Попав в исправительно-трудовой лагерь, отец Феодор имел намерение не сообщать о месте своего нахождения и никому не писать. Ему хотелось в заключении, которое явилось для него подвигом сугубым, пожить, полагаясь только на Бога, не надеясь ни на материальную помощь близких ему людей, ни на согревающее душу слово их поддержки. В брани против духов злобы поднебесной ему не нужны были ни излишки одежды, ни пищи, а только чистое сердце и душа, не преклоняющаяся на грех , о спасении которой воинствовали ангелы небесные. Но когда летом 1934 года одно из писем членов общины достигло лагеря, где он находился, он переменил свое решение и ответил на него. В ответах он везде, когда писал слово «семья», имел в виду общину, с которой был тесно связан по храму Грузинской иконы Божией Матери. В это время его сестра Ольга ушла из общины, почувствовав потребность в руководстве опытного духовника-монаха, и стала окормляться у священноиноков Высокопетровского монастыря; некоторые из них, как, например, схиархимандрит Игнатий (Лебедев), в то время еще не были арестованы. В письме монаху Сергию (Савельеву) отец Феодор писал: «Владивосток, 8 октября 1934 г. Дорогой мой брат и все родные! Поздравляю вас всех с сегодняшним радостным днем, который мне так же дорог, как и вам… Новые обстоятельства моей жизни уничтожили много внешних и внутренних препятствий к нашему общению, и это общение теперь могло бы проявиться во всей возможной при данных условиях полноте… С какою радостью я получал и читал письма родных, в которых находил все новые пути, связующие нас. Я видел, что эти годы, когда мы росли вдали друг от друга, возрастили в нас одни и те же плоды, потому что почва и семена были одни и те же. Я понимал, что любовь к семье, чудесно укрепляющая жизнь, – выражение высшей и большей любви, соединяющей всех верующих в одну семью – святую Церковь . Если бы не любовь к Богу рождала любовь к семье и друг другу, то мертва была бы семья и взаимная любовь. Теперь каково же мое место в этом? Могу ли я быть членом вашей семьи, связав себя с другой семьей самым неразрывным образом 24 ноября 1930 года?..

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Соловьева (Смирнова) Анна Павловна (1850–1872) – жена прп. Алексия Зосимовского . Соловьева Прасковия Матвеевна – монахиня. Соловьева (Протопопова) Мария Федоровна (†1854) – мать прп. Алексия Зосимовского . Соловьева Прасковия Матвеевна – монахиня. Страхова Александра (род. в 1888 в д. Елгозино Моск. Губ.) – монахиня Алексеевского монастыря. Суворова Агрипина Петровна – новомученица. Сундукова Ксения Михайловна – духовное чадо зосимовского старца Досифея. Сытин Иван Дмитриевич (1851–1934) – российский издатель-просветитель. Сычев Николай Михайлович – житель Сергиева Посада, староста церкви Петра и Павла. Тимоновы – дворяне, владельцы земель, на которых впоследствии располагалась Зосимова пустынь. Тимохина Софья Семеновна – духовное чадо зосимовского старца Досифея. Тихон Задонский (†1783) – чудотворец, епископ Воронежский. Тихон (Беллавин Василий Иванович, 1865–1925) – святитель, патриарх Московский и всея Руси. Тихон († 1873) – иеромонах, духовник прп. Германа Зосимовского . Тихонов Сергей Николаевич – житель села Мордыш Суздальского района Владимирской области. Товия (Цимбал) – наместник Троице-Сергиевой Лавры 1904–1915 гг. Толстая Евдокия Алексеевна (урожденная Штекельберг) – кузина схимонаха Симона зосимовского. Толстой Лев Николаевич (1828–1910) – писатель. Толстой Николай Алексеевич – владелец Сиговки. Третьяков Павел Михайлович (1832–1898) – меценат, основатель художественной галереи. Тугаринов Алексей Петрович – инженер. Тухачевский Михаил Николаевич (1893–1937) – советский военачальник, маршал Советского Союза. Фаддей (Успенский ; † 1938) – архиепископ Тверской, преподобный священномученик. Фамарь (княжна Марджанова Тамара Александровна, 1869–1936) – схиигумения, основательница Серафимо-Знаменского скита под Москвой. Феогност – наместник Троице-Сергиевой Лавры в конце XX века. Феодор Студит (†826) – подвижник и начальник Студийского монастыря; много страдал от иконоборцев. Феодор (Богоявленский; 1905–1941) – иеромонах, преподобномученик. Феодор Тирон (IV в.) – великомученик.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

