Так эпоха гонений вернула, или — лучше сказать — дала возможность русской аскетической письменности вернуться к жанровому началу восточно-христианской аскетической литературы — к изречениям почитаемых наставников, буквально — к топ ¤gion gerTnmwn (изречениям святых старцев). Снова, как и в первые века существования монашества, в центре литературного внимания оказалось непосредственное наставление руководителя, адресованное ученику, которое часто вырастало буквально из маргиналий, заметок на полях, комментариев к тексту, писем и устных замечаний. Главным условием такого “возвращения” была развитая аскетическая практика зосимовско-петровской традиции, практика старческого руковод­ства и исповедания помыслов. 1 Об этом говорит, в частности, французский католический учёный Адальбер де Вогюе (Adalbert de Vogue) в своем многотомном труде “Литературная история монашеского движения в древности” (Histoire limmeraire du mouvement monastique dans l’anmiquime). 2 О ней: Гаспаров М. Л. Античная литературная басня. М., 1972. С. 131 и др. 3 См. Преподобный Симеон Новый Богослов. Главы богословские, умозрительные и практические/Пер. иеромонаха Илариона (Алфеева). М., 1998. 4 Ср.: Памятники литературы Древней Руси. XIV — середина XV века/Вступит. статья Д. С. Лихачёва; сост. и общая ред. Л. А. Дмитриева и Д. С. Лихачёва. М., 1981. С. 320. 6 Монахиня Игнатия (Петровская). Высоко-Петровский монастырь в 20–30-е годы//Альфа и Омега. 1996. 1(8). С. 114–135; Беглов А. Л. В поисках “без­греш­ных катакомб”. Церковное подполье в СССР. М., 2008. С. 46–50. 7 Архиепископ Варфоломей (Ремов). Письма и автобиография//Альфа и Омега. 1996. 2/3 (9/10). С. 353–378; Он же. Из духовного наследия//Альфа и Омега. 1998. 4(18). С. 119–133; Он же. “Мы владеем всерадостной тайной”. Слово о пастырях и учениках//Альфа и Омега. 2000. 1(23). С. 87–108; Он же. “Благоговейный путь”. Слово о духовном восхождении//Альфа и Омега. 2000. 2(24). С. 146–159; Схиархимандрит Игнатий (Лебедев). Письма из заключения//Монахиня Игнатия. Старчество на Руси. М., 1999. С. 214–315; Богоявленская О. П. Воспоминания о брате: (Олег Павлович Богоявленский — Иеромонах Феодор)//Альфа и Омега. 2001. 1(27). С. 259–282; Монахиня Игнатия. Старчество в годы гонений. Преподобномученик Игнатий (Лебедев) и его духовная семья. М., 2001 и др.

http://pravmir.ru/asketicheskaya-pismenn...

