтимых святых Русской Православной Церкви, прославленных в период после Собора 1917–1918 гг. и по наши дни. Поскольку сбор материалов по этим разделам “Патерика” представляет известные затруднения, порядок публикации вынужденным образом произволен: материалы публикуются в том порядке, в каком поступают в редакцию. Общее руководство подготовкой материалов осуществляет архимандрит Макарий (Веретенников) . В работе над текстами этого выпуска принимали участие священники Афанасий Гумеров и Михаил Исаев. Преподобный Герман Зосимовский марта 1844 – †30 января 1923 Прославлен Русской Православной Церковью в лике местночтимых Владимирских святых 14 сентября 2000 г. Память празднуется 1/14 сентября и 17/30 января Схиигумен Герман, в миру Гавриил Семенович Гомзин, родился в городе Звенигороде Московской губернии 20 марта 1844 года, в Страстной Понедельник. В Великую Пятницу младенца крестили, а на Светлое Христово Воскресение пришлись в том году его первые именины. С первых дней жизни Гавриила окружала атмосфера патриархальной русской семьи, проникнутая духом благочестия. Родители Гавриила, Симеон и Марфа, любили храм Божий, были людьми простыми и сердечными, старались следовать заповедям Божиим, творить милостыню и помогать ближним. Четырех лет от роду Гавриил лишился матери, которая скончалась при родах дочери 19 ноября 1848 года. Гавриила взяла на воспитание тетка, Матрена Матвеевна Бабкина, родная сестра отца. В школе мальчик особенно любил уроки Закона Божия, ему нравилось учиться. После окончания начальной школы он хотел поступать в уездное училище, но из-за отсутствия средств пришлось прервать обучение, о чем отец Герман впоследствии очень сожалел.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Молитва О, блаженне отче Германе! Земли Владимирския преславная похвало, дивный и чудный угодниче Христов, иноков украшение! Зря обитель Зосимову, зрак свой обновившую, также и святые мощи твоя в той обретенныя, радуемся ея восходу новому, стопами многих подвижников освященною. И ныне, по ряду достойно воспоим тя, отче Германе, яко строителя обители мудраго, наставника монахов неусыпнаго, ревностнаго общего жития насадителя, непрестанныя молитвы учителя, изографа святых икон искуснаго, весь путь твой многотрудной жизни восхваляя, о времени буйном, яко горниле огненном, в последняя твоя лета воздыхал еси, пастырски о нем болезнуя. Преподобне авва Германе! Благодатию свыше одеянный и обогащенный, молися о всех нас, грешных людях, в скорбях и болезнях угнетаемых, в страстях и многих грехах одолеваемых, да озарит свет покаяния и исправления прежней жизни ко спасению душ наших, ко умирению во вражде сущего мира, яко и во дни жития твоего в сем добром деле много пособствовал еси, новаго человека во Христе созданнаго проповедуя. О, святый отче! Велие дерзновение имея пред Всемилостивым Спасом и Его Пречистой Материю, не забуди нас, меньших и недостойных чад твоих, в молении твоем, предстательствуй о всех нас, с любовию чтущих светлую память твою, в Церкви нашей дивно прославленней, яко новое светило в хвалу и вечное благодарение Благодетеля и Питателя жизни нашея, в Троице покланяемаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь. Данные “Воспоминания” мы публикуем вместо обычного в этой рубрике жизнеописания, так как представляется, что их текст целиком интересен для современного читателя. Сами по себе “Воспоминания” О. Богоявленской представляют продолжение цикла публикаций, посвященных истории Высоко-Петровского монастыря в 1920–1930-х гг. Предыдущие статьи цикла см. в 1(8), 2/3 (9/10) за 1996 г., 1(12) за 1997 г., 4(18) за 1998 г., 1(23) и 2(24) за 2000 г. 88 Кружок был организован В. Н. Муравьевым, участником сборника “Из глубины” и В. П. Савельевым (см. ниже) и действовал примерно в 1922–1925 гг. Его занятия были посвящены “истории русской дореволюционной культуры”. Через нее молодые интеллигенты нашли дорогу в Церковь и приобщились “к жизни Церкви в ее Вселенском значении”. См. Архимандрит Сергий (Савельев). Далекий путь: История одной христианской общины. М., 1998. С. 20–21. – А. Б.