95 Начало этого абзаца в машинописи О. А. Кавелиной выглядит так: “В то время духовенство облагалось непосильными налогами. Присылалась бумага с астрономической цифрой, что за год причитается такой-то налог и дата уплаты. За каждый месяц неуплаты налог возрастал вдвое и т. д. Пока налог не уплачен, священнику запрещали служить и храм закрывали. Так произошло и с отцом Феодором. Храм в Ивановском был закрыт, налог возрастал, и тогда одна простая крестьянка продала свою корову, чтоб он заплатил налог, по-русски выкупила отца Феодора, чтобы он мог служить в селе Язвище. В селе Язвище он по-прежнему служил, усердно исполняя свои пастырские обязанности, а через год с налогом повторилась та же картина”. – А. Б. 96 Игумен Митрофан (Тихонов; 1860-†не ранее 1943) – один из старейших насельников Зосимовой пустыни, после ее закрытия – старец московского Высоко-Петровского монастыря, считался преемником преподобного Алексия Зосимовского в деле старческого окормления. Весной 1935 г. в ходе разгрома петровской общины выслан в Каширу, предположительно, погиб в тюрьме. – А. Б. 97 Иеромонах Косьма (Павел Степанович Магда; родился в Харьковской губ., учился в Московском Полиграфическом институте, прихожанин Высоко-Петровского монастыря с 1924 г., духовный сын схиархимандрита Игнатия (Лебедева). В 1930–1933 гг. – в ссылке в Северном крае. Затем жил в селе Мелякино под Можайском. 13 апреля 1935 г. арестован по делу схиархимандрита Игнатия, приговорен к 5 годам ИТЛ с отбыванием в Карлаге (Караганда). См. о нем: Монахиня Игнатия (Петровская) . Высоко-Петровский монастырь в 20–30 годы. С. 125–126. – А. Б. 98 Ольга Павловна говорила еще, что отец Феодор был истощен ужасно и сказал: “Они высосали из меня всю кровь”. – О. Кавелина. 99 Архиепископ Николай (Могилевский; †1955) был освобожден в конце войны, Алмаатинскую кафедру занимал с 25 июня 1945 г. – А. Б. 100 Публикуется впервые по оригиналу, хранящемуся в архиве О. А. Кавелиной, с сохранением всех его особенностей. В угловых скобках – реконструкции публикатора. Знаком “//” отмечен конец страницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1898 году отец Герман принял к себе в обитель отца Феодора Соловьева, пресвитера Большого Успенского собора Кремля. После пострига отец Феодор стал иеромонахом Алексием. Их общими трудами Зосимова пустынь процвела, яко крин в Преподобный Герман Зосимовский пустыни, и сделалась известна не только в Москве, но и во всей России. Преподобный Герман проявил себя прекрасным организатором и хозяйственником. Его усилиями в обители было закончено строительство и налажено образцовое хозяйство. В основу своей деятельности отец Герман положил такое правило: внеш- нее созидание монастыря направлять так, чтобы оно способст- вовало внутреннему устроению братии. В воспитании иноков отец Герман употреблял и чисто духовные средства. Так, прежде всего, потребовал он неопустительного посещения церковных служб, особенно полунощницы и утрени. Ввел отец Герман и строгое уставное богослужение с умилительными пустынными напевами. Устроителем монастырского пения был один из его учеников иеромонах Нафанаил. Зосимовские Блажен муж, Хвалите имя Господне, ектении и другие молитвенные песнопения глубоко проникают в сердце и никогда не забываются. Далее, он установил порядок и дисциплину везде и во всем: в храме, на клиросе, в трапезе, на послушаниях и в домашнем быту; искоренил такие пороки, как своеволие, пристрастие к вину, табаку, скитание по миру, а главное, насадил духовное окормление братии. Особенно большой приток богомольцев в пустынь начался в 1906 году, когда умер Гефсиманский старец отец Варнава. Его осиротевшие духовные чада, студенты и преподаватели Московской Духовной Академии, стали ездить в Зосимову пустынь к отцам Герману и Алексию, ища духовного руководства. Летом 1909 года в Троице-Сергиевой Лавре состоялся Первый Всероссийский иноческий съезд, в котором принимали участие старцы Герман и Алексий. На пути своего служения отец Герман, как и подобает истинному подвижнику, претерпел много искушений и скорбей, по временам весьма тяжких. Один из учеников, перешедших вместе с отцом Германом из Гефсиманского скита в Зосимову пустынь, восстал на своего авву: клеветал на него, писал доносы лаврскому начальству. В итоге старца перевели из обустроенной им обители в Махрищский монастырь во Владимирской губернии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Наш