Этот храм был особенным, он обслуживался в основном молодежью. Свечного ящика там не было, свечи же раздавались бесплатно во время богослужения в положенное время. С тарелками для сбора средств тоже не ходили, а у дверей при входе стояла большая кружка, куда верующие имели возможность опускать по мере усердия свои пожертвования. Иногда там находили и крупные суммы, хотя молящихся в храме всегда было мало. Мало кто знал этот полуподвальный храм, расположенный в глухом переулке. Сейчас он является филиалом Исторического музея. Верхний храм, расписанный Симоном Ушаковым, в то время был закрыт. Богослужения совершались по уставу, были довольно длинными, в духе древнего христианства. Кроме того, после службы в определенные дни отец Сергий объяснял Библию , содержание праздников и смысл богослужений. По большим праздникам в небольшом помещении, примыкавшем к храму, бывала общая трапеза. Так продолжалось до 1927 года. Тогда была опубликована декларация митрополита Сергия, заместителя Патриаршего Местоблюстителя, после которой произошел церковный раскол. Митрополит Петр Крутицкий, официальный Местоблюститель Патриаршего престола был в это время в ссылке, в “бесконечной ссылке”, то есть, когда один срок кончался, ему тут же давали другой, и так до его кончины. Отец Сергий Голощапов не признавал местоблюстительства митрополита Сергия, считая его недействительным при наличии живого местоблюстителя, и открыто выступил против него, за что и был запрещен в священнослужении. В нашей церкви, где мы все были объединены этим священником, также произошел раскол. Часть прихода, возглавляемая молодым регентом, ушла из него, а часть осталась с отцом Сергием в Грузинском храме, в том числе остался с ним мой младший брат Юрий, очень преданный ему, но, по моему мнению, еще мало разбиравшийся во всем происходящем в Церкви. Впоследствии отец Сергий разделил участь многих священнослужителей: был в ссылке, в Соловках, и после второго ареста в 1936 году пропал без вести. Регент Василий Петрович Савельев с группой молодежи перешел в маленький храм святых Косьмы и Дамиана в Старопанском переулке. Там служил почтенный старый протоиерей. Вскоре регент со всеми служившими в этом храме был арестован и выслан. Регент в ссылке в Соловках принял монашество 90 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

9 апреля 1933 года следствие было закончено и составлено обвинительное заключение, в котором, в частности, говорилось: «ОГПУ стало известно о существовании контрреволюционной организации церковников… Практическая контрреволюционная работа организации выражалась: в насаждении в советских учреждениях тайных монахов, занимающихся пропагандой контрреволюционных идей и обработкой в антисоветском духе служащих, главным образом молодежи; в создании нелегальных монастырей, являющихся очагами развернутой антисоветской агитации среди населения; в создании специальной нелегальной духовной академии для подготовки кадров контрреволюционного актива; в распространении монархической литературы (дореволюционного издания) и создании спецфонда помощи ссыльным за контрреволюционную деятельность церковникам». 27 апреля 1933 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило иеродиакона Феодора к трем годам заключения в исправительно-трудовой лагерь. 7 мая он был отправлен этапом в Новосибирск. Перед этапом ему дали свидание с сестрой. Он вышел к ней радостный и бодрый. Благодать Божия давала силы быть стойким и мудрым; узы, которые пришлось переносить ради Христа, не были омрачены малодушием и тем более предательством и устрояли мирное состояние духа. В мае 1934 года он был отправлен во Владивосток, в 1-е отделение Дальлага. Во время посадки заключенных на пароход у него отнялись ноги. Несмотря на жесточайшие побои, он не смог встать, и конвой вызвал врача. Осмотрев его, врач убедился, что перед ним действительно больной, которому нужна неотложная помощь. Впоследствии врач выяснил, что отец Феодор имеет неоконченное высшее медицинское образование, и взял его к себе помощником. Иеродиакону Феодору пришлось ассистировать более чем при ста операциях аппендицита, удалять зубы и даже принимать роды, так как в лагере, кроме врача и иеродиакона Феодора, медицинского персонала не было. Желая как можно больше принести пользы страждущим, он являлся для них врачом не только телесным, но и духовным, укрепляя словом больных и умирающих.