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Писание икон дало возможность отцу Герману с первых же дней монастырской жизни усердно заняться духовным деланием. Многие из написанных Преподобным образов уже при его жизни почитались чудотворными. Преподобный Герман за работой в иконописной мастерской 29 ноября 1877 года рясофорный послушник Гавриил Гомзин был пострижен в мантию и наречен Германом. Монашеское имя он получил в честь святителя Германа, архиепископа Казанского. Восприемником отца Германа в монашестве был его старец иеросхимонах Александр (Стрыгин). 9 февраля 1878 года затворник отец Александр почил о Господе. После кончины любимого старца отец Герман в продолжение девяти лет искал себе духовного руководства. Он вступил в переписку с Валаамскими старцами и святителем Феофаном Затворником . По свидетельству самого отца Германа, святой епископ “добре устроил” его. Впоследствии переписка двух подвижников была издана в виде двух брошюр. 5 июля 1880 года, в день памяти преподобного Сергия Радонежского, митрополит Московский и Коломенский Макарий (Булгаков) рукоположил в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры инока Германа во иеродиакона. 17 августа 1885 года, в день скитского праздника Вознесения Божией Матери, иеродиакон Герман был рукоположен во иеромонаха. Чин иерейской хиротонии над ним совершил митрополит Иоанникий. Вскоре после этого многие из скитской братии, а также некоторые иноки Лавры и студенты Московской Духовной Академии стали обращаться к отцу Герману за духовными наставлениями. Это смущало подвижника, и он обратился за разрешением недоумения к Вышенскому Затворнику. Святитель Феофан благословил иеромонаха Германа принимать приходящих и даже дал ему заповедь: никому не отказывать и всех принимать с любовью. 13 марта 1892 года отец Герман был утвержден в должности братского духовника Гефсиманского скита, а в 1893 году назначен также духовником больницы и богадельного женского скита. С 1897 года начинается новый этап в жизни подвижника, связанный с настоятельством в Зосимовой пустыни. Преподобный Герман, имевший к тому времени тридцатилетний опыт подвижнической жизни, напутствуемый молитвами и благословением своего сподвижника преподобного старца Варнавы Гефсиманского 104 , по благословению наместника Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Павла (Глебова) удаляется из Гефсиманского скита с тринадцатью послушниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

С 90-х гг. XX в. зрело решение о воссоздании традиций преподавания истории Церкви в МГУ. Эта идея была поддержана ректором МГУ акад. Садовничим, деканом исторического фак-та чл.-кор. РАН С. П. Карповым и профессорами исторического фак-та МГУ. Решение было принято Ученым советом исторического фак-та осенью 2006 г. Кафедра истории Церкви исторического фак-та МГУ образована приказом ректора 7 февр. 2007 г. Заведует кафедрой д. и. н., проф. архим. Филипп (Симонов). Среди выпускников и обучавшихся в МГУ - священномученики Вячеслав Занков, Владимир Амбарцумов, Сергий Мечёв, Илия Громогласов , Василий (Росляков), Владимир Смирнов, Марк (Новосёлов), еп. Сергиевский, Борис Назаров, Петр Петриков, Илия Четверухин , Петр Зверев, архиеп. Воронежский, преподобномученики Владимир (Пищулин) , Феодор (О. П. Богоявленский), Серафим (Тьевар), мч. Леонид Сальков, исповедник иером. Никон (Беляев). К 2017 г. МГУ - крупнейший классический ун-т России, в к-ром учатся 38 150 чел., граждан РФ и иностранных граждан. В МГУ 43 фак-та, 15 научно-исследовательских ин-тов, ок. 750 лабораторий, отделов и кафедр. Действуют Медицинский научно-образовательный центр, 4 музея, Ботанический сад, Научный парк, филиалы в Севастополе, Ташкенте, Астане, Баку, Душанбе, Ереване. 130 стран из всех регионов мира сотрудничают с МГУ, ведущим научным центром страны; в его составе сформировались крупные научные школы, здесь реализуется 228 основных образовательных программ высшего образования, в т. ч. 139 программ на основе собственных образовательных стандартов. Открыты Интеллектуальный центр - Фундаментальная б-ка, Медицинский научно-образовательный центр, Шуваловский и Ломоносовский корпуса. Общая численность научно-педагогических работников МГУ - ок. 10 тыс. чел., в т. ч. более 5 тыс. профессоров и преподавателей и более 4 тыс. научных работников; 11 нобелевских лауреатов являются выпускниками или профессорами МГУ: А. А. Абрикосов, В. Л. Гинзбург, М. С. Горбачёв, П. Л. Капица, Л. Д. Ландау, Б. Л. Пастернак, А. М. Прохоров, А. Д. Сахаров, Н. Н. Семёнов, И. Е. Тамм, И. М. Франк. Попечительский совет МГУ возглавляет Президент РФ В. В. Путин.