дом состоял из двух отдельных срубов, соединенных под одной крышей широким коридором, как бы большими сенями. В моей половине было три комнаты: маленькая, которая впоследствии послужила келией для отца Феодора, средняя, квадратная, примыкающая к маленькой и отделенная от нее занавеской, и, наконец, большая с двумя окнами. Одно окно было очень большое, а другое, поменьше, выходило на открытую веранду. Вход был непосредственно из сеней. Стены были сделаны из листов толстой сухой штукатурки. В большой комнате стоял обеденный стол, большая скамья со спинкой, буфет и полка с хозяйственными принадлежностями. В этой комнате я работала по живописи и ретуши. Сооруженная посредине моей половины дома печка “шведка” с духовкой, плитой и баком для воды как бы делила эту квартиру на отдельные комнаты. Но вот внезапно началась война. Въезд и выезд из Москвы был крайне затруднен, везде проверяли документы. Начались опять массовые аресты. Брат мой, отец Феодор, с большим трудом приехал ко мне под Москву и сказал: “Я узнал, что уже и отца Митрофана взяли вчера”. Это был старенький игумен Петровского монастыря, наш общий духовный отец 96 . – “Значит и меня должны скоро взять…”. “Ты знаешь, как я тебя люблю, как ты мне близка по духу и дорога! Я понимаю, какой опасности я тебя подвергаю, но все-таки, несмотря на это, прошу тебя, позволь мне пожить у тебя некоторое время, чтобы подготовиться к смерти. Я знаю, что меня скоро возьмут, и знаю, что второй раз я не смогу пережить то, что пережил… Можно я поживу здесь так, чтобы об этом никто не знал, даже соседи?”. Это он говорил о наших соседях-друзьях, с которыми я строилась и которые его очень любили. Я ответила ему чуть ли не со слезами: “Зачем ты меня спрашиваешь об этом, когда знаешь, что мой дом всегда является и твоим домом”. Он поселился в моей половине дома в маленькой комнатке, ставшей его кельей. Уезжая в Москву на несколько дней, я снабжала его необходимыми продуктами, вернее только хлебом и водой, так как от всего другого он отказывался. Было лето, так что топить печь уже не требовалось. Затем я вешала замок на свою дверь, чтобы было видно, что дома никого нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Отец Феодор по природе был очень вспыльчивый, и при этих словах он, как я себе представляю, был вероятно таким, каким его изобразил художник Корин на картине “Молодой монах”. А был он довольно высокого роста. “Я не воспитан доносчиком”, – резко ответил он. Тут они вырвали из его рук паспорт, разорвали его и с ненавистью уже не скрываемой закричали: “Ах, так, отказываешься, ну так нигде больше никогда служить не будешь, и вон из Московской области!”. Конечно, все это было приправлено отборной бранью. Вот и пришлось отцу Феодору к великому огорчению всех прихожан уехать из тех мест. С трудом он нашел себе комнатушку в поселке Завидово (это более 100 км от Москвы), где и поселился. Впрочем, жил он там мало, больше бывал в Москве у духовно близких людей или же жил у меня за городом. Там же он и служил и причащал своих близких духовных чад. Надо сказать, что как раз перед этим в 1939 году с великим трудом, поистине только с Божией помощью, я, будучи выселена по причине реконструкции из Москвы за сорок километров, “построила себе дом”. В то время взамен отнятой никакой жилой площади в Москве не давали. Давали только деньги – 2500 рублей и участок прямо в лесу на совершенно необжитом месте. Давали, правда, льготы на перевоз стройматериалов по удешевленной цене. Мне пришлось ездить одной за пятьсот с лишним километров для того, чтобы купить по случаю деревянный дом в страшной глуши и перевезти его на отведенное мне место. Об этой эпопее можно было бы много написать. Такое строительство было более или менее терпимо только для многосемейных, получавших сразу большую сумму из расчета на каждого члена семьи, и для людей, которые выросли на земле, умеют и построить дом, и вести загородное хозяйство. Для таких же, как я, одиночек, это было трагедией. Много народу пострадало в то время в связи с таким “выселением”. Ни купить, ни построить на полученные 2500 рублей я, конечно, не могла даже самой минимальной площади, несмотря на то, что я как художница тогда неплохо зарабатывала. Только с помощью близких знакомых, знавших нашу семью еще в Ленинграде, я стала владелицей половины дома на станции Востряково Павелецкой железной дороги.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