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В течение долгого времени преподобномученика Феодора Богоявленского (день памячти19 июля) вызывали на допросы ночью, не давали спать днем, а на допросах беспощадно избивали. От священника требовали, чтобы он назвал всех своих духовных детей и людей, с которыми близко общался. «С декабря 1940 года по день вашего ареста чем вы занимались?» — спросил его следователь. «Через своих знакомых, проживавших в Москве, а также через свою сестру я получал работу по графике, ретушировке портретов и тому подобному, этим и занимался». — «Значит, вы утверждаете, что с декабря 1940 года по день вашего ареста занимались художественной работой, которую получали через своих знакомых?» — «Да, это именно так». — «Назовите ваших знакомых, которые давали вам художественную работу». Отец Феодор отреагировал на это предложение следователя столь решительно, что тот не посмел записать его слов, а вместо них написал: «На этот вопрос обвиняемый дал контрреволюционный ответ, и я его не записал». А вот фрагмент допроса и ответ на предложение стать осведомителем другого священномученника Николая Тахтуева. Вряд ли он предполагал, что не так скоро, но все-таки падет советская власть, и мы, ему совершенно неведомые христиане, прочтем его слова вслух: «Гражданин начальник! — писал он. — Разрешите мне объясниться с Вами письменно, я говорить много не умею по своей необразованности. Что вы от меня требуете, то я сделать не могу. Это мое последнее и окончательное решение. Большинство из нас идет на такое дело, чтобы спасти себя, а ближнего своего погубить — мне же такая жизнь не нужна. Я хочу быть чистым пред Богом и людьми, ибо, когда совесть чиста, то человек бывает спокойный, а когда не чиста, то он не может нигде найти себе покоя, а совесть у каждого человека есть, только она грязными делами заглушается, а потому я не могу быть таким, каким Вы бы хотели…» Вторая грань подвига новомучеников — это глубокая порядочность и цельность личности. Цельность в том, что они, выбрав Бога основой своей жизни, полагали, что вся их жизнь, вплоть до мелочей — это исповедование Бога делом. Таким образом, причиной их гибели стали два слагаемых. Первое слагаемое — это чистая любовь к Богу, а второе — верность Богу, проявляемая в любви к людям. Самую простую и обычную жизнь они понимали как свидетельство верности.

http://pravmir.ru/novomucheniki-svidetel...

ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ ЕМУ! Думаю, что он скончался в день преподобного Сергия, которого особенно почитал. В храме в честь преподобного Сергия, который находился на углу Большой Дмитровки и Козицкого переулка, он готовился принять и принял постриг в монашество. Из этого храма, на колокольне которого он жил, он пошел в первую ссылку. Официально сообщили, что отца Феодора не стало в живых 19 июля 1943 года. Претерпевый же до конца, той спасен будет( Мф 10:22 , ср. 24:13; Мк 13:13 ). Отец Феодор претерпел до конца все мучения ради спасения совершенно неповинных ни в чем людей, каким был и он сам. Что он до конца претерпел, видно еще и потому, что четыре человека, взятые по его делу, были освобождены из тюрьмы и возвращены на свободу, что в те времена не происходило. Такое могло случиться только по особым молитвам, согласным с Промыслом Божиим. Публикация А. Беглова “Завещание” преподобномученика Феодора. Преподобномученик ФЕОДОР (БОГОЯВЛЕНСКИЙ) “ЗАВЕЩАНИЕ” 1 июля 1941 г. Ольга Александровна Кавелина, духовная дочь архимандрита Никиты (Курочкина), с 1939 г. окормлявшаяся у отца Феодора, была вызвана в кабинет начальства и включена в состав группы, уезжавшей для организации Восточного филиала их предприятия в Свердловск. Незадолго перед тем, 27 июня она была допрошена следователем НКВД по делу отца Феодора. Командировка в Свердловск уводила ее от неминуемого ареста. Вскоре одна из духовных сестер передала ей от отца Феодора напутствие в дорогу – Праздничную Минею небольшого формата. 