http://pravenc.ru/text/2564224.html

Сборник богослужебный , в восьмушку, без конца, 238 лл., полууставом и скорописью XVI– XVII в.в., в кожаном переплете; чистые листы: 19 а, 19 б, 79 а. Состав: службы: 1) июня 2 – Положению Ризы Пресвятыя Богородицы во Влахерне (1–19 об.); 2) ноября 24 – великомученице Екатерине (20–35 об.); 3) декабря 6 – Николаю чудотворцу (36–79); 4) мая 9 – ему же (80– 106 об.); 5) «многомилостивое, певаемое в праздники Господския и во дни нарочитых святых» (107–184 об.); 6) последования водоосвящения в навечерие Богоявления (185–208 об.) и в 1-й день августа «по уставу священных патриарх» (209–235 об.). В молитвах того и другого последования читаем: «Спаси и их благородныя чада благоверного и христолюбивого государя нашего царевича князя имрек всея Русии и благоверную и христолюбивую царевну княжну имрек и святейшаго вели господина патриарха нашего имрек московского и всея Русии» (204 об.–224). В одной из молитв второго последования поименовываются следуюшие русские святые: митрополиты: Петр, Алексий н Иона, архиепископы Новгородские: Иоанн и Евфимий, епископы: Ростовские: Леонтий и Исаия, Стефан Пермский; преподобные: Сергий, Варлаам, Кирилл, и Никон, Пафнутий, Димитрий Прилуцкии, Зосима и Савватий Соловецкие и Александр Свнрский, преподобномученик Никита, столпник Переяславский, страстотерпцы князья Борис и Глеб, мученикн Михаил князь Черниговский п боярин его Феодор, юродивые Христа ради: Исидор Ростовский, Прокопий Устюжский, Максим и Василий Московские. В конце на л.л. 235–238 скорописыо XVII в. написано письмо властям Кириллова монастыря с описанием северного сияния, виденного 1666 г. ноября 20-го блпз Кириллова монастыря (236–238). Начало: «Список государю архимандриту Никите, государю старцу Матфею, государю келярю старцу Павлу Кириллова монастыря ваш государев нищей богомолецБогоявленский поп Иванище челом бьет», без конца. Другой список этого описания, без начала, находится в рукописи Императорской Публичной Библиотеки за I 304, лл. 16–18. 610. Сборник богослужебный , в четвертку, 563 л., полууставом XVII в., в кожаном переплете.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сергиевский приход в г. Йоханнесбурге, ЮАР Корсунская епархия Приходы Московского Патриархата в Италии   ЖУРНАЛ СЛУШАЛИ: Прошение Преосвященного Меркурия, епископа Зарайского, настоятеля подворья Патриарха Московского и всея Руси храмов Высоко-петровского монастыря города Москвы, председателя Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, о возобновлении монашеской жизни в Высоко-Петровском мужском монастыре города Москвы. Справка: Высоко-Петровский монастырь был основан в XIV веке святителем Петром, митрополитом Киевским, Московским и всея Руси. Среди его строителей и ктиторов: святые благоверные князья Димитрий Донской и Иоанн Калита, великий князь Василий III, царь Алексей Михайлович Романов, император Петр I, святитель Филарет, митрополит Московский. В стенах обители совершали богослужения святитель Митрофан Воронежский и святитель Тихон, Патриарх Московский. В период наивысшего расцвета обители в 1705 году численность братии обители достигла 78 человек. Среди насельников известен преподобный Гавриил (Зырянов), впоследствии старец Седмиезерной и Спасо-Елиазаровской пустыни, духовный наставник преподобномученицы великой княгини Елизаветы (Романовой). Девять клириков, насельников и прихожан монастыря прославлены Русской Православной Церковью в лике новомучеников и исповедников Российских: священномученик Макарий (Гневушев; †1918), преподобномученики Игнатий (Лебедев; †1938), Варлаам (Никольский; †1937), Герман (Полянский; †1937), Феодор (Богоявленский; †1943), Макарий (Моржов; †1931), Косма (Магда; †1937), мученики Николай Варжанский (†1918) и Иоанн Попов (†1938). С 1918 года монастырь потерял свой легальный статус, а в 1929 году на его территории был закрыт последний храм. В 1991 году в стенах обители возобновились богослужения, был открыт монастырский храм преподобного Сергия Радонежского, имевший до последнего времени статус Патриаршего подворья, а распоряжением президента России Б.Н. Ельцина в декабре 1994 года было решено возвратить Церкви все постройки Высоко-Петровского монастыря.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1209724...