10 Алексеев В. А. Иллюзии и догмы. М., 1991. С. 336–337; Васильева О. Ю. Русская Православная Церковь в политике Советского государства в 1943–1948 гг. М., 1999. С. 41–42, 105–107; Поспеловский Д. В. Русская Православная Церковь в ХХ веке. М., 1995. С. 183, 192–193; Протоиерей Владислав Цыпин. История Русской Церкви. 1917–1997. С. 259–261; Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. С. 101–106; Судоплатов П. А. “Остаюсь единственным свидетелем…”//Молодая гвардия. 1995. 5. С. 40. 12 Алексеев В. И., Ставру Ф. Русская Православная Церковь на оккупированной немцами территории//Русское возрождение. 1980. 12. С. 116–117. 13 О Псковской миссии см. Васильева О. Ю. Русская Православная Церковь в политике Советского государства в 1943–1948 гг. М., 1999. С. 84–103. 14 Беглов А. “Миссионерская разведка” отца Николая Трубецкого. Как начиналась Псковская миссия//Альфа и Омега. 2001. 2(28). С. 243–251. 15 Беглов А. Архиепископ Варфоломей (Ремов): Argumentum advocati Dei//Церковь в истории России. Вып. 5. М., 2002; О М Д’Эр­биньи, S. J. Церковная жизнь в Москве/Авторизированный перевод с французского с предисловием И. Ф. Наживина. Париж, 1926. С. 36–39, 41; Архиепископ Варфоломей (Ремов). Из духовного наследия//Альфа и Омега. 1998. 4(18). С. 122–125. 16 Монахиня Игнатия. Старчество в годы гонений. Преподобномученик Игнатий (Лебедев) и его духовная семья. М., 2001. С. 81, 321; Схиархимандрит Игнатий (Лебедев). Письма из заключения//Монахиня Игнатия. Старчество на Руси. М., 1999. С. 218. 18 Схиархимандрит Игнатий (Лебедев). Письма из заключения. С. 236; Протоиерей Владислав Цыпин. История Русской Церкви. 1917–1997. С. 193. 19 Игумен Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Кн. 5. Тверь, 2001. С. 14–16. 20 Митрополит Иоанн (Вендланд). Князь Федор (Черный). Митрополит Гурий (Егоров): Исторические очерки. Ярославль, 1999. С. 118–119, 111–112. 22 Богоявленская О. П. Воспоминания о брате: (Олег Павлович Богоявленский — Иеромонах Феодор)//Альфа и Омега. 2001. 1(27). С. 268; Игумен Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Кн. 5. С. 110–112.

http://pravmir.ru/ekopat-russkoy-pravosl...

12.08.2023 Священномученик Иоанн Восторгов. Свойство истинного достоинства. 01.08.2023 Преподобномученик Феодор (Богоявленский). Богом данный земной дом. 27.07.2023 Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Пусть сам Бог тебя вразумит. 18.07.2023 Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской. Последуйте смиренным. 12.07.2023 Священноисповедник Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Симферопольский и Крымский. Надо проповедовать не только словом, но и всей жизнью своей. 29.06.2023 Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской. Как достигнуть совершенной беспопечительности. 25.06.2023 Священномученик Иоанн Восторгов. Всё исчислено и взвешено числом, мерою и весом. 17.06.2023 Священномученик Петр Попов. Живое и действенное слово. 04.06.2023 Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской. Что же может в настоящее время объединить людей? 26.05.2023 Священномученик Василий Соколов. Как все, теперь загадочное и таинственное, раскроется для освобожденного духа. 21.05.2023 Священномученик Мефодий (Красноперов), епископ Петропавловский. Путь к Богопознанию. 20.05.2023 Священномученик Иоанн Стеблин-Каменский. Где и как надо искать помощи в тяжелую минуту. 09.05.2023 Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Кончина Мира. 01.05.2023 Священномученик Иоанн Восторгов. Что же такое спасение? 28.04.2023 Священномученик Амвросий (Гудко), епископ Сарапульский. Невинное развлечение . 21.04.2023 Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской. Разве Тебе иного не знаем . 19.04.2023 Священномученик Александр Хотовицкий. Дружба – дружбой, а служба – службой . 16.04.2023 Пасхальное послание епископа Дамаскина (Цедрика) к духовным чадам. Драгоценная свобода духа во Христе. 15.04.2023 Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской. Ужаснися бояйся небо, и да подвижатся основания земли. 09.04.2023 Священномученик Гермоген (Долганев), епископ Тобольский и Сибирский. Перерождение любви. 01.04.2023 Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской.