5 июля О. А. покинула Москву. Приехав в Свердловск накануне праздника святых апостолов Петра и Павла, в пустой комнате общежития она первый раз открыла Минею. Между страниц, где помещалась служба первоверховным Апостолам, был вложен вырванный из блокнота листок в линейку, на котором пером фиолетовыми чернилами отцом Феодором был написан приведенный ниже текст – последнее, что вышло из-под пера нового преподобномученика и сохранилось до наших дней 100 . † Смирение – без труда спасение как единогласно говорят св отцы. Приобретается же оно не сразу, но когда человек испытает и перетерпит многую болезнь и изменение своему страстному устроению. Случаи к этому в жизни – на каждом шагу и нам остается, принимая все скорби как от руки Божией, обращать в свою духовную пользу. Невозможно же этого совершить на деле, если не имеем постоянной памяти Божией и сознания своей греховности и неисправности. А то и другое получим не иначе, как через молитву.//Поэтому молитва есть основание и корень духовной жизни. Как же молиться? Стараясь ум свой отвлекать от внешних собирать его в < > слова молитвы для начала хотя бы внешним образом, многократным повторением этих слов: Г I Х С Б помилуй мя грешн . А чтобы не осталось это делание одним упражнением ума, надобно и сердце понуждать внимать ему. Все же совершаемое не почитать делом великим и высоким, а, наоборот видеть в этом крайнюю свою немощь и нужду в помиловании как и есть на самом деле

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Первоначально его направили служить в сане диакона в Волоколамский район, в большое село с каменным храмом, в помощь уже старому протоиерею. Тот был вначале крайне недоволен его появлением и говорил, что ему никакого диакона не нужно, что и так мало дохода от храма. Позднее он сам мне говорил со слезами, что полюбил отца Феодора как родного сына. Своей кротостью, скромностью и полной нестяжательностью отец Феодор сумел победить его недоброжелательное отношение. Это был старый протоиерей, у которого не было детей, и жил он вдвоем со своей матушкой в маленьком домике около самого храма. Он очень страдал одной слабостью: любил выпить и временами эта страсть носила у него характер запоя. Когда отец Феодор видел, что он пришел служить в нетрезвом состоянии, то с любовью уговаривал его прилечь на лавке в алтаре, а потом выходил сам к народу и говорил: “Братья и сестры, помолитесь, наш батюшка очень заболел, служить не сможет, расходитесь с миром по домам до следующего воскресенья”. И так бывало не один раз. Потом этот старый протоиерей был выслан и из ссылки больше не вернулся, а храм, конечно, закрыли. Отец Феодор до самого своего второго ареста, уже став священником того же Волоколамского района, всемерно материально поддерживал осиротевшую его матушку. Хорошая она была, такая кроткая маленькая старушка. Нечего и говорить о том, что в отце Феодоре она просто “души не чаяла”. мая 1937 года на Пасхальной неделе, в день праздника великомученика Георгия, отец Никита совершил последнюю литургию. Вернувшись домой, он лег, и у него, видимо, произошел инсульт, а 12 мая он отошел ко Господу. Все дни и ночи болезни отца Никиты отец Феодор не отходил от него, только в воскресенье уходил служить литургию. Смерть отца Никиты была для него ужасной потерей. Он сказал: “Я готов еще раз перенести ссылку, лишь бы у меня было сознание, что батюшка жив”. Перед сороковым днем отца Никиты он был рукоположен в сан иеромонаха в храме апостолов Петра и Павла на Преображенской площади. Хиротонию совершал епископ Сергий (Воскресенский) 93 . Первым приходом, в котором он начал служить, был храм в честь мученика Иоанна Воина в селе Ивановском в трех километрах от Волоколамска. В этом храме до смерти служил отец Никита. Первую службу после хиротонии отец Феодор служил в сороковой день после смерти отца Никиты] 94 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В шкафу у меня были и разные портреты совершенно незнакомых мне людей. Я объяснила им, что я изучила фоторетушь и этим подрабатывала, но они все же вытащили все эти портреты на веранду на большой стол, за которым сидел отец Феодор. Тут вдруг я увидела в руках у выносившего большой конверт оранжевого цвета, который я никогда не имела у себя. Из него вынули с отвратительной усмешкой какой-то мужской портрет, как мне показалось издали портрет Гитлера с немецкой надписью. “А что это такое?” – спросил выносивший отца Феодора. “Я не знаю, я никогда в жизни это не видел”, – ответил брат. Я с ужасом поняла, что они занимаются шантажом. Не найдя в сущности ничего предосудительного при обыске, но желая погубить или отличиться, они подсунули этот конверт. Портрет был присоединен к прочим отобранным ими материалам. Я хотела хоть чем-нибудь покормить отца Феодора, он отказался, но попросил только арестовавших его дать ему возможность помолиться перед уходом. Они согласились: “Только смотри, чтобы не долго это было”. Потом, придя с веранды в дом, грубо сказали: “Ну, собирайся, шевелись, поедем!”