Со времени кончины отца прошло два года, Гавриил перебрался по настоянию одного из братьев в Санкт-Петербург. Родные убеждали его оставить малодоходное занятие живописью и предлагали участие в торговых предприятиях. Братья выкупили Гавриила из рекрутов, заплатив пятьдесят рублей, сумму по тем временам значительную; это еще больше усилило моральную зависимость Гавриила от них. Помнил юноша и наставления опытных духовников, не советовавших поступать в монастырь до достижения двадцатипятилетнего возраста. Но столица с ее соблазнами, светский образ жизни, который вели родственники, шумные компании, поездки в театр и, наконец, намерение братьев поскорее женить Гавриила, – все это укрепило юношу в решимости открыть свое давнее желание. Он рассказал брату о “родительском благословении”, на что тот ответил: “Если отец благословил, значит на то Божия воля”. Вскоре Гавриил, посетив Гефсиманский скит, возымел твердое намерение остаться там навсегда. В Гефсиманском он бывал и раньше; еще семнадцатилетним юношей он приехал в скит и просил разрешения поселиться там, но благословения не получил. Перед уходом в скит Гавриил решил осуществить давнюю мечту, сходить на поклонение к святым угодникам в Киев. По железной дороге он добрался до Тулы, потом вместе с обозом до Ельца, где остановился в Троицком монастыре, братия которого оказала радушный прием юному паломнику и помогла добраться до Задонска. Дело в том, что, отправляясь на богомолье в Киев, Гавриил хотел непременно заехать в Задонск, чтобы поклониться мощам святителя Тихона, творения которого еще в отрочестве пробудили в нем стремление к монашеской жизни. Удалось Гавриилу побывать и в Воронеже у мощей святителя Митрофана, но до Киева он так и не добрался: пришло время возвращаться в Москву, где ему предстояло выдержать натиск родных, отговаривавших его от поступления в монастырь. На прощание молодой живописец выполнил заказ брата Алексея: написал для храма святого мученика Трифона иконы святителя Алексия, митрополита Московского и святой мученицы Параскевы (имена этих святых носили брат и его жена). Завершив работу над образами, Гавриил решительно заявил родственникам, что уходит в скит.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Цит. по: Пикатова Н.В. Деятельность консульской службы России в Персии во время персидской революции 1905-1911 гг. в освещении русской прессы//Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. СПб.: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена, 2012. 133. С. 56. Там же. С. 58. Дамаскин (Орловский), игумен . Преподобномученик Феодор (Богоявленский) иеромонах // Дамаскин (Орловский), игумен . Жития новомучеников и исповедников Церкви Русской. Июль. Ч. I.//Региональный общественный фонд «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви». В дальнейшем факты биографии преподобномученика Феодора пересказываются в основном по тексту жития, составленного отцом Дамаскином, с привлечением и некоторых других источников. Комуч (Комитет членов Учредительного собрания) - первое антибольшевистское правительство, созданное в июне 1918 года в Самаре членами Учредительного собрания, не признавшими разгона собрания большевиками и большевистского переворота. Состояло из эсеров. В сентябре было преобразовано во Временное Всероссийское правительство (так называемую «Уфимскую директорию»). 