http://fond.ru/kalendar/87/milica/

20 февраля 1866 года, на второй неделе Великого поста, Гавриил Гомзин поступил в Гефсиманский скит Троице-Сергиевой Лавры, начало которому было положено в 1844 году благословением святителя Филарета, митрополита Московского, и трудами его духовника преподобного Антония (Медведева) 101 , наместника Лавры. Эта обитель, на внутреннее и внешнее устроение которой столь много трудов положил ныне прославленный угодник Божий святитель Филарет, была известна ко времени поступления в него Гавриила Гомзина сонмом иноков-подвижников, освятивших своими подвигами эту дивную по красоте местность в окрестностях Лавры преподобного Сергия. Ко времени начала подвижничества отца Гавриила (пострижен в рясофор 25 июня 1870 года) в скиту пребывали два старца, иеромонах Тихон и иеросхимонах Александр. Так было угодно Господу, чтобы новоначальный инок последовательно проходил науку монашеского жития сначала у одного, потом у другого подвижника. К отцу Тихону, ученику оптинского иеросхимонаха Феодота, начальнику и братскому духовнику скитских пещер, и поступил в послушание рясофорный монах Гавриил. Почти четыре года пробыл Гавриил в послушании у отца Тихона, пока не призвал его другой Гефсиманский подвижник иеросхимонах Александр. Этот дивный старец, проведший сорок лет жизни в иночестве и из них десять лет в затворе, был учеником оптинского старца Леонида (Наголкина; в схиме Льва) 102 вместе с преподобным Амвросием Оптинским 103 , который впоследствии присылал своих духовных чад на исповедь к отцу Александру. Вспоминая свои первые шаги на поприще иночества, схиигумен Герман говорил, что в скиту у него было “два столпа” – старец и игумен. Старец учил принижать и укорять себя постоянно, в монастыре учили знать лишь храм, келию, трапезу и старца. В 1869 году послушник Гавриил стал келейником старца иеросхимонаха Александра. Кроме послушания у отца Александра, Гавриил ежедневно по два часа нес в храме чреду по чтению Псалтири и писал иконы. Поступая в обитель, он скрыл, что владеет ремеслом живописца, полагая, что по своим делам достоин лишь послушания на кухне, но кто-то из его прежних знакомых открыл “тайну” монастырскому начальству, и Гавриилу было определено проходить послушание иконописное.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

89 Нижний храм церкви Троицы в Никитниках, иначе – великомученика Никиты в Глинищах. Закрыт в 1934 г. – А. Б. 90 Архимандрит Сергий (Савельев; – один из организаторов литературно-философского кружка, руководитель выросшей из него христианской общинки. Арестован в 1929 г., в заключении до 1934 г., в 1931 г. принял монашество, в 1935 г. тайно рукоположен во священника. В 1947 г. начинает открытое служение в Патриаршем Елоховском соборе. В конце жизни – настоятель храма Покрова Богородицы в Медведкове. О нем см. Архимандрит Сергий (Савельев). Далекий путь. Здесь опубликованы письма отца Феодора членам общинки и их письма о нем. – А. Б. 91 Архимандрит Никита (Николай Николаевич Курочкин; – иеромонах и канонарх Зосимовой пустыни, духовный сын старца архимандрита Мелхиседека. После закрытия пустыни – старец Высоко-Петровского монастыря. В 1925–1927 гг. – в ссылке в Новосоловецком монастыре (Тверская губ.). В 1929–1933 гг. в ссылке в районе реки Пинеги. Здесь исповедывал, причащал перед кончиной и отпевал преподобного Никона Оптинского . По возвращении из ссылки служил в селе Ивановском под Волоколамском. О нем см. Монахиня Игнатия (Петровская) . Высоко-Петровский монастырь в 20–30 годы//Альфа и Омега. 1996. 1(8). С. 114–135; Она же. Старчество на Руси. М., 1999. С. 76–78; Евгения Четверухина. “Удалился от мира…”. Воспоминания о схимонахе Симоне (Сергее Евгеньевиче Кожухове). Письма отца Симона. Свято-Троицкая Сергеева Лавра, 1997. С. 276–277. – А. Б. 92 Священник Владимир Смирнов, узнав, что тот в больнице, и зная, что на душе этого человека много преступлений, поспешил в больницу, чтобы его исповедовать, но когда он пришел, ему сказали, что тот уже умер. – О. Кавелина. 93 Епископ Сергий (Дмитрий Николаевич Воскресенский; – управляющий делами Московской Патриархии, с октября 1937 г. – в сане архиепископа. С марта 1941 г. – митрополит Виленский и Литовский, экзарх Латвии и Эстонии, в период немецкой оккупации организатор Внутренней миссии по окормлению военнопленных и беженцев и Внешней или Псковской миссии, сотрудники которой окормляли жителей оккупированных Псковской и Ленинградской областей. – А. Б.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010