. Тут я не выдержала и решительно заявила, что они обязаны выполнить данное обещание, разрешить ему помолиться. Они нехотя согласились, но прибавили: “Только по-быстрому”. Отец Феодор надел полумантию и отслужил в моей комнатке полный молебен перед Казанской иконой; перед той самой, у которой я молилась, чтобы Божия Матерь вразумила меня, что ответить брату. Дверей в этой комнатке тоже не было, поэтому они могли наблюдать за нами издали, находясь в большой комнате. Помолившись, отец Феодор подошел к платяному шкафу, который стоял при входе в большую комнату, достал из него свою зимнюю ватную рясу, которая хранилась у меня (ему все время приходилось ходить в штатском, чтобы не подводить людей, у которых он бывал), и скуфью и одел на себя. При виде этого наши непрошеные гости воскликнули: “Это еще что за маскарад!”. На это отец Феодор спокойно ответил с большим достоинством: “Это не маскарад, и я счастлив, что могу, наконец, одеть одежду, мне подобающую!”.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

С одной стороны – петровская школа, начало проникновения в службу, в режим и строй монашеской жизни. Затем – масса новых впечатлений от жизни в совсем других условиях. Свобода от уз монашеской дисциплины и, как следствие этого, – рост страстей. К этому надо прибавить стремление облегчить себе жизнь, все большее погружение в повседневные заботы, увлечение медициной, и над всем этим – сознание полного несоответствия своей жизни со своим званием и недостаток решимости и умения это изменить. Но, несмотря на это, в общем – бодрость и радостноспокойное состояние, которое всегда отношу за счет молитв своих близких. Вот, родная, что написалось мне в этот раз. Да хранит вас Господь и Его Пречистая Матерь. Приветствую всех, как люблю». Иеродиакон Феодор вернулся из лагеря, пробыв там полных три года. Первое время он жил в Егорьевске, а затем переехал в Тверь. 11 апреля 1936 года отец Феодор писал из Твери: «Родные мои! Поздравляю вас всех с наступающим Светлым Праздником и желаю встретить его в духовной радости и единении. Я, слава Богу, провел это время как нельзя более мирно и содержательно, чем вполне был вознагражден за лишения прошлых лет. За время поста много передумал, и как-то впервые по приезде сюда совершенно спокойно, не будучи отвлекаем ничем посторонним. Теперь моя жизнь и перспективы на будущее явились в новом свете. Но об этом поподробнее, если Бог благословит, побеседуем по моем приезде в Москву. Я предполагаю к вам выехать в ближайшие дни». При освобождении отца Феодора из заключения врач снабдил его документами и характеристикой, в которой отмечал его исключительную добросовестность и редкие способности к медицине, и приложил ходатайство о предоставлении ему возможности завершить медицинское образование. Нужно было решить вопрос: воспользоваться ли этими документами и стать врачом телесным или идти дальше по тесному и скорбному пути священноинока, который в те годы неизбежно вел на голгофу. Его духовный отец и восприемник при постриге архимандрит Никита, который к тому времени вернулся из ссылки, предоставил ему самому свободно решить этот вопрос. Отец Феодор обратился за советом к сестре: «А как ты думаешь, что ты посоветуешь делать?» Ольга стала молиться перед Казанской иконой Божией Матери, которой благословила их мать, и вдруг, словно голос, ясно услышала: «Вземшийся за орало да не зрит вспять». Она повторила эти слова вслух. Отец Феодор внимательно выслушал их и, кротко улыбнувшись, сказал: «Спасибо тебе, одна только ты меня поддержала, мне так это было нужно».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Расскажите следствию, в связи с чем это вы проводили контрреволюционную деятельность? — Разговора о снятии колоколов в церкви с моей стороны я не помню, насчет закрытия церквей разговор в сторожке в апреле 1937 года был. Я говорил, что скоро все церкви закроют, а верующим советская власть веровать запретит. — При выполнении зернопоставок колхозниками летом 1936 года и в июне 1937 года вы вели антисоветскую агитацию против государственных зернопоставок, при этом высказывались в контрреволюционной форме. Припоминаете ли вы это? — Я этого припомнить не могу, потому что антисоветской агитации я не вел. — Летом 1937 года, в июне и в июле, на почве временного перебоя в торговле хлебом, вы, бывая в лавке Егонского сельпо, неоднократно высказывали антисоветские взгляды, создавали недовольство среди населения. Расскажите, как вы высказывались у Егонского сельпо. — У Егонской лавки летом 1937 года в момент перебоев в торговле хлебом, это было в июне и июле, я неоднократно говорил среди населения, что раньше при царе было всего много, и хлеб был, а теперь при советской власти хлеба не стало, приходится в очереди стоять. Кроме этого я ничего говорил. На этом допрос был закончен; в тот же день было составлено обвинительное заключение и отправлено на рассмотрение Тройки НКВД. 1 ноября Тройка постановила о. Феодора расстрелять. Священник Феодор Беляев расстрелян через день, 3 ноября 1937 года. Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания. Преподобномученик Феодор (Богоявленский) (память 6 июля по старому стилю) П реподобномученик Феодор (в миру Олег Павлович Богоявленский) родился 26 декабря 1905 года в Тегеране в благочестивой семье русского консула в Персии Павла Георгиевича Богоявленского. 19 января 1911 года Павел Георгиевич был убит персами, и его жена Ольга Петровна с тремя малыми детьми вернулась в Санкт–Петербург. Семья жила на пенсию, получаемую от правительства; жили хотя и не богато, но в достатке.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

Как вспоминает монахиня Игнатия, иеромонах Герман был ближайшим и преданнейшим духовным сыном владыки Варфоломея. “Он был среди братии очень заметной фигурой, так как часто во время службы подходил по делам к Владыке и подолгу задерживался около его кресла. Он был высокого роста, ходил медленно, с раскачкой (из-за больных ног), постоянно держа ту или иную книгу под мышкой; вероятно, он помогал Владыке в делах Академии, — нам, чадам других старцев, не было ничего известно об этом делании Владыки” 44 . Очень скоро он становится одним из Высоко-Петровских духовников и в этом качестве приобретает некоторую известность в среде московских православных. Особая духовная близость связывала его с общинами храмов святителя Николая в Соломенной Сторожке и святителя Митрофания Воронежского в Петровском парке; в этих храмах отец Герман неоднократно служил, а после арестов священников этих храмов (ныне прославленных в лике священномучеников отца Владимира Амбарцумова и отца Владимира Медведюка) в конце 20-х—начале 30-х гг. часть прихожан перешла под его окормление в Высоко-Петровский монастырь. Преподобномученик Герман, как и все Высоко-Петровские отцы, последовательно и без колебаний пребывал под омофором Заместителя патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) во исполнение благословения зосимовского старца преподобного Алексия (Соловьева) 45 . В июне 1929 г. был закрыт последний из храмов Высоко-Петровского монастыря — Боголюбский собор. Клир переходит в храм преподобного Сергия Радонежского на Большой Дмитровке (не сохранился). Здесь духовническая деятельность отцов монастыря, в том числе и отца Германа, достигает своего расцвета. В 1932 г. иеромонах Герман был возведен в сан архимандрита. В январе 1933 г. отец Герман был арестован наряду с другими молодыми постриженниками Высоко-Петровского монастыря, среди которых был, в частности, преподобномученик Феодор (Богоявленский) 46 по групповому делу кружка христианской молодежи. В деле архимандрит Герман проходил как “член контрреволюционной организации христианской молодежи, участник нелегальных собраний” и был обвиняем в “антисоветской агитации”. Приговорен он был к пяти годам лагерей и отбывал срок в Кемеровской области.

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010