18 ноября власть перешла к адмиралу А.В. Колчаку, ставшему Верховным правителем России. Цит. по: Игнатия (Петровская), монахиня . Высоко­-Петровский монастырь в 20-30-е годы //Альфа и Омега. 1996. 8. Игнатия (Петровская), монахиня . Указ. соч. П.Д. Корин об искусстве: Статьи. Письма. Воспоминания о художнике. М., 1988. Цит. по: Копировский А . По ком звучит «Реквием»? //Русский мир. 2012. 9. Храм во имя преподобного Сергия Радонежского на Большой Дмитровке. Разрушен в 1933 году. - Ред . Цит. по: Дамаскин (Орловский), игумен . Указ. соч. Поражение в правах - лишение избирательного права определенных категорий граждан по Конституции РСФСР 1918 года. Оно влекло за собой многочисленные правовые ограничения, фактически делавшие человека изгоем в собственной стране. В категорию «лишенцев» попадали не только представители так называемых эксплуататорских классов, но и зажиточные крестьяне, а также раскулаченные. Дети «лишенцев» также становились «лишенцами» и зачастую не могли получить образование выше начального.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/0...

В протоколе было записано так: дачи не имеет, проживает без прописки у своей сестры. Обращаясь ко мне, один из них выхватил револьвер и, направив на меня, завопил: “А ты еще укрывательством занимаешься. Знаешь, как по военному времени за это ответишь!”. Я увидела, что отец Феодор испугался за меня, но почему-то вовсе не испугалась, а наоборот рассвирепела: “Как! Вы отнимаете у меня моего родного брата, да еще смеете на меня кричать! Что же я не имею права принимать его у себя, если я обязана ему всем, даже своей жизнью и своим образованием”, – в свою очередь закричала я. Тут он опустил револьвер. Другой же, обращаясь к брату, завопил: “Ах ты, такой-сякой, сколько я машин загонял, разыскивая тебя!”. Затем они начали обыскивать брата, сначала шарить по карманам, причем нашли у него мелко исписанный сложенный листок бумаги. Отец Феодор вырвал из их рук этот листок и тут же быстро разорвал его на мелкие клочки, раскидав их по полу со словами: “Это вам нельзя читать, это переживания человека, которые кроме меня никто не должен знать”. Очевидно это была исповедь, привезенная в тот день его духовной дочерью. Тут они просто рассвирепели и выхватили револьвер. Испугавшись за брата, я стала их увещевать, говоря: “Успокойтесь, я все соберу и отдам вам, я уверена, что тут ничего плохого нет, это наверное исповедь, которую священник всегда обязан сохранять в тайне”. С этими словами я стала ползать по полу и собирать клочки мелко разорванной бумаги, незаметно оставляя часть из них и заталкивая их под кровать и столик. Отец Феодор молча наблюдал за тем, что я делаю, не протестуя. Потом меня попросили выйти из комнаты, потому что его начали раздевать догола для обыска. Перед моим уходом он тихо сказал мне: “Ты ничего не знаешь”. Обыскав его, они разрешили ему одеться. Я опять вошла в комнату. Тут начался общий обыск. Начали с большого книжного шкафа, стоящего в маленькой комнате и занимавшего почти половину ее. Это длилось до 5 часов утра. Они листали и трясли каждую книгу. Книги стояли на полках в два ряда. Солдаты с автоматами стояли в дверях, а еще совсем молодые штатские рассматривали книги и говорили: “ТоварищСталин не такой библиотеке нас учит. Ты что, Ярославского не читал?”. (Это антирелигиозный писатель-коммунист, книга которого была очень популярна в то время среди атеистов). Отец Феодор спокойно ответил: “Не читал и читать не собираюсь. Он взялся писать о том, в чем совершенно не умел